Благодать божия в православии

Благодать — незаслуженный дар

Если вы проснулись сегодня, вы получили Божью благодать. Если вы смогли встать с постели и поговорить с другими, вы получили Божью благодать. Если у вас есть пища и одежда, вы получили благодать Божию. Я мог бы продолжать и продолжать, но почему я называю все эти вещи, которые мы имеем, Божьей благодатью? Потому что мы ничего не сделали, чтобы заработать их.

Дело в том, что мы все заработали как раз обратное. Библия провозглашает: «Потому что все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3:23) «Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 6:23). Поскольку мы все согрешили и заслуживаем смерти, то каждый день, который нам дан — это дар от Бога. И Бог даёт эти ежедневные дары каждому. Вы ведь ничем не заслужили тот факт, что солнце взошло сегодня утром, или что за окном растут деревья, или что поют птицы? Конечно, нет!

Этот отрывок указывает на несколько важных фактов о Боге. Во-первых, Он благословляет не только тех, кто верит в Него и хочет исполнять Его волю, но даже тех, кто ненавидит Его, отвергает само Его существование и делает несчастной жизнь всех вокруг. Почему Он это делает? Он благ и хочет, чтобы люди об этом знали. Бог также желает, чтобы люди, которые отвергли Его, имели возможность покаяться. «Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Пет. 3:9).

Но тот факт, что Бог даёт жизнь и благие дары каждый день для праведных и неправедных, не означает, что Он игнорирует грех людей. «И как человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр. 9:27). Каждый день мы слышим об умирающих людях. Бог напоминает нам, что сегодня может быть наш последний день.

Свободное решение

В статье академика Лихачева, посвященной бессмертному творению митрополита Иллариона, высказывается мысль о том, что автор книги не зря прославляет князя Владимира. Он также описывает могущество страны, ее богатство и успешность военных кампаний.

Патриарх хочет подчеркнуть тот факт, что крещение Руси не было вынужденным политическим шагом — правитель осуществил его, руководствуясь своими духовными убеждениями. Соответственно, это событие явилось следствием того, что свободная воля князя Владимира соединилась с божьей благодатью, сошедшей на него. Писатель возражает грекам, которые часто говорили о том, что именно они способствовали просвещению «невежественного» народа.

Старец Серафим

Мотовилов, бывший духовным учеником Саровского святого, описывает в своих трудах беседу о стяжании благодати божией, состоявшуюся у него с наставником. Во время этого разговора он спросил батюшку о сущности благодати. Мотовилов также задал вопрос: «Что означает стяжать духа святого?»

Преподобный Серафим ответил, что это чем-то напоминает приобретение мирских, материальных благ, к которым обычно стремятся люди. Только в данном случае речь идет о накоплении богатств иного рода — духовных ценностей. Когда же ученик сказал, что ему все-таки не совсем понятно, что же означает «стяжать духа святого и находиться в нем», то он увидел, что преподобный старец начал светиться.

Благодать божия проявилась в нем видимым образом. При этом сам Серафим Саровский уверил своего воспитанника, что и он сам в этот момент тоже светился, соответственно, находился в подобном состоянии.

Также святой старец указал на то, что Адаму, Еве и их ближайшим потомкам было гораздо лучше известно, что такое благодать, поскольку они еще не утратили способность видеть дела господа и его самого.

В дальнейшем человек стал все более подвержен греху, вследствие этого он разучился замечать всевышнего, чувствовать его волю и заботу о своих детях. До падения первых людей благодать всевышнего постоянно пребывала на них. После того как они вкусили плод запретного древа познания добра и зла, прародители стали подвержены грехам, соответственно дар божий не всегда мог быть с ними. Серафим Саровский также подчеркнул, что слова из Ветхого Завета о том, что бог создал Адама и вдохнул в него жизнь, следует понимать не таким образом, что первый человек появился на свет мертвым, а только потом Господь оживил его. Эта фраза означает, что он осенил свое творение благодатью.

После того как Адам и Ева были изгнаны из рая, они все равно сохраняли способность видеть и ощущать бога и его заботу о себе. То же самое происходило и с их детьми и ближайшими потомками. Даже после того как Каин убил своего брата Авеля, он все равно продолжал общаться с творцом. Так было не только с избранными людьми, но и со всем народом.

Это подтверждается, например, словами из Ветхого Завета о том, что, когда евреи шли по пустыне в Иерусалим, господь являлся им в виде столпа. Это значит, что в то время каждый человек мог видеть всевышнего. Позже такую способность сохранили только те, кто вел праведный образ жизни. Например, когда пророка Иова обвинили в том, что он безбожник, святой ответил на это, что не мог отступить от бога, поскольку чувствует его «дыхание в своих ноздрях». Но со временем становилось все меньше людей, которые не только знали теоретически, но и чувствовали и видели своими глазами, что такое благодать.

Жертвоприношение животных указывало на будущую жертву Христа

Первосвященник мог приходить во святое святых однажды в год не потому, что он соблюдал заповеди закона, а только пролив кровь жертвенного животного за свои грехи и за грехи народа. Именно жертвоприношение животных — которое указывало на будущую жертву Христа — и являлось оправданием закона для иудеев. Об этом оправдании закона и писал апостол Павел для уверовавших в Иисуса. Объясняя, что смерть Христа и была для того, чтобы в нас, верующих, исполнилось это оправдание закона. Не нашими делами, а смертью и воскресением Иисуса Христа!

Благодать нас научит

БЛАГОДАТЬ УЧИТ, ЧТО НАШИ ОТНОШЕНИЯ С БОГОМ МОГУТ БЫТЬ ОСНОВАНЫ ТОЛЬКО ЛИШЬ НА ТОМ, ЧТО СДЕЛАЛ ДЛЯ НАС ИИСУС ХРИСТОС. Для всех людей Иисус Христос стал одновременно и жертвенным Агнцем за наши грехи, и Первосвященником, приводящим в общение с Богом Отцом. Он — Единственный посредник между нами и Богом! Это и есть благодать Божья, явленная в Иисусе Христе. Когда мы это понимаем, мы перестаём жить в осуждении и страхе наказания за свои грехи, пытаясь изо всех сил жить правильно. Такие попытки и есть жизнь по плоти. Когда мы стараемся своими усилиями соблюдать заповеди закона, чтобы угодить Богу. Когда мы так мыслим и живём, то думаем постоянно о том, как бы не согрешить. Что производит в нас сосредоточенность на грехе, а не на Христе.

Дух Святой, через Павла, именно это и называет жизнью по плоти и плотскими мыслями: «Ибо живущие по плоти(по закону) о плотском помышляют, а живущие по духу(по вере) — о духовном. Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные — жизнь и мир, ПОТОМУ ЧТО ПЛОТСКИЕ ПОМЫШЛЕНИЯ СУТЬ ВРАЖДА ПРОТИВ БОГА; ИБО ЗАКОНУ БОЖИЮ НЕ ПОКОРЯЮТСЯ, ДА И НЕ МОГУТ. Посему живущие по плоти Богу угодить не могут. НО ВЫ НЕ ПО ПЛОТИ ЖИВЕТЕ, А ПО ДУХУ, ЕСЛИ ТОЛЬКО ДУХ БОЖИЙ ЖИВЕТ В ВАС. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его. А ЕСЛИ ХРИСТОС В ВАС, ТО ТЕЛО МЕРТВО ДЛЯ ГРЕХА, НО ДУХ ЖИВ ДЛЯ ПРАВЕДНОСТИ.» (Рим 8:5-10)

Что такое Божья благодать

Применяя многие слова, люди далеко не всегда всецело внимают, о чем они говорят. Порой их незнание кроется в отсутствии любопытства, а иной раз их просвещенность об этом знании не достоверна. Господнее благополучие представляет собой некоторую физически неуловимую силу, которую Всевышний направляет на православного христианина, дабы очистить его от гнусности. Само же это понятие свидетельствует о даровании, то бишь силе, передаваемой случайно.

Так как дьявольское отродье считается повсеместным, то он в свою очередь является сущностью, значительно развитой нежели обычный православный верующий. Вседержитель для сопротивления страхам и порокам человека дарует свою Господнюю защиту. Ведь по большей части действие благодати Божьей являет собою благочестие того или иного православного христианина, доказательство того что он поистине все свое житие и верование дает в дар Всевышнему.

Сила Божьей благодати изображается, как что-то неуловимое, напоминая чем-то вуаль, которая отгораживает людей от Рая и Ада. Лишь тот, кто ежедневно следует Христовому ученью и искренне верует, а также сопротивляется греходеянию, сможет осознать, что на него снизошла Господня милость.

Лучшая статья для Вас, переходите: Сколько Ангелов и Архангелов в православии: чины, иерархия, имена

Понимание же того, что милость Вседержителя находится рядом, не дает человеку шанса отстраниться от Всевышнего и начать свершать разные деяния, а напротив открывает всю душу и позволяет быть страстными сторонниками вероисповедания, преданными воспитанниками Христовой церкви и Духа Святого.

ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ — МЕСТО ПОДЛИННОГО БЛАГОДАТНОГО ОПЫТА

В действительности же, Православная наша Церковь и есть Церковь подлинной Пятидесятницы: потому что это есть Церковь Христова Воплощения, Его Крестной Смерти, Воскресения и — Пятидесятницы. Когда из всего, что сделал Христос, мы выхватываем лишь одну сторону, искажая и преувеличивая ее значение — не это ли называется ересью ? Только та Церковь, которая приемлет и живет в согласии со всем делом Христова Домостроительства, включая Пятидесятницу, может подлинно быть Церковью, в которой живет Святой Дух Божий. Может ли быть Воскресение без Креста? Может ли человек созерцать Бога прежде чем распнет себя воздержанием, молитвой, покаянием, смирением и исполнением Господних заповедей? Как в жизни Христа, так и в жизни христианина: сперва — крест; за ним следуют воскресение и пятидесятница. Это не христиане, кто хочет воскресения и духовных даров без распятия себя покаянием, духовной борьбой и послушанием Церкви. И не они составляют Церковь подлинной Пятидесятницы.

Вот она, Пятидесятница, — в каждой православной Божественной литургии. Как хлеб и вино становятся Плотью и Кровью Христовыми? Разве не сошествием Святого Духа? Се Пятидесятница. Святой алтарь каждого православного храма — разве не Сионская горница? И с каждым крещаемым происходит у нас Пятидесятница. Благодать Святого Духа сходит на человека и делает его христианином и частью Тела Христова. И каждое рукоположение во диакона, священника и особенно во епископа — опять Пятидесятница. Святой Дух нисходит и делает человека Божиим служителем.

Еще Пятидесятница — каждая исповедь. Когда ты со смирением склоняешься перед духовником и каешься в своих грехах, и духовник читает над тобой разрешительную молитву — не благодать ли Святого Духа совершает разрешение?

Каждая церковная молитва и совершение каждого таинства — не что иное, как продолжение Пятидесятницы, поскольку совершаются Присутствием Святого Духа. Вот почему почти все действия, молитвословия, таинства начинаются обращением к Нему: «Царю Небесный, Утешителю, Душе Истины… прииди и вселися в ны…» Мы просим Параклита , Утешителя, Духа Святого прийти, и Он приходит. Господь Дух Святой сходит туда, где собрана Его Святая Православная Церковь, настоящая Христова Церковь.

Каждый святой нашей Церкви — Богоносец, исполненный даров Святого Духа, даров святой Пятидесятницы.

Прошение молитвы Господней «да приидет Царствие Твое» означает также и «да приидет Благодать Святого Духа», потому что Царствие Божие — это и есть Благодать Всесвятого Духа. Так что и этой молитвой мы просим у Отца пришествия на нас Духа Святого.

Иисусова молитва «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго» тоже творится Благодатью Святого Духа, потому что, как апостол Павел говорит, …никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым (1 Кор. 12, 3). Никто не воззовет: Иисусе, Господи мой! — если не будет с ним Благодать Святого Духа .

Вот вам свидетельство, что Пятидесятница в нашей Церкви не прекращается.

Мы имеем неиссякаемое благословение: Благодать Божия живет в нашей Святой Церкви. У нас есть возможность становиться Своими Богу и вкушать опыт Его Благодати, соединяясь с Ним. Православная Церковь — корабль надежный и испытанный. Это Церковь пророков, апостолов, святителей, мучеников и преподобных — вплоть до наших дней не оскудевающих в ней, как, например, наш молитвенник и чудотворец святой Нектарий . Это Церковь, которая в течение уже двух тысяч лет хранит Христово благовестив неповрежденным, несмотря ни на преследования, ни на еретиков.

Вглядимся в историю: сколько ересей восставало на Церковь из века в век. Не простецы-пятидесятники, а императоры с войском и всей властью мира сего. А Церковь стоит. Вспомним иконоборческие споры, длившиеся сто тридцать лет. А Православие не сгинуло. Тысячи умирали мучениками; но Церковь не была уничтожена, хотя казалась ослабленной. И чем больше ее преследовали, тем сильнее в действительности Она становилась, просветляясь страданием.

И обитает в ней Благодать Пресвятого Божия Духа. По сей день есть святые. Тела многих святых нетленны, источают миро, благоухают, творят чудеса. Где еще происходит подобное? В какой ереси и в которой из сектантских «церквей» непогребенные тела благоухают? В Афонских усыпальницах ощутимо благоухание, потому что между костей отцов — кости святых монахов. И все это — от присутствия Духа Святого.

О благах земных и небесных

Иногда люди, которые обращаются с горячими молитвами к Богу, считают, что получают от него благодать. Например, после молитв выздоровел родственник, родился долгожданный ребенок, человек получил хорошую работу. Можно ли в таком случае говорить о снисхождении благодати Божьей? Да, если только речь идет о земной благодати.

Но значит ли это, что приобретена и небесная благодать, за которой следует спасение? Чтобы ответить на этот вопрос, приведем пример из Евангелия от Луки. Когда 10 прокаженных попросили Иисуса Христа об исцелении, он проявил свою милость к страдальцам и сделал это, послав им свою благодать.

Но из этой же самой истории нам становится известно, что только один из всех излечившихся от проказы обрел спасение. Тот, который пал ниц к ногам Иисуса и с благодарностью посвятил ему жизнь.

Из этой притчи следует вывод о том, что далеко не всем людям, которые соприкоснулись с Божьей благодатью, послано спасение. Не каждый, кто получил ответ на молитвенное обращение, войдет в небеса.

Возможно ли причастие благодати для нехристиан?

Стяжание благодати спасения является одной из важнейших целей христианской жизни. В то же время, благодать содействует духовному преображению, обожению христиан, в результате чего возрастает их способность к дальнейшему стяжанию благодати.

Православным христианам благодать спасения подаётся посредством Церковных Таинств, во время участия в храмовом богослужении, посредством частных молитв (и т. д.), наконец, по особому усмотрению Божьему, в целях общего и частного Промысла.

Как иноверцы, так и неверующие лишены возможности приобщения к тем благодатным Дарам, которые преподаются исключительно членам Церкви (разумеется, лишены не безусловно, а лишь до тех пор, пока они не вступят в ряды христиан).

Однако, сказанное не означает, что они полностью лишены возможности причастия Божественной благодати.

Во-первых, спасительная благодать действует на них призывающим образом (этому соответствует понятие «призывающее действие Божественной благодати»). Ещё перед Своими Страданиям Господь возвестил: «Когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин.12:32).

Вспомним, как был призван в Церковь Савл, будущий апостол Павел, причём, призван тогда, когда выступал в роли ярого гонителя Церкви (Деян.9:1-18). Да и разве могли бы апостолы, не содействуй их проповеди Божественная благодать, «наполнить» Церковь (бывшими) язычниками?

Во-вторых, особое благодатное воздействие на неверующих и иноверцев может оказываться посредством христианских молитв, согласно обетованию Господа: «всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Мф.21:22).

***

По учению Церкви, благодать есть вышеестественный дар Бога человеку. «Все благодатные дары находят на достойных сверх природы, – указывает св. Марк Ефесский, – и они иные в сравнении с находящимися в нас природными дарами и образующимися в результате нашего усилия. И также всякая жизнь живущих по Богу – иная в сравнении с жизнью природной, будучи духовной и боговидной».

Божественная благодать является несозданной, нерожденной и личной (ипостасной). В Священном Писании она часто называется силой («…вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой» (Деян.1:8), «…Господь сказал мне: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи»» (2Кор.12:9)).

Святые отцы называют благодать «лучами Божества», «Божественной славой», «нетварным светом»… Действием Божественной благодати обладают все три Лица Святой Троицы. «Действие несозданной сущности, – пишет св. Кирилл Александрийский, – есть нечто общее, хотя оно и свойственно каждому Лицу». Св. Ириней Лионский, размышляя о домостроительном проявлении Святой Троицы, отмечает, что благодать исходит от Отца и сообщается через Сына во Святом Духе. По слову св. Григория Паламы, благодать есть «энергия общая и Божественная сила и действие Триипостасного Бога».

Действием Божественной благодати открывается возможность познания Бога. «…Без благодати ум наш не может познавать Бога, – учит св. Силуан Афонский, – …каждый из нас может рассуждать о Боге настолько, насколько познал благодати Святого Духа». Действие Божественной благодати дает человеку возможность исполнения заповедей, спасения и духовного преображения. «Действуя в себе и вокруг себя, христианин вносит в подвиги всю свою личность, но делает это, и может успешно делать, только при непрерывном содействии Божественной силы – благодати, – учит св. Иустин Попович. – Нет мысли, которую христианин может по-евангельски мыслить, нет чувства, которое он может по-евангельски ощущать, нет дела, которое он может по-евангельски сделать без благодатной помощи Божьей». Действие Божественной благодати сообщает человеку неоценимый дар соединения с Богом – обожение. В этом благодатном состоянии человек, по слову св. Макария Великого, уподобляется Христу и становится выше первого Адама.

Действие Божественной благодати осуществляется в сотрудничестве (в синергизме) со свободной волей человека. «Богочеловеческий синергизм является существенным отличием христианской деятельности в мире. Здесь человек соработает Богу и Бог соработает человеку, – разъясняет св. Иустин Попович. – … Человек со своей стороны изъявляет волю, а Бог – благодать; из совместного их действия создается христианская личность». По учению св. Макария Великого, созидая нового человека, благодать действует таинственно и постепенно. Благодать испытывает человеческое произволение, сохраняет ли он всецелую любовь к Богу, замечая в нем согласие со своими действиями. Если в духовном подвиге душа оказывается благоискусной, ничем не огорчая и не оскорбляя благодать, то она проникает «до глубочайших ее составов и помышлений», пока вся душа не будет объята благодатью.

Благодать проповеди

Произведение митрополита Иллариона было создано уже после смерти Владимира. Перечисляя духовные достоинства князя, автор ставит перед собой цель доказать святость этого человека и необходимость его канонизации.

Исследователи считают, что этот текст написан для проповеди, которую митрополит должен был произнести в храме Святой Софии в Киеве. Поэтому данный памятник древнерусской литературы неразрывно связан с великим образцом архитектуры. Владыка Илларион так тщательно готовился к проповеди, которую ему надлежало совершить, потому что считается, что через нее всевышний дарует людям благодать божию.

Отличие от счастья

Нередко люди задаются вопросом, чем отличаются счастье и благодать? При этом некоторые из них считают, что это одно и то же. Однако между двумя этими понятиями имеется весьма существенная разница. Подробно разобрав вопрос о благодати, обратимся к понятию счастья.

Этот феномен человеческой жизни изучается во многих областях знаний, например, в философии, психологии, социологии и религии. Рассмотрим его в общем понимании. Согласно словарному определению, счастье, это:

  1. Присущее человеческой психике состояние, выражающееся в высшей удовлетворенности жизненными обстоятельствами, чувстве глубокой радости и довольства. А также проявление этого чувства вовне.
  2. Сопутствующая человеку удача, получаемое им какое-либо благо.

Среди синонимов, приводимых к слову «счастье», находятся такие как успех, блаженство, благополучие, благодать. Как видим, здесь счастье соотносится с благодатью.

Что закрывает путь к Богу?

Существует три способа, как уничижить свою веру и тем самым отстраниться от Бога — это гордость, самосожаление и жалобы. Гордость проявляется в том, что человек приписывает себе те заслуги, которые воздались по милости Отца Небесного. Этим грешник «крадет» у Бога славу. Горделивый считает себя независимым, но по-настоящему без Христа он ничего не может. Посетив библейскую церковь, благодать в которой ощущается единым потоком, каждый мирянин услышит от наставника, что греховность такого плана губит душу человека.

Самосожаление можно отнести к идолопоклонству. Человек, все время размышляя над своей горемычной участью, по сути, поклоняется только лишь себе. Его мысли: «А как же я?» — приводят к глубоким заблуждениям. В нем все меньше проявляется истинное человеколюбие. Он теряет духовную силу, так как жалость этому способствует.

Жалобы — это первый способ забыть о благодарности к Отцу Небесному. Жалуясь, человек умаляет все, что для него сделал, делает и будет делать Высший. Тщательно изучив закон и благодать, человек понимает, что Богу нужно быть благодарным даже за малые дары. Ему также виднее, что правильно для человека, а что неправильно, в чем он более нуждается.

Опасность

Божья трава благодати находится под угрозой исчезновения по всей Европе и находится в упадке. В Германии он находится под особой защитой в соответствии с Федеральным постановлением о защите видов (BArtSchV). В немецком Красном списке папоротников и цветковых растений, находящихся под угрозой исчезновения, он внесен в список находящихся под угрозой исчезновения (категория опасности 2). В Швейцарии он тоже находится под угрозой исчезновения (EN = «исчезающий»).

Основные источники опасности кроются в отсутствии динамики в естественных местах расположения Божьей травы благодати. Открытые участки земли практически не создаются, например, затоплением, обширным выпасом скота или переходом через ступеньки. Кроме того, основным фактором риска является эвтрофикация путем оплодотворения. Но также конкуренция инвазивных чужеродных видов и их вытеснение, например, золотарником канадским ( Solidago canadensis ) или папоротником ( Pteridium aquilinum ), следует назвать причинами упадка.

ПРЕДПОСЫЛКИ ПОДЛИННОГО ОПЫТА БЛАГОДАТИ

Давайте рассмотрим теперь, по каким признакам можно надеяться, что то, что испытываем мы, — опыт подлинный и неложный.

Во-первых, мы должны сродниться с покаянием. Не кающийся в своих грехах и не очищающий сердце от страстей не может видеть Бога. Так и Господь наш говорит в Заповедях Блаженства: Блаженны чистии сердцем, яко тии Бога узрят. Чем больше человек очищает себя от страстей, кается и возвращается к Богу, тем лучше он может видеть и ощущать Его.

Это ошибка — искать благодатных переживаний искусственными средствами и приемами, как делают сейчас многие: еретики, индуисты, йоги. Не от Бога их опыты. Они вызваны психофизическими средствами .

Святые отцы говорят нам: «даждь кровь и приими Дух». То есть если не прольешь кровь своего сердца в глубочайшем покаянии, в молитве, посте и всей вообще духовной брани, не сможешь принять Благодати Святого Духа.

Подлинный духовный опыт приходит к тем, кто, по смирению, не просят откровений. Вместо этого они просят покаяния и спасения. Посещения Духа изливаются на тех, кто смиренно говорит: «Боже мой, я недостоин! Недостоин откровений, недостоин даров, недостоин Благодати Твоей, не вмещу я божественных и небесных утешений, не понесу я духовной сладости». Тем же, кто горделиво просит себе духовных озарений, Бог не дает их. Но вместо истинного опыта Благодати они приемлют от дьявола, готового воспользоваться их настроением, лживый и гибельный опыт, соразмерный их гордости. Итак, второе условие, необходимое для принятия Благодати, — смирение.

Третье, что требуется от нас, чтобы принять Благодать — это быть в Церкви, не отпадать от нее. Вне ее дьявол легко посмеется над нами. Волк пожирает лишь тех, что отбились от стада. Безопасность — внутри стада. Христианин в безопасности — в Церкви. Отделяясь от нее, он открывается как для самообмана, так и для внешних обольщений, человеческих и демонских. Многие через непослушание Церкви и своим духовникам впали в крайние заблуждения. Они уверены, что видели Бога и что Бог посещал их, тогда как в действительности их посещал демон, и опыт их был им в погибель.

Очень полезно молиться чисто и ревностно. Именно на молитве Бог преимущественно дает благодатный опыт. Кто молится с усердием, с трудом и терпением, приемлет дары Всесвятого Духа и живое чувство Его Благодати.

Поучения святого

Святитель Игнатий Брянчанинов наказывал своим ученикам ни в коем случае не искать во время молитвы каких-либо благодатных состояний. Поскольку человек, который делает это с целью вхождения в транс, во-первых, затуманивает свое сознание, которое необходимо для правильного покаяния, а во-вторых, пребывает в гордыне.

Ведь если он думает, что достоин такого состояния, то это само по себе свидетельствует о том, что он находится в прелести. Тот же Игнатий Брянчанинов пишет о том, что никто из смертных не должен ждать никаких божьих даров. Всевышний посылает своим чадам милость только из любви к ним, а не за какие-либо заслуги. Покаяние необходимо христианину, чтобы очистить душу. Только тогда благодать бога может снизойти на человека. Когда же тот, кому была оказана эта милость, начинает совершать грехи, она тут же отнимается.

Это происходит потому, что сила божия не может присутствовать в том, чьи поступки и помыслы неправедны. Святой говорил ученикам, что необходимо прежде всего прийти к осознанию своей греховности. Нужно ощущать духовную немощь и ничтожность перед господом богом. Отец Игнатий приводит пример старца Силуана Афонского, которому всевышний наказал не искать даров, а, наоборот, думать о том, что он недостоин их.

Индивидуальные доказательства


  1. Хеннинг Хёуплер, Томас Муэр: фотоатлас папоротника и цветущих растений Германии . Ред .: Федеральное агентство охраны природы (=  Папоротник и цветковые растения Германии . Том2 ). Ойген Ульмер, Штутгарт (Хоэнхайм) 2000, ISBN 3-8001-3364-4 , стр.431 .
  2. в Информационной сети о ресурсах зародышевой плазмы (GRIN), USDA , ARS , Национальная программа генетических ресурсов. Национальная лаборатория ресурсов зародышевой плазмы, Белтсвилл, Мэриленд. Проверено 17 декабря 2017 года.
  3. Эрих ОбердорферРастительно-социологическая экскурсия по флоре Германии и соседних областей . В сотрудничестве с Анжеликой Швабе и Тео Мюллер. 8-е, сильно переработанное и дополненное издание. Ойген Ульмер, Штутгарт (Хоэнхайм) 2001, ISBN 3-8001-3131-5 , стр.
    833-834 .
  4. Дитер Корнек, Мартин Шнитлер, И. Фоллмер: Красный список папоротников и цветковых растений (Pteridophyta et Spermatophyta) Германии. В кн . : Серия публикаций по растительности.

  5. Карл фон Линне: Виды Plantarum. Volume 1, Lars Salvius, Stockholm 1753, p. 17 ( ).


  6. Лутц Рот, Макс Даундерер, Карл Корман: Ядовитые растения, растения, яды. 6-е исправленное издание. Никол, Гамбург, 2012 г., ISBN 978-3-86820-009-6 , стр. 383-384.
  7. Роджер Моррисон: Справочник по ключевым гомеопатическим симптомам и подтверждающим симптомам. 2-е издание. Kai Kröger Verlag, Groß Wittensee 1997, ISBN 3-9801945-5-8 , стр. 315-316.

Католический взгляд

Согласно понятиям католической церкви, благодать – это даваемая Богом милость, его безвозмездная помощь, оказываемая людям для того, чтобы они ответили на его зов. Чтобы они стали его чадами, усыновленными детьми, «причастниками» его естества и вечной жизни.

Передавая благодать Христову, Господь отдает людям свою жизнь, вливая ее через Духа Святого им в душу, для избавления ее от греха. Она дается и при крещении, освящая и обожествляя верующих. Католики делят благодать на два вида:

  • Постоянную – когда имеется постоянное расположение к жизни и действиям по зову Бога.
  • Воздействующую, или актуальную, — когда вмешательство Бога осуществляется у истоков обращения или же в процессе освящения.

Как и в православной, в католической церкви считается, что благодать нисходит на человека посредством его участия в церковных таинствах или же проявляется в духовных дарах.

Такие дары дают получившим их возможность содействовать спасению других людей и возрастанию церкви как Тела Христова. Это, например, так называемые харизмы (по-гречески – благодеяние, безвозмездный дар) – дар творить чудеса, исцелять, пророчествовать, обладать даром убеждения. Все они служат любви, созидаемой церковью.

Понимание в протестантизме

Протестантские богословы рассматривают благодать как Божий дар, незаслуженную людьми милость, любовь, доброту, а также действие Бога, направленное на человека.

В большинстве своем протестанты соглашаются с основной идеей Августина об укоренившийся порочности человека в результате грехопадения. А также они согласны с ним в том, что человек не способен обрести спасение только лишь собственными силами.

Его они получают в качестве дара от Бога, который они не заслужили – по благодати, посредством своей веры. При этом сама вера воспринимается как дар Бога для спасения.

Нужно подчеркнуть, что в протестантизме считается, что благодать передается человеку от Бога непосредственно, без участия церкви и священников.

В протестантизме существует три основных концепции действия благодати: лютеранская, арминианская и кальвинистская. В этих трех направлениях имеется ряд дискуссионных вопросов, которые связаны:

  • с возможностью потери благодати и утраты спасения;
  • с преодолимостью или непреодолимостью действия благодати;
  • с вопросами избранности и предопределения (все ли люди получают благодать);
  • с соотношением благодати и человеческих действий (проявления веры).

Памятник древнерусской литературы

Из всей письменной культуры нашей страны, которая была создана в Средние века, в общеобразовательных школах на уроках литературы упоминается обычно только «Слово о полку Игореве» и «Поучение Владимира Мономаха своим детям». А между тем существует еще целый ряд прекрасных произведений, относящихся к той же эпохе.

Об этих творениях не говорится, потому что в советское время всякое упоминание о существовавшей в России духовной культуре пресекалось, а костяк программы был разработан именно тогда, в период, когда исторический материализм считался единственно правильным мировоззрением. Одно из наиболее примечательных произведений древней словесности как раз относится к теме, которой посвящена данная статья.

Здесь идет речь о книге о благодати Иллариона. Автор этого произведения был первым патриархом русской церкви, происходившим не из Византии. Труд написан в XI веке, через несколько десятилетий после крещения народа князем Владимиром. Тогда для просвещения людей требовалась христианская литература — не только переводная, но и написанная отечественными авторами.

Данной теме были посвящены и более ранние произведения литературы Древней Руси. Одна из таких книг имеет название «Слово философа» и представляет собой краткое изложение Нового и Ветхого Заветов. Считается, что она создана специально для киевского князя Владимира с целью убедить его принять православие. Отличие этой книги от более позднего творения патриарха Иллариона заключается в том, что в «Слове философа» не рассматривается роль Руси в мировой истории и дальнейшие пути развития страны как христианской державы.

«Слово» митрополита Илариона

У митрополита Киевского и Всея Руси Иллариона, жившего во времена Ярослава Мудрого, есть произведение «О законе и благодати», где он противопоставляет два этих понятия. Он говорит, что закон не является истиной, хотя он и готовит к ее принятию. Закон оправдывает племя Авраамово, а благодать спасла все народы, открывая перед ними «пакибытие» — новое бытие.

Это противопоставление понимается исследователями следующим образом. В слове о благодати Илларион, по сути, противопоставляет Ветхий и Новый Завет, называя первый законом, а второй благодатью.

Тем самым он говорит о равноправии народов, споря со средневековыми теориями, проповедующими богоизбранничество лишь какого-то одного народа, империи или церкви. Он указывает, что, дав людям Евангелие и крещение, Бог спас все народы, а также прославляет народ русский.

Таким образом, Иларион рассматривает изучаемое нами понятие как благодать Иисуса, посланного Богом Отцом для спасения рода человеческого.

Что такое Божья благодать

Ветхий Завет называет божественную милость необычным словом хэн, означающим благосклонность, приязненность, доброжелательство. Новозаветное Евангелие использует термин харис, который трактуется аналогично. Ранние христиане объясняли такую благость, как Святой Дар Господа, данный через Сына Божьего. Получив его, люди становятся на путь истинный, обращающий их в праведников. Таким образом великая сила приводит верующих христиан к спасению.

Определение Благодати в религиозных представлениях

Православие называет благодатью явление Всевышнего грешнику. Божественная милость, которая снизошла на падшего мирянина, помогает побороть духовные страсти, обращая человека к Богу, даруя ему желанное избавление. Понятие благости часто связывают со святыми, через которых она действует. Такая сила призвана освящать и освобождать грешную душу.

Богословы связывают Божью милость с церковными таинствами, святынями, раскаянием и спасением. Будучи ключевой концепцией сотериологии, ее делят на несколько видов:

  • предшествующая – побуждает к исповеди;
  • действующая – помогает вступить в диалог с Христом;
  • содействующая – оказывает божественное содействие.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector