Житие преподобного антония великого, икона святого и в чем помогает

Монастырь преподобного Антония Великого

Монастырь преподобного Антония Великого

Монастырь преподобного Антония Великого находится в египетской пустыне, среди гор Красного моря, в нескольких десятках километров от морского берега. Монастырь был основан в IV веке на месте, где преподобный прожил последние 44 года своей жизни. В настоящее время монастырь святого Антония Великого принадлежит коптской церкви. Это самая древняя в мире христианская обитель. Сегодня здесь трудятся 40 монахов и 25 послушников.

Копты — потомки коренных египтян, создававших древнеегипетскую цивилизацию. Слово «копт» происходит от арабского «кубт» — это искаженное греческое название Египта — Айгюптос (Aiguptos), восходящее к древнему культовому наименованию города Мемфиса — «Ха-Ка-Птах». В 30 г. до Р.Х. Египет вошел в состав Римской Империи, а позднее Византии. В 451 году Александрийский патриарх Диоскор был осужден на VI Вселенском Соборе, состоявшемся в Халкидоне. Он и его сторонники — монофизиты, составлявшие в Египте большую часть населения страны, не приняли православной формулировки Собора о соединении божественной и человеческой природ во Христе. (Они считают, что Христос имел одну природу — божественную). До арабского завоевания Египта в 639 году копты, не принимавшие Халкидонского вероопределения, подвергались гонениям со стороны византийской императорской власти. В 536 году был избран первый коптский монофизитский патриарх Феодосий. Так наряду с греческим Александрийским православным патриархатом в Египте сформировался монофизитский коптский патриархат. Во время арабского завоевания страны копты, хотя не поддерживали завоевателей с оружием в руках, однако, скорее всего, им сочувствовали. При новой власти копты подверглись еще большим притеснениям, грабежу и насилию. Уже в конце VIII века в коптских церквях сборщики налогов не могли найти ничего, кроме стеклянных потиров и деревянных дискосов. Не желая иметь общения с Византией, и нарушив церковное единство, копты подпали еще большему гнету. Огромные налоги неоднократно приводили к восстаниям, которые жестоко подавлялись. Уплатившие налог клеймились, те же, на ком клейма не было, подвергались казни. В X столетии копты должны были носить на шее огромный деревянный крест, который пригибал их к земле. До XI века копты составляли большинство населения страны, но с началом Крестовых походов мусульманские власти перешли к жестоким преследованиям христиан, и численность коптов стала заметно сокращаться. Правители страны намеревались изгнать коптское население в Грецию, и тогда многие, не желая оставлять родину, приняли ислам. В 1321 году было разрушено более шестидесяти коптских церквей, многие копты в Каире были убиты, а оставшимся было разрешено ездить по городу только на ослах, причем лицом к хвосту. Основные отпадения коптов в ислам имели место в XIV веке, и к началу XVI столетия их численность сократилась до 5-7 % от общего населения страны.

В монастыре 7 церквей. Только одна из них, церковь Св. Антония, старинная, построена на месте часовни, которую построил  ещё в IV веке сам преподобный. Прах его покоится справа от алтаря.

Алтарь храма

Алтарь тройной. Средняя его часть посвящена св. Антонию, левая — св. Марку, а правая — св. Афанасию, 20 патриарху Александрийскому, сподвижнику и биографу Антония. Храм строго аскетичен, здесь нет ничего лишнего. Алтарь от центральной части храма отделяется простой перегородкой с Царскими вратами. Справа от алтаря, в центральной части храма, имеется глубокая ниша, где под спудом покоятся мощи святого Антония, здесь он был погребен своими учениками.

Гробница преподобного Антония Великого

Преподобный Антоний жил в пещере, за пределами монастыря, на горе Аль-Кользом, с 312 г. до своей кончины в 356 г. Пещера Антония превращена в часовню. Ныне это объект паломничества.

Пещера преподобного Антония Великого

К пещере ведет крутая лестница в 1150 ступенек. Один раз в год, в день памяти святого Антония Великого, 30 января, в пещере бывает Богослужение. В остальное время, кто-то из монашествующих приходит для особых молитв на несколько часов.

Лестница к пещере преподобного Антония Великого

Молитва преподобному Антонию Великому

О великий угодниче Божий, преподобие отче Антоние! Яко имеяй дерзновение ко Владыце Христу и ко Пречистей Его Матери, буди о нас, недостойных (имена), молитвенник теплый, заступая нас от всяких бед и напастей, да твоими молитвами невредимы от враг видимых и невидимых пребудем. Моли милосердие Божие, да спасет нас от прегрешений наших, имиже веси судьбами. Моли благость Его, еже милостивно храму (дому) сему потребная подавати, жизнь нашу умирити и вся прихожаны храма сего помиловати, и спасти души наша, да непрестанно славим, хвалим, поем и величаем пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Житие преподобного Антония Дымского

Монахи, составлявшие рассказ о жизни первого игумена Дымского монастыря, основывались на местных преданиях и легендах.

Скудность сведений (отсутствие достоверных данных о дате, месте рождения, детских годах) объясняется двумя причинами:

  • Святой Антоний Дымский не желал человеческой славы, посвятив свою жизнь Богу. Он не ценил свои земные добродетели, а также сохранение у потомков памяти о себе.
  • Пожары, разорение, запустение обители во время и после вражеских нашествий.

В конце 1156 года в селении под Новгородом в богобоязненной семье родился мальчик, нареченный Антонием. С малых лет он был приверженцем молитвословия в Божьем храме. Ему чужды были детские шалости и забавы. Уже будучи отроком, он однажды услышал слова из Священного Писания, которые запали ему в душу и определили будущий жизненный путь: «Если кто хочет ко Мне прийти, да отречется от себя и возьмет крест свой и ко Мне придет».

Юный Антоний принял решение уйти в монастырь и посвятить себя служению Господу. Он оставил семью и отправился в монастырь в окрестностях Новгорода. Игумен Хутынской Спасо-Преображенской обители, Варлаам, совершил ему монашеский постриг и стал духовным наставником. Антоний отличался особым рвением в исполнении монашеского устава.

В 1187 году он, с благословения игумена, отправился в Константинополь по делам монастырским и поклониться святым местам. Его возвращение в конце 1192 года совпало с кончиной преподобного Варлаама, по желанию и благословению которого Антоний стал настоятелем Хутынского монастыря. В управлении обителью преподобный сохранил правила жития братии, установленные Варлаамом. Его деятельность и праведная жизнь вызвали любовь верующих и насельников.

Преподобный Антоний тяготился почитанием паломников и монашеской братии и молил Господа и Божью Матерь указать место для уединенного подвига. Спустя несколько лет он оставил монастырь и удалился в глухие леса под Тихвином. На берегу Дымного озера он построил келлию, выкопал пещеру для зимовки и стал вести отшельнический образ жизни.

Мужественно перенося зной, холод, голод, Антоний днем трудился, а ночью молился Господу. Для изнурения плоти святой, не снимая, носил тяжелую железную шапку. В скором времени к отшельнику стали приходить иноки, желавшие стать такими же подвижниками, как Антоний. По общему решению братии и с благословения Новгородского архиепископа Исайи, был основан Дымский монастырь, пожизненным игуменом которого стал Антоний.

24 июня 1224 года преподобный отец преставился. Ему был открыт день встречи души с Господом. Накануне кончины святой простился с иноками, благословил их и причастился Святых Таинств. Останки преподобного были погребены в монастырском храме. После смерти святого стали наблюдаться чудесные исцеления по молитвам над его гробницей и после наложения на голову железной шапки.

Спустя 146 лет иноки вскрыли захоронение Антония и обнаружили, что мощи его не тронуты тлением. Рака со святыми мощами была поставлена в приделе храма для поклонения верующими и монастырской братией. В 1409 году, опасаясь татарского нашествия и глумления над святыми мощами, по велению игумена, они были преданы земле. В 1655 году над захоронением был возведен Свято-Троицкий собор. В 1744 году над могилой преподобного была установлена позолоченная деревянная рака. У раки хранилась железная шапка, вес которой составлял 3 килограмма.

Преподобный Антоний оставался хранителем основанной им обители. Он дважды являлся во сне настоятелю монастыря и предупреждал о возгорании. В 1611 году шведы сожгли обитель, но она возродилась снова не без молитвы святого.

Первые шаги монашества на Руси

По воле Божьей прп. Антоний Киево-Печерский в этот раз не путешествует по русским землям, а селится в намоленной пещере, которую перед его возвращением для пребывания в уединении и молитвы вырыл пресвитер Илларион, будущий первый русский митрополит.

В посте, с покаянными слезами святой отшельник обустраивает пещеру, расширяя ее.

Жизнь святого, проведенная в этой пещере, заключалась в молитвенной деятельности, он стал Господним лучом, освещающим путь русскому православию.

Удивительные события развиваются со стремительной быстротой, вскоре вокруг уединенной пещеры, в которой практически неподвижно в молитве находился святой монах, появились пещерки его учеников, которые приходят к преподобному Антонию Печерскому за наставлениями и благословениями.


Икона преподобного Антония Печерского

Благословения и наставления преподобного подчинены строгим правилам монашеской жизни в уединении. Отец Антоний устраивает жизнь Ближней, в будущем Антониевой, обители под руководством игумена Феодосия, обладающего даром смирения и кротости, а сам в 1057 году уходит в горы, выкопав там новое место жительства, где впоследствии основан Феодосиев монастырь.

Монахи находят место пребывания наставника, начинают рядом копать пещерки. Основывается новый подземный монастырь, тогда Антоний Печерский молится перед Господом и принимает решение об устройстве наземных церквей, место для которых подарил киевский князь Изяслав.

Слава об удивительном монахе разлетелась по округе, и потянулся к пещере святого народ от крестьян до бояр. Афонский молитвенник обладал даром:

  • ясновидения;
  • исцеления;
  • пророчества;
  • наставничества;
  • глубокой веры.

Поклонники язычества дважды устраивали погромы в пещерах, пытаясь изгнать оттуда монахов, но те в кротости и смирении возвращались вновь. Первыми учениками, а впоследствии и соратниками, стали преподобные Феодосий и Никон, большая поддержка монашескому движению оказывалась князьями Изяславом и Святославов.

В киевских пещерах появились затворники, такие как святой Исаакий и другие. Князь Изяслав благословляет строительство монастыря в честь Дмитрия Солунского, его игуменом назначается преподобный Варлаам. Люди шли в обитель с прошениями и помощью, поддерживая материально монахов, живших в пещерах. В слезах, молитвах и бдении пребывало Киево-Печерское братство, прося Бога за народ, живущий среди демонической нечисти.

Люди шли в пещеры за силой веры, умением поститься и находиться в воздержании, каясь в грехах и учась молиться. Без серебра и золота приобретались для Всевышнего Бога новые души, приобретшие просветление.

Важно! Через убогого старца, жившего в пещере около Киева, пришел Божий свет на Киевскую Русь. Благодатный источник света привлекал народ, нуждающих. 

О тексте жития Антония Великого

Диего Веласкес. Св. Антоний и Павел-Отшельник

Источниками наших сведений об Антонии Великом являются сообщения церковных историков Сократа, Созомена, Руфина, блаженного Иеронима и других, но главным из них является древнейшее греческое агиографическое произведение «Жизнь Антония», написанное около  года одним из видных греческих писателей IV века отцом Церкви святителем Афанасием Александрийским. Это творение святителя Афанасия считается одним из лучших его писаний, шедевром аскетической и житийной литературы. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что это житие нужно читать всем христианам. «Повествование сие мало значительно в сравнении с Антониевыми добродетелями, — пишет святой Афанасий, — однако же и из сего заключайте, каков был Божий человек Антоний. С юных лет и до такого возраста соблюдавший равное усердие к подвижничеству, ни по старости не обольщавшийся дорогими снедями, ни по немощи тела своего не изменявший вида своей одежды, ни в чём однако же не потерпел он вреда, Глаза у него были здоровы и невредимы и видел он хорошо. Не выпало у него ни одного зуба, а только ослабли они в дёснах от преклонных лет старца. Здоров он был руками и ногами (…). А что всюду говорили о нём, все удивлялись ему, даже не видавшие любили его — это служит доказательством его добродетели и Боголюбивой души».

Монастырь Святого Антония Великого,

Коптская икона Антония Великого

Из многочисленных произведений, посвящённых Антонию Великому и известных в греческой письменности, в славянском переводе распространилось лишь житие, написанное Афанасием Александрийским. По единодушному мнению специалистов, перевод был сделан в Болгарии; появление его объясняют антиарианскими эпизодами жития и сравнивают его в этом отношении со словами против ариан Афанасия Александрийского, которые были переведены Константином Преславским. Исследователи спорят лишь о личности переводчика Иоанна пресвитера. Одни считают, что названный в послесловии жития Иоанн — это Иоанн Экзарх, другие полагают, что вдохновитель перевода Иоанн — это архиепископ Иоанн Охридский, деятельность которого приходится на XI в. В первом случае перевод Иоанна пресвитера датируют X в., во втором — XI в. В настоящее время преобладает первая точка зрения.

Житие святого

Жизнеописание святого Антония Великого составил его ученик Афанасий Александрийский и ряд других историков Церкви. Эти труды рассказывают о долгой жизни египетского отшельника, наполненной праведным трудом, смирением и покорностью, с которой он преодолевал все испытания.


Преподобный Антоний Великий

Детство и отрочество

Антоний родился в состоятельной семье землевладельцев, живущих в Александрии Египетской. Вместе со своими благочестивыми родителями мальчик часто посещал церковные службы, запоминая и сохраняя в душе слова Святого Писания. Серьёзный и прилежный мальчик помогал родителям и читал священные тексты, предпочитая эти занятия обычным детским развлечениям.

В возрасте 18 лет молодой человек потерял родителей, оставшись опекуном младшей сестры. Его томила мирская жизнь, от суеты которой он старался скрыться, проводя время в заботах о сестре, чтении Библии и посещении храма. Но однажды во время церковной службы, услышав отрывок из писания, который рассказывал о диалоге богатого юноши и Христа, Антоний решил распродать всё имущество и раздать все богатства беднякам.

Так он и поступил, оставив часть средств сестре, которую поручил заботам благочестивых женщин. Сам же юноша поселился в пустыне близ родного селения.

Начало подвижнического пути

Антоний понимал, что ещё очень молод и нуждается в учительском наставлении более опытных благочестивых мужей пустынников. В то время в пустыне, окружающей Александрию, в уединении жили много христианских старцев. Юноша наблюдал за жизнью пустынников, выслушивал их наставления, перенимая и систематизируя опыт отшельнического служения.

Собрав по крупице знания и укрепив дух свой, юный отшельник подготовил себя как уединению вдали от людских селений.

Отшельничество

Уходил святой Антоний от людей постепенно. Укрепившись в своём решении стать отшельником, он поселяется в гробнице недалеко от родного города. Он проводит время в молитвах и физическом труде, которым зарабатывал на пропитание. Через некоторое время праведный муж углубляется дальше в пустынные земли, расположенные на берегу Нила. Он уединяется в одной из построек старой военной крепости, взяв с собой небольшой запас хлеба. Дверь в своё жилище отшельник претворяет большим камнем. Более двадцати лет провёл он в своём убежищи, лишь изредка общаясь с людьми через узкое отверстие в стене.


Антоний Великий — основатель отшельнического монашества

В начале IV столетия вокруг убежища поселились множество людей, желающих следовать по пути иноческого служения. Они просили отшельника выйти и стать их наставником. В течение пяти лет Антоний организовывал жизнь монахов-отшельников. В 311 г. праведный муж вернулся в Александрию, где ободрял и поддерживал христиан, терпящих мучения от рук императора Максимина.

Интересно: ученики, сопровождавшие отшельника, предупреждали его об опасности. Но инок отвечал, что готов принять смерть за свою Веру. Каждый день он одевал чистые одежды, готовясь разделить участь мучеников. Но милостью Божью он избежал смерти и вернулся в общину пустынников на Ниле.

Мощи

Антоний, имея много почитателей, опасался, что неразумные египтяне по местной традиции (идущей от Древнего Египта) набальзамируют его тело и сделают объектом поклонения. Поэтому он запретил ученикам открывать место его упокоения. Долгое время оно было никому не известно.

О том, где теперь находятся мощи Антония Великого, существуют разные точки зрения. Большинство церковных историков указывают, что император Византии Юстиниан Великий все же нашел место погребения святого и перенес мощи в Александрию, столицу Египта, в 544 г.

В VII в. Египет был захвачен арабами. Поэтому христиане переправили мощи в Константинополь.

Наконец, с конца XI века, после одного из Крестовых походов, мощи прп. Антония оказались в католической Франции. Здесь, как считается, они и хранятся по сей день в г. Сент-Антуан-л’Аббеи.

Интересный фактС 1070 г. рыцарем Гуэрэном здесь было основано даже Госпитальное братство св. Антония для помощи больным паломникам. Более того, именем Антония названа болезнь, об уврачевании которой чаще всего молились «антониты». Это «Антонов огонь», или гангрена.

Считается также, что глава преподобного сейчас находится в церкви св. Иулиана в г. Арль (восточная Франция). Вместе с тем, в коптском монастыре св. Антония считают, что мощи преподобного до сих пор не открыты. Они погребены под спудом в монастырской церкви, освященной в честь преподобного аввы.

Использованные материалы

  • Страницы календаря портала Православие.Ru:
  • Пещеры Киево-Печерской Лавры, К.: Киево-Печерская Успенская Лавра, 2006.
  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
  • Минея-июль, ч. 1, изд. Московской Патриархии, с. 526, 530, 534:
  • — тропарь
  • — ин кондак

    — кондак

  • Минея-сентябрь, изд. Московской Патриархии, с. 59, 63, 68:
    • — тропари прпп. Антония и Феодосия
    • — ин кондак прпп. Антония и Феодосия
    • — кондак прпп. Антония и Феодосия

  «Преставление преподобного Антония Печерского», Избранные жития святых на русском языке, изложенные по руководству четьих-миней архиепископа Филарета Черниговского, в 2-х тт., М.: Сибирская благозвонница, 2011, т. 1, с. 663-655, сноска 1: «В минее Макария под 7 число мая «слово о св. Антонии Печерстем». Служба ему на 7 мая (у Царского No 563). В святцах старинных (Синодальн. Апостола XVI в. по опис. Синод. р. 1, 339 и устава XII в. у Толстого, I, No 100) память о прп. Антонии также под 7 мая; а под 10 июля в уставе замечено: «соборная церкви св. Антонию не празднуют». Последняя заметка дает видеть, что в то время лавра уже праздновала прп. Антонию 7 мая. О древнем праздновании св. Антонию, кроме Симона и Поликарпа, неизвестный в сборнике XV в. (Востоков А. Описание рукописей Румянцевского музеума. № 406)». См. также: Андроник (Трубачев), игум., сост., «Святая Русь. Хронологический список канонизированных святых, почитаемых подвижников благочестия и мучеников Русской Православной Церкви (IX-сер. XIII в.)», в кн.: Макарий (Булгаков), митр., История русской церкви, т. 3, приложение, ; Сергий (Спасский), архиеп., Полный месяцеслов Востока, т. II, . Эта память сохранилась (наряду с 10 июля) у старообрядцев (см. календарь на официальном сайте Русской Православной Старообрядческой Церкви, ) и (также наряду с 10 июля) в русском Пантелеимоновом монастыре на Афоне: Аѳонскій Церковный Календарь 2017, Святая Гора Аѳонъ: Изданіе Русскаго на Аѳонѣ Свято-Пантелеимонова монастыря, 2017, с. 72.

  По Брокгаузу — в году.

  Сергей Шмель, Преподобный Антоний Печерский и древнерусский Афон. Об афонских корнях русского монашества, Портал Православие.RU:

  впоследствии святой Митрополит Киевский

  По Брокгаузу — 10 июля.

  Гладышева И С., Колыбель русского иночества, Разорения и возрождение, сайт Саратовского Троицкого собора, — .

  «Журнал № 15», Журнали Священного Синоду Української Православної Церкви від 1 квітня 2015 року, офіцийній сайт Українскої Православної Церкви,

Образ святого Антония в искусстве и литературе

Житие Антония Великого нашло широкое отражение в западноеврепейской иконографии (в том числе работы И.Босха, П.Рубенса, Д.Тенирса старшего и др.) его использовал в «Искушении святого Антония» Г.Флобер.

На Востоке Антония почитают как отшельника и отца монахов, на Западе, напротив — как чудесного целителя, которому приписывается способность лечить. Популярность Антония достигла апогея в Средние века в западной церкви. Около 1070 года был основан орден святого Антония . Это учреждение стало центром по лечению больных «антониевым огнем» (предполагают, что это гангрена, или болезнь, вызываемая тяжёлым отравлением спорыньей).

Многообразие изображений святого Антония связано с тем, что его считают покровителем многих профессий: крестьян, всадников, звонарей, корзинщиков, щёточников, мясников, гробовщиков.

К иконографическим атрибутам Антония относятся Т-образный крест, колокольчики госпитальеров (антониты при сборе пожертвований привлекали к себе внимание колокольчиками), свинья (антонитам разрешено держать свиней, которым дарована была привилегия свободно бегать по улицам городов), огонь и лев. Из многих византийских и западноевропейских изображений, связанных с аскетическими добродетелями, целебными силами и природой, с XV столетия выделяется наиболее популярный мотив — искушение св

Антония

Из многих византийских и западноевропейских изображений, связанных с аскетическими добродетелями, целебными силами и природой, с XV столетия выделяется наиболее популярный мотив — искушение св. Антония.

Возвращение на Русь

Познав глубину жизни иноков, Антоний Печерский возвращается в русские владения, посещает обители, монашеские поселения и храмы, и приходит к выводу, что нигде в Руси нет настоящего монашества, мирские хлопоты и земные заботы ставятся выше поклонения Богу.

Смерть князя Владимира Великого в начале 11 века вызывает новые потрясения среди верующих. Идет борьба за престол и возвращение к язычеству. Святой Антоний вновь покидает Русь и отправляется на Афон за новыми указаниями, как основать на берегах Днепра центр монашества.

Интересно! При втором возвращении, имея четкий план дальнейшего служения, преподобный посланник Афона ждет руководства самого Бога, а в это время афонская братия усердно молится о нем.

Кем был святой подвижник Антоний

Преподобный Антоний Великий, родился примерно в 251 год в египетском городе Кома и умер в 356 году в городе Дейр-Мари. Он считается раннехристианским подвижником, пустынником, основателем отшельнического монашества. День его памяти установлен 17 января.

Святой Преподобный Антоний Великий. Фреска монастыря Пантократор на Святой Горе Афон. 1363 год

Святой Антоний в пустыню удалился не первым, так как до него уже были те подвижники, которые старались скрыться от мира для совершения духовных подвигов. Именно поэтому его считают «отцом монашества» не по праву первенства, а по тому, какой вклад он внёс в становление этого института.

До него уже во II веке уже были известны случаи, когда для достижения аскетических целей, люди поселялись в уединённых местах. Причиной этому могли стать, например, гонения на христиан.

Святитель Антоний же ушёл в пустыню для другого. Он скрылся там от мира исключительно для того, чтобы обрести твердую веру, проводя свою жизнь в аскезе и духовном созерцании. Монастырей он не основывал, не стремился получить такое почётное звание духовного наставника как авва, но люди всегда к нему стремились.

Они видели его мудрость, а так же простоту жизни и старались подражать святому. Именно поэтому рядом с ним начали селиться не только ученики, но и его последователи. Сам Антоний такое вмешательство в его отшельничество не одобрял.

Отцы Павел Фивейский и Антоний Великий. Коптская икона

В историю церкви Антоний Великий вошёл как основатель отшельнического монашества. Для такого типа общежития характерно раздельное проживание нескольких отшельников. Они селятся неподалёку друг от друга в хижинах или же пещерах, которые называются скитами.

Данным поселением, которое носит название лавры, руководит духовный наставник или же авва. Основное занятие монахов-отшельников — молитва, труд и пост. В честь древнехристианских лавр своё название получили крупные и известные православные монастыри, например, Троице-Сергиева Лавра.

Кто такие монахи: люди на тяжёлом пути к Богу

Ещё при жизни святого возник и другой вид иноческой жизни. При нём подвижники должны были собраться в одну общину, нести совместно труды, в зависимости от способностей и силы, разделять общую трапезу, а так же подчиняться одним правилам. Аввы таких общин позже стали называться архимандритами, а сами общины монастырями или киновиями.

Основателем такого общежительного монашества стал считаться преподобный Пахомий Великий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector