Монастыри москвы

Богородице-Смоленский Новодевичий женский монастырь

Новоде́вичий Богородице-Смоленский монасты́рь — православный женский монастырь в Москве, на Девичьем поле в излучине Москвы-реки, близ Лужников, в самом конце исторической Пречистенки (в настоящее время Большой Пироговской улицы).

Основан великим князем Василием III в 1524 году — в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» — главной святыни Смоленска, в благодарность за овладение Смоленском в 1514 году. На протяжении первых двух столетий своего существования служил местом заточения царственных особ женского пола.

Архитектурный ансамбль монастыря, сложившийся в XVI-XVII веках, с тех пор не претерпел существенных изменений. В качестве исключительного по сохранности образца московского барокко поставлен под охрану ЮНЕСКО и объявлен достоянием всего человечества.

Действующий монастырь находится в совместном ведении Русской православной церкви и Государственного исторического музея. С 2010 года здесь действует церковный музей Московской епархии.

Адрес:

г. Москва, Новодевичий проезд, д. 1 (ближайшее метро: «Спортивная»)

8 (499) 246 0881 (епархиальное управление); 8 (499) 245 3168 (храм); 8 (499) 246 8526 (экскурсионное бюро); 8 (499) 245 3363 (церковная лавка)

Православные монастырские подворья

На данных монастырских подворьях существуют монашеские общины, которые живут по монастырскому уставу

# Изображение Название Тип Основано Адрес
1 Подворье Афонского Пантелеймонова монастыря при Храме Никиты Мученика на Швивой горке мужской 1992 год Гончарная улица, д. 4-6 (м. Таганская).
2 Подворье Валаамского Спасо-Преображенского монастыря при Храме преподобных Сергия и Германа Валаамских мужской 2-я Тверская-Ямская улица, 52 (м. Белорусская).
3 Подворье Оптиной Пу́стыни при Храме Петра и Павла в Ясеневе мужской 1997 год Новоясеневский проспект, д. 42 (м. Новоясеневская).
4 Подворье Пюхтицкого монастыря при Храме Николая Чудотворца в Звонарях женский 1966 год ул. Рождественка, 15/8 (м. Трубная).
5 Подворье Саввино-Сторожевского монастыря при Храме Серафима Саровского в Кунцеве. Подворье построено на месте не сохранившейся Серафимовской женской обители, существовавшей с 1906 по 1922 год. мужской 2000 год ул. Багрицкого, д.10, корп.3 (м. Кунцевская).
6 Подворье Серафимо-Дивеевского монастыря при Храме в честь Собора Дивеевских Святых женский 2008 год Проспект Мира, 22 (м. Проспект Мира).
7 Подворье Соловецкого монастыря при Храме Великомученика Георгия Победоносца в Ендове мужской Садовническая ул., 6 (м. Новокузнецкая).
8 Подворье Троице-Сергиевой лавры при Храме Троицы Живоначальной в Троицкой слободе мужской 2-й Троицкий переулок, 6а (м. Цветной бульвар).
9 Успенский храм Подворья Иосифо-Волоцкого ставропигиального мужского монастыря в Москве Подворье Иосифо-Волоцкого ставропигиального монастыря в Москве мужской Мневники ул, влад.10 (м. Хорошево, м. Хорошевская, м. Полежаевская), Исторические здания Подворья: Б.Дмитровка 18,

Столешников пер. 10/18.

Ильинка ул., 7,

Ильинка ул., 13-15.

Новоспасский монастырь

Новоспасский монастырь возник при Иване III на Васильевском стане берега Москвы реки в связи с переселением братства в 1490 году. Первая церковь Преображения поставлена в 1497 году. Царь Иван Грозный превращает монастырь в неприступную крепость с земляным валом и глубоким рвом. Ему не раз приходилось выдерживать серьезную осаду и принимать участие в оборонительных сражениях.

В 1498 году здесь был похоронен первый предок династии Романовых, и с тех пор монастырь стал их родовой усыпальницей, пользуясь особой царской благосклонностью. На поминовение усопших они подносили в дар богатые вотчины, драгоценную утварь, жертвовали книги, иконы и облачение. Регулярно устраивались царские выходы на богомолье.

После революции обитель закрывается. Вся территория с постройками переходит в ведение НКВД, монастырский некрополь практически уничтожен, царская усыпальница разорена. Здесь действует концлагерь, женская тюрьма, а позже исправительная колония.

В 70-е годы исторические здания передаются в ведение музея и начинаются реставрироваться. Возрождение монастырской жизни начинается с 1991 года и продолжается до сих пор. Тогда же был сформирован знаменитый на весь мир хор Новоспасского мужского монастыря.

Сейчас на территории обители действует музей с личными вещами Романовых, уникальными документами, фотографиями и археологическими раскопками старинных предметов. Посещение музея бесплатное с 10 до 17 часов. Монастырская паломническая служба проводит пешие и автобусные экскурсии по Москве и всей России.

Добраться до обители можно одним из следующих способов:

На метро до станции: «Пролетарская» или «Крестьянская застава». На трамвае № 35 и 38. Автобусами маршрута № 156, 184, 901. Летом курсируют речные суда — причал «Новоспасский мост».

Монастыри Москвы, действующие сегодня, открыты для осмотра и посещения богослужений. В Новоспасской обители божественная литургия начинается в 8 часов утра по будням, в воскресенье проходят две службы: ранняя – в 7 часов, и поздняя – в 9 часов. Вечернее богослужение совершается ежедневно в 17 часов.

Зачатьевский монастырь

Свою историю Зачатьевский (Алексеевский) монастырь ведет с 1360 года с первой построенной митрополитом Алексеем деревянной церкви в честь Зачатия праведной Анны. Первыми насельницами женской обители стали его родные сестры.

Через двести лет страшный пожар полностью уничтожил все здания, и Алексеевская обитель была перенесена ближе к Кремлю. А оставшаяся на пожарище для восстановления монастыря малая часть сестер дала начало Зачатьевской обители.

В народной молве славится своей помощью в чадородии. Здесь также всегда молились о даровании потомства. Бездетные благочестивые царственные супруги Федор Иоаннович с Ириной Годуновой посещали обитель и вымолили себе дочь. Обитель находится в шаговой доступности от станций метро «Кропоткинская» и «Парк культуры».

Территория монастыря открыта для посещения с 7 утра до 20 часов вечером. Божественная литургия начинается каждый день в 8 часов утра. Вечерняя служба – в 17 часов.

Данилов монастырь

Данилов монастырь — одна из главных обителей Москвы, ценная не только своей историей и архитектурным достоянием, но и нынешним статусом. В стенах обители размещается духовно-административный центр РПЦ. Сейчас здесь расположен отдел внешних сношений церкви, также в обители проводятся заседания Синода.

Архитектурный ансамбль монастыря сложился в XVIII-XIX веках, доминирует стиль московского барокко. Особо ценные образцы — Надвратная церковь Симеона Столпника и Храм Святых отцов (XVIII в.). Главная святыня — мощи св. князя Даниила Московского.

Надвратная церковь

На территорию монастыря можно попасть свободно в часы службы, также проводятся экскурсии.

Действующие монастыри[ | ]

# Изображение Название Тип Время основания Местонахождение
1 Александро-Невский монастырь женский 1895 Талдомский район, село Маклаково
2 Белопесоцкий монастырь женский 1498 Ступинский район, город Ступино
3 Бобренев монастырь мужской 1381 Коломенский район, село Старое Бобренево
4 Борисоглебский Аносин монастырь женский ставропигиальный 1823 Истринский район, деревня Аносино
5 Борисоглебский монастырь мужской XV век Дмитровский район, город Дмитров
6 Брусенский монастырь женский 1552 Коломна, город
7 Введенский Владычный монастырь женский 1360 Серпухов, город
8 Вознесенская Давидова пустынь мужской 1515 Чеховский район, поселок Новый Быт
9 Воскресенский Новоиерусалимский монастырь мужской ставропигиальный 1656 Истринский район, город Истра
10 Высоцкий монастырь мужской 1374 Серпухов, город
11 Екатерининская пустынь мужской 1658 Ленинский район, город Видное
12 Зосимова пустынь женский 1826 Наро-Фоминский район, посёлок Зосимова пустынь
13 Иосифо-Волоцкий монастырь мужской ставропигиальный 1479 Волоколамский район, село Теряево
14 Казанский Колычевский монастырь женский 1885 Егорьевский район, город Егорьевск
15 Колоцкий монастырь женский 1413 Можайский район, деревня Колоцкое
16 Крестовоздвиженский Иерусалимский монастырь женский ставропигиальный 1887 Ленинский район, посёлок санатория «Горки Ленинские»
17 Лужецкий монастырь мужской 1408 Можайский район, город Можайск
18 Николо-Берлюковская пустынь мужской 1719 Ногинский район, село Авдотьино
19 Николо-Пешношский монастырь мужской 1361 Дмитровский район, посёлок Луговой
20 Николо-Радовицкий монастырь мужской 1584 Егорьевский район, село Радовицы
21 Николо-Угрешский монастырь мужской ставропигиальный 1380 Дзержинский, город
22 Ново-Голутвин монастырь женский 1800 Коломна, город
23 Покровский Хотьков монастырь женский ставропигиальный 1308 Сергиево-Посадский район, город Хотьково
24 Покровско-Васильевский монастырь мужской 1885 Павлово-Посадский район, город Павловский Посад
25 Саввино-Сторожевский монастырь мужской ставропигиальный 1398 Звенигород, город
26 Свято-Троицкая Сергиева лавра мужской ставропигиальный 1337 Сергиево-Посадский район, город Сергиев Посад
27 Свято-Троицкий Мариинский монастырь женский 1900 Егорьевский район, город Егорьевск
28 Серафимо-Знаменский скит женский 1912 Домодедово, городской округ, село Битягово
29 Спасо-Бородинский монастырь женский 1839 Можайский район, деревня Семёновское
30 Спасо-Влахернский монастырь женский 1861 Дмитровский район, посёлок городского типа Деденево
31 Спасо-Преображенский Гуслицкий монастырь мужской 1859 Орехово-Зуевский район, город Куровское
32 Старо-Голутвин монастырь мужской XIV век Коломна, город
33 Черниговский скит мужской 1844 Сергиев Посад, город

Спасо-Преображенский Соловецкий мужской монастырь

Он находится на Соловецких островах, раскинувшихся в Белом море. Начиная с XVI века он служил тюрьмой, в которой побывало более 500 человек. После 1883 года, когда тюрьму закрыли, в монастырь по-прежнему ссылали некоторых представителей церкви, провинившихся в чем-то.

В 1920 году монастырь ликвидировали, там появилась Соловецкая тюрьма, куда сажали интеллигенцию, офицеров белой армии и духовенство. В 1967 году здесь появился музей-заповедник, а в 2007 году его вывезли с территории монастыря.

Валаамский монастырь

Валаамский монастырь – ставропигиальное учреждение Русской православной церкви, занявшее острова Валаамского архипелага (Карелия). Первые упоминания о нем встречаются в летописях XIV в. Так, «Сказание о Валаамском монастыре» информирует о дате его основания – это 1407 г. Уже через пару столетий в обители проживало 600 душ монахов, однако из-за многократных вторжений шведских войск остров стал приходить в упадок. Еще через 100 лет территория монастыря начала заполняться келейными корпусами и вспомогательными помещениями. Но главными постройками монастырского двора являлись Успенская церковь и Спасо-Преображенский собор. Желая сотворить из собственной обители Новый Иерусалим, валаамские подвижники использовали при обустройстве ее участков названия периода Нового Завета. За годы своего существования монастырь претерпевал множество изменений, и поныне он остается одним из привлекательных исторических памятников России.

Бывшие монастыри, а ныне приходские храмы

На территории города Москвы располагается также много монастырей, которые прекратили свое существование как уединенные подворья и переродились в приходские храмы.

Читайте еще о монастырях:

Зачатьевский монастырь в МосквеУспенский монастырь в НовомосковскеНиколо-Перервинский монастырь в Москве

Среди них монастыри:

Ново-Симонов мужской;Старо-Симонов мужской;Ново-Алексеевский женский;Спасо-Андроников мужской;Андреевский мужской.

Эти подворья перестали принимать монахов по разным причинам, а братия была переведена в действующие обители. Здания же стали служить в качестве церквей.

Все подворья (действующие и служащие в качестве приходских храмов) можно посетить. Паломников привечают, рассказывают историю подворья и дают возможность поучаствовать в богослужении

Важно знать и посещать такие святыни, ведь это история Русской Православной Церкви, а ее знать необходимо для христианина

Видео о действующих православных монастырях Москвы

Псково-Печерский мужской монастырь

Это один из самых крупных монастырей в России. Он находился на территории Эстонии. Из-за чего смог устоять в сложный послереволюционный период и ни разу не закрывался. Но его прихожане все равно подвергались дискриминации. Годом его основания считается 1473, когда освятили пещерную церковь Успения Божией Матери. Здесь когда-то подвизался знаменитый архимандрит Иоанн (Крестьянкин).

Именно о пребывании в стенах этого монастыря была написана книга «Несвятые святые» епископом Тихоном (Шевкуновым), которая стала одной из самых читаемых среди верующих людей.

Новодевичий женский монастырь

Новодевичий женский монастырь, возведенный в XVI в., в то время располагался на Самсоновом луге. Ныне эта местность называется Девичьим полем. Соборный храм при монастыре строился по подобию Успенского собора – «соседа» Московского Кремля. Монастырские стены и башни сооружались в XVI – XVII вв. В целом архитектура обители передает стиль «московское барокко». Своей известностью монастырь обязан семейству Годуновых. Здесь до избрания на царствование вместе со своей сестрой Ириной проживал Борис Годунов. Ирина Годунова приняла постриг с именем Александра и проживала в отдельных палатах с деревянным теремом. В конце XVI ст. территория монастыря пополнилась каменными стенами и дюжиной башен. Своим видом они напоминали кремлевские постройки (в стенах стояли квадратные башни, а по углам – круглые). Их верхние части были отделаны зубцами. Сегодня Новодевичий монастырь совмещает и музей, и обитель.

Антониев монастырь в Новгороде

Заложенный в начале 12 века сегодня этот монастырь не действует. Биография основателя обители преподобного Антония Римлянина описана в его житии, составленном через несколько столетий после его смерти. По легенде, святой родился в Риме, а в Новгород приплыл на намоленном камне.

Антониев монастырь на гравюре 1860 года. (wikimedia.org)

При Антонии был построен каменный собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Согласно первой Новгородской летописи, работы велись всего два года — с 1117-го по 1119-й. Изначально собор был трехнефным, одноглавым, с круглой лестничной башней. Со временем он оброс пристройками, число глав было увеличено до трех. В 1125 году храм был расписан фресками. Их фрагменты сохранились до наших дней.

Фрагмент фрески. (wikimedia.org)

В 16 веке при архимандрите Геронтии были построены Сретенская церковь с трапезной палатой и церковь «иже под колоколы» в честь Антония Великого. При Анне Иоановне в монастыре учредили семинарию, где постепенно сформировалась фундаментальная библиотека. Учебное заведение было ликвидировано после революции. В его помещениях разместился Новгородский институт народного образования, а позднее педагогический техникум и институты.

В 1920 году был упразднен и сам монастырь, а собор Рождества Богородицы, как и церковь Сретения, оставались действующими до 1932 года. Сегодня монастырские постройки входят в состав новгородского музея-заповедника, на территории располагается несколько факультетов НовГУ.

Современный вид Антониева монастыря. (wikimedia.org)

Богородице-Рождественский монастырь

Богородице-Рождественский монастырь — одна из старейших женских обителей в столице, основанная в конце XIV столетия.

Старейшим сохранившимся строением монастыря является Собор Рождества Богородицы (1505 г.) — классический образец древнерусской архитектуры. Также сохранились другие храмы обители — Церковь Иоанна Златоуста (XVII век) и Трапезная церковь (1906 год).

Святыни хранящиеся в монастыре:

  1. Частица мощей св.великомученика Георгия Победоносца
  2. Икона Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (датируется около 850 года)
  3. Частица мощей святой великомученицы Варвары (по приданию избавляет от душевных и телесных недугов)

Донской монастырь

Основанием монастыря принято считать 1591 год, когда возвели первую каменную церковь во имя Донской иконы Богоматери. Предполагают, что этот древний образ XIV века принадлежит к письму знаменитого иконописца Феофана Грека. Именно этой иконой преподано благословение Сергия Радонежского великому князю Дмитрию на битву с крымскими татарами.

В XVII веке обитель стала мощная монашеской крепостью, завершившая оборонительное кольцо Москвы. В течение XVIII столетия завершилось строительство величественного архитектурного комплекса монастыря. К XIX веку становится самой богатой и влиятельной обителью страны. Здесь располагается комитет Духовной цензуры, открывается духовное училище и школа обучения для послушников.

В годы советской власти монастырь закрывают. Здесь содержится под стражей, а позже похоронен, ныне прославленный православной церковью в лике святых Патриарх Тихон. На территории обители был открыт музей архитектуры и скульптуры. Сюда свозились ценные исторические фрагменты многих сносимых храмов и сооружений.

А уникальному некрополю русского дворянства необъяснимым образом удалось без серьезных потерь пережить время советских разрушений. С 1990 года — момента возвращения монастырского комплекса православной Церкви и до сегодняшнего дня в обители не прекращаются строительные и реставрационные работы.

Литургия служится ежедневно на неделе с 8 часов утра, в праздничные и воскресные дни в 7 и в 10 часов. Доехать удобно на метро до станции «Шаболовка», дойти до пересечения улицы с Донским проездом и повернуть направо, вдоль стены до монастырских ворот.

География православных обителей

Фото: Fotokto.ru

Появление монастырей на территории России непосредственно связано с тем, как распространялась христианская вера. Изначально сложилась ситуация, когда более глубокие православные традиции сохранены в регионах, когда-то входивших в состав Киевской Руси. Если брать современную Россию, то это Владимирская, Новгородская, Рязанская и Нижегородская области.

Когда границы Руси начали расширяться в восточном направлении, в православную веру начали обращать местные народы, обитавшие на этих землях. Здесь также основывались монастыри, но их до сих пор намного меньше, чем в исконно православных районах.

Если брать северные районы России, то больше всего монастырей в настоящее время на территории Архангельской области. Их здесь восемь, в том числе знаменитый Соловецкий монастырь. В европейской части страны максимальное количество монастырей сейчас расположено во Владимирской области – 32.

Монастырскими традициями известна Вологодчина. До Октябрьской революции там располагалось более 130 монастырей, из них до наших дней сохранились только четыре.

В Москве под управлением столичной епархии находится 15 монастырей, семь из которых женские. Только две обители в России обладают почетным статусом лавры – это Троице-Сергиевская, расположенная в подмосковном Сергиевом Посаде, и Александро-Невская в Санкт-Петербурге.

Примечательно, что существует несколько монастырей, подчиняющихся РПЦ, но расположенных за границей. Например, это Елеонский и Гефсиманский монастыри в Израиле, монастырь Иова Почаевского под Мюнхеном.

В Петропавловске-Камчатском находится, пожалуй, самый молодой российский монастырь – Свято-Пантелеймонов. Послушники в нем появились только в 2000 году.

Сретенский монастырь

Древнейшая мужская обитель в самом сердце столицы существует с 1397 года. Возникла при князе Василии I на месте встречи (сретения) Богородичной иконы при перенесении ее из Владимира, по поводу избавления от нашествия войска Тамерлана. В честь этого события в конце августа совершался ежегодный крестный ход с Владимирской иконой от Успенского храма московского Кремля.

Сретенский собор был построен по царскому указу Феодора Алексеевича в 1679 году. Он сохранился до сих пор, наряду с настоятельским корпусом XVII века.

В советский период Сретенский монастырь утратил большую часть своей территории и исторической церковной застройки. В соседнем здании бывшей школы сейчас располагается духовная семинария. При монастыре действует православное издательство, Патриарший совет по культуре, редакция крупнейшего православного интернет сайта, церковный магазин.

Добраться очень легко пешком от любой станции метро:

  • «Чистые пруды»;
  • «Лубянка»;
  • «Тургеневская»;
  • «Кузнецкий мост».

Церковные службы совершаются каждый вечер в 18 часов, утром по будням в 8 часов, в праздники и воскресные дни в 7 и в 10 часов.

Борисоглебский мужской монастырь

Основан преподобным Ефремом около 1038 года, почти в одно время с Киево-Печерской лаврой. Название обители возникло от имен князей Бориса и Глеба, в честь которых был заложен первый храм.

Борисоглебский мужской монастырь. (wikimedia.org)

Трижды монастырь горел в междоусобных войнах. В 1237 году подвергся нападению ордынцев. От Литвы и поляков обитель страдала дважды: в 1258-м, когда литовцы захватили Торжок, разорили монастырь и разогнали братию, и в 1609-м, когда поляки сожгли деревянную церковь Введения Пресвятой Богородицы.

Расцвет обители приходится на вторую половину 18 века: на месте старого Борисоглебского собора был возведен новый с тем же названием по проекту архитектора Николая Львова. В 1804 году была заложена надвратная церковь-колокольня, проект которой, по мнению некоторых исследователей, также был разработан Львовым. Ее строительство вел архитектор Яков Ананьин.

Борисоглебский мужской монастырь. (wikimedia.org)

В 1925 году монастырь был распущен. На его территории сначала находилась тюрьма строгого режима, затем лечебно-трудовой профилакторий и позднее Всероссийский историко-этнографический музей. В 1993 году было принято решение о совместном использовании монастыря музеем и церковью.

Александро-Невская Лавра

Статья: Александро-Невская лавра — архитектурный комплекс, построенный в память о Великой победе в Невской битве

Общий вид на постройки Александро-Невской Лавры

Александро-Невская Лавра заложена в 1710 г. в месте соединения реки Монастырки с Невой. Решение о ее строительстве было принято самим Петром I, пожелавшим увековечить на этой местности победу над шведами в 1240 и 1704 гг. В XIII в. с полчищами шведов воевал Александр Невский, поэтому за благие дела перед Отечеством он впоследствии был канонизирован. Построенный в его честь монастырь в народе прозвали Александровым храмом, и с его сооружения началось расширение территории Свято-Троицкого Александро-Невского монастыря, или Лавры. Примечательно, что монастырские корпуса располагались «покоем», т.е. в форме буквы «П» и украшались по углам церквями. Озеленение двора представляло собой сад с цветником. Главным праздником Лавры признан день 12 сентября – именно в эту дату в далеком 1724 г. были перенесены святые мощи Александра Невского.

Богородице-Рождественский монастырь

Богородице-Рождественский монастырь — одна из старейших женских обителей в столице, основанная в конце XIV столетия.

Старейшим сохранившимся строением монастыря является Собор Рождества Богородицы (1505 г.) — классический образец древнерусской архитектуры. Также сохранились другие храмы обители — Церковь Иоанна Златоуста (XVII век) и Трапезная церковь (1906 год).

Святыни хранящиеся в монастыре:

  1. Частица мощей св.великомученика Георгия Победоносца
  2. Икона Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (датируется около 850 года)
  3. Частица мощей святой великомученицы Варвары (по приданию избавляет от душевных и телесных недугов)

Свято-Юрьев мужской монастырь

У реки Волхов, на окраине Великого Новгорода расположился Юрьев монастырь. Его основали в 1030 году, когда –то считался духовным центром всей Новгородской земли. После октябрьского переворота все ценности из монастыря вывезли, а после 1932 года в нем расположился инвалидный дом. Позже здесь жили люди, были размещены почта и другие учереждения. Лишь в 90-ые годы началось его возрождение.

Серафимо-Дивеевский монастырь

Серафимо-Дивеевский монастырь – женская обитель, основанная во 2-й половине XVIII ст. На собственные средства матушки Александры сначала был заложен фундамент Казанской церкви. Ее освящением по мере окончания строительства занимался Пахомий – мастер, известный сооружением Саровской пустыни. Помещение церкви было оборудовано 2 приделами – во имя архидиакона Стефана и Святителя Николая. Затем в Дивеево появились Троицкий и Преображенский соборы. Последний сооружался на солидные пожертвования, ведь в его конструкции впервые применялся железобетон (ранее такой материал при строительстве святынь не использовался). Но главным храмом здесь считается Троицкий собор, в котором покоятся мощи Серафима Саровского. Все желающие получить благодатную помощь и исцеление специально собираются у раки с мощами преподобного.

Донской мужской монастырь (Москва)

Донско́й монасты́рь — ставропигиальный мужской монастырь Русской Церкви, ныне находящийся в черте города Москвы. Расположен на юго-западе исторической части города, на Донской площади. Ближайшая станция метро — «Шаболовская». Основан в 1591 году на месте расположения русского гуляй-города после отражения нападения крымского хана Газы II Гирея, отступившего с большими потерями, что было расценено как чудо.

При монастыре действует гостиница.

В Большом соборе чудотворная Донская икона Божией Матери — чтимый список с чудотворного образа (подлинник всегда находился в Благовещенском соборе Московского Кремля).

Адрес

: 117419, г. Москва, Донская площадь, 1 (м. «Шаболовская»)

Виды монастырей

Монашеские обители в Отечестве — это не только религиозное учреждение, но и памятник культуры народа. Большинство древних религиозных комплексов имеют многовековую историю, наполненную периодами расцвета, падения и восстановления.

В православной традиции выделяют несколько видов монастырей.

  • Лаврами (в переводе с греческого «многолюдная улица») называют самые крупные монашеские обители. Впервые этот термин применили в отношении к монастырским комплексам Ближнего Востока. Монастырь традиционно окружали оборонительной оградой, защищающей от набегов неприятеля. Изначально лавры были в подчинении патриарха, а позже — принадлежали синоду. Главами их являются прославленные архиереи, однако, локальное управление на себя берет настоятель.

    Свято-Троицкая Сергиева Лавра — самый известный монастырь в России

  • Небольшой монастырь, находящийся за пределами черт крупных населенных пунктов, называется скит. Изначально термин применялся к жилищу одинокого монаха-отшельника или к небольшому монастырю, находящемуся в подчинении у более крупного. Иноки, проживающие в скитах, дают обеты более строгой жизни. Скитничество распространено на горе Афон, в хижинах проживает один или два инока, а в келье — настоятель и ученики. Все они собираются в центральном храме в выходные и праздники. Решением вопросов диалога с мирянами занимается избранный дикей («справедливый»). Приемник перенимает полномочия после смерти старца-учителя и продолжает строгие духовные традиции. Посещение религиозного скита обычными людьми запрещено.
  • Иногда обители именуют пустынями. Термин относится к монастырям, образованным в безлюдном месте и представляющим изначально одинокую келью. В большинстве случаев название «пустынь» не соответствует тому состоянию обители, которое есть на сегодняшний момент. Многие пустыни превратились в крупные монастырские комплексы, самыми известными являются Оптина и Нилова.
  • В общежительных монастырях монахи имеют общую собственность и имущество. Здесь соблюдаются единые для всех иноков требования: молитва, совместная трапеза, одинаковые одеяния. Эту форму монашества называют киновией, она возникла на границе III и IV веков. Практически все современные монастырские комплексы РПЦ являются общежительными.

На заметку! В особожительных (идиоритма) монастырях у иноков частная собственность, они не обедают вместе и не носят одинаковых одеяний. Такие монахи получают деньги для существования от настоятеля за свое послушание. Каждый из них живет в отдельной келье, только он определяет количество необходимых молитв и список религиозной литературы для чтения.

Общее служение в особожительных обителях совершается только по воскресным дням. Эту форму учредили на Афонской горе в XIII столетии, сохранялась она до 1950 — х годов, после чего её преобразовали в киновию.

Видео о 10 старейших монастырях России

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector