Афанасий (пателларий)

Житие святителя Афанасия Великого

Почитаемый служитель Православной церкви родился в Александрии в конце III века, примерно в 297 году. Родители Афанасия — миряне интеллигентного сословия, приверженцы христианства. Он был способным мальчиком, постигал точные и гуманитарные науки и учился христианским обрядам на примере родителей.

Религия составляла неотъемлемую часть жизни людей на заре христианства, что отражалось на детских играх. Однажды епископ Александрийский увидел в окно, как дети-христиане крестили детей-язычников. Мальчик в роли священника точно прочитал молитву, как в храме. Это был юный Афанасий. Епископ взял над ним скрытую опеку, назначил чтецом, а затем возвел в чин диакона.

Афанасий посетил I Вселенский Собор. Епископ Александрийский взял с собой прилежного отрока в Никею и доверил выступить на собрании с изобличающей речью против арийской ереси. Юный диакон встретил одобрение православных христиан. Присутствующие ариане затаили ненависть. Когда Афанасия избрали новым епископом, еретики пытались обесчестить его любыми способами.

Ариане назвали святителя колдуном и убийцей епископа Милетского Арсения. Противники Афанасия предоставили доказательство — отсеченную кисть, якобы принадлежащую убитому. Тогда епископ предоставил живого Арсения, который скрывался в Фивиаде. Но на Тирском Соборе Афанасий не смог помешать тотальному давлению антиникейцев на христианских епископов. Его лишили высокого сана и отправили в ссылку.

Два года святитель провел в городе Августе Треверов. По возвращении в Александрию его вновь обвинили в расхищении церковной казны. После противоправного назначения епископом арианского священника Григория, Афанасий обратился за помощью к римскому архиепископу. Святителя оправдали, но в Александрию он вернулся только после смерти Григория.

В следующие 10 лет Афанасий пять раз отправлялся в изгнание. Его ревностная пастырская деятельность вызвала гнев трех императоров — Констанция, Юлиана Отступника и Валента. Но даже из Египетской пустыни святитель оказывал большое влияние на верующих устными и письменными проповедями. Епископ окончательно вернул доверие церковных служителей и правительства в 366 году. Он покинул свой пост только после кончины в 373-ем.

Арий

Тщеславный Арий говорил всякую хулу и уничижительные слова про Иисуса и Матерь Божию, считая, что Христос не равен Богу. Он также учил народ неприемлемым для Церкви Христовой вещам, тем самым возмущая народные массы. Количество последователей этой ереси увеличивалось, и поэтому их стали звать арианами. Распространяемое ими лжеучение захлестнуло всю Христианскую Церковь.

В 326 году Патриарх Александр скончался. Вместо него был избран епископ Афанасий. Он очень серьезно относился к своему делу, много выступал перед народом, обличая ариан и борясь с их нехристианскими вероучениями. Ариане же, в свою очередь, стали на него клеветать.

Господство арианской ереси

Афанасий с триумфом вернулся из ссылки в 337 году. Закрутился новый виток борьбы с арианами. В этот раз их поддержал египетский префект Филагрий, который хотел поставить на кафедру своего ставленника Григория Каппадокийца.

Афанасий написал по этому поводу «Окружное послание к епископам». Цитаты из «Послания» дают представление об установлении власти ариан:

Послание к епископам

икона

В 341 г. Афанасий был вынужден отправиться в Рим, к римскому папе Юлию. Юлий повелел собрать церковный собор (точные сведения о нем до нас не дошли), где Афанасий вновь смог себя защитить ото всех обвинений.

Афон

Преподобный старец Михаил сказал братии, что сделает Афанасия свои преемником. Некоторые иноки стали докучать последнему льстивыми и сладкими речами. Однако ученик Михаила не возжелал брать на себя роль игумена, поэтому обратился в бегство, захватив только одежду и две священные книги. Афанасий отправился на гору Афон, которой он восхищался с юных лет.

  • Здешние отшельники жили в собственноручно построенных шалашах, они игнорировали заботу о телесной оболочке и не возделывали землю. Преподобный восхищался их грандиозным аскетизмом, а спустя время стал учеником одного святого старца. Афанасий поселился рядом с мудрецом и представился всем здешним инокам простым и безграмотным моряком, потерпевшим кораблекрушение. Он сделал это, чтобы избежать излишнего внимания к себе.
  • Вскоре монахи раскрыли тайну новоприбывшего, но, войдя в его положение, обещали не выдавать секрет людям, которые попытаются найти святителя. Протоиерей Стефан выделил Афанасию удаленную келью, где последний мог жить в безмолвии и уединении, занимаясь переписью священных книг.
  • Спустя время помощники императора Никифора обнаружили сбежавшего от мирской суеты монаха. Афонские иноки, увидев привилегии, которыми окружен Афанасий, стали просить о расширении главного храма, — правитель дал согласие.
  • Император Никифор одержал победу над пиратами, угрожавшими благополучию Крита, и, считая свою мирскую миссию завершенной, решил удалиться в монастырь. Правитель встретился с преподобным Афанасием и уговорил того основать монастырский комплекс, где они вместе проведут остаток своих дней. На деньги императора сначала воздвигли часовню Иоанна Крестителя с двумя кельями, а позже — большую церковь Пречистой Девы. Строительство продвигалось быстрыми темпами благодаря тому, что все причастные к созданию люди искренне молились об успехе Пречистой Богородице.

Интересно! Преподобный Афанасий согласился стать основателем Лавры с условием, что император Никифор примет иноческий образ жизни. Однако последний не выполнил этого обещания и решил остаться на царском троне, святитель расценил этот поступок как измену.

В своем письме к императору преподобный Афанасий ясно выразил свою точку зрения, огорченный император же велел отыскать своего бывшего друга. Они помирились спустя несколько лет, правитель принес искренние извинения. Незадолго до встречи святитель в видении узрел, что Никифор погибнет на троне от рук врагов, так и не поселившись в Великой Лавре.

Детство. Юность

Афанасий Александрийский почитается Церковью как выдающийся церковный писатель, великий святитель, борец за чистоту Православного вероучения.

Нам с достоверностью неизвестно ни о родителях Афанасия, ни о дате его рождения, ни о детских годах.

Если следовать некоторым данным, он ещё в малолетство крестил своих сверстников, как бы играя. Однако местный епископ, узнав о случившемся и рассудив, счёл эти Крещения имеющими силу. Насколько данное предание соответствует действительности, сказать сложно. Во всяком случае оснований однозначно принимать его за истину нет.

Известно, что детство святителя затронуло эпоху кровавых гонений на христиан. Может быть он или его родители (если они были христианами) ощутили последствия Диоклетианова гонения на себе.

Обширный кругозор общих знаний и знаний относительно предметов христианской веры и нравственности дают основания считать, что в юности Афанасий получил превосходное светское образование, и был наставлен в истинах Священного Писания и Предания.

Он достаточно рано приобщился к клиру Александрийской Церкви. В течении шести лет исполнял обязанности чтеца, а затем был возведен в диаконское достоинство. Этот период его жизни совпал с распространением одной из самых опасных и разрушительных ересей — арианством.

Афанасий был близок духовно Александрийскому епископу Александру, и когда тот отправился на Первый Вселенский Собор, он взял Афанасия с собой.

Епископская деятельность

По смерти епископа Александра, наступившей, по разным оценкам, в 326 или 328 году, осиротевшую Александрийскую кафедру занял Афанасий. К тому времени он был известен как человек твердой веры.

Его идейные противники, ариане, впоследствии утверждали, будто он был избран с нарушением канонических правил, меньшинством голосов, но это было не так. Ложь и клевета в отношении Афанасия служили одними из самых распространенных приемов, используемых против него еретиками. В дальнейшем они выдвигали обвинения, одно нелепее другого.

Помимо трудностей, связанных с борьбой с арианством, святителю приходилось сталкиваться и со следствиями мелитианского раскола.

Спустя некоторое время после I Вселенского Собора арианстующие иерархи, прибегнув к лицемерному смирению и формально выраженному согласию с учением Вселенской Церкви, нашли подход к императору Константину и добились у него разрешения возвратиться из ссылок.

Евсевий Никомидийский, воспользовавшись ситуацией, призвал Афанасия Александрийского принять в общение родоначальника ереси — нечестивого богохульника и еретика, Ария. Святитель, как и следовало ожидать, ответил отказом, хорошо понимая, что слова ариан о согласии с Церковью — только слова.

Тогда евсевиане вступили против него в открытую борьбу. Для этой борьбы они объединились с мелитианами. Сознавая, что бороться с ортодоксальным святителем на почве богословия бессмысленно, так как это вскрыло бы подлинное отношение ариан к Никейскому Символу Веры, они сосредоточили усилия на дискредитации его личности.

Для этого они прибегли к надуманным и весьма экзотическим обвинениям: в незаконном обременении Афанасием египтян льняным налогом; поставках золота заговорщику и мятежнику Феломену; безнравственном, аморальном поведении; бесчинстве (будто бы по приказанию Афанасия был избит пресвитер Исхира, опрокинут престол в храме, разбита Чаша, сожжены книги).

В результате нападок Афанасий был вынужден лично встретиться с императором, что он и сделал. Вопреки желанию еретиков, ему удалось оправдаться и вскрыть всю нелепость этих огульных обвинений.

Однако враги Афанасия не торопились отказываться от ненависти и борьбы. На сей раз они прибегли к более изощренному обвинению: распространили слух, довольно странный, будто Афанасий злодейски убил епископа Арсения. В качестве доказательства они демонстрировали руку «убитого» архиерея. И это не взирая на то, что в действительности епископ Арсений был жив и скрывался в одном отдаленном монастыре.

Побег на Афон

Афанасий стал жить на полуострове Зигос. Чтобы сохранить в тайне свое происхождение, представился моряком Варнавою, выжившим после кораблекрушения, и даже притворился безграмотным. Однако Никифор Фока, уже будучи в сане доместика схол, стал повсюду искать инока Афанасия. Судья Фессалоники получил письмо от него, где тот просил устроить розыск на Горе Афон. И спросил у настоятеля монастыря (прота) Афона Стефана об иноке Афанасии, на что он ответил, что такого человека у них нет.

Но на Рождество 958 года в сочельник по традиции все афонские монахи должны были собраться в церкви Протата в Карее. Священник Стефан, приглядевшись к благородному облику Варнавы, понял, что это именно тот, кого разыскивают. Он заставил прочитать священный текст Григория Богослова. Молодой монах сначала сильно запинался, но отец Стефан попросил его читать, как он может. И тогда Афанасий Афонский больше не стал притворяться — все монахи преклонились перед ним от восхищения.

Откровение о кончине

Лаврский храм решили расширить. Оставалось только возвести купол, как святому отцу было Божественное откровение о том, что он скоро отойдет в мир иной. Тогда Афанасий Афонский собрал всех своих учеников. Он облачился в праздничные одежды и отправился на площадку, чтобы посмотреть, как идет строительство. В это время купол рухнул и накрыл собой Афанасия и шестерых монахов. В итоге пятеро оказались мертвы. Долго оставались живыми каменщик Даниил и игумен Афанасий, которые три часа были под обломками и молились Богу. Когда их освободили, они уже были мертвы. У Афанасия была только одна рана на ноге и крестообразно сложены руки. Его тело было нетленно. А из ран точилась живая кровь. Ее собрали, и потом она исцеляла людей.

Преподобный умер в 980 году. Его память Церковь чтит 5 (18) июля. После кончины прошло уже много сотен лет, но святой Афанасий Афонский и сейчас помогает людям. У его могилы постоянно горит неугасимая лампада. 5 июля 1981 года Великая лавра отмечала празднование возвращения к общежительному уставу после многовековой идиоритмии. В это время на могиле святого на стекле киота иконы выступило благоуханное миро, которое говорило об одобрении преподобного.

Иконография

Иконописные памятники о святом Афанасии сохранились до наших дней. В византийской и русской православной школе служителя церкви изображали на поясных иконах по следующим правилам:

  • седые волосы;
  • высокий лоб;
  • широкая борода с вьющимися прядями;
  • одет в ризу белого цвета с черными крестами;
  • епископский атрибут на поясе — платок «палица» в форме ромба с вышитым в центре крестом;
  • в руках свиток или Евангелие.

Иногда встречаются иконы с деталями облачения святого, подчеркивающими сан епископа — омофором или митрой.

Афанасия изображали в полный рост на совместных иконах со святым Кириллом. На новгородском образе XV века к святителям присоединился епископ Леонтий Ростовский. Фигура епископа Александрийского вписана в образ Святого Николая с деисусом в числе избранных святых. Икона датирована IV веком и тоже написана новгородскими мастерами.

Изображение святого Афанасия помещали на фресках в старинных церквях Рима, Каппадокии (центральная область Турции), Македонии, Сицилии и Греции. Образ епископа встречается на иллюстрациях страниц манускриптов. На одном из древних рисунков епископ увековечен сидящим за работой над сочинением. Рядом стоит столик с раскрытой книгой.

В соборе Святого Марка в Каире над ракой с мощами в нише написан образ святого Афанасия в красном облачении. Ниша украшена цветами и позолоченной рамкой.

Биография

Дата рождения Афанасия неизвестна; большинство исследователей считают, что он родился между 296 и 298 годами. В одном коптском тексте говорится, что ко времени поставления Афанасия на Александрийскую кафедру (328 год) ему было 33 года, что позволяет считать вероятным временем рождения 295 год. Однако ряд источников указывает, что к тому времени он не достиг даже 30 лет, что сдвигает год рождения за 298 год. История патриархов Александрийских сообщает о крещении Афанасия и его матери епископом Александром.

Перед получением диаконского сана Афанасий в течение шести лет был чтецом. В 325 году он сопровождал епископа Александра в качестве секретаря на Первый Никейский собор, где активно участвовал в спорах о природе Христа, отстаивая его единосущность — эти споры привели к формулировке Никейского Символа веры, авторство которого в некоторых позднейших источниках ошибочно приписывают Афанасию.

В 326 году после смерти Александра был избран епископом Александрии, продолжил активную борьбу против арианства, однако после вызова из ссылки императором Константином сначала епископа Евсевия Никомедийского, придерживавшегося арианских взглядов, а затем и самого Ария в 330 году, арианство стало поддерживаемым государством направлением христианства Римской империи. Афанасий отказался признать равноправное сосуществование арианской и ортодоксальной ветвей христианства, отказав арианам в принятии в александрийскую церковную общину.

В 335 году Афанасий был осуждён Тирским собором по обвинению в причастности к убийству мелетианского епископа Арсения и сослан в Трир, был возвращён из изгнания после смерти императора Константина в 337 году. Во время ссылки познакомился со святителем Серватием, который стал одним из его защитников в спорах с арианами на Сардикийском соборе.

Рака с мощами святителя Афанасия (Собор Святого Марка, Каир)

Повторно изгнан из Александрии в 340 году. Вернулся на александрийскую кафедру после смерти александрийского епископа Григория в 345 году. Осуждён Миланским собором 356 года, после чего бежал из Александрии в верхний Египет, где скрывался до смерти императора Констанция в 361 году.

Император Юлиан, преемник Констанция, объявил о свободе вероисповедания, уравняв, в том числе, язычество и различные ветви христианства; Афанасий, воспользовавшийся этим решением, вернулся в Александрию.

В 364 году после смерти Юлиана к власти пришёл император Валент, издавший эдикт об изгнании епископов, сосланных Констанцием; Афанасий, опасаясь преследования, опять бежал из Александрии, однако через четыре месяца эдикт был отменён, и Афанасий вернулся в Александрию, где занимал епископскую кафедру до конца своих дней. После смерти Афанасия кафедру унаследовал его племянник Петр II Александрийский.

На Соборе 90 епископов Египта и Ливии, созванном Патриархом в 368 / 369 годах, было составлено «Послание к африканским епископам». Это послание явилось прямым предупреждением соседней Карфагенской Церкви о кознях ариан.

2 мая 373 года Патриарх Афанасий мирно отошёл ко Господу.

Творческое наследие

Наиболее значимые произведения святителя:

  • четыре проповеднические речи — опровержения арианской ереси;
  • письмо епископу Коринфскому Епиктету — о соединении Божественной природы и человеческого происхождения Иисуса Христа;
  • «История ариан для монахов» — наставническое произведение, демонстрирующее борьбу религиозных течений в IV веке;
  • «Описания праздников» — христианский календарный цикл, показывающий способ летоисчисления в старину;
  • подробное житие Антония Великого — нравоучительная книга, рекомендованная к прочтению Иоанном Златоустом.

Святитель Афанасий оставил много апологетических сочинений, посланий с разоблачениями арианской ереси, толкований Святого Писания и рассуждений о морали. Епископ Александрийский отстаивал единосущность Святой Троицы и утверждал, что опора только на знания губительна для веры.

Миланский собор вновь отправляет святого в ссылку

Спокойно занимать архиепископскую кафедру и распространять христианскую веру Афанасию не удалось. В 350 г. умирает исповедавший православие император Констант, покровитель Афанасия. Римским императором становится арианин Констанций II.

Со смертью Константа для православных наступают черные дни

В 352 г. умирает римский папа Юлий. Афанасий остается без союзников.

В 356 г. в Милане вновь созывается церковный собор для суда над Афанасием. Афанасию вновь удается оправдаться, однако значения это уже не имеет: собор был созван для вынесения обвинительного приговора.

Афанасий успел скрыться и нашел убежище в египетской пустыне. За его голову была назначена награда. По Египту начали рыскать отряды солдат, целью которых было убить Афанасия.

Несмотря на гонения, Афанасий продолжает плодотворную работу по служению Господу. В это время он пишет книги, обличающие арианскую ересь: «Историю ариан», «О смерти Ария», «Послание к монахам» и продолжает следить за всем, что происходит в Церкви.

В Церкви же продолжалась смута. Арианский архиепископ Георгий бежал от народного гнева. Кафедру арианам смогли вернуть только римские войска. Соборы в Римини и Селевкии принимают арианский символ веры, но православные отказываются его соблюдать.

Конец гонениям положила смерть императора Констанция. Новый император Юлиан объявил полную свободу вероисповедания и разрешил вернуться сосланным православным епископам.

Юлиан за уравнение язычества в правах с христианством был прозван Отступником. Однако именно его эдикт позволил Афанасию вернуться из ссылки

Афанасий Афонский: житие

Когда он немного повзрослел, его заметил один императорский вельможа. Он приехал в город по делам и взял юношу с собой в Константинополь. Авраамия приняли в дом стратига Зифинизера. С ним стал заниматься известнейший учитель Афанасий, которому он вскоре стал помощником. Со временем у него появилось большое количество собственных учеников. К нему даже стали переходить подопечные Афанасия. Это случилось не потому, что он был более умным или образованным, просто он имел богоподобный облик и с каждым общался ласково и приветливо.

Император Константин VII захотел перевести его в другое учебное заведение. Однако за ним везде следовали его ученики, которые не хотели отпускать своего учителя. Подопечные были очень привязаны к ему. Авраамий стыдился всяких почестей и попечений. Тогда он решил отказаться от учительства, чтобы избежать ссоры и соперничества с бывшим учителем Афанасием.

Начало служения

Родился в 930 г. в Каппадокийском городе Трапезунд в благородной и верующей семье, при ритуале крещения получил имя Авраамия. Уже в раннем детстве он остался без отца и матери, мальчика взяла к себе благодетельная монахиня Канита, супруга знатного городского помещика, приходящаяся будущему святителю родственницей. В детстве Авраамий сторонился шумных игр, предпочитая уединение в лесной чаще или пещере с одним-двумя друзьями. Родственников радовало то, что мальчик легко обучался и рос сообразительным.

Преподобный Афанасий Афонский

Однажды на отрока Авраамия обратил внимание императорский чиновник, приехавших в Трапезунд по важным политическим делам. Вельможа восхитился способностями мальчика и увез его в Константинополь

Юноша поселился в доме знаменитого военачальника. Науки и искусства ему преподавал учитель по имени Афанасий. Авраамий блестяще изучил литературу и вскоре сам начал преподавать, несмотря на юные годы и небольшой опыт.
Будущий святитель не забывал вести подвижнический образ жизни, который полюбил с детских лет. Он сторонился богатого и питательного стола, обменивал принесенную слугами вкусную пищу на кусок простого ячменного хлеба. Он соблюдал строгий пост, боролся с дневным сном, обливаясь холодной водой, раздавал одежду бедствующим.
Молодой Авраамий был приветлив к людям, вел чистую и праведную жизнь, поэтому вокруг него собиралось большое количество таких же учеников, как и он сам. Правитель Константин VII перевел будущего святителя в другую школу, чтобы отгородить его от излишнего внимания, мешающего обстоятельному обучению. Однако преданные друзья Авраамия не желали расставаться со своим любимым и мудрым не по годам товарищем и наставником. Великий ученик не желал ссоры с учителем Афанасием, ведь от старца могли отвернуться многие последователи, и не хотел явных почестей, поэтому отказался от императорских даров и решил покинуть светское общество.
Вскоре Авраамий познакомился со святым подвижником по имени Михаил Малеин, служившим в сане игумена в монастыре на Киминской горе. Юноша восхищался нравственными качествами этого знаменитого монаха, он открыл иноку свое желание приобщится к монастырской жизни. Михаил согласился стать для Авраамия святым духовником, вместе они направились на Киминскую гору. Здесь юноша принял постриг и получил имя Афанасия, что значит «бессмертный». Святой старец разглядел в своем ученике великую предрасположенность к аскетическим практикам, поэтому решил сделать его непревзойденным подвижником, закаленным в смирении и угодничестве Богу.
Преподобный Михаил настоял, чтобы Афанасий снизил строгость своего послушания для сбережения тела. Ученик отныне спал на тюфяке, а не в сидячем положении, как привык, принимал пищу один раз в трое суток, а не в одну неделю. В монастырских условиях Афанасий работал над переписью церковных книг, занимал пост помощника пономаря, с великим усердием усмиряя свою волю. Зная о беспрекословном подчинении ученика Михаила, братия прозвала его «сыном послушания». Явление Пресвятой Богородицы Афанасию Афонскому

Афанасий проявил грандиозное усердие в монастырских делах и уже через несколько лет достиг безупречной чистоты ума, за что получил от Бога дар созерцания будущих событий. Преподобному Михаилу стало понятно, что его ученик готов к жизни в уединении и безмолвии. Старец благословил Афанасия, который удалился в небольшую пустынническую келью, находящуюся в двух километрах от обители. Отшельнику было разрешено питаться сухарями каждые два дня и не спать ночью.

В 963 г. преподобный Афанасий основал Великую Лавру на Священной горе Афон. Большинство построек возводилось за счет финансирования византийских императоров. Обитель процветала и становилась больше и богаче, получая пожертвование в виде золота и земельных территорий. Кризис пришел со времен, когда обитель стала подвергаться нашествиям пиратов и разбойников. Состояние ухудшилось после частых землетрясений и налогообложения турецкого ига. Главный храм Лавры — кафоликон с двумя приделами, в одном из них находится гробница святого Афанасия.

Гимнография

Тропарь святителю Афанасию Великому, Александрийскому, глас 3:

Столп был еси́ правосла́вия,

Боже́ственными догма́ты подтвержда́я Це́рковь,

священнонача́льниче Афана́сие:

Отцу́ бо Сы́на Единосу́щна пропове́дав,

посрами́л еси́ А́рия.

О́тче преподо́бне,

Христа́ Бо́га моли́,

дарова́ти нам ве́лию ми́лость.

Кондак святителю Афанасию Великому, Александрийскому, глас 2:

Правосла́вия насади́в уче́ния,

злосла́вия те́рния изсе́кл еси́,

умно́жив се́мя ве́ры одожде́нием Ду́ха, преподо́бне,

те́мже тя пое́м, Афана́сие.

Молитва святителю Афанасию Великому, Александрийскому:

О, всехва́льный и пресла́вный святи́телю Афана́сие Вели́кий, за ве́ру Правосла́вную ты был еси́ в до́лзех труде́х, мно́зех по́двизех, в пятикра́тных изгна́ниих и бе́гствех, претерпе́л еси́ мно́ги клеветы́ и оболга́ния, мно́гажды за ню хоте́ша врази́ твои́ уби́ти тя, и то́кмо Сам Бог чуде́сно сохрани́ тя от сме́рти. И все сие́ ты претерпе́л еси́ от нечести́вых еретико́в – ариа́н, с ни́ми же и боро́лся еси́, и и́хже, в пучи́не слове́с погрузи́в, терпе́нием твои́м препобеди́л еси́, и, злове́рие их от Це́ркве отгна́в и правосла́вное уче́ние насади́в, умно́жил еси́ се́мя ве́ры Христо́вой. Вои́стинну ты еси́ хра́брый во́ин Христо́в, я́ко во́ин бо, до конца́ дний твои́х сла́вно боро́лся еси́ за пра́вую ве́ру со еретики́. Вои́стинну ты еси́ столп ве́ры Правосла́вныя, и́бо ника́коже поколеба́ся ве́ра твоя́ Правосла́вная от сих гоне́ний ерети́ческих, но па́че утверди́ся и укрепи́ся, и не то́кмо у тя и у па́ствы твое́й, но и во всей Це́ркви Христо́вей. К тебе́ мо́лимся, уго́дниче Бо́жий, испроси́ у Христа́ Бо́га на́шего и нам име́ти ве́ру непоколеби́му и не уклони́тися от пра́ваго пути́ ея́, но до конца́ дний свои́х пребы́ти на нем, не боя́щеся ни ле́сти, ни преще́ния, ни да́же гоне́ния, и унасле́довати Ца́рство Небе́сное во сла́ве Бо́га Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, иде́же ты и вси святи́и пребыва́ют. Ами́нь.

О чем молятся святителю Афанасию

В современном православии сохранилась традиция обращаться к святому с молитвой о здравии. Как показывает история Новгорода, Афанасий Александрийский помогает в борьбе с эпидемиями. Святителю можно молиться о благополучии родных и близких, просить защитить их от поветрия. В церковной практике сохранился обычай проведения крестных ходов. Шествие и молебен в честь святого Афанасия воодушевляли предков-русичей.

Епископ Александрийский всю жизнь боролся с клеветниками. Его призывают в помощь при несправедливых обвинениях. Также святому молятся о разрешении любых вопросов, связанных с верой:

  • при угрозе церковного раскола;
  • о вразумлении неверующих, богохульствующих родственников;
  • о спасении людей, попавших под влияние сектантов.

Епископ Александрийский покровительствует мужчинам с именем Афанасий.

Творения

Сохранились многочисленные творения святителя Афанасия: четыре «Слова», направленные против ереси ариан, а также письмо к Епиктету, епископу Коринфской Церкви, о Божественной и человеческой природе в Иисусе Христе, 4 письма к епископу Серапиону Тмуитскому о Божественности Святого Духа и равенстве Его с Отцом и Сыном — против ереси Македония. Сохранились также и другие сочинения апологетического характера в защиту Православия, в том числе письмо к императору Констанцию.

Его «История ариан для монахов» написана в строго православном духе и служит неоценимым памятником для изучения борьбы религиозных партий того времени. Меньшее значение имеют его сочинения в области экзегетики и морали. Лучшее издание их принадлежит Монфокону (3 тома, Париж, 1698 г.). Дополнением к ним служит второй том «Bibliotheca patrum» Монфокона (Пар., 1706). Тило поместил в первом томе своей «Bibliotheca patrum graecorum dogmatica» (Лейпц., 1853) только главные догматические сочинения Афанасия

Важное значение для летосчисления имеют сохранившияся на сирийском языке: «Описания праздников», составленные Афанасием

Известны комментарии святителя Афанасия к Священному Писанию, книги нравоучительного характера и подробное жизнеописание преподобного Антония Великого, с которым святитель Афанасий был очень близок. Святитель Иоанн Златоуст советовал читать каждому православному христианину это житие.

На русском языке издано:

  1. Творения. Части 1-4. Под ред. проф. А. П. Шостьина. М., 1851-1854. ( «Творения святых отцев в рус. пер.», изд. при МДА, тт. 17, 19, 21, 22). То же. Изд. 2-е, испр. и доп. Части 1, 2, СТСЛ, 1902. Части 3, 4. СТСЛ, 1903 (Отд. пригож. к ж. «Богословский вестник», 1902, 1903).
  2. О пользе чтения Священного Писания. В кн.: «Выписки из писаний святых церковноучителей и других писателей о необходимости и пользе чтения Священного Писания». Изд. А. фон Эссом. Пер. с нем. СПб., 1817.
  3. Из ХХХIХ письма о праздниках. В кн.: «Сочинения и переводы Евсевия, архиепископа Карталинского. Ч. I. Переводы из творений святых отцев.» СПб., 1858. То же. «Христианское чтение», 1838, III, с. 188 слл.
  4. Из беседы на слова: «Вся мне предана суть Отцем Моим». — Из беседы о слепорожденном. — В кн.: Поторжинский М. А. Святоотеческая хрестоматия. Киев. 1877. То же: «Христианское чтение», 1835, II, с. 119 слл.; 1837, III, c. 150 слл. 5. Краткое обозрение Святого Писания Ветхого Завета. — «Христианское чтение», 1841, IV, с. 217 слл.; с. 324 слл.
  5. Обозрение Посланий Святых Апостолов и Откровения Иоанна. — Там же, 1842, I, с. 157.
  6. О девстве или о подвижничестве. — Там же, 1833, III, с. 117 слл.
  7. О начале и распространении идолопоклонства. — Там же, 1837, IV, c. 3 слл. 9. О том, что человек может познавать Бога в душе своей умом, и что душа человеческая разумна и бессмертна. — Там же, 1837, IV, с. 113 слл.
  8. О причинах воплощения Бога-Слова. — Там же, 1837, IV, с. 275 слл.
  9. О воплотившемся Боге-Слове против ариан. — Там же, 1840, III, с. 165 слл.
  10. О Воскресении Господа нашего Иисуса Христа. — Там же, 1841, II, с. 84 слл.
  11. О терпении. — Там же, 1837, II, с. 120 слл.
  12. О происхождении нравственного зла. — Там же, 1837, III, с. 25 слл.
  13. О крестной смерти Иисуса Христа. — Там же, 1838, II, с. 132 слл.
  14. На Вознесение Господа нашего Иисуса Христа. — Там же, 1831, ХVII, с. 127 слл.
  15. Жизнь преп. Синклитикии. — Там же, 1824, ХVI, с. 3 слл.
  16. Письма. — Там же, 1838, IV, с. 118 слл.; 1839, IV, с. 133; 1842, II, с. 212 слл., 236 слл.
  17. На богомерзких и проклятых злохульных ариан. — В кн.: Богодухновенные книги великих пастырей церковных и учителей всея Вселенныя. Пер. с эллиногреч. яз. на славянорос. иером. Епифания (Славинецкого). М., 1656.

Пророчество

Почтеннейший святой отец Павел из обители Ксиропотам сказал пророческие слова: «Кто позже всех придет на Святую Гору, тот окажется впереди всех монахов в Царстве Небесном, и многие захотят быть у него под руководством». После этого прот Павел вызвал Афанасия на откровенный разговор. Узнав всю правду, он определил ему уединенную келью в 4 км от Кареи, чтобы тот мог находиться наедине с Богом. И пообещал, что не выдаст его.

Но иноки не давали ему покоя. Они постоянно ждали от него советов. Тогда он решил уйти на южный мыс Горы Афон Мелана, там было пустынно и очень ветрено. Здесь он стал подвергаться нападкам сатаны. Афанасий долго держался, но потом все же не выдержал и решил покинуть это место. Вдруг его пронзил небесный свет, наполнивший его радостью и пославший ему дар умиления.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector