Основы российского права

Положение религии в государстве

В Конституции зафиксировано два положения:

  • государственная религия отсутствует, религия не может быть обязательной;
  • государство не участвует в деятельности религиозных организаций, им нельзя делегировать функции органов государственной власти.

Отношения между религией и государством в России можно охарактеризовать, как обоюдное невмешательство. Такие взаимоотношения сложились исторически, в истории государства были разные периоды: прямого влияния религии на государственные вопросы, ущемления интересов сторонников определенных верований, использования религии в государственных интересах, в советские времена были распространены гонения на почве религии и даже террор по отношению к верующим и представителям церкви. Именно на почве такого прошлого определилась значимость соблюдения принципов светского государства, равенства между разными религиями и независимого сотрудничества правительства и представителей духовенства.

Базовые виды государства

В государственной и правовой теории четко установлено, что зависимо от отношений, которые сложились между государством и церковью различают три основных вида государств:

  1. государство теократического вида;
  2. государство клерикального вида;
  3. государство светского вида.

Теократическое государство

Первый вид, теократическое государство (от греч. «Бог» и «власть»), представляет собой форму государственной власти, при которой сама власть абсолютно полностью или частично является принадлежащей церкви.

Пример 1

К примеру, Монголия до 1921 г. или сегодняшнее государство Ватикан, которое является теократической монархией, где законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежат Папе Римскому.

Клерикальное государство

Определение 1

Государство клерикального вида (от лат. «церковный») являет собой форму государственной власти, при которой церковь, основываясь на закон, влияет на государственную политику и важные жизненные сферы общества.

Пример 2

Примером служит Исламская республика Иран. Здесь, кроме светских органов, к которым относятся парламент и правительство, существует и духовный государственный лидер. Именно его верующие люди тотально боготворят, всецело поклоняются ему.

Точно так же, деятельность государства может быть напрямую связана с церковной сферой в еще одной дополнительной форме. Это государственная церковь. Суть такой церкви заключается в том, что одна из конфессий полностью признается частицей официальной государственной организации, т.е. воспринимается как главная в стране. И тогда, как правило, все должности страны занимают определенные представители государственной единой религии. Подобный институт имеется в Исландии, Швеции, Дании, Греции, Великобритании, Иордании, Иране. Также был и в России до 1917 года.

Светское государство

Что касается светского государства, то его базовыми принципами представляются принципы абсолютного отделения церковной политики от государства и принципов свободы совести. При этом целый ряд авторов в своих работах по данной проблеме относят принцип отделения церкви от государства к одной из важнейших гарантий свободы совести.

Четко формулируя полноценное содержание понятия светского государства, стоит брать во внимание тот факт, что автономность и абсолютная суверенность интересов страны и религиозных сообществ имеют достаточно принципиальное различие компетенции. В таком случае, понятие суверенности подразумевает верховенство и независимость, а также, полнейшее обладание компетенцией исключительного вида

Сама страна вовсе не вмешивается в вопросы религиозного характера, в четкие определения гражданами принадлежности к религии, в моменты внутренней самоорганизации религиозного объединения. Объединения религиозного вида абсолютно не вмешиваются в следующие моменты:

  • в государственное управление;
  • в отношения публично-властного вида;
  • в деятельность органов государственной власти;
  • в деятельность правовых и политических институтов.

Светскость, которая выражается через отделение от государства религиозных объединений и объединений, деятельность которых направлена на полное распространение идеологии, а именно разделение государства и подобных объединений, подразумевает, что в религиозных моментах верующие представляют собой хозяев у себя и для себя, а сама страна вовсе не позиционирует как религиозный арбитр.

Деятельность религиозных организаций

В нашей стране для церкви и всех религиозных организаций предоставлена свобода в деятельности, не противоречащей законам. Государство не определяет и не навязывает гражданам какого-либо отношения к религии, признает деятельность организаций в данной сфере независимой, не возлагает на эти объединения полномочий государства и органов местного самоуправления.

Принципы светского государства отделяют систему образования от религии, поэтому церковь и другие объединения не участвуют в системе школьного образования. Также они не могут принимать участие на выборах федерального и местного уровня. Деятельность религиозных объединений регламентируется законами федерального уровня.

Ранее деятельность подчинялась Закону 25 октября 1990 г. № 267-1 «О свободе вероисповеданий», далее был издан новый федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». В статье 4 действующего закона обозначен конституционный принцип, который отделяет друг от друга деятельность государства и религии, а также регламентирует отношения между ними.

По данному закону РФ, как государство, обязано обеспечить:

  • невмешательство в отношение граждан к религии, к вопросам формирования отношения детей к религии. Родители вправе самостоятельно воспитывать своих детей, руководствуясь собственными убеждениями и обозначенными правами ребенка, в том числе и на свободу вероисповедания;
  • свободу для религиозных объединений от необходимости участвовать в работе органов государственного и местного управления, государственных учреждений;
  • невмешательство во внутренние вопросы религиозных организаций при условии, что те соблюдают установленные законами нормы;
  • светский характер системы образования на государственном и местном уровнях.

Это означает, что в работе органов государственной власти и местного уровня неуместны религиозные церемонии и обряды, служебное положение и продвижение по карьере для государственных и муниципальных служащих, военнослужащих и других лиц не могут зависеть от их вероисповедания и отношения к религии.

Принцип отделения религиозных объединений гарантирует:

  • неспособность церкви и других организаций исполнять полномочия органов власти;
  • свободу религиозных деятелей от участия в выборах любого уровня;
  • свободу от участия в деятельности политических объединения, оказания им материальной помощи.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Религиозные организации функционируют отдельно от государственных структур, но это не означает, что они ограничены в конституционных правах. Представители духовенства, как и все граждане, которые являются приверженцами определенной религии, могут участвовать в демократическом процессе в качестве избирателей на выборах государственного и местного значения, политических партий, а также на референдумах общественного значения.

Замечание 1

Государство принимает во внимание просьбы религиозных объединений по объявлению религиозных праздников нерабочими днями. Например, всероссийским выходным днем является 7 января, в этот день православные христиане отмечают праздник – Рождество Христово

Государство отделено от религии в правовом плане, но это не означает, что оно не может оказывать материальную помощь. Государство поддерживает религиозные объединения посредством финансового содействия в содержании и восстановлении значимых зданий, объектов, которые считаются памятниками культуры и истории, а также в предоставлении льгот, например, налоговых. Также государство оказывает помощь в организации образовательной работы религиозных объединений.

Россия — светское государство

Это означает, что Россия такое государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается ни обязательным, ни предпочтительным.

В светском государстве религиозные объединения, принадлежащие к любым вероисповеданиям, не вправе оказывать влияние на государственный строй, деятельность государственных органов и их должностных лиц, на систему государственного образования и другие сферы деятельности государства. Религиозные организации, действующие в государстве, выполняют другие (негосударственные) функции, к числу которых относятся следующие:

  1. нравственное воспитание людей;
  2. психологическая поддержка верующих;
  3. социальная поддержка верующих, а также людей, не относящихся к таковым (благотворительная деятельность);
  4. борьба за мир;
  5. борьба за установление согласия в обществе и участие в качестве арбитра в разрешении социальных споров;
  6. экологическая функция и др.

Взаимоотношения церкви и государства на протяжении всего периода развития человечества менялись. Было время, когда церковь находилась над государством и оказывала решающее воздействие на государственную политику через государственные институты, а школьное’ образование в обязательном порядке включало изучение духовных догматов. В Западной Европе это имело место в Средние века, в России — до правления Петра I, в странах арабского мира такие взаимоотношения церкви и государства существуют и в настоящее время.

Затем чаще всего устанавливались, правда, как правило, на короткий срок, гармоничные отношения церкви и государства, отношения паритета, «двоевластия». Это связано с укреплением и усилением государства как социального института и расширением знаний людей об окружающем мире. На более поздних этапах развития человечества, в частности европейской цивилизации, церковь в сфере государственного управления оказывается «под» государством и не имеет уже определяющего влияния на ход общественного развития.

В России, как светском государстве, религиозные объединения отделены от государства. Они не вмешиваются в государственную политику. Государство, в свою очередь, не вмешивается в дела церкви: оно занимает нейтральную позицию в вопросах свободы вероисповедания и убеждений и не становится на сторону какой-либо религии.

Религиозные объединения в России действуют на основе Закона РФ от 25 октября 1990 г. «О свободе вероисповеданий». Помимо этого они разрабатывают собственные нормы, которые в совокупности представляют целую корпоративную нормативную систему. Религиозные нормы не должны противоречить законодательству Российской Федерации.

Деятельность религиозных объединений, нарушающая требования законодательства, их уставных документов или условия регистрации, влечет ответственность в соответствии с законодательством, и, в частности, она может быть прекращена решением суда.

Светский характер государства отнюдь не препятствует ему в интересах обеспечения прав религиозных меньшинств оказывать отдельным конфессиям церкви и религиозным общинам материальную помощь из государственного бюджета.

Понятие основ конституционного строя РФ

В юридической науке под конституционным строем понимается закрепленный конституционно-правовыми нормами определенный способ организации государства и общества, при котором соблюдаются права и свободы человека и обеспечивается подчиненность государства праву.

В настоящее время в науке конституционного права выделяются два подхода к понятию конституционного строя. Первый подход носит формальный характер. В соответствии с ним конституционным строем признается любая форма организации общества и государства, которая находит закрепление в конституции государства. Такой подход сложился в советский период развития отечественной государственности и имеет ряд недостатков.

Конституция может существовать как в условиях демократического режима, так и в авторитарном государстве. Этот подход к определению конституционного строя не содержит качественных характеристик государства и общества. По формальным признакам конституционный строй существовал в СССР, в странах Восточной Европы.

Другой подход к определению конституционного строя учитывает качественные характеристики государства и реальный порядок осуществления власти. Существование конституции еще не предполагает наличие конституционного строя в стране.

В соответствии с этим подходом под конституционным строем понимается такой порядок, при котором в стране действует демократическая конституция, реализуются ее основные положения и реально соблюдаются установленные основным законом конституционные права человека и гражданина.

Название первой главы Конституции Российской Федерации позволяет сделать вывод, что она закрепляет не весь конституционный строй, а только его основы. Под основами конституционного строя Российской Федерации понимаются устои государства, его основные принципы, которые призваны обеспечить России характер конституционного государства.

В первой главе Конституции Российской Федерации регулируются не все, а наиболее важные общественные отношения, характеризующие российскую государственность. Совокупность правовых норм, регулирующих эти отношения, образует конституционно-правовой институт «основы конституционного строя Российской Федерации», занимающий ведущее место в системе конституционного права России.

Положения первой главы Конституции Российской Федерации обладают рядом свойств.

Во-первых, в соответствии со ст. 16 Конституции Российской Федерации положения Конституции не могут противоречить «Основам конституционного строя». Это своеобразная малая «конституция» внутри Конституции Российской Федерации 1993 г.

Во-вторых, решение вопроса о пересмотре основ конституционного строя относится к компетенции Конституционного Собрания Российской Федерации, если инициатива пересмотра будет поддержана тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Это положение Конституции Российской Федерации должно обеспечить стабильность российской государственности

Права человека в секулярном государстве

Одним из наиболее существенных принципов светской страны является провозглашение и гарантия права на свободное мировоззрение. Это право вбирает в себя некоторые виды прав и свобод. К ним относятся:

  • абсолютная свобода мыслей и убеждений, право на выражение собственного мнения по вопросам религиозного характера, включая право придерживаться личного мнения;
  • право на протекцию со стороны государственного аппарата от дискриминации по признаку отношения к религии или мировоззренческим взглядам;
  • право на сохранение автономной национальной культуры, включающую в себя религиозные воззрения.

Пример задания ЕГЭ по вопросу про РФ как светское государство

РФ — светское государство. Какие черты из перечисленных определяют светское государство?

  • ни одна из религий не может становиться государственной или обязательной для всех;
  • ни одна из идеологий не может становиться обязательной для всех или государственной;
  • религиозные организации равноправны и отделены от государства;
  • в РФ признаются общественно-политическое многообразие, плюрализм мнений и принцип многопартийности;
  • РФ гарантирует целостность и неприкасаемость своих границ.

Ответ: 13

Объяснение ответа:

  • ни одна из религий не может становиться государственной или обязательной для всех (да, согласно ст. 14);
  • ни одна из идеологий не может становиться обязательной для всех или государственной (нет, т.к. это идеология не является религией);
  • религиозные организации равноправны и отделены от государства (да, согласно ст. 14);
  • в РФ признаются общественно-политическое многообразие, плюрализм мнений и принцип многопартийности (нет, т.к. это относится к признаку федерализма, а не религии);
  • РФ гарантирует целостность и неприкасаемость своих границ (нет, т.к. это касается военной и внешнеполитической сферы).

Человек и общество

  • 10 сложных планов по блоку «Человек и общество»
  • Основные понятия по теме «Человек»
  • Базовые термины по блоку «Общество»
  • Основные термины по разделу «Познание»
  • Список понятий по блоку «Культура»

Эссе по обществознанию

  • Топ-50 примеров эссе по темам (высказываниям)
  • Структура, план, шаблон для эссе
  • Аргументы для эссе по всем темам
  • Клише для эссе по любому высказыванию
  • Критерии оценивания эссе
  • Как писать эссе по обществознанию с нуля?

ЕГЭ по обществознанию

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами
  • 50 примеров сложных планов по блокам
  • Список нормативных правовых актов для ЕГЭ
  • Как подготовиться к ЕГЭ и не сойти с ума?
  • Помесячный план подготовки к экзамену
  • Как правильно решать задание с определением

ОГЭ по обществознанию

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами

Выбери ответ

Понятие суверенитета Российская Федерация – демократическое, правовое, федеративное, социальное, светское государство

Суверенитет как высшее состояние государства формировался в ходе длительной исторической борьбы и подвергался изменениям в соответствии с духом времени. Практически все периоды развития государственности связаны с совершенствованием его качественного содержания. Формирование и эволюция этой конституционно-правовой категории всегда сопровождается усилением роли государства во внутренней и внешней политике.

Согласно Конституции Российской Федерации 1993 г. государственный суверенитет распространяется на всю ее территорию (ст. 4).

Многонациональный народ России возрождал суверенную государственность, учредил политико-правовое содержание государственного суверенитета России и незыблемость демократических основ. Указанные конституционные идеи находят свое воплощение в верховенстве и единстве государственной власти и ее самостоятельности и независимости в международных делах и внутренней политике.

Под государственным суверенитетом понимается независимость, самостоятельность и верховенство государственной власти, которые получают свое выражение в праве и возможность по собственному усмотрению осуществлять внутреннюю и внешнею политику государства. В Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций от 24 октября 1970 г., «ни одно государство или группа государств не имеет права вмешиваться прямо или косвенно по какой бы то ни было причине во внутренние и внешние дела другого государства».

Торжественное провозглашение государственного суверенитета России произошло в Декларации о государственном суверенитете РСФСР, принятой 12 июня 1990 г. I съездом народных депутатов РСФСР. Декларация устанавливала, что Россия является суверенным государством, созданным исторически объединившимися в нем народами. Для обеспечения политических, экономических и правовых гарантий суверенитета России устанавливалась полнота власти России при решении всех вопросов государственной и общественной жизни.

Основные положения Декларации нашли отражение в ст. 4 Конституции Российской Федерации.

  • Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.
  • Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
  • Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

Основополагающий принцип суверенитета – единство и независимость государственной власти. Единство государственной власти находит отражение в согласованном взаимодействии и функционировании органов государственной власти, учрежденных на основе механизмов народовластия и реализующих общегосударственные задачи и цели всего общества.

Независимость государственной власти находит отражение в ее самостоятельности и свободе усмотрения во взаимоотношениях с другими государствами, международными организациями. В законодательстве закрепляются различные гарантии государственного суверенитета России. К политическим относится право Российской Федерации самостоятельно определять свою политическую систему, способы формирования органов государственной власти и т. д.

Правовыми гарантиями являются собственная правовая система и закрепленное на конституционном уровне верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации. К экономическим гарантиям суверенитета относятся единая кредитно-денежная система России и федеральная государственная собственность, единая система налогов, взимаемых в федеральный бюджет.

В целях защиты государственного суверенитета созданы Вооруженные силы России. Они предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.

показать содержание

Принципы светской державы

Светский характер державы выражается в отсутствии установленных государственной властью официальных институтов, посредством которых духовенство могло бы оказывать воздействие на управление делами государства, специальных должностей в государственных органах, предназначенных для замещения священнослужителями.

Отношения между государственной властью и сектами, деноминациями и церквями строятся на принципах уважения их независимости, а также взаимной самостоятельности в своей области. Кроме того, духовенство и религиозные объединения на процессуальном уровне в такой державе ограничены в участии в политической деятельности. Из этого вытекает принцип запрета на создание партий по религиозному принципу. Политические акторы тоже не должны иметь права вести политическую пропаганду, оперируя религиозными постулатами.

Светское государство имеет следующие особенности:

  • отсутствие в стране обязательной религии;
  • независимость и отделение государственных учреждений от церковных;
  • невозможность влияния религиозных организаций на органы власти, запрет на формирование органов власти религиозными организациями;
  • государственные органы являются некомпетентными в сфере религии, принимают по отношению к ней нейтральную позицию и являются лишь гарантом религиозной свободы;
  • отсутствие власти государства в религиозных и догматических вопросах;
  • нейтралитет государства и его должностных лиц к религиозным организациям, религиозному мировоззрению и культуре;
  • предоставление государством гражданам права молчать о своём религиозном мировоззрении;
  • отказ государства от дифференциации граждан по религиозному критерию;
  • отказ государства от финансирования религиозной деятельности религиозных обществ;
  • отсутствие привязки деятельности учреждений и органов государства к религиозным обрядам;
  • государственные школы имеют светский характер, в них можно преподавать науку религиоведения, но в качестве добровольного предмета;
  • светское государство исключает власть и вмешательство религиозных общин в политику;
  • оно не имеет организационных связей с религиозными объединениями;
  • государство в отношениях со всеми деноминациями руководствуется принципом равноправия;
  • светское государство не предоставляет религиозным общинам институциональной поддержки в осуществлении их миссии, а также не пользуется их помощью при реализации своих целей;
  • государство является носителем, а не создателем общечеловеческих, земных ценностей, не пропагандирует ценности сверхъестественные и религиозные.

Особенности светского государства

Замечание 1

Российская федерация — светское государство. Таким государством признается такое, в котором государство и религия отделяются друг от друга.

Государство и органы государства отделены от церковных и религиозных объединений, не вмешиваются в их работу. В свою очередь последние не могут вторгаться в работу как государства, так и его органов.

Россия — светское государство, которое предполагает отсутствующую власть церкви над государственными органами. Для церкви в этом случае не допускается исполнение определенных функций государства, для государственных органов при этом отсутствует требование от государственных служащих обязательного вероисповедания. Страна и ее правление не признает юридическое значение церковных актов и правил религии в качестве правовых источников, которые обязательны для определенного человека. Также светское государство не должно заниматься финансированием расходов любых церковных организаций.

Альтернативные модели государственного устройства

Наряду со светской моделью устройства общества существуют и иные, альтернативные модели государственного устройства — теократия и клерикализм. Рассмотрим их подробнее:

  • Теократия. При такой модели политической и духовной организации общества государственная власть принадлежит духовенству. Единственный пример теократии сегодня — Ватикан.
  • Клерикализм. Форма политической организации общества, при которой церковь не слита с государственной властью, однако оказывает определяющее влияние на гос. политику через институты, установленные в законодательстве. В странах с таким устройством школьная программа включает в себя обязательное изучение религиозных догматов. В современном мире существуют такие клерикальные державы — Иран, Швеция, Норвегия и Дания.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector