Церковь благовещения пресвятой богородицы в петровском парке, москва

Традиции и обычаи

Каноны церковного празднования Благовещения были написаны еще в VIII веке Иоанном Дамаскиным и Феофаном. Эти каноны и по настоящее время поются в церкви. В этот праздник проводится всенощное бдение. Читается литургия Иоанна Златоуста. Священники облачаются в одежду голубых цветов, которая символизирует Богоматерь.

Когда служба заканчивается церковные служители отпускают в небо белых голубей, которые символизируют Святой Дух.

Если Благовещение выпадает на Пасху, то зачитываются каноны и пасхальные, и благовещенские.

Всенощное бдение может начинаться утренней или вечерней. Это зависит от того, на какой день недели выпал праздник Благовещение.

Со временем церковные и языческие обычаи перемешались и стали общими народными традициями, которые присущи празднику Благовещения. В каких-то из них мы видим явные признаки язычества, другие – наполнены православным смыслом.

Есть обычаи наивные, есть мудрые, но все они очень красивые, повествующие о богатой истории и культуре славянского народа.

Одна из самых известных традиций — освобождение птиц из клеток. Это были преимущественно голуби и жаворонки. Как было написано выше, голуби символизировали Святой дух в христианстве, а у язычников жаворонки являлись символом весны. Это яркий пример смешения разных вер.

Люди сначала отлавливали пернатых, но делали это очень бережно, чтобы не навредить им. Сажали их в клетки, а в праздник, собравшись всем поселением в лесу, выпускали. Некоторые даже занимались продажей птиц перед Благовещением. Верующие люди не скупились на оплату и покупали товар за любую указанную стоимость.

Еще одним не только красивым, но и вкусным обычаем было выпекание пирогов в виде птиц. Делались эти пироги из постного теста.

Рецепт приготовления пирогов в виде жаворонков

Ингредиенты:

  • мука 500 г;
  • дрожжи 0,5 пакетика;
  • вода 1 стакан;
  • подсолнечное масло 2 большие ложки;
  • сахар 2-3 чайные ложки;
  • соль половину чайной ложки.
  • несколько изюминок.

Сначала готовят тесто. В миску заливают теплую воду, туда же добавляют сахар, дрожжи, соль и растительное масло. Смешав их, постепенно добавляют муку. Тесто получается вязким и чуть более плотным, чем для пирогов. Затем замешенное тесто накрывают крышкой или полотенцем и оставляют в теплом месте.

Когда тесто поднялось, приступают к лепке птичек. Для этого небольшую колбаску из теста сворачивают в узел. Один конец расплющивают и нарезают вдоль полосками. Так получался хвост птички. Из другого конца формируют голову с клювом. Изюм используют для оформления глаз.

Перед тем как помещать жаворонков в духовку, им дают «подойти».

Птичек делали самых разных форм. Так, жаворонков лепили с большой головой и длинным острым клювом или даже с двумя головами. Иногда на спину одного большого жаворонка сажали несколько маленьких. Все зависело от фантазии пекаря.

Детям выдавали булочки со словами: «Жаворонок прилетел, на головку сел». Это считалось благословением. Получив булочку в виде заветной птички, детишки бегали с ними по дворам, поднимая их как можно выше в руке, кто-то сажал их на голову или на палку. Сдобных жаворонков размещали на высоких заборах и даже крышах сараев. Народ считал, что чем выше поднимешь жаворонка, тем быстрее придет весна.

Верили и в то, что по пирожку можно предугадать свою судьбу. Поэтому в них запекали разные предметы. После чего раздавали членам семьи. Если попадалось кольцо – это сулило скорое замужество, узелок – рождение ребенка, нитка – бедность, монетка – богатство, щепка – смерть.

Кроме красивых птичек, хозяйки пекли еще и церковные просфоры, которые потом несли в церковь и освещали. Просфоры пекли по количеству домочадцев. Крошки от просфор примешивали в корма домашнего скота, птиц, и даже в семена. Так, урожай должен был быть более полным, а скот здоровым и богатым на приплод. Это опять же указывает на смешение языческих и христианских традиций.

В Благовещение Пресвятой Богородицы люди с песнями-веснянками и «закличками» собирались вместе, молодые девушки и парни водили хороводы. Эта традиция носила изначально языческий характер, но с приходом христианства стала обретать новый смысл. В песнях стали появляться имена святых, Господа и Богородицы.

Архитектурные особенности

И в наши дни храм сохранил свое прежнее, историческое внешнее и внутреннее устройство. Он представляет собой ансамбль, включающий: алтарную часть (из трех апсид), трапезную с хорами и четверик. Храм пятиглавый: центральная глава объемная, доминирующая, а четыре остальные — меньшего размера.

Важной и уникальной в своем роде архитектурной особенностью храма Благовещения Пресвятой Богородицы предстает его входная группа, включая крыльцо. Она состоит из центральной части, перекрытой каменной «бочкой»

От нее в две стороны отходят симметричные лестничные проемы на второй ярус. Там расположены площадки под кирпичными шатрами перед входами на хоры. В русском каменном зодчестве не наблюдалось ничего похожего, и эта форма крыльца считается отсылкой к некоторым образцам деревянного зодчества.

Сразу после постройки храм имел богатый внешний декор, не сохранившийся до нынешнего времени. Поначалу (до XVIII в.) пол везде, кроме алтарной части, был дубовый, а кресты – деревянными. Колокольня ранее, как и в наши дни, располагалась в правом шатре.

Храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке конструктивно — это столпообразное восьмигранное сооружение, поднятое на прямоугольном цокольном ярусе. Основной объем обрамлен в верхней части фигурными кокошниками и завершается световым барабаном. Конструкция дополнена притвором с обустроенной над ним колокольней.

Двухъярусное здание венчает золоченый купол, похожий на богатырский шлем. Колокольня завершается четырехгранным шатром с золотой маленькой главкой наверху. Декоративное крыльцо с аркой и белыми фигурными колоннами ассоциируется с входом в княжеские палаты и подтверждает принадлежность сооружения к русскому архитектурному стилю.

Решетчатые, узкие, вытянутые вверх на всю высоту второго этажа, арочные окна придают легкость постройке. Гармонию цветового решения создает насыщенный коралловый цвет стен в сочетании с белоснежными декоративными элементами: колоннами крыльца, наличниками, кокошниками, обрамлением настенной мозаики, входным порталом.

По углам здания расположены мозаичные картины с изображениями патриарха Тихона и святителя Филарета Московского. Икона «Благовещение» над входом южного фасада излучает лучезарное сияние, передавая радость благой вести всем верующим. Северный фасад украшен мозаичной иконой «Троица».

Оригинальный стиль строений церковного подворья напоминает конструктивизм тридцатых годов. Контрастируя с молитвенным зданием русского стиля, они особым образом подчеркивают его красоту.

Периметр церковного двора окружен коваными пролетами, соединенными белокаменными столбами. Нарядная церковь, аккуратные парковые насаждения, ажурные беседки, церковный пруд создают живописную пространственную композицию.

Святыни и текущая работа храма

В храме присутствует ряд святынь Православной Церкви. Среди них иконы:

  • мозаичного типа «Благовещение» — образ Гавриила и Богородицы в момент сообщения Благой вести;
  • икона «Господь Вседержитель» — созданный в ХVII веке образ содержит изображение Иисуса как Небесного Царя и судьи;
  • Иверская икона Богородицы — образ «Путеводительница» изображает Деву Марию как Мать Христа;
  • икона «Моление о чаше» — показывающая муки Христа в Гефсиманском саду;
  • икона святителя Митрофана Воронежского и часть его мощей.

Во дворе прихода также находиться могильный крест преподобного Валентина. Помимо святынь есть и свои праздники:

  • 7 апреля — Благовещение;
  • 1 июля — праздник Боголюбской Девы Марии;
  • 16 февраля — Симеона Богоприимца и святой Анны;
  • 8 февраля — святого Ксенофонта и его семьи.

Любой желающий может поучаствовать в праздничной литургии, которая проводится в 7 и 9 часов утра, а также в 5 часов вечера. В обычные дни богослужения проводятся в 8 утра и 5 часов вечера.

Архиерейское Богослужение в храме Благовещения Пресвятой Богородицы

Помимо регулярных богослужений здесь проводиться и прочая социальная работа:

  • воскресная школа для детей от 5 лет;
  • театральный и музыкальные кружки;
  • евангельские молодежные встречи;
  • семейный клуб;
  • певческая школа;
  • гимназия «Свет»;
  • детский дом и лагерь;
  • патронажная служба.

Подробное расписание можно увидеть на сайте https://xn—80abedlaaxvzh8k.xn—80adxhks/.

Святыни храма

Перечень:

  • Особая храмовая святыня — почитаемая икона «Господь Вседержитель». Святой образ появился в храме по Промыслу Божьему: в церковь принесли потемневшие доски, на которых едва проступал лик Христа. Во время реставрации под верхним рисунком 19 века открылась икона северной росписи середины 17 века, изображающая Спасителя с Евангелием в образе Владыки мира и судьи. Считается, что у чтимой иконы нет аналогов. Икона производит удивительное впечатление, поражает своей глубиной. В изображении нет приукрашивания, искусственности. В облике Вседержителя присутствует монашеская строгость и отрешенность. Огромные прекрасные глаза Христа не воспринимаются на эстетическом, поверхностном уровне, они проникают в глубину подсознания, вызывают трепет и смирение.
  • В алтаре Боголюбского придела размещена икона святителя Митрофана Воронежского, чудотворца, с частичкой мощей. Первый Воронежский епископ, был причислен к лику святых за беззаветное служение Богу, добрые деяния, милосердие и сострадание. Мощи чудотворца не единожды являли чудеса исцеления, избавления от мук.
  • Икона Иверской Божией Матери, датируемая 19 веком, передана в дар церкви потомками русского богослова Полозова.
  • Храмовая реликвия — могильный крест с места захоронения отца Валентина, настоятеля московского Архангельского собора, почитаемого москвичами как чудотворец. Духовный отец при жизни утешал всех, кто приходил к нему со своими бедами. Протоиерея Валентина похоронили на Ваганьковском кладбище. К могиле приходили паломники, читали молитвы, просили помощи. В 30-е годы власти место захоронения уничтожили. Крест с разоренной могилы удалось вывезти и сохранить. Сейчас реликвия хранится в северном приделе.

Иконостас собора

Благовещенский собор может похвастаться уникальным иконостасом, в который вошли работы талантливых мастеров. В числе последних и Феофан Грек. Результатом его стараний, в частности, стали иконы «Апостол Павел», «Иоанн Предтеча», «Богоматерь», «Спас». Интересно, что именно он решил сделать храмовый иконостас пятиуровневым.

В оригинальной композиции на общем фоне выделяется и «Архангел Михаил», а также иконы праздничного чина. Написаны они были никем иным, как Андреем Рублевым. Этот известный мастер в качестве основы для своих работ использовал большие доски.

РЕКОМЕНДУЕМ: Храм Христа Спасителя.

Центральной частью иконостаса является лик Всевышнего Вседержителя. Рядом с ним расположены иконы Богородицы, Иоанна Предтечи. Изображены они в молитвенном обращении к Иисусу. Рядом с этими образами расположены образы архангелов Гавриила и Михаила, святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого, апостолов Павла и Петра. Впечатляет своей красотой и праздничный ряд, в состав которого вошло целых 14 икон.

Как добраться

Самый удобный маршрут к церкви пролегает от станции московского метрополитена «Динамо»: от выхода из метро следует двигаться в направлении Театральной аллеи, пересечь по диагонали парк, дойти до площади Космонавта Комарова. Расстояние — 1,3 км. Пешая прогулка займет примерно 15 мин.

Путь, проделанный на автомобиле из любого района города, пролегает в конце следования через Ленинградский проспект, улицу Серегина, разворот к подъездной площадке храма.

Станция метро Расстояние Автобус, троллейбус Время в пути
Динамо 1,3 км Пешая прогулка 15 мин.
Аэропорт 1,8 км Автобус 105, троллейбусы – 12, 65, 70 Остановка – «улица Серегина» 5 остановок – 8 –10 мин., далее 700 м пешком – 8 мин. Весь путь займет 16 – 18 мин.
Белорусская 3,8 км От станции пройти 20 м до остановки «Тверская застава» Автобусы – 456, 904, 905

Остановка – «улица Серегина»

8 остановок – 13 мин., далее 700 м пешком – 8 мин. Весь путь займет 21 мин.
Беговая 4 км Автобус т86 Остановка – «улица Серегина»» 8 остановок – 15 мин., далее 700 м пешком – 8 мин. Весь путь займет 23 мин.

Возможны другие маршрутные варианты. Они стартуют от относительно близко расположенных станций метрополитена и предполагают пересадку на наземный транспорт.

Святыни

На территории данного храма есть некоторые известные святыни:

  • икона святого Митрофана Воронежского с частичкой мощей,
  • икона Господь Вседержитель,
  • образ иконы Иверской Божьей Матери,
  • крест с могилы отца Валентина Амфитеатрова.

Престольной иконой считается «Благовещение Пресвятой Богородицы», которая выложена мозаикой. На ней изображены Дева Мария и Архангел Гавриил.

На данное время есть 4 престола и престольных праздника:

  • Верхний храм – Благовещение Пресвятой Девы Марии – 7 апреля,
  • Нижний храм – Боголюбская икона Богородицы – 1 июля,
  • Северный храм – православного Симеона Богоприимца и пророчицы Анны – 16 февраля,
  • Южный храм – преподобного Ксенофонта, его супруги Марии и сыновей Иоанна и Аркадия – 8 февраля).

Храм Благовещения в Петровском парке и императорская семья

  • Близость к императорскому дворцу благоприятно повлияла на благовещенскую церковь. Вскоре после освящения в ней был сделан первый ремонт из-за того, что в 1856 году ожидалась коронация нового императора Александра II. А также для него был подготовлен Петровский дворец.
  • Известно, что Александр Освободитель очень любил в нём останавливаться. По аллеям Петровского парка Александр II каждое утро без какой-либо охраны совершал прогулки. Кстати, императором было разрешено бесплатно, допускать на экскурсии всех желающих осмотреть Петровский дворец, за исключением тех дней, когда во дворце находилась императорская семья.

Служители

Клировые ведомости, сохранившиеся в Калужском государственном архиве, доносят до нас немногие имена здешних служителей. Среди них:

  • священник Александр Смирнов, служивший здесь с 1860-х;
  • псаломщик Михаил Смирнов, возможно, сын батюшки;
  • иерей Димитрий Соколов, настоятель с 1907 г.

Известно, что приход Благовещенского составляли 5 деревень близ села. Но сведений о приходской жизни практически не сохранилось. Впрочем, надо полагать, что крестьяне заботились о своем храме.

Интересный фактНапример, в газете «Калужские епархиальные ведомости» от 15 августа 1898 г. объявлена благодарность епархиального начальства крестьянину села Бобыли Василию Игнатову за «пожертвования в церковь села Серединского деньгами и вещами».

История строительства

Считается, что история Серединского начинается по крайней мере с XVI в. Подтверждение тому – находки археологов в этих местах. Например, в 2010 г. здесь найден клад с монетами этого времени. И, как известно, русские села без церкви обойтись не могли.

«В лето 1533 года при благоверном великом князе Василии Ивановиче и при его сыне великом князе Иоанне на 28 году государства его и при Митрополите Данииле Всея Руси, свершена Божья Церковь Пречистой Богородицы и честнаго Благовещения и храм иже во святых отца Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской…»

Такую надпись на старинной плите обнаружили в 2000-х прихожане, решившие расчистить захламленную за советские годы территорию вокруг святыни. Она – о начале ее истории. Благодаря находке мы знаем:

  • имена первых жертвователей, возводивших здание: это Михаил Симеонович Воронцов, а также его сыновья – Василий, Георгий, Иоанн;
  • а также имя возможного первого настоятеля церкви – старца Никанора.

К сожалению, ничего больше от первой на этом месте церкви до наших дней не дошло. Есть предположение, что она была разрушена, возможно – сгорела во время Смуты в Русском государстве начала XVII в., либо несколько позже. Понятно лишь, что церковь была двухпрестольной, с посвящением Благовещению Богородицы и свт. Василию Великому.

Фасад. Фото от 20 июня 2007 г

Среди владельцев Серединского в последующие десятилетия называют помещиков Никиту Чаплина, Михаила Калашникова, а с середины XVIII в. – Дарью Иовну Скобееву, офицерскую жену. Считается, что нынешний Благовещенский построен как раз на ее средства – по-видимому, на месте деревянной церкви – в 1767 г.

С середины XIX в. селом владели помещики Савины (или Саввины). От их усадьбы ныне уцелел один небольшой дом, возможно, бывший флигель барского дома. Близ него – липовая роща, которая когда-то была приусадебным парком.

Архитектура

Имя зодчего, создателя Благовещенской, история не сохранила. Стиль постройки специалисты определяют как модное тогда барокко. Подобные церкви отличались богатым декором, обилием лепнины. Старожилы вспоминают, что фасад был имел золотистый цвет, делавший церковь как бы пронизанной солнцем. А нарядный пол из плитки можно видеть и сейчас – он сохранился в трапезной части церкви.

Архитектурные детали

На окнах частично остались кованые решетки. Старожилы села помнят: еще в 1960-е можно было видеть остатки ажурной ограды, арки некогда существовавших ворот при входе на территорию церкви.

Повседневная жизнь храма

В храме проводятся ежедневные и праздничные богослужения.

Многогранная приходская деятельность охватывает различные духовные сферы:

  • работает детская воскресная школа;
  • под опекой церкви находится православный детский дом;
  • организована певческая и театральная студия;
  • проводятся встречи молодежного христианского клуба;
  • открыты богословские курсы для прихожан;
  • проводятся ознакомительные, просветительские беседы перед священными таинствами;
  • функционируют курсы по избавлению от привязанности к употреблению алкоголя;
  • организована патронажная служба;
  • работает класс обучения иконописи;
  • проводится программа на радио;
  • работает гимназия;
  • выпускается ежемесячный журнал;
  • работает виртуальный клуб и библиотека.

История создания храма

Этот храм неизменно ассоциируется с императорской семьёй. Почему так?

Во-первых, спонсором и идейным вдохновителем стала камергерша Анна Нарышкина, которая захотела построить церковь в Петровском парке в честь своей внучки Анны Булгари. Девочка умерла в возрасте 13 лет и Нарышкина долго по ней горевала.

Во-вторых, разрешение на постройку было выдано по указу самого императора. Анна Нарышкина обратилась к нему с личной просьбой, когда, взяв в аренду территорию Петровского парка ей было отказано в строительстве там.

Дело в том, что территория эта относилась к приходу церкви Всех Святых и ее служители были против возведения еще одного храма, ведь тогда они бы потеряли существенный доход. И Совет Консистории одобрил запрос на постройку только после обращения самого императора. Аренду парка и строительство по проекту архитектора Ф.Ф. Рихтера полностью проспонсировала Нарышкина.

Император также принял участие в строительстве, именно он одобрил проект Рихтера и отказал Тюркину, который изначально должен был строить, поскольку его проект слишком был похож на Петровский дворец. В итоге, 7 апреля 1844 года был заложен храм Благовещения, а уже к концу 1844 года бо́льшая часть работ была закончена.

В 1847 году Нарышкина оповестила митрополита Филарета о конце строительства и готовом убранстве. Духовенство было назначено из церкви св. Иоакима и Анны с Большой Якиманке, а всего на строительство было потрачено более 200 тыс. рублей, исключая затраты на покупку утвари, книг и прочего убранства. Помимо этого, Нарышкина выделила 10 000 рублей на содержание служителей и их жилье.

Приходской церковь стала не сразу, первое прошение Нарышкиной об этом было отклонено и храм остался без прихода. Это было сделано в пользу Всехсвятской церкви. Анна Дмитриевна сагитировала жителей Петровского парка для составления нового прошения, которое было удовлетворено Консисторией.

Близость к императорскому дворцу и царской семье стало причиной роста прихожан и благосостояния самого здания. Так, в 1856 году в нем был сделан ремонт по случаю коронации Александра II.

Мозаичная икона «Благовещение» на южном фасаде Благовещенской церкви в Петровском парке

История его содержит несколько важных дат:

1881 год — построены новые дома для служителей купцом И. В. Натрускиным;1880-е — построен забор;1884 год — начинается строительство приходского училища для юношей;1899 год — капитальный ремонт и новое освящение;1901 год — устанавливают тяжелые колокола;1900-е — здание расширяют за счет постройки 2 боковых приделов и осуществляют его реконструкцию по проекту И. Гаврилова;1916-1917 года — оформляют интерьер нижнего храма.

С приходом советской власти приход, как и другие церковные здания, серьезно пострадал. Его закрывают предположительно в 1934 году и перестраивают, для чего были разрушены близлежащие деревянные постройки.

Внимание! Только с 1990-х начинается его реконструкция и восстановление, вскоре после передачи его обратно в лоно Православной Церкви в 1991 году и повторного освящения. В 1997 году храму было 150 лет. Он стал местом паломничества и просто регулярного посещения местными прихожанами и всеми желающими

Архитектурный стиль, его особенности

Современный Благовещенский собор состоит из фрагментов, созданных в разное время (в период с XIV по XVI в.в). Изначально храм возводился псковскими мастерами (некоторые историки предполагают, что к его строительству причастны мастера Мышкин и Кривцова, но подтвердить свою теорию им до сих пор не удалось). Постройка имела уникальный дизайн с акцентом на ряд «бегунцов» и арок над ними.

В этом она была похожа на Ризоположенскую церковь. С последней ее сравнивают, указывая, на декоративные пояса, отличающиеся друг от друга лишь структурными особенностями верхней части. Ниши, расположенные в этой зоне у Благовещенского собора трехуровневые, более глубокие.

Центральный барабан у здания низкий, увенчанный арками, которые условно разделяют полуколонны и капители (визуально напоминают перевязанные снопы). Окна храма врезаны прямо в узкие ниши, в то время как широкие арки оставили глухими.

Боковые барабаны оформлены иначе. Здесь можно увидеть двойные арки, бусины, которые вместе с капителями (как на центральном барабане), дополняют полуколонны.

ИНТЕРЕСНО: Иисус Христос.

Для разделения стен собора традиционно использовали лопатки (на первый взгляд неприметные из-за галеры), для их завершения – закомары. Последние по своему стилю напоминают те, которые использовали при строительстве церкви Ризоположения (называют такие «килевидными»). Изюминкой храма считается ряд кокошников, красующихся у основания основной главы. Форма у них идентичная форме закомар.

Особенности церковной службы: день и вечер накануне праздника

Кроме общих традиций празднования Благовещения, о которых мы уже рассказали, существуют и определенные нюансы проведения церковных богослужений. Верующие обычно узнают о них уже на службе, однако кое-что могут и выпустить из своего внимания. Мы расскажем читателям обо всех особенностях встречи праздника согласно церковным канонам.

Днем накануне праздника верующие посещают вечерню. Во время нее священнослужители читают стихиры и выдержки из Священного Писания, посвященные страданиям Христа, благой вести, принесенной Деве Марии архангелом, пророчества о Сыне Божьем, а также тексты о принятии им мучений ради спасения людских душ. На заключительном этапе службы поется тропарь Благовещения и канон «О распятии Господни и на плач Пресвятыя Богородицы». После этого служба заканчивается и верующие расходятся на некоторое время.

Вечером того же дня совершается утреня. На ней необходимо присутствовать всем православным, которые желают в полной мере проникнуться святостью момента. Начинается служба с песнопений, переходящих в шесть псалмов и тропари:

  • «Благообразный Иосиф»;
  • «Егда снизшел еси к смерти»;
  • «Мироносицам женам».

Далее служба продолжается чтением выдержек из Евангелия и праздничных канонов. Нельзя представить себе данную службу без канонов Благовещения и Великой субботы. Они считаются особенными, так как читаются только по большим праздникам и имеют необычную структуру. Канон Благовещения написан в виде беседы Девы Марии и архангела. А вот второй канон – это фактически философские рассуждения на тему процессов, происходящих от распятия до воскрешения Христа.

История

Храм был построен в 1844-1847 годах архитектором Ф. Рихтером на средства и по инициативе А. Д. Нарышкиной.

В 1830-х годах среди москвичей стало модным приобретать дачи в Петровском парке. Среди владельцев дач была и действительная камергерша Анна Дмитриевна Нарышкина, основательница Благовещенского храма. Анна Дмитриевна похоронила свою единственную дочь — графиню Марию Булгари, а летом 1841 года на даче в Петровском парке скончалась и ее тринадцатилетняя внучка Анна Булгари. Это печальное событие побудило жену камергера дать обет выстроить церковь на месте смерти девочки.

Первый проект будущего строения принадлежал известному московскому архитектору Е. Д. Тюрину. Его вариант — храм с галереями, двумя колокольнями и великолепным куполом — представлял собой копию Петровского дворца и был отвергнут императором Николаем Павловичем. Второй проект выполнил академик архитектуры, профессор Ф. Ф. Рихтер. В основу его замысла лёг один из обследованных им храмов — церковь Иоанна Предтечи в Дьякове. В разработанном Рихтером проекте над крыльцом возвышался столп колокольни с параболическим куполом. Эта необычная деталь на чертеже была перечеркнута (не исключено, что самим императором). В окончательном варианте купол колокольни сделан шатровым, и глава храма изменена на традиционную луковичную.

7 апреля 1844 года недалеко от Петровского дворца, на стрелке Нарышкинской аллеи и Зыковского проезда, состоялась закладка храма. 24 августа 1847 года был верхний, Благовещенский, храм был освящён.

В 1899 году верхний храм был заново расписан, вызолочен иконостас и возобновлены иконы, после чего 4 июля храм вновь освятили. 18 марта 1901 года на колокольне установили колокола. 29 ноября 1904 года центральный престол освятили в честь Боголюбской иконы Божией Матери.

Точной даты закрытия храма не известно: предположительно это произошло в 1934 году. Здание было передано академии имени Жуковского, которая располагалась в бывшем Петровском дворце, и превращено в склад мебели и продуктов. Основным разрушениям храм подвергся в 1950-60-е годы, когда были разобраны его ограда и крыльцо, сняты кресты и главы, в помещении храма надстроены вторые ярусы, заложены арки. Колокольню приспособили для устройства подвесного крана. Все деревянные церковные дома были уничтожены, а в кирпичном доме причта разместилась ГАИ районного УВД. На стрелке улиц построили пивной бар.

25 сентября 1991 года, после долгих переговоров, Военно-воздушная академия освободила здание храма и передала его Русской Православной Церкви. Церковь была приписана к приходу святителя Митрофана Воронежского. 29 сентября в нижнем храме впервые за долгие годы состоялась Божественная литургия.

Церковное здание было восстановлено под руководством приходского архитектора С. Я. Кузнецова. Храм, приделы и колокольню увенчали золочёные главы. На фасаде были помещены мозаики работы В. И. Антипкина — изображения Московских святителей Филарета и Тихона. Было восстановлено крыльцо, заново устроен белокаменный портал. В честь 2000-летия Рождества Христова на колокольне был установлен новый колокол. Была проделана большая работа над внутренним убранством храма, устроены новые иконостасы. В нижнем этаже отреставрирована стенная роспись, а в куполе верхнего храма сделан мозаичный крест. В верхнем храме и приделах Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы и преподобных Ксенофонта и Марии со чадами выложены гранитные полы. В доме причта была проведена реконструкция и надстроен третий этаж.

13 сентября 1997 года состоялись торжества в честь 150-летия храма. Перед Божественной литургией патриарх Московский и всея Руси Алексий II, архиепископы Истринский Арсений и Солнечногорский Сергий, а также епископ Орехово-Зуевский Алексий освятили полным архиерейским чином все четыре престола возобновлённой церкви.

Храм был передан в собственность Русской Православной Церкви распоряжением Территориального управления Росимущества в городе Москве №249 от 16 марта 2021 года.

Жизнь храма сегодня

Современная жизнь прихода не ограничивается лишь богослужениями, она затрагивает многие сферы жизни. При храме ребята проходят обучение в воскресной школе, желающие посещают театральную студию, иконописную школу или кинолекторий. Здесь же действует патронажная служба, есть большая библиотека, ведется радиопрограмма, организован христианский клуб для молодежи, создан музей, функционируют свое издательство и книжная лавка.

Благовещенский храм изначально был великолепен и богат святынями и церковной утварью. И располагался в одном из красивейших мест города. И сегодня он привлекает москвичей и гостей города своей красотой, изяществом архитектурных деталей и невероятно уютной и благоустроенной территорией. А православного человека не может не радовать, что святыня восстановлена и продолжает свою молитвенную жизнь во благо наших душ.

Татьяна Викторова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector