Житие преподобного оптинского старца антония (1795-1865)
Содержание:
- Письма старца
- Господь помог моему произволению
- 1
- Келейник старца
- Во главе Малоярославецкого монастыря
- Ни разу не оставил молитвенных правил…
- Рассудительный юноша
- В день кончины Старца
- Учёба в духовном училище и семинарии
- Слова его имели благодатную святую силу
- Литература
- Всего себя отдал на служение ближним
- Его жизнь в миру стала приготовлением к старческому служению
- Благоговейно чтил память своего духовного отца
- Антоний Оптинский, преподобный
- «Ничего так не ищет русский человек, как святыни»
- История
Письма старца
Кроме братии обители и массы приходящего народа, духовным руководством старца Илариона и его наставлениями пользовались, как уже упоминалось, многие насельницы женских монастырей. Старец вел с ними переписку, отвечая не только на вопросы духовной жизни сестер, но и вдумчиво рассматривая самые различные житейские обстоятельства, искушения, нужды. Сохранившиеся письма Старца не утратили своей духовной значимости и по сей день.
Эти письма исполнены истинно святоотеческого духа; при простоте слога старца кратким его поучениям присуща необыкновенная сила. «Послушание — паче жертвоприношения, и поста, и молитвы», — писал старец; и учение Церкви о послушании Богу через послушание поставленным от Него пастырям, в том числе старцам, раскрытое во всех письмах преподобного Илариона, особенно необходимо всем ищущим спасения в наше трудное и противоречивое время.
Господь помог моему произволению
Юноша твёрдо решил вести благочестивую и добродетельную жизнь, несмотря на различные искушения, и Господь помогал его произволению и ограждал чистую душу Родиона. Об одном из искушений он вспоминал: «Один мастер был хорош ко мне, но, уходя вечерами или праздниками домой, вел жизнь, очень неназидательную. Мне часто приходилось ходить или ездить к нему на квартиру, когда хозяин меня за ним посылал. Вся обстановка его домашней жизни отнюдь не согласовалась с хорошею нравственностью. И мне, в мои поездки к нему, приходилось наталкиваться на вещи и сцены, которая очень бы могли повредить моему устроенную, но я, по милости Божией, твердо держался правила не задерживаться у него более, нежели сколько было необходимо, во избежание соблазнов. Скажу ему, что бывало нужно от хозяина, да сейчас же оттуда опять домой. Господь помог моему произволению и сохранил среди этих искушений». Позднее, когда юноша сам станет мастером и хозяином артели, он будет заботиться о своих работниках, оберегать их от искушений.
1
Любезнейший Батюшка Мой! Отец Исаиа!Спаситесь! Честь имею вас любезнейшаго моего, с благополучным препровождением истекшаго 812-го Года поздравить. Равное ж имею удовольствие поздравить и со вступлением в новый год, и с сердечным удовольствием желаю, чтоб десница милосердаго и всеблагаго Бога на вас излила токи новых благостей своих, служащих к спасению души вашей и к подкреплению телесных сил ваших; и желаю вам как оной, так и многое множество годов последствующих за оным препровождать в полном здравии, благополучии и удовольствии душеспасительно.
Любезнейшее и почтеннейшее письмо ваше, писанное от 9-го числа сего месяца, я к величайшему моему удовольствию в 24-е число честь имел получить исправно. Радость, которую я ощущаю в сердце моем, есть неизглаголанна; видя из письма вашего, что вы находитесь здоровыми, о сем благодарю Бога.
Благодарю вас чувствительно за поздравление и уведомления ваши; все сие начертал я перстом в памятнике моем… сердечном для причины той: иногда в меланхолические вечера жизни моей, которые непременно быть могущие, разкрыть оной и чести от скуки.
Я, благодарение Богу, за ваши святые молитвы, доколе здоров и нахожусь точно в таковом же виде, как и самом сам известно, уже четыре месяца; и поистинне скажу вам, давно бы мог занять лучшие праздные вакансии, но не хочу тем раздражить братца Кирилла Ивановича, который без повелениия его, ничего мне начинать ничего не повелел; да стыдно бы и несправедливо было мне тако поступить, ибо чрез то б преступил заповедь отчу, (бывшу 808 года июня 18-го), которой в полное послушание меня отдал Ему.
Он теперечи поживает в Мологе и утешается любовию тамошних обитателей, обещается и к нам побывать, но не знаю, скоро ль сие может случиться, ибо мы и в Москве его ждали, так как принца Олденбурскаго, целый год.
Я лично просил батюшку, отца Василия, о черной материи, который напоследок меня и извещал, что оная уже готова, но мне не удалось за хлопотами к нему отписать; теперь же мне настоит нужда в летнем платье, о чем и прошу вас попещись: если можно, изготовить чтоб достаточно могло стать на сюртук, камзол с рукавами и панталоны и есть ли оная будет готова, тогда меня уведомите, а я скажу: когда и куда оную послать. А что будет за оную стоить, то будьте уверены, коль скоро хотя мало-мало разбогатею, то с чувствительной благодарностию от меня получите.
Домашние наши все, благодарение Богу, здоровы; они вам кланяются и благодарят вас за приписанные к ним поклоны с поздравлениями, и матушка вам благословение посылает.
Впрочем, сам свидетельствую мое всенижайшее высокопочитание, с уверениием, что я был и есмь.
Любезнейший Батюшка Мой!
вас верно и любезно любящим братом Александр Путилов.
28 декабря, Ростов
Живущему в помощи Вышняго: любезнейшему брату Козме Дементьевичу и аз многогрешный и присный брат его Александр, кланяюсь Ему духом с сердечною истинною, прося Его молитв и с новым Годом поздравляю, и всякмх благ усердно желаю.
Любезнейшему батюшке, отцу Василию кланяюсь с засвидетельствованием Ему моей любви; с новым годом и новых благ от десницы милосердаго Бога получить желаю.
Келейник старца
Вступая в 1839 году в должность скитоначальника, преподобный Макарий избрал себе в келейники Родиона, который тринадцатого августа 1849 года был пострижен в мантию и стал иноком Иларионом. Его монашеское имя «Иларион», означающее в переводе с греческого „тихий» и „радостный», выявило то главное, что было свойственно этому подвижнику веры и благочестия: тихую, смиренную кротость сердца и постоянное пребывание души в пасхальной радости о Воскресшем Господе.
Должность келейника, которую исправлял отец Иларион в течение двадцати лет, ставила его в постоянное тесное общение со Старцем, что особенно благоприятствовало достижению твердого, прочного, испытанного многими искушениями отсечения своеволия. По вере своей отец Иларион много пользовался примером богоугодной жизни старца Макария, исполненной любви, смирения, кротости и простоты.
Насколько велика была преданность отца Илариона своему Старцу, свидетельствует одно происшествие. Однажды преподобный Макарий отлучился из обители для посещения духовных детей своих. В пути экипаж опрокинулся в ров, и Старец получил вывихи и сильные ушибы, о чем и было сообщено в Оптину Пустынь. В это время отец Иларион был тяжело болен. Однако, получив это известие, он немедленно, забыв собственное болезненное состояние, поспешил с врачом к своему духовному отцу, проехав около трехсот верст на перекладных по плохой осенней дороге.
Во главе Малоярославецкого монастыря
В конце лета 1839 года Владыка Николай при объезде епархии посетил Оптину Пустынь. Побывал он и в скиту. В этот его приезд и произошло событие, резко изменившее жизнь отца Антония, заставившее его покинуть любимую обитель: «Осматривая скит, Владыка вошел в церковь, вошел и в небольшой ее алтарь; пригласил войти туда же отца Антония и сказал ему: «Положи руку на престол». Отец Антоний положил. «Клянись мне, — продолжал Владыка, что ты не будешь отказываться, если Святейший Синод, по моему представлению, назначит тебя настоятелем в Малоярославецкий монастырь». Отец Антоний, пораженный внезапным требованием Владыки, повиновался ему беспрекословно. По отъезде последнего рассказал бывшее своему старцу и брату отцу Моисею, и с тех пор все время горевал и плакал до самого своего назначения, последовавшего в конце ноября того же года». Еще за три года до этого отец Антоний сильно повредил ногу и у него началась серьезная болезнь, сказались и большие нагрузки. Во время обострения болезни он подолгу не мог встать на ноги. Для немощного инока, больше всего стремившегося к молитве и уединению, новое назначение, означавшее расставание с Оптиной и любимым братом, духовным руководителем, было невыносимо тяжело. В это время ему во сне явился некий святитель, благословивший на новый подвиг, отец Антоний рассказал о своем сне старцу Леониду, и тот сказал, что явившийся епископ – никто иной как святитель Митрофан Воронежский, который, по словам старца Леонида, «много заботился» об отце Антонии, был его покровителем. Отец Антоний после этого съездил в Воронеж к мощам святителя и стал особо его почитать.
Отец Антоний прибыл на новое место в престольный праздник Малоярославецкого монастыря – день святителя Николая Чудотворца, 6/19 декабря 1839 года. Старцы Оптинские всячески поддерживали своего собрата и укрепляли для нового служения. «Промысл Божий, – писал старец Макарий из Оптиной отцу Антонию 21 декабря 1839 года, – поставил вас на свещнице светить в той стране, которая нуждается в оном; и да насытятся гладныя души от обилия ваших духовных дарований. Простите, любезнейший отче, – не лесть сии слова, но истинное чувство сердец наших». Игумен Моисей, видя недостаток в Малоярославецком монастыре братий и для богослужения, и для других послушаний прислал брату около десяти иноков из Оптиной. Это была существенная помощь. Отец Антоний начал входить в дела, первой заботой стало устроение главного собора обители – Никольского.
Отец Антоний продолжал часто болеть. С юмором, но и с горечью писал он тогда: «Видал я коней сильных и здоровых, которые самый тяжелый воз везут легко и борзо; но я много похож на ту увечную клячу, которая и порожние дровни по гладкой дороге едва тащит, задыхаясь». В Малоярославецком монастыре у него появилось много духовных чад, которых он окормлял до своей кончины. Сохранившаяся переписка с ними свидетельствует о глубокой духовной мудрости подвижника. Письма старца, как имеющие большую духовную пользу, были изданы еще при его жизни. Отец Антоний обладал замечательным слогом — живым, пронизанным любовью, юмором, его письма и воспоминания свидетельствуют о глубоком знакомстве со святоотеческими трудами — он постоянно приводит поучения отцов Церкви и подвижников, редко давая советы от своего имени.
Настоятельские труды отца Антония были отмечены наградой — золотым наперсным крестом. Впоследствии Преосвященный хотел представить в Синод прошение о возведении игумена Антония в сан архимандрита, но тот убедил архипастыря не делать этого, он писал так: «Вот если бы архимандритство защищало от тления, или смерти, или суда, тогда стоило бы желать онаго!» Но все время управления Малоярославецким монастырем он продолжал скучать по Оптиной…
В 1843 году, в день Бородинской битвы, совершено было освящение главного Николаевского собора обители. «Слава Богу, – писал отец Антоний, – великолепный храм наш великолепно и торжественно освящен августа 26-го самим Преосвященнейшим Николаем соборне». К 1849 году отец Антоний завершил внешнее устройство Малоярославецкого монастыря, но лишь через несколько лет ему удастся отпроситься на покой в Оптину.
<<предыдущая оглавление следующая>>
Ни разу не оставил молитвенных правил…
Двадцать второго августа приехала Белевская игумения мать Павлина проститься со Старцем. Он благословил ее иконой преподобного Илариона, а о сестрах сказал, чтобы желающие проститься приезжали не все вдруг, а по нескольку сестер. «Еще время терпит, – сказал он, – я еще несколько недель проживу в кресле; в водяной болезни недели по четыре сидят». Этими словами он, как впоследствии оказалось, как бы предназначил время своего сидения с двадцать первого августа по восемнадцатое сентября, то есть четыре недели и один день. Перед кончиною своею он сказал: «Старцы, бывшие в водяной, все сидели перед кончиною своею, а мне, грешному, отчего не посидеть?» Несмотря на чрезмерную болезненную слабость, бессонницу, постоянную одышку, переходившую по ночам в удушье, на чрезвычайные боли, появлявшиеся в последние дни от некоторых болезненных припадков, старец до последнего утра своей жизни ни разу не оставил исполнения положенных в Скиту молитвенных правил…
Рассудительный юноша
В 1820 году Родион с родителями переехал в Воронежскую губернию, где жил до двадцатилетнего возраста, обучаясь в доме отца, известного портного, портновскому ремеслу. Рассудительный юноша, помышлявший о монашестве, решил, что в монастыре как раз и пригодится ему эта профессия. Для совершенствования в ремесле он отправился в Москву. Именно тогда утвердилось в нем убеждение, что ко всякому делу следует относиться добросовестно: то, что делаешь, надо стараться делать хорошо. А это как раз и есть то самое правило, на которое как новоначальным, так и возросшим в духовной жизни инокам, святые отцы указывают как на необходимое условие для спасения, и которое они в своих писаниях называют „хранением совести»…
В день кончины Старца
На рассвете восемнадцатого сентября 1873 года старец Иларион тихо и мирно отошел ко Господу. Погода, бывшая до того пасмурной и дождливой, в день кончины Старца прояснилась. При перенесении тела Старца в монастырь было так тихо, что не погасла ни одна свеча. Отпевание происходило во Введенском соборе, который был полон народа, освещен паникадилами и большими свечами, всем присутствующим также были розданы свечи. По отпевании происходило прощание со Старцем монашествующей братии и мирских. И уступила горечь утраты иному чувству – пасхальной радости о будущем воскресении из мертвых…
Учёба в духовном училище и семинарии
Родители хотели видеть сына иноком и в восемь лет отправили его на обучение в Боровское духовное училище. После четырёх лет обучения Алексей успешно окончил это училище, а затем учился в семинарии в Калуге. Особенной крепостью здоровья юноша не отличался. В семинарии часто страдал бессонницею. В такие минуты, особенно весною, он садился на окно, и уже тогда не раз его мысль уносилась к тихим иноческим обителям. В свободные часы он часто уходил за Калугу на гору Вырку. Там подолгу сиживал один в думах своих.
В четырнадцать лет из-за болезни пропустил год учёбы, а потом чуть не ушёл к пустынникам в Рославльские леса, среди этих пустынников были и будущие Оптинские преподобные Моисей и Антоний. Он уже отошёл от Калуги за несколько вёрст, но поднялась сильная гроза, и пошёл обильный дождь, и он вернулся обратно, видя в этих проявлениях грозных сил природы обнаружение Божьего несоизволения на свой путь. Курс семинарии он закончил третьим учеником, причём в семинарии ему была дана другая фамилия Зерцалова, и перед ним открывалось широкое поле жизни, столь привлекательное для молодых душ.
Слова его имели благодатную святую силу
Мудрость Батюшки была велика: хотя говорил он очень мало, но слова его имели благодатную святую силу, а потому, получив от него наставление, человек чувствовал в себе искреннее желание исполнить его. Знание сердца человеческого было у него такое, что нельзя было не изумляться. Среди его мудрых советов такие:
«Не стыдись обнажать струпы твои духовному наставнику и будь готов принять от него за грехи свои и посрамление, чтобы чрез него избежать вечного стыда».
Для ободрения скорбящих старец часто говаривал: «Если Господь за нас, кто против нас?»
«Каждое дело необходимо начинать с призывания в помощь имени Божия».
Часто говорил старец о хранении совести, о внимательном наблюдении за своими мыслями, действиями и словами, и о покаянии в них. Учил немощи и недостатки подчиненных нести благодушно. «Замечания делай,- наставлял старец,- не давая пищи собственному самолюбию, соображая, мог ли бы ты сам понести то, что требуешь от другого».
«Если чувствуешь, что гнев объял тебя, сохраняй молчание и до тех пор не говори ничего, пока непрестанной молитвой и самоукорением не утишится твое сердце».
«Полезнее для души сознавать себя во всем виноватым и последним из всех, нежели прибегать к самооправданию, которое происходит от гордости, а гордым Бог противится, смиренным же дает благодать». Часто старец приводил изречение апостола: «Истинная любовь не раздражается, не мыслит зла, николиже отпадает».
Литература
- Глеб Запальский . Оптина пустынь и её воспитанники в 1825—1917 годах. — М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2009. — 416 с. — 800 экз.
- Маштафаров А. В. Воспоминания И. М. Картавцевой о паломнических поездках в Оптину пустынь (1917—1923 гг.) //Вестник церковной истории. 2010. № 1-2 (17-18). С. 128—144.
- Оптина Пустынь: Рассказы, притчи, поучения: Сост. по трудам Преподобных Оптинских старцев Макария, Антония, Амвросия, Анатолия, Варсонофия, Нектария, Никона. М.: Братство святого апостола Иоанна Богослова, 2011. 320 с., Серия «Духовная библиотека», 5 000 экз., ISBN 978-5-89424-073-2
- Переписка Константина Зедёргольма со старцем Макарием Оптинским (1857—1859) / . — М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. — 383 с.: илл. ISBN 978-5-7429-0717-6
- Переписка Константина Зедергольма со старцем Макарием Оптинским (1857—1859) / . — М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. — 383 с.: илл. ISBN 978-5-7429-0717-6
- Оптина пустынь: Годы гонений. Жития новомучеников и исповедников. Книга 1 / Сост. Игумен Дамаскин (Орловский). — Козельск: Оптина пустынь, 2007. — 184 с. — 10 000 экз., — ISBN 359-68-5-554 (ошибоч.)
Всего себя отдал на служение ближним
Великую любовь к людям показывают слова старца о паломниках в Оптину: «Можно ли оставить без участия и помощи добрые души людей, с чистым усердием и любовью стремящихся к Богу? Смотря на них, невольно радуется дух, — что их всех заставляет идти сюда за сотни верст? Иные оставляют семейства, малолетних детей на чужих руках и отправляются, находя себе здесь от мирских забот и попечений духовное утешение и отраду. Ни недосуг, ни непогода — ничто не останавливает их, не препятствует благой их цели; ради душевной пользы самый даже путевой труд служит им в утешение.
Да, слава Богу, есть и в наше время истинные рабы Божии, ищущие душевной пользы и спасения. Даруй, Господи, чтобы все они, по вере их, достигли своей цели и, возвращаясь от нас с назиданием душевным, выносили чистые мысли, святые желания для совершения добрых дел, прославляя Бога, подающего нашему скудоумию слово к душевной их пользе».
Старец всего себя отдал на служение ближним. Отец Иероним, келейник старца вспоминал:
«Батюшка старался между братиями поселить любовь и единодушие, и уврачевать от страстей приходивших к нему, как мирских, так и монашествующих, и никто не уходил от него, не получив пользы. Часто случалось, что не щадя себя, старец и малые часы отдыха своего отдавал на пользу ближним, чрез что незаметно терял свои силы и приближался к концу своей жизни».
Его жизнь в миру стала приготовлением к старческому служению
О жизни Старца в миру известно немного. Жизненный путь его до поступления в монастырь оказался похожим на путь его великих предшественников: Оптинских старцев иеросхимонаха Льва, схиигумена Антония, схиархимандрита Моисея. Александр Потапов учился в уездном училище, служил приказчиком в Калуге, так что по роду службы он мог еще и раньше бывать в Оптиной Пустыни. Александр также занимался торговым делом: «У нас торговля была своя красным товаром», – рассказывал он. Его жизнь в миру промыслительно стала приготовлением к старческому служению: занятие торговым делом позволило ему узнать мир, увидеть множество людей, побывать в разных житейских ситуациях. Этот опыт впоследствии пригодился в духовном окормлении приходивших к нему людей.
Собственно, это все, что мы знаем о жизни будущего Оптинского старца до тридцати лет. Быть может, этот возраст, год мужеской зрелости, когда вышел на проповедь миру его Божественный Учитель – Христос, есть некое прикровенное указание на судьбу Христова ученика. Евангелие передает нам лишь несколько драгоценных слов о жизни Спасителя до тридцатилетнего возраста, тайной повиты Его юные годы, – вправе ли мы требовать большей полноты знания об одном из последовавших за Ним?
Благоговейно чтил память своего духовного отца
После кончины старца Амвросия десятого октября 1891 года отец Анатолий был определен келейником к его преемнику – скитоначальнику старцу Иосифу (Литовкину). Старец Анатолий благоговейно чтил память своего духовного отца, любил посещать могилку преподобного Амвросия, получая большое утешение. Как-то духовная дочь отца Анатолия Нина Владимировна искусилась и сказала: «Ни за что не пойду к Батюшке на могилку, ни за что». Когда она пришла к старцу Анатолию, он, прозрев ее искусительные помыслы, наставил: «Вот я ездил к своему духовному отцу на могилку. Большое утешение получил. Большое утешение».
Из уст старца Анатолия нередко можно было услышать: «На могилку. На могилку…» – так благословлял он прибегать к многоцелебной помощи преподобного Амвросия. Старец Анатолий безусловно верил в святость своего духовного отца, молитвенно обращался к нему за помощью как к святому. Вот поэтому и советовал он, наряду со св. Василием Великим, Иоанном Златоустом, Григорием Богословом и Тихоном Калужским призывать имя и Амвросия Оптинского.
Антоний Оптинский, преподобный
Дни памяти:
07.08 ст.ст./20.08 н.ст.;
11.10 ст.ст./24.10 н.ст.
Преподобный Антоний Оптинский – оптинский старец, игумен Малоярославецкого Николаевского монастыря.
Преподобный Антоний (Александр Иванович Путилов) родился в 1795 году в городе Борисоглебске Ярославской губернии. С юности он тяготел к духовной жизни.
При нашествии французов в 1812 году Александр оказался в Москве и жестоко пострадал от них. Бежал в Ростов к своим родным, а оттуда через некоторое время отправился в рославльские леса, где уже пять лет подвизался его старший брат Тимофей, будущий игумен Оптиной пустыни преподобный Моисей. В 1820 году, в праздник Сретения Господня, юноша был пострижен в монашество с именем Антоний в честь преподобного Антония Великого. Его восприемником при постриге и духовным отцом стал преподобный Моисей, к которому всю жизнь Антоний сохранял послушание и почтительность.
Через четыре года, в 1820 году, Александр был облечен в ангельский образ и наречен Антонием. Исполняя волю епископа Калужского Филарета, преподобный Моисей и преподобный Антоний в 1821 году отправились в Оптину пустынь для основания при ней уединенного скита.
Место было выбрано к востоку от монастыря, в густом лесу. Пустынники построили там небольшую келию, соорудили церковь во имя святого Предтечи Господня Иоанна и начали строить братские корпуса. В 1825 году, после назначения преподобного Моисея настоятелем Оптиной пустыни, преподобный Антоний был определен начальником скита. В новоустроенный безмолвный скит с разных сторон стали стекаться мудрые в монашеской жизни и крепкие в духовных подвигах отцы. В 1823 году преподобный Антоний был рукоположен во иеродиакона, а в 1827 году – в иеромонаха.
К добровольным трудам и подвигам монашеским преподобного Антония вскоре присоединился и крест тяжелой, длительной болезни.
В 1839 году Антоний был поставлен игуменом в малоярославецкий Черноостровский монастырь, где положил прочное начало устроению обители, а также завершил начатое его предшественником внешнее ее устроение. В 1845 году за труды на благо обители преподобный Антоний был награжден золотым наперсным крестом.
Отец Антоний неоднократно просил уволить его на покой, но лишь в 1853 году, по ходатайству святителя Филарета, преподобный Антоний вернулся в скит Оптиной пустыни, где прожил еще двенадцать лет.
Преподобный Антоний желал уединенной жизни, проводимой в молитвенных трудах, чтении и богомыслии. Несмотря на тяжелую болезнь ног, подвижник не пропускал богослужений, выстаивая их от начала до конца, а потом еще принимал посетителей. Его духовные дарования прозорливости, исцеления и рассудительности привлекали к нему множество людей, желающих принять благословение и духовное назидание. Причем никто из них не мог догадаться, какие страдания переживает отец Антоний, поскольку он всегда имел жизнерадостный вид.
Кончина преподобного Моисея в 1862 году стала для отца Антония тяжелой потерей. Сорок дней он провел в затворе, читая Псалтирь по новопреставленному, затем прожил год в уединении и непрестанной молитве.
В 1863 году преподобный Антоний совершил паломничество к мощам святого Тихона Задонского и святого Митрофана Воронежского.
В 1865 году принял великую схиму с оставлением прежнего имени. По болезни старца пострижение было совершено келейно преподобным Исаакием, настоятелем обители. После пострижения преподобный Антоний перестал принимать мирских лиц. Братию скита принимал изредка.
За 17 дней до своей кончины, старец был особорован, после чего ежедневно приобщался Святых Таин и пребывал в непрестанной молитве.
В последний день своей жизни, во время всенощного бдения, умирающий потребовал, чтобы к нему пригласили настоятеля. Как истинный послушник он и в последний путь не хотел отправляться без настоятельского благословения. Преподобный Исаакий благословил его и простился с ним уже навеки. Через несколько часов преподобный Антоний тихо и мирно предал чистую свою душу в руки Божии.
Погребен преподобный Антоний в Казанском соборе монастыря рядом с преподобным Моисеем. В 1996 году причислен к лику местночтимых святых в Соборе Оптинских старцев. Прославлен Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 года для общецерковного почитания.
«Ничего так не ищет русский человек, как святыни»
Почему же с такой злобой ополчились на святых подвижников в XX веке? Да уже и в XIX-м Церковь и ее святые у многих образованных людей были, мягко говоря, не в чести… Выискивали недостатки, подкарауливали ошибки и падения…
Всю суть негативного отношения к Церкви объясняет Достоевский. Он сказал однажды: «Русский человек ничему так не радуется, как падению праведника, и говорит: “А-а-а! Если такие столпы, если такие светильники пали, то что же спрашивать с нас, простых людишек? Если такие не смогли удержаться, то что мы, простые люди?” И грехопадением праведника оправдывают свой грех и свою нечестивую жизнь».
Но тот же Достоевский пишет: ничего так не ищет русский человек, как святыни и святого, чтобы найти ее и его и поклониться; и говорит: «У меня неправда, у меня грех, у меня беззаконие, но должна же быть где-то эта правда, эта святыня, эта чистота, эта святость?» – взыщет ее и поклонится ей.
И, кстати, Петр I однажды сказал: «Оправдывать свои грехи, ссылаясь на чужие, – это все равно что умываться грязью».
Поэтому тянулись люди в Оптину: потому что тут действительно были подвижники, и не один-два, а целое братство.
Про старца Амвросия Лев Толстой сказал потрясающую вещь: «Этот почти парализованный человек, вечно болящий и на одре лежащий, который еле мог перекреститься, принимал в день десятки и сотни посетителей, еле говоря им что-то на пользу души, и к нему тянулись люди со всех концов России, и мне кажется, что этот человек сделал для духовной жизни России больше, чем все ее бытоулучшители». Лев Толстой несколько раз был в Оптиной. Под конец жизни он был у своей родной сестры – насельницы Шамординского монастыря монахини Марии, и сказал ей: «Знаешь, Машка, я бы согласился пойти в Оптину пустынь и стать там простым послушником – (граф, всемирно известный писатель!) – и выполнять там любую черную работу, но только при одном условии: чтобы эти монахи не заставляли меня молиться!»
То есть самый тяжелый труд – духовный труд. Все что угодно легче: вагоны разгружать… – только не молиться.
Сюда ведь приезжали почти все столпы нашей словесности…
Даже если мы просто перечислим тех, кто вращался вокруг Оптиной, мы поймем ее значение. Одних только писателей сколько сюда приезжало! Гоголь дважды был в Оптиной – в 1850 и в 1851 году; Достоевский в 1876 году – самый продаваемый писатель, самый читаемый писатель, переведенный на многие языки мира. А какое у него потрясающее внутреннее видение человека! В его книге «Братья Карамазовы» узнается Оптина пустынь: то, что он увидел тут, он изобразил в этом романе. Но, конечно, старец Зосима – это не старец Амвросий, но впервые мир позитивно познакомился с монастырской жизнью и старчеством изнутри благодаря Достоевскому. Посещение им Оптиной пустыни сыграло значимую роль в его жизни, в его отношении к вере, Православию и монашеству в целом.
Петр и Иван Киреевские, Аксаковы, Тургенев, философ Соловьев, писатель Поселянин, Сергей Нилус, Алексей Толстой, Царская семья, Елисавета Феодоровна, Константин Романов – все они были в Оптиной пустыни. Из наших современников – Распутин, Солоухин, Белов, Солженицын…
Приезжал, будучи Президентом Российской Федерации, Дмитрий Анатольевич Медведев…
Это было в 2010 году?
Да. В 2010 году Дмитрий Анатольевич Медведев в его бытность Президентом был в Козельске и присвоил Козельску звание Города воинской славы, тогда он посетил и Оптину пустынь, и Предтеченский скит.
Когда в скиту не знали, что ему подарить, привели Дмитрия Анатольевича Медведева в келью старца Амвросия и сказали: «Вот в этой келье, в этом месте жил этот великий человек». И скитоначальник, отец Тихон, подарил ему молитву Оптинских старцев, красиво оформленную, и говорит: «А хотите, я Вам ее прочитаю?» И он прочитал молитву, на что Дмитрий Анатольевич Медведев заметил: «Какая всеобъемлющая молитва!»
В этой молитве есть какая-то простота, мудрость, которая понятна всем, а где просто, там ангелов со сто. Сколько раз мы ее дарили разным директорам кирпичных заводов, руководителям типографий, медикам, военным, и все были очень благодарны! И у многих руководителей, у которых я бывал, видел ее на стене или на столе под стеклом. Она написана в Духе и Духом.
Почему эта удивительная молитва родилась именно в Оптиной?
Потому что Оптина пустынь – это золотая чаша, в которую сливалось все лучшее, духовное вино России. Святые бывали во многих монастырях, а святое братство – только здесь. Старцы жили Богом, дышали Богом, и у старцев Бог был на первом месте, а когда Бог на первом месте, тогда все остальное на своем. Тогда просвещаются ум и сердце, и от избытка сердца уста глаголют такие богодухновенные молитвы.
История
В 2004 году Его Святейшество Патриарх Московский и всея Руси Алексий II дал благословение насельникам подворья на сооружение нового храма в посёлке Сосновый Бор Выборгского района.
Организационно-технические работы на приусадебном хозяйстве шли постепенно. Строительство церкви началось в октябре 2006 года. Инвестором строительства храма стала строительная , генеральный директор предприятия — Андрей Юрьевич Молчанов.
Когда были проведены все подготовительные работы, предшествующие началу постройки, в 2007 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II был совершён чин закладки камня в основание новоустраиваемого храма.
Автором проекта храма является архитектор Геннадий Павлович Фомичёв («Архитектурная мастерская Г. П. Фомичёва»).
Освящение и водружение крестов на купол храма и колокольню состоялось в сентябре 2011 года. К этому времени были специально закуплены и освящены четырнадцать колоколов, каждый из которых был поднят и установлен на звоннице, вплотную прилегающей к церкви.
На Светлой седмице в 2012 году усадьбу в Выборгском районе посетил схиархимандрит Илий (Ноздрин), духовник Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, духовник братии монастыря Оптина Пустынь.
ля насельников подворья, строителей храма и прихожан посещение старца стало большим духовным утешением. После молебна в строящемся храме отец Илий со сопровождающими осмотрел территорию хозяйства, братские корпуса, гостиницу, а перед отъездом молитвенно напутствовал братию подворья, оставив памятную запись в гостевой книге:Настоящий скит-подсобное, совсем недавно получивший начало, ярко показывает жизненную способность к дальнейшему благоустроению как в духовном, так материальном состоянии. Есть предпосылки, чтобы здесь устроился хороший монастырь.Сх. Илий с прибывшими братиями.20.04.12г. В 2014–2015 годах продолжались работы по внутренней и наружной отделке, завершалось оформление интерьера алтаря, центральной части храма, притвора, велось благоустройство территории около церкви.
В юбилейный 2021 год 125-летия преставления преподобного Амвросия Оптинского (10/23 октября 1891 г.) работы по возведению нового храма в усадьбе, продолжавшиеся в течение десяти лет, успешно завершены. И сегодня братия подворья, многочисленные паломники и прихожане имеют возможность не только получить душевную радость от общения с усадьбой и заряд бодрости в трудовых послушаниях, но и приобщиться к соборной молитве за богослужениями в церкви в честь преподобного старца Амвросия, небесного покровителя обители. Храм, в который вложено так много сил и трудов, стал сердцем усадьбы и его святыней.