Евангелие от луки 12 глава
Содержание:
Глава 2
1 | В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. | |
2 | Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. | |
3 | И пошли все записываться, каждый в свой город. | |
4 | Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, | |
5 | записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. | |
6 | Когда же они были там, наступило время родить Ей; | |
7 | и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице. | |
8 | В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. | |
9 | Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. | |
10 | И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: | |
11 | ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; | |
12 | и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. | |
13 | И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: | |
14 | слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! | |
15 | Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что́ там случилось, о чем возвестил нам Господь. | |
16 | И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. | |
17 | Увидев же, рассказали о том, что́ было возвещено им о Младенце Сем. | |
18 | И все слышавшие дивились тому, что́ рассказывали им пастухи. | |
19 | А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем. | |
20 | И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за всё то́, что слышали и видели, ка́к им сказано было. | |
21 | По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве. | |
22 | А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, || принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, | |
23 | как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу, | |
24 | и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных. | |
25 | Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем. | |
26 | Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. | |
27 | И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, | |
28 | он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: | |
29 | Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, | |
30 | ибо видели очи мои спасение Твое, | |
31 | которое Ты уготовал пред лицем всех народов, | |
32 | свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. | |
33 | Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем. | |
34 | И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий,- | |
35 | и Тебе Самой оружие пройдет душу,- да откроются помышления многих сердец. | |
36 | Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, | |
37 | вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. | |
38 | И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме. | |
39 | И когда они совершили всё по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет. | |
40 | Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем. | |
41 | Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи. | |
42 | И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник. | |
43 | Когда же, по окончании дней праздника, возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и Матерь Его, | |
44 | но думали, что Он идет с другими. Пройдя же дневной путь, стали искать Его между родственниками и знакомыми | |
45 | и, не найдя Его, возвратились в Иерусалим, ища Его. | |
46 | Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; | |
47 | все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его. | |
48 | И, увидев Его, удивились; и Матерь Его сказала Ему: Чадо! что́ Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя. | |
49 | Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что́ принадлежит Отцу Моему? | |
50 | Но они не поняли сказанных Им слов. | |
51 | И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем. | |
52 | Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков. |
Глава 1
Глава 3
Глава 10
1 | После сего избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти, | |
2 | и сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою. | |
3 | Идите! Я посылаю вас, как агнцев среди волков. | |
4 | Не берите ни мешка, ни сумы́, ни обуви, и никого на дороге не приветствуйте. | |
5 | В какой дом войдете, сперва говорите: мир дому сему; | |
6 | и если будет там сын мира, то почиет на нём мир ваш, а если нет, то к вам возвратится. | |
7 | В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть, ибо трудящийся достоин награды за труды свои; не переходите из дома в дом. | |
8 | И если придёте в какой город и примут вас, ешьте, что вам предложат, | |
9 | и исцеляйте находящихся в нём больных, и говорите им: приблизилось к вам Царствие Божие. | |
10 | Если же придете в какой город и не примут вас, то, выйдя на улицу, скажите: | |
11 | и прах, прилипший к нам от вашего города, отрясаем вам; однако же знайте, что приблизилось к вам Царствие Божие. | |
12 | Сказываю вам, что Содому в день оный будет отраднее, нежели городу тому. | |
13 | Горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они, сидя во вретище и пепле, покаялись; | |
14 | но и Тиру и Сидону отраднее будет на суде, нежели вам. | |
15 | И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься. | |
16 | Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня. | |
17 | Семьдесят учеников возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем. | |
18 | Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию; | |
19 | се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам; | |
20 | однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах. | |
21 | В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение. | |
22 | И, обратившись к ученикам, сказал: всё предано Мне Отцем Моим; и кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец, не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть. | |
23 | И, обратившись к ученикам, сказал им особо: блаженны очи, видящие то, что вы видите! | |
24 | ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, что́ вы видите, и не видели, и слышать, что́ вы слышите, и не слышали. | |
25 | И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что́ мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? | |
26 | Он же сказал ему: в законе что́ написано? ка́к читаешь? | |
27 | Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. | |
28 | Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. | |
29 | Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? | |
30 | На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. | |
31 | По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. | |
32 | Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. | |
33 | Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился | |
34 | и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; | |
35 | а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. | |
36 | Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? | |
37 | Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же. | |
38 | В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; | |
39 | у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. | |
40 | Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. | |
41 | Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, | |
42 | а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё. |
Глава 9
Глава 11
Глава 18
1 | Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать, | |
2 | говоря: в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился. | |
3 | В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего. | |
4 | Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, | |
5 | но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне. | |
6 | И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный? | |
7 | Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? | |
8 | сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле? | |
9 | Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу: | |
10 | два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. | |
11 | Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: | |
12 | пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что́ приобретаю. | |
13 | Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! | |
14 | Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится. | |
15 | Приносили к Нему и младенцев, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же, видя то, возбраняли им. | |
16 | Но Иисус, подозвав их, сказал: пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. | |
17 | Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него. | |
18 | И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? | |
19 | Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог; | |
20 | знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою. | |
21 | Он же сказал: все это сохранил я от юности моей. | |
22 | Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною. | |
23 | Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат. | |
24 | Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! | |
25 | ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие. | |
26 | Слышавшие сие сказали: кто же может спастись? | |
27 | Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу. | |
28 | Петр же сказал: вот, мы оставили все и последовали за Тобою. | |
29 | Он сказал им: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или родителей, или братьев, или сестер, или жену, или детей для Царствия Божия, | |
30 | и не получил бы гораздо более в сие время, и в век будущий жизни вечной. | |
31 | Отозвав же двенадцать учеников Своих, сказал им: вот, мы восходим в Иерусалим, и совершится все, написанное через пророков о Сыне Человеческом, | |
32 | ибо предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и оскорбят Его, и оплюют Его, | |
33 | и будут бить, и убьют Его: и в третий день воскреснет. | |
34 | Но они ничего из этого не поняли; слова сии были для них сокровенны, и они не разумели сказанного. | |
35 | Когда же подходил Он к Иерихону, один слепой сидел у дороги, прося милостыни, | |
36 | и, услышав, что мимо него проходит народ, спросил: что это такое? | |
37 | Ему сказали, что Иисус Назорей идет. | |
38 | Тогда он закричал: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня. | |
39 | Шедшие впереди заставляли его молчать; но он еще громче кричал: Сын Давидов! помилуй меня. | |
40 | Иисус, остановившись, велел привести его к Себе: и, когда тот подошел к Нему, спросил его: | |
41 | чего ты хочешь от Меня? Он сказал: Господи! чтобы мне прозреть. | |
42 | Иисус сказал ему: прозри! вера твоя спасла тебя. | |
43 | И он тотчас прозрел и пошел за Ним, славя Бога; и весь народ, видя это, воздал хвалу Богу. |
Глава 17
Глава 19
Комментарии из Женевской Библии: От Луки 12 глава
12:3 что вы сказали в темноте, то услышится во свете. В день суда Господнего все тайное станет явным, и лицемерие обнажится.
12:4 друзьям Моим. В синоптических Евангелиях Иисус только однажды называет учеников Своими друзьями. В Евангелии от Иоанна такое обращение встречается также единственный раз (Ин. 15,14).
12:5 бойтесь того, кто… может ввергнуть в геенну. Такой властью обладает только Бог. Знаменательно, что здесь употреблено слово «геенна«, т.е. место вечных мук, а не «гадес», которым называли вообще загробный мир. «Геенна» по-древнееврейски означает «долина Енном». В этой долине, простирающейся за южной стеной Иерусалима, в древности совершались жертвоприношения детей, и с тех пор она слыла проклятым местом (Иер. 7,31-33). В новозаветные времена в ней была устроена городская свалка, мусор на которой сжигался днем и ночью.
12:6 Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? Две птицы, согласно Матфею, продаются за один ассарий (Мф. 10,29); стоимость их столь мала, что при покупке на два ассария одна птица дается в придачу. Если Бог заботится даже о такой мелкой и незаметной твари, народ Божий может не опасаться быть оставленным Божественной заботой.
12:10 кто скажет хулу на Святаго Духа, тому не простится. Хула на Святого Духа – тягчайший из грехов. Злословящий Христа вопреки самым неоспоримым свидетельствам фактически приписывает соделанное Духом через Иисуса Христа сатане. См. статью «Грех, не имеющий прощения».
12:13 скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство. Общие предписания относительно раздела наследства содержатся во Втор. 21,15-17; если между наследниками возникали разногласия, урегулировать их приглашался раввин. Человек, обратившийся с этой просьбой к Иисусу, явно хотел решить спор в свою пользу, а не услышать от Него справедливое решение.
12:25 кто из вас… может прибавить себе роста хотя на один локоть? Возможно и иное прочтение этого места: «кто из вас может прибавить хотя бы час к своей жизни?»
Соломон… не одевался так. В поговорку вошла не только мудрость Соломона, но также его богатство и роскошь, которой он окружал себя.
12:33 Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Центральным для данного стиха является противопоставление земного богатства, преходящего и лишающего человека покоя, сокровищам Царства Божиего, неоскудевающему источнику успокоения. Иисус не требовал от Своих последователей непременной бедности; некоторые из них были людьми вполне состоятельными (10,38; Ин. 19,27). Обладание земным богатством может и не быть губительным, если оно не подчиняет себе душу человека (ст. 34).
12:35 Да будут чресла ваши препоясаны. Образное выражение, означающее состояние готовности.
12:37 препояшется… станет служить им. Ср. 22,27.
12:38 во вторую стражу, и в третью стражу. Ночное время.
12:42 верный и благоразумный домоправитель. Домоправитель у евреев – раб, назначенный хозяином управлять всем его владением.
12:47 не делал по воле его. Нежелание делать добро заслуживает наказания не менее тяжкого, чем содеянное зло.
12:48 не знал, и сделал достойное наказания. Незнание воли хозяина достойно наказания тогда, когда у раба была возможность узнать ее. Свою волю в отношении Своего народа Бог изложил так, что никакие проступки человека не могут быть оправданы незнанием ее (Рим. 1,20; 2,14.15).
12:49 Огонь. См. Деян. 2,1-4.
12:50 Крещением должен Я креститься. Христос говорит о Своей смерти и воскресении. Само понятие «крещение» предполагает смерть (погружение в воду) и воскресение для новой жизни.
пока сие совершится. См. Ин. 19,30.
12:51 дать мир земле? нет… но разделение
В определенном, очень важном смысле Иисус принес на землю мир (Ин. 14,27)
Однако человечество разделится на последователей Христа, и тех, кто не с Ним.
← От Луки 11 • От Луки 13 →
Глава 13
1 | В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. | |
2 | Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? | |
3 | Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все та́к же погибнете. | |
4 | Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? | |
5 | Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все та́к же погибнете. | |
6 | И сказал сию притчу: некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел; | |
7 | и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает? | |
8 | Но он сказал ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом,- | |
9 | не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее. | |
10 | В одной из синагог учил Он в субботу. | |
11 | Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться. | |
12 | Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. | |
13 | И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога. | |
14 | При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходи́те исцеляться, а не в день субботний. | |
15 | Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? | |
16 | сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний? | |
17 | И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его. | |
18 | Он же сказал: чему подобно Царствие Божие? и чему уподоблю его? | |
19 | Оно подобно зерну горчичному, которое, взяв, человек посадил в саду своем; и выросло, и стало большим деревом, и птицы небесные укрывались в ветвях его. | |
20 | Ещё сказал: чему уподоблю Царствие Божие? | |
21 | Оно подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё. | |
22 | И проходил по городам и селениям, уча и направляя путь к Иерусалиму. | |
23 | Некто сказал Ему: Господи! неужели мало спасающихся? Он же сказал им: | |
24 | подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут. | |
25 | Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: Господи! Господи! отвори нам; но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы. | |
26 | Тогда станете говорить: мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты. | |
27 | Но Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды. | |
28 | Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон. | |
29 | И придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием. | |
30 | И вот, есть последние, которые будут первыми, и есть первые, которые будут последними. | |
31 | В тот день пришли некоторые из фарисеев и говорили Ему: выйди и удались отсюда, ибо Ирод хочет убить Тебя. | |
32 | И сказал им: пойдите, скажите этой лисице: се, изгоняю бесов и совершаю исцеления сегодня и завтра, и в третий день кончу; | |
33 | а впрочем, Мне должно ходить сегодня, завтра и в последующий день, потому что не бывает, чтобы пророк погиб вне Иерусалима. | |
34 | Иерусалим! Иерусалим! избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели! | |
35 | Се, оставляется вам дом ваш пуст. Сказываю же вам, что вы не увидите Меня, пока не придет время, когда скажете: благословен Грядый во имя Господне! |
Глава 12
Глава 14
Евангелие покаяния
Тема покаяния, начатая проповедью святого Иоанна Предтечи, звучит на протяжении всего Евангелия от Луки. И в этом открывается еще одно важнейшее богослужебное значение этого Благовестия. Четыре недели до начала Великого поста, по воскресеньям, мы слышим в храмах чтения из Евангелия от Луки: о мытаре Закхее, притчи о мытаре и фарисее, о блудном сыне.
Мытари — сборщики налогов, ненавидимые всеми. За что ненавидели мытарей? Налоги собирали в пользу римской власти — власти захватчиков и поработителей. Поэтому мытарь воспринимался как предатель. Но нередко мытари брали больше положенного, попросту обирая своих собратьев. Автор первого Евангелия апостол Матфей был мытарем. Услышав призыв Христа, Матфей оставил все и последовал за Господом (см.: Мф. 9, 9). Евангелист Лука рассказывает о другом покаявшемся мытаре — Закхее. Представьте, как Закхей, человек маленького роста, взбирается на дерево, чтобы увидеть проходящего Христа,— что-то заставило его забыть свое положение начальника мытарей и человека богатого (ср.: Лк. 19, 2). Христос увидел Закхея и вошел к нему в дом возвестить, что ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама (Лк. 19, 9). Иудеи считали себя потомками Авраама, с которым Бог заключил Завет. Христос обращает свои слова не только к Закхею, но и ко всем: презираемый вами грешник тоже сын Авраама — брат ваш, почему же вы ненавидите брата своего? Закхей обещает Христу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо (Лк. 19, 8).
Притча о мытаре и фарисее… Первый не смеет поднять глаз к небу, но, ударяя себя в грудь, говорит: Боже! будь милостив ко мне грешнику! (ср.: Лк. 18, 13). Фарисей, наоборот, встав впереди, благодарит Бога за то, что он не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь (Лк. 18, 11). Но мытарь пошел оправданным в дом свой более, нежели фарисей, ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк. 18, 14). Не гордость возвышает человека перед Богом, но смирение, связанное с покаянием. Ничего другого не просил мытарь, а только милости…
Притча о блудном сыне (см.: Лк. 15, 11–32) — настоящая жемчужина третьего Евангелия. Святитель Амвросий Медиоланский, великий святой IV века, называл притчу о блудном сыне Евангелием внутри Евангелия. Отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим (Лк. 15, 18–19) — слышим мы слова блудного сына, покинувшего дом отца и расточившего его имение. Это слова покаяния. Ни одного слова укора не слышим мы из уст любящего отца, каждый день ждавшего возвращения сына. Слова отца удивительны: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся (Лк. 15, 22–24). Покаяние становится для блудного сына новым рождением, воскресением из греховной смерти, возвращением к жизни с любящим отцом. Закхей получил спасение, мытарь был оправдан, блудный сын был мертв и ожил. Ищет ли каждый из нас спасения, оправдания и воскресения к новой жизни?