Святой игнатий брянчанинов

Содержание:

В Санкт-Петербургском Военно-инженерном училище Димитрий Брянчанинов считался первым учеником

В 1822 году Димитрию исполнилось 15 лет, и его отец отвёз его в Санкт-Петербург. Здесь будущий святитель поступил юнкером в Военное инженерное училище. Дело в том, что его отец — это потомственный военный, герой войны 1812 года.

Именно поэтому он видел своего сына только военным. Димитрий не стал перечить ему и настолько успешно сдал вступительные экзамены, что опередил всех своих сверстников.

Святитель Игнатий Брянчанинов с житием. Икона Фрагмент. Алексей Викторович Козлов. Во время учебы в Военно-инженером училище Святитель Игнатий показал хорошие результаты и его заметил великий князь Николай Павлович, будущий император Николай I

Во время учебы в училище будущий святой показал хорошие результаты, его успехи даже стали известны великому князю, будущему императору Николаю Павловичу, генерал-инспектору Инженерных войск.

В декабре 1824 года Димитрия произвели в чин инженера-прапорщика. Блестящий офицер из аристократической семьи за годы службы в столице познакомился со многими аристократическими домами. Кроме того, воспитанность и хорошее образование позволили ему познакомиться с такими знаменитостями как А.С. Пушкин, И.А. Крылов, В.А. Жуковский.

Руководство военного училища установило надзор за юнкером Брянчаниновым из-за желания стать монахом.

Ещё во время учёбы Димитрий стал проявлять склонность к жизни духовной. Так, например, он создал и возглавил в училище кружок «святости и чести». Кроме того, он также познакомился с монахами Валаамского подворья и Александро-Невской лавры.

Даугавпилсская крепость Динабург. Фестиваль «Динабург — 1812». 2016 год. Димитрий Брянчанинов после окончания Военного инженерного училища Санкт-Петербурга, несмотря на болезнь, настояло на том, чтобы его отправили служить в крепость Динабург на Западной Двине

Будущий святитель окончил Военное инженерное училище. Перед ним открывалась блестящая карьера, но он желал принять монашество и к изумлению многих подал прошение об отставке. Естественно, что его отвергнули.

Весной этого же года офицер Брянчанинов заболел туберкулезом. Несмотря на то, что император Николай I предлагал ему службу в любом гвардейском полку, расквартированном на Юге России, Димитрий настоял на том, чтобы его направили в инженерное подразделение крепости Динабург на берегу Западной Двины.

Годы учебы

Несмотря на то что инженерная профессия не привлекала молодого человека, он прошел курс обучения, проявив и при этом свои таланты, став лучшим студентом.

О его таланте и достижениях заговорили в окружении царя.

  • Профессора и преподаватели восхищались редкими умственными способностями кадета, особое уважение вызывала у студентов и преподавательского состава нравственность Брянчанинова, главы общества «Святость и честь».
  • Император Николай Первый с удовольствием проводил время в беседах с молодым дарованием, привлекая к ним императрицу и детей.
  • Будучи еще кадетом, Брянчанинов, дворянин по происхождению, благодаря родственным связям и воспитанию был принят в самых богатых домах. Его поэтический дар и умение декламировать ввели будущего святителя в окружение А.Оленина, наряду с А.Пушкиным. И. Крыловым, К. Батюшковым и другими выдающимися людьми того времени.
  • Аскетические произведения будущего архимандрита Ставропольского и Кавказского наполнены лирическим колоритом, приобретенным чтением произведений таких гениев поэзии, как Карамзин и Жуковский.
  • В 1824 году Димитрий стал инженером-прапорщиком, но при этом он ни в физике, ни в философии не нашел ответы на волнующие его вопросы о сотворении мира.
  • Писания Валаамских монахов, учения Паисия Афонского поразили юношу глубиной и откровением Божьего послания.

Интересно! Встреча старца Леонида, беседы с ним при посещении Александро-Невской Лавры меняют жизненные планы молодого Брянчанинова, он решает уйти в монастырь, но снова вмешивается отец.

2 года лучший студент училища находится под надзором. В возрасте 19 лет Димитрий, окончив военное училище, сразу стал просить об отставке, которую не приняли.

По проведению Божьему или по стечению обстоятельств молодой инженер заболевает туберкулезом. Вердикт врачей ставит крест на мечтах о монашестве, Димитрий отправляется служить в крепость Динабург, стоящей на реке Двина, отказавшись уехать на юг России, где теплый благоприятный климат. Отслужив положенное время инженером, Димитрий уходит в монастырь.

Неоценимое наследие для потомков

Всей своей аскетической жизнью святой демонстрировал подвиг самоотверженности, борьбы со страстями человеческими:

  • скорби;
  • болезни;
  • испытания;
  • соблазны.

По обильной Божьей благодати подвижник Брянчанинов одержал победу, даровавшую ему дары Святого Духа.

Многострадальное и многоскорбное шествие святого к духовному познанию и пониманию водительства Творца вызывает уважение потомком через века. Святитель положил основание для нового направления, наполненного аскетически-богословского учения, нашедшего отражение в литературе и христианской жизни. В своем учении подвижник делает акцент на внутреннее совершенство человека через отношение его к другим людям.

Важно! Епископ Ставропольский и Кавказский святитель Игнатий Брянчанинов в летописи Русской Церкви назван строгим ревнителем, выдающимся ученым, миротворцем, творцом бессчетных посланий, которые обрели бессмертие. Поэтический дар святителя нашел свое отражение в творческом наследии, в которое вошли проповеди и трактаты

Он писал как частным лицам, так и церкви. Поднимая вопросы:

Поэтический дар святителя нашел свое отражение в творческом наследии, в которое вошли проповеди и трактаты. Он писал как частным лицам, так и церкви. Поднимая вопросы:

  • аскетического воспитания;
  • православной догматики;
  • видения духов;
  • ереси и раскола.

Поныне епископ Игнатий является примером личности, к которой не угасает интерес христиан. В его писаниях черпается сила огня преданности и братской любви, умение оставаться верными Богу в любой ситуации.

Важно! В июне 1988 года решением Собора Русской православной церкви во время заседания в Троицко-Сергиевском монастыре, владыка Игнатий причислен к лику святых. Поклониться святым мощам можно в Свято-Введенской обители в поселке Толга Ярославской области

Поклониться святым мощам можно в Свято-Введенской обители в поселке Толга Ярославской области.

https://youtube.com/watch?v=5tGwcUKBYoc

Житие святителя Игнатия Брянчанинова, епископа Кавказского

Став монахом, святитель Игнатий Бренчанинов, благодаря административному таланту, вскоре стал настоятелем монастыря

Житие Игнатия Брянчанинова говорит о том, что его монашеский постриг состоялся под именем Игнатий 28 июня 1831 года. В монахи его постриг епископ Вологодский Стефан в честь священномученика Игнатия Богоносца. 5 июля его рукоположили во диакона, а уже 20 июля возвели в иеромонахи и назначили служить при архиерейском доме.

Архиепископ Стефан — 1841-1841 гг. — из собрания портретов астраханских иерархов, Архиерейский дом, г. Астрахань. Архиепископ Стефан Вологодский постриг Димитрия Брянчанинова под именем Игнатий в честь священномученика Игнатия Богоносца

После этого его в качестве настоятеля-строителя отправили в Григориев Пельшемский Лопотов монастырь, пребывавший тогда в запустении. 28 января 1833 года Игнатия возвели в сан игумена.

Вскоре он становится известен благодаря своим административным успехам. Видя это, родителя святителя смирились с его выбором и восстановили с ним добрые, доверительные отношения.

1834
в этом году отца Игнатия возвели в сан архимандрита

Из-за ухудшения состояния здоровья игумена перевели в Николо-Угрешский монастырь. Неожиданно император Николай I принимает решение о том, чтобы отец Игнатий возглавил Санкт-Петербургскую Троице-Сергиеву пустынь.

В результате в конце 1833 года он назначен её настоятелем, а в начале 1834 года возведен в сан архимандрита. Пустыне святитель трудился до 1857 года и заслужил почёт и уважение. В это время многие жертвовали обители значительные суммы.

Преподобный Лев Оптинский. Гравюра неизвестного автора, XIX в. Благодаря старце Льву Оптинскому Игнатий Брянчанинов принял решение стать монахом, а благодаря своим административным талантам он стал архимандритом

С 1838 года архимандрит Игнатий назначен на должность благочинного монастырей Санкт-Петербургской епархии.

В 1847 году впервые появились в печати его литературные произведения: в журнале «Библиотека для чтения» были опубликованы статьи «Валаамский монастырь» с подписью «И. И. И.» и «Воспоминание о Бородинском монастыре» с подписью «И». 21 апреля 1851 года архимандрита наградили орденом Святого Владимира 3-й степени.

Использованные материалы

  • Страница сайта Русское Православие

  • Жизнеописание с сайта Православие.Ru
  • Ищите всюду духа, а не буквы: Полное жизнеописание святителя Игнатия Кавказского, составленное его ближайшими учениками, М., 2011, сс. 226, 462, 470
  • Текст тропаря — Православный календарь. Вторник, 13 мая, 2014 / 30 апреля, 2014 (по ст.ст.) // Сайт Троицкого прихода в Балтиморе

  В некоторых жизнеописаниях ошибочно — 6 февраля. В метрической книге Покровской церкви за 1807 год значится: «Февраля 5-го дня родился, 6-го молитвословлен и 9 крещен села Покровского у господина поручика Александра Семенова от жены его Софьи Афанасьевны сын Димитрий…» (цит. по Ищите всюду духа, а не буквы…, прим. на с. 30). Сам свт. Игнатий писал в одном из писем: «5 февраля день моего рождения…» (Игнатий Брянчанинов, свт. Полное собрание писем: В 3 т. Т. 3: Переписка с мирянами.-М.: Паломник, 2011, с. 580).

  Последовательность событий по данным официального сайта Николо-Угрешского монастыря,

  Ищите всюду духа, а не буквы…, сс. 226, 462

  Ищите всюду духа, а не буквы…, примечание 149 на стр. 470

  О движениях в Российской иерархии // ГАКК. Ф. 561. Оп. 1. Д. 120. Л. 8 (отзыв о назначении еп. Игнатия на Ставропольскую кафедру)

  Иг. Никон Воробьев. «Нам оставлено покаяние». Издание Сретенского монастыря, Москва, 2005, стр. 43.

  См.

Сочинения

Сочинения свт

Игнатия, изданные еще при жизни, привлекают внимание глубоким знанием Священного Писания и творений Святых Отцов Православной Церкви, творчески переработанных и осмысленных применительно к духовным запросам современности. Написанные к тому же с незаурядным литературным мастерством, произведения святителя представляют собой ценное пособие для всех желающих проходить узкий и тернистый путь опытного богопознания.

Публикации

  • Аскетические опыты, том. I

  • Аскетические опыты, том. II

  • Аскетическая проповедь

  • Письма к мирянам

  • О необходимости Собора по нынешнему состоянию Российской Православной Церкви

  • Будущее России в руках Божественного Промысла

  • О чудесах и знамениях

  • Понятие о ереси и расколе

  • Слово о человеке

  • Христианский пастырь и христианин-художник

К монашескому постригу Димитрий Брянчанинов долго готовился

В Динабурской крепости у Димитрия Александровича болезнь обострилась, и по причине своего тяжелого состояния он 6 ноября 1827 года вышел в отставку. После этого он в возрасте 20 лет поступил послушником в Александро-Свитриский монастырь.

Его духовным наставником стал отец Леонид. Здесь он учился духовной премудрости, исполнял различные послушания: трудился в пекарне, на ловле рыбы, работал возницей.

Архимандрит Игнатий (Брячанинов) и схимонах Михаил (Чихачев). Святитель Игнатий знал схимонаха Михаила ещё по учебе в военном училище. Они вместе постигали духовные истины и вместе постриглись в монахи

Через год старца перевели в Площанскую пустынь. Димитрий и другие ученики отца Леонида отправились вместе с ним. Позже своё духовное состояние в это время святитель отразил в миниатюрах «Древо зимою пред окнами келлии» и «Сад во время зимы».

20 лет
в этом возрасте Святитель Игнатий Брянчанинов поступил в монахи

В апреле 1829 года отца Леонида снова перевели, уже в Оптину пустынь. Отправляясь вслед за ним, Димитрий Брянчаниенов и его армейский друг Михаил Чихачёв решили посетить Свенский монастырь и отсюда пройти к Белобережской пустыни.

Здесь они встретили делателя умной молитвы иеромонаха Афанасия, ученика преподобного Паисия Величковского. Во время паломничества состояние здоровья ухудшилось, и он вместе с другом отправился на отдых в родительский дом под Покровском.

Сосновецкий Глушицкий монастырь. Фотография. Начало 20 века. Глушицкий монастырь — это первая обитель, в которую поступил святитель Игнатий Брянчаниновым

Родители тщетно пытались отговорить сына от его желания стать монахом. В 1830 году епископ Вологодский и Устюженский Стефан помог Димитрию поступить в Семигородную Успенскую пусть, а позже — в Глушицкий Сосновецкий монастырь. Здесь будущий святитель написал свой знаменитый «Плач инока», не будучи даже ещё монахом.

Детство и происхождение

Святой Игнатий (в миру —  Дмитрий Александрович Брянчанинов) появился на свет 17 февраля по новому стилю 1807 года в Вологодском уезде в селе Покровском. Он происходил из древнего дворянского рода. Отец его был раньше приближен ко двору, но потом «осел» в сельской местности, став помещиком. Мать его была женщиной хорошо образованной. Выйдя рано замуж, она все силы свои посвятила семье. Кроме Димы, в семье было еще восемь детей.

Дима получил хорошее образование дома. Сначала он с сестрами и братьями учился на дому, как это принято в богатых семьях. Мальчик отличался от всех своим умом и желанием учиться, а также набожностью. Дима много времени проводил на молитве, любил ходить в храм. С ранних пор у него созрело желание стать монахом, служить Господу девством и молитвой.

Однако домашние, узнав о его намерении, не одобрили его, хотя были людьми верующими. Трудно сказать, чем было обоснован их протест. Может родители боялись остаться одни в старости, а может быть, зная о его способностях к наукам, хотели видеть в сыне ученого человека.

Святитель Игнатий Брянчанинов скончался в праздник Жён-мироносиц, а его мощи находятся в Крестовоздвиженском храме Толгского монастыря

Летом 1861 года епископ Игнатий серьёзно заболел. После выхода в отставку, на покое он вел уединённую молитвенную жизнь, а также продолжал вести переписку со своими духовными детьми в количестве 600 человек.

Кроме того он продолжил читать свои ранние произведения, чтобы исправить их, привести в одно целое и составить из них собрание сочинений. Помогал ему в этом книгопродавец и издатель Иван Глазунов. Первые два тома этих трудов под названием «Аскетические опыты» издали  в 1865 году.

Мощи святителя Игнатия Брянчанинова в Крестовоздвиженском храме Толгского монастыря. Святитель Игнатий Брянчанинов отошёл к Богу в первый день Пасхи в праздник жён — мироносец

Последнюю свою литургию святитель Игнатий Бренчанинов отслужил 16 апреля 1867 года, в первый день Пасхи. 21 апреля получены только что вышедшие из печати 3-й и 4-й тома его сочинений, а уже 30 апреля 1867 года, в праздник Жен-мироносец он скончался.

На его отпевании присутствовало около пяти тысяч человек.

30 апреля 1867
Святитель Игнатий Брянчанинов скончался

Епископа Игнатия Брянчанинова причислили к лику святых 6 июня 1988 года. Канонизация в Православной Церкви состоялось 6-9 июня 1988 года на Поместном Соборе Русской Православной Церкви в Троице–Сергиевой Лавре.

Перед канонизацией мощи святого торжественно перенесены в Свято-Введенский Толгский монастырь в Ярославле. Кроме того, их частицу Патриарх Московский и всея Руси Алексий II перенёс в Ставрополь во время своего первого визита на Кавказ в августе 1994 года.

Видеофильм: Документальный фильм «Учитель покаяния» о Святителе Игнатии Брянчанинове. Святитель Игнатий (Брянчанинов). 1 час 11 минута 46 секунда. Автор говорит о том, что святой Игнатий Брянчанинов не старался угодить людям, но старался угодить Богу.

В честь святого возведено несколько храмов. Первый из них построили в 1995 году в Донецке на Украине. Второй — в 2013 году в городе Грязовец Вологодской области.

Биография святителя Игнатия Брянчанинова

Игнатий Брянчанинов – православный монашествующий священнослужитель, известный своими трудами по воссозданию обителей, творческим наследием по вопросам веры.

Происхождение и детские годы

В феврале 1807 года (5 числа по старому стилю) в обедневшем, но знатном дворянском семействе Брянчаниновых родился сын, нареченный при крещении Дмитрием. Родители, Александр Семенович и Софья Афанасьевна, были людьми верующими, образованными.

Детям старались дать хорошее образование. У Дмитрия были способности к языкам, рисованию, музицированию, что весьма ценилось в светском обществе. Родители мечтали, что сын сделает карьеру и займет высокое положение в обществе. Но мальчик в отроческом возрасте объявил отцу, что хотел бы уйти в монастырь и посвятить жизнь служению Господу.

Отец был категорически против, и сын уступил желанию родителей поступить в Главное инженерное училище в Петербурге на военного инженера. Успешная сдача экзаменов позволила определить пятнадцатилетнего Дмитрия сразу во второй класс.

Житие и служение Богу

Способный юноша учился прилежно. Через 4 года Дмитрий с отличием закончил училище. Но молодой человек не оставил желания вступить в монашество. Во время обучения в училище он продолжал искать ответы на вопросы о смысле жизни. Дмитрий обратился к религиозной литературе, за разъяснениями стал обращаться к монахам Александро-Невской лавры.

Дмитрий по-прежнему думал о монашеском служении и по окончании училища подал прошение уйти в отставку, но получил отказ. Вскоре выяснилось, что у Дмитрия туберкулез. Монашество было ему противопоказано.

После лечения патологический процесс в легких остановился. Молодой человек получил назначение в крепость на берегу Двины (современный Даугавпилс). Через год Брянчанинов повторил просьбу об отставке и, получив ее, поступил послушником в Александро-Свирский монастырь. Затем была Площанская, Оптина пустыни. Обострение туберкулеза заставило его на время прекратить послушнический подвиг и вернуться для поправки здоровья в родительский дом.

Не найдя понимания у родителей, он вернулся к послушническому служению. В 1831 году был пострижен в монахи под именем Игнатий. Через месяц в сане иерея его направили для обустройства Григориево-Пельшемского Лопотова Богородицкого монастыря, в котором он через 2 года стал настоятелем.

По рекомендации Николая I, Игнатий в 1837 году стал настоятелем Троице-Сергиевой пустыни в Петербурге. Год спустя рукоположен в архимандриты. На протяжении 24 лет святой Игнатий руководил обителью.

Кроме основного служения, святой с 1838 года выполнял обязанности помощника епископа С-Петербургской епархии. В 1857 году благочинный Игнатий был рукоположен в епископы и направлен для управления Кавказской и Черноморской епархий.

На протяжении 4-х лет упорного труда преподобному Игнатию удалось навести порядок в епархии, где царил упадок. За свои старания архимандрит был награжден орденом Святой Анны 1-й степени.

Состояние здоровья святителя снова ухудшилось. В 1861 году, в возрасте 54 лет, святой Игнатий, по его просьбе, был уволен на пенсию. Последние годы архимандрит прожил в Николо-Бабаевском монастыре Ярославской епархии. В уединении он посвятил свою жизнь осмыслению догматов веры, переписке с духовными сынами и дочерьми.

Кончина

Скончался святитель Игнатий в последних числах апреля 1867 года. Похоронен у церкви Сергия Радонежского, в Николо-Бабаевском монастыре.

Канонизация

В 1988 году Священным Синодом Русской Православной церкви было принято решение о канонизации епископа Игнатия и причисления к лику святых. Мощи были отправлены на новое место хранения в Свято-Введенский Толгский монастырь (Ярославль).

Память и почитание

Оценки жизни и трудов свт. Игнатия

Еп. Никодим (Казанцев) (1803 — 1874):

Я знаю о. Игнатия: монах без лести и лицемерия .

Игум. Никон (Воробьев) (+ 1963):

Сегодня день рождения любимого нами Игнатия (Брянчанинова). Как я благодарен ему за его писания! Не понять и не оценить его — значит, ничего не понимать в духовной жизни. Смею сказать, что сочинения епископа Феофана (Говорова) (да простит мне св. владыка) — работы школьника по сравнению с творениями епископа Игнатия (Брянчанинова).

Вот что самое дорогое хотел бы я Вам пожелать, если бы Вы спросили меня: постоянно вникайте в Игнатия (Брянчанинова) и идите указанным им путем. Это — путь всех древних отцов, путь, пройденный и самим Игнатием, проверенный им, как человеком нашего времени, развития, человеком наших недостатков и слабостей, нашего почти окружения. Это-то и делает его писания особенно ценными. Прибавьте к этому силу благодати Божией, явно в них ощутимую, ибо писались они не по произволу, а по особому внушению .

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Филарет (Дроздов)Ф.М.Достоевский

Все покоряло современников в Святителе: величественная внешность, благородство, особая одухотворенность, степенность и рассудительность. Он духовно окормлял свою многочисленную паству, содействовал нравственному совершенству людей, искавших Бога, раскрывал красоту и величие Святого Православия. Многосторонняя опытность, особый дар смотреть на все духовно, глубокая проницательность, постоянное и точное самонаблюдение сделали его весьма искусным в лечении духовных и душевных недугов. Вот к чьей молитвенной помощи надо прибегать современным больным, а не к экстрасенсам и колдунам, шарлатанам и «знахарям».

Интерес к личности и бессмертным творениям епископа Игнатия не угасает и в наши дни. Святитель Игнатий Брянчанинов является лучшим духовным руководителем, лучшим примером того, как в жизненном водовороте человек может сохранить верность Христу, возгревая постоянно в сердце своем огонь любви и преданности Богу.

Прославление

Тропарь, глас 8

Правосла́вия побо́рниче,/ покая́ния и моли́твы де́лателю и учи́телю изря́дый,/ архиере́ев Богодухнове́нное украше́ние,/ мона́шествующих сла́во и похвало́,/ писа́нии твои́ми вся ны уцелому́дрил еси́./ Цевни́це духо́вная Игна́тие богому́дре,/ моли́ Сло́ва Христа́ Бо́га,/ Его́же носи́л еси́ в се́рдце твое́м,/ дарова́ти нам пре́жде конца́ покая́ние.

Детские годы и семья

5 февраля в 1807 году в семье дворян Брянчаниновых, родился сын, крещенный Дмитрием. Местом его рождения стало село Покровского, Грязовецкий уезд, губерния Вологодская.

Летопись знатной фамилии началась со времен знаменитого князя Москвы Дмитрия Донского, у которого оруженосцем служил родоначальник дворянской фамилии Брянчаниновых Михаил Бренко. Согласно летописям тех лет именно этому оруженосцу приписывается подвиг гибели, спасший самого князя Донского во время Куликовской битвы. Смелый воин переоделся в одежды Донского и повел войска на татар, держа в руках знамя князя. В этом Бою Михаил Бренко погиб.

Отцом будущего архиепископа Ставропольского и Кавказского Александром Семеновичем Брянчаниновым строго соблюдались обычаи старины. Дворянская семья была верной Православной церкви, на средства Александра Семеновича был возведен Покровский сельский храм. Мать Дмитрия, София, была воспитана в интеллигентной семье, давшей девушке образование соответственно ее статусу. Рано вышедшая замуж дворянка София Афанасьевна отдала семье всю жизнь.

Дворянские дети воспитывались прекрасными учителями и наставниками, которые отмечали удивительные способности Димитрия, с самого раннего возраста он прекрасно играл на скрипке, знал несколько языков, рисовал, великолепно пел. Талантливый мальчик в душе мечтал посвятить свою жизнь Богу, принять монашество, но в послушании уступил воле отца. В возрасте 15 лет по приказу отца юноша, мечтавший о монашестве, становится кадетом Военно-инженерного училища в Петербурге.

Кавказская кафедра

В 1857 году Игнатий начинает архипастырское служение, как епископ Кавказский и Черноморский.

В начале года 1858 года жители Ставрополя во главе с губернатором П. Брянчаниновым, родным братом Димитрия, устроили торжественную встречу новому епископу. Будучи третьим владыкой Кавказским и Черноморским, в условиях войны, ведущейся на Кавказе, среди многонационального и разноверного населения, архиепископ Игнатий начал свое непростое служение.


Икона Игнатия Брянчанинова, епископа Кавзского

Особый акцент своего служения святитель поставил на апостольстве и мире, через богослужения повышал образовательный уровень христиан.

Важно! Свт. Игнатий способствовал основанию в 1846 году Ставропольской духовной семинарии, которая процветала при его архипасторстве

Несмотря на Кавказскую войну, владыка постоянно объезжал пределы епархии, постоянно подвергаясь опасности. Понимая, что каждый день может стать последним, архипастырь не расставался с дароносицей в случае последнего причастия.

В 1859 году открывается Иоанно-Мариинский монастырь, заложенный первым владыкой Кавказа Иеремиею, где в 1861 году был основан Храм Покрова Богородицы. Владыка Игнатий был настоящим отцом для ближних, он занимался повышением денежного содержания священников, введением торжественных церковных служб, устройством архиерейского хора и помещений.

Память и почитание

Оценки жизни и трудов свт. Игнатия

Еп. Никодим (Казанцев) (1803 — 1874):

Я знаю о. Игнатия: монах без лести и лицемерия .

Игум. Никон (Воробьев) (+ 1963):

Сегодня день рождения любимого нами Игнатия (Брянчанинова). Как я благодарен ему за его писания! Не понять и не оценить его — значит, ничего не понимать в духовной жизни. Смею сказать, что сочинения епископа Феофана (Говорова) (да простит мне св. владыка) — работы школьника по сравнению с творениями епископа Игнатия (Брянчанинова).

Вот что самое дорогое хотел бы я Вам пожелать, если бы Вы спросили меня: постоянно вникайте в Игнатия (Брянчанинова) и идите указанным им путем. Это — путь всех древних отцов, путь, пройденный и самим Игнатием, проверенный им, как человеком нашего времени, развития, человеком наших недостатков и слабостей, нашего почти окружения. Это-то и делает его писания особенно ценными. Прибавьте к этому силу благодати Божией, явно в них ощутимую, ибо писались они не по произволу, а по особому внушению .

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Филарет (Дроздов)Ф.М.Достоевский

Все покоряло современников в Святителе: величественная внешность, благородство, особая одухотворенность, степенность и рассудительность. Он духовно окормлял свою многочисленную паству, содействовал нравственному совершенству людей, искавших Бога, раскрывал красоту и величие Святого Православия. Многосторонняя опытность, особый дар смотреть на все духовно, глубокая проницательность, постоянное и точное самонаблюдение сделали его весьма искусным в лечении духовных и душевных недугов. Вот к чьей молитвенной помощи надо прибегать современным больным, а не к экстрасенсам и колдунам, шарлатанам и «знахарям».

Интерес к личности и бессмертным творениям епископа Игнатия не угасает и в наши дни. Святитель Игнатий Брянчанинов является лучшим духовным руководителем, лучшим примером того, как в жизненном водовороте человек может сохранить верность Христу, возгревая постоянно в сердце своем огонь любви и преданности Богу.

Прославление

Тропарь, глас 8

Правосла́вия побо́рниче,/ покая́ния и моли́твы де́лателю и учи́телю изря́дый,/ архиере́ев Богодухнове́нное украше́ние,/ мона́шествующих сла́во и похвало́,/ писа́нии твои́ми вся ны уцелому́дрил еси́./ Цевни́це духо́вная Игна́тие богому́дре,/ моли́ Сло́ва Христа́ Бо́га,/ Его́же носи́л еси́ в се́рдце твое́м,/ дарова́ти нам пре́жде конца́ покая́ние.

Самобытный новатор

Святитель Игнатий Брянчанинов был первым мыслителем и духовным писателем, который в своих творениях использовал новый язык, сложившийся благодаря бурному развитию науки, особенно физики, химии, астрономии. Благодаря этому он сделал более близкими и понятными труды святых отцов древности, язык которых давно устарел.

Кроме того, Игнатий Брянчанинов учил, что на Священное Писание нужно смотреть через творения святых отцов, воплотивших Евангелие в жизнь, в первую очередь, авторов “Добротолюбия”. До этого было принято рассматривать святоотеческие сочинения на соответствие Евангелию. Святитель полагал, что Евангелие нужно не только знать, но и правильно понимать, а помочь в этом как раз может святоотеческое наследие.  

Особенности эпохи

Святитель Игнатий Брянчанинов — духовный писатель и монах-аскет — был выходцем из знатного рода, обладал многими дарованиями, и его стремление к единению с Творцом порой превышало разумение окружающих. Это вызывало зависть и непонимание со стороны многих и духовных, и светских лиц.

Чтобы прочувствовать то положение, в котором находился святитель Игнатий Брянчанинова, нужно понимать некоторые особенности социально-культурной и религиозной жизни Российской империи 19 века.

Дворяне начало 19 века

Петровские реформы, направленные на изменение быта и культуры русского народа по образцу европейских стран, преобразовали только знатную, привилегированную часть населения, не затронув при этом жизнь простого народа. Европейская культура на то время уже не имела сакрального значения, Церковь больше не регламентировала общественную и частную жизнь. Сложилась модель культуры, в которой отношения человека с Богом стали личным делом человека, именно в таком виде она проникла в высшие слои общества. В то же время простой народ сохранил старый жизненный уклад. Помимо культурного расслоения углубилась межсословная пропасть — духовенство замкнулось в отдельное сословие, сохранив свои устои и принципы. 

Святитель Игнатий Брянчанинов

Если в допетровской Руси митрополитами становились выходцы из знатных родов, то в Синодальный период епископами становились исключительно выходцы из духовного сословия. Кроме сословного различия, духовенство и знать имели еще одно разделение — образование. В Российской империи духовное образование получали в специальных заведениях — духовных семинариях и академиях, в отличие от Европы, университеты которых всегда имели богословские факультеты. Поэтому духовное образование в России можно было получить лишь тем, кто принадлежал к духовному сословию, и святитель Игнатий Брянчанинов, например, многое вытерпел из-за этого — ему отказывали в епископской хиротонии на том основании, что он не заканчивал Духовную Академию. 

В качестве епископа отец Игнатий Брянчанинов служил в Кавказской и Черноморской епархии

В октябре 1857 года состоялась хиротония отца Игнатия во епископа, а в январе 1858 года он прибыл в Ставрополь. Епископ возглавил Кавказскую и Черноморскую епархию. В это время шел процесс покорения Кавказа Россией.

Поэтому епархия находилась в неустройстве, начиная от недостаточности финансирования и заканчивая враждебностью раскольников-казаков, которые давно жили в этих краях.

Епископ Кавказский и Черноморский Игнатий Брянчанинов. Во время службы в Кавказской и Черноморской епархии святитель Игнатий наладил её жизнь и принял меры против староверов

Активным помощником стал его брат П. А. Брянчанинов, занимавший должность ставропольского вице-губернатора. За четыре года управления епархией святителю удалось наладить её жизнь.

При этом необходимо отметить, что святой Игнатий встретил здесь и недоброжетельство со стороны своих противников. В результате в 1860 году в письмах Муравьеву-Карскому епископ Игнатий жаловался на золотуху и потерю десятка зубов.

1861
в этом году Епископ Игнатий Брянчанинов ушёл на покой

В 1861 году он подал прошение об уходе на покой. В августе 1861 года он уволен с назначением пенсии. Епископа Кавказского и Черноморского поселили на покое в Николобабаевском монастыре Костромской епархии.

Здесь святитель продолжил своё иноческое делание, а именно внимательно монашество как науку жизни, ведущую к христианскому совершенству. Аскетические опыты святителя описаны в его книгах, изданных под аналогичным названием.

Николо-Бабаевский монастырь вид с р. Волги Костромской Епархии. В обители святой Игнатий Брянчанинов провёл свои последние годы

Здесь он написал такие книги как: «Приношение современному монашеству», «О различных состояниях естества человеческого по отношению к добру и злу», «О чувственном и духовном видении духов», «О спасении и христианском совершенстве», «Учение Православной Церкви о Божией Матери».

Заслуги перед Отечеством архимандрита Игнатия вознаграждены орденом Святой Анны 1-й степени.

Книги автора:

Ebook:
 Скачать fb2  
 Скачать — ePub 

«Слово о смерти»

Да поминаете день исхода вашего от земли Египетския вся дни жития вашего (Втор. 16:3)

Ebook:
 Скачать fb2  
 Скачать — ePub 

«Том 1 Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова»

Творения святителя Игнатия Брянчанинова (1807–1867) духовная сокровищница Русской Православной Церкви, любимое чтение благочестивых людей. За великие труды на Божией ниве Христовой этот знаменитый подвижник и писатель-аскет по праву назван Игнатием — Новым Богоносцем.

Ebook:
 Скачать fb2  
 Скачать — ePub 

«Том 2 — Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова»

Второй том Полного собрания творений святителя Игнатия содержит значительное количество впервые публикуемых текстов, что позволит благочестивым читателям полнее представить размеры его плодотворной епископской деятельности в труднейших условиях кавказской действительности.

Ebook:
 Скачать fb2  
 Скачать — ePub 

Ebook:
 Скачать fb2  
 Скачать — ePub 

«Том 5 — Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова»

Пятый том Полного собрания творений святителя Игнатия Брянчанинова содержит капитальный труд Преосвященного «Приношение современному монашеству», пользующийся огромным авторитетом как у монашествующих, так и у мирян. Это любимое назидательное чтение для всех, кто стяжает благодать Духа Святаго и отдает себя на пользу ближнему.

Ebook:
 Скачать fb2  
 Скачать — ePub 

«О молитве»

Нищим свойственно просить, а обнищавшему грехопадением человеку свойственно молиться. Молитва — обращение падшего и кающегося человека к Богу. Молитва — плач падшего и кающегося человека пред Богом. Молитва — излияние сердечных желаний, прошений, воздыханий падшего, убитого грехом человека пред Богом.

Ebook:
 Скачать fb2  
 Скачать — ePub 

«Изложение Учения Православной Церкви О Божией Матери»

Изложение учения Православной церкви о Божией Матери. Составлено Святителем Игнатием Брянчаниновым. Изложение это составлено в Ставрополе кавказском, вследствие желания некоторых лиц общества, в котором тогда предметом суждений был новый догмат папистов.

Ebook:
 Скачать fb2  
 Скачать — ePub 

«Слово о человеке»

Данный труд принадлежит к числу немногих творений Святителя, имеющих философско-догматический характер и излагающих вероучительные истины в систематическом порядке на основании Предания Православной Церкви — Священного Писания и творений Святых Отцов. Этот труд епископа Игнатия можно назвать очерком по христианской антропологии.

Ebook:
 Скачать fb2  
 Скачать — ePub 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector