Вознесенский кафедральный собор в алматы

Применение инженерных технологий. Освящение храма

На подмогу в строительство был призван инженер-полковник Лимаренко, который как раз в то время закончил возведение собора в крепости Ковно. Он произвел разведку подвальных помещений, указал на ошибки в сооружении и был назначен руководителем стройки. Здесь он впервые предложил использовать бетонные и железобетонные конструкции. И это не единственное новшество, которое использовалось, когда возводился Вознесенский собор; г. Новочеркасск заимел собственный кирпичный завод, где выпускали 2 млн кирпича в год. Был построен водопровод, по которому из реки к стройке подавалась вода. Возвели и собственную электростанцию. Также была построена собственная лаборатория, где на качество проверялись строительные материалы. На рубеже XIX-XX веков к строительству храма подошли со всей серьезностью, которая подкреплялась новшествами технического прогресса.

В 1901 году заканчивались лепные и штукатурные работы. Фирма «Зигель» снабдила храм системой отопления и вентиляции. Итак, спустя всего лишь десять лет от подвальных работ вверх вознеслось 75-метровое культовое сооружение, вместить которое могло 5 тысяч молящихся. Затраты на строительство составили тогда 2 миллиона рублей. Девять колоколов поднимали канатами вручную. Участвовать в этом мероприятии мог каждый желающий новочеркассец.

В мае 1905 года, спустя сто лет от закладки первого храма, состоялось освящение Новочеркасского собора. Со всех станиц съехались на такое грандиозное событие казаки. Всю жизнь они вспоминали и рассказывали своим потомкам о красавце-храме, имя которому дали «Второе солнце Дона».

Примечание[ | ]

  1. 1234567 Вознесенский женский монастырь в Кремле(неопр.) . РИА Новости (31 июля 2014). Дата обращения 13 марта 2020.
  2. 12 Романюк, 2004, с. 160.
  3. Скворцов Н. Вознесенский монастырь // Археология и топография Москвы. — М.: Печатня А. И. Снегиревой, 1913. — С. 147—153.
  4. 1234567891011 Вознесенский женский монастырь в Кремле(неопр.) . Православие.ru. Дата обращения 13 марта 2020.
  5. 12 Михайлов, 2010, с. 62.
  6. Кондратьев, 1910, с. 77.
  7. 123456Ратомская Ю. Архитектура Чудова и Вознесенского монастыря в XIV-XVIII веках // Чудов и Вознесенские монастыри Московского Кремля. — М.: Кучково поле, 2020. — С. 48—127.
  8. 12Ратомская Ю. История Чудова и Вознесенского монастырей в XIV-XIX веках // Чудов и Вознесенские монастыри Московского Кремля. — М.: Кучково поле, 2020. — С. 22—47.
  9. Михайлов, 2010, с. 64.
  10. Лубченков, 2009, с. 395.
  11. Пшеничников, 1894, с. 3, 87.
  12. 123Золотницкая З. Архитектурная история Чудова и Вознесенского монастырей в XVIII-XIX веках // Чудов и Вознесенские монастыри Московского Кремля. — М.: Кучково поле, 2020. — С. 128—171.
  13. Кондратьев, 1910, с. 92.
  14. Михайлов, 2010, с. 65.
  15. Пшеничников, 1894, с. 1—3.
  16. 12 Вознесенский женский монастырь(неопр.) . Храмы России. Дата обращения 13 марта 2020.
  17. Михайлов, 2010, с. 66.
  18. Россия. Автобиография / под ред. М. Федотовой. — М.: Эксмо, 2009. — 1232 с. — ISBN 978-5-699-34600-4.
  19. 12345Оксенюк А. Судьба обителей в XX веке // Чудов и Вознесенские монастыри Московского Кремля. — М.: Кучково поле, 2020. — С. 172—206. — ISBN 978-5-9950-0554-4 .
  20. Р. С. Костикова. Вознесенский монастырь – значение в истории. (неопр.) . Музеи Московского Кремля. Дата обращения 13 марта 2020.
  21. Представлены уникальные чертежи и фотографии утраченных монастырей Московского Кремля (неопр.) . Россия К (15 сентября 2016). Дата обращения 13 марта 2020.
  22. Накануне Крещения ФСО поделилась знаниями об истории кремлевских монастырей (неопр.) . ТАСС (18 января 2016). Дата обращения 13 марта 2020.
  23. Сергиевская И. Пантеоны Кремля. — М.: Алгоритм, 2013. — 272 с. — ISBN 978-5-4438-0435-4.
  24. Золотницкая З. В., Ратомская Ю. В., Оксенюк А. А. Чудов и Вознесенский монастыри Московского Кремля. — М.: Кучково поле, 2020. — С. 109—113, 120—122, 162, 163, 193—197. — ISBN 978-5-9950-0554-4.
  25. Как Щусев и Жолтовский пытались спасти Чудов монастырь (неопр.) . Хранители наследия (20 декабря 2014). Дата обращения 13 марта 2018.
  26. 12 Изучение некрополя Вознесенского собора Кремля(неопр.) . ФГУК Государственный историко-культурный заповедник «Московский Кремль». Дата обращения 13 марта 2020. Архивировано 19 октября 2020 года.
  27. В Кремле будет восстановлен ряд объектов культурного наследия (неопр.) . Президент России (31 июля 2014).
  28. Эксперты ЮНЕСКО предлагают не восстанавливать Чудов и Вознесенский монастыри в Кремле (неопр.) . ТАСС (8 октября 2015).
  29. Изучение и музеефикация древностей Московского Кремля: «археологические окна» на Ивановской площади (неопр.) . archaeolog.ru.
  30. Новый сквер на месте 14-го корпуса Кремля открылся для посетителей (неопр.) . ТАСС (10 мая 2016).
  31. Экспозиция «Вознесенский монастырь в Московском Кремле» в южной пристройке (неопр.) . Музеи Московского Кремля.
  32. «Московский Кремль» расскажет о собственной истории (неопр.) . РоссияК (18 декабря 2014).
  33. Древний Кремль и святые обители (неопр.) . kreml.ru.
  34. Обитель у Спасских ворот (неопр.) . Музеи Московского Кремля (29 июля 2015).
  35. Вознесенский монастырь: предания и тайны Московского Кремля (неопр.) . Телеканал «Союз» (20 января 2016).
  36. Пантеон русских цариц (неопр.) . AF-PRODUCTION (4 апреля 2018).
  37. Пшеничников, 1894, с. 15.
  38. 12Аввакумов Н. Кремленоградъ // Территория и планирование : журнал. — 2008. — № 1 (13). — ISSN 2074-2037.
  39. Паламарчук, 1997, с. 122.
  40. 12 Пшеничников, 1894, с. 82.
  41. 12Вострышев М. Москва православная. Все храмы и часовни. — М: Алгоритм, 2012. — 1310 с.
  42. Романюк, 2004, с. 161.
  43. Строев, 1877, с. 223—224.
  44. Михайлов, 2010, с. 67.

Архитектурный ансамбль собора

Успенский собор на Городке был возведен группой московских мастеров, которые специализировались на постройке церквей. Отсутствуют достоверные данные об именах строителей и архитекторе, который составил проект данного храма.

Строительство Успенского собора выполнялось с учетом общих архитектурных тенденций, которые в тот момент преобладали на территории Владимиро-Суздальского княжества. Храм располагается на достаточно высоком подклете, а незначительное сужения его стен создает легкий эффект устремления ступенчатых сводов вверх.

Восточные столбы собора смещены по направлению к алтарным апсидам, что добавило объема подкупольному пространству.

Внешнее разделение фасада Успенского собора не соответствует его внутренним размерам. Изнутри храм кажется более вместительным. Как и в большинстве других церквей домонгольской эпохи, в западной части собора выделено отдельное место под хоры. В других московских храмах этот элемент архитектуры отсутствует.

Успенский собор на Городке относится к категории храмов крестово-купольного типа. Это одна из четырех белокаменных церквей, которые сохранились на территории Московской области. В наши дни изначальные формы проемов под окна и крыша собора искажены несколькими ремонтами, которые были выполнены в ХIХ в.

Некрополь[ | ]

Основная статья: Некрополь Вознесенского монастыря

Вознесенский собор с момента основания служил усыпальницей для женщин из великокняжеской и царской семей. У южной стены хранились мощи преподобной Евдокии в серебряной раке, Марии Милославской, Натальи Нарышкиной и другие. У северной стены были погребены опальные княгини, среди них Елена Волошанка и Евфросинья Старицкая. Последнее погребение состоялось в 1731 году, когда умерла царевна Прасковья Иоанновна, дочь царя Ивана Алексеевича. Покойных хоронили в льняных рубашках и шёлковых сарафанах. Историк Сергей Соловьёв писал, что государи после пасхального богослужения сперва шли в Вознесенский собор — поклониться гробу матери, а затем в Архангельский, к гробу отца. При разборке храма в 1929 году было найдено около 70 захоронений. В настоящее время они находятся в подземелье Архангельского собора.

Начало строительства

Но как жить без храма Божьего казачеству? До принятия решения о возведении храма происходили бурные дебаты – восстанавливать разрушенное здание или демонтировать его полностью и начать новое строительство? Решили полностью расчистить место, сделано это было в 1882 году. В 1891 году казачество приняло решение строить новый Вознесенский войсковой собор (Новочеркасск).

Проект утвердил император Александр II. Автором третьего проекта Вознесенского храма был донской архитектор войска казачьего Ященко. Незадолго до этого он был удостоен звания академика. К сожалению, ему было не суждено увидеть свое детище. В 1893 году он скончался. Работы в это время были на стадии возведения фундамента.

Новый храм строился под особым контролем. Прошлый печальный опыт научил многому. Новый руководитель Злобин при выкладке в подвальной части обнаружил серьезные нарушения. Стройка снова была приостановлена, производились тщательные проверки, курирование работ высшими инстанциями. Не допускалось никакой безответственности в строительстве.

История

До основания Новочеркасска главным храмом Донского войска служил Воскресенский войсковой собор в Черкасске.

Вознесенский собор был заложен и освящен при основании города Новочеркасска в 1805 году, в праздник Вознесения. Фактически же строительство началось только 1 октября 1811 года. Автором проекта был архитектор Алоизий Руска. Перед строительством храма были проведены большие землеустроительные работы по выравниванию прилежащего к будущему храму проспекта (ныне Платовский проспект).

После того, как в 1818 году братья Руски покинули Россию, строительство собора продолжил архитектор Амвросимов. В 1846 году при сведении главного купола неожиданно обрушилась часть храма. То же самое произошло в 1863 году со вторым вариантом собора, строившимся по проекту И. О. Вальпреде.

В 1891 году казаками было принято решение приступить к строительству третьего варианта собора, проект разработал академик архитектуры А. А. Ященко. 24 марта 1891 года проект был высочайше утверждён. Строительство и оформление храма было полностью завершено к 1904 году, однако здание в целом освятили и открыли только 6 мая 1905 года.

Новочеркасский войсковой Вознесенский кафедральный семиглавый собор был построен в ново-византийском стиле. Он вознесся на высоту около 75 метров, уступив по размерам только храму Христа Спасителя и Исаакиевскому собору. По своим габаритам собор вписывается в прямоугольник 62х70 метров, вмещает около 5 000 прихожан. Размеры храма: длина от линии внешних стен — 52 метра, с порталом — 65 метров; ширина — 36 метров, с порталами — 62 метра; высота от земли до яблока креста — 56 метров, с яблоком и крестом — 61 метр. На каждом портале предусматривалось разместить по 6 колонн высотой 13 метров и диаметром 1,5 метра.

Затраты на строительство составили около 2 миллионов рублей. На колокольне разместили 9 колоколов общим весом около 33-х тонн. Колокола поднимали их вручную канатами.

Первоначально все купола собора были покрыты червонным золотом, а главный крест инкрустирован горным хрусталем. Работы по золочению куполов проводила фирма Семена Абросимова из Санкт-Петербурга. Высота центрального купола с крестом достигает 74,6 метров. На фасаде собора в 1902 году установила часы диаметром около 2-х метров. Часовой механизм был внутри собора.

В советское время с куполов было снято позолоченное медное покрытие, взамен храм должны были покрыть листами железа, но долго этого не делали и здание постоянно подвергалось действиям природной стихии — заливалось, засыпалось снегом, также была выведена из строя система отопления. В 1903—1923 годах ключарем собора был священномученик Захария (Лобов). В 1934 году Вознесенский собор был закрыт, само здание использовалось как склад.

Собор был вновь открыт в 1942 году, во время немецкой оккупации. В послевоенные годы в подвальных помещениях находился продуктовый склад, а наверху шли церковные службы.

С 1986 года по 1994 год в Новочеркасском Вознесенском кафедральном соборе служил архимандрит Модест (Потапов). А в 1989 году был назначен настоятелем Новочеркасского Вознесенского кафедрального собора.

В 2001 году начались крупномасштабные реставрационные работы. В 2005 году, к 200-летию Новочеркасска и 100-летию открытия собора реставрация фасада здания была успешно завершена. Оборудована система подсветки и проекций библейских сюжетов на фасад

В 2010—2011 годах купола были вновь покрыты золотыми листами, а в крест вставлен камень из горного хрусталя.

В 2014 году Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ко дню Святой Пасхи 2014 года храму Вознесения Господня усвоен статус Патриаршего Вознесенского войскового всеказачьего собора. Новочеркасский собор стал вторым Патриаршим собором в России. До этого единственным Патриаршим собором был Успенский собор Московского Кремля.

История Вознесенского монастыря в Кремле

Первая церковь во имя Вознесения Господня была возведена из дерева, но уже в 1407 году Евдокия Дмитриевна, ставшая к тому времени монахиней Вознесенского монастыря, повелела построить ее из камня.

В иночестве Ефросиния Московская пробыла несколько недель и ушла из жизни в июле этого же года. Погребение состоялось в строящемся по ее наставлению соборе.

Стоит отметить, что преподобную москвичи стали почитать после ее смерти как покровительницу города.

Богоугодное дело по развитию обители продолжила уже невестка Евдокии Дмитриевны Софья Витовтовна, но, к сожалению, смогла поспособствовать только возведению стен главного собора, который в 1415 году выгорел дотла. Лишь в 1467 году, спустя пол века, его восстановил архитектор Василий Ермолин по настоянию супруги Василия II Темного Марии Ярославны.

Через шестнадцать лет Вознесенский собор вновь выгорел, после чего было принято решение разобрать его из-за ветхости. К новому строительству приступили лишь в 1519 году во времена правления Василия III. Предполагают, что руководил работами зодчий Алевиз Новый.

В 1588 году, уже при самодержце Федоре Иоанновиче, собор вновь перестраивают по подобию Архангельского собора Кремля.

В последующие годы культовое здание неоднократно горело и в связи с этим бедствием реконструировалось. Правда, во время сильных пожаров 1737 и 1812 годов огонь постройку практически не повредил.

Главной реликвией монастырского храма являлась древняя икона во имя Божией Матери Одигитрии, или, как ее называли еще, Путеводительницы. Существовала версия, что святой образ был спасен некогда княгиней Евдокией в год нашествия на Москву войск Тохтамыша в 1382 году. Спустя 100 лет икона сгорела во время одного из пожаров, и новый образ Богоматери на обгоревшей доске написал известный иконописец Дионисий. В настоящее время реликвия хранится в фондах Третьяковской галереи.

Помимо Вознесенского собора на территории обители со временем появились две церкви.

В 1634 году по указу Михаила Романова была возведена церковь во имя Михаила Малеина, считавшегося покровителем царской особы. Возвели культовое здание в довольно короткие сроки — за пять месяцев. Руководили работами зодчие Семейко Белый и Бажен Огурцов. Колокольню, размещавшуюся у Спасских ворот одноименной башни, подняли в XVII веке.

Вторая церковь во имя великомученицы Екатерины была построена в 1808 году на месте обветшавшей Георгиевской церкви. Инициатором строительства стал митрополит Платон. Проектные работы исполнил зодчий Карло Росси.

Культовое здание возвели в неоготическом стиле. Его размеры незначительно уступали Вознесенскому собору. Легкость и некую нарядность Екатерининскому храму придавали изящно выполненный декор и многочисленные башенки. Истинным украшением интерьера стал иконостас, который был потерян для потомков при разрушении Вознесенского монастыря при правлении большевиков.

В древние времена Вознесенский собор обители стал усыпальницей для женской половины царского рода. Здесь были захоронены супруга Василия III Софья Витовтовна, супруга Ивана III Софья Палеолог, жены царя Иоанна Грозного Анастасия Романовна и Мария Федоровна, дочь царя Алексея Михайловича Евдокия, супруги Михаила Федоровича Мария Владимировна и Наталья Кирилловна (мать императора Петра Великого), супруга Федора III Агафья Грушецкая. Последнее захоронение датировалось 1731 годом и принадлежало дочери Ивана Алексеевича Прасковье.

История[править]

Свято-Вознесенский кафедральный собор известен далеко за пределами Изюмщины благодаря тому, что здесь хранится одна из самых знаменитых и почитаемых святынь Восточной Украины — чудотворная икона Песчанской Божией Матери.

Храм построен и освящен в 1826 году. Он возведен вместо предыдущего, который находился на улице Замостянской на левом берегу Северского Донца и вследствие частых разливов реки начал разрушаться. Именно в этом, старом храме явилась в 1754 году Белгородскому епископу — святителю Иосафу (Иосифу Горленко) икона Божией Матери Песчанской.

«Образ Божией Матери, называемый Песчанский, был явлен великому русскому святителю Иоасафу, епископу Белгородскому.

В год своей блаженной кончины (1754) святитель Иоасаф объезжал епархию, и накануне выезда из Белгорода ему был сон: будто бы он осматривал церкви и в одной из них в притворе на куче мусора увидел икону Богоматери с младенцем со светлым сиянием, от неё исходящим; и раздался глас: Смотри, что сделали с ликом Моим служители сего храма. Образ Мой, назначен для страны сей источником благодати, а они повергли его в сор. По прибытии в г. Изюм Харьковской губернии, епископ посетил Вознесенскую церковь и с изумлением обнаружил в ней икону, увиденную во сне. Икона находилась в небрежении и служила в притворе перегородкой, за которую ссыпали уголь для кадила. По святительскому повелению икона была помещена в большой киот и поставлена в подобающее место. Более трех дней прожил святитель Иоасаф в Изюме, и ежедневно утром и вечером приходил он в Вознесенскую церковь и молился перед образом Божией Матери».

В 1792 году Вознесенская церковь была перенесена из Замостья в более высокую местность на Пески, куда и была отправлена икона, привлекавшая все более и более почитание и благоговение прихожан и окрестных жителей. В дальнейшем и XIX, и XX века были ознаменованы помощью и многими чудесными исцелениями, совершающимися у чудотворного образа Песчанской Божией Матери.

Вот уже более двухсот пятидесяти лет к иконе с болезнями, с горем, со слезами и отчаянием приходят люди. И как в былые времена она помогала выстоять в сражениях, так и сегодня помогает людям справиться с бедой.

Стараниями приснопамятного митрофорного протоиерея Иосифа Романчака с 1983 по 2008 году Свято-Вознесенский храм был полностью обновлен. С 2000 года храм получил кафедру викарного архиерея, став кафедральным собором. Настоятелем храма является Высокопреосвященнейший Онуфрий (Легкий) Архиепископ Изюмский.

В 2005 году были позолочены купола, в 2006 — 2007 годах — был расписан весь храм, заменены иконостасы, а также киоты во всем храме. Благодаря стараниям отца Иосифа при храме открыта гостиница для паломников, обустроен источник.

История храма в XVI-XIX веках

В писцовой книге 70-х годов XVI века Касимов описывается, как деревянный город, построенный среди бескрайних мещерских лесов. В те далекие времена на левобережье Оки уже стоял деревянный Вознесенский храм, который имел придел в честь Усекновения главы Иоанна Крестителя. Историки считают, что касимовский собор появился еще в начале XVI века. Он был возведен при царе Федоре Михайловиче, когда влияние татарских царевичей начало ослабевать, и среди жителей Касимова стали преобладать русские.

Известно, что в начале июня 1679 года главный касимовский храм сгорел на пожаре. К счастью, старинные иконы удалось спасти и их перенесли в Пушкарскую Николаевскую церковь. Эти события были подробно описаны в челобитной митрополиту Рязани Иосифу, которую составил священник сгоревшего собора.

Через несколько лет в Касимове построили новый деревянный храм, но он простоял недолго и тоже сгорел при сильном пожаре. Тогда решено было возвести собор из камня и поставить его неподалеку от старой церкви Вознесения. К строительству храма приступили весной 1748 года. Всеми работами было поручено руководить касимовскому воеводе Василию Михайловичу Ховрину. Спустя 6 лет каменный собор с двумя приделами достроили, и его освятил Рязанский митрополит Дмитрий Сеченов.

Сохранилось подробное описание первого каменного касимовского собора. Это была пятиглавая церковь, главки которой покрывала искусно сделанная деревянная чешуя. Кровля тоже была изготовлены из дерева, а наверху возвышались железные позолоченные кресты. Через четверть века старую колокольню заменили на каменную, которую построили на деньги прихожанина храма и предводителя местного дворянства Василия Андреевича Губарева.

Вид собора с Соборной площади

В 1780-е годы власти Касимова провели масштабные ремонтные работы соборного храма. Его алтарь расширили, трапезная была полностью реконструирована, а стены украшены настенными росписями. В касимовском соборе появились два придела, а деревянную кровлю заменили на более долговечную — из железа.

Шло время, и к середине XIX века Вознесенский собор перестал справляться с возросшим потоком прихожан. Во время церковных служб не всем верующим хватало места, поэтому было принято решение снести старое здание и вместо него построить новый собор. Губернский зодчий Николай Ильич Воронихин подготовил проект здания и эскиз иконостаса, и в августе 1854 года провели закладку фундамента.

По добровольной подписке состоятельные жители города собрали на строительство огромную по тем временам сумму – 38 тысяч рублей. Примечательно, что 25 тысяч рублей выделили наследники почетного жителя Касимова М. А. Якунчикова. Пока шла стройка, богослужения проводились в расположенном неподалеку храме Успения Пресвятой Богородицы.

Возведение и отделка здания заняли 13 лет и были закончены в 1867 году. Новый собор, как и предыдущие храмы, посвятили празднику Вознесения Господня, а его приделы – Усекновению главы Иоанна Крестителя, Дмитрию Ростовскому и Святой Екатерине. Стройный, богато украшенный храм стал одной из самых красивых церквей на Рязанской земле. Посмотреть на него приходили не только жители окрестных деревень, но и верующие из дальних концов губернии.

Внутри храма находился роскошный иконостас и четыре изразцовых печи. Из старинных реликвий в соборе хранилось Евангелие, напечатанное в 1677 году, и икона Иоанна Крестителя, которую прислал в Касимов российский государь Алексей Михайлович. Кроме того, здесь берегли старинную грамоту, датированную второй половиной XVII века, в которой царь определял размер годового жалования для священников храма.

Вид собора с ул. Советской

Архитектура и убранство сооружения

Церковь выполнена в византийском стиле, гармонично сочетая в себе все, что считалось греческим. Удивительная роспись стен сохранилась частично.

Внешний вид

Шестиглавый храм построен в нововизантийском стиле. Для строительства использовался в основном кирпич. На фасаде установлены часы диаметром почти в два метра. Они нуждаются в постоянном уходе, поэтому в соборный штат приняли механика. Изначально рядом с церковью поставили паровичное здание, соединенное с ней туннелем в тридцать метров длиной. В нем установили сложную калориферную систему, подающую чистый воздух. Это помогало поддерживать постоянную температуру (11 градусов) в помещении для лучшей сохранности росписей и комфорта верующих.

Технические характеристики сооружения составляют (в метрах):

  • полная высота внутри — 51.2;
  • полная высота снаружи с крестом — 74.7;
  • длина внутри — 72.5;
  • длина снаружи — 76.8;
  • ширина внутри — 57.6;
  • ширина снаружи — 62;
  • диаметр купола внутри — 18;
  • диаметр снаружи — 21.5.

Собор имеет два подвала — верхний и нижний общей глубиной около 15 метров. В помещения нижнего подвала ведут две чугунные лестницы: одна винтовая с 70-ю ступенями и 3-мя площадками, другая с 51-й ступенькой и 5-ю маршами. На хоры ведет чугунная лестница, имеющая 9 маршей из 62 ступеней и 9 площадок. Всего на колокольню ведет до 200 ступеней. Вместимость церкви составляет пять тысяч человек.

Внутреннее оформление

Интерьер состоит из трех помещений, «поставленных» друг на друга: это сам храм и два подвала. Последний традиционно использовался для хранения культовых принадлежностей, в верхнем же соседствовали усыпальница героев Дона и небольшой храм. Оба подвала были отремонтированы чуть ли не с нуля — после многих лет нецелевого использования.

Верхний храм не был разорен. Оформленные в византийском стиле интерьеры поражают торжественностью. Главный купол поддерживают четыре мощных квадратных пилона. Все пространство собора залито светом, прорывающимся через оконные проемы широкого барабана. Также византийскому стилю соответствуют арки и своды. Особенно изысканны мраморные иконостас и киоты, выполненные мастерами из Италии; они же клали в соборе полы.

Храм расписывала целая команда живописцев, работая над следующими фресками:

  • в главном куполе изображен Христос Вседержитель;
  • меж оконных проемов — херувимы;
  • под ними — ветхозаветные патриархи и пророки;
  • на парусах под барабаном — евангелисты;
  • на пилонах — отцы Церкви;
  • в полукуполе над алтарем — Святая Троица;
  • ниже над алтарем — Тайная вечеря.

Усыпальница

Находится в нижней части храма, освящена в часть Покрова Богородицы. Саркофаги выполнены из французского и итальянского мрамора. Здесь же обустроена крестильня, а подземный ход из подвала ведет в Дом офицеров.

В саркофагах соборной усыпальницы находится прах следующих героев Донского войска:

  • генерал-лейтенанта И.Е. Ефремова;
  • генерал-адьютанта графа В.В. Орлова-Денисова;
  • генерал-лейтенанта Я.П. Бакланова;
  • графа М.И. Платова;
  • архиепископа Донского Иоанна (Доброзракова);
  • атамана С.А. Мещерякова.

Святыни храма

В Вознесенский церкви пресекалось почитание мощей святых угодников и чудотворных икон. Каждый пришедший может поклониться святым образам, прославившимся явленными через них чудесами.

К этим святыням относятся:

  1. Икона Успения Божией Матери со святыми мощами отдано в дар войску донскому митрополитом Киевским Платоном.
  2. Напрестольное Евангелие времен Петра I, весом больше пуда.
  3. Cеребряное блюдо поднесено донским дворянством первому донскому архиепископу Афанасию.
  4. Кресты, Евангелия и сосуды пожертвованы в собор в разное время войсковыми атаманами Платовым, Иловайским, Власовым, а также другими благочестивыми прихожанами.

Во время Октябрьской революции были разрушены стены и купола храмов

В 1917 году осенью во время Октябрьской революции были разрушены стены и купола храмов.

Члены священного собора, после обстрела монастыря писали о разрушениях:

Монахиням велели оставить обитель и поселиться временно в церкви Лефортовской больницы.

Некоторую часть икон и драгоценности успели тайно вынести из обители и спрятать их на подворье.

Ценности все равно были найдены и отправлены в Оружейную палату.

Некоторые ценности были перенесены в собор двенадцати апостолов.

Кельи монастыря стали использовать как общежитие, в котором проживал обслуживающий персонал Кремля. В храме во имя святой Екатерины устроили гимнастический зал.

В 1918 году учредили специальную кремлевскую комиссию о сохранении кремлевских зданий. Его руководители были архитекторы Иван Рыльский и И. И. Дюмулен.

В монастыре вознесенском было решено отремонтировать все повреждения, а также обновить купола и штукатурку.

Но, к сожалению, финансирования на это дело не хватило. Поэтому задуманное вовсе не осуществилось.

Восстановили только те места, которые были сильно повреждены от обстрела.

В 1918 году в декабре из монастыря изъяли одну из церковных ценностей — икону храма Богоматери Одигитрия.

Ее передали сначала в Мироваренную палату Патриаршего дворца, затем отправили в Государственный исторический музей и Государственную Третьяковскую галерею.

Икона Божией Матери «Одигитрия» первой четверти 15 века. Именно ее удалось спасти во время обстрела Вознесенского монастыря. Она была спасена и в конце осталась в Третьяковской Галерее

В 1920 году работы по поддержке и сохранение зданий кремля были восстановлены.

Постепенно состояние здания стало ухудшаться, грунт в монастыре совсем просел и стены корпусов совсем развалились. Но восстановительных работ проведено не было.

Вскоре на различных заседаниях были подняты такие вопросы, о сносе монастыря и постройки там военной школы.

Многие были против этого, но в 1929 году монастырь взорвали. Саркофаги с останками из усыпальницы были перенесены в Архангельский собор. Также были спасены и вынесены 4 иконы.

1929

в этом году монастырь взорвали, вместо него — военная школа

К сожалению, при сносе монастыря не смогли установить замерки, по которым был построен храм.

На месте разрушенного храма построили корпус военной школы.

Архитектурный ансамбль площади Ермака

Вознесенский Собор в Новочеркасске — доминанта площади Ермака (бывшая Соборная пл.) — главной площади города, от которой начиналось строительство Новочеркасска.

Ансамбль площади состоит из собора, занимающего центральное место и 4 памятников, расположенных вокруг него:

  • От площади, которая занимает территорию 7,5 га, расходятся лучи-улицы: Красный Спуск (к берегу Аксая), проспект Платовский (дорога на г. Аксай и г. Ростов) и Ермаковский проспект (выезд из города к трассе М4-Дон).
  • С правой стороны от центрального входа в 1904 г. установлен памятник исследователю Сибири казачьему атаману Ермаку Тимофеевичу. Проект памятника разработал скульптор М. О. Микешин, постройку осуществил В. А. Беклемишев. На постаменте выбита надпись: «Ермаку донцы 1904 1581».
  • Слева от входа (южная сторона) в 1911 г., во время перезахоронения праха генерала Якова Петровича Бакланова, торжественно открыли памятник знаменитому участнику Кавказских войн, который первоначально был установлен на его могиле на кладбище Воскресенского монастыря в Санкт-Петербурге (архитектор Н. В. Набоков). В годы советской власти памятник подвергся разрушению, и был восстановлен в 1995 г.
  • С восточной стороны в 2005 г. установили памятник «Примирения и Согласия». В центре композиции — казачка и мальчик перед 7-метровым крестом, по кругу расположены камни с названиями казачьих войск. Идея навеяна трагедией казачества во времена Гражданской войны, когда общество раскололось на красных и белых. Открытие памятника — символ единства казаков, независимо от политических взглядов.
  • Памятник основателю города Матвею Платову был в 2003 г. установлен в самом начале проспекта его имени, напротив центрального входа в собор. Конная скульптура воплотила динамичный образ героического «вихрь-атамана».

Святыни и мощи храма

Трудные годы забвения и атеистической пропаганды привели к утрате всех почитаемых святынь собора и осквернению захоронений.

Ныне к святыням храма относятся списки со старинных икон и вновь написанные образы:

  • Переданная Киевским митрополитом Платоном в дар донскому казачеству Успенская икона Божией Матери.
  • В 1830 г. в станице Аксайской во время эпидемии холеры произошло явление иконы, получившей имя «Аксайской» Божией матери. После крестного хода с иконой по станице, эпидемия прекратилась. После этого икону поместили в кафедральном соборе, гдн она стала одной из главных святынь храма. Второй раз прибегли к её помощи в борьбе с холерой в 1847 г. До 1919 г. ежегодно проводили крестный ход с образом из Новочеркасска в Аксай и обратно. Старинная традиция возрождается в наши дни. Как многие старинные иконы, «Аксайская» была утеряна в годы советской власти. Современная икона — список с образа Божией матери, сохранившегося на стенах Вознесенского собора.
  • Образ Божией матери «Живоносный источник», который был списан с чудотворной иконы в Калуге и помещен в Воскресенском храме в 1756 г. после исцеления донского генерала А.Г.Луковкина. При переносе столицы икона была установлена в Вознесенском соборе. Молитвы к этой иконе приносят исцеление от глухоты и слепоты, от онкологии и нарушений психики, помогают разрешить семейные неурядицы. К ней обращаются с просьбами об урожае и удаче в обучении.
  • Икона Божией матери «Донская», которая долгие годы хранилась в соборе, была копией с иконы, поднесенной Дмитрию Донскому в дар от казаков в 1380 г. Образ исчез в годы советской власти. После возвращения храма церкви, был написан и освящен список Донской иконы.
  • Вновь обретенная святыня — икона Божией матери «Взыскание погибших», переданная в дар от благотворителей-прихожан в 2000 г. Для иконы сооружен, имитирующий мрамор, особый киот под её большие размеры (2 м х 1,5 м). В сентябре 2012 г. на иконе было обнаружено обильное миротечение. Икона признана животворящей и исцеляющей.
  • Серебряное блюдо от Донского дворянства, а также различная церковная утварь (сосуды, кресты, книги), принесенные как пожертвования прихожанами.
  • Евангилие напрестольное XVIII в.
  • Вещи из облачения схиархимандрита Виталия, известного под именем «Глинский старец». Вопрос о канонизации этого, почитаемого среди верующих, русского монаха, рассматривается Православной церковью.

В усыпальнице собора покоятся великие людей земли донской:

  • Архиепископа Иоанна Донского и Новочеркасского, управлявшего епархией 20 лет. Священник пользовался заслуженным уважением и любовью среди паствы. Скончался Иоанн в 1872 г. и был похоронен в Кременском монастыре. После освящения нового кафедрального собора, состоялся торжественный перенос праха архиепископа, который оказался при вскрытии захоронения нетленным, состоялся г.
  • г. в усыпальницу был помещен в саркофагах прах донских казаков — героев: генералов Якова Бакланова, Василия Орлова-Денисова, Ивана Ефремова и атамана Матвея Платова.

В марте 1992 г. в присутствии особой комиссии захоронения были вскрыты, в них, помимо останков, обнаружен строительный мусор, части разрушенного убранства храма. г. прах героев и архиепископа был вторично перезахоронен в торжественной обстановке.

Архитектурные особенности

Материал, из которого построен собор — голубая тянь-шаньская ель. Здание состоит из секций, скрепленных между собой металлическими болтами. Свято-Вознесенский собор прекрасен и внутри, и снаружи: его венчают пять куполов, внутри помещение искусно расписано, большинство элементов внутреннего декора (иконостас, настенные росписи) сохранилось здесь с начала прошлого века.

Собор был настолько прочно построен, что выстоял при катастрофическом землетрясении 1911 года: тогда разрушилось немало каменных городских зданий, со всех колоколен города попадали колокола. Единственное напоминание о произошедшем катаклизме — один из крестов собора немного наклонился. Эту особенность и сейчас возможно заметить при взгляде на величественный собор 56-метровой высоты.

Свято-Вознесенский собор представляет собой памятник архитектуры и истории республиканского значения, его статус охраняется государством. Уникальное сооружение включено в мировой рейтинг десяти деревянных архитектурных объектов. Несмотря на почтенный возраст, собор по сей день функционирует: ежедневно здесь проводятся службы. Своим величественным видом он олицетворяет силу веры, которую не сможет поколебать течение времени.

Собор зимой, Вознесенский кафедральный собор

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector