Евангелие от луки 1 глава
Содержание:
Глава 14
1 | Случилось Ему в субботу прийти в дом одного из начальников фарисейских вкусить хлеба, и они наблюдали за Ним. | |
2 | И вот, предстал пред Него человек, страждущий водяною болезнью. | |
3 | По сему случаю Иисус спросил законников и фарисеев: позволительно ли врачевать в субботу? | |
4 | Они молчали. И, прикоснувшись, исцелил его и отпустил. | |
5 | При сем сказал им: если у кого из вас осёл или вол упадет в колодезь, не тотчас ли вытащит его и в субботу? | |
6 | И не могли отвечать Ему на это. | |
7 | Замечая же, как званые выбирали первые места, сказал им притчу: | |
8 | когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя, | |
9 | и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: уступи ему место; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место. | |
10 | Но когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: друг! пересядь выше; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою, | |
11 | ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится. | |
12 | Сказал же и позвавшему Его: когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния. | |
13 | Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, | |
14 | и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных. | |
15 | Услышав это, некто из возлежащих с Ним сказал Ему: блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием! | |
16 | Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих, | |
17 | и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже всё готово. | |
18 | И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня. | |
19 | Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. | |
20 | Третий сказал: я женился и потому не могу прийти. | |
21 | И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых. | |
22 | И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место. | |
23 | Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди прийти, чтобы наполнился дом мой. | |
24 | Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных. | |
25 | С Ним шло множество народа; и Он, обратившись, сказал им: | |
26 | если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником; | |
27 | и кто не несет креста своего и идёт за Мною, не может быть Моим учеником. | |
28 | Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее, | |
29 | дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним, | |
30 | говоря: этот человек начал строить и не мог окончить? | |
31 | Или какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами? | |
32 | Иначе, пока тот еще далеко, он пошлет к нему посольство просить о мире. | |
33 | Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником. | |
34 | Соль — добрая вещь; но если соль потеряет силу, чем исправить ее? | |
35 | ни в землю, ни в навоз не годится; вон выбрасывают ее. Кто имеет уши слышать, да слышит! |
Глава 13
Глава 15
Глава 19
1 | Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него. | |
2 | И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, | |
3 | искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, | |
4 | и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее. | |
5 | Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. | |
6 | И он поспешно сошел и принял Его с радостью. | |
7 | И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку; | |
8 | Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. | |
9 | Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, | |
10 | ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее. | |
11 | Когда же они слушали это, присовокупил притчу: ибо Он был близ Иерусалима, и они думали, что скоро должно открыться Царствие Божие. | |
12 | Итак сказал: || некоторый человек высокого рода отправлялся в дальнюю страну, чтобы получить себе царство и возвратиться; | |
13 | призвав же десять рабов своих, дал им десять мин и сказал им: употребляйте их в оборот, пока я возвращусь. | |
14 | Но граждане ненавидели его и отправили вслед за ним посольство, сказав: не хотим, чтобы он царствовал над нами. | |
15 | И когда возвратился, получив царство, велел призвать к себе рабов тех, которым дал серебро, чтобы узнать, кто что приобрел. | |
16 | Пришел первый и сказал: господин! мина твоя принесла десять мин. | |
17 | И сказал ему: хорошо, добрый раб! за то, что ты в малом был верен, возьми в управление десять городов. | |
18 | Пришел второй и сказал: господин! мина твоя принесла пять мин. | |
19 | Сказал и этому: и ты будь над пятью городами. | |
20 | Пришел третий и сказал: господин! вот твоя мина, которую я хранил, завернув в платок, | |
21 | ибо я боялся тебя, потому что ты человек жестокий: берешь, чего не клал, и жнешь, чего не сеял. | |
22 | Господин сказал ему: твоими устами буду судить тебя, лукавый раб! ты знал, что я человек жестокий, беру, чего не клал, и жну, чего не сеял; | |
23 | для чего же ты не отдал серебра моего в оборот, чтобы я, придя, получил его с прибылью? | |
24 | И сказал предстоящим: возьмите у него мину и дайте имеющему десять мин. | |
25 | И сказали ему: господин! у него есть десять мин. | |
26 | Сказываю вам, что всякому имеющему дано будет, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; | |
27 | врагов же моих тех, которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо мною. | |
28 | Сказав это, Он пошел далее, восходя в Иерусалим. | |
29 | И когда приблизился к Виффагии и Вифании, к горе, называемой Елеонскою, послал двух учеников Своих, | |
30 | сказав: пойдите в противолежащее селение; войдя в него, найдете молодого осла привязанного, на которого никто из людей никогда не садился; отвязав его, приведите; | |
31 | и если кто спросит вас: зачем отвязываете? скажите ему так: он надобен Господу. | |
32 | Посланные пошли и нашли, как Он сказал им. | |
33 | Когда же они отвязывали молодого осла, хозяева его сказали им: зачем отвязываете осленка? | |
34 | Они отвечали: он надобен Господу. | |
35 | И привели его к Иисусу, и, накинув одежды свои на осленка, посадили на него Иисуса. | |
36 | И, когда Он ехал, постилали одежды свои по дороге. | |
37 | А когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской, все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они, | |
38 | говоря: благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних! | |
39 | И некоторые фарисеи из среды народа сказали Ему: Учитель! запрети ученикам Твоим. | |
40 | Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют. | |
41 | И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем | |
42 | и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, | |
43 | ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, | |
44 | и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то́, что ты не узнал времени посещения твоего. | |
45 | И, войдя в храм, начал выгонять продающих в нем и покупающих, | |
46 | говоря им: написано: дом Мой есть дом молитвы, а вы сделали его вертепом разбойников. | |
47 | И учил каждый день в храме. Первосвященники же и книжники и старейшины народа искали погубить Его, | |
48 | и не находили, что бы сделать с Ним; потому что весь народ неотступно слушал Его. |
Фунтов серебра.
Глава 18
Глава 20
Глава 18
1 | Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать, | |
2 | говоря: в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился. | |
3 | В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего. | |
4 | Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, | |
5 | но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне. | |
6 | И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный? | |
7 | Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? | |
8 | сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле? | |
9 | Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу: | |
10 | два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. | |
11 | Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: | |
12 | пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что́ приобретаю. | |
13 | Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! | |
14 | Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится. | |
15 | Приносили к Нему и младенцев, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же, видя то, возбраняли им. | |
16 | Но Иисус, подозвав их, сказал: пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. | |
17 | Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него. | |
18 | И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? | |
19 | Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог; | |
20 | знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою. | |
21 | Он же сказал: все это сохранил я от юности моей. | |
22 | Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною. | |
23 | Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат. | |
24 | Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! | |
25 | ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие. | |
26 | Слышавшие сие сказали: кто же может спастись? | |
27 | Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу. | |
28 | Петр же сказал: вот, мы оставили все и последовали за Тобою. | |
29 | Он сказал им: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или родителей, или братьев, или сестер, или жену, или детей для Царствия Божия, | |
30 | и не получил бы гораздо более в сие время, и в век будущий жизни вечной. | |
31 | Отозвав же двенадцать учеников Своих, сказал им: вот, мы восходим в Иерусалим, и совершится все, написанное через пророков о Сыне Человеческом, | |
32 | ибо предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и оскорбят Его, и оплюют Его, | |
33 | и будут бить, и убьют Его: и в третий день воскреснет. | |
34 | Но они ничего из этого не поняли; слова сии были для них сокровенны, и они не разумели сказанного. | |
35 | Когда же подходил Он к Иерихону, один слепой сидел у дороги, прося милостыни, | |
36 | и, услышав, что мимо него проходит народ, спросил: что это такое? | |
37 | Ему сказали, что Иисус Назорей идет. | |
38 | Тогда он закричал: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня. | |
39 | Шедшие впереди заставляли его молчать; но он еще громче кричал: Сын Давидов! помилуй меня. | |
40 | Иисус, остановившись, велел привести его к Себе: и, когда тот подошел к Нему, спросил его: | |
41 | чего ты хочешь от Меня? Он сказал: Господи! чтобы мне прозреть. | |
42 | Иисус сказал ему: прозри! вера твоя спасла тебя. | |
43 | И он тотчас прозрел и пошел за Ним, славя Бога; и весь народ, видя это, воздал хвалу Богу. |
Глава 17
Глава 19
Глава 24
1 | В первый же день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли они ко гробу, и вместе с ними некоторые другие; | |
2 | но нашли камень отваленным от гроба. | |
3 | И, войдя, не нашли тела Господа Иисуса. | |
4 | Когда же недоумевали они о сем, вдруг предстали перед ними два мужа в одеждах блистающих. | |
5 | И когда они были в страхе и наклонили лица свои к земле, сказали им: что вы ищете живого между мертвыми? | |
6 | Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, | |
7 | сказывая, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть. | |
8 | И вспомнили они слова Его; | |
9 | и, возвратившись от гроба, возвестили всё это одиннадцати и всем прочим. | |
10 | То были Магдалина Мария, и Иоанна, и Мария, мать Иакова, и другие с ними, которые сказали о сем Апостолам. | |
11 | И показались им слова их пустыми, и не поверили им. | |
12 | Но Петр, встав, побежал ко гробу и, наклонившись, увидел только пелены лежащие, и пошел назад, дивясь сам в себе происшедшему. | |
13 | В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус; | |
14 | и разговаривали между собою о всех сих событиях. | |
15 | И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними. | |
16 | Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его. | |
17 | Он же сказал им: о чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны? | |
18 | Один из них, именем Клеопа, сказал Ему в ответ: неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни? | |
19 | И сказал им: о чем? Они сказали Ему: что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом; | |
20 | как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его. | |
21 | А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло. | |
22 | Но и некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба | |
23 | и не нашли тела Его и, придя, сказывали, что они видели и явление Ангелов, которые говорят, что Он жив. | |
24 | И пошли некоторые из наших ко гробу и нашли так, как и женщины говорили, но Его не видели. | |
25 | Тогда Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! | |
26 | Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? | |
27 | И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании. | |
28 | И приблизились они к тому селению, в которое шли; и Он показывал им вид, что хочет идти далее. | |
29 | Но они удерживали Его, говоря: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру. И Он вошел и остался с ними. | |
30 | И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. | |
31 | Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них. | |
32 | И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание? | |
33 | И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать Апостолов и бывших с ними, | |
34 | которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону. | |
35 | И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба. | |
36 | Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам. | |
37 | Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа. | |
38 | Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? | |
39 | Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотри́те; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. | |
40 | И, сказав это, показал им руки и ноги. | |
41 | Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? | |
42 | Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. | |
43 | И, взяв, ел пред ними. | |
44 | И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах. | |
45 | Тогда отверз им ум к уразумению Писаний. | |
46 | И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, | |
47 | и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. | |
48 | Вы же свидетели сему. | |
49 | И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше. | |
50 | И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. | |
51 | И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. | |
52 | Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью. | |
53 | И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога. Аминь. |
Глава 23
Евангелие на каждый день — для чего?
Новый Завет состоит из Евангелий, Посланий святых апостолов, Деяний святых апостолов и Откровения Иоанна Богослова. Четыре Евангелия (от Матфея, Марка, Луки, Иоанна) являются центральной частью Нового Завета. Они названы по именам апостолов, записавших повествование о земной жизни Иисуса Христа. Все они рассказывают об одном. Но их истории отличаются стилем, смысловыми акцентами, глубиной и направленностью.
Так, например, Марк обращается к римской языческой молодежи. В его тексте мало подробностей, много фактической информации, повествование развивается четко и стремительно. Иоанн же уделяет меньше внимания фактологии. Ведь к моменту создания его книги события уже были подробно описаны другими евангелистами. Он же раскрывает мистическую, глубинную суть пришествия на землю Спасителя.
Почему Евангелий именно четыре? В Ветхом Завете через пророка Иезекииля (1:4-25) Господь открывает четырех животных с человеческими лицами. Святые Отцы Ириней Лионский, Иероним Стридонский, Григорий Двоеслов считают этот эпизод пророчеством. По их толкованию, он раскрывает символический смысл каждого из 4-х Евангелий. В Библии число четыре обозначает пространственную полноту. Сегодня мы наблюдаем это в иконографии: Ангел (от Матфея) – образ Христа как совершенного Человека. Лев (от Марка) – образ Царя. Телец (от Луки) – образ Бога, принесшего Себя в жертву за грехи всех людей. Орел (от Иоанна) – образ Победителя смерти.
Переход в Иерусалим
Примерно десять глав посвящены переходу Иисуса в Иерусалим и служению в его пределах. Это фундаментально новый раздел в тексте, и он предваряется собственным вступлением. Иисус, по евангелию от Луки, осознает, что идет не просто проповедовать и совершать чудеса, а для того, чтобы принять смерть ради искупления грехов всего мира. Это одна из базовых христианских доктрин очень ярко отражается в характере действий и слов того образа Иисуса, который характерен для этого евангелия.
Особенно здесь стоит отметить памфлет, рассказывающий о том, как по пути в Иерусалим Христос враждебно был встречен в самаритянском поселении. Это создает яркий контраст с повествованием евангелия от Иоанна, где напротив, Иисуса встречают в Самарии очень радушно и даже признают мессией в массовом порядке. Этот рассказ также не лишен богословского и этического содержания. В ответ на неприятие самаритянами Христа двое из его ближайших апостолов – Иоанн и Иаков – предлагают ни больше ни меньше, как низвести по образу пророка Илии с небес огонь и испепелить город. Христос отвечает на эту инициативу категорическим отказом, упрекая своих учеников в незнании духа, которому они принадлежат. За этим сюжетом следуют три диалога Христа с различными людьми, которые изъявляют желание следовать за ним. В них, а точнее, в ответах Иисуса на эти пожелания, раскрывается вся абсолютность и высота требований к ученикам Спасителя. Роль этих диалогов в евангелии – продемонстрировать этическое совершенство христианского учения. Сравнение это предлагается в двух перспективах – языческого мировосприятия и иудейского религиозного закона, которые представляются как ущербные перед тем, что предлагает и что проповедует Иисус.
Евангелие от св. Луки далее повествует о миссионерском походе апостолов в числе семидесяти двух человек. До этого уже была аналогичная миссия из двенадцати апостолов, вскользь упоминаемая автором ранее. Вероятно, что две миссии – это художественное изобретение самого Луки, созданное на различной интерпретации одного и того же материала. Богословский смысл в этом, однако, присутствует. Заключается он в подготовке читателя к дальнейшему повествованию книги Деяний, в которых главенствующая роль коалиции двенадцати апостолов сходит на нет, а основное влияние начинают оказывать другие личности, абсолютным авторитетом и величиной среди которых становится апостол Павел, никогда не видевший Христа во время его жизни. Кроме того, число двенадцать в Ветхом Завете ассоциируется с двенадцатью коленами Израиля, то есть с полнотой еврейского народа. Поэтому двенадцать апостолов евангелии от Луки также соотносит именно с иудейским миром. Но одна из фундаментальных задач этого текста — это убеждение читателя в универсальности миссии Христа, в том, что его служение обращено ко всем народам человечества. Полнота же языческого человечества, все народы земли в том же Ветхом Завете ассоциируются с числом семьдесят два. Именно поэтому автору и понадобилось создавать еще одну миссию из семидесяти двух апостолов.
Возвращение учеников из миссионерского похода заканчивается торжественной передачей им Христом особенной мистической силы изгонять бесов и совершать чудеса. Это интерпретируется как падение царства сатаны под натиском божественной силы.
Далее следует очень важное в плане этического содержания благовестия Иисуса место в евангелии, где рассказывается об ученом книжнике, иудейском мудреце, пришедшем ко Христу, чтобы искусить его. Делает он это с помощью вопроса о самой главной заповеди
Однако ответ Иисуса о том, что весь закон и пророки состоят в единой заповеди любви к Богу и ближним, приводит книжника в восторг. Вслед за этим он уточняет, кого считать ближним. Здесь, как это в духе евангелия от Луки, Христос рассказывает притчу о милосердном самаритянине, которой иллюстрирует, что под ближними подразумеваются все люди без исключения.
Глава 10
1 | После сего избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти, | |
2 | и сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою. | |
3 | Идите! Я посылаю вас, как агнцев среди волков. | |
4 | Не берите ни мешка, ни сумы́, ни обуви, и никого на дороге не приветствуйте. | |
5 | В какой дом войдете, сперва говорите: мир дому сему; | |
6 | и если будет там сын мира, то почиет на нём мир ваш, а если нет, то к вам возвратится. | |
7 | В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть, ибо трудящийся достоин награды за труды свои; не переходите из дома в дом. | |
8 | И если придёте в какой город и примут вас, ешьте, что вам предложат, | |
9 | и исцеляйте находящихся в нём больных, и говорите им: приблизилось к вам Царствие Божие. | |
10 | Если же придете в какой город и не примут вас, то, выйдя на улицу, скажите: | |
11 | и прах, прилипший к нам от вашего города, отрясаем вам; однако же знайте, что приблизилось к вам Царствие Божие. | |
12 | Сказываю вам, что Содому в день оный будет отраднее, нежели городу тому. | |
13 | Горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они, сидя во вретище и пепле, покаялись; | |
14 | но и Тиру и Сидону отраднее будет на суде, нежели вам. | |
15 | И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься. | |
16 | Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня. | |
17 | Семьдесят учеников возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем. | |
18 | Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию; | |
19 | се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам; | |
20 | однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах. | |
21 | В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение. | |
22 | И, обратившись к ученикам, сказал: всё предано Мне Отцем Моим; и кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец, не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть. | |
23 | И, обратившись к ученикам, сказал им особо: блаженны очи, видящие то, что вы видите! | |
24 | ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, что́ вы видите, и не видели, и слышать, что́ вы слышите, и не слышали. | |
25 | И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что́ мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? | |
26 | Он же сказал ему: в законе что́ написано? ка́к читаешь? | |
27 | Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. | |
28 | Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. | |
29 | Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? | |
30 | На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. | |
31 | По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. | |
32 | Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. | |
33 | Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился | |
34 | и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; | |
35 | а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. | |
36 | Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? | |
37 | Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же. | |
38 | В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; | |
39 | у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. | |
40 | Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. | |
41 | Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, | |
42 | а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё. |
Глава 9
Глава 11
Авторство.
В тексте Евангелия от луки нет указаний на личность автора. Согласно церковному преданию, авторство приписывается ученику апостола Павла – Луке. Луке также приписывают создание книги Деяния Апостолов. Древние христианские писатели (Ириней Лионский, Евсевий Кесарийский, Климент Александрийский, Ориген и Тертуллиан) также подтверждают авторство Луки
Косвенным подтверждением авторства евангелиста Луки служит подробное описание недугов, от которых исцелял Иисус. Согласно Посланию к Колоссянам, Лука был врачом и мог столь подробно описывать болезни и симптомы.
Основная масса современных исследователей разделяет традиционную точку зрения об авторстве Евангелия.
Глава 16
1 | Сказал же и к ученикам Своим: один человек был богат и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его; | |
2 | и, призвав его, сказал ему: что это я слышу о тебе? дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять. | |
3 | Тогда управитель сказал сам в себе: что мне делать? господин мой отнимает у меня управление домом; копать не могу, просить стыжусь; | |
4 | знаю, что сделать, чтобы приняли меня в домы свои, когда отставлен буду от управления домом. | |
5 | И, призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: сколько ты должен господину моему? | |
6 | Он сказал: сто мер масла. И сказал ему: возьми твою расписку и садись скорее, напиши: пятьдесят. | |
7 | Потом другому сказал: а ты сколько должен? Он отвечал: сто мер пшеницы. И сказал ему: возьми твою расписку и напиши: восемьдесят. | |
8 | И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде. | |
9 | И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители. | |
10 | Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом. | |
11 | Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное? | |
12 | И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше? | |
13 | Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне. | |
14 | Слышали всё это и фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним. | |
15 | Он сказал им: вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца́ ваши, ибо что высоко у людей, то́ мерзость пред Богом. | |
16 | Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него. | |
17 | Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет. | |
18 | Всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует, и всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует. | |
19 | Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. | |
20 | Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях | |
21 | и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. | |
22 | Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. | |
23 | И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его | |
24 | и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. | |
25 | Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; | |
26 | и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. | |
27 | Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, | |
28 | ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. | |
29 | Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. | |
30 | Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. | |
31 | Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят. |
Глава 15
Глава 17
Популярное за 7 дней
Два признака прихода антихриста назвал на допросе священномученик Николай Цветков
28.09.21 21:33
Страшная путаница: о великой силе, которую мы ошибочно принимаем за слабость
30.09.21 17:01
Смерть и любовь: рецепт бессмертия
02.10.21 10:10
Почему мощи называют «нетленными», если многие из них только кости?
04.10.21 10:07
Почему Бог назван Богом?
29.09.21 13:56
Минорная живопись Эндрю Уайета
28.09.21 12:00
Осенние зарисовки Святогорской Лавры
30.09.21 11:24
2 октября — день памяти благоверного великого князя Игоря Черниговского и Киевского
02.10.21 10:54
Если пропустил постный день, можно ли попоститься в другой?
01.10.21 09:54
Дела семейные
30.09.21 10:41