Иконописец дионисий: биография и творчество. иконы дионисия

Начало карьеры

Как уже было сказано, Дионисий в составе творческой картели Митрофана принимал участие в росписях собора Рождества Пресвятой Богоматери в Пафнутьево-Боровском монастыре около Калуги. Искусствоведы усматривают в этих работах продолжение и развитие наследия Андрея Рублева. Те же парящие фигуры, чистая, гармоничная композиция, радостный настрой и яркие насыщенные цвета. Московский князь Иван Васильевич, увидев фрески «иноков Дионисия и Митрофана», пригласил молодого живописца в Москву, работать над росписями Успенского собора. Так, с ходу талант был замечен и вознагражден самыми высокими властями.

Работа в северных монастырях

После успеха в Москве Дионисий-иконописец получил прозвище «преизящного мастера». А в Патерике Волоколамского монастыря он упомянут под титулом «Мудрый». Да и другие письменные источники пестрят хвалебными упоминаниями о его таланте и уме. По всей видимости, именно ему посвящает свой трактат видный общественный деятель того времени, писатель Иосиф Волоцкий. После 1486 года мастер, возможно, с теми же товарищами по артели, расписывает церковь Успения Богоматери в Иосифо-Волоколамском монастыре под Москвой. Но наиболее ярко творчество Дионисия проявилось после 1500 года, когда он работал в северных и заволжских обителях. Под конец жизни мастер трудился вместе с двумя сыновьями и, возможно, с другими своими учениками. К сожалению, о многих работах Дионисия нам говорят только летописи. Он расписывал Павло-Обнорский, Спасо-Прилуцкий, Кирилло-Белозерский монастыри. Также известно, что мастер рисовал иконостас Спасо-Каменного монастыря под Вологдой.

ДИОНИСИЙ (художник)

ДИОНИСИЙ

(ок. 1440 – после 1503), русский художник, мастер фрески и иконописи. Также по теме: ИКОНА ПРАВОСЛАВНАЯ

О биографии Дионисия практически ничего не известно. Первый крупный заказ он получил между 1467 и 1476, когда украсил фресками и иконами церковь Рождества Богоматери в Пафнутьево-Боровском монастыре; Дионисий работал здесь под началом старшего мастера, Митрофана, однако завоевал уже достаточный авторитет, поскольку летопись упоминает обоих художников как «пресловущих паче всех» (т.е. славнейших). Известно также, что он писал фрески и иконы в Успенском соборе Московского Кремля (1481, совместно с Тимофеем, Ярцом и Коней), что свидетельствует о его высокой репутации при дворе великого князя московского Ивана III, а также в церкви Успения Богоматери Иосифа-Волоколамского монастыря (после 1485, совместно со своими сыновьями у учениками – Феодосием и Владимиром – и старцем Паисием) и в Павлово-Обнорском монастыре (близ Грязовца на Вологодчине; 1500). Среди этих произведений, сохранившихся на месте либо перенесенных в музеи, бесспорно принадлежащими кисти Дионисия считают: фрески Похвальского и Петропавловского приделов, жертвенника и алтарной преграды Успенского собора Московского Кремля, а также иконы – Богоматерь Одигитрию

из Вознесенского монастыря Кремля (1482),Митрополита Алексея в житии (обе – в Третьяковской галерее) иМитрополита Петра в житии (Успенский собор Московского Кремля),Распятие иСпаса в силах из Павлово-Обнорского монастыря (обе иконы – в Третьяковской галерее).

Для стиля Дионисия типичны более грациозные (в сравнении со стилем Рублева) и значительно более удлиненные по пропорциям фигуры, прохладные (в особенности во фресках) колористические гаммы с преобладанием изысканных светлых оттенков, тяготение к идеальной красоте ликов, как правило, лишенных этнической – греческой или русской – характерности. Явственней всего эти черты, вкупе с декоративным чутьем мастера, проступают в самом масштабном его творении – в исключительно хорошо, практически без поновлений сохранившихся росписях собора Рождества Богоматери Ферапонтова монастыря, которые он создал в 1502 вместе с сыновьями Феодосием и Владимиром (что касается икон из этого собора, то самые ценные их них находятся ныне в Третьяковской галерее и Русском музее). Сюжетно здесь доминируют сцены земной жизни Богородицы вкупе с символическими мотивами из ее акафиста (созданного в 6 в. Романом Сладкопевцем); все в целом слагается в зрительный гимн Свет неизреченно Родившей

, исполненный удивительной духовной гармонии и грациозного благородства форм. Краски буквально излучают свет, во многом благодаря тому, что белый цвет впервые в древнерусском искусстве обретает самоценное звучание.

Также по теме:

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

Будучи человеком вполне мирским (известен исторический анекдот о том, как он согрешил в Пафнутьевой обители тем, что принес туда жареную баранью ногу, т.е. еду в высшей степени не монастырскую), Дионисий, тем не менее, прославился среди современников как «изящный и хитрый» изограф. Его высоко ценил преподобный Иосиф Волоцкий, возможно, именно ему адресовавший свое Послание иконописцу

(конец 15 в.), написанное в защиту икон против еретиков.

Влияние мастера породило в 16 в. целую традицию или «школу Дионисия», к которой принадлежал, в частности, его сын Феодосий (известнейшее произведение последнего – росписи Благовещенского собора Московского Кремля, 1508).

Также по теме:

ИКОНА

Дионисий — интернет-магазин Крестильное.ру

Имя Дионисий имеет древнегреческие корни, мирское звучание этого имени в России — Денис. В Православных Святцах можно найти жития многих святых мужей, нареченных этим именем. Приведем жизнеописание наиболее известных, а для остальных укажем даты памяти.

Священномученик Дионисий Ареопагит, даты памяти 17 января и 16 октября

Он жил в Афинах, здесь же получил классическое образование. В Египте изучал астрономию. Он стал свидетелем солнечного затмения в день распятия на Кресте Иисуса Христа, что произвело на него большое впечатление. После возвращения в Афины его избрали членом верховного суда.

Однажды на проповедь к ним пришел апостол Павел. Его благовествование изменило жизнь Дионисия. Он уверовал во Христа и даже стал сподвижником апостола. Позже святой Дионисий стал епископом в Афинах, а в 57 году присутствовал при погребении Богородицы.
После смерти апостола Павла, святитель Дионисий оправляется в западные государства, чтобы совершать проповедь. Его сопровождали пресвитер Рустик и диакон Елевферий. Много людей были обращены им в христианство.
В Галлии трое исповедников были схвачены и отправлены в тюрьму. Ночью произошло большое Таинство – святой Дионисий совершил Божественную Литургию в сослужении Ангелов. Причастившись Святых Христовых Таин, наутро мученикам отсекли головы. Но и здесь произошло чудо. Святой Дионисий взял свою главу и прошествовал с ней до храма. И только здесь упал мертвым. Останки мучеников были погребены благочестивой женщиной Катуллой.
После смерти святого Дионисия осталось множество трудов, которые имеют огромное значение для Православной Церкви: «О Небесной иерархии», «О церковной иерархии», «О Именах Божиих», «О мистическом богословии», а также десять посланий к разным лицам.

Икона Священномученика Дионисия Ареопагита

Он родился в городе Ржеве и был современником первого русского патриарха Иова. Мальчик рано остался сиротой и получил образование в монастыре, после чего принял постриг. Вскоре его назначили настоятелем Старицкого Успенского монастыря. Сюда же был сослан самозванцем Святитель Иова. Он был встречен здесь преподобным Дионисием, так как подобает святительскому сану.
В 1610 году архимандрит Дионисий был избран настоятелем Троице-Сергиевой Лавры. В то время в стране царила смута. Лавра находилась в осаде. Преподобным Дионисием была организована оборона монастыря. Он стал соавтором воззвания к русскому народу, которое всколыхнуло освободительное движение.
Преподобный занимался и исправлением богослужебных книг. Но враги обвинили святого Дионисия в искажении переводов. После клеветы его арестовали и подвергли пыткам. Все издевательства святой переносил со смирением. Пересмотреть приговор для преподобного Дионисия стало возможным только после возвращения из плена патриарха Филарета. Святого полностью оправдали. В 1633 году он мирно отошел ко Господу.

Икона Преподобного Дионисия Радонежского

Православные святые с именем Дионисий

Далее мы приводим список святых, нареченных православным мужским именем Дионисий.

Дни памяти указаны по новому стилю, чтобы Вы могли выбрать мальчику святого покровителя по дате, ближайшей к дню рождения.

  • Дионисий (Петушков), иеросхимонах, прмч. 4 февраля, 10 июня
  • Дионисий (Щегопев), иерей, сщмч. 4 февраля, 23 ноября
  • Дионисий Валаамский, прмч. 5 марта
  • Дионисий Ватопедский, прмч. 13 августа
  • Дионисий Византийский, мч. 16 июня
  • Дионисий Глушицкий, игумен 14 июня, 25 октября
  • Дионисий Ефесский 17 августа, 4 ноября
  • Дионисий Коринфский, мч. 23 марта
  • Дионисий Лампсакский, мч. 31 мая
  • Дионисий Пергийский (Памфилийский), мч. 4 мая
  • Дионисий Печерский, Щепа, иеромонах, затворник 10 сентября, 16 октября
  • Дионисий Требийский, мч. 31 августа
  • Дионисий Фракийский, мч. 19 мая
  • Преподобный Дионисий Радонежский 25 мая
  • Святитель Дионисий Александрийский, епископ, исповедник 18 октября
  • Святитель Дионисий Ареопагит, епископ Афинский, апостол от 70-ти, сщмч. 17 января, 16 октября
  • Святитель Дионисий, архиепископ Суздальский 9 июля, 28 октября

Помпа и проагон

Считается, что помпа занимала большую часть первого дня празднования. Когда солнце садилось, наступало время для комоса — веселого праздничного шествия.

На второй и третий день проходили состязания детских и мужских дифирамбических хоров. Затем, в течение 3-4 дней проводились драматические агоны, и это была кульминация праздника.

В дифирамбических хорах принимали участие знаменитые поэты (Пиндар, Симонид) и лучшие флейтисты. В завершение этих соревнований совершалось жертвоприношение — в жертву приносили молодых бычков. Мясом угощали всех присутствующих.

А далее начинался пир. Это было не только веселое, но и достаточно опасное время, поскольку толпы пьяных людей, изображающих свиту Диониса, в угаре были способны даже на преступление.

На следующий день, когда в городе более-менее наводился порядок, драматурги объявляли названия ставящихся пьес. Они выбирались судьями по жребию (проагону). Примерно в середине 5 века н.э. проагоны проводились у подножия Акрополя.

Православные изображения спуска Христа в ад

С X века образ «Сошествие во ад» прочно укоренился в русской православной живописи и вошел в состав пасхальных икон. Древние образцы хранятся в Государственном Эрмитаже, Музее Московского Кремля, Государственном Русском музее и Третьяковской галерее.

Сюжет вышивали на праздничном архиерейском одеянии. Среди икон и элементов настенной росписи наиболее известны четыре древнерусских памятника.

Фреска «Анастасис» в Софийском соборе

Росписи на стенах киевского собора частично утратили первоначальный вид. Художники реставрировали фрески без четкого представления о расположении деталей. Фигуры Адама и Иисуса, а также левая часть изображения, переписаны маслом. В целом, фреска отображает основные особенности иконографии:

  • Иисус ступает по разрушенным адским вратам;
  • правой рукой Спаситель поддерживает Адама, поднимающегося из преисподней;
  • в левой руке Христа изображен крест.

Фигуры пророков Исайи и Симеона, предположительно, дописаны слева во время реставрации. Советский искусствовед В. Н. Лазарев предполагал, что изначально рядом с Адамом были изображены только Ева и фигура праведника.

Использованные материалы

  • А. Р. Фокин, П. В. Кузенков. «Дионисий Малый» // Православная энциклопедия, т. 15, с. 349-352

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

  • Журналы Священного Синода от 7 марта 2018 года. Журнал № 8:

  Praefatio ad Julianum presbyterum // PL. 67. Col. 231; см. также: Van Hove. P. 157-158

  Cassiod. De inst. div. lit. 23

  Praefatio ad Hormisdam papam // CCSL. Vol. 85. P. 51

  Praefatio ad Iohannem et Leontium // Ibid. P. 55

  Felix Ghyllitanus. Praefatio // PL. 129. Col. 1331CD

  venerabilis abbas Romanae urbis — Beda. De temporum ratione. 47 // PL. 90. Col. 492

  Johannes Trithemius. Liber de scriptoribus ecclesiasticis. Basel, 1494

  см.: Van de Vyver. 1931. P. 262; 1941. P. 59-88

  Peitz. 1960

  см.: Rambaud-Buhot. 1949. P. 1133

  Sf. Cuvios Dionisie Exiguul (1 Septembrie),

  Cassiod. De inst. div. lit. 23; cp.: Courcelle. 1943. P. 313-315

  Decretum Gelasianum. 4 // PL. 59. Col. 161A

  см.: Freire J. G. A versao Latina por Pascásio de Dume dos Apophtegmata Patrum. Coimbra, 1971. T. 1. P. 18-24

  Τοῦ Σωτῆρος… // PG. 77. Col. 105-121

  PL. 48. Col. 831-841

  см.: Praefatio ad Iohannem et Leontium // CCSL. Vol. 85. P. 55-56

  см.: Bibliotheca Patrum. P., 1644. P. 658

  подробнее см.: Rambaud-Buhot. 1949. P. 1139

  Praefatio ad Stephanum episcopum // PL. 67. Col. 142; в т. н. Декрете папы Геласия Правила отнесены к разряду апокрифов: Decretum Gelasianum // PL. 59. Col. 163

  Rambaud-Buhot. P. 1141; Петр (Л’Юилье). 2005. С. 343-344

  Dionys. Exig. Praef. ad Steph. // PL. 67. Col. 142

  ACO. T. 2. Vol. 1(2). P. 158. 9-163; Vol. 2(2). P. 31-109; см. также: Петр (Л’Юилье). С. 327-328

  Praef. ad Hormisd. // CCSL. Vol. 85. P. 51

  см.: Cappuyns M. L’origine des «Capitula» pseudo-célestiniens contre le semi-pélagianisme // RBen. 1929. T. 41. P. 156-170

  Пасхальные аргументы — PL. 67. Col. 497-514

  Болотов. Лекции. Т. 1. С. 87

  Beda. De temporum ratione. 47 // PL. 90. Col. 494-495

Значение Дионисия для русской иконографии

ЮНЕСКО посвятила 2002 год Дионисию-иконописцу. Значение творчества этого мастера трудно переоценить. Он развил идеи своего знаменитого предшественника, Андрея Рублева и в то же время привнес много характерных только для него черт. Например, усиление цветом и обильное использование белого после Дионисия стали использовать и другие мастера. Примечательна также его манера изображения фигур с намеренно удлиненными конечностями, что у искусствоведов принесло ему славу маньериста. Фрески и иконы Дионисия удивляют уверенным рисунком, полупрозрачным колоритом, пластичностью и совершенством композиций.

Купить икону святителя Дионисия Ареопагита

В иконописной мастерской Радонежъ Вы можете купить, либо заказать рукописную икону святого Дионисия Ареопагита. Позвоните нам и мы поможем подобрать Вам сюжет, композиционное решение иконы, её оптимальный размер и оформление, либо напишем икону по Вашему образцу.

Бесплатная доставка по России.

При желании икона может быть освящена в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.

Образ священномученика Дионисия Ареопагита выполненный иконописцами мастерской Радонежъ, как и любая икона ручной работы, несет в себе живое тепло человеческих рук и любящего сердца. Каждая икона написанная с любовью – уникальна и неповторима.

Мира вам и добра Дорогие братия и сестры, и пусть святой угодник Божий, Дионисий Ареопагит, сопутствует вам на протяжении всего жизненного пути.

Драматические и комедийные представления

В ходе дионисийских торжеств люди наряжались сатирами — так назывались божества, похожие на козлов (с рогами, бородой, хвостом и копытами). Ряженые исполняли песни, прославляющие бога Диониса.

В 5 в до н.э. в Греции появились профессиональные драматурги — они и сочиняли театральные пьесы. Ими создавались как комические, так и трагические произведения.

Трагедия считалась высоким жанром, и было принято смотреть именно трагические пьесы, которые как правило заканчивались не очень хорошо. Во время дионисий часто ставились пьесы, написанные “отцом греческого театра”, Эсхилом. 

Комедии в древней Греции считались относительно низкопробными произведениями: целевой аудиторией был простой народ. Наверное, только произведения Аристофана дошли до наших дней. По мнению культурологов, его комедии были близки древним грекам (и нам) по причине своей актуальности: иносказательно Аристофан обличал и высмеивал невежество, коррупцию, алчность и прочные пороки.

Греческий театр состоял из трех частей:

  • орхестра. Это была круглая площадка, на которой выступали актеры. Она находилась в центральной части). Немногим позже на такой же площадке садились музыканты. Отсюда появилось современное слово “оркестр”. В древнегреческом театре музыкантов на орхестре не было;
  • скене. Это небольшое здание, которое находилось за спиной у актеров, позади орхестры. В скене хранился реквизит. Также там переодевались и отдыхали. Позже, когда на орхестру посадили музыкантов, актерам пришлось отодвинуться назад, и слово “скене” превратилось в слово “сцена”;
  • театрум (места для зрителей). Дословно с древнегреческого это слово переводится как “смотреть на что-либо”. Когда слова “орхестра” и “скене” поменяли свои значения, весь этот комплекс (все, что было связано с игрой актеров и со зрителями, пришедшими посмотреть пьесу) стали называть театром.

В драматических и комедийных представлениях во время дионисий участвовали только мужчины. Для обозначения определенных (в том числе и женских) ролей греческие актеры надевали маски.

Таких греческих масок до нас дошло немало. Они были самыми разными. За все время исполнения своей роли в пьесе актер мог сменить десяток таких масок.

Маски могли изображать женщину/ребенка/старика — кого угодно: актер мог играть, просто сменив маску.

Во время дионисий стали использоваться и первые “спецэффекты”. Например, для изображения божества актеры надевали высокие сандалии — котурны. С их помощью создавалась иллюзия очень высокого роста: такой рост мог быть только у божества.

Немногим позже котурны использовались и вне дионисий — во время “обычных” театральных представлений.

Театрализованные представления характеризовались реалистичностью. Существовало так называемое “правило трех единств”:

  • действа;
  • времени;
  • места.

Действие в представлении проходило в одно и то же время, что оно проходило бы и в жизни. Если герои пьесы проживали 5-12 часов, это означало, что и зрителям придется смотреть спектакль такое же время. Поэтому представления во время дионисий часто начинались рано утром, а заканчивались — с заходом солнца.

В представлении участвовали не только актеры, но также и хор. В обязанности хористов входило разъяснение зрителям смысл происходящего. Также хор мог спорить с актерами, выражать собственное мнение. Поэтому такое представление было как бы состязательным: у актеров была своя партия, а у хора — своя. Было в этом и что-то назидательное — особенно когда в пьесе обыгрывались события из жизни небожителей.

Нет бесспорных сведений о распределении пьес по отдельным дням. Согласно традиционной точке зрения, до 5 в до н.э драматические представления на больших дионисиях продолжались 3 дня. По некоторым данным, они продолжались до 4 дней.

В первый день показывались 3 комедии. В следующие дни давалось по одной тетралогии.

Начиная с 2 половины 4 века порядок состязаний был такой:

  • старая трагедия и сатировская драма — первый день;
  • новые трагедии (до 5 трагедий) — второй-третий день.

Также в эти дни показывались комедии (до 5 комедий).

Общение с Пафнутием Боровским

Работая в монастыре, Дионисий еще застал в нем его основателя Пафнутия Боровского, православного святого, монашеский подвиг которого длился целых 63 года. Согласно преданию, описывающему краткую биография иконописца Дионисия, тот дважды на себе испытал чудодейственную силу его молитв.

Сначала преподобный исцелил героя нашей статьи, когда у того сильно разболелись ноги по неизвестной причине, а затем, когда он впал в недуг, нарушив заповедь, установленную самим Пафнутием. Она обязывала всех, кто находился на территории монастыря, не вносить мясную пищу в обитель. Мирянам мясо есть разрешалось, но только за пределами монастыря. Дионисий же посмел нарушить это правило.

По всей видимости, он просто позабыл о нем, потому что был сильно увлечен и поглощен своей работой. Но как только он проглотил самый первый кусок запретной на территории этого монастыря пищи, он тут же обо всем вспомнил. Описывая кратко иконописца Дионисия, нужно отметить, что он искренне переживал из-за случившегося. Его тело тут же покрылось сыпью, только Пафнутий, простив его, прочитав молитвы, смог помочь побороть этот недуг.

День ангела Дениса по церковному календарю

В прошлые столетия новорожденного называли именем святого, в день почитания которого он появился на свет. Сегодня родители дают младенцу имя мирское, которое нравится. А батюшка называет церковным, которое может не совпадать с первым.

Когда праздновать день ангела (именины) – можно спросить у батюшки. Это может быть не один день, если святых, носящих имя, несколько (как в случае с Дионисием). Тогда праздничной считается дата, первой идущая за днем рождения. Для Дениса именинами могут стать даты, посвященные указанным в таблице святым.

Месяц Дата Почитаемые в православии святые Дионисии
январь 17 афинский епископ и мученик Ареопагит
февраль 6 настоятель Олимпийского монастыря
март 5 мученик, послушник Валаамской обители
23 епископ Коринфа, создатель христианских письменных трудов, мученик
28 Палестинский, обезглавленный в Кесарии за противление язычеству
29 Праведник
май 4 воин Памфилийский, пострадавший за Христову веру в Пергии
19 лингвист Фракийский, ученик Аристарха, создатель первой грамматики
25 архимандрит Радонежский
31 мученик Лампсакский
июнь 10 угодник Божий, принявший мученичество схимонах Петушков
14 иконописец Глушицкий, основатель и игумен Вологодских монастырей
16 мученик Византийский
июль 8 старец Афонский, ктитор Дионисиата – монастыря Иоанна Крестителя
9 архиепископ Нижегородский и Суздальский, митрополит Киевский
август 13 монах Ватопедский, замученный турками за приверженность вере
17 Ефесский, один из 7 юношей, погребенных в пещере за отказ от язычества
31 Требийский, пострадавший в Италии за приверженность Христу
сентябрь 6 греческий архиепископ, теолог Закинфский (дата переноса мощей)
12 старец Островский, служитель Оятской Введенской обители
19 принявший мученичество чтец из Александрии
октябрь 16 иеромонах по прозвищу Щепа, затворник Печерского монастыря
18 епископ Александрии, богослов, общественный деятель
25 иконописец Глушицкий
28 святитель Нижегородский и Суздальский
ноябрь 4 Ефесский
14 Глушицкий
23 священник Щеголев, клирик Саратовский, новомученик
декабрь 3 Доростольский, мученически скончался за твердость веры в Христа
12 епископ Коринфа, создатель христианских трудов, мученик
30 святитель, теолог Закинфский

Даты в таблице приведены по новому календарю (григорианскому).

Имя Денис изначально признавалось мирским вариантом церковного Дионисий. С начала 20 века стало официальной формой.

Житие

Священномученик Дионисий Ареопагит.

Дионисий Ареопагит, епископ Афинский — один из самых выдающихся христианских богословов. Он жил в Афинах, где получил философское образование, затем отправился в египетский город Илиополь для совершенствования в науках. Там он обучался астрономии. В тот день, когда был распят на Кресте Господь наш Иисус Христос, Дионисий стал свидетелем солнечного затмения и тьмы, бывшей по всей земле в течение трех часов. Он в изумлениивоскликнул: Это или Бог, Создатель всего мира, страждет, или этот мир видимый кончается. Вернувшись в Афины, Дионисий был избран членом Ареопага — верховного афинского суда. Когда апостол Павел проповедовал в афинском Ареопаге (Деян. 17, 16 — 34), Дионисий уверовал и принял святое Крещение. В течение трех лет он был сподвижником святого апостола Павла в проповеди Слова Божия. Основы учения, которое проповедовал апостол, были впоследствии изложены Дионисием в ряде творений, часть которых дошла до нас. Дионисий был рукоположен апостолом Павлом в епископа Афинского. В 57 году он присутствовал при погребении Пресвятой Богородицы. Прожив в Афинах продолжительное время, епископ Дионисий пожелал отправиться с проповедью Евангелия в западные страны. Вместе с епископом Лукианом, священником Рустиком и диаконом Елевферием он направился в Галлию (нынешняя Франция), где проповедовал Слово Божие в Париже, многих обращая от идолослужения к истинной вере. В то время в Галлии началось преследование христиан языческими властями. Дионисий вместе с Рустиком и Елевферием были схвачены и заключены в темницу. Претерпев различные мучения, все три священномученика были обезглавлены. Смерть святого Дионисия сопровождалась великим чудом. Его тело силой Божией встало на ноги, и, взяв свою голову в руки, прошло с ней до храма, где, отдав главу одной благочестивой женщине, пало на землю. Видя это, многие язычники уверовали во Христа. Тело святого с почестями было погребено. Святой Дионисий пострадал на девяностом году своей жизни, в 96 году по Рождестве Христовом. При гробнице его творились многие чудеса.

Сыновья Дионисия

Серьезную помощь и поддержку своему отцу оказывали его сыновья, которых звали Феодосий и Владимир. Вся живопись рубежа XV-XVI веков характеризуется творчеством героя нашей статьи и двух его сыновей. Интересно, что в отличие от многих своих предшественников, которые сами были монахами, работая в монастырях, Дионисий оставался мирянином. Возможно, и умер в этом статусе, хотя большинство биографов считают, что он все-таки принял монашеский постриг перед смертью.

Своих сыновей Дионисий сам обучил непревзойденному искусству иконописи, вместе они работали в разных уголках Руси. Например, вместе расписывали каменную церковь Успения Богоматери в Иосифо-Волоколомском монастыре, заложенную в 1484 году, на следующий год она была освящена. Тем же летом Дионисий и расписывал ее вместе с сыновьями.

Активным продолжателем дела отца стал его младший сын Феодосий, которого в 1508 году пригласил великий князь Василий III, чтобы расписать Благовещенский собор в московском Кремле. Там можно было увидеть лики Георгия Победоносца, Дмитрия Солунского, византийских императриц и императоров. Все это символизировало преемственность власти московских князей.

Феодосий также прославился, как оформитель церковных книг по библейским сюжетам. Именно с его именем многие ассоциируют появление старопечатного орнамента. А вот про творчество старшего сына Дионисия Владимира ничего неизвестно. По самой распространенной версии, он приняли монашеский постриг под именем Вассиана.

Судьба

Про средневековых мастеров иконописи известно не так много. О них говорят в первую очередь их работы. Однако о Дионисии известно больше, чем о великих предшественниках — Феофане Греке и Андрее Рублеве. Родился будущий художник около 1444 года, предположительно, в семье боярского сословия. Однако сведения о роде и месте рождения иконописца не сохранились.

Фреска Дионисия «Святитель Николай Чудотворец» / Википедия

Неизвестно также, у кого Дионисий учился иконописному мастерству, однако предполагают, что в 1460-е годы тот трудился под началом мастера Митрофана. К 40 годам художник возглавлял собственную артель, с которой занимался росписью соборов Московской Руси. Дионисий с командой расписывал отдельные церкви и комплексы храмов, входящих в состав монастырей, и его жизнь представляла собой череду переездов с места на место.

Личная жизнь мастера сокрыта толщей столетий, однако известно, что его сыновья Феодосий и Владимир также занимались иконописью и даже входили в отцовскую артель. Из житий становятся известны некоторые факты из биографии художника. Например, что, работая в Пафнутьево-Боровском монастыре в 1460-70-е годы, он познакомился с преподобным Пафнутием, который исцелил его от болезни, ниспосланной живописцу за непослушание.

Другим великим монахом-подвижником, с которым судьба свела Дионисия, стал Иосиф Волоцкий, в 1479 году основавший собственную обитель. Игумен пригласил художника расписывать храмы строящегося комплекса, впоследствии прославившегося как Иосифо-Волоколамский Успенский монастырь. Предполагают, что Дионисию настоятель адресовал известное “Послание иконописцу”.

О причинах смерти мастера ничего не известно. Финальным штрихом к портрету Дионисия становятся сведения, что перед уходом тот принял монашеский постриг, чтобы провести последние дни в молитве и уединении. После иконописца осталась плеяда учеников и последователей, чьи произведения, несмотря на художественные достоинства, не могут сравниться с работами мастера по красоте и выразительности образов.

Дионисий

Годы жизни: ок.1440-1502(?)

Дионисий — один из лучших иконописцев московской школы конца 15-начала 16 веков, продолжатель традиций Андрея Рублёва. Его деятельность совпала с прекрасной эпохой правления Ивана 3, когда Россия освободилась от монгольского ига, расширила свои территории, стала одной из могущественных стран. Это период  деятельности итальянского архитектора Аристотеля  Фиораванти,  соборы которого расписывал Дионисий. Он создавал произведения, которые отражали культурный подъём России в период образования централизованного государства. Дионисий  работал в период духовного подъёма , когда шло активное градостроительство, воздвигались великолепные храмы, создавались замечательные произведения искусства , прославляющие могущество страны.

Утраченные работы

У исследователей большое сожаление вызывает тот факт, что многие известные работы Дионисия не дожили до нашего времени. Например, речь идет про икону «Страшный суд». Эта фреска была расположена на западной стене Богородице-Рождественского собора. К сожалению, фигура Иисуса Христа, которая была изображена на фреске, со временем оказалась утрачена из-за желания более поздних хозяев собора сделать дополнительное окно.

Знаковым для Дионисия стало знакомство с преподобным Иосифом Волоцким, которое произошло в Пафнутьевом монастыре. Основав свою обитель, Иосиф уговорил героя нашей статьи расписать и ее. Так, в описи монастырского имущества, которая относится к 1545 году, утверждается, что Дионисий создал для соборного храма большой деисус, то есть группу икон, в центре которых изображен Иисус Христос, а по бокам от него Иоанн Креститель и Богоматерь. Также мастер создал пророческий и праздничный ряды, украсил царские врата, изобразив на них традиционный библейский сюжет Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех евангелистов. Всего, согласно той же описи, в обители оставалось 87 икон, написанных Дионисием или работниками его артели.

В чем помогает икона святителя Дионисия Ареопагита

Через иконы своих угодником Господь посылает нам просимое, полезное для душ наших. Святые, так же как и мы, шедшие земным путем, знают наши потребности. Они испытывали те же переживания, преодолевали схожие земные трудности. Прося святого о заступничестве, мы просим чтобы он донес нашу молитву Богу и молитвы святого будут быстрее услышаны, чем искреннее будет наше обращение к ним. Икона Дионисия Ареопагита помогает наладить молитвенную связь со святым заступником. Имея перед собой зрительный образ апостола Дионисия, наша молитва не рассеивается на пустые представления и мечтания. И по вере просящего Господь через Своих святых дает нам просимое.

Святому Дионисию Ареопагиту молятся:

— Об укреплении веры — О помощи в устроение земных дел — Об исцелении телесных и духовных немощей.

Воистину, дивен Бог во Своих святых! Дорогие верующие, братия и сестры! Не сомневайтесь в помощи святого Дионисия! Откройте ему свое сердце в искренней молитве и он услышит нас, исцелит духовные и телесные немощи, поможет в благополучном устроение земных дел.

Не забывайте, что для свершения чуда и нам самим следует иметь попечение: регулярно, со вниманием читать молитву, творить дела веры и любви. И не забывать благодарить: благодарить всех людей, посланных нам по милости Божией, для решения наших жизненных неурядиц, разделивших с нами радость и печали

Благодарить Святого, молитвенной поддержки которого жаждало наше сердце, ведь сколько людей его молят о помощи, а он услышал и помог и нам тоже. И главное, благодарить Господа, за Его безграничное человеколюбие. Он дал миру Своих святых и ежесекундно помогает нам, людям надеющимся на Его великие милости.

Все в мире творится по мудрому промыслу Божиему. Трудности и печали, удача и радости. Через земные испытания Господь укрепляет нас. Оказывая помощь друг другу, молясь Небесным святым, мы крепче соединяемся в Единой Христовой Церкви. И мы верим что святой Андрей услышит все наши молитвы и явит нам безграничную милость Господа нашего Иисуса Христа. Слава Богу за всё!

Самые известные иконы Дионисия

Икону «Распятие» Дионисий написал в 1500 году. Она относится к праздничному чину, несмотря на суть самого скорбного момента в жизни каждого. В ней использованы два основных цвета: золотой и чёрный. Тем самым символизируя божественный свет и адскую тьму. Зрительно при помощи разницы в масштабе и пропорций изображения фигур Христа, ангелов и святых Дионисий смог передать иерархию устройства духовного мира. Цветовые оттенки помогают увидеть тяжесть момента – чёрный, правильной геометрической формы крест. Одинаковый охристый тон окраса земли и тела Христа показывает, Его желание вобрать в себя всё тленное, земное и показать путь облегчения и спасения человека. Основное содержание иконы «Распятие» – это перевоплощение страданий Иисуса Христа как человека в Его величие, славу и бессмертие как Бога.

О прощении грехов и очищении души. Ещё просят о помощи в становлении на праведный путь и исправлении своих грехов.

Главное событие и цель христианской жизни изображает икона Дионисия «Сошествие во ад», написанная в 1503 году для Феропонтова монастыря и посвящена Воскресению Христа. Мастеру удалось изобразить художественно не только образ Господа нашего Иисуса Христа, духовных сил, но и саму Пасхальную службу. Каждый элемент, символ, цветовое решение соответствует словам пасхальной Литургии.

Сияющая золотом одежда Христа – «одеющагося светом, яко ризою». Ад изображённый как чёрная пропасть с бесовскими силами – «Да воскреснет Бог и расточаться врази Его..». «Христос воскресе из мёртвых, смертию смерть поправ..» — под ногами Господа падший бес с гробом и надписью «смерть». Ангельские силы сокрушают греховные страсти. Каждый символ иконы как бы оживляется. Слушая слова праздничной Литургии, верующие чувствуют силу Божественного Воскресения и надежду на Его милосердие к нам грешникам. Икона становится уже не просто картиной, а живым прославлением торжества Воскресения.

Перед иконой «Сошествия во ад» молятся о дарах духовных, нематериальных, о разрешении трудных и запутанных ситуаций, о чистоте в помыслах и делах

Важно, чтобы в молитвословии была концентрация, и мысли не рассеивались

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector