7 апреля
Содержание:
- Народные приметы
- Мария стала новой Евой
- Явление архангела Гавриила Деве из Назарета
- Традиции и обычаи
- Дата и история установления праздника Благовещения
- Что означает Благовещение Пресвятой Богородицы сегодня
- История праздника Благовещение Пресвятой Богородицы
- Правила празднование Благовещения
- Сюжет Благовещенья в апокрифических текстах
- Стихи о Благовещении
- Поговорим о традициях
- Что нельзя делать в Благовещение
- Языческий праздник «День равноденствия»
- Особенности богослужения в день Благовещения
Народные приметы
Что касается примет, то большинство из них пришло еще с языческих времен. Считается, что в этот день нельзя брать в долг, так как отдаешь свое и семейное благополучие. А возвращать долги – самое время.
Не надевают новой одежды. Такой ритуал связан с тем, что любые новинки неизбежно испортятся, а одежда порвётся.
А девушки, которые нарушали такой запрет, ещё целый год оставались незамужними. Молодым незамужним девушкам было запрещено чесать волосы, чтобы судьбу не спутать.
В делах успеха не будет, если в Благовещение их начинать. В старину считалось, что на протяжении года в день, когда было Благовещение, не стоит начинать никаких дел.
То есть в 2017 году пятница будет считаться не счастливой по народным поверьям.
Шить и вязать также запрещено. Любые нитки считались символом жизни. Поэтому, взяв в Благовещение нитки в руки, можно запутать судьбу.
По погоде на Благовещение судили и о том, каким будет лето и урожай:
- какова погода на 7 апреля, такова и на Пасху;
- если снег, то и на Егорья он будет (6 мая);
- утром туман, иней – к урожайному лету;
- дождь – к грибам, гроза – к жаре летом, солнце – к грозам;
- отсутствие ласточек сулит холодную и затяжную весну;
- теплая всенощная – к дружной теплой весне.
Мария стала новой Евой
Первая женщина, Ева, нарушила заповедь Бога и вкусила плод с древа Познания. Так человек лишился рая и стал смертным и грешным. Приход в мир Иисуса Христа показал людям путь возвращения к данной Богом природе и позволил наследовать Небесное Царство.
Согласие Святой Марии с волей Бога, сообщенной через ангела, создало обратный прецедент послушания в противовес непослушанию. Новая Ева (что буквально означает «Жизнь») согласилась стать Матерью Богочеловека, Который и возвратил людям возможность вечной жизни. Блаженный Августин так комментировал соотнесение ролей Евы и Марии в истории человечества:
Явление архангела Гавриила Деве из Назарета
Четыре месяца прожила в новом доме Пресвятая Дева, посвящая всё Своё время молитвам и чтению Священного Писания. Вот за этим благочестивым занятием и застал её посланник Бога — архангел Гавриил. Под шелест своих крыльев он возвестил изумлённой Деве о той величайшей миссии, которая возложена на неё Творцом вселенной.
Это событие и получило название — Благовещение Пресвятой Богородицы
История праздника не может быть полной, если не уделить внимание тому, почему именно на Ней остановил Господь Свой выбор. Ответ прост — исключительная чистота, непорочность и преданность Богу выделили Её из великого множества других девушек
Для столь великой миссии потребовалась праведница, равной Которой не было от сотворения мира.
Традиции и обычаи
Каноны церковного празднования Благовещения были написаны еще в VIII веке Иоанном Дамаскиным и Феофаном. Эти каноны и по настоящее время поются в церкви. В этот праздник проводится всенощное бдение. Читается литургия Иоанна Златоуста. Священники облачаются в одежду голубых цветов, которая символизирует Богоматерь.
Когда служба заканчивается церковные служители отпускают в небо белых голубей, которые символизируют Святой Дух.
Если Благовещение выпадает на Пасху, то зачитываются каноны и пасхальные, и благовещенские.
Всенощное бдение может начинаться утренней или вечерней. Это зависит от того, на какой день недели выпал праздник Благовещение.
Со временем церковные и языческие обычаи перемешались и стали общими народными традициями, которые присущи празднику Благовещения. В каких-то из них мы видим явные признаки язычества, другие – наполнены православным смыслом.
Есть обычаи наивные, есть мудрые, но все они очень красивые, повествующие о богатой истории и культуре славянского народа.
Одна из самых известных традиций — освобождение птиц из клеток. Это были преимущественно голуби и жаворонки. Как было написано выше, голуби символизировали Святой дух в христианстве, а у язычников жаворонки являлись символом весны. Это яркий пример смешения разных вер.
Люди сначала отлавливали пернатых, но делали это очень бережно, чтобы не навредить им. Сажали их в клетки, а в праздник, собравшись всем поселением в лесу, выпускали. Некоторые даже занимались продажей птиц перед Благовещением. Верующие люди не скупились на оплату и покупали товар за любую указанную стоимость.
Еще одним не только красивым, но и вкусным обычаем было выпекание пирогов в виде птиц. Делались эти пироги из постного теста.
Рецепт приготовления пирогов в виде жаворонков
Ингредиенты:
- мука 500 г;
- дрожжи 0,5 пакетика;
- вода 1 стакан;
- подсолнечное масло 2 большие ложки;
- сахар 2-3 чайные ложки;
- соль половину чайной ложки.
- несколько изюминок.
Сначала готовят тесто. В миску заливают теплую воду, туда же добавляют сахар, дрожжи, соль и растительное масло. Смешав их, постепенно добавляют муку. Тесто получается вязким и чуть более плотным, чем для пирогов. Затем замешенное тесто накрывают крышкой или полотенцем и оставляют в теплом месте.
Когда тесто поднялось, приступают к лепке птичек. Для этого небольшую колбаску из теста сворачивают в узел. Один конец расплющивают и нарезают вдоль полосками. Так получался хвост птички. Из другого конца формируют голову с клювом. Изюм используют для оформления глаз.
Перед тем как помещать жаворонков в духовку, им дают «подойти».
Птичек делали самых разных форм. Так, жаворонков лепили с большой головой и длинным острым клювом или даже с двумя головами. Иногда на спину одного большого жаворонка сажали несколько маленьких. Все зависело от фантазии пекаря.
Детям выдавали булочки со словами: «Жаворонок прилетел, на головку сел». Это считалось благословением. Получив булочку в виде заветной птички, детишки бегали с ними по дворам, поднимая их как можно выше в руке, кто-то сажал их на голову или на палку. Сдобных жаворонков размещали на высоких заборах и даже крышах сараев. Народ считал, что чем выше поднимешь жаворонка, тем быстрее придет весна.
Верили и в то, что по пирожку можно предугадать свою судьбу. Поэтому в них запекали разные предметы. После чего раздавали членам семьи. Если попадалось кольцо – это сулило скорое замужество, узелок – рождение ребенка, нитка – бедность, монетка – богатство, щепка – смерть.
Кроме красивых птичек, хозяйки пекли еще и церковные просфоры, которые потом несли в церковь и освещали. Просфоры пекли по количеству домочадцев. Крошки от просфор примешивали в корма домашнего скота, птиц, и даже в семена. Так, урожай должен был быть более полным, а скот здоровым и богатым на приплод. Это опять же указывает на смешение языческих и христианских традиций.
В Благовещение Пресвятой Богородицы люди с песнями-веснянками и «закличками» собирались вместе, молодые девушки и парни водили хороводы. Эта традиция носила изначально языческий характер, но с приходом христианства стала обретать новый смысл. В песнях стали появляться имена святых, Господа и Богородицы.
Дата и история установления праздника Благовещения
Мазолино, Италия, 1425-30 гг
Впервые упоминание о празднике 25 марта в III веке в сочинениях западных авторов — Тертуллиана и священномученика Ипполита Римского как день распятия Иисуса Христа по римскому календарю.
В дальнейшем благодаря этому факту в александрийской и позднейших византийских хронологических системах, появилось отождествление даты Благовещения и Пасхи.
В христианстве дата празнования Благовещения соотносится с рождением Иисуса Христа.
Существут два подхода:
– cвязь Благовещения с датой Рождества Христова – 25 марта отстоит ровно на 9 месяцев (период беременности человека) от 25 декабря, которое не позднее IV века повсеместно было принято за дату Рождества Христова.
– связь Благовещения с датой зачатия Христа – ряд церковных авторов (Афанасий Великий, Анастасий Антиохийский) полагают, что Благовещение и зачатие Иисуса Христа произошло 25 марта, так как в этот день, по одной группе преданий, Бог создал человека, а человек, обременённый первородным грехом, должен быть воссоздан в то время, в какое он был сотворён (то есть началось искупление).
Примечание:
– нет ни одного документального подтверждения даты 25 декабря как дня рождения Иисуса – нет ни одного документального подтверждения даты 25 марта как даты зачатия Христа
Что означает Благовещение Пресвятой Богородицы сегодня
На протяжении многих веков и сегодня Благовещение является одним из важнейших церковных праздников. По сути, именно он открывает цикл великой истории о Христе, его земной жизни, мучительной смерти и торжественном воскресении, которую всем миром празднуют в пасхальный день.
Связь всех этих событий очевидна: Бог замыслил спасти человечество, но у него не нашлось никакого способа, кроме одного – послать на землю единственного Сына. Причем послать на жизнь, полную тяжелых испытания и мытарств. На жизнь, которая закончится жестокой и несправедливой смертью.
И начался этот необычный земной путь именно с возвещения благой вести девице Марии. Можно сказать, что именно она была первым человеком, которая узнала исполнения Божественного замысла — ведь ангел принес добрую новость именно ей. Далее она поспешила обрадовать Иосифа, а также кузину Елисавету и других родных.
Здесь мы можем увидеть глубинный смысл праздника, если угодно, его философскую основу. Господь посылает в мир Спасителя, но рождается он как обычный человек – от земной женщины. Но кто же первым узнает об этих планах? Не местный правитель, не храбрый воин и даже не самый святой человек той поры.
Благую весть получает невинная девушка из простой еврейской семьи. В этом красивом предании мы можем увидеть своеобразное описание великого женского начала, которое и тогда, и сегодня дает жизнь всему сущему.
Да, женщина – это не просто хранительница очага. Она – мать сынов человеческих. Первой была Ева (ее имя и означает «жизнь»), а завершила цикл Мария.
Впрочем, земной цикл не завершен – он продолжается бесконечно. Каждый раз, как только два любящих сердца встречаются друг с другом, рождается некто третий, который хотя и наследует признаки обоих родителей, но все же является уникальной личностью с неповторимой судьбой. И это чудо мы наблюдаем каждый день.
Вот почему для каждой женщины рано или поздно наступает свое собственное благовещенье: как только она услышит, что станет мамой. Едва ли кто-то может заглянуть ей в сердце, чтобы понять, какие прекрасные чувства наполняют ее в эту секунду.
Но мы точно сможем определить это по ее искрящимся глазам. И в этот момент великий цикл жизни оборачивается еще один раз – и все возвращается на круги своя.
История праздника Благовещение Пресвятой Богородицы
История Благовещенья знакома каждому, кто силен в Библии, а также тем, кто смотрел детские мультфильмы по художественной экранизации Евангелии.
Какие только названия не давали Благовещению в древние времена. Его именовали и Зачатием Христа, и Благовещением о Христе, и Началом искупления, и Благовещением ангела Марии. Но этнографы, церковники так и не сумели, не смотря на длительные поиски, определить, где, когда, как появился впервые праздник Благовещения. Известно, лишь одно: указание императора Иустиниана, датированное 560 годом о праздновании Благовещения в марте 25 числа (по новому стилю -7 апреля).
Три благовести
Благая весть 7 апреля дала начало двум другим — 7 января и в день Пасхи. В абсолютно всей летописи рода людского есть, скорее всего, три величественных благовести: о том моменте, что Сын божий появился на свет и еще о том, что Иисус воскрес. Однако, изначально Архангел Гавриил доставил Деве Марии добрую (благую) весть о предстоящем произведение на свет Спасителя мира. Такой день люди так и называют — Благовещение.
Неведомо, что конкретно совершала Дева Мария на тот миг, когда Архангел Гавриил — посланец Всевышнего, доставил Ей прекрасную новость. Согласно одних предположений, она тогда пряла розово-пурпурную пряжу для завес в Храме. По мнению других — подходила к колодезю за водой, сообразно третьих рассуждений — читала Книгу пророка Исаии.
Как бы там ни было, сегодня это и маловажно. Самое главное, что же промолвил ей Архангел
Апостол Лука рассказывает, что Ангел, сойдя к Марии, утверждал, что она, Благодатная, должна торжествовать, ибо избранна, родить от самого Творца сына. ОН станет велик, и наречется Иисусом — Сыном Всевышнего.
Дева Мария, бесспорно, начиная от появления на свет, оказалась отдана Творцу, а Ее супруг, старик Иосиф, брал обязательство охранять Её невинность и чистоту. И вследствие этого Она, смущаясь, осведомилась у Ангела, каким образом получится это зарождение. Гавриил привел в сравнение двоюродную сестру Марии святую Елизавету, каковая в течение нескольких месяцев перед Благовещением зачала будущего ребенка. Причем, та была в таком престарелом возрасте, в каком не может дать возможности зачать и рожать дитяти порой инновационная врачебная наука. У Господа нет предела возможностей. У праведной Елизаветы, а также ее супруга, священнослужителя Захарии, родился сыночек, какому дали имя Иоанн и который сделался в дальнейшем никем иным, как Иоанном Крестителем.
Мария — наиболее целомудренная, а также святейшая изо всех проживающих на Вселенной, тем не менее, никак не причисляла себя к той, что заслуживала особую милость от Господа. Однако, испытав в речениях Архангела Всемилостивую волю, Она произнесла: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему». На сегодняшний день считается, что в момент произнесения Девой Марией такой фразы и содеялось святое зачатье. Нереально и непросто предположить, что же могло произойти с планетой, при условии, что в тот момент времени Дева Мария заявила что-то другое.
Логично, что праведный Иоанн Златоуст именовал Благовещение истоком торжеств, основой всех без исключения христианских празднеств.
Одна среди наиболее прекрасных, а также наиболее прославленных в мировом сообществе песен — Ave Maria — приурочена к Благовещению, это не что иное, как молитва Богоматери «Дево, радуйся!» Вообще она возникла еще до начала деления православной религии на Западную и Восточную. В честь празднования Благовещения в России возведены или переименованы многочисленные храмы и соборы. Особо общепризнанный и популярный всеми — Благовещенский собор Московского Кремля.
Изложение Благовещения — это самое первоначальное упоминание о Богородице в Евангелии. И вопреки всему, даже то, что «Евангелие» переводится на русский с греческого тоже как Благая весть», только апостолом Лукой прописано событие Благовещения. И он же по праву относится не лишь к первым иконописцам, но и к творцам 1-ой иконы Девы Марии. Подлинник, очевидно, не остался, однако самая патриархальная её роспись — по утверждениям этнографов — это Владимирская икона Богоматери. Самое чтимое в России изображение Пресвятой Богоматери.
Правила празднование Благовещения
Празднование Благовещения в Православной церкви
Богослужебные облачения голубого цвета
В настоящее праздник Благовещение входит в число двунадесятых великих праздников и относится к Богородичным праздникам, ввиду чего ему назначаются богослужебные облачения голубого цвета.
В Иерусалимском уставе, принятом в настоящее время в греческих и Русской Церквах, Благовещение имеет один день предпразднства и один день попразднства, в который празднуется Собор архангела Гавриила.
Предпразднство и попразднство отлагаются, если Благовещение случается на Страстной или Светлой седмице.
Дата праздника выпадает в период между четвергом 3-й седмицы Великого поста и средою Светлой седмицы включительно, то есть во время периода пения Триоди постной или цветной; праздник никогда не переносится на иной день.
Ряд литургических особенностей для периода пения Триоди постной сближает его с праздниками Рождества Христова и Крещения Господня.
Так, если праздник Благовещения случается во вторник, среду, четверг, пятницу или субботу какой-нибудь седмицы четыредесятницы (часть Великого поста до пятницы шестой седмицы, кануна Лазаревой субботы), а также во вторник, среду или четверг Страстной седмицы, то всенощное бдение начинается великим повечерием, а не вечерней, как обычно; если праздник приходится в Неделю (воскресенье) или понедельник четыредесятницы или любой день Светлой седмицы, тогда всенощное бдение совершается обычным порядком, то есть начинается великой вечерней; всенощная начинается утренею, если Благовещение — в Великий Пяток (пятница Страстной седмицы) или Великую субботу. На утрене Великое славословие поётся, когда праздник приходится на субботу или Неделю поста; в прочие же дни оно читается; на Светлой седмице не полагается вовсе.
Когда Благовещение случается на Пасху (Кириопасха), то полиелея не бывает, но канон Благовещения соединяется с пасхальным каноном и после шестой песни канона читаются евангельские чтения Благовещения (на утрени Лк. 1:39-49, на литургии Лк. 1:24-38).
Особое значение праздника Благовещения подчёркивается тем, что 52-м правилом Шестого Вселенского Собора установлено, что в день Благовещения, несмотря на Великий пост, должна совершаться полная литургия. Согласно Типикону, по общему правилу служат литургию Иоанна Златоуста, а если праздник приходится на великопостное воскресение (Неделю), а также четверг или субботу Страстной седмицы, то литургию Василия Великого. Если Благовещение случается в Великую пятницу, то — как единственное исключение для данного дня — должна совершаться литургия (согласно Типикону, служится литургия Иоанна Златоуста).
В Благовещение (если оно не приходится на Страстную седмицу), наряду с праздником Входа Господня в Иерусалим, устав разрешает употребление в пищу рыбы, вина и елея. Согласно греческому Типикону, празднование Благовещения, если оно приходится на Великую пятницу или субботу, переносится на первый день Пасхи.
Богослужебные тексты, кроме описания самого события Благовещения Девы Марии, говорят также о непостижимости Рождества Спасителя от Богородицы, а сама Мария сравнивается с «купиной» и «лествицей» из видения Иакова. Через праздничные песнопения церковь доносит до верующих следующие догматические положения: благодаря рождению Спасителя от Богородицы небо снова соединяется с землёю, Адам обновляется, Ева освобождается, а все люди становятся причастными Божеству. Канон праздника воспевает величие Пресвятой Богородицы, принявшей в себя Бога, а также содержит указания на ветхозаветные пророчества о воплощении Сына Божия.Гимнография
Канон Благовещения имеет необычные чередующиеся припевы: «А́нгел возопи́» и «Богоро́дица рече́» — следы алфавитного диалогического протокондака, преобразованного в однопеснец ещё до Эфесского собора 431 года.
Современный гимнографический формуляр служб праздника Благовещения в значительной степени восходит к Студийскому уставу и имеет общность со службой Субботы акафиста (суббота 5-й седмицы Великого поста).
Сюжет Благовещенья в апокрифических текстах
«Благовещение» (ок. 1040). Мозаики на двух столбах Софии Киевской. Самое раннее изображение Благовещения в искусстве славян. В руках у Богоматери — красная пряжа, пришедшая в изобразительное искусство из апокрифов
История Благовещения нашла своё отражение и в апокрифических текстах.
В частности о Благовещеньи упоминается в следующих апокрифах:
– «Протоевангелие Иакова» (II век) – «Книга о рождестве Блаженнейшей Марии и детстве Спасителя» (известна также как «Евангелие Псевдо-Матфея») (не ранее IX века).
Апокрифические тексты не изменяют общей истории о явлении Марии архангела Гавриила с вестью о рождении от неё Спасителя, но добавляют к этой истории ряд подробностей, которые впоследствии легли в иконографию этого праздника.
Согласно апокрифам, Марии по жребию выпало соткать новую завесу из пурпура для Иерусалимского Храма.
Отправившись за водой, она у колодца услышала голос, сказавший ей: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между жёнами».
Не увидев рядом никого, она, испугавшись, вернулась домой, этот сюжет иногда ещё называют «предблаговещением» — то есть подготовительным этапом к самому Благовещению.
Сев за прялку, Мария увидела ангела, который успокоил её словами:
«Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога и зачнёшь во славу Его».
В апокрифах подчёркивается также таинственная форма зачатия, и на вопрос Марии – «Неужели Я зачну от Бога живого и рожу, как женщина любая рожает?»
Ангел отвечает – «Не так, Мария, но сила Всевышнего осенит Тебя».
После ухода ангела Мария окончила прясть шерсть и отнесла её иудейскому первосвященнику, который благословил её, сказав: – «Бог возвеличил имя Твоё, и Ты будешь благословенна во всех народах на земле».
Церковное предание говорит, что Дева Мария в момент явления ей ангела читала отрывок из книги пророка Исайи с его пророческими словами: – «Се, Дева во чреве примет, и родит Сына».
По этой причине в сцене Благовещения Дева Мария в западноевропейской живописи обычно изображается с раскрытой книгой.
Стихи о Благовещении
Любимому на Руси празднику не раз посвящали свои произведения поэты, от А.С.Пушкина до А.Блока, В. Брюсова. Пожалуй, самым популярным сюжетом для светских поэтов был народный обычай отпускания на волю птиц как ознаменование весны, но также – освобождения от греха и людей по Воплощении Христовом. Вот, например, известное стихотворение «Птичка» А.С.Пушкина:
Другие поэты, например, К.Бальмонт, передают атмосферу праздника, как наступления весны – природы и души:
А вот стихотворение-проповедь, написанное уже в советские годы известным старцем, протоиереем Николаем Гурьяновым. Оно соединяет мир земной и Вечность, радость о весеннем пробуждении природы, и духовное ликование о спасении:
Исторический день, когда Пречистая произнесла слова, ставшие началом нашего спасения, остался неизвестным. И это правильно. Вряд ли можно считать его «достоянием истории», если доныне, как более 2000 лет назад чудо неприметно и каждодневно совершается во всех душах, находящих мужество сказать Богу, как Его Матерь: «По слову Твоему буди мне…». И так совершается спасение.
Наталья Сазонова
Поговорим о традициях
Каждый праздник имеет свои традиции, тем более это утверждение актуально, когда мы говорим о церковных праздниках. Правила празднования Благовещения сформировались еще в Древние века и сегодня соблюдаются неукоснительно всеми христианами.
За день до праздника женщины приступали к выпечке просвир. Этим словом назывался пресный хлеб в форме небольших булочек. Его количество всегда приравнивалось к числу домочадцев. Утром в праздник просвиры требовалось отнести на службу и освятить. Только после этого члены семьи могли приступить к праздничной трапезе, за которой и съедался хлеб
Делалось это с большой осторожностью, чтобы не уронить мимо рта ни одной крошки. Если же это происходило, то все остатки просвиры собирались и отдавались скотине
Считалось, что это способствует сохранению ее здоровья и плодовитости. Однако необходимо было съедать освященный хлеб на голодный желудок. Это являлось непременным условием для богатого урожая и семейного благополучия.
Так как Благовещение – это очень важный праздник, то работать в этот день категорически запрещено. Наши предки никогда не стали бы забивать скот, шить, убирать дом и заниматься другими делами. Однако и затевать излишне шумное веселье тоже возбранялось. Люди должны были осознать святость этого дня и проникнуться ею.
Хочется заметить, что на Руси этот церковный праздник считался одновременно и днем, когда было принято звать весну. Считалось, что после Благовещения зима окончательно отступает и начинается новый виток жизни в природе. Для того чтобы избавиться от хвори, наши предки разводили костры. Вокруг них водили хороводы, пели песни и «зазывалки». Особо смелые даже прыгали через костер, тем самым очищаясь от всех болезней и нечистых помыслов.
Особо красивой традицией в Благовещение было выпускание птиц. До праздника на улицах и в лесах отлавливали пернатых певчих, которых сажали в клетки. После посещения церковной службы молодежь собиралась во дворах храмов и открывала клетки. Птицы, взмывающие в небо, являлись символом благой вести, когда-то принесенной человечеству.
В Благовещение на улицы часто выгоняли скот. Он должен был пройти под звон колотушек и колокольчиков. Это, как думали наши предки, защищало скотину от хворей и хищников.
Ассортимент праздничных блюд традиции Благовещения никак не ограничивают. Все зависит от того, на какой день выпадает данная дата. К примеру, в текущем году это была Страстная пятница. Поэтому верующие не могли позволить себе употребить в пищу даже рыбу. Хотя обычно, если праздник совпадает с постом, православные имеют некоторые послабления. К ним относятся и морепродукты.
Что нельзя делать в Благовещение
В народе всегда существовал свой неписанный кодекс поведения, причем для каждого праздника существовала как бы своя глава. Например, до Пасхи все постятся, на Пасху красят яйца и пекут куличи. Разумеется, в дни церковных праздников все старались вести себя особенно благочинно и не расстраиваться по пустякам.
А что же нельзя делать в Благовещение Пресвятой Богородицы?
В первую очередь считается, что не стоит в такой день затевать какую-то большую работу по дому — подметать и мыть полы, стирать, делать генеральную уборку. Само собой, можно заниматься обычными делами – приготовить пищу и навести небольшой порядок. Но важные планы лучше отложить на другие дни. Объясняется это довольно легко: если на праздник мы будем активно работать по дому, то едва ли почувствуем особый настрой этого дня.
Шить, плести, вязать, да и вообще рукодельничать в Благовещенье нельзя. Наши предки считали, что нить – это образ человеческой жизни и говорили так: «На Благовещение на суровую пряжу не глядят»
И если по неосторожности запутать или тем более порвать нить в праздник, то это дурной знак. Так зачем же рисковать понапрасну? Лучше просто отложить все рукоделия в сторону – для этого есть и другие дни.
Начинать новые дела, затевать новые проекты и крупные покупки не стоит — иначе успеха в этих делах не будет
Ранее считалось, что не следует приниматься за какое-либо дело в день недели, соответствующий прошедшему Благовещению. Например, если это торжество выпадало на среду, то она считалась в будущем году несчастливым днем. А если говорить иносказательно, то в Благовещение лучше по возможности отказаться от важных дел, переговоров, работы с документами и т.п.
Не беспокоить землю! Считалось неправильным начинать посевные работы, пахать, обрабатывать поля и возиться в огороде. В наше время это может интерпретировать таким образом. С одной стороны, нежелательно работать на даче, ведь это довольно тяжелый физический труд, который отнимет много сил и как бы «украдет» у нас светлую волну праздника. Праздник есть праздник: всему свое время.
Нельзя городить заборы и мести улицу — по примете это предрекало холодную весну и засушливое лето.
Существует запрет на всякую работу в этот день для беременных женщин.
Интересно, что девушки на Руси остерегались даже плести косы и трогать волосы именно в день Благовещения. В народе издавна говорили:
Раньше девушки старались позаботиться о красоте своих волос заранее. Так и теперь будет разумно навести красоту до праздника Благовещения. И наряду с делами земными нужно уделить время и духовным вопросам: сходить в церковь, да и просто побыть наедине со своими мыслями. Ведь лучшие идеи и решения разных ситуаций приходят к нам чаще всего именно в эти сокровенные минуты.
Не спешите надевать обновы: существует поверье, что тогда новые вещи быстро порвутся или непоправимо испортятся, а в течение года не будет возможности приобрести другие. Девушки, нарушившие этот запрет, до следующего Благовещения не выйдут замуж.
Нельзя одалживать что-либо (деньги, продукты и т.д.). Примета говорит: тот, кто отдал в Благовещенье что-то из дома — отдал свое благополучие, здоровье, покой и мир в семье
Это требование следует соблюдать неукоснительно, даже если просящий у вас что-то человек хорошо знаком и вам неудобно ему отказать.
Важно следить за тем, чтобы у вас самих ничего не унесли из дому. Поэтому в праздник 7 апреля нежелательно приглашать гостей, а лучше отметить его своей семьей.
На Благовещенье ничего нельзя приносить из леса — иначе в доме заведутся вредители.
Охотники знали, что в Благовест нельзя даже дотрагиваться до оружия и ходить на охоту — иначе не будет удачи на охоте весь год.
И разумеется, в Благовещение считалось и считается дурным тоном ругаться, выяснять отношения, раздражаться
Впрочем, это обычная норма поведения, которую стоит соблюдать во все церковные праздники, да и в будни она тоже не помешает.
Исходя из этого можно сказать, что лучше вообще не конфликтовать с людьми, не пытаться выяснять их позицию по той теме, где между вами заведомо могут возникнуть серьезные противоречия. Отложим земные дела на будни, а сегодня праздник – будем помнить об этом.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
Нередко праздник Благовещения выпадает на Великий пост, предшествующий Пасхе. Тогда обычные ограничения в еде сохраняются, но в то же время допускаются и определенные послабления при выборе блюд.
Так, верующим можно вкушать печеную рыбу, приготовленную с различными овощами. Однако если это торжество выпадает на любой день Страстной недели, пост соблюдается самый строгий – можно употреблять только растительную пищу с растительным же маслом.
На Благовещенье можно вкушать печеную рыбу с овощами
Языческий праздник «День равноденствия»
В этот же день 7 апреля в дохристианские имена язычники отмечали большой праздник «День равноденствия».
С появлением христианста значение праздника «Равноденствия» было полностью вытеснено новым христианским праздником Благовещеньем, который впитал в себя неокоторые элементы языческого праздника «Равноденствия».
Языческие названия праздника: Зимобор, Заклинание Весны, Третья встреча весны, Весна, Праздник большого дня, Гуканьне Вясны, Свята вясны, Дабравешчанне, Значение: связан с весенним равноденствием, третья встреча весны, последний позимний-предвесенний праздник. В этот день «весна зиму поборола», в третий и в последний раз закликается весна. В этот день, как переломный день весеннего равноденствия принято проводить многочисленные языческие магические ритуалы и гадания.Празднование: весенние заклички, весенние игры, первые хороводы, качание на качелях, запрет на все виды работ, пекут благовещенские просфоры и печеньем в форме жаворонков, обычай выпускать птиц на волю из клеток
Этот день в язычестве является одним из четырёх ключевых точек года: Коляда (Рождество) — Равноденствие (Благовещение) — Иван Купала — Воздвиженье (или Усекновение) и знаменует начало летнего полугодия, пробуждение земли от зимнего сна. В этот день, по языческим народным верованиям, выходят из земли все укрывшиеся на зиму обитатели, все гады земные — змеи, лягушки, насекомые и т. п., а «щука хвостом лёд разбивает». По полесским поверьям в этот день солнце на восходе «играет», то есть переливается разными цветами, по сербским поверьям считается что в этот день животные говорят на своем языке.В язычестве считалось что в этот день прилетают птицы из вирия и приносят с собою ключи от неба.Вирий (ирий) – в язычестве мифическая страна, находящаяся на тёплом море на западе или юго-западе земли, где зимуют птицы и змеи.В народных приметах этот день сопоставляется с Пасхой: «Каков день на Благовещение, такой и на Пасху».
Языческие традиции и обычаи в день Равноденствия
Поскольку в этот день в язычестве отмечался праздник весеннего равноденствия, то с тех пор сохранились древние языческие обряды, проводимые в этот день.
В языческой народной традиции День Раноденствия (христ. Благовещение) – «самый большой у Бога праздник», даже «птица гнезда не вьёт».
На Благовещение весна зиму поборола.
В третий и в последний раз закликается весна.
В эту ночь возжигали на земле костры — «палили зиму» и «грели весну». В огне жгли солому, мусор, тряпки, старую обувь, конский и коровий навоз. Вокруг костров водили хороводы, пели песни, прыгали через огонь.
Был обычай ставить образ «праздника» в кадку с яровым зерном, предназначающимся для посева.
Крестьяне верили, что на Благовещение открывается небо. В это время можно «выпросить себе от Бога славу. А как имеешь славу, то обязательно станешь и богатым и счастливым».
Поэтому в вечер на Благовещение люди выходили на улицу смотреть на небо в поисках на нём бездны с большой звездой.
В эту минуту, как открывается небо, надо было крикнуть: «Боже, дай мне великую славу!»
«При начале весны, существует обычай выпускать птиц на волю из клеток»,
Особенности богослужения в день Благовещения
Накануне праздника совершается всенощное бдение, которое состоит из великого повечерия с литией, утрени и 1-го часа. Служба на Благовещенье похожа на службы в праздники Рождества Христова и Богоявления.
Праздник приходится на период от четверга 3 недели Великого поста до среды (включительно) Светлой седмицы.
Обычно на утрени читают Евангелие, поют полиелей и величание, но существуют и исключения:
- Кириопасха — Благовещение приходится на Пасху. В таком случае полиелея не бывает, величание также не поют. Перед великой ектенией на Светлой утрени поют тропарь Благовещения дважды, а Евангелие Благовещения читают после 6 песни канона. К пасхальному канону присоединяется канон Благовещения.
- Благовещение приходится на Вербное воскресенье. В этом случае после полиелея поется величание праздника Благовещения, а прокимен и Евангелие — Недели Ваий.
- Благовещенье приходится на пятницу Страстной седмицы. Накануне служат утреню с чтением 12 Страстных Евангелий. После 7-го Евангелия поется полиелей, величание Благовещения и степенны, прокимен праздника и читается Евангелие праздника. Канон праздника соединятеся с трипеснцем Страстной пятницы.
На праздник Благовещения служат литургию Иоанна Златоуста или Василия Великого в случае, если праздник пришелся на дни Великого поста, а также на Страстной Четверг или Страстную Субботу. Перед литургией читают часы, совершают изобразительны и вечерню. Согласно Уставу, на часах не положено творить земные поклоны. Однако молитву Ефрема Сирина на 1-м часе и на изобразительных совершают с тремя земными поклонами. Вечерня, соединенная с литургией Иоанна Златоуста, совершается без чтения Псалтири и без земных поклонов.
Обычно поется задостойник праздника “Яко одушевленному Божию кивоту”, но если Благовещение случается в Великий Четверг, Великую Субботу, то поются задостойники дня. Если же храм Благовещения, то поется задостойник праздника независимо от дня.