Почему люди верят в бога (с научной точки зрения)?

Делает ли вера в Бога людей счастливыми

Один из вопросов, которые поднимают пылкие умы, касается взаимосвязи между верой и благополучием. Ряд исследований сообщает, что среди контрольной группы, в которую вошло более 160 000 европейцев, 85% тех, кто регулярно ходит в церковь, уверенно заявили, «очень довольны своей жизнью». В то время среди атеистов этот процент немного ниже — 77%. Психологи настаивают на трёх факторах, почему так происходит:

  • поддержка социума. Вера не индивидуальна и подразумевает интеграцию в группы практикующих, которые оказывают друг другу психологическую и материальную помощь;
  • обретение цели существования. Уровень счастья и благополучия возрастает, когда человек понимает, для чего живёт и к чему стремится;
  • чувство эмоционального единства. Общение с Богом приносит человеку чувство удовлетворения и повышает его личную значимость.

Что человеку даёт вера в Бога

В последнее время средства массовой информации переполнены скандалами на религиозной почве. В век могущества технологий многих раздражает тот факт, что всё еще есть те, кто верит во что-то более высокое и мудрое, чем айфон последней модели.

О том, как легко оскорбить чувства верующих и какое быстрое и суровое наказание ждёт за это нерадивого божьего раба от правоохранительных структур, ходят легенды. Казалось бы: церковь и закон должны находиться по разные стороны этики и морали. Но, увы.

Почему происходит иначе и что такого в религии, что заставляет людей отключать логику и следовать, порой, совершенно противоречивым инструкциям свыше?

Зачем нужна вера?

Вера как потребность в безопасности.

Согласно пирамиде Маслоу, это одно из базовых желаний стабильности и защиты от внешних угроз. Многим необходимо чувствовать, что над ними есть тот, кто всё знает о том, что происходит в их жизни, и может это контролировать.

Человек осознаёт свою ничтожность по сравнению с огромной бескрайней Вселенной и не может смириться с одиночеством. В таком случае, высшим источником безопасности и утешения становится Бог. Зигмунд Фрейд сравнивал покорность Богу с подчинением маленького ребёнка своим родителям. 

Вера — одно из течений массовой культуры.

Ценность религии можно рассматривать с точки зрения того, как она повлияла на науку, искусство, литературу, музыку и архитектуру, а также на образ жизни людей. Те общества, где религия была запрещена, например, Советский Союз, изжили себя. Влияние христианства можно увидеть в его достижениях, поскольку «дерево познается по плодам». 

Оно внесло огромный вклад в развитие русского языка и научило заботиться о бедных, слабых и больных. Церковь сделала разрозненный народ цивилизованным и верно служила людям разного возраста от колыбели до могилы.

Вера как символ равенства.

Пропасть между социальными прослойками общества огромная. Но Библия обещает спасение каждому, кто чтит законы, независимо от его пола, возраста и уровня достатка. Перед Богом все равны, и верующий человек ожидает, что Высший суд будет судить его по справедливости, равно как верхушку элиты.

Вера как потребность в высшей цели.

Всё, что есть в природе, выполняет определённую функцию: солнце даёт свет и тепло, вода утоляет жажду, так и у человека должна быть особая цель. В жизни большинства людей наступает этап, когда они задумываются о смысле своего существования, зачем они пришли в этот мир: есть, спать и работать, или всё же для чего-то большего и пока сокрытого от их глаз.


Фото автора Mikhail Nilov: Pexels

Ответ «ради семьи или ради общего блага» не вполне удовлетворяет, так как заставляет углубиться дальше: для чего существует семья и всё человечество?

Вера как гарантия жизни после смерти.

Человек считает себя венцом творения и не может смириться с тем, что даже его земной путь закачивается. Вера в жизнь после смерти — основной способ спекуляции для каждого новоиспечённого пророка. Кроме того, это служит облегчением для тех, кто прожил тяжёлую, но праведную жизнь. Библия обещает им внеочередную путёвку в рай.

Вера как надежда на лучшее.

Когда бьют куранты и воздух вокруг становится лёгким и мерцающим как платье юной дебютантки, ожиданием чуда проникается даже самое суровое и закостенелое сердце. Примерно такое же чувство возникает у человека, который молится. Надежда дает возможность иметь мечту и поддерживает жизнеспособность. Без надежды, равно как и без веры и любви, человек не может жить. Она необходима ему как воздух. Человек задает себе программу и отправляет ее в космос.

Писатель Фёдор Достоевский считал, что самый важный вопрос, который определяет смысл существования человека: «Во что ты веришь?» Христианство утверждает, что никто не может жить полностью безгрешно, и поэтому попытка обратиться к Богу, чтобы получить прощение, позволяет заполнить внутреннюю пустоту.


Giphy

Сущность веры заключается, прежде всего, не в отношении к определённому религиозному течению, а в выражении личного рвения. Для одних она приносит моральное удовлетворение, для других является частью мистического опыта, третьи видят в ней своеобразную терапию, преодолевая жизненные испытания с помощью Библии. Поход в церковь заменяет им визит к психологу.

Становление веры

Итак, отвечая на вопрос, вынесенный в заглавие статьи, обобщающе можно указать, что вера проходит четыре этапа становления:

  • Эмоциональная вера.
  • Интеллектуальная вера.
  • Волевая вера.
  • Сердечная вера.

Несложно догадаться, что все начинается с эмоциональной веры. Сказано об этом достаточно. Обозначим лишь, что помимо надежды, которая больше, чем желание, сюда можно еще включить и мир, который сильнее, чем спокойствие. Интеллектуальная вера строится на убеждении. Убеждения более стабильны и неизменны, чем эмоции. Когда человек переживает первые ступени окрыленности от соприкосновения с Божеством и не отворачивается, его чувства постепенно утихают, приходит осознание происшедшего. Вера становится более осознанной. Волевая вера – это решимость добровольно подчиняться воле Бога. Здесь может быть примешан и элемент рабскости (страха), и элемент наемничества (поиска награды), но в любом случае человек сам решается следовать за обретенной верой. Убеждение здесь становится намного глубже, чем просто мнение. Невозможно будет и без любви, которая уже перестает быть просто чувством. Сердечная вера проистекает из нашего внутреннего «я». Любовь здесь выходит на первый план. Материальным, земными категориями сердечную веру не объяснить. В Новом Завете, например, сердце ни разу не употребляется в значении органа, качающего кровь. Вообще Священное Писание приписывает сердцу функции, которые светская наука привыкла относить к сознанию. Это и воля, и мышление, и ощущения, и совесть, и т.п. Получается, что в сердечной вере все существо человека направлено к объекту веры – Богу. Вера здесь перестает быть просто убеждением, она становится уверенностью. В таком случае реальность Господа становится очевидней реальности окружающего мира, становится внутренней аксиомой души. Это, если хотите, не только ответ на проблему происхождения веры, но и на вопрос, зачем знать Бога. Если Он Творец мира, то Он реальней мира. Сердечная вера становится возвратным путем к совершенству утраченной человеком Реальности.

Интуиция или логика?

Американский религиовед Амитай Шенхав также предположил, что наличие или отсутствие религиозной веры определяется фундаментальными различиями в образе мышления. Учёный считает, что вера многих людей в Бога проистекает из невозможности отыскать логическое объяснение некоторым явлениям. И в результате их списывают на Божественное вмешательство. Шенхав и его коллеги решили проверить, как влияет на силу веры человеческая интуиция. С этой целью они провели ряд экспериментов. На первом этапе 882 взрослых американца должны были ответить на вопрос, верят ли они в Бога. После этого подопытным предложили тест из трёх простых математических задач. Условия задач были построены таким образом, что при попытке их решения интуитивно напрашивались неверные ответы. И только подумав, можно было дать верный ответ. Оказалось, что среди правильно решивших все три задачи верующих в полтора раза меньше, чем атеистов. Причём результат теста не зависел от уровня образования испытуемых. Далее 373 участникам эксперимента нужно было припомнить ситуации, когда принять верное решение им помогла либо интуиция, либо логическое мышление. И опять же, те, кто больше полагался на интуицию, как правило, верили в Бога, в отличие от людей, которые предпочитали логические рассуждения.

Второй вариант атеизма — те, кто перестал верить в Бога

Есть люди, которые разочаровались в Боге. Как правило, это те, кто ждал от Него чего-то и не дождался. Подчас это возникает из-за поверхностного представления о религии или из-за её принятия в неразумном возрасте.

Вот родился человек, крестили, пару раз ходил в церковь. Говорит о себе, что православный. И тут у него умирает мать, отец. Молитвы не помогли. «Где был ваш Бог?», — возмущается такой человек.

И ему невдомёк, что это не те вопросы, в которые Всевышний вмешивается, что молитва — это не заказ того, как будет дальше, а средство общения.

«Поцелуй Иуды» фрагмент четырёхчастной иконы. Фото: icons.pstgu.ru

Если опираться на традиционную христианскую версию, то Иуда Искариот вполне сгодится на роль человека, который разочаровался в Боге. Он некогда был избран среди выдающихся верующих, но предпочёл пойти от Христа, а не к нему.

И вот появляется ещё один человек, который не верит в Бога, потому что обозлился. И религия для него — уже сказки. А что поделать, если нет правильного религиозного воспитания.

А бывает, что ищет человек себя в религии и не находит.

Кто-то мечется, берётся за другие учения. Не нравится ему, скажем, идея о том, что все мы живём один раз, им неприятна.

А вот реинкарнация — самое то. И человек находит, что ему особенно близки восточные учения.

А бывает, что из таких кризисов выходят люди, которые не верят в Бога. Просто думают, что не может быть у такого жестокого мира Творца и отрицают идею о его существовании.

Пример истории, когда человек становится атеистом, рассказывает в видео ниже протоиерей Александр (Игнатов). В его рассказе проиллюстрирован ещё один путь к атеизму — через чувство вины.

Собственно, вся проповедь отца Александра — попытка осмысления атеизма с позиции верующего.

Слово о вере. От 7 февраля. Об атеистах

Сила веры

Эффект плацебо. Поцелуй матери, когда ребенок падает и разбивает себе колено, облегчает боль. Дело в том, что ребенок искренне верит словам мамы. Если бы у вас сильно болела, например, рука, а врач дал бы вам таблетку и заверил, что это обезболивающее, то вам, наверняка стало бы легче, и боль отступила. И не имеет значения, дал вам доктор настоящее лекарство от боли или кусок мела.

Плацебо-лекарство, не имеющее в себе каких-либо химических медицинских препаратов, имеющее целительную способность. По внешнему виду это лекарство идентично настоящему лекарству. Если настоящий медицинский препарат имеет круглую форму желтого цвета, то и плацебо будет иметь круглую форму желтого цвета.

Эта психологическая практика используется во всем мире. Вы можете задуматься, как часто выздоравливали в прежнее время вследствие веры в употребляемое лекарство или в своего доктора. Допустим, это и есть та причина, по которой одному человеку помогает определенный аппарат, а другому не особо. Всего на просто один верит в эффективность препарата, а другой принимает его без веры.

Многие нынешние препараты, не имеющие в своем составе ничего, что могло бы вылечить от той болезни, которая описывается в аннотации к препарату, может оказаться совершенно законным средством лечения. Главное, что бы люди были уверены в правдивости их эффективности.

Многие врачи прописывают самые популярные лекарства своим пациентам, пока препараты еще в моде и люди искренне верят в их целительные свойства. Как только появляется другое, более популярное лекарство, первое утрачивает большинство своей целебных способностей. Тем более если новое лекарство рекламируют повсюду, как панацею. Опыт прошедших лет подтверждает, что многие препараты прошедшего времени не имели особой целительной силы, но, тем не менее, им приписывают чудесные исцеления.

Результат

Если было бы возможно исключить веру при принятии псевдо панацеи, то появилась бы возможность проверить реальную пользу от действия того или иного лекарственного препарата. Если вы не верите вашему лечащему врачу или в действие принимаемого лекарства, то эффективность лечения уменьшается во много раз, если оно вообще будет присутствовать. Аналогично, если вы доверяете врачу и искренне верите в чудо препараты, выписанные вам, то результативность лечения увеличивается во много раз.

Например, шаманам приписывают способность чудом исцелять людей с помощью ритуалов, хотя на самом деле они знают, как запустить процессы само исцеления в организме, а так же они знают целебные свойства растений. Какими бы методами лечения вы не пользовались, результат плацебо очень глубок. Но так же сильны травы, минералы, витамины и некоторые современные препараты. Химические препараты тоже не стоит недооценивать, ведь выдающиеся ученые, заботящиеся о процветании всего человечества постоянно ведут исследования и находят все больше и больше способов останавливать различные заболевания.

К сожалению, в нашем мире достаточно много людей, которые поднимают свое финансовое положение за счет реализации «чудо препаратов», состав которых не сильно отличается от состава того же мела.

Главная идея состоит в том, что в медицине много способов лечения различных заболеваний и логичнее всего остановиться на том способе, в который вы больше всего верите. Тогда он непременно вам поможет. Огромное количество научных исследований, прошедших за последние 50 лет дают нам возможность убедиться в эффективности лечения, если человек верит в его силу.

На мой взгляд, вера в себя, в Бога, в успех − основа жизни. Задача конечно не простая − формировать веру в себе, но поверьте, это компенсирует все.

Человек, имеющий веру, может столкнуться с неудачами в жизни, но он никогда не потеряет надежду. Он знает, что препятствия, которые приходят на его пути являются лишь временными, и он в конечном итоге будет успешным в достижении своей цели. Таким образом, вы можете достичь многого, если у вас есть вера в Бога.

По вере вашей вам и воздастся!

Иногда говорят о том, что «современный человек не может верить в чудеса или разделять библейскую картину мира». А почему, собственно? Может ли современный человек верить в библейский мир духов и чудес?

Может ли современный человек верить в Бога? Швейцарский либеральный теолог середины ХХ века Рудольф Бультманн формулирует это соображение таким образом: «Нельзя пользоваться электрическим светом и радио, прибегать в случае болезни к современным лекарственным и клиническим средствам и в то же время верить в новозаветный мир духов и чудес». Этот довод может показаться интуитивно понятным — мир, в котором мы зажигаем свет, нажав на клавишу, или слушаем новости с другого конца планеты, кажется бесконечно далеким от мира Библии.

Но есть ли за этим доводом какая-то логика?

Современная наука, как мы говорили, не доказала — и не могла доказать ничего в отношении духов и чудес, они находятся вне сферы ее применимости.

Довод, скорее, обращается к своего рода снобизму современников — мол, раньше люди были глупы и верили в разную чепуху, но теперь мы поумнели и ни во что подобное больше не верим. Это кажется очевидным.

Школьник XXI века знает о мире гораздо больше, чем образованный человек XI, многие представления людей прошлого о природном мире оказались ошибочны. Поэтому кажется естественным предположить, что и их представления о смысле мироздания были ложными.

Однако такое предположение будет неверным — научно-технический прогресс сам по себе ещё не означает возрастания человека в мудрости. Знания, которые отвечают на вопрос «как» — как строить самолеты или электростанции — еще не означают мудрости, которая отвечает на вопросы «зачем?», «в чем смысл и предназначение жизни?», «на что нам надеяться?», «как нам поступать?»

Современный Бультманну человек, который был слишком взрослым и премудрым, чтобы верить в Библию, охотно верил в превосходство нордической расы или торжество коммунизма во всемирном масштабе.

Апеллировать к «современному человеку» как к критерию истины было бы явной ошибкой. То, что сейчас воспринимается как пик прогресса, в глазах следующего поколения может оказаться тяжким заблуждением.

Образованные люди XIX века, или хотя бы до 1914 года, которые жили в эпоху очевидного и бурного прогресса, совершенно обоснованно сочли бы события ХХ века страшным провалом в варварство и одичанием — хотя технический прогресс в это же время развивался и весьма бурно.

Мы можем быть уверены, что в научно-техническом отношении наши потомки будут нас превосходить — если, конечно, не случится какой-нибудь глобальной катастрофы. Но у нас нет никаких гарантий, что они будут мудрее или человеколюбивее. Таким образом, из того, что какие-то люди живут хронологически позже или пользуются более продвинутой техникой, никак не следует, что они ближе к истине относительно предназначения человека и смысла мироздания. «Новозаветный мир духов и чудес» может оказаться гораздо более реальным и подлинным, чем те или иные фантомы, которые соблазняют «современного человека».

Минусы и плюсы религии

Религия веками успешно окутывала сознание человека «паутиной» неисполнимых иллюзий, конструкциями мироздания, загробного существования и пр. Укрепляясь так в сознании людей и в памяти поколений, делаясь частью культурного потенциала, религия получила некоторые культурно-этические и социально-политические функции.

Под функциями религии понимают способы религиозного влияния на жизнь общества. Функции религии порождают, как плюсы, так и минусы.

Плюсом любой религии выступает то, что вера помогает верующим легче перенести негативные эмоции. Другими словами религия дает утешение, нивелируя отрицательные эмоции (отчаяние, страх, горе, переживание печали, одиночества и пр.). Религиозное утешение это специфическая форма психотерапии, причем эффективная и дешевая. Благодаря такому утешению человечество смогло выстоять в историческом прошлом, выживает и сейчас.

Второй плюс функции религии выражается в том, что она способствует коммуникации людей с общим мировоззрением.

Коммуникация является значимой потребностью и ценностью в жизни. Ограниченность в общении или его отсутствие заставляют людей страдать.

Особенно переживают остро недостаток общения большинство пенсионеров, однако бывает, что и молодежь попадает в это число. Религия помогает всем преодолевать эту негативную сторону жизни.

Минусы религии отмечают только историки, поскольку богословы убеждены, что у религии минусов нет.

Историки причисляют к минусам отчуждение людей по мировоззренческому признаку. Имеется в виду, что прихожане разных конфессий относятся друг к другу или безразлично, или враждебно. Чем сильнее пропагандируется идея избранности в религии, тем более выражено происходит отчуждение между верующими различных конфессий. Однако есть религия (бахаизм), кодекс морали которой осуждает такое поведение и причисляет его к нравственному пороку.

Вторым минусом, по мнению историков, является снижение уровня социальной активности верующих.

Социальная активность – это нерелигиозная деятельность, целью которой выступает служение социуму, например, общественно-полезный труд, политическая деятельность, научно-культурная деятельность.

Религии из-за мировоззренческой функции мешают участию людей в общественно-политической деятельности (участие в митингах, выборах, демонстрациях и т.д.). Это происходит, как через прямые запреты, но зачастую из-за того, что для общественной деятельности совсем не остается времени, поскольку личное время посвящено молитвам, обрядам, изучению и распространению религиозной литературы.

Атеисты, пытаясь верующих понять, задаются вопросом, что побуждает людей верить в Бога.

Иногда и религиозные личности замысливаются над этим, наблюдая разнообразие религиозных течений.

Одни полагают, что верование в Бога это вопрос личного предпочтения, другие считают, что без веры человек становится неполноценной личностью, третьи предпочитают помалкивать ввиду убеждения, что люди сами придумали себе веру в Бога. Все мнения противоречивые, за каждым стоит убежденность, отражающая взгляд личности на веру в создателя.

Итак, люди начинают верить в Бога по следующим причинам:

  •  рождение в верующей семье. Вероисповедание зависит от местности, в которой проживает семья (например, в Индии живут индусы, в Италии – католики, в Марокко – исламисты и т.д.);
  • некоторые личности приходят к вере, поскольку ощущают потребность в Боге. Они осознанно интересуются религией, творцом, восполняя, таким образом то, чего им не хватает. Они убеждены, что появление человечества неслучайно, у каждого есть предназначение. Такая вера не временный порыв, а глубокая убеждённость;
  •  даже отдалённый от религии индивид, пережив жизненные испытания, обращается к Богу, например, в период тяжелой болезни;
  • некоторые, поняв ответ на свои мольбы, начинают веровать в Бога по личному желанию, выражая ему свою благодарность;
  • страх будущего толкает человека к вере. Он может не иметь веры в действительности, однако будет делать видимость верующей личности из-за опасения быть осуждённым другими или веровать из-за страха, что с ним станет после смерти.

Причины, почему люди верят в Бога, можно перечислять бесконечно, однако все сводятся к тому, что индивид может иметь поверхностную или глубокую веру. Это будет отражаться или нет на его словах и решениях, а слова, произнесенные вслух «я верю в Бога» не всегда являются истиной.


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Вера бывает результатом как духовного поиска, так и простой доверчивости

Настоящая вера — это результат духовных исканий. Её необходимо примерять на себя, как одежду, испытать, понять, что это твой путь, без которого ты жить не можешь.

Вера — это не что-то такое, что ты взял, попробовал, забыл, потом вернулся. Это постоянная работа. Даже самые стойкие священники подчас страдают от периодов сомнений.

Иммануил Кант — известный агностик. Философски обосновывал, что нельзя не доказать, ни опровергнут существование Бога. Фото: upload.wikimedia.org

Но есть ряд других «верующих» — номинальных. Это те люди, которые родились где-то в религиозной семье, всю жизнь росли по религиозным правилам, но никогда не ценили и по-настоящему не осмысляли то, что имели. Это вера по привычке, данность. Она пуста.

А некоторые и вовсе принимают всё на веру: послушали первых встречных проповедников и крестились в любую подвернувшуюся религию.

Много сомнительных религиозных течений собраны из вот таких недотёп: ни разу в жизни о Боге не слышали, увидели брошюрку про Библию — и всё, они уже Свидетели Иеговы.

Буддизм, индуизм, ислам, католицизм, православие, вы им говорите? Да что вы, теперь и слушать не станут, хотя не знают, о чём речь.

Существует 2 типа «верующих»: те, кто выстрадал веру и те, кто верит по привычке.

Каждый верующий человек обязан в своей жизни хотя бы раз задать себе вопрос: а что, если ничего нет, если я не прав, почему я думаю, что всё так, а не иначе?

Только после честного ответа мы можем называть себя истинным верующим.

И мы не должны осуждать атеистов. Конечно, среди них много тех, кто также «не верит» по привычке, ибо родители были не из религиозной семьи.

Но подлинный атеист — это тот, кто остался честен с собой. Его выбор — не наш, но уважительное отношение друг к другу нам необходимо.

Проблема неверия

С первых трех этапов человек может обернуться к неверию, но только не с последнего. Отсюда возникает вопрос: «Почему некоторые люди не верят или не хотят верить в Бога?». Я уже отметил, что первые шаги к вере проделывает практически каждый, но обретают веру далеко не все. Мы увидели, что один из этапов становления веры – волевая вера. Глубокая убежденность в чем-то требует соотнесения всей своей жизни с этой убежденностью, а когда речь идет о Боге и вечной жизни, то «ставки» возрастают многократно. Бывает, что человек предчувствует необходимость изменений, но не хочет этого. Ему просто проще лежать в своем теплом болоте и не замечать налипшей на него грязи.

Иногда кажется, что некоторые люди вскарабкиваются на вершину веры, но потом перестают верить в Бога. Проблема здесь в иллюзии. Бывает, что человек растет в верующей семье, его окружает религиозная культура, ему кажется, что вся эта внешность и есть вера, но дальше эмоционального восприятия дело не идет. Эмоции же нестабильны, стоит их только поколебать, как вера тут же улетучивается. Например, на эмоции от впечатлений внешней атрибутики богослужения или общения внутри общины «прилетает» эмоция от пережитого или увиденного горя. Начинаются терзания и, если они не перерастают в более глубокие уровни веры, то они обязательно выльются отвержением веры.

Промежуточная позиция

Кто-то не верит в бога, но молит не скатиться вниз. Нередко так поступают психологи, которые уверены в том, что верования необходимы человеку, чтобы выживать. Они указывают, что именно религиозные представления объясняют человеку то, чего он не может понять, перед чем испытывает страх. Смерть – это неизвестность, которая пугает. А вера облегчает этот страх, давая понять, что там будет ждать. Поэтому часто психологи не верят и не отрицают бога. Это помогает им жить более счастливой жизнью.

Был найден во Всемирной сети и такой грамматически неправильный запрос «не верю в бога, но я слышу его шопот». Нужно отметить, что официально доказано, что убеждать себя в том, что происходит общение со сверхъестественными существами, отчетливо слышать в голове голоса означает быть психически нездоровым. Кто-то начинает верить, что таким образом он общается с богом. Но противное доказывает то, что данный синдром с легкостью лечится с помощью лекарств, которые исцеляют шизофрению. Их может подобрать только психиатр.

Выводы

Вопрос веры всегда волновал человечество, в несуществующего Бога верить невозможно. Если мы говорим о вере, то мы всегда говорим об отношении к Абсолюту. Поэтому, по слову свт. Луки (Войно-Ясенецкого), даже у атеистов есть свое к Нему отношение, а отношение уже подразумевает наличие минимум двух взаимодействующих субъектов, коими, в данном случае, являются Бог и человек.

Зачем люди верят в Бога? Надеюсь, что мне удалось дать ответ на этот непростой вопрос. Что бы там ни говорили, а если человек перестает верить в Бога, он начинает верить в что-то другое: науку, прогресс, силу разума, НЛО, возможность построения социальной справедливости на земле и пр. Последствия такой веры бывают весьма плачевны, но это уже совсем другая история.

Протоиерей Владимир Долгих

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector