Дивеево. святая канавка. история, особенности, советы путешественникам. путеводитель
Содержание:
- Как вести себя на источниках
- Как доехать до Дивеево из Москвы и где остановиться
- Как доехать до Дивеева из Москвы – автомобильный транспорт
- Дивеевские источники
- Работа в монастыре
- Домик блаженной Паши Саровской
- Как добраться в Дивеево из Арзамаса – автомобильный транспорт
- Железнодорожное сообщение
- Благовещенский собор
- Дивеево в настоящее время
- Что можно посмотреть в Дивеево самостоятельно
- Богадельня и монастырское кладбище в Серафимо-Дивеевском монастыре
- Исторические места и музеи
- Как живут монахини в Дивеево, и сколько их в монастыре?
- «Серафимовы» камни и источник
Как вести себя на источниках
- На святых родниках необходимо вести себя благоговейно, не кричать, не ругаться, терпеливо дожидаться своей очереди в купель.
- Набирать воду в оборудованных колодцах специальными ведрами и только потом переливать в свою посуду.
- Нельзя выливать остатки воды обратно в колодец, а также кидать в колодец монеты и другие предметы.
- Женщинам следует окунаться в воды источника в сорочке (их можно приобрести в торговых палатках на всех крупных источниках).
- Перед тем как испить святой воды, или окунуться, необходимо помолиться и осенить себя крестным знамением. Слова молитвы, если вы не знаете наизусть можно прочитать в часовенках, или на щитах, установленных на территории источников.
- Как правило, территория благоустроенных источников открыта весь световой день, с 7-8.00 утра до 20.00 вечера. А в праздник Крещения Господня – всю ночь.
Все эти правила желательно исполнять ради нашего же блага. Ибо давно подмечено в народе, если источник оскверняется, вода из него уходит – попросту исчезает. Не лишайте себя благодати. Благодарите Бога за его дар нам и приходите к святым родникам получить исцеление души и тела.
Татьяна Страхова
Следующая статья >
Как доехать до Дивеево из Москвы и где остановиться
Чтобы посетить Дивеево, нужно из Москвы поездом доехать до Нижнего Новгорода. Затем от автовокзала на междугороднем автобусе до самого села.
Если нужно остаться в Дивеево на несколько дней, то есть несколько вариантов для ночлега. Для этого можно обратиться в специальную службу, так как у каждого монастыря есть свои собственные паломнические дома, где можно проживать недорого или даже бесплатно. Однако условия не всегда хорошие или удовлетворительные. Можно даже провести ночь в одной комнате с незнакомыми людьми.
Также в самом Дивеево и окрестностях можно найти много мини-отелей и уютных гостевых домиков. Условия в основном довольно простые, а сервис совсем непритязательный, но и цены невысокие. Можно также арендовать комнату в частном секторе.
Как доехать до Дивеева из Москвы – автомобильный транспорт
Если вы являетесь владельцем автомашины, не любите поезда или вас не устраивает сам факт пересадки с поезда на автобус в Арзамасе, вы можете воспользоваться автомобильными дорогами.
Как добираться на своей машине, вам подскажет навигатор и атласы автодорог России. А для остальных есть два варианта: BlaBlaCar и саровские Транспортные компании: «Попутчик» и «Пассажир».
На официальном сайте BlaBlaCar (или BlaBlaCarVK) вы можете оставить свою заявку как попутчик и связаться с автовладельцем, который отправляется в Дивеево.
А в транспортной компании «Попутчик» можно сделать заявку на рейс до Дивеева. Саров уже несколько лет имеет постоянную связь с Москвой (туда и обратно), и многие рейсы проходят через Дивеево. Есть и другие маршруты. Например, Саров – Москва (через Вознесенское), Саров – Навашино и другие. Всю необходимую информацию, включая цены, вы можете уточнить у диспетчера по телефонам: 8 (83130) 9-22-22, 6-88-88.
Многие находят этот вариант более удобным, чем поезд с пересадкой на автобус в Арзамасе.
Транспортная компания «Пассажир» также относится к Сарову и осуществляет пассажирские перевозки между Саровом и такими городами, как: Москва, Нижний Новгород (через Арзамас), Саранск.
Телефон: 8 (83130) 9-44-44, 9- 39-39.
Дивеевские источники
Дивеево является одним из духовных центров православного паломничества России. Людей сюда привлекает особая благодать, сосредоточение на одном месте множества святынь, и, конечно же, святые источники.
Родников на Дивеевской земле большое множество. Их даже ученные исследуют, и, кстати, подтверждают особый минеральный состав воды, называют ее живой.
Феномен такого большого количества природных родников на одном месте вызывает порой недоумение. Но часто история святых мест показывает, что Господь приводил своих святых возводить монастыри на особых местах.
Так в середине 20 века гидрогеологи обнаружили на территории Нижегородской области огромное подземное пресноводное море, протянувшиеся от Арзамаса до Ардатова через весь Дивеевский район. А в некоторых исторических источниках встречается один из вариантов трактовки названия реки Вичкинзы как река ключей. Вичкинза протекает мимо д. Маевки, пересекает все Дивеево с западной стороны и впадает в реку Сатис в 12 км от села.
Неудивительно, что с зарождением здесь Дивеевской обители, а еще раньше, с молитвенным подвигом преподобного Серафима Саровского, стали выходить наружу родники. Ведь тогда никто не знал, что здесь есть подземные воды. Но Бог приводил своих святых и по их молитве образовывались источники там, где их не было.
Так по молитве святого Серафима уже после его смерти, чудесным образом был явлен источник в Цыгановке и в поселке Сатис.
В других вновь возникших родниках люди видели явления. Так, источник в селе Кременки даже носит название «Явленный», и существует предание о том, как перед страшной битвой люди видели там Лик Богородицы.
В других источниках находили иконы святых и Богородицы. На Казанском источнике в Дивеево была обретена Казанская икона Богородицы, на Ильинском в с. Глухово – икона Ильи Пророка, на «Спиринском» источнике близ села Суворово – икона Спиридона Тримифутского.
Существует в Дивеевской округе даже «говорящий» родник! Это Троицкий источник в селе Канерга. Когда сестры скита поют молебны, среди множества молитвословий вода источника реагирует на величание Пресвятой Троице – она начинает бурлить.
Приводим здесь список всех ныне известных источников в Дивееской округе.
- Источник Серафима Саровского в д. Цыгановка;
- Источник Явленный в Кременках и рузановский источник близ д. Рузаново;
- Дивеевские источники на Северном поселке: Казанский, святого Пантелеймона, и в честь иконы Богородицы «Умиления»;
- Дивеевские источники в центре села: Матушки Александры и в честь Иверской иконы Богородицы;
- Источники, находящиеся на Аразамасском направлении: Ильинский в с. Глухово и источник Спиридона Тримифунского в с. Суворово;
- Источники, находящиеся в Ардатовском направлении: Троицкий родник в селе Канерга, источник Святого Духа близ села Автодеево, источник св.равноапостольных царей Константина и Елены в с. Кутузово;
- Источник Михаила Архангела и родник, названный в честь иконы Богородиы «Всецарица» близ д. Маевка;
- Малоизвестные источники на реке Сатис и в Дивеево, близ д. Осиновка
Работа в монастыре
Еще один камень преткновения – это осуждение монастыря, за то, что на него работает полсела. Совсем нелепым оно слышится из уст тех самых коренных дивеевцев, которые будучи почти атеистами, ненавидят приезжих (называя нас «умаленными») и при этом сами работают в монастыре. Лично мне логика таких людей не понятна. Как можно плевать в колодец, из которого пьешь? Или рубить сук, на котором сидишь?
На самом деле, то что монастырь дает работу многим людям – благо. И хотя разброс с зарплатами на разных «послушаниях» – так по привычке в монастыре называются работы – очень велик, все равно для многих это реальный выход.
Начнем с того, что в Дивеево вообще мало где платят достойные зарплаты – провинция есть провинция, и ее возможности не сравнить не с областными центрами, ни тем более с такими мегаполисами, как Москва.
Монастырь же отличается тем, что предоставляет бесплатное питание. Многим рабочим выдают обувь. Старшие монахини на послушаниях (монастырский вариант начальства) часто входит в положение своих подчиненных, идут на встречу там, где никогда и ни на какой работе в миру на встречу не пойдут. На Рождество детям трудников дают сладкие подарки. Рабочие монастыря пользуются медицинскими услугами монастырской поликлиники.
Кроме того, в монастыре много сезонных работ, на которых подрабатывают студенты и старшеклассники, зарабатывая себе на учебу.
Татьяна Страхова
Следующая статья >
Домик блаженной Паши Саровской
Поехав в Дивеево на 3 дня, обязательно нужно посетить домик блаженной Паши Саровской. Это одна из святынь, где молятся паломники. В свое время Паша Саровская предсказала неминуемую погибель семьи Романовых. Она все время молилась за весь род людской. Домик состоит из 3 залов.
Первый – комната, где имеется мебель царских времен. Она украшена многочисленными иконами и куклами, которые так любила Прасковья Ивановна. Во втором расположены образа и платья, а третий посвящен жизни Серафима Саровского.
За советом к Прасковье Ивановне приходили толпы людей из разных сословий, а из пряжи, которую она плела, вся дивеевская обитель изготавливала четки и пояски, так как она была не обычная, а намоленная ежеминутными молитвами.
Хозяйка этой обители всегда была рада гостям. Она любила очень красочные яркие сарафаны и могла надеть сразу несколько для особо почетных гостей. Сейчас в домике выставлено в качестве экспозиции несколько ее одеяний, а именно синее платье и бело-розовая рубашка. В них Прасковья принимала причастие.
Кроме того, здесь есть вещи и другой блаженной – Анны Бобковой, а в самом большом зале этого музея расположена витрина с церковно-монашеским одеянием первых игумений обители. В домике имеется экспозиция, которая полностью повторяет часть кельи Серафима Саровского. Этот элемент посвящен прославлению старца.
Среди самых известных экспонатов также имеются различные старинные фотографии, а также архивные документы, различные сувениры. Сохранилось даже покрывало, которая вышивала императрица Александра Романова. Также можно увидеть деревянную мебель, сделанную преподобным Серафимом. Во время паломнических поездок в Дивеево за молитвой приходит в домик много верующих.
Как добраться в Дивеево из Арзамаса – автомобильный транспорт
Кроме того, оба железнодорожных вокзала размещены в значительной удаленности, и чтобы добраться до автостанции, следует воспользоваться городским транспортом. Автобус № 1 следует от станции Арзамас-1 до станции Арзамас-2 и останавливается на соборной площади, недалеко от которой и находится автовокзал. Время поездки в среднем не превышает 20-30 минут.
На всякий случай размещаем здесь расписание муниципальных автобусов, чтобы желающие могли подгадать и совместить прибытие поездов и время отправления автобуса.
Расписание автобусов Арзамас – Дивеево
- Арзамас – Дивеево 5.30 8.10 12.10 14.00 15.30 17.10
- Арзамас – Вознесенское (проходящий через Дивеево) 13.10 (пт., вс.)
Цена билета колеблется от 180 до 200 рублей
На городском автовокзале можно увидеть и частников. Еще издалека завидев потенциальных клиентов, они выкрикивают населенные пункты, по которым курсируют.
Многие относятся к ним недоверчиво, и это можно понять. Но в реальности зарабатывают частным извозом на протяжении многих лет одни и те же люди, местные – арзамасцы и дивеевцы (или жители других населенных пунктов). А так как они сами живут в своих селах, им совершенно ни к чему портить свою репутацию.
Если вызывать на автовокзал такси, то цена будет взыматься за поездку вне зависимости от количества человек, что для одиночных путешественников может оказаться не приемлемым.
И все-таки, бывают ситуации, когда других вариантов, кроме как необходимость заказа такси, просто не остается. Если вы путешествуете с маленькими детьми или пожилыми людьми, а поезд на вокзал пребывает только ночью, то вряд ли у вас возникнет желание ночевать в зале ожидания, а с утра добираться городским автобусом на автовокзал и еще полтора часа ехать на рейсовом автобусе.
Вызвать машину мы вам можем порекомендовать непосредственно в Дивеевском такси «Ямщик». Встречу на Арзамаском ж/д вокзале можно организовать предварительным заказом по телефону. Вас встретят с поезда и привезут в Дивеево (или отвезут на вокзал к поезду).
Машину выгодно заказывать заранее и произвести 50% оплаты на телефон диспетчера. Тогда вам не грозят неожиданные сюрпризы – оплата будет производится по условленной цене.
Вообще, все интересующие вас вопросы стоит обговаривать с диспетчером по телефону, у него же узнавать, какая машина будет вас встречать.
Цены на перевозки на праздник батюшки Серафима поднимаются во всем Дивеево, и «Ямщик» не исключение. Но клиентов об этом предупреждают.
Телефон диспетчера 8 910 130 76 76, поездка до Дивеево из Арзамаса будет стоить 1000 руб. (об изменениях цены узнавайте у диспетчера).
Железнодорожное сообщение
К сожалению, непосредственно в Дивеево железнодорожных путей нет. Но в 60 км от села находится провинциальный город Арзамас с крупной транспортной железнодорожной развязкой.
В Арзамасе находятся два вокзала (Арзамас–1 и Арзамас-2).
Арзамас–2 находится на Транссибирской магистрали, по которой можно добраться от Москвы до Владивостока. Соответственно, поток поездов, проходящих через этот вокзал, просто огромный.
Арзамас-1 –осуществляет связь с городами, находящимися на южном направлении, вплоть до Адлера и Сочи.
Теперь давайте рассмотрим все более подробно.
Как добраться до Дивеево на поезде из Москвы
Москвичам повезло: для них удобны оба варианта, так как поезда с Москвы следуют и до станций Арзамас-1, и до Арзамас-2. Все они являются проходящими, и стоянка на самом вокзале занимает от 2 до 15 минут (хотя случаются и исключения). Вот маршруты поездов, курсирующих через нужные нам станции (об изменениях в расписании спрашивайте на Ж/Д вокзалах и официальном сайте железных дорог России).
- Москва – Йошкар-Ола
- Москва – Петропавловск
- Москва – Чебоксары
- Москва – Челябинск
- Москва- Улан уде
- Москва – Новокузнецк
- Москва – Первомайск
Как добраться в Дивеево из Санкт-Петербурга
Для жителей северной столицы выбор тоже неплохой. Поезда, проходящие через Арзамас, курсируют по следующим маршрутам:
- Санкт- Петербург – Самара
- Санкт- Петербург – Уфа
- Санкт- Петербург – Самара
- Санкт- Петербург – Оренбург
Вы смело можете покупать билеты на два поезда:
- Самара – Санкт- Петербург
- Тольятти – Санкт- Петербург
Как добраться в Дивеевский монастырь из Мурома
Многие поезда из Москвы на своем маршруте делают остановку в городе Муроме. Кроме того, между станциями Арзамас-2 и Муром-1 следует электричка (расписание уточняйте в железнодорожных кассах).
Как ехать в Дивеево из Кирова
У жителей Кирова тоже имеется достойный выбор из 4 маршрутов, что позволит подобрать себе поезд по душе.
- Воркута – Новороссийск
- Киров – Адлер
- Киров – Анапа
- Воркута – Адлер
Как добраться до Дивеева из Екатеринбурга
Следует отметить, что поезда, следовавшие по маршрутам
- Москва – Петропавловск
- Москва – Новокузнецк
- Москва – Нерюнгри
проезжают город Екатеринбург.
Хотим заметить, что все перечисленные места (и многие другие города) имеют связь с Дивеево лишь благодаря железнодорожному сообщению в Арзамасе.
Большинство поездов прибывают в город ночью или рано утром следующего. И это, как ни странно, предпочтительнее.
Благовещенский собор
Этого храма до революции на территории монастыря не было, решение о его возведение было принято в наше время, а закладка произошла 26 апреля 2012 года в конце Святой Канавки.
Строительство храма велось достаточно быстро, на данный момент он закончен, и хотя внутренняя отделка еще не завершена, освящен предел в честь Праздника Успения Божией Матери. Всего в Благовещенском соборе планируется сделать восемь пределов.
Примечательно, что поучаствовать в строительстве этого величественного собора могли все желающие. Есть такая старая традиция – пожертвования на «именной кирпичик». При покупке «кирпичика» выдавался билет (стоимость была разная, доступная всем категориям), где указывалось, что это «именной кирпичик», и в графе записывалось имя покупателя или его родственников (можно было покупать билеты в подарок). Имя, на которое приобретался «кирпичик» вносилось в специальную тетрадь.
Возможно, кто-то бы отнеся к этой традиции с недоверием, но автор статьи, как и многие местные жители лично видели целые поддоны кирпичей (еще даже не разгруженные с подставок) подписанные черным строительным маркером. На каждом кирпичике красовалось чье-то имя. Так эти проименнованые кирпичи и шли на возведение стен.
Сейчас, когда строительство собора завершено, можно приобрести билеты, вырученные средства с которых пойдут на внутреннюю отделку храма.
Дивеево в настоящее время
Было бы несправедливым ограничиваться лишь прошлым. Ведь история села творится каждый день, и мы становимся свидетелями уникальных событий, которые в скором времени будут увековечены летописцами. А краеведы не перевелись на нашей земли. И «перо», выпавшие из рук усопшего Василия Ивановича Карпушова было подхвачено его приемниками – супругами Шекуровыми. Они не менее скрупулёзно собирают крупицы истории родного края, выискивают документы, ранее недоступные; выспрашивают легенды у старожилов. И пишут книги.
Немало этих книг, как и трудов самого Василия Ивановича Карпушова, находится в местной библиотеке. Более того, в ней открыт целый отдел краеведения, где можно найти и ксерокопии старых документов, и книги, и статьи из журналов. Здесь хранят свидетельства истории не только самого Дивеевского района, а также интересные материалы о близлижайших населенных пунктах, и о Нижегородской области в целом.
Свою новую летопись пишет и Серафимо–Дивеевский монастырь, фиксируя исторические события по обретению мощей блаженных и Дивеевских жен; по возведению храмов и реставрации старинных зданий.
Старый архив монастыря приведен в порядок, в него поступают документы, которые уже в наше время были обнаружены в разных местах, как в светских архивах, так и у частных лиц.
В монастырской школе есть музей, который был создан энтузиастам и замечательным человеком, учителем краеведения Парубца А.С. На протяжении многих лет он собирал коллекцию минералов, которую и подарил школьному музею 8 лет назад. В последующие годы музей наполнялся экспонатами, а учащиеся школы стали принимать активное участие в поиске информации, общались с героями-земляками.
На сегодняшний день из этого доброго начинания выросло два музея: Краеведческий «Связь времен» и военно-исторический «Музей Мужества». В музее у воспитанников школы проходят уроки мужества, а старшеклассники учатся проводить экскурсии гостям и рассказывают им историю родного края.
Молодой фотограф и редактор частной газеты «Дивеевские купола» Павел Сушков, вот уже на протяжении многих лет ведет фотохронику церковных и культурных событий Дивеева. Он же собирает и фотоархив старых фотографий.
В селе немало молодых людей, которые хоть и на постоянной основе, но способствуют сохранению и популяризации истории села. Они пишут статьи, готовят презентации, участвуют в написании сборников, делают фоторепортажи.
Но памяти удостаиваются не только события культурной и духовной жизни. В Дивеево свято хранят память всех тех, кто ушел из родного села на войну и не вернулся домой. XX век ознаменовался множеством войн, две из которых были мировые. И в парке Победы установлены памятники всем погибшим на полях сражений, и увековечены их имена.
Татьяна Страхова
Следующая статья >
Что можно посмотреть в Дивеево самостоятельно
Многих людей пугает возможность самостоятельных путешествий. Их смущает неосведомленность, незнание исторических и культурных особенностей места, внутренние правила поведения в монастыре.
На самом деле все просто. Правила поведения в Серафимо–Дивеевском монастыре вывешены на воротах монастырской стены. В паломническом центре монастыря вы можете получить любую информацию и ответы на все вопросы. Расписание церковных служб висят на дверях храма. Там же вы найдете рекомендации по церковному этикету.
Соборная площадь Серафимо–Дивеевского монастыря включает в себя три огромных собора: Троицкий (зеленый), Преображенский (белый) и Благовещенский (тоже белый, но он вновь построенный и внутри не до конца отделан).
В Троицком соборе покоятся мощи батюшки Серафима и попасть к его раке можно в любой день в часы работы храма (как правило с 5.00 до 22.00часов). Здесь же в витринах хранятся вещи преподобного и к ним тоже можно приложиться. Знаменитая икона Богородицы «Умиление» находится тоже в Троицком соборе, в центральном пределе.
В Преображенском соборе для поклонения открыт мощевик с частицами мощей Киево-Печерских святых. В этом храме в притворе ежедневно с 9.00 до 16.00 ч. всем желающим дают сухарики, освященные в чугунке батюшки Серафима, и маслице из лампады, горящей у его мощей.
Ежедневные церковные службы совершаются в Троицком и Преображенском соборах попеременно (точное расписание смотрите в самих храмах).
За Преображенским собором начинается Святая Канавка. По ней обязательно надо пройти и прочитать 150 раз молитву: «Богородице, Дево, радуйся». Место это особенное и единственное в мире. Святая Канавка вырыта по повелению самой Богородицы. У Канавки интересная история, а искренняя молитва, прочтенная сердцем здесь, поистине творит чудеса.
За Колокольней расположен уникальный церковный комплекс – в одном здании находится сразу три церкви – Казанский храм, Церковь Рождества Христова, и нижний храм в честь Рождества Богородицы.
В нижней церкви горит неугасимая лампада и там читается Неусыпаемая Псалтырь. Здесь же покоятся святые мощи первоначальницы Дивеевской обители схимонахини Александры, схимонахини Марфы и монахини Елены. В храм можно попасть с 8.00 до 17.00 ч.
В Казанской церкви находятся мощи Дивеевских Блаженных и к ним можно приложится ежедневно с 8.00 до 17.00 часов.
На территории монастыря находится Домик-музей блаженной Паши Саровской, а в паломническом центре вам могут предложить посмотреть фильм–фотоэкскурсию.
Дивеевская земля славится святыми родниками, и непосредственно в самом селе находится 5 наиболее известных источников.
Недалеко от Серафимо-Дивеевского монастыря, практически в центре села, расположен источник матушки Александры.
От него ведет тропинка к другому старинному роднику – Иверскому. Еще три источника – Казанский, во имя святого Пантелеймона, и в честь иконы Богородицы «Умиление» -находятся в северной части села, в поселке Северном. На машине добраться быстро, а пешком – далековато, но возможно.
Все эти места можно посетить самостоятельно, не полагаясь на турфирмы. На нашем сайте есть вся исчерпывающая информация о Серафимо-Дивеевском монастыре. Прочитав ее, вы будете подготовлены к путешествию. В крайнем случае, при большом желании вы всегда сможете заказать экскурсию уже на месте, в паломническом центре Серафимо – Дивеевского монастыря.
Богадельня и монастырское кладбище в Серафимо-Дивеевском монастыре
Кстати, о той самой внешней стороне жизни в обители.
На данный момент она милостью Божией благоустроена. Есть поликлиника с прекрасным зубоврачебным кабинетом (в поликлинике принимают как монахинь, так и рабочих монастыря). Своя машина скорой помощи с круглосуточным дежурством фельдшера. Современный медицинский центр для сестер монастыря. А еще есть богадельня.
Это православный аналог (а исторически и предшественник!) современного дома престарелых. Тут находятся больные и старенькие монахини, которые уже не могут нести никаких послушаний. За ними ухаживают молодые сестры, выполняющие роль нянечек. По необходимости их консультируют врачи, а медсестры выполняют медицинские процедуры.
К ним приходит священник. А по четвергам в домовой церкви «Всех скорбящих радосте», что находится на втором этаже богадельни, служится литургия.
Старенькие монахини по мере сил и возможностей продолжают молится, читать псалтырь и духовные книги. И готовятся к смерти.
К смерти здесь относятся именно так, как и подобает людям духовным – спокойно. И к ней стремятся подготовится, исповедаться, причаститься. И, как правило, умирают покойно, со всеми примирившись и простившись.
Раньше, еще до революции сестринское кладбище находилось на территории мельничной обители, в ограде Канавки. После революции кладбище сравняли с землей, и построили на том месте школу. После возрождения обители, монастырь долгое время не имел своего кладбища. Священников и старых монахинь еще дореволюционного Дивеева, доживших до наших дней, хоронили за Троицким собором, где и сейчас можно поклониться их могилам.
На месте старого кладбища (после передачи этой земли монастырю) при реставрационных работах было найдено несколько останков и склепов. Они сейчас оформлены в могилы, и каждый, кто идет по Канавке может видеть этот уголок старого кладбища с покаянным деревянным крестом возле них.
На обычном кладбище монастырем выкуплена часть земли под могилы, так как на территории обители на данный момент нет возможности устроить свое отдельное кладбище.
Исторические места и музеи
Царский скит
Адрес: пос. Прибрежный, 30 км от Дивеево
История скита началась в 1860 году, когда император Александр II подарил Серафимо-Понетаевскому женскому монастырю земельные угодья. Монахини обустроили на этом месте скит. Его назвали Царским в благодарность императору за щедрость.
Тогда скит состоял из деревянной церкви, келий и хозяйственных построек. От былой красоты осталось несколько полуразрушенных домиков и рукотворная аллея — Богородичная тропка. При монастыре была традиция: когда монашка принимала постриг, она сажала деревце сосны.
Существует легенда, что среди монахинь скита были и члены царской семьи. Однако документальных подтверждений этому нет.
Царский скит известен еще и тем, что в отдалении от него находятся «Серафимовы камни»: большой и малые валуны. На этом месте молился Серафим Саровский.
Местные утверждают, что камни не подлинные: большой разобрали на части и развезли по монастырям, а маленькие никогда и не были молитвенным местом Серафима. Они стали пристанищем для верующих из города Сарова, закрытого в 1947 году.
У «малых» камней есть целебный источник.
Дом Галактионовых
Адрес: Дивеево, ул. Советская, 5
Этот дом был построен в начале ХХ века. Принадлежал сестрам Галактионовым — монахине Серафимо-Дивеевской женской обители Михаиле и ее сестре Екатерине.
В доме жили благотворители этого монастыря. Он сохранился до наших дней в первозданным виде.
В настоящее время в доме живут послушницы. Посещение практически невозможно.
Дом Долгинцевой
Адрес: ул. Советская
Еще один особняк начала ХХ века — построен рядом с домом Галактионовых. Он принадлежал богатому человеку — Федору Васиьевичу Долгинцеву, почетному гражданину Москвы.
Федор Васильевич переехал в Дивеево из Москвы и поселился в этом доме со своей дочерью Софьей. Долгие годы он был благотворителем Серафимо-Дивеевского монастыря. Незадолго до смерти он тайно принял постриг.
В доме осталась жить его дочь, ставшая послушницей монастыря и принявшая имя Серафима.
В 1927 году схимонахиня Серафима переехала в Муром, а в апреле 32-го была арестована советскими властями за монашескую деятельность. У нее забрали находившиеся на хранении святыни и приговорили к 3 годам ссылки в Казахстане. Однако дальнейшая судьба Софьи Долгинцевой неизвестна.
Домик Блаженной Паши Саровской
В начале XIX века в крестьянской крепостной семье в Тамбовской губернии родилась девочка Ирина. Подростком она стала экономкой в господском доме. Однажды прислуга обвинила ее в якобы краже. Хозяева не стали разбираться и в наказание отдали Ирину солдатам.
Не выдержав унижения, девушка сбежала в Киев, приняла тайный постриг, а вместе с ним имя Параскева. Схимница стала называть себя Пашей и поселилась в саровских лесных пещерах. Спустя 30 лет она стала жить в Дивееве при монастыре.
Блаженная Паша Саровская ночами молилась за людей, а днем работала на монастырском хозяйстве. Монахиня отличалась даром предсказания.
В 1903 году ее навестили император Николай II и его супруга Александра Федоровна. Параскева разместила их на ковре и рассказала, что скоро в семье родится наследник, но царский род прервется, а монархия рухнет.
Блаженная скончалась в 1915 году в возрасте 120 лет.
В настоящее время в домике работают три выставочных зала. В комнатах хранятся личные вещи Паши Саровской и других блаженных, которые жили здесь после ее смерти.
Музей истории Серафимо-Дивеевской обители в XX веке
Музей посвящен жизни монастыря в истории России и Советского Союза. В залах реконструированы комнаты сестер и настоятельниц. Здесь хранятся многие личные вещи монахинь, их гостей, блаженных.
В одном из помещений воссоздали интерьер гостиной подмосковной дачи, где провел последние годы жизни Серафим Саровский.
Как живут монахини в Дивеево, и сколько их в монастыре?
Внутренняя жизнь монастыря сокрыта тайной, и можно лишь догадываться по косвенным признакам или из обрывков разговоров о том, какая она на самом деле.
Ведь даже та монашеская жизнь, что мы видим, – все равно внешняя. Да, мы можем знать распорядок церковных служб, видеть, какие послушания у сестер, видеть их особый быт. Но все это будет лишь малая толика настоящей духовной жизни.
А она у всех разная. Об этом и святые прошлых веков писали, и нынешние пастыри церкви. Несмотря на общий быт, каждый молится в меру своих сил и желаний. И о том, как они спасаются, нам неведомо.
Так же, как и истинное количество сестер в обители. Подобную информацию никогда не старались обнародовать. Отчасти потому, что духовному человеку подобные знания просто не нужны, отчасти из–за подвижности этой самой цифры. Кто-то из старых монахинь умирает, кто-то лишь попросился в монастырь, и его взяли на испытательный срок в качестве кандидата, кого–то постригли в иночество. Своя статистика, не требующая нездорового интереса со стороны.
«Серафимовы» камни и источник
Еще одна легенда окутывает существование камней, лежащих в лесу. Один из них огромный валун – «большой» камень, три других, расположенные группой поменьше – «малые камни».
Эти камни не имеют никакого отношения к знаменитому камню батюшки Серафима, на котором он молился 1000 дней и ночей. Ибо еще в дореволюционные времена тот камень был разделен на несколько частей и как величайшая святыня развезен по монастырям и разобран на частички паломниками.
В 1947 году был закрыт город Саров, и верующие люди остались без возможности хотя бы тайно посещать святые места, связанные с жизнью преподобного Серафима Саровского. Но Господь утешил своих людей.
В 6 км от разрушенного Царского скита в лесу совсем в другой от Сарова стороне, непостижимом образом обнаружились интересные камни. И православные люди стали приходить к ним с молитвой. Там же возник и источник с целебной водой, и место это стало не просто пристанищем для тайных молитвенников, оно оказалось действительно святым. Совершенно разные люди, приезжая сюда ощущали особую благодать Царского скита. Здесь легко молилось, Господь посылал исцеления и ободрял верующих.
Мне хочется поблагодарить наших краеведов В.А Шекурова и Н.А. Шекурову, из чьей книги «Царский скит: история и современность» мною были взяты исторические данные и некоторые факты. Всем же, кто хочет более подробно ознакомиться с историей Царского скита самостоятельно, рекомендую прочитать книгу самим.
P.S. Несколько лет назад умерла бабушка Дарья. Ее сестра Мария в последние годы не приезжала в Дивеево, и мы ничего не знаем о ее судьбе.
Но слава Царского скита не забыта, и с каждым годом привлекает все больше паломников.
Татьяна Страхова
Следующая статья >