10 лет без патриарха. каким был алексий ii?

Монашество и просветительская деятельность

1902, 2 февраля Пострижен в монахи епископом Арсением. Все произошло в Троицко-Сергиевой Лавре
1902, 17 марта Принял рукоположение до иеродиакона
1903, 21 декабря Повышен до иеромонаха
1904 – 1906 Занимает должность инспектора Псковской духовной семинарии. При этом преподает там же Священное Писание
1906 Повышен до ранга архимандрита, поставлен во главу Тульской духовной семинарии
1911, 6 октября Занимает пост ректора Новгородской духовной семинарии. По совместительству становится настоятелем Антониева монастыря. Его покровитель Арсений получил повышение и проявил инициативу в продвижении Алексия
1913, 28 марта После доклада Священного синода императору Николаю II, Алексий получает должность епископа Тихвинском и вторым Викарием Новгородской епархии. Наречение состоялось 28 апреля этого же года
1913, 27 апреля Избран председателем НЕУС — Новгородского епархиального учебного совета

Литература

  • . Святый Алексий, митр. Киевский и всея России // ПрТСО. 1848. Ч. 6. С. 89–128;
  • Каменский А. Святитель Алексий // Странник. 1894. Авг. С. 421–444; Сент. С. 1–25; Окт. С. 197–211; Нояб. С. 405–421; Дек. С. 601–618;
  • Муретов М. Д. Церковно-практическое и научно-богословское значение славянского перевода Нового Завета в труде святителя Алексия, митрополита Киево-Московского и Всероссийского // БВ. 1897. Нояб. С. 177–199; Дек. С. 375–414;
  • Соколов Пл. Русский архиерей из Византии и право его назначения до начала XV в. К., 1913. С. 318–466;
  • Лихачев Н. П. Два митрополита // Сб. ст. в честь Д. Ф. Кобеко. СПб., 1913. С. 1–8;
  • Орешников А. Перстень св. Алексея митрополита // SK. 1928. Т. 2. С. 171–186;
  • Карташев. Очерки. Т. 1. С. 307–323;
  • Семенченко Г. В. духовная грамота митрополита Алексея: (К изучению истории раннего завещательного акта Северо-Восточной Руси) // Источниковедческие исследования по истории феодальной России. М., 1981;
  • Флоря Б. Н. Борьба московских князей за смоленские и черниговские земли во 2-й пол. XIV в. // Проблемы исторической географии в России. М., 1982. Вып. 1;
  • Кучкин В. А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в X–XIV вв. М., 1984. С. 242–256;
  • Прохоров Г. М. Алексей (Алексий), митр. всея Руси // СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 25–34;
  • он же. Житие Алексея митрополита // Там же. С. 243–245;
  • Мейендорф И. Ф., прот. Византия и Московская Русь: Очерки по истории церк. и культурных связей XIV в. П., 1990;
  • Пентковский А.М. Из истории литургических преобразований в Русской Церкви в третьей четверти XIV в. // Символ. 1993. № 29. С. 217–238;
  • Петров Д. А. Утраченные памятники архитектуры XVI в. в новгородских монастырях // Новгородские древности. М., 1993. (Архив архитектуры; Вып. 4). С. 186–192;
  • Баталов А. Л. Московское каменное зодчество конца XVI в. М., 1996;
  • Шевченко И. И. Некоторые замечания о политике Константинопольского Патриархата по отношению к Восточной Европе в XIV в. // Славяне и их соседи. М., 1996. Вып. 6;
  • Макарий. История РЦ. Кн. 3; Клосс Б. М. Житие Сергия Радонежского. М., 1998. С. 38–48;
  • Кучкин В.А. Первая договорная грамота Дмитрия Донского с Владимиром Серпуховским // Звенигород за шесть столетий. М., 1998;
  • Пресняков А.Е. Образование Великорусского государства. М., 1998. С. 199–217;
  • Алексеев А.А. Текстология славянской Библии. СПб., 1999. С. 191–195;
  • Петров Д.А. Проблемы исторической топографии Новгорода. М., 1999. С. 57;
  • Афанасьева Т. И. Литургия преждеосвященных Даров в славянской рукописной традиции XII–XV вв.: (Лингвотекстол. анализ): АКД. СПб., 2000. С. 10, 18–19.

использованная литература

  1. Коларц (1966), Религия в Советском Союзе , пресс-Мартина, НьюЙорк. Страницы 42-43.
  2. Коларц (1966), Религия в Советском Союзе , пресс-Мартина, НьюЙорк. Стр.55.
  3. Альберто Джованнетти , Pio XII parla alla Chiesa della Silenzio , Editrice Ancona, 1959. p. 115
  4. AAS 1946, Orientales omnes Ecclesias , стр. 57
  5. Андрей и Митрохин (1999), стр.486.
  6. Кристофер Эндрю и Василий Митрохин (1999), Меч и Щит: Архив Митрохина и Тайная история КГБ , Основные книги . Стр. 486.
  7. Коларц (1966), Религия в Советском Союзе , пресс-Мартина, НьюЙорк. Стр.65.
  8. Андрей и Митрохин (1999), страницы 486-487.
  9. Андрей и Митрохин (1999), стр.487.
  10. Александр Солженицын и др . (1981), Из-под завалов , Regnery Books. Стр.175.

Литература

  • Никитин В.А. Святейший Патриарх Алексий II. Жизнь и деяния во славу Божию. М.: Астрель: Русь-Олимп, 2009 год
  • ЖМП. 1961, № 9, с. 4; № 10, с. 11.
  • -«-, 1962, № 2, с. 23.
  • -«-, 1964, № 5, с. 14, № 8, с. 1
  • -«-, 1965, № 1, с. 5; № 4, с. 5; № 6, с. 2.
  • -«-, 1966, № 2, с. 34; № 5, с. 4; № 10, с. 17, 18.
  • -«-, 1967, № 4, с. 3; № 5, с. 37; № 7, с. 26, 39-40; № 9, с. 1, 7; № 10, с. 3; № 12, 3, 21.
  • -«-, 1968, № 2, с. 15, № 3, с. 3, 14; № 7, с. 23; № 9, с. 12; № 11, с. 32; № 12, с. 17, 37.
  • -«-, 1969, № 4, с. 6; № 8, с. 1; № 9, с. 5; № 11, с. 22.
  • -«-, 1970, № 1, с. 18; № 2, с. 43; № 3, с. 26; № 6, с. 11-32; № 7, с. 11; № 10, с. 16, 55-59; № 11, с. 4,5; № 12, с. 30.
  • -«-, 1971, № 2, с. 16; № 3, с. 16; № 4, с. 3; № 6, с. 1; № 7, с. 1; № 8, с. 46; № 9, с. 35; № 10, с. 28; № 11, с. 2, 13, 15; № 12, с. 40.
  • -«-, 1972, № 1, с. 23; № 3, с. 3, 45; № 5, с. 17; № 7, с. 33; № 9, с. 24, 30, 33; № 10, с. 2; № 12, с. 7, 12, 17, 24.
  • -«-, 1973, № 1, с. 35, 65; № 3, с. 25; № 5, с. 5; № 11, с. 9.
  • -«-, 1974, № 1, с. 27; № 2, с. 11, 40; № 5, с. 4, № 9, с. 9; № 11, с. 9, 23.
  • -«-, 1975, № 1, с. 30, 34; № 2, с. 3; № 3, с. 20; № 6, с. 13; № 10, с. 22; № 12, с. 9.
  • -«-, 1976, № 1, с. 16; № 2, с. 12; № 3, с. 12, 20; № 9, с. 5; № 12, с. 10.
  • -«-, 1977, № 2, с. 23, 67; № 3, с. 7; № 4, с. 22; № 5, с. 4; № 10, с. 9; № 11, с. 3; № 12, с. 3.
  • -«-, 1978, № 1, с. 28, 34, 36; № 2, с. 7; № 6, с. 23; № 7, с. 62; № 10, с. 7; № 11, с. 4; № 12, с. 10, 22.
  • -«-, 1979, № 1, с. 9; № 3, с. 21,22; № 5, с. 7, 11, 12; № 6, с. 2, 45; № 8, с. 38, 53; № 9, с. 8, 24, 50; № 10, с. 24, 25, 26; № 11, с. 14; № 12, с. 3, 6, 57.
  • -«-, 1980, № 1, с. 8, 45; № 3, с. 4; № 5, с. 7, 17; № 8, с. 24-25; № 9, с. 9-10, 12, 34, 42; № 10, с. 2-3, 21-22; № 11, с. 8, 12, 56; № 12, с. 8, 28, 58.
  • -«-, 1981, № 1, с. 59-60; № 2, с. 4, 8, 13; № 3, с. 3; № 4, с. 55; № 5, с. 6, 15, 33; № 7, с. 63; № 8, с. 36; № 9 , с. 6, 48; № 11, с. 62; № 12, с. 3, 6.
  • -«-, 1982, № 1, с. 9, 59, 61; № 2, с. 5, 7, 55; № 3, с. 3, 17; № 5, с. 6, 59; № 7, с. 10, 33, 51, 59; № 8, с. 11, 45, 46, 53; № 9, с. 3; № 10, с. 35; № 12, с. 4, 7, 39, 109,124,129.
  • -«-, 1983, № 1, с. 9, 11, 68; № 2, с. 5, 44, 47; № 3, с. 26; № 4, с. 9, 45, 58; № 5, с. 7, 24, 27, 68; № 7, с. 14, 57-58; № 8, с. 5, 31; № 9, с. 5, 17, 21; № 10, с. 17, 22; № 11, с. 18, 21; № 12, с. 8-11.
  • -«-, 1984, № 2, с. 4; № 3, с. 49; № 4, с. 5, 14, 53; № 5, с. 7-8, 11, 54; № 6, с. 3, 6; № 7, с. 49, 52; № 8, с. 6, 19, 61, 63; № 9, с. 6, 8, 62; № 10, с. 4, 10, 13, 17, 42; № 11, с. 5, 51; № 12, с. 3.
  • -«-, 1985, № 1, с. 46, 58; № 2, с. 8; № 3, с. 60; № 4, с. 5-6, 20; № 5, с. 6, 24, 58; № 6, с. 65; № 8, с. 2, 7, 64; № 9, с. 9, 91; № 10, с. 9, 12-13, 52; № 11, с. 28, 85; № 12, с. 41, 43, 10.
  • -«-, 1986, № 1, с. 23; № 11, с. 2-3, 8-9.
  • -«-, 1988, № 10, с. 7.
  • -«-, 1989, № 6, с. 5.

Источники

  • ПСРЛ. Т. 2. С. 29–25; Т. 6. С. 325–330; Т. 12. C. 253, 257; Т. 13. Ч. 1. С. 31–33, 39–40, 84, 91–92,153, 239, 283; Т. 15. Вып. 1. Стб. 61, 66, 74–76, 81, 84, 87, 100, 105, 110, 111, 120, 121, 123–124, 126; Т. 20. С. 271–276; Т. 21. Ч. 2. С. 346–386; Т. 25. С. 180, 269, 277, 287, 330; Т. 29. С. 16–17; Т. 34. С. 200;
  • Житие митрополита всея Руси святого Алексия, составленное Пахомием Логофетом / ЧОЛДП. СПб., 1877–1878. Т. 4. № 1–2;
  • Службы и акафист иже во святых отцу нашему Алексию митрополиту, всея России чудотворцу. М., 1891;
  • Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа / Труд святителя Алексия, митр. Московского и всея Руси. М., 1892;
  • Шляков Н. Житие св. Алексия, митрополита Московского, в пахомиевской редакции // ИОРЯС. СПб., 1914. Т. 19. Кн. 3. С. 85–152;
  • Настольная грамота Патриарха Филофея Алексию от 30 июня 1354 г. // РИБ. Т. 6. Прил. № 9. Стб. 41–52;
  • Грамота патриарха Филофея к свт. Алексию с призывом помириться с князем // Там же. Прил. № 28;
  • Грамота к вел. кн. тверскому Михаилу с призывом помириться с митр. Алексием // Там же. Прил. 29;
  • Соборное определение Патриарха Нила о незаконности поставления Киприана митр. Киевским // Там же. Прил. 30;
  • Кучкин В.А. Из литературного наследия Пахомия Серба: (Старшая ред. Жития митрополита Алексея) //Источники и историография славянского средневековья. М., 1967. С. 242–257;
  • Прохоров Г. М. Повесть о Митяе: Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы. Л., 1979. С. 216–218;
  • Ярлык Алексия от Тайдулы // РФА М., 1987. Вып. 3. С. 593. № 9.

патологическая речь

Жанры: модернистская проповедь.

Патриарх Алексий (Симанский) снимает вопрос о совместимости или несовместимости Христианства и коммунизма:

штампы

духовные ценности
взаимопонимание

Книга («Русская Православная Церковь», 1958) «послужит великому делу сближения народов в духе мира и взаимопонимания».

ответственность
Иосиф Сталин

Верховный Вождь • Верховный Вождь русского народа • Мудрый Вождь • Гениальный Вождь • Великий Вождь • Великий и мудрый Вождь • Великий Глава нашего государства • Мудрый строитель нашего блага • Великий строитель народного счастья.

приемы патологической речи

прямая ложь

О храме Покрова Божией Матери в МДА, обновленном в 1913 году и в 1919 разрушенном большевиками:

О поддержке советской внешней политики:

инверсия

Упразднилась сила великая, нравственная, общественная; сила, в которой народ наш ощущал собственную силу, которою он (Сталин. — Ред.) руководился в своих созидательных трудах и предприятиях, которою он утешался в течение многих лет.

прописная вместо строчной

Великого Вождя нашего народа, Иосифа Виссарионовича Сталина, не стало.

иерархия

9 февраля года в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой лавры пострижен в монашество епископом Арсением; 17 марта того же года рукоположен во иеродиакона, 21 декабря 1903 года — во иеромонаха. В году архимандрит.

28 марта 1913 года был высочайше (императором Николаем II) утвержден доклад святейшего синода о бытии архимандриту Алексию епископом Тихвинским, 2-м викарием Новгородской епархии. Наречение 27 апреля во Входиерусалимском соборе в Новгородском кремле и хиротонию 28 апреля 1913 года в Софийском соборе возглавил Патриарх Антиохийский Григорий IV (находился в России с визитом) в сослужении Арсения (Стадницкого) и других; присутствовал обер-прокурор В. К. Саблер.

Согласно Высочайшему повелению от 11 декабря 1916 года, с 8 января 1917 года стал именоваться первым викарием.

21 февраля 1921 года св. патриархом Тихоном был назначен епископом Ямбургским, первым викарием Петроградской епархии. 29 мая 1922 года, после ареста митрополита Вениамина (Казанского), вступил в управление епархией.

В октябре 1922 года был арестован по обвинению в «контрреволюционной деятельности», осужден и в конце того же года сослан на три года в город Каркаралинск (ныне в Карагандинской области), где имел возможность служить в городском храме.

В марте 1926 года ему было позволено вернуться в Ленинград. В сентябре 1926 года Митрополит Сергий назначил его управляющим Новгородской епархией с титулом архиепископа Тихвинского, позже — Хутынского. Служил обычно в деревянном Троице-Петровском соборе на Петроградской стороне (снесен в 1936 году).

С 19 мая 1932 года — митрополит Старорусский. В августе 1933 года назначен митрополитом Новгородским.

5 октября 1933 года — областной митрополит Ленинградский. 29 октября прибыл в Ленинград; поселился в игуменских покоях Новодевичьего монастыря у Московской заставы; в 1937 год выселен оттуда и проживал на колокольне Князь-Владимирского собора; с 1940 года — на хорах Николо-Морского собора, ставшего кафедральным, и где он с того времени обычно служил.

Во время войны, в период блокады Ленинграда оставался в городе.

10 декабря 1943 года, еще до освобождения Новгорода от оккупации, получил титул «митрополита Ленинградского и Новгородского».

2 февраля 1945 года митрополит Алексий был избран Патриархом Московским и всея Руси.

Во времена Хрущева

Но такое положительное отношение к РПЦ продолжалось недолго.

Со смертью Сталина и приходом к власти Никиты Хрущева партия взяла курс на атеистическое воспитание народа.

При этом церкви отводилась незначительная роль и власти всячески стремились ограничить ее влияние.

Одновременно с этим стартовала программа по снижению финансового обеспечения церквей и сокращению духовных заведений.

Патриарх Алексий, несмотря на все свое влияние, не мог достучаться до верховной власти. Даже разрешенные Хрущевым инициативы Алексия не выполнялись.

Мемориальная доска на Московском доме, в котором жил Патриарх Алексий

Но даже в таких трудных условиях патриарх стремился проповедовать православное учение. Негласно Алексий разрешает священникам проводить службы.

За подобные деяния пострадали несколько батюшек: на них завели уголовные дела. В режиме постоянного противостояния власти и завершилась карьера Алексия 14 феврали 1970 года.

17 апреля 1970
Алексий I умер в Переделкино от сердечной недостаточности

Образование и военная служба[править | править код]

Начальное образование получил дома. С до гг. обучался в Лазаревском институте восточных языков, состоявшем тогда из пятиклассной гимназии и специальных классов с трёхлетним сроком обучения арабскому, персидскому, турецкому языкам, а также истории, языкам и культуре стран Востока и Закавказья.

В 1891 г. был переведён в аристократическое учебное заведение — Катковский лицей (с г. Императорский лицей памяти Цесаревича Николая), который окончил в г.

В 1896 г. поступил на юридический факультет Императорского Московского университета, продолжая жить в лицее. Закончил полный курс в три года и получил учёную степень кандидата прав за своё сочинение Комбатанты и некомбатанты во время войны.

В — гг. находился на военной службе в качестве вольноопределяющегося в 7-м гренадерском Самогитском полку. Вышел в запас в чине прапорщика.

В 1900 г. поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в г. со степенью кандидата богословия (тема кандидатской работы «Господствующие в современном нравственно-правовом сознании понятия перед судом митрополита Филарета»). Значительное влияние на него оказал тогдашний ректор академии епископ (затем митрополит) Арсений (Стадницкий); инспектором Академии был архимандрит Евдоким (Мещерский).

Как провожали Алексия II в последний путь

Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Ольга Вахоничева .

Андрей Шарый : Патриарха Московского и Всея Руси Алексия Второго похоронили сегодня в Богоявленском Кафедральном соборе Москвы. Патриарх скончался 5 декабря. Ему было 79 лет. Отпевание Алексия Второго проходило в храме Христа Спасителя в Москве. Это было почти кремлевское мероприятие. Присутствовали президент России с супругой, премьер-министр России с супругой. Людмила Путина была в черном, довольно открытом платье и элегантной шляпке. Юрий Лужков, Владислав Сурков, Никита Михалков, Виктор Черномырдин. Я называю разных людей со всем разных политических и общественных групп. Православный мир представляли Александр Лукашенко, Борис Тадич, Сергей Багапш, Эдуард Кокойты. Президент Украины Виктор Ющенко не приехал. Его замещала секретарь Совета безопасности Украины Раиса Богатырева. Ей даже стало плохо во время церемонии отпевания. Ее отправили в посольство. К счастью, все обошлось. Из Тбилиси приехал патриарх Грузии Илия. Рассказывает корреспондент Радио Свобода Ольга Вахоничева.

Ольга Вахоничева : Прощание с патриархом Московским и Всея Руси Алексием Вторым продолжалось три дня. Храм Христа Спасителя, где был установлен гроб, за эти дни посетили около 80 тысяч человек.

— Если я позавчера простояла четыре часа и не смогла пройти, потому что у меня с сердцем плохо было, а сегодня по такой погоде я с больным сердцем, инвалид второй группы, иду к патриарху, чтобы попросить у него прощения. У меня есть основания просить у него прощения. Очень печально, что при его жизни нам ничего о нем не рассказывали. Он делал свое дело, а мы не знали. Мы просто в него верили. У меня есть основания попросить у него прощение.

— Такое горе! Такая потеря! Не знаю… Как бы он для церкви столько делал. Хочу просто последнюю дань ему отдать. Поклониться ему за все его хорошие дела для народа, для церкви. Просто поклониться.

— Он просвещал нас все эти годы последние и приближал нас к высокой нравственности. Я считаю, что это один из главных людей в нашем государстве, который сеял зерно нравственности. Мы ему за это очень благодарны.

— Я здесь живу. Меня обязали в порядке церковного циркуляра.

-Он святой наш.

Ольга Вахоничева : Заупокойную Божественную литургии провел митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Отпевание патриарха возглавил приехавший в столицу патриарх Константинопольский Варфоломей. Проводить обряды им помогали представители других поместных церквей, а также архиереи Русской православной церкви.

На службу в храм Христа Спасителя ближе в полудню приехали президент Дмитрий Медведев, премьер Владимир Путин, министры, депутаты, главы Белоруссии, Украины и Сербии. Согласно последней воле патриарха место его упокоения в Благовещенском приделе Богоявленского Кафедрального собора в Елохово. Здесь же хранится рака с мощами Святителя Алексия Московского, который был митрополитом в конце XIV века.

Панихиды сегодня служили во всех приходах Русской православной церкви. Вспоминают Алексия Второго и представители православной церкви за рубежом. Священник американской православной церкви протоиерей Джозеф Ликуар.

Джозеф Ликуар: В том, что касается нашей церкви, он поддерживал автокефалию, дарованную нам в 1970 году. Он способствовал возвращению Зарубежной православной церкви в лоно патриархии, вернув ее в семейство православных церквей и, что самое главное, он стал лидером, обеспечившим восстановление православной жизни в России. Ведь за эти почти два десятилетия произошли удивительные вещи — такой рост числа монастырей, такое количество церквей восстановлено и построено. Православная церковь превратилась в стабильный организм. Это позитивное наследие.

Не будем при этом забывать, что церковь в России находилась в совершенно особых обстоятельствах. И мы вряд ли когда-нибудь узнаем, на какие компромиссы пришлось пойти патриарху для того, чтобы сохранить и укрепить церковь.

Ольга Вахоничева : После смерти Алексия Второго временным главой Русской православной церкви стал митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Он будет управлять церковью до официальных выборов нового главы.

Награды

Церковные

  • орден св. равноап. князя Владимира 2-й степени 11/V-1963 г.
  • орден св. равноап. кн. Владимира 1-й степени 27/V-1968 г.
  • орден прп. Сергия Радонежского 1-й степени 21/II-1979 г.
  • орден св. равноап. Кирилла и Мефодия 1-й степени Чехословацкой Православной Церкви 20/Х-1962 г.
  • ордена Болгарской Православной Церкви св. Иоанна Рыльского 1-й степени (май 1968) и св. царя Бориса-Крестителя (1998)
  • орден апостола Марка Александрийской Православной Церкви 1969 г.
  • право ношения двух панагий (18 июня 1971).
  • орден Животворящего Креста 1 и 2 степени Иерусалимской Православной Церкви 1968, 1984 г.
  • орден св. вмч. Георгия Победоносца 1-й и 2-й ст. Грузинской Православной Церкви 1968, 1972 г.
  • орден ап. Петра и Павла 2-й степени Антиохийской Православной Церкви 1/IХ-1981 г.
  • ордена митрополий Антиохийского Патриарха
  • медаль 1500-летия Иерусалимского Патриархата 1965 г.
  • золотая медаль 1-й ст. св. великомуч. Димитрия Солунского (Греция) 25/IХ-1980 г.
  • золотая медаль 1-й ст. св. вмч. Екатерины Митрополия Катерини (Греция) 4/V-1982 г.
  • именная панагия (9 сентября 1986, к 25-летию архиерейской хиротонии)
  • именная панагия (4 июля 1988 г. за активное участие в подготовке и проведения празднования 1000-летия Крещения Руси).

Светские

  • Государственный орден СССР «Дружбы народов» 22/11-1979 г.
  • почетная грамота Советского фонда мира 23/VII-1969 г.
  • медаль Советского фонда мира и почетной грамотой 13/ХII-1971 г.
  • памятная настольная именная медаль Советского фонда мира 1969 г.
  • медаль Всемирного совета мира, в связи с 25-летием движения сторонников мира 1976 г.
  • медаль Советского комитета защиты мира, в связи с 25-летием образования комитета 1974 г.
  • почетная грамота Советского комитета защиты мира 11.1979 г.
  • почетная грамота Советского фонда мира и памятной медалью 11.1979 г.
  • памятная медаль Всемирного Совета Мира, в связи с 30-летием движения сторонников мира 1981 г.
  • почетный знак Правления Советского фонда мира за активное участие в деятельности фонда 15/ХII-1982 г.
  • грамота общества советско-индийской дружбы (ЖМП. 1986, № 5, 7).

образование

С до года обучался в Лазаревском институте восточных языков. В году был переведён в Московский лицей Цесаревича Николая («Катковский»).

Окончив лицей в году, поступил на юридический факультет Московского университета, продолжая жить в лицее. Закончил полный курс в три года и получил ученую степень кандидата прав за своё сочинение «Комбатанты и некомбатанты во время войны».

В году поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в году со степенью кандидата богословия (тема кандидатской работы «Господствующие в современном нравственно-правовом сознании понятия перед судом митрополита Филарета»).

В — годах — инспектор Псковской духовной семинарии, одновременно преподавал Священное Писание Нового завета. Ректор Тульской духовной семинарии (16 сентября — 6 октября ).

С 6 октября года — ректор Новгородской духовной семинарии.

Указом Святейшего синода от 27 мая 1913 года был утверждён в должности председателя Новгородского Епархиального Училищного Совета.

Архиерей[править | править код]

28 марта г. состоялось Высочайшее повеление о бытии архимандриту Алексию епископом Тихвинским, 2-м викарием Новгородской епархии.

В наречении и хиротонии 28 апреля 1913 г.принимал участие Блаженнейший Патриарх Антиохийский Григорий IV.

После Октябрьской революции, в январе г. вместе с митрополитом Арсением был арестован Новгородской ЧК, однако вскоре оба архиерея были освобождены. В ноябре 1920 г. предстал перед судом по обвинению в самовольном освидетельствовании мощей святых накануне их вскрытия органами власти и был приговорён к условному сроку заключения.

С 21 февраля г. — епископ Ямбургский, первый викарий Петроградской епархии. В мае 1922 г., после ареста митрополита Вениамина, вступил в управление епархией. Под сильным давлением власти снял отлучение с одного из лидеров обновленчества протоиерея Александра Введенского (решение об отлучении принял митрополит Вениамин), однако отказался подчиниться обновленческому ВЦУ. Ввиду ультиматума последнего либо признать его власть, либо покинуть Петроград, 24 июня 1922 г. сложил с себя обязанности временно управляющего епархией.

В октябре 1922 г. был арестован по обвинению в «контрреволюционной деятельности, осуждён» и в конце того же года сослан на три года в город Каркаралинск (ныне вКарагандинской области), где имел возможность служить в городском храме; состоял в переписке с Патриархом Тихоном и митрополитом Сергием (Страгородским). С последним весьма идейно сблизился.

В марте ему было позволено вернуться в Ленинград. В сентября Митрополит Сергий назначил его управляющим Новгородской епархией с титулом архиепископа Тихвинского, позже — Хутынского (епархиальный архиерей митрополит Арсений находился в ссылке в Средней Азии и не мог управлять епархией). С года — член Временного Патриаршего Синода, созданного Заместителем Патриаршего местоблюстителя митрополитом Сергием (Страгородским). Полностью поддерживал церковно-политический курс последнего.

С 19 мая г. — митрополит Старорусский. В августе 1933 г. назначен митрополитом Новгородским (после официального перевода владыки Арсения на Ташкентскую кафедру).

5 октября г., по уходе на покой митрополита Серафима (Чичагова), — митрополит Ленинградский с сохранением управления Новгородской епархией.

Во время войны, в период блокады Ленинграда (1941-1943 гг.) оставался в городе, совершал литургии и молебны, проповедовал, ободрял и утешал верующих. В будние дни, часто без диакона, сам причащал и читал поминания. Постоянно обращался с патриотическими посланиями к своей пастве.

4 сентября г. был вмести с митрополитами Сергием и Николаем (Ярушевичем) на встрече со И.В. Сталиным в Кремле. 8 сентября 1943 г. участвовал в соборе епископов, избравшем на Патриарший Престол митрополита Сергия. Был постоянным членом образованного при Патриархе Сергии Священного Синода.

http://sovdoc.rusarchives.ru/sections/personality/cards/47840/images Письмо митрополитов Сергия и др.

http://sovdoc.rusarchives.ru/sections/personality/cards/47840/images Письмо митрополитов Сергия и др.

церковные должности

С 1927 года по 1935 год — член Временного Патриаршего Священного Синода, созданного митр. Сергием (Страгородским).

4 сентября 1943 года был вместе с митрополитами Сергием (Страгородским) и Николаем (Ярушевичем) на встрече со Сталиным в Кремле.

8 сентября 1943 года участвовал в соборе епископов, избравшем на Патриарший Престол митрополита Сергия. Был постоянным членом образованного при Патриархе Сергии Священного Синода.

С открытия на Пасху 1946 года Троице-Сергиевой лавры — ее священноархимандрит.

В 1945-1947 годах возглавлял Издательский отдел Русской Православной Церкви.

Оценки современников[править | править код]

Патриарх Алексий I не был противоречивой фигурой, и у большинства наблюдателей вызывал схожие впечатления, хотя и с несколько различной оценкой. Наиболее резкий отзыв, известный нам из воспоминаний архиепископа Василия Кривошеина, принадлежит митрополиту Никодиму (Ротову):

Другой отзыв о Патриархе оставил известный диссидент и мемуарист Левитин-Краснов, знавший того «задолго до его восшествия на патриарший престол»:

Донесение А. Осипова, профессора Ленинградской Духовной Академии, уполномоченному Совета по делам РПЦ по Ленинградской области в июне 1951 г.: «Сам Патриарх как личность представляет собой смешение аристократического сибаритизма с затаённым фанатизмом <…> влюблён в благочестие XVI века.».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector