Владимир крупин. биография, творчество писателя

Об Астафьеве

– Вы говорили, что новое поколение писателей не такое светлое. Но Астафьев тоже местами был мрачноват, мягко говоря. Как вы относитесь к последним его романам?

– Как писатель он был очень велик – огромная сила выразительности и убеждения. Познакомился я с ним в 1971 году, но ещё прежде считал его своим учителем. Последние его годы очень нас огорчали. Началось это, наверное, с его пасторалей «Людочка», в которой героиня повесилась, и «Пастух и пастушка» – повести безотрадной, хотя и с проблеском светлого в конце. Раненый солдат умирает в санпоезде и возносится в небо: «Поезд оторвался от рельсов и плыл к горизонту…» Нам с Распутиным он говорил, что цензура из «Пастуха и пастушки» выбросила сравнение, в котором, как помню, солдаты в серых шинелях лежали на снегу, как немытая картошка. По-писательски это необыкновенно сильно. Вот представь: достаёшь из подвала картошку, а она такая лежалая. И мы, конечно, возмущались, что это вычеркнули. Но когда пришла вакханалия вседозволенности, он это восстановил так: «Немытой картошкой, бесхозяйственно высыпанной на снег, виделись солдатские головы в касках и шапках». Сильно! Но вместе с тем он восстановил и другие вырезанные эпизоды, которые ужасали. Например, мат-перемат его героев. И Люся… Астафьев сам говорил, что над образом Люси, «пастушки», в которую был влюблён главный герой, он долго работал и за это время сам в неё влюбился. А в том куске, который он восстановил, Люсю насилуют и наши, и немцы.

Потом были страшная повесть «Печальный детектив» и последний его роман «Прокляты и убиты», который я не смог дочитать до конца. И Распутин тоже не смог. Мы перестали его понимать. И ещё матерные эпитеты в адрес маршала Жукова и других полководцев, этакая «окопная правда», мол, немцев завалили трупами. Мне кажется, он был несправедлив, какой-то надрыв в нём открылся. От этого я очень страдаю, но всегда его поминаю и буду поминать.

– Говорят, что Астафьев ждал Нобелевскую премию и поэтому пытался соответствовать – тому, за что Солженицыну дали премию. Они ведь почти одногодки, шесть лет всего разница, оба воевали, оба писали правду о своём времени, причём Астафьев в литературном плане был выше Солженицына. И если одному дали, то почему другому не дадут…

– Не знаю, чего он ждал. Дождался того, что в 93-м его подпись приткнули под расстрельным «Письмом сорока двух», в котором либералы-демократы призывали запретить коммунистические и «националистические» партии и общества, закрыть некоторые газеты, в том числе «День», «Советскую Россию», «Литературную Россию». Прямо не говорилось, но фактически письмо толкало на расстрел патриотов в Белом доме, поскольку в нём звучал призыв не церемониться с «фашистами» и действовать вне закона, запретив по ходу Верховный Совет и Конституционный суд. Что было поразительно – писали-то вроде либералы, а дух был большевистский. Фамилию Астафьева приткнули в самый конец, хотя по алфавиту она должна была стоять первой. Юрий Кублановский утверждает, что позже Астафьев заявлял, будто его подпись поставили без спроса. Мол, позвонили, сказали про письмо, а он рукой махнул: «Да ладно, подписывай». Но сам факт, что именно к нему обратились, о чём-то да говорит.

Вместе с тем мы его очень любили, и я продолжаю его любить. И смотрите, какой рядом с ним был светлый писатель – Евгений Носов, многие вещи которого, написанные для детей, включены в школьную программу. Он дружил с Астафьевым и был единственный, кто мог говорить ему правду. Сам он тоже был фронтовиком, наводчиком орудия, за три месяца до Победы получил тяжёлое ранение. И говорил ему: «Витя, ну что это такое…» К чести Астафьева, когда он составлял своё собрание сочинений, то вставил туда и письма к нему, в том числе наши и Носова, в котором тот укорял его, мол, Витька, такой-сякой, чего ты тащишь к себе всякую похабщину.

Поэтому, сами понимаете, нельзя Астафьева не любить, хотя бы сострадательно. Моя любимая его книга – «Ода русскому огороду». Какая же это красота! По сути повесть, конечно, православная – о том, как Господь Бог хранит Своих людей и в тяжелейшие времена посылает то траву, то картошку, то рыбу.

Детство и юность

Владимир Крупин родился 7 сентября 1941 года в селе Кильмезь Кировской области. Его отец, Николай Яковлевич, работал лесником, мать, Варвара Семеновна, имела образование всего четыре класса, но обладала незаурядным педагогическим талантом. Никогда не повышавшая голос в своей большой семье, она стала для писателя образцом христианского терпения и смирения.

Отец писателя был малограмотным, но увлекался русской поэзией – знал наизусть стихи многих классиков. Он был неприхотлив в быту – вплоть до того, что донашивал одежду за взрослыми сыновьями. Семья Крупиных была дружная и большая: родители, пятеро детей и бабушки с дедушками. И еще семья была верующей – в церковь не ходили только потому, что один сельский храм был сожжен большевиками, другой – превращен в клуб. Но в доме висели иконы и праздновались православные праздники. Что, впрочем, не мешало детям вступать в пионеры, комсомол и даже в партию.

С братьями и сестрами. Владимир слева

В 1946 г., когда Владимиру исполнилось 5 лет, пошли в школу его старшие брат и сестра. Мальчик так плакал и просился с ними, что мать и отец не устояли против его желания учиться. С детских лет Владимир много читал и мечтал стать писателем. В своей большой семье он издавал стенгазету под названием «Семья». За любовь к чтению он получил от одноклассников кличку «запечный таракан». Конечно, кличка обижала, но, с другой стороны, давала толчок к дальнейшему развитию, и, в конечном итоге, сослужила писателю добрую службу.

Важную роль в своем становлении Крупин отдает не только родительской семье, но и родной Кильмези. Он считает, что не будь у него деревенского детства, он не смог бы развить свой талант. Основой его творчества стали впечатления детства и уникальная природа Вятского края.

Владимир Крупин с женой в молодости

Отыскать тему

Я никогда не думаю, откуда взять тему. Просто хочется о чем-то написать, я и пишу. Жизнь, она дает такие образцы, что все фэнтези кажутся скучной выдумкой. В жизни есть все в гораздо большем количестве, чем можно выдумать. Я никогда ничего не измышлял, сюжеты подсказывала сама жизнь. Например, я решил описать одну историю, когда узнал про мальчика, родители которого хотели разойтись, и, чтоб жить в одном районе, они решили давать объявление о размене квартиры не в газете, а самолично расклеить их по близлежащим улицам. Так этот мальчик ночью бежал за папой и срывал объявления. Ну как об этом не написать? А вот Любочка, о которой я тоже написал. Она жила в хорошем детском доме, с ласковым, заботливым персоналом. Но все время убегала из детского дома к матери, лишенных родительских прав. Мать пила и била эту Любочку, так что обратно в детский дом, где её любили, девочка возвращалась в синяках. Чтобы вновь уйти к матери. «А если мама упадет во дворе, кто её домой приведёт?» – говорила она.

А в последнее время я, может быть, к сожалению, может – к радости, пишу из послушания. Вот решил я оформить какие-то свои мысли, как владыка Климент говорит: «Владимир Николаевич, вам надо написать о преподобном Тихоне Калужском!» И всё, я руки по швам.

Особенность прозы Крупина

Основным образом в творчестве этого писателя является Дом. В своих рассказах он воссоздает его, основываясь на воспоминаниях о родственниках, крестьянском быте, народной мудрости, присущей жителям деревни. Еще одна характерная черта прозы Крупина – открытые финалы. Причем подобные концовки отличаются особой лиричностью и проникновенностью.

Малой родине посвящено одно из самых крупных произведений – «Вятская тетрадь». Согласно мнению критиков, именно в этом сборнике собраны классические примеры деревенской прозы.

Любимые герои Крупина – юродивые, деревенские мужики. Эти персонажи говорят правду, понимают истинную суть событий, хотя и выражают свои мысли довольно косноязычно. Но именно эти правдолюбцы противостоят лжи, которая давно укоренилась в русском обществе, и провоцирует, по мнению автора, такие явления, как социальная апатия, безразличие, пьянство. Писатель чрезвычайно бережно относится к языку. Выражается это не только в богатом литературном стиле, свойственном его произведениям. Известно, что русский прозаик не раз выступал против использования в родной речи заимствований из иностранных языков.

Более позднее творчество Крупина посвящено теме Православия («Великорецкая купель», «Последние времена», «Крестный ход»). С середины девяностых годов писатель преподает в духовной академии, а также является главным редактором одного из христианских журналов.

Детство Крупина

Детство писателя было сложным, как и у многих его сверстников. Он на своем опыте познал, что такое тяжелый крестьянский труд, работая на сенокосе и в огороде.

Происхождение и рождение

Родился писатель 7 сентября 1941 года в небольшом поселке под названием Кильмезь, расположенном в Кировской области.

Семья писателя

Владимир был сыном лесника. Семья его была верующей. Родители, Николай Яковлевич и Варвара Семеновна Крупины, никогда не пропускали церковных праздников и воспитывали сына в православных традициях. В советские времена власти пытались запретить веру. В связи с этим семья Крупина не могла посещать храм: в их селе большевики одну церковь превратили в дом культуры, другую — сожгли.

Писатель всю жизнь помнит совет матери для преодоление обид и несправедливостей, обращенный к обидчикам: «Дай Бог вам здоровья, а нам терпения». «Будь сам хорош, все хорошими будут».

Отец научил своего сына главному — жизненному поведению. Владимир Крупин в одном из последних интервью рассказывает о своем родителе так:

— Я уходил в армию, он сказал на прощание два завета, оба очень жизненные. «От службы не бегай, на службу не напрашивайся». И: «Вперед не суйся, сзади не оставайся». Так и живу. Он никогда не гнался за деньгами, был до изумления неприхотлив. Честен до последней копейки. В одежде был скромен. Очень радовался, когда мы, его сыновья, дарили ему свои рубашки. Много, своим единственным глазом, читал. Знал наизусть русскую поэтическую классику. За всех нас переживал, хотя иногда не знал, кто в какой класс перешел. Очень ответственно подписывал дневники за неделю. И за мои трояки и пары никогда не ругал. «Это, Владимир, надо подтянуть», — только и всего.

У всех в семье Крупиных были свои обязанности. Владимир выпускал домашнюю стенгазету «Семья», потому что писал с детства. В школу он пошел с 5 лет. Володя был третьим ребенком в семье, и когда старшие брат и сестра пошли на занятия, ему тоже захотелось отправиться с ними. Он так плакал, что родителям ничего не оставалось, как отвести его в школу. Это произошло 3 сентября.

Владимир очень любил читать, за это в школе его прозвали «запечным тараканом». У него была единственная мечта — стать писателем. Об этом он в девять лет написал в своем дневнике, а в четырнадцать, когда ночью по радио звучал гимн СССР, встал и поклялся, что будет русским народным писателем.

После окончания обучения в сельской школе в 1957 году Владимир работал грузчиком, слесарем, а также корреспондентом в Кильмезьской газете.

ВЛАДИМИРУ НИКОЛАЕВИЧУ КРУПИНУ – 80!

— Брат Николай, — перед метро Крупин вдруг остановился. — На сегодня ситуация такова, что люди предлагают на должность председателя твою и мою кандидатуру.

— Знаю, Владимир Николаевич. Я вот здесь и сейчас обещаю Вам, что буду голосовать за Вас.

— А я — за тебя! Как бы меня не уговаривали голосовать против.

Мы пожали друг другу руки.

Уговаривать его начали через несколько дней.

— Уговаривают, наседают. Я отказался. Мы с тобой офицеры, и я буду держать своё слово до конца. Так и сказал всем: «Я дал слово Иванову. И потому проголосую за него»…

Штрих, деталь из удивительно чистых страничек биографии Владимира Николаевича Крупина, кроме нас двоих никому доселе не известная. При этом все, кому интересен этот образ, этот человек, могут открыть энциклопедии, социальные сети, литературные и православные сайты и прочесть и лично о нём, и о его книгах сотни страниц. Мне же захотелось в его юбилей поделиться этими воспоминаниями как о человеке, который может сказать: «Честь имею»! Который при кажущейся мягкости характера обладает колоссальный твёрдости внутренним стержнем. Его готовность отстаивать свою точку зрения в бесчисленных дискуссиях о вере, о путях развития отечественной литературы удивляют и радуют, потому что это всегда идёт от сердца, глубоких знаний и от правды жизни. А любовь к нему в регионах! А особенно в Вятском крае, где он получил звание Почётного гражданина Кировской области! В этих тёплых лучах всем, кто оказывался рядом с ним в командировках, доводилось греться и насыщаться энергией. Как подчёркивают те, кто учился на его книгах, к Крупину можно даже мысленно прислониться и ощутить себя уверенным и сильным.

А он всего лишь наш современник, который преданно дружил с Валентином Распутиным, Василием Беловым, Виктором Лихоносовым, Борисом Олейником, десятками других знаковых для России мастеров слова. Помните, «Скажи мне, кто твой друг»… И счастье нынешнему поколению писателей, рабочих секретарей, что Крупин стал своеобразным мостком, соединительной нитью между тем временем и днём нынешним. Он передаёт нам самое ценное от них — атмосферу общения и преданности Отечеству. В старину детей старались умыть водой, которая процеживалась через сито со спелой пшеницей или рожью, что предполагало здоровье, ум, соборность. Общение с подвижником, первым лауреатом самой духовной — Патриаршей премии, оно сродни этому омовению

Символично, что первая его повесть, которая привлекла внимание критиков, называлась «Живая вода»

Дорогой Владимир Николаевич!

Вот Вы заходите на заседание секретариата в традиционной красной рубашке, которая никогда не знала галстуков, ибо Вы их не признаёте (да и откуда взяться любви к заграничной моде сыну лесничего, выросшего на приволье и при русском слове). Перекрестившись, садитесь на своё любимое место — оно не в первых рядах, конечно же (а ведь должны же вроде бы были привыкнуть к первым столам президиумов, находясь в редколлегии «Нового мира», в должностях главного редактора журналов «Москва» и «Благодатный огонь», являясь бессменным почётным председателем литературного конкурса «Золотой витязь» и участвуя во множестве жюри). И внимаете проблемам, которые волнуют Союз писателей России в готовности помочь и подставить плечо. Потому что они никогда не отходили от Вашего сердца, Вы не уподобились тем, кто ушёл в чистое творчество или в личные житейские проблемы. Собственно, оттого и так долог Ваш литературный век, оттого упруги строки и метки наблюдения, что дышите полной грудью и живёте без мерных весов, отмеряющих выгоду. И в Ваш юбилей мы не только поздравим Вас с Днём рождения, но и наметим совместные мероприятия от 7 сентября и далее.

Гордимся. Уважаем. Любим!

От имени рабочего секретариата, писателей России —

Николай ИВАНОВ,председатель Союза писателей

Молитва матери

«Материнская молитва со дна моря достанет» — эту пословицу, конечно, знают все. Но многие ли верят, что пословица эта сказана не для красного словца, а совершенно истинно, и за многие века подтверждена бесчисленными примерами.

Отец Павел, монах, рассказал мне случай, происшедший с ним недавно. Он рассказал его, как будто всё так и должно было быть. Меня же этот случай поразил, и я его перескажу, думаю, что он удивителен не только для меня.

На улице к отцу Павлу подошла женщина и попросила его сходить к ее сыну. Исповедать. Назвала адрес.

— А я очень торопился, — сказал отец Павел, — и в тот день не успел. Да, признаться, и адрес забыл. А еще через день рано утром она мне снова встретилась, очень взволнованная, и настоятельно просила, прямо умоляла пойти к сыну. Почему-то я даже не спросил, почему она со мной не шла. Я поднялся по лестнице, позвонил. Открыл мужчина. Очень неопрятный, молодой, видно сразу, что сильно пьющий. Смотрел на меня дерзко, я был в облачении. Я поздоровался, говорю: ваша мама просила меня к вам зайти. Он вскинулся: «Ладно врать, у меня мать пять лет как умерла». А на стене ее фотография среди других. Я показываю на фото, говорю: «Вот именно эта женщина просила вас навестить». Он с таким вызовом: «Значит, вы с того света за мной пришли?» — «Нет, — говорю, — пока с этого. А вот то, что я тебе скажу, ты выполни: завтра с утра приходи в храм». — «А если не приду?» — «Придешь: мать просит. Это грех — родительские слова не исполнять».

И он пришел. И на исповеди его прямо трясло от рыданий, говорил, что он мать выгнал из дому. Она жила по чужим людям и вскоре умерла. Он даже и узнал-то потом, даже не хоронил.

А вечером я в последний раз встретил его мать. Она была очень радостная. Платок на ней был белый, а до этого — темный. Очень благодарила и сказала, что сын ее прощен, так как раскаялся и исповедался, и что она уже с ним виделась. Тут я уже сам, с утра, пошел по его адресу. Соседи сказали, что вчера он умер, увезли в морг.

Вот такой рассказ отца Павла. Я же, грешный, думаю: значит, матери было дано видеть своего сына с того места, где она была после своей земной кончины, значит, ей было дано знать время смерти сына. Значит, и там ее молитвы были так горячи, что ей было дано воплотиться и попросить священника исповедать и причастить несчастного раба Божия. Ведь это же так страшно — умереть без покаяния, без причастия.

И главное: значит, она любила его, любила своего сына, даже такого, пьяного, изгнавшего родную мать. Значит, она не сердилась, жалела и, уже зная больше всех нас об участи грешников, сделала всё, чтобы участь эта миновала сына. Она достала его со дна греховного. Именно она, и только она — силой своей любви и молитвы.

Биография

Родился 21 июля 1925 года в городе Тетюши Татарской АССР.

Заочно окончил школу и Казанский авиационный техникум (в настоящее время Казанский авиационно-технический колледж имени П. В. Дементьева), а затем Казанский государственный медицинский институт. Во время войны работал на Казанском авиазаводе.

После окончания института в 1952 году работал в должности главного врача и хирурга Беловолжской, а затем Корноуховской больницы, хирурга поликлиники узловой больницы станции Юдино Казанской железной дороги. С 1958 года трудился в 5-й городской клинической больнице Казани, где базировалась кафедра неотложной хирургии ГИДУВа.

Более 30 лет возглавлял отделение общей хирургии в городской клинической больнице № 5. По сообщению пресс-службы Минздрава , ежегодно проводил около 300 операций.

В 1980 году за большой вклад в развитие народного здравоохранения, высокие моральные качества и самоотверженность в профессиональной деятельности присвоено почётное звание «Народный врач СССР».

Ушёл из жизни 3 октября 2006 года в Казани. Похоронен на Арском кладбище.

Семья

  • Жена — Нина Крупина, гинеколог
  • Дочь — Ирина Крупина, заведующая отделением неврологии грудного и раннего возраста Детской городской больницы № 8

Позиция и высказывания

В своих статьях и интервью не раз высказывал неоднозначные или провокационные идеи по проблемам отношения полов, миграционной политики, религиозной терпимости, развития языка:

  • отрицательно относится к сексменьшинствам, называя «гей-парады» парадами извращенцев
  • назвал коррупционеров прислужниками сатаны
  • выступает против ИНН, электронных карт и других инноваций, связанных с автоматизацией и электронной обработкой документооборотаК:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)[источник не указан 3049 дней ]
  • критикует современное искусство и не посещает соответствующие выставки и экспозицииК:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)[источник не указан 2808 дней ]
  • выступает против англицизмов и внедрения в русских язык иностранных технических терминов.К:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)[источник не указан 2808 дней ]
  • на заседании Общественной палаты, посвящённом концепции преподавания школьного курса литературы, назвал единственным положительным героем в культуре Иисуса Христа.

Тепло отзывался о Фатее Шипунове, занимавшемся неакадемическими и псевдонаучными исследованиями.

На перепутье

Владимир Николаевич Крупин живёт в самом центре столицы, между Государственной Думой и Большим театром, и заблудиться вроде невозможно. Но чтобы добраться до его подъезда, надо от метро пройти петляющими проулками. – Значит, так, – командует писатель по телефону, – встань спиной к Станиславскому, затем…

Москва завалена снегом, который искрится на солнце и слепит глаза. День радостный, и кажется, что всё сегодня значимо. Вот идёт мальчишка по горбатой улочке и зачем-то, задрав голову, смотрит вверх. Школу, что ли, прогуливает? Сердце ёкнуло, так ощутимо вспомнилось детство… А вот странный человек в летней шляпе и широкополом плаще-реглане. К Театру имени Чехова направляется – актёр? И этот приказ русского писателя – встать спиной к памятнику Станиславскому – тоже наполняется неожиданным смыслом. Великий режиссёр Станиславский, конечно, гениальную вещь придумал – так перевоплощаться в роль, чтобы зритель верил: перед ним не герой, а живой герой. Это искусство, приложимое не только к театру. Но вот странная вещь. Когда читаешь повести и рассказы Крупина, то не просто веришь, а знаешь: перед тобой реальные люди. И видно же, что никакие искусственные приёмы вроде перевоплощения в своих героев писателю не понадобились. Они живут в нём и с ним. Тем же макаром, как живёт в человеке совесть. Достаточно быть искренним, открыть своё сердце – и вот они являются на свет. Никаких ухищрений. И в то же время это – искусство! Повести-то художественные. Вот ведь какой парадокс.

Владимир Николаевич Крупин в своём кабинете

Зачем я иду к Крупину? Понятное дело – взять интервью для газеты, чтобы корифей русской деревенской прозы, сопредседатель Союза писателей России поведал о чём-то нашим читателям. Но почему такое беспечное и радостное чувство, что иду просто в гости?

Да, все знают: «Поэт в России – больше, чем поэт», именно он объяснит, «что делать». Но если спросить, чья это фраза – «больше, чем поэт», кто-то вспомнит Пушкина, Лермонтова, может, даже Достоевского. А написал-то это в 1964 году Евгений Евтушенко. В ту пору Владимир Крупин, будущий прозаик, тоже писал стихи, публиковался в сборнике произведений молодых поэтов. Оба жили в одном городе. Но сколь авторы были разные, словно принадлежали разным литературам. А ведь тогда, в 60-е, и было два разных течения. Лично я различаю их так: одни читали свои стихи с подвыванием, а другие были как-то попроще. Нисколько не умаляю таланты Евтушенко, Ахмадулиной, Рождественского, Окуджавы – но что, разве они не подвывали, публично декламируя? Больше скажу, я ведь школьником был без ума от стихов Евтушенко, цитировал наизусть. Но что в них восхищало? Неожиданная рифма, броский образ – то есть искусность текста. А потом, когда повзрослел, то открыл главное различие между двумя течениями русской советской литературы. Собственно, сам Евтушенко это и подсказал:

Понятие «гражданин» происходит от слова «город». Первые граждане появились в замкнутых полисах и были носителями политических прав. И наши творцы-горожане, расцветшие в пору хрущёвской оттепели, неслучайно отличались некоторой политизированностью и шарахались между диссидентством и прислужничеством государственной идеологии, воспевая Братскую ГЭС, борьбу с нейтронной бомбой и комиссаров в пыльных шлемах. А те, кого условно называют «деревенщиками», были просто русскими. Обретались они не в полисе, а в мiре – чем живёт наш народ. Может, слишком схематично я это представляю и поэтому неправ. Но сейчас, направляясь к писателю-деревенщику, несу с собой вопросы вовсе не «гражданские» вроде «что делать», а по жизни – о житье-бытье. Честно сказать, и вопросы-то не главное, а хочется просто встретиться, укрепиться общением. Помню, как прошлый раз вышли мы от него окрылённые…

– …да что я объясняю, вы же бывали у меня, дорогу знаете, – заканчивает Владимир Николаевич инструктаж. Отвечаю ему по телефону, что да, знаю. Совсем недавно в гостях был… десять лет назад.

Достаю смартфон и включаю геолокацию. Иду по стрелке… Как всё-таки мир изменился, за десять лет-то! Вот это и будет главным вопросом к Крупину.

Литературные работы

В 1974 году, когда Владимиру Крупину было 33 года, увидела свет его первая повесть «Живая вода». Трудную жизнь села, о которой писатель знал не понаслышке, Крупин описал в сборнике рассказов «Зерна».


Владимир Крупин является лауреатом Патриаршей премии

Доступный, простой язык написания, правдивые истории принесли популярность прозаику. В «Вятской тетради» собраны рассказы о родном крае, в них особое внимание уделяется:

  • причудливым сельским мужикам;
  • мудрым юродивым;
  • доморощенным философам.

Через наивные и порой косноязычные фразы простого народа писателем преподносится истинная суть событий того времени, правда жизни, которая противостоит лжи, пропитавшей советское общество.

По мнению публициста, пьянство, социальная апатия и проявление нравственного безразличия рождаются именно общественной ложью.

Дом — основа творчества писателя, характерной чертой его рассказов является концовка, наполненная особой открытостью и лиричностью. Описывая в рассказах родственников, соседей, Крупин воссоздает крестьянский быт, наполненный народной мудростью, которая присуща жителям русского села.

В период перестройки Крупин издает роман «Спасение погибших», в котором раскрываются больные и ущербные нравы писательской интеллигенции. Все проявления негодования русского простого народа накануне 21 столетия патриот описывает в повести «Прощай, Россия встретимся в раю».

Владимир Николаевич Крупин, книги которого пронизаны огромной любовью к простому русскому люду, противостоит западному прагматизму, цинизму, сексуальной свободе, что ярко выражено рассказом «Янки, гоу хоум».

Важно! Статьи и интервью Крупина показывают его отрицательное отношение к употреблению иностранных словечек, пленивших русский язык. В простонародных выражениях, элементах народного фольклора, частушках, поговорках писатель раскрывает уникальность и красоту простой русской речи

Начало пути[править | править код]

«Родился в с. Кильмезь Кировской обл. в крестьянской семье, отец работал в лесничестве. В детские годы испытал все тяготы деревенской жизни военных и послевоенных лет. Стремление к писательству проявилось у Крупина уже в школьные годы. «Только родная литература помогла мне определить на всю дальнейшую жизнь смысл моего существования, — вспоминал впоследствии Крупин. — Русская литература всегда отдавала и отдает предпочтение образу жизни, духовно наполненному. Она всегда знала, что жизнь — поиск духовности».

Работал селькором в районной газете, комбайнером, слесарем, служил в армии. Во время учебы на филологическом факультете Московского областного педагогического института сотрудничал в различных многотиражках. После окончания института (1967) работал редактором в разных издательствах, сценаристом на телевидении, преподавателем литературы в школе.

Писатель отслужил три года в армии (в ракетных войсках), а после подал документы в Литературный институт имени Горького, но не прошел по конкурсу. Вскоре был зачислен на филологический факультет Московского областного педагогического института, где проучился до 1967 года. О своих студенческих годах писатель с чувством и теплом рассказал в произведениях «Прости, прощай…» и «Курс молодого бойца».( https://proreligiu.club/lichnosty/pisateli/vladimir-krupin-biografiya.html )

Первые публикации Крупина — очерки, репортажи, заметки — появлялись в районной периодике, армейских и заводских газетах; несколько стихотворений Крупина в 60-е были опубликованы в сборниках произведений молодых поэтов. Однако с н. 70-х Крупин всецело посвящает себя прозаическим жанрам. Первая книга «Зерна» (1974) выявила Крупина как самобытного автора т. н. « деревенской» (традиционной) прозы, творчество которого питается корнями родины, живыми воспоминаниями детства и юности. «( А.Любомудров,http://www.rusinst.ru/articletext.asp?rzd=0&id=4544&tm=5)

Мировую известность получила повесть «Живая вода» (1980), переведенная на многие языки. Здесь в ироничной манере переосмысливает писатель легенду о живой воде. Открытый в одной из деревень источник помогает людям избавиться от пагубных привычек. В произведении автор выражает надежду на возрождение русских богатырей при помощи этого чудодейственного средства. Еще одно крупное произведение жанра деревенской прозы — «Вятская тетрадь», сборник рассказов о «малой родине» писателя. Обращается Владимир Крупин и к другим темам. Повесть «На днях или раньше» (1977) посвящена проблемам семьи, «От рубля и выше» (1981) — проблемам художественного творчества, «Прости, прощай» (1986) — воспоминание о студенческих годах.

Семья

Владимир Николаевич вступил в брак в далеком 1966 году – один раз и на всю жизнь. Его жена, Надежда Леонидовна Крупина, – коренная москвичка, писательница, в прошлом работала учителем русского языка и литературы и главным редактором журнала «Литература в школе». Супругов связывают не только семейные узы, но и духовное родство – их объединяет исповедание Православия, служение литературе, патриотизм и профессия учителя. Владимир Николаевич признается, что до сих пор влюблен в свою жену.

Супруги стали родителями двоих детей – сына Владимира и дочери, а также бабушкой и дедушкой двоих внуков – Владимира и Анны.

С супругой Надеждой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector