Кто такой атеист простыми словами?

Признаки атеиста

Атеистические люди не отличаются от других при первом знакомстве, а только при более плотном общении, обсуждении философских вопросов и религиозных взглядов можно увидеть признаки атеизма. Чуть меньше они заметны при будничных ситуациях и том, какие объяснения окружающему выбирает человек и чем руководствуется в своих поступках. Такие люди уходят от слепой веры, не позволяя манипуляциям и внушению укрепить их картину мира, они могут с самого детства задавать вопросы о нестыковках в святых писаниях, а также поступках тех, кто проповедует веру.

Пытаясь найти всему объяснение и уйти от глупости религии (тут больший акцент именно на неё, а не на веру, как состояния души), они не отрицают божественное, не разобравшись. В диалоге с атеистом можно получить больше информации о любой конфессии, чем со среднестатистическим верующим, именно потому, что прежде чем утверждать отсутствие или неприемлемость чего-то, атеист, как следует, изучит вопрос. Те, кто слепо утверждают, что богов нет, не являются истинными атеистами и при первой возможности вполне могут переметнуться на сторону веры так же слепо.

Такая система взаимодействия проявляется во всей жизни, они также критично относятся к информации, подаваемой СМИ, новостями, соседями и даже научными журналами. Можно сказать, что атеист вообще ничего не воспринимает на веру, даже в отношениях людей. Он не поверит соседке, рассказывающей о его жене, а пойдет проверять и уточнять эту информацию и только потом сделает выводы. Так и с богами, они могут признавать наличие неизученной силы, при этом не слепо объяснять это духами, а помнить, что наука развивается и возможно сейчас это только слепое пятно и недостаточность технологий. История об огне, как чуде всегда сидит в их мозгу, когда они зажигают спичку и такая метафора перекраивает их мир, заставляя задумываться, что возможно и другие чудеса также имеют простое научное объяснение, как и искра.

Атеист будет искать определение тому, кого или что считать богом прежде, чем строить концепцию его отсутствия, он будет искать ответы о возникновении множества религий. По сути именно эти люди могут быть вовлечены в религиозную научную тему больше других, знать нестыковки и подтверждающие факты. Жизнь атеисты ценят в своём текущем моменте, они скорее позвонят друзьям, понимая, что те смертны навсегда и выбирают приоритетом это, чем чтение даже святых книг.

Им свойственен определённый вкус к каждому моменту, и они как никто другие на практике воплощают принцип жизни в настоящем моменте. Атеист, живущий по совести получает больше счастья, он не превращается в преступника, как это преподносят основатели церквей, он способен больше наслаждаться жизнью и при этом не переступать нормы.

Этот человек свободен от давления стереотипов и если хочет зайти в какой-то храм, то сделает это тогда, когда посчитает необходимым его душа, а не когда это предписано календарём. У них меньше различий в собственных паттернах поведения и больше осознанности, проявляющиеся в извинениях из-за искреннего сожаления, уважении из-за присутствия такого чувства, а не попыток изобразить нужное поведение. Да, эти люди будут разводиться с теми, где нет безопасности и любви и это более честно, чем сохранять брак и обрекать на мучения двоих сразу.

Ответственность за каждый поступок принимается исключительно на себя, без попыток объяснить это требованиями и канонами. Такая жизнь требует больше анализа, критичности и силы противостоять. Кстати, только редкие атеисты выбирают негативную форму, приходя в церкви для оспаривания религии или уничижая других за его веру, обычно они не трогают других и живут своей жизнью. В это же время религиозные люди пытаются обратить их веру, объясняя неудачи тем, что те верят или не соблюдают пост, также могут считать их греховными или аморальными. Просто на основании того, что человек регулирует своё поведение внутренними смысловыми категориями, а не внешними данными концепциями, без возможности индивидуальной адаптации.

Индийские религии

Атеизм часто считается приемлемым в индуизме , джайнизме и буддизме .

индуизм

Атеизм — действительная форма веры в индуизм . Однако некоторые индуистские школы считают путь атеиста очень трудным в духовных вопросах.

Среди шести основных школ астики индуистской философии санкхья не принимает Бога, а ранняя миманса также отвергает понятие Бога. В санкхье отсутствует понятие «высшего существа», которое является основой всего существования. Он предлагает полностью дуалистическое понимание космоса, в котором сосуществуют две параллельные реальности ( Пуруша , духовная, и Пракрити , физическая), а целью жизни является обретение освобождающего самопознания Пуруши. Здесь нет Бога (точнее говоря, theos ), но существует Абсолютная Реальность в форме Пуруши.

Чарвака (также Чарвака ) была материалистической и атеистической школой мысли в Индии , которая теперь известна в основном по фрагментам, цитируемым ее астикой и буддийскими оппонентами. Согласно этим источникам, истинная цель чарвакана заключалась в том, чтобы жить в этом мире процветающей, счастливой и продуктивной жизнью (ср. Эпикурейство ). Есть некоторые свидетельства того, что школа существовала по крайней мере до 1578 года.

Джайнизм

Джайнизм считает, что освобожденная душа сама есть Бог. Джайны не верят в Бога-творца, но есть вера в многочисленных богов в космосе.

буддизм

Буддизм часто называют нетеистическим , поскольку буддийские авторитеты и канонические тексты не подтверждают, а иногда и отрицают следующее:

  • Существование творения и, следовательно, божества-создателя
  • Что бог (дэва), боги или другие божественные существа являются источником моральных императивов. Вместо этого Дхарма — это атрибуция вселенной.
  • Что люди или другие существа несут ответственность перед богом или богами за свои действия.

Все канонические буддийские тексты, в которых упоминается этот предмет, признают существование (в отличие от авторитета ) большого числа духовных существ, включая ведических божеств. С точки зрения западного теизма, некоторые концепции Будды, встречающиеся в буддийской школе Махаяны , например Амитабха или Адибудда, могут показаться общими характеристиками с западными представлениями о Боге, но сам Гаутама Будда отрицал, что он был богом или божественный.

Причины обращения к атеизму

Люди становятся атеистами по множеству причин. Самыми распространёнными являются следующие факты:

  • недовольство поведением служителей церкви (благословение оружия, одобрение вооружённых конфликтов, участие в политической жизни, стяжательство);
  • неудачные попытки найти утешение в религии в тяжёлом жизненном испытании (безвременная кончина близких людей, смерть ребёнка, тяжёлая болезнь);
  • наличие традиций, требующих больших физических и эмоциональных затрат;
  • наличие в обществе социальной несправедливости, преступности;
  • наличие эпизодов навязывания религиозного мировоззрения;
  • кровавые конфликты и агрессивные действия, совершаемые во имя религии;
  • религиозный фанатизм, приводящий к ситуациям опасным для жизни верующего человека и его семьи.

Каждый человек приходит к атеистическому мировоззрению своим путём.

Интересно: большинство исследований выявляет, что доля убежденных атеистов в классическом понимании этого термина в современном мире достаточно незначительна. Большинство людей с атеистическим мировоззрением говорят не об отрицании Бога, а об отрицании современного института Церкви.

Как хоронят атеистов?

Похороны атеистов проходят в соответствии со стандартами и обычаями страны проживания. Для примера – достаточно посетить ближайшее кладбище и попытаться определить, кто в какой могиле лежит, где верующий, где атеист.

Есть и некоторые отличия в самом ритуале. Похороны атеистов проходят без присутствия священника, без отпевания. На их могилу не устанавливается крест, как и в дальнейшем на памятник. Отсутствуют и другие атрибуты, свойственные, например, православию: лента на лбу, иконка в руках.

В том, как хоронят атеистов, нет никаких тайн. Некоторые предпочитают не традиционные похороны на кладбище, а кремацию с последующим развеиванием праха в памятных местах.

Видео о том, во что верят атеисты

История атеизма[править | править код]

Атеистические убеждения, по-видимому, зародились почти одновременно с появлением религиозных культов. Первоначально это был неосознанный атеизм, выражавшийся в прагматическом отношении к ритуалам среди самих служителей культа и вождей племён, которые использовали религиозные формулы для упрочнения своего влияния на население. Более осознанный, агностический атеизм стал оформляться только с появлением философских школ.[Источник?]
Древнеиндийские источники доносят до нас эхо споров между представителями философской школы Локаята (Брихаспати, Дхишан — V век до н. э.) и сторонниками ведического учения. Сочинения философов этой школы не сохранились, о их позиции известно только благодаря трудам их противников. Однако можно сказать, что локаята были первыми последователями атеизма — они утверждали, что бога нет, что мир никто не создавал, что он появился и развивается по своим внутренним законам, они отказывались признать существование жизни после смерти, и считали, что всё, что написано в Ведах, представляет собой обман.
Вероятно, древнейшим дошедшим до нас памятником религиозного свободомыслия является древнеегипетская «Песнь арфиста»:

Неизвестный автор критикует веру в загробное царство — центральный «догмат» египетской религии — на том основании, что он не подтверждается непосредственными знаниями.

Цитаты[править | править код]

  • Я утверждаю, что мы оба атеисты. Просто я верю на одного бога меньше чем вы. Когда вы поймёте почему вы отвергаете всех других возможных богов, тогда вы поймёте почему я отвергаю вашего. (англ. I contend that we are both atheists. I just believe in one fewer god than you do. When you understand why you dismiss all the other possible gods, you will understand why I dismiss yours). — Сэр Стефен Генри Робертс (—),
  • Омар Хайам (рубаи):
Мы худо действуем, а ты нас злом караешь;
Меж нами и тобой различья нет почти.
Закрой коран, свободно оглянись.
И думай сам…

Декарт об атеистах: (предисловие к «Размышлению о первой философии»)

«…дабы атеисты, — как правило люди скорее поверхностные, нежели учёные и даровитые, — отреклись от духа противоречия и сами, быть может, стали защищать доводы, принятые, как они это увидят, всеми проницательными и одарёнными людьми в качестве доказательств. Ведь в противном случае они будут изоблечены в непонимании. В конце концов и все прочие легко поверят стольким свидетельствам и на свете не останется никого, кто осмелился бы усомниться в существовании Бога.»

Что общего между агностиком и атеистом?

Да, можно установить даже тонкую нить сходства между этими одновременно противоположными и схожими взглядами.

  • Нельзя не отметить, что это здравомыслящие люди, которые руководствуются своим разумом. У них есть четкое представление о мире и его составляющих, которые должны наглядно подтверждаться. То есть, все должно иметь логическое объяснение и, желательно, наглядный пример.
  • Продолжает их мышление и невозможность доказать существование бога. Да, есть Библия и легенды о прошедших событиях. Но глазами-то никто не увидел, а руками не потрогал. Именно к ним относится пословица «лучше 1 раз увидеть, чем 10 раз услышать».
  • Стоит выделить еще конкретность. А именно в вопросе с верой. То есть, ее нет. Ни у агностика нет точной формулировки о вере, ни у атеиста нет смягчающих обстоятельств в это вопросе.

И агностик, и атеист верит только фактам и логическому объяснению

Ричард Докинз: с Дарвином наперевес

Кто такой

Биолог-эволюционист, популяризатор науки.

Мировая слава пришла к Докинзу благодаря книге «Эгоистичный ген». В ней он предлагает рассматривать гены как главную единицу естественного отбора, а любой живой организм — как машину для репликации генов. Кстати, именно в этой книге Докинз ввел в оборот знаменитое словечко «мем» — культурный аналог биологического гена.

Атеизм как дарвинизм

Докинзу уже за семьдесят, но он остается самым активным пропагандистом атеизма на планете. На лацкане пиджака он носит значок с буквой «А». «Эта буква — знак моей кампании по каминг-ауту, выходу из тени, ну, как у геев, — признается он. — Самое время во весь голос оповестить массы о существовании неверия, потребовать соблюдения прав атеистов, да и самим себе в этом наконец признаться!»

Докинз — пропагандист научной картины мира. Он считает, что для ученого разделять религиозные представления — это как для врача верить, что детей приносит аист. Главный враг Докинза — креационизм, а главное оружие — теория эволюции. «Питбуль Дарвина», как называют его критики, доказывает, что все сложные механизмы в природе, включая нас с вами, создал один «слепой часовщик» — эволюция.

«Мне очень нравится идея, которой людей учат во многих церквях, — о том, что эволюция несовместима с богом, — шутит он. — Потому что мы точно можем продемонстрировать, что эволюция — это факт!»

Воинствующий атеизм Докинза не мешает ему поддерживать хорошие отношения со священниками, признающими теорию эволюции (такие даже в России встречаются). Однажды он вместе с епископом Оксфордским Ричардом Харрисом написал письмо премьер-министру Тони Блэру. Они протестовали против того, что в одном из британских колледжей появился учебный курс, в котором библейский миф о творении преподносился как реальная история. «Эволюция не является “вопросом веры”, подобно библейскому рассказу о сотворении мира» — под этими словами вслед за Докинзом и епископом Харрисом поставили свои подписи многие ученые и священнослужители.

В историю вошла «автобусная кампания», одним из главных идеологов которой был Докинз. На Западе церковь любит рекламировать себя, подобно производителям чипсов или прокладок. На улице можно запросто увидеть красочный плакат «Господь любит тебя!» или «Безверие приводит в ад». Атеисты решили ответить.

По инициативе Ричарда Докинза и британской журналистки Эриан Шерин в 2008 году начался сбор средств для размещения на бортах автобусов атеистических лозунгов. Планировалось собрать примерно 5 тысяч фунтов, но энтузиазм был настолько велик, что мигом набралось 100 тысяч. На эти деньги 800 автобусов украсили слоганом «По всей вероятности, бога нет. Хватит волноваться, наслаждайтесь жизнью».

Инициативу Докинза поддержали и в других частях света. В США появились рекламные плакаты «Зачем верить в бога? Просто будь добрым ради победы добра!».

Правда, во многих странах подобная инициатива сталкивалась с противодействием властей и рекламных агентств. Например, итальянским атеистам так и не разрешили разместить баннер «Плохая новость: бога нет. Хорошая новость: он тебе не нужен».

В России, кстати, после серии отказов атеистам удалось-таки повесить на нескольких рекламных щитах цитаты из Конституции: «Российская Федерация — светское государство», «Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом».

Цитатник

Правда, которую открывает наука, так прекрасна и волнующа, что просто непристойно наполнять разум глупыми средневековыми альтернативами, не имеющими ничего общего с правдойИз выступления «Что-то из ничего»

Есть что-то инфантильное в ожидании того, что смысл и цель в вашу жизнь обязан внести кто-то другой (родители — когда речь идет о детях, бог — в случае взрослых). Это напоминает инфантилизм отдельных личностей, которые, упав и подвернув лодыжку, начинают искать, кому бы предъявить иск. Кто-то обязан гарантировать мое благополучие, и, значит, кто-то виноват, что я ушибся. Не является ли подобный инфантилизм главной причиной “необходимости” бога?». Из книги «Бог как иллюзия»

Атеизм: понятие и суть

В общем понимании атеизм — неверие в Бога. Но если рассматривать это понятие в более широком смысле, в него входит отрицание любой религии и сверхъестественных явлений.

Атеизм – позиция, которая определяет весь стиль жизни и мышления человека

Современные исследователи называют атеизм — особым мировоззрение, имеющим под собой основания в области науки, морали и социальной жизни общества. К ним относятся следующие утверждения:

  1. Окружающий человека природный мир, организован по рациональным законам, которые человек может изучить в ходе экспериментальной научной деятельности. В философии это утверждение называется натурализмом.
  2. Антропоцентризм — это утверждение, что человек, являясь часть природного мира, благодаря наличию разума и сформированных личностных качеств занимает в нём особое положение. Оно позволяет людям чувствовать себя важнее любых социальных и религиозных институтов.
  3. Атеисты утверждают, что научное познание, заключающееся в изучении явлений и предметов окружающего мира с помощью математических и экспериментальных методов, позволяет раскрыть естественно-природную сущность таинственных и чудесных явлений. По мнению приверженцев атеистического мировоззрения, рационализм может объяснить любое сверхъестественное явление с объективной, логической точки зрения.
  4. К социальным основам атеистической мысли относится мнение о прогрессивном развитии человеческой цивилизации, которая в процессе существования накапливается знания, технический потенциал и степень личной свободы человека.

Интересно: современное понимание термина атеизм, дословно переводимого с греческого языка как безбожие, сложилось в начале текущей эры на основе библейского учения.

Кто такой атеист?

Изначально термин «атеист» применялся по отношению к любому человеку, находящемуся в конфронтации с официальной религией, независимо от его взглядов на сверхъестественное. Со временем данный термин стал означать конкретную философскую позицию человека. Сегодня это слово используется, в том числе и как самоопределение.

На сегодняшний день однозначного значения слова «атеист» не существует. В первую очередь потому что не существует четкого определения понятий «божество», «сверхъестественное». Атеистом может быть как человек, не принимающий идею бога как самостоятельной и активно действующей личности, творца, так и человек, отрицающий возможность существования нематериальных сфер, вплоть до буддистских концепций.

Также существует разделение на стихийных и научных атеистов. Научный атеизм основывается на естественных науках, и отрицает существование сверхъестественного при помощи научного метода и работает с вполне конкретными данными. Стихийные атеисты научными разработками и методами не руководствуются, они зачастую являются скептиками или просто не интересуются нематериальным миром и религией.

В отдельную группу выделяются практические атеисты. Они ничего не отрицают и не утверждают, но могут признавать существование нематериального мира бессмысленным и необязательным.

Есть несколько предпосылок к появлению практического атеизма:

  • Отсутствие интереса или незнакомство с религиозными вопросами, течениями, учениями о сверхъестественном и нематериальном.
  • Игнорирование вопросов религиозного характера как в теории, так и на практике.
  • Отсутствие серьезной мотивации. Наличие или отсутствие веры в бога или нечто нематериальное практически не влияет на человеческую жизнь. Что значит, атеист в этом практически ничем не отличается от религиозного человека.

Видео о мировоззрении атеистов

Это интересно: Что такое крыжма для крещения?

Виды атеизма

Исследователи атеистического движения классифицируют его по разным критериям.

Основные формы атеистического движения

Невыраженный и выраженный

Первый тип основывается на отсутствии религиозной веры по причине незнакомства с теизмом, то есть неосознанное неверие. Такими атеистами некоторые философы называют детей, которым родители еще не сформировали представление о Боге. А вот выраженный атеизм представляет собой осмысленное отрицание религии и лежит в основе научного определения термина.

Слабый и сильный

Оба понятия вошли в обиход сравнительно недавно. До этого философы использовали термины «негативный» и «позитивный», соответственно. Первый подразумевает обобщенное отрицание теизма, касающееся любых аспектов религии. Второй термин означает стойкое утверждение, что Бога нет, сверхъестественных сил не существует, а чудес не бывает.

Стихийный и научный

Стихийный атеизм не имеет под собой научного обоснования, а строится на субъективном восприятии реальности. Это может быть следствие логического мышления, здравого смысла, врожденного скептицизма, банального неверия или незнания о теизме. А вот второй тип базируется на естественных науках о явлениях и законах мироздания.

Может ли атеист быть нравственным

О том, плохо ли быть атеистом обычно рассуждают другие, пытаясь найти в такой жизненной концепции отсутствие нравственности в силу неподчинения законам веры. По сути, категория нравственности никак не связана с исповеданием, а больше с воспитанием человека. Многочисленные примеры, когда атеисты спасали жизни других людей (врачи, не уходящие с работы на церковную службу, потому что тяжёлый больной или ремонтники машин, выходящие ради тех, у кого проблема).

Хороший человек не обязательно причисляет себя куда-то, верующий может регулярно ругаться в своей семье, а потом ходить и замаливать грехи, а атеист будет любящим отцом и мужем, как бы более следуя негласным заповедям.

Причислять нравственность и отождествлять её с философским мировоззрением невозможно, поскольку категории изначально из разных структур устройства психики. И верующие, и даже служители могут быть безнравственными, как и атеисты, точно как и наоборот. Интеллигентный исследовать, полностью придерживающийся материализма никогда не обидит другого в силу развития своего интеллекта, социальных навыков, этикета и ему не нужны для это инструкции. Полная личная ответственность, эмпатия, умение понять другого делают для нравственности значительно больше, чем проповедование норм поведения без объяснения.

Говорить о том, что у атеистов нет сдерживающих факторов некорректно. Тогда, когда в умах верующих есть постоянное понимание, что от высшей силы ничего не скрыть, и каждое действие твоё учтено, атеисты понимают, что можно скрыть всё от других. Но также хорошо они понимают, что от себя ничего не скроешь, и потом с этим придётся жить, раскаиваться, выкручиваться, лгать, рвать связи. Именно такая способность к рефлексии, анализу связей возможного поступка и последствий и делает поведение нравственным или безнравственным, независимо от материалистичности взглядов личности.


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

[править] История

Атеизм зародился в эпоху античности. Во времена средневековья элементы атеизма наблюдались преимущественно в религиозных еретических движениях. В современную эпоху (Новое время) атеизм особенно пропагандировали французские мыслители (Вольтер, Дени Дидро, Жюльен Ламетри, Жан Мелье и другие). Продвижение атеизма в основном связывают с развитием научных знаний. Исторически атеизм сыграл большую роль в утверждении научного метода и мышления, освобождения и секуляризации государства, морали, права, философии и политики от догматических форм мышления. На почве атеизма сформировались научно-исторические представления, опровергающие догматы о происхождении власти от Бога и о её священном и неприкосновенном характере, о неизменности существующего общественного строя. В XIX столетии атеистических убеждений придерживалось немалое число представителей революционных и национал-освободительных движения в Российской империи. Большое влияние на распространение атеизма оказали труды немецкого философа Людвига Фейербаха.

В советскую эпоху (см. СССР) атеизм приобрёл тотальную, гипертрофированную и вульгаризированную форму, тогда в СССР проводились масштабные атеистические кампании ликвидации церквей и монастырей, преследования служителей культа и общин верующих, массовое, насильственное внедрение атеизма в образование, повседневную жизнь и массовое сознание. В 1925 году был создан Союз безбожников, с 1929 года — Союз воинствующих безбожников.

Камень преткновения

Теперь коснемся самих споров с верующими людьми, точнее того, что мешает любой из сторон окончательно донести свою правоту до оппонентов. Тут все просто – отсутствие прямых доказательств.

Если брать верующих, то они не могут предъявить реальные свидетельства существования Бога. Священные тексты написаны рукой человека, чудеса — лишь истории с уст праведных, загробный мир – если он и есть, то никто из него еще не возвращался. Вся религия построена на слепой вере, следовательно, и доказать ее фактически невозможно.

Но у атеистов та же проблема. Пускай ученые могут объяснить, что такое радуга, дождь, сияние звезд и даже смерть, но они не способны сделать главного – привести реальные доказательства отсутствия Бога. Ведь Бог – это трансцендентное существо, следовательно, его невозможно измерить с помощью известных науке способов. Поэтому теорию о высших силах на данный момент опровергнуть нельзя.

Исходя из этого, спор между атеистами и верующими – это палка о двух концах. Правда, в последнее время церковь начинает терять свои позиции, а причиной тому является стремительный прогресс, способный пролить свет на множество божественных вопросов.

Как отличить атеиста от агностика?

Это вопрос существования богов с точки зрения жизненных позиций агностицизма и атеизма. Из-за этого возникают конфликты в обществе и недопонимание между приверженцами этих позиций. Чтобы разрушить любые предубеждения и неверные истолкования этих терминов, нужно рассмотреть отличия между атеистами и агностиками

Но прежде, важно разобраться в значении каждого из слов

Кто такой атеист?

Атеист — это человек, который не верит ни в одного бога. Причем он отрицает вообще все паранормальные явления и мистические фигуры. Да и все остальные вещи, что не могут объясниться логикой и мышлением.

  • На первый взгляд, атеизм — очень простая концепция, но она часто воспринимается неверно или не совсем точно. Трактовать атеизм можно по-разному, например:
    • это отсутствие веры в богов или одного бога;
    • недоверие к богам или, опять же, одному богу.
  • Но наиболее точное определение, что выражает суть понятия — это тот человек, который отклоняет распространенное утверждение «по крайней мере, один бог существует».
  • Это высказывание не принадлежит атеистам и категорически ими не воспринимается. Чтобы быть атеистом, человеку не нужно предпринимать каких-то активных действий и даже необязательно осознавать, что он придерживается данной позиции.
  • Все, что требуется от такого человека – не поддерживать утверждения, что сделаны другими, а именно представителями теизма и церкви. Более того, он с пренебрежением относится и к верующим людям, и к самой вере.

Атеист не признает ни одного бога

Какого человека можно называть агностиком?

Агностиком является любой человек, который не утверждает, что существует какой-либо бог. Иными словами, он сомневается даже в своих убеждениях. Эта идея может быть неправильно истолкована, поэтому часто агностиков путают с атеистами.

  • Поскольку он не утверждает, что знает наверняка о существовании или отсутствии бога, такой человек является агностиком. Но в данном вопросе есть некое разделение. Стоит еще выяснить, является ли он агностиком-атеистом или агностическим теистом.
  • Агностик-атеист не верит ни в одного бога, а агностик-теист верит в существование хотя бы одного бога. Тем не менее, оба они не претендуют на получение знаний, чтобы поддержать это убеждение. Они считают, что получить истинные знания и подтвердить свою гипотезу невозможно.
  • Это кажется противоречивым и сложным, но на самом деле это довольно легко и логично. Независимо от того, верит агностик или нет, ему удобно не заявлять о своих убеждениях. Ему достаточно просто знать — либо это правда, либо ложь.
  • Понять природу атеизма достаточно легко — это просто отсутствие веры в любых богов. То агностицизм не является, как многие считают, «третьим путем» между атеизмом и теизмом.
  • Ведь агностицизм — это не вера в бога, а знание о нем. Первоначально он был придуман, чтобы описать позицию человека, который не мог заявлять о своих убеждениях. То есть, знает он о существовании или отсутствии каких-либо богов.

Агностик верит, но не знает

[править] Литература

  • Маутнер Ф., Атеизм в эпоху Великой французской революции. М.—Л., 1924;
  • Грекулов Е. Ф., Секуляризация церковных имений в России. М., 1928;
  • Вороницын И. П., История атеизма. Рязань, 1930;
  • Ле-Дантек Ф., Атеизм. М., 1930;
  • Вопросы истории религии и атеизма, т. 1—8. М., 1950—60;
  • (англ.) Robertson J. M., Short history of free thought. New York, 1957;
  • Народ про релігію. К., 1958;
  • Францев Ю. П., У истоков религии и свободомыслия. М., 1959;
  • (укр.) Танчер В. К., Основи атеїзму. К., 1961;
  • (укр.) Питання атеїзму: Міжвідомчий науковий збірник, вип. 1—3. К., 1965—68;
  • (укр.) Войтко В.І., Основи атеїзму. К., 1966;
  • (укр.) Біля райських воріт: Збірник атеїстичного фольклору українського населення Карпат. Ужгород, 1980;
  • (укр.) Голобін В. М. Історична спадщина скиту Манявського та її вплив на формування вільнодумства та елементів атеїзму. В кн.: Прогресивна суспільно-політична думка в боротьбі проти феодальної реакції та католицько-уніатської експансії на Україні. Львів, 1988;
  • Камю А., Бунтующий человек. М., 1990;
  • Сартр Ж.-П., Дьявол и Господь. В кн.: Сартр Ж.-П., Стена. М., 1992.

Известные атеисты

Как уже говорилось, с приходом коммунистической власти атеизм в России набрал небывалой популярности. Философии неверия придерживалась вся партийная элита, включая Сталина и Хрущева. Известными прагматиками прошлого были также Шолохов, Маяковский, Горький. Сегодня ярым противником религии выступает Александр Невзоров – российский публицист, а также журналист Владимир Познер.

Немало знаменитых атеистов и на Западе. Это Дэниел Рэдклиф, Дж. Клуни, Ричард Доккинз, Сэм Харис. Не скрывают свои взгляды известные атеистки: Ева Грин, Анджелина Джоли, Натали Портман, Бьорк.

Противостояние религии и атеизма длится с античных времен. У обеих сторон достаточно аргументов в свою пользу, а потому конца этому спору не видно. Однако затевая горячие дискуссии, следует помнить, что неверие, как и признание Бога – личный выбор каждого человека.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector