Протоиерей алексий уминский: церковь не может жить, лишь проводя мероприятия

Путь священничества

К нему Алексей Уминский пришёл удивительным образом. Однажды в 18 лет, оказавшись на службе в Псково-Печерском монастыре, услышал проповедь Иоанна Крестьянкина. Следует заметить, что отец Иоанн всегда очень трепетно относился к этой своей обязанности и готовился очень прилежно. Слова, прозвучавшие на проповеди, вдруг открыли для молодого человека цель его жизни. Она, по словам самого Алексея Уминского, прозвучала так отчётливо в голове и в сердце, что сомнений не оставалось – он должен быть священником. Удивительным образом на признание будущего отца Алексея отреагировал его духовный отец, сказав, что давно ждал от него этого решения.

Восхождение на этот непростой путь начиналось непросто, поскольку Алексей Уминский в то время не имел ни соответствующего образования, ни опыта. Однако было огромное желание и благословение.

Книги

  • Тайна примирения. Беседы с прихожанами об исповеди. М.: Даниловский благовестник, 2007. 254 с.
  • Практический справочник по православию / . — М.: Русское энцикл. товарищество : ОЛМА медиа групп, 2008. — 1022 с. : ил., табл.; 18 см; ISBN -8
  • Ребёнок в Церкви: заметки о высшем искусстве. — М.: Данилов мужской монастырь : Даниловский благовестник, 2012. — 126, с. : ил.; 20 см; ISBN 978-5-89101-466-4
  • Евангелие от Марка с беседами протоиерея Алексея Уминского: для бесплатного распространения. — М.: Никея, 2012. — 255 с.; 22 см. — (Серия «Встречи в Богом»).; ISBN 978-5-91761-132-7
  • Человек и Церковь: путь свободы и любви / Протоиер. Алексей Уминский, Этери Чаландзия. — М.: АНФ, 2013. — 277 с.; 21 см; ISBN 978-5-91671-263-6
  • Божественная литургия: к чему готовит нас таинство крещения? : . — М.: Никея, 2013. — 159 с.; 21 см; ISBN 978-5-91761-134-1
  • О чём говорит Христос: разговор о Евангелии со священником Алексеем Уминским. — М.: Никея, 2012. — 255 с.; 22 см. — (Встречи с Богом).; ISBN 978-5-91761-133-4
  • Что я хочу от Бога. — Москва : Никея, 2013. — 103 с.; 21 см; ISBN 978-5-91761-160-0
  • Тайна примирения: книга об исповеди и покаянии. — М. : Никея, 2013. — 319 с.; 21 см. — (Встречи с Богом).; ISBN 978-5-91761-175-4
  • Основы духовной жизни. — Москва : Никея, 2014. — 191 с.; 21 см; ISBN 978-5-91761-309-3
  • Что я хочу от церкви: о христианстве и духовном потреблении. — М.: Никея, 2014. — 154 с.; 21 см. — (Встречи с Богом).; ISBN 978-5-91761-264-5
  • Свеча — огонь любви. Как правильно поставить свечу? / сост.: протоиер. Алексей Уминский, Елена Зубова. — М.: Символик, 2015. — 23 с.; 20 см. — (Свет Истинный).; ISBN 978—3 : 7000 экз.
  • Мы с тобой одной крови: лекции, беседы, проповеди:. — М.: Pravmir.ru : Даръ, cop. 2015. — 479 с.; 21 см; ISBN 978-5-485-00530-6 : 3000 экз.
  • О чём говорит Христос: беседы на Евангелие от Марка. — М.: Никея, 2016. — 190 с.; 22 см. — (Встречи с Богом).; ISBN 978-5-91761-480-9 : 5000 экз.
  • Великий Пост. Объяснение смысла, значения, содержания. — М.: Никея, 2016. — 189 с.; 21 см; ISBN 978-5-91761-512-7 : 3000 экз.
  • Ребёнок в семье и церкви. Как не навредить детской вере. — М.: Никея, 2016. — 150 с.; 19 см; ISBN 978-5-91761-585-5 : 5000 экз.
  • Подросток в семье и Церкви: преодоление зон недоверия. — М.: Никея, 2017. — 127 с. : портр.; 19 см; ISBN 978-5-91761-725-1 : 7000 экз.
  • Божественная литургия святителя Иоанна Златоуста: издание для народного пения : с объяснениями протоиерея Алексея Уминского. — М.: Никея, 2017. — 73, с.; 24 см; ISBN 978-5-91761-680-3 : 6000 экз.

«Нельзя дать чуме нас победить»

— Давайте все-таки вернемся к Рождеству. У вас в храме это всегда самое веселое время — с аукционом, с чаепитиями, с рождественской ярмаркой. Неужели всего этого не будет?

— Я думаю, что все это разрешится каким-то способом. Мы обязательно проведем Рождественские службы, постараемся, чтобы Рождественская радость коснулась всех. Будем служить каждый день в течение всех святок. Обязательно устроим вертеп, как обычно, во дворе храма. А еще пройдут онлайн наши концерты, аукцион и лотерея в пользу бездомных — уже сейчас начали собирать вещи в пользу приюта «Теплый прием».

У нас, кстати, работает воскресная школа онлайн, и дети не прогуливают! Сейчас нет киноклубов, и поэтому я могу каждую неделю встречаться с нашей молодежной библейской группой. Все стараются поучаствовать в зуме, а если кто не может, смотрит потом записи.

У нас даже идет читка по зуму, мы готовимся репетировать онлайн «Шар и крест» Честертона в нашем приходском театре. В конце концов, когда кончится пандемия, у нас уже будет готовый спектакль, останется только несколько раз порепетировать на сцене.

Надо что-то делать! Нельзя дать чуме нас победить и заморозить. Нельзя проиграть эту войну.

— Тем более, что людей все меньше. Стольких уже нет с нами.

— Я про это даже боюсь говорить. Столько смертей, и не только из-за ковида. Три недели назад не стало очень близкого мне человека, отца Сергия Махонина, директора гимназии «Радонеж». Мы с ним долгое время были вместе, потому что занимались одним и тем же делом — были директорами и духовниками православных школ, когда они только-только открывались. В феврале у него умерла матушка, а сейчас он сам скончался во сне от сердечного приступа.

Я не могу не вспомнить отца Всеволода Чаплина, с которым мы всегда были антагонистами. И тем не менее, его смерть — одна из первых в бесконечной череде смертей священников, о которой мы тогда еще не подозревали, — стала для меня очень серьезным переживанием. Это он был человек глубоко неординарный и очень искренний. Многие его высказывания вызывали отторжение, но в них никогда не было конъюнктуры. Он был честен, он действительно так думал.

Отец Дмитрий Смирнов, которого я очень любил. В последние годы многие слова отца Дмитрия вызывали у меня огромное огорчение и непонимание. Но при этом я никогда не забывал, что он абсолютно свободный человек, с очень широкой душой, с независимым внутренним миром. Вот две потери, когда скорбишь по людям, взгляды которых тебе были абсолютно не близки, но которые вызывали уважение цельностью и верностью самим себе.

Получение опыта

На пути к служению Богу Алексею пришлось преодолеть ряд препятствий. Он получил духовное образование. Сложнее было набрать необходимый опыт. В этом ему помогло изучение трудов отцов церкви и огромное желание стать священником православной церкви. Алексей был удивлен, когда, придя к своему духовнику и высказав желание стать священником Русской православной церкви, он услышал, что тот уже давно ждал этого решения.

Первым городом, куда был направлен молодой священник с женой и маленьким ребенком, стала подмосковная Кашира. В городе в этот период была непростая криминальная ситуация, люди боялись вечером ходить по улицам. Неоднозначно назначение отца Алексея было воспринято его женой. Пребывание в городе растянулось на целых три года. Именно в этот период отец Алексей сформировался как священник. Он научился такому качеству, незаменимому для человека, посвятившего жизнь служению Богу, как любовь к людям. Отец Алексей утверждает, что именно с понимания и сочувствия начинается взаимодействие с прихожанами. Годы работы в Кашире стали для отца Алексея периодом дальнейшего духовного и профессионального становления.

Личная жизнь священника

Об этой стороне жизни отца Алексея известно совсем немного. Живёт он со своей семьёй в обычной девятиэтажке, как и большинство современных горожан. Матушка работает врачом и тоже служит людям, как говорит Алексей Уминский (священник). Дети его уже достаточно взрослые: старший сын живёт самостоятельно, а младший – студент. Он учится на историческом факультете и пока делит свой кров с папой и мамой.

Ещё один сын Алексея Уминского – Демиан — трагически погиб в юном возрасте. Об этом также известно очень мало. Демиан был очень талантливым юношей, любил церковь и все, что с ней связано. Мальчик с детства мечтал быть священником. Видимо, поэтому в его послужном списке было и пение на клиросе, и алтарная служба, и даже колокольный звон. Все, за что Дема брался, он всегда делал творчески, с душой.

Дело священника — свидетельствовать о Христе

Чудным образом пришел Алексий Уминский к священству. Будучи 18 летним, во время паломнической поездки в Псково-Печерский монастырь он на службе услыхал проповедь отца Иоанна (Крестьянкина).

Несмотря на свою известность, отец Иоанн серьезно и ответственно подходил к своему послушанию и готовился к проповедям очень тщательно. Слова, которые прозвучали во время проповеди, внезапно обозначили для юноши цель и смысл его жизни.

Отец Иоанн говорил, что дело священника — свидетельство о Христе.

Эта цель, как вспоминает Алексий Уминский, звучала так отчётливо и в уме и в сердце, что у него не осталось сомнений – он непременно станет священником. Алексий поделился этими мыслями со своим духовником, на что тот ответил, что такого решения ждал от него уже давно.

Вот так, чудесным образом, архимандрит Иоанн (Крестьянкин) благословил Алексея Уминского на священство.

Во время исповеди священник подобен строгому, но любящему отцу.  Ведь речь идет о Спасении и Жизни Вечной его духовных чад

Отец Алексий был в мае 1990 года рукоположен, и определен служить диаконом в храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» города Клин. В этом же году, в сентябре, его рукополагают в священники, и следующие три года он служит настоятелем Успенского собора города Каширы.

Свое служение в Кашире батюшка вспоминает как время, которое стало для него не простым испытанием.

В тоже время отец Алексий признателен своим прихожанам. Они заложили в его душе наиглавнейшее для священника качество – любовь к людям.

Главное чего ждут прихожане от своего священника это понимания и сострадания.

Далее следует перевод в Москву. С 1993 по настоящее время отец Алексий Уминский несет служение настоятелем церкви Живоначальной Троицы в Хохлах. Кроме этого батюшка шесть лет возглавлял Свято-Владимирскую православную гимназию, даже сегодня, уже покинув свой пост, он остается ее духовником и преподавателем Закона Божия.

Напутствие отца Алексея родителям

Для родителей, желающих приобщить своих детей к традициям православия, интересна будет книга «Ребенок в семье и церкви. Как не навредить детской вере». В ней отец Алексей Уминский затрагивает вопросы о том, как приобщить ребенка к молитве, рассказать ему о православных таинствах, как избежать ошибок в воспитании. В своей книге, написанной на основе опыта работы в качестве директора и духовника православной гимназии, он пишет о месте ребенка в православном приходе, о духовности в жизни детей. Данная книга по праву является выдающимся трудом в сфере православной педагогики и может претендовать на то, чтобы стать настольной книгой для многих родителей, желающих воспитать своих детей согласно православным традициям. Таким образом, отец Алексей является не только выдающимся публицистом, но и замечательным педагогом.

Алексей Уминский, книги которого вдохновляют людей идти к Богу, является автором еще одного замечательного произведения — «Что я хочу от церкви». В этой книге он пытается ответить на такие насущные для всякого человека, ищущего Бога, вопросы: «Зачем мне Церковь, если и без нее я могу верить в Бога?» Книга рекомендована для прочтения людям, еще не ощутившим потребности в своем сердце прийти в церковь. Он утверждает, что именно Церковь является тем местом, которое единственно предоставляет человеку возможность соединиться с Богом. Отец Алексей доходчивым языком пишет об особенностях православного богослужения, раскрывает читателям смысл обрядов, рассказывает о неожиданных моментах, с которыми может столкнуться человек, придя в православный храм. Отдельное место в книге уделено полемике с людьми, критично относящимися к православной церкви, но тем не менее считающими себя православными. Книга даст ответ на многие вопросы лицам, желающим ближе познакомиться с миром православия.

Особого внимания заслуживает книга, которую написал Алексей Уминский — «Евангелие от Марка».

Особенность писательского дарования отца Алексея заключается в его исключительном умении говорить простым языком о достаточно сложных вещах. Поэтому его произведения легко читаются. Они понятны для читателей с различным уровнем образования, социальным положением и жизненным опытом. В качестве его соавтора выступает известный журналист Этери Чаландзия, вместе с которым исследуются вопросы снижения внешней привлекательности Церкви, особенно среди молодежи, развеиваются мифы, связанные с православием.

Проповедь


Очень часто в качестве общественного проповедника выступает на публике Уминский Алексей. Проповеди его затрагивают различные актуальные вопросы современной жизни. Он предстает перед прихожанами как любящий и одновременно строгий батюшка. Священник Алексей Уминский не боится отвечать на самые сложные вопросы прихожан, в том числе о ситуации, сложившейся на Украине. Он считает, что русские и украинцы – дети одной церкви, и поэтому невозможно занять единую позицию относительно поддержки только одной из сторон. Православные России и Украины должны молиться и просить Бога о наступлении мира на многострадальных землях Восточной Украины. Православная церковь, по мнению отца Алексея, может стать фактором, объединяющим народы двух стран. Алексей Уминский как человек, имеющий, помимо духовного, еще и хорошее светское гуманитарное образование, полученное в период учебы на историческом факультете университета, свободно рассуждает о современных событиях в политической жизни страны и в церковной. Он делает это без присущей многим иерархам Церкви идеологической зашоренности. Занимая особую позицию по отношению к событиям, происходящим в стране, и не скрывая этого, отец Алексей ни на секунду не ставит под сомнение авторитет и главенствующее положение Русской православной церкви в мире православия.

Автор книги: Алексей Уминский

сообщить о нарушении

ООО ТД «Никея», 2021

Уминский Алексей, прот., 2021

ООО ТД «Никея», 2021

Уминский Алексей, прот., 2021

Молитва: мой личный выбор

Для современных православных личный опыт молитвы – это проблема, так как в традиции (может быть, не абсолютной, но достаточно долгой) нашей Церкви молитва христианина является не его собственным обращением к Богу, а следованием образцам, выбранным для нас великими духовными авторитетами прошлого. В православной традиции существует так называемое молитвенное правило, состоящее из большого количества утренних и вечерних молитв. Есть еще правило ко Святому Причащению – это три канона, к которым многие прибавляют акафисты, плюс само последование ко Святому Причащению. Есть и другие образцы молитвы: например, многие любят молиться по Псалтири. Это тоже высокий образчик, более того, Псалтирь является текстовой основой богослужения, и те, кто любит Псалтирь, читает, молится псалмами, включены и в богослужебную молитву Церкви.

Тем не менее все эти молитвы имеют одну особенность: к каждому отдельному человеку лично они пока не имеют никакого отношения. И получается, что, начиная молиться по предложенному образцу, по некоему лекалу, очень возвышенному и выверенному, мы попадаем в пространство, изначально ограниченное определенной формой, количеством и наполнением – смыслом молитв.

Когда-то человечество, и Церковь в частности, жило в условиях традиционного бытового христианства, сословного общества, сохранявшего старинный племенной архетип отношений: община, сословие и государство хранились устоявшимися общественными отношениями, которые распространялись на все сферы жизни. И как это ни парадоксально звучит, Церковь, которую Бог сотворил надмирной и неотмирной, в конечном итоге естественным образом вошла в этот комплекс отношений. Церковь очень социализировалась, за века стала традиционно-бытовой, в таком сохранном обществе это неизбежно. И для многих поколений вопрос выбора личной молитвы, вопрос «как я молюсь, почему молюсь так, а не иначе?» не стоял. Как не стоял и такой, например, вопрос – «как я создаю семью?». Или «почему я исповедую православие?». Большинство вопросов решались не личным выбором: за ребенка, юношу выбор делали родители, либо он был предопределен самим фактом рождения в данной стране. Человек не выбирал, к какой Церкви принадлежать, какой профессией заняться, в общем, ничего не выбирал. Можно сказать, христианство, бывшее в тот период очень сильным, стабильным, опиравшимся на колоссальный пласт христианской культуры, – ведь и наука, и государственность были созданы христианской цивилизацией, – отодвигало личную ответственность за семью, за воспитание детей, за Церковь, за веру, и за молитву в том числе, на второй план, так как эти вопросы были уже решены, апробированы опытом и не было никакого смысла изобретать и придумывать что-то новое.

Биография священнослужителя

Будущий священнослужитель родился в столице в 1960 г., в юные годы отличался любознательностью и любовью к учебе. Родители Алексия не верили в Бога, отец трудился инженером, а мать — школьным учителем. Они привили сыну понятия справедливости и правды, но редко поднимали вопросы религиозного характера. Юноша поступил в комсомольскую партию, являлся усердным активистом, не пропускал собраний.

Протоиерей Алексий Уминский

Изменения в его мировоззрении начались после того, как его приняли в педагогический институт на факультет иностранного языка:

  • В высшем учебном заведении Алексея прельстила свободолюбивая манера поведения студентов. Здесь молодой человек познакомился с культурой хиппи, расцвет которой произошел в 70-е годы XX столетия. А. Уминский отпустил длинные волосы и одевался в джинсовую одежду, посещал автостопом российские города, иногда имел дело с милицией.
  • В институте он обрел друзей, почитавших законы христианства. Алексей познакомился с Евангелием и другой православной литературой, это помогло молодому человеку обрести веру в Бога. В возрасте 19 лет он прошел обряд Крещения. После окончания педагогического института будущий священнослужитель с большим желанием 8 лет проработал в должности учителя французского.
  • В 1988 г. А. Уминский ощутил желание пойти по иноческому пути после того, как побывал на проповеди отца Иоанна. Через два года его возвели в сан диакона, а после нескольких месяцев службы в одной из церквей города Клина он был рукоположен в священнослужителя.
  • А. Уминский вспоминает, что для Отечества этот период оказался тяжелым, новоявленного батюшку зачастую шокировало то, что говорили на исповедях миряне о грехах. Он рекомендует молодым клирикам в первые месяцы службы не давать конкретных советов, а пытаться слышать просьбу, молиться за прихожан и проявлять сочувствие.
  • В 1993 г. А. Уминский перешел на службу во Владимирский храм Москвы. Вскоре батюшка получил должность управляющего духовной гимназии. В 1994 г. отца Алексея назначили настоятелем Троицкого собор в Хохлах, где он служит по настоящее время. Священник проявлял активное участие в деле возвращения этого церковного здания РПЦ. В 2002 г. батюшка получил сан протоиерея.

На заметку! В начале 90-х родители Алексия также приобщились к традициям христианства, сын лично обвенчал отца и мать. А. Уминский служит на правах белого духовенства, что позволяет ему вступать в бракосочетание. Со своей женой он познакомился в те времена, когда работал учителем в школе. Супруги родили двух сыновей, к сожалению, старший погиб в юном возрасте. Семья живет в скромной квартире в обыкновенной многоэтажке.

Это интересно: Белогорский Свято-Николаевский православно-миссионерский мужской монастырь в Пермском крае

Статьи

  • Проблемы православной гимназии // Вестник пастырского семинара. М., 1996. № 2. стр. 31-37.
  • Заметки о высшем искусстве. Православное воспитание детей в семье // Альфа и Омега. М., 1997. № 1(12). стр. 310—316.
  • «Над пропастью во ржи». Место культуры в правосл. воспитании и образовании // Альфа и Омега. М., 1997. № 3(14). стр. 346—350.
  • Воспитание в школе через почитание новомучеников российских // Альфа и Омега. М., 1998. № 4(18). стр. 321—326.
  • Православное воспитание и современный мир // Альфа и Омега. М., 2000. № 2(24). стр. 281—288.
  • Амфилохий (Радович), митрополит Черногорско-Приморский. Литургия и подвижничество. Гл. из кн.: Основы православного воспитания. Пермь, 2000. / пер.: Луганская С., предисл.: Уминский А. А., свящ. // Альфа и Омега. М., 2000. № 3(25). 317—333
  • Фрагменты из приходских бесед. Память смертная. О совести // Альфа и Омега — 2002, № 4, стр. 251
  • Фрагменты из приходских бесед. О лжи. // Альфа и Омега. М., 2003 — № 1(35). 2003, стр. 236—251
  • Проповеди // Альфа и Омега. М., 2008, № 1, стр. 14
  • Болезни приходской жизни // Альфа и Омега. М., 2008, № 2, стр. 238—243
  • Церковь и пустота // Альфа и Омега. М., 2009, стр. 269—275

От благословившего его на священство, архимандрита Иоанна (Крестьянкина) отец Алексий унаследовал бесценный дар произнесения проповедей. И это не только проповеди на евангельское чтение дня, батюшка затрагивает и острые проблемы современности.

Пример лекции Алексия Уминского в Московском архитектурно-строительном институте. Тема: «Грех и спасение в современном мегаполисе». Говорит о том, что суета и много другое отвлекает от Бога в большом городе

Иногда его проповеди могут показаться жесткими, безапелляционными и звучат укором в сердцах прихожан. Он не жалует тех, кто ждет от церкви только личных благ и не готов понести свой крест. С одной стороны он взыскателен и строг, а с другой бесконечно добр, каким и надлежит быть истинному пастырю.

Не случайно проповеди, которые он читает в храме и лекции, с которыми выступает перед различной публикой, отвечая на не самые простые, а иногда откровенно провокационные вопросы расходятся по интернет-изданиям и социальным сетям.

Отец Алексей сам был активным участником соц. сетей, ведя дискуссии и отвечая на вопросы.

Если после бесед и дискуссий происходит контакт с человеком, он приходит в храм то это безусловный успех, а если все эти  споры и разговоры остаются в интернете, то это бесплодные беседы.

Это интересно: Жизнь и подробная биография святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла

«Ко мне в храм стали ходить совершенно новые люди»

— Тревожно, что ковид закончится, а в церковь так никто и не вернется?

— Вернутся, но возвращение будет не быстрым. Не то, чтобы сразу все придут. И возможно, это будут другие люди. 

Ко мне в храм сейчас ходит половина совершенно новых, неизвестных мне людей. Записываются, приходят семьями. Я вот только сейчас начинаю запоминать, кого как зовут. Эти люди встали на те пустые места, которые освободили мои прихожане.

— Разве это не хороший знак?

— Да, но я больше 25 лет в этом храме настоятель, и с этими прихожанами, как мне казалось, нас связывало нечто большее, чем праздники, ярмарки и пирожки. То, что называется духовной жизнью, хоть это и высокопарно звучит. 

А сейчас я вижу, что всего этого становится все меньше, как будто все перестают напрягать себя внутренне, по-человечески. Как будто не интересно больше ничего из себя строить в глазах других людей, быть лучше, чем ты есть на самом деле, изображать из себя благочестивого прихожанина, или доброго христианина, или просто какого-то хорошего человека. Какое-то массовое уныние.

— Дело не в том, что мы плохие, а в том, что наша жизнь последнего времени требует замкнутости и разобщенности.

— Действительно, многое изменилось, но в жизни всегда меняются обстоятельства, круг людей, тусовка, место, куда ты едешь отдыхать. Но при этом ты все равно остаешься тем, кто ты есть. А если ты меняешься вместе с декорацией, то где ты сам?

Церкви открыты, а приходская жизнь как будто бы умерла.

Я очень устал от этой церковной безжизненности. Надо бороться, не давать себе унывать, внутренне соглашаться с разобщенностью, с чем угодно. Но это даже труднее, чем просто пойти на обычную воскресную службу, потому что ты должен это сделать сам. Один. Без опоры на коллективный разум. Коллектив — вообще вещь плохая.

— Как так? Только что мы говорили про эту новую разобщенность, которая мешает людям собираться на службу.

— Да вот в том и дело, что за последнее время церковная соборность и коллективизм стали тождественными понятиями. Это совершенно разное. В коллективе ты никто, у тебя нет ничего своего, только общее. А соборность — когда все вместе, но каждый остается со своей собственной свободой, со своим потенциалом. Соборность — это всегда уважение к чужой личности. А коллективизм — это торжество обезличенности. 

Мы привыкли к пионерлагерю, общаге, комсомолу под видом церковности. И вот сейчас этот коллективизм терпит крах, а личностного, христианского, оказывается, не хватает. Потому что очень легко уйти в себя, и тебе никто не нужен. А если есть кто-то активный, вот как Лида, то это скорее это раздражает. 

Отец Алексий Уминский работал телеведущим и до сих пор участвует в христианских телепроектах

Много времени отец Алексий занят в многочисленных телевизионных проектах. При этом он выступает не только как участник разнообразных дискуссий или лектор. Он был постоянным ведущим трех православных программ.

Вначале была программа на телеканале «Культура» под названием «Дела житейские». Позже на телеэкранах появился сериал о житиях святых — «Тесные врата».

В этой студии отец Алексий не гость, а полноправный хозяин и ведущий. Большая подборка проповедей и телепрограмм с о. Алексием Уминским можно найти на сайте «Православие и мир»Проповеди Алексея Усминского на сайте «Православие и мир»

Сегодня он ведущий телевизионного проекта «Православная энциклопедия». В программе идет речь об основах православной жизни.

В этих передачах известными деятелями культуры, историками, писателями и представителями духовенства рассматриваются и обсуждаются темы, относящиеся к православию.

В каждом выпуске программы освещаются события Патриаршего служения, сообщается о важнейших новостях и событиях жизни православной церкви. Темы таких программ всегда жизненны и любой зритель получит ответы на волнующие его вопросы.

Церковь — работа или служение?

Во время своих многочисленных интервью отец Алексий четко разграничивает, что в его представлении есть работа, а что служение. Быть священником — это не работа, ведь служение Богу и церкви совершается непрерывно к этому особенное отношение, а преподавание и журналистика — это работа. И так установлено было самим Господом.

Биография протоиерея Алексея Уминского наполнена разнообразными событиями, от деятельной комсомольской юности до священнического служения в настоящий момент. Он идет своим путем, ведомый благодатью Божьей.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Писательская деятельность

О. Алексий входит в состав редколлегии журнала «Альфа и Омега». Известен он еще и как православный писатель.

Нравственное богословие

Книга «Основы духовной жизни», пожалуй, является самым известным произведением священнослужителя. Она представляет собой беседы о. Алексия, основанные на поучениях аввы Дорофея.

Приведены рассуждения на темы, оформленные в виде глав:

  1. «О памяти смертной».
  2. «О совести».
  3. «О страхе Божием».
  4. «О свободе и воле».
  5. «О смиренномудрии».
  6. «О лжи».
  7. «О борьбе со страстями».
  8. «О молитве».

В главе «О лжи» автор затрагивает тему ложной духовности. Например, протоиерей считает, что нельзя проводить молебны и панихиды сразу после Литургии. Некоторые люди приходят на них только затем, чтобы с нетерпением дождавшись окончания Евхаристии, просить Бога и святых о своем. Но важнее и выше Литургии ничего нет.

Также священнослужитель указывает на большое количество подаваемых на молебны и панихиды записок. Но вот людей, участвующих в этих богослужениях, очень мало.

Произведение написано понятно и доступно для современного человека.

Педагогические труды

Протоиерей особое внимание уделяет публикациям о детях в церкви. В статье «Размышление о школе и детях» он пишет об образовании и воспитании, противопоставляет православную и государственную школы (и не всегда последняя проигрывает)

В публикации «Детская исповедь» священник затрагивает проблемы формального перечисления грехов, понимания ребенком этого Таинства.

Как приобщать детей к церковной жизни, чтобы те, став взрослым, остались по-настоящему верующими людьми? Как правильно говорить с ребенком о вере? Как наладить отношения с подростком и помочь ему преодолеть кризис (в том числе и ослабление веры)? Ответы на эти и многие другие вопросы можно узнать из педагогических трудов о. Алексия.

Произведения, посвященные воспитанию детей в православной вере:

  1. «Ребенок в церкви: заметки о высшем искусстве.» 2012.
  2. «Ребенок в семье и церкви. Как не навредить детской вере.» 2016.
  3. «Подросток в семье и церкви: преодоление зон недоверия.» 2017.

Протоиерей также читает лекции о педагогике в различных учреждениях.

Другие книги автора

Протоиерей Алексий Уминский является автором многих произведений. В них он затрагивает важные для каждого православного христианина темы о вере, о молитве, о духовной жизни. Часто в своих трудах писатель приводит цитаты из Евангелия, слова апостола Павла, святых отцов.

Произведения протоиерея:

  1. «Тайна примирения. Беседа с прихожанами об исповеди», 2007.
  2. «Практический справочник по православию», 2008.
  3. «О чем говорит Христос: разговор о Евангелии со священником Алексеем Уминским», 2012.
  4. «Человек и церковь: путь свободы и любви», в соавторстве с Этери Чаландзия, 2013.
  5. «Божественная литургия: к чему готовит нас таинство Крещения?», 2013.
  6. «Что я хочу от Бога», 2013.
  7. «Что я хочу от церкви: о христианстве и духовном потреблении», 2014.
  8. «Свеча — огонь любви. Как правильно поставить свечу?», 2015.
  9. «Мы с тобой одной крови», 2015.
  10. «Великий пост. Объяснение смысла, значения, содержания», 2016.
  11. «Божественная литургия святителя Иоанна Златоуста: издание для народного пения с объяснениями протоиерея Алексея Уминского», 2017.
  12. Семейное кино, 2021.

Книжное издание «Тайна примирения» возникло из пастырских бесед настоятеля. В ней священник пишет, что Таинство исповеди может не совершиться, если у человека нет настоящего покаяния и твердой решимости бороться с грехами. Мы успокаиваемся после исповеди, ничего не меняем в своей жизни, а потом происходит «полный откат назад».

Покаяние и исповедь — об этом рассуждает священнослужитель в своем произведении, написанном для нашего времени.

Первые годы служения Богу

Воспоминания об этом времени для отца Алексия вызывают разные эмоции. Служение по тем временам начиналось далеко от Москвы в городке Кашира, куда отправили только что рукоположённого священника с его молодой женой и маленьким ребёнком. Ситуация в городке была просто ужасающая. Люди били и убивали друг друга, и это стало для некоторых нормой, а молодой жене священника было просто страшно жить.

Но вместе с тем об этом периоде своей жизни отец Алексей вспоминает с благодарностью. Ведь именно эти три года служения стали для него сложным испытанием. Вспоминая себя в те годы, священник благодарен каширским прихожанам, которые научили его главному качеству – любви к людям. Первое, с чего начинается взаимодействие пастыря и прихожан, это понимание и сочувствие, а все остальное приходит потом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector