Переход в новую эру водолея 2012
Содержание:
- Что значат семь печатей и семь труб в книге Откровение?
- Популярное за 7 дней
- Семь печатей и четыре всадника
- Самая загадочная глава
- Два свидетеля
- Другие библейские ссылки
- Видение Иоанном семи светильников
- В Откровении Иисус Христос в образе агнца снимает эти печати с книги
- Время близко
- Красный конь
- Четыре животных
- Появления[]
- План книги Откровения Иоанна Богослова:
- Два зверя
- Жена, облеченная в солнце
- Великая блудница Вавилон и Невеста и Жена Агнца, Новый Иерусалим
Что значат семь печатей и семь труб в книге Откровение?
Вопрос: Что значат семь печатей и семь труб в книге Откровение?Ответ:
Семь печатей (Откровение 6:1-17; 8:1-5), семь труб (Откровение 8:6-21; 11:15-19) и семь чаш (Откровение 16:1-21) являются тремя последовательными сериями Божьих судов последнего времени. Суды будут все больше и больше ухудшаться и становиться все разрушительнее с приближением к окончанию земной истории. Семь печатей, семь труб и семь чаш связаны между собой. Семь печатей предшествуют семи трубам (Откровение 8:1-5), а семь труб предшествуют семи чашам (Откровение 11:15-19; 15:1-8).
Первые четыре печати из семи известны как четыре всадника апокалипсиса. Первая печать представляет антихриста (Откровение 6:1-2). Вторая несет великие войны (Откровение 6:3-4). Третья – голод (Откровение 6:5-6). Четвертая принесет эпидемии, еще больший голод и последующие войны (Откровение 6:7-8).
Пятая печать говорит нам о тех, кто будет замучен за свою веру во Христа в последнее время (Откровение 6:9-11). Бог услышит их мольбы о справедливости, и Он предоставит ее в должное время – в виде шестой печати, вместе с судами труб и чаш. Когда шестая печать будет сломана, произойдет разрушительное землетрясение, из-за которого земной ландшафт претерпит сильные изменения, наряду с необычными астрономическими явлениями (Откровение 6:12-14). Выжившие будут кричать «горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?» (Откровение 6:16-17).
Семь труб описаны в Откровении 8:6-21. Семь труб являются «содержанием» семи печатей (Откровение 8:1-5). Первая труба принесет град и огонь, который уничтожит большую часть растительности на земле (Откровение 8:7). При второй трубе на землю, по всей видимости, упадет метеорит, который попадет в океан и приведет к гибели большинства живых организмов в нем (Откровение 8:8-9). Третья труба похожая на предыдущую, но она затронет земные озера и реки, вместо морей и океанов (Откровение 8:10-11).
Четвертая из семи труб приведет к затемнению солнца и луны (Откровение 8:12). Пятая – к нашествию гигантской саранчи, нападающей и мучающей людей (Откровение 9:1-11). Шестая труба освободит демоническую армию, которая убьет треть человечества (Откровение 9:12-21). Седьмая труба вызовет семь ангелов с семью чашами Божьего гнева (Откровение 11:15-19; 15:1-8).
Суды семи чаш описаны в Откровении 16:1-21. Они будут вызваны семью трубами. Первая чаша принесет болезненные язвы людям (Откровение 16:2). Вторая чаша приведет к гибели всего живого в море (Откровение 16:3). Третья превратит реки в кровь (Откровение 16:4-7). Четвертая приведет к тому, что излучение солнца усилится так, что оно будет приносить сильную боль (Откровение 16:8-9). Пятая – к великой тьме и усилению язв первой чаши (Откровение 16:10-11). Шестая чаша приведет к тому, что река Евфрат высохнет, а армии антихриста в то время соберутся на Армагеддонскую битву (Откровение 16:12-14). Седьмая чаша приведет к разрушительному землетрясению и последующим гигантским градом (Откровение 16:15-21).
Откровение 16:5-7 говорит о Боге: «Праведен Ты, Господи, Который еси и был, и свят, потому что так судил; за то, что пролили кровь святых и пророков, Ты дал им пить кровь: они достойны того… Ей, Господи Боже Вседержитель, истинны и праведны суды Твои».
Популярное за 7 дней
Два признака прихода антихриста назвал на допросе священномученик Николай Цветков
28.09.21 21:33
Страшная путаница: о великой силе, которую мы ошибочно принимаем за слабость
30.09.21 17:01
Смерть и любовь: рецепт бессмертия
02.10.21 10:10
Почему мощи называют «нетленными», если многие из них только кости?
04.10.21 10:07
Почему Бог назван Богом?
29.09.21 13:56
Минорная живопись Эндрю Уайета
28.09.21 12:00
Осенние зарисовки Святогорской Лавры
30.09.21 11:24
2 октября — день памяти благоверного великого князя Игоря Черниговского и Киевского
02.10.21 10:54
Если пропустил постный день, можно ли попоститься в другой?
01.10.21 09:54
Дела семейные
30.09.21 10:41
Семь печатей и четыре всадника
Далее Иоанн видит таинственную книгу с семью печатями. Снять их дано только Агнцу, то есть Христу. «Иди и смотри!» — слышит апостол. Возникают грозные всадники на конях — белом, рыжем, вороном и бледном. «И вот, конь бледный, и на нём всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвёртою частью земли — умерщвлять мечом и голодом, и мором, и зверями земными».
Но это не означает победы над злом. После снятия пятой печати христианам предстоят тяжкие испытания: их будут гнать и убивать. Снята шестая печать: «И солнце стало мрачно, как власяница, и луна сделалась, как кровь. И звёзды небесные пали на землю… И небо скрылось, свившись, как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих».
Эти образы вошли в культуру, но, став массовым достоянием, утратили глубину. Богословием интересуются немногие, а вот картина тотального крушения Вселенной завораживает. Хотя главный смысл библейского текста не в этом. Только люди, далёкие от религии, воспринимают Апокалипсис как безжалостный приговор человечеству.
— В Откровении много света и святости, — говорит доктор богословия Антон Небольсин. — Да, верующих ожидают скорби, но в своём терпении они уподобляются Иисусу Христу. Им не страшны испытания и даже гибель. Их ждёт великая награда.
Самая загадочная глава
Каждый образ Откровения многократно истолкован. Что значит, например, книга с семью печатями? Современный исследователь Вероника Андросова в монографии «Небесные книги в Апокалипсисе Иоанна Богослова» указывает несколько различных интерпретаций: это может быть книга жизни, книга судеб мира, правовой документ, символическое завещание и даже разводное письмо, которым Всевышний расторгает союз с неверным народом Израиля.
Но больше всего споров вызвала 20-я глава Апокалипсиса. В ней сказано, что Бог на время парализует сатану, заключит в бездну. Позже дьявол ещё выйдет и попытается взять реванш, но до тех пор, пока он в оковах, на земле восторжествуют праведники. Вот описание их триумфа: «И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело своё и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет».
Многие поняли это так: святые станут реальной властью, наступит земной рай. Праведники будут молиться и радоваться, а Бог обеспечит им пищу райского сада — изобилие плодов и ягод.
Но как бы христианам ни хотелось верить в светлое будущее уже на земле, Церковь не приняла такой теории. Истинным считается толкование Блаженного Августина: земное царство Иисуса Христа возникло с момента создания Его Церкви. Благодаря искупительной жертве Спасителя сатана утратил абсолютную власть над людьми. Те, кто в Церкви, кто приобщается её Таинств, уже сегодня торжествуют с Господом.
Два свидетеля
И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище (Откр 11:3).
Толкование образа двух свидетелей среди современных библеистов сильно отличается от того, как они понимались древними авторами. Большинство раннехристианских толкователей связывали сюжет о двух свидетелях с финальным отрезком истории человечества. Два свидетеля при этом понимались как два конкретных праведника ветхозаветной древности, явившихся для окончательного свидетельства о Христе перед миром.
Святитель Андрей Кесарийский видел в образе двух свидетелей указание на двух ветхозаветных праведников — Еноха и пророка Илию. В современной библеистике господствует иное восприятие, в рамках которого повествование о двух свидетелях мыслится как символическое изображение всей истории Церкви — от эпохи апостолов до конца мира.
Притча о двух свидетелях. Миниатюры из Апокалипсиса. Нач. XIV в. (Cantabr. Corp. Chirst. 20. Fol. 25v)
Другие библейские ссылки
Захария
В Книге Захарии дважды упоминаются цветные лошади; в первом отрывке есть три цвета (красный, крапчатый / коричневый и белый), а во втором — четыре упряжки лошадей (красный, черный, белый и, наконец, пятнистый / «седой и гнедой»), тянущие колесницы. Вторая группа лошадей упоминается как «четыре духа небес, выходящих из положения в присутствии Господа всего мира». Они описываются как патрулирующие землю и поддерживающие ее мир. Согласно некоторой христианской интерпретации, когда начинается бедствие, покой уносится, поэтому их задача — наводить ужас на места, где они патрулируют.
Иезекииль
Четыре животных из Откровения 4: 6-8 написаны очень аналогично четырем животным из Иезекииля 1: 5–12. В Откровении каждое из живых существ вызывает всадника, а в Иезекииле живые существа следуют, куда ведет дух, не поворачиваясь.
В Иезекииля 14:21 Господь перечисляет Свои «четыре катастрофических акта суда» (ESV): меч, голод, дикие звери и язвы против идолопоклоннических старейшин Израиля. Символическая интерпретация Четырех Всадников связывает всадников с этими суждениями или аналогичными суждениями в 6: 11–12.
Видение Иоанном семи светильников
Видение Иоанном семи светильников. 1496—1498 На гравюре Дюрер иллюстрирует Главу 1 Откровения:
В центре на двойной радуге восседает Христос. В правой руке у него семь звёзд, из уст выходит меч. Слева внизу на коленях на облаке Иоанн. Вокруг Христа на облаках расположено семь огромных светильников. Все они различны и очень изысканны (есть две версии — либо это воспоминание Дюрера об опытах работы с золотом, либо впечатления, вывезенные из Италии). Пламя одного из светильников отклонилось. Согласно Главе 1, 20, — «семь звезд суть Ангелы семи церквей; а семь светильников, …, суть семь церквей».
В Откровении Иисус Христос в образе агнца снимает эти печати с книги
Автор откровения описывает некого агнца, то есть ягнёнка. Это не случайный и очень древний символ. Дело в том, что наши предки с особым почтением относились к крупным травоядным. Где-то это был пещерный медведь, но его истребили. Преимущественно почитания удостаивались крупные рогатые животные, о чём свидетельствует наскальная живопись и прочие признаки вроде первобытных алтарей.
В какой-то момент возникло представление о том, что почитаемых животных нужно убивать, приносить в жертву. Предки не оставили подсказок о том, для чего это делалось. Но их потомки по-своему интерпретировали обычай — и по всему миру распространился ритуал жертвоприношения таких животных.
Агнец изображает Христа, ибо животные издревле ассоциировались с Богом.
Ягнята и козлята — одни из самых распространённых жертвенных животных. Их часто убивали в качестве заместительной жертвы — то есть вместо себя, как самое близкое к Богу, священное животное. А, например, в древнем Ханаане идею о том, что животное близко к Богу, не признали. Там вместо себя приносили в жертву первенцев.
Так или иначе, но параллель Бога и рогатого животного сохранилась и по сей день. В христианстве мы можем найти её, скажем, в изображении креста между рогами. Иисус в облике ягнёнка — это отголосок древней символики. С одной стороны это подчёркивает божественную природу Мессии, а с другой иллюстрирует Его жертвенное положение, как Того, Кто пострадал за чужие грехи.
Время близко
Судьба последней книги Библии парадоксальна. В церковной жизни к ней обращаются редко: её текст не звучит в храмах, нет проповедей на тему прочитанного. Многие пастыри полагают, что для спасения души мирянам достаточно Евангелия и апостольских посланий, а загадочные видения способны ввести в духовную прелесть.И в то же время символы Откровения широко известны. Мы встречаем их в книгах и кинофильмах, у талантливых художников и в бульварной прессе. На Апокалипсис ссылаются авторы надуманных сенсаций и устрашающих теорий, которые на поверку оказываются результатом незнания и суеверия.
Однако есть и реальные признаки нарастающей угрозы. В 1947 году американские учёные-ядерщики создали проект «Часы Судного дня». Близость минутной стрелки к полуночи отражает вероятность начала ядерного конфликта, мировой катастрофы. Каждый год положение стрелки корректируют, в этом участвуют ведущие эксперты из разных стран. В 1947 году до полуночи оставалось 7 минут, в 1991-м — 17. Сегодня — 2 минуты.
— История завершится, когда зло подчинит себе жизнь человечества, — объяснял Патриарх Кирилл в телепрограмме «Слово пастыря». — Пока в мире есть добро, Господь даёт нам время для покаяния и изменения. Но мы не должны быть наивными. В любой момент могут начаться необратимые процессы.
«Время близко» — эти слова в Апокалипсисе сказаны дважды: в начале и в самом конце. Они призывают христиан к особому духовному вниманию, к борьбе со злом. Испытание на верность Богу происходит здесь и сейчас.
Красный конь
Второй Всадник, Война на Красном Коне, изображенный в рукописи Апокалипсиса XIII века.
Всадник второй лошади часто изображает Войну (его часто изображают держащим меч вверх, как будто он готов к битве ) или массовую резню. Цвет его лошадь является красный (πυρρός, Пирр из πῦρ , огня); а в некоторых переводах это специально «огненно-красный». Красный цвет, а также владение велосипедиста большого меча (μάχαιρα, Махаира ), говорит о крови , которая должна быть пролита. Меч, поднятый вверх вторым Всадником, может представлять войну или объявление войны, как видно из геральдики . В военной символике мечи, поднятые вверх, особенно скрещенные мечи, поднятые вверх, означают войну и вступление в битву. (Смотри, например , исторические и современные изображения, а также герб , о Жанне д’Арк .)
Второй Всадник может представлять гражданскую войну в отличие от завоевательной войны, которую иногда, как говорят, ведет первый Всадник. Другие комментаторы предположили, что это могло также представлять преследование христиан .
Как разделение империи
Смерть на бледном коне , Бенджамин Уэст , 1817 г.
Согласно интерпретации Эдварда Епископа Эллиота Четырех Всадников как символического пророчества истории Римской Империи, вторая печать снимается, и римский народ, испытавший радость, процветание и триумф, подчиняется красному коню, изображающему войну и кровопролитие — гражданская война. Мир покинул Римскую Землю, что привело к гибели друг друга, когда восстание проникло в Империю, начавшуюся вскоре во время правления Императора Коммода.
Эллиот указывает, что Коммод , которому нечего было желать и все, чем можно было наслаждаться, этот любимый сын Марка Аврелия , взошедший на трон, не имея ни конкурента, которого нужно устранить, ни врагов, которых нужно наказать, стал рабом своих слуг, которые постепенно развращали его разум. Его жестокость переросла в привычку и стала господствующей страстью его души.
Эллиотт далее рассказывает, что после смерти Коммода наступил самый бурный период продолжительностью 92 года, в течение которого 32 императора и 27 претендентов на Империю сбросили друг друга с трона в результате непрекращающейся гражданской войны. У римлян меч был естественным универсальным знаком военной профессии. Апокалиптическая фигура, обозначенная великим мечом, указала на чрезмерный авторитет и неестественное его использование. Военные, находящиеся у власти, чьим призванием была война и оружие мечом, поднимались и падали. Безудержная армия, больше не подчиняющаяся Сенату, превратила Империю в систему чистого военного деспотизма.
Четыре животных
И посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет (Откр 4:6–8).
Эти четыре животных общепринято понимаются как высшие ангельские чины. При этом в их описании сочетаются черты херувимов из книги пророка Иезекииля (главы 1 и 10) и серафимов из книги пророка Исайи (глава 6). От херувимов у них четыре лика и множество глаз, от серафимов — шесть крыльев, а также то, что они возглашают Богу «свят, свят, свят». Символика числа «четыре» (четыре стороны света) в сочетании с ликами, представляющими четыре разных живых существа, может указывать на полноту тварного мира, объединяющегося в поклонении своему Творцу.
Вульгата. Швейцарская национальная библиотека. Примерно 820 год
Появления[]
Клеймо очевидца
4.02 «Ты здесь, Господи? Это я, Дин Винчестер»
Лилит вызывает Бунт очевидцев. К охотникам приходят призраки людей, которых они не смогли спасти, и жестоко убивают их. Сэм, Дин и Бобби Сингер пытаются остановить Очевидцев до того, как будет сломана печать. Они совершают ритуал и прогоняют призраков, но не успевают спасти печать.
4.07 «Вот так тыква, Сэм Винчестер»
Ведьма Трейси Дэвис собирается вызвать Самайна — это тоже является печатью. Ангелы Уриил и Кастиэль приходят за помощью к Винчестерам. Позже они хотят сравнять город с землёй, чтобы остановить ведьму. Братья отказываются, и Уриилу приходиться подчиниться. Ведьме удаётся вызвать Самайна, и хотя братья его побеждают, печать всё равно сломана.
Альбом Анны
4.12 «Крис Энджел — шарлатан»
Руби сообщает Сэму, что 34 из 66 печатей сломаны. Она говорит, что ангелы проигрывают, и настоятельно призывает его убить Лилит.
4.15 «Смерть берёт выходной»
Аластар пытается убить двоих жнецов, чтобы сломать печать. Здание, в котором он проводит ритуал, защищено антиангельскими символами. С помощью Памелы Барнс Сэм и Дин покидают свои тела, и в виде духов идут выручать жнецов. Аластар убивает одного из жнецов, но братьям удаётся спасти Тессу и сохранить печать.
4.16 «На острие иглы»
“ | И написано, что первая печать падёт, когда праведник прольёт кровь в Аду. Не устоит он, не устоит и печать.— Аластар | ” |
Пока Дин пытает Аластара, тот сообщает ему, что именно Дин сломал первую печать. Также он говорит, что пытался сломить волю Джона Винчестера, но так и не преуспел, хотя тот находился в аду дольше, чем его сын.
4.21 «И падут преграды»
Руфус Тёрнер сообщает Бобби, что некоторые печати были сломаны: десять видов животных вымерли в штате Флорида, весь экипаж рыбаков на Аляске внезапно ослеп по неизвестной причине, учитель в Нью-Йорке запер дверь и расстрелял 66 учеников. Бобби считает, что осталось не так много целых печатей, и, возможно, они должны освободить Сэма из бункера, чтобы остановить Лилит.
Руби говорит Сэму, что Лилит осталось сломать всего две — три печати. Она говорит, что только первый демон Люцифера может сломать последнюю, и надо поскорее убить Лилит.
4.22 «Восстание Люцифера»
Лилит готовится к взлому последней Печати
“ | Как написано, станет первый демон последней печатью.— Руби | ” |
Сэм и Руби узнают, что последняя печать будет сломана в монастыре Св. Марии. По дороге Руби и ангелы манипулируют Сэмом, чтобы он не отказался убивать Лилит. С помощью силы, полученной от крови демонов, Сэм убивает Лилит, последняя печать ломается, и Люцифер выходит на свободу.
План книги Откровения Иоанна Богослова:
I. Вступление: «Что ты видел» (глава 1)
А. Пролог (1:1-3)
Б. Приветствие (1:4-8)
В. Прославленный Христос в видении на Патмосе (1:9-18)
Г. Повеление написать… (1:19-20)
II. Послание семи церквам: «Что есть» (главы 2-3)
А. Послание церкви в Ефесе (2:1-7)
Б. Послание церкви в Смирне (2:8-11)
В. Послание церкви в Пергаме (2:12-17)
Г. Послание церкви и Фиатире (2:18-29)
Д. Послание церкви в Сардисе (3:1-4)
Е. Послание церкви в Филадельфии (3:7-13)
Ж. Послание церкви в Лаодикии (3:14-22)
III. Откровение будущего: «Что будет после сего» (главы 4-22)
А. Видение небесного престола (глава 4)
Б. Книга с семью печатями (глава 5)
В. Снятие шести печатей — начало Божьих судов (глава 6)
Г. О спасенных в дни великой скорби (глава 7)
Д. Снятие седьмой печати и явление семи ангелов с трубами (главы 8-9)
Е. Сальный ангел с раскрытой книжкой (глава 10)
Ж. Два свидетеля (11:1-14)
3. При звуках седьмой трубы… (11:15-19)
И. Семь важных действующих лиц при конце времени (главы 12-15)
К. Чаши Господнего гнева (глава 16)
Л. Падение Вавилона (главы 17-18)
М. Песня хвалы и славы на небе (19:1-10)
Н. Второе пришествие Христа (19:11-21)
О. Тысячелетнее царство Христа (20:1-16)
П. Суд у великого белого престола (20:11-15)
Р. Новое небо и новая земля (21:1 — 22:6)
С. Завершающее слово от Бога (22:6-21)
Два зверя
И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные (Откр 13:1).
И увидел я другого зверя, выходящего из земли; он имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон (Откр 13:11).
В 13-й главе Апокалипсиса представлены два зверя: один, выходящий из моря, другой — из земли. Их деятельность подробно описана, поэтому понимание этих образов в самом общем смысле не вызывает споров. Два зверя — это представители человечества, получающие свои полномочия от дракона-сатаны и служащие ему. Вся их деятельность направлена на богоборчество.
Зверь, выходящий из моря.
Первый зверь — воплощение гордыни, богохульства и насилия. Второй творит разного рода чудеса и знамения; его основная задача — обольщение людей. И, согласно тексту, второй зверь с этой задачей успешно справляется, так что потрясенные его чудесами люди поклонились первому зверю. Характерно, что в дальнейшем повествовании Апокалипсиса зверь, вышедший из земли, именуется лжепророком (Откр 16:13; 19:20; 20:10).
Эту пару образов толкуют двояко, ввиду их чрезвычайной сложности и неоднозначности. Так, например, в двух зверях усматривают как образы конкретных носителей зла, так и образы богоборческих государств или социальных институтов. Некоторые толкователи видели в образе первого зверя символ Римской империи, подвергающей христиан гонениям, а в образе второго — символ института жречества императорского культа.
Зверь из земли.
Жена, облеченная в солнце
И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд. Она имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения (Откр 12:1–2).
С древности и до наших дней жена, облеченная в солнце, толкуется как образ Церкви. Такое понимание имеет глубокие библейские корни. В пророческих книгах Ветхого Завета взаимоотношения Бога Израилева и Его народа представлялись как супружеские, отсюда и многочисленные образы Израиля как жены. Эта традиция продолжается в новозаветных писаниях с той только разницей, что в роли Жениха или Мужа предстает Христос (Мф 9:14–15; 25:1–13; Ин 3:29; Еф 5:22–33; 2 Кор 11:2; Откр 19:7–9; 21:2, 9).
Различия между древним и современным пониманием символа жены, облеченной в солнце, касаются интерпретации образа ее сына. Если для священномученика Мефодия Олимпийского и святителя Андрея Кесарийского сын — это обобщенный образ благодатно рождаемого Церковью христианина, то для большинства современных библеистов он символизирует Христа, воплотившегося в лоне ветхозаветного народа Божия.
Видение ап. Иоанном Богословом «жены, облаченной в солнце». Миниатюра из Апокалипсиса. XIII в. (Bodl. Douce. 180. Fol.)
Великая блудница Вавилон и Невеста и Жена Агнца, Новый Иерусалим
И пришел один из семи Ангелов, имеющих семь чаш, и, говоря со мною, сказал мне: подойди, я покажу тебе суд над великою блудницею, сидящею на водах многих; с нею блудодействовали цари земные, и вином ее блудодеяния упивались живущие на земле. И повел меня в духе в пустыню; и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами (Откр 17:1–3).
И пришел ко мне один из семи Ангелов, у которых было семь чаш, наполненных семью последними язвами, и сказал мне: пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца. И вознес меня в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога (Откр 21:9–10).
Два этих безусловно грандиозных образа противопоставлены друг другу. Новый Иерусалим — символ совершенного единения христиан с Богом в будущем веке, когда уже ничто греховное и злое не сможет это единение нарушить. В описании города доминирует символика числа 12 (Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов; на воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых (Откр 21:12), традиционно связанного с образом Церкви (12 колен Израилевых, 12 апостолов).
Напротив, Вавилон — образ богоборческого единения людей во грехе, образ, если угодно, «анти-Церкви». Неслучайно блудница показана сидящей на багряном звере, в котором можно узнать зверя, вышедшего из моря, хотя некоторые толкователи видели в нем самого дракона-диавола. Это сатанинское единение грешников показано как жизнь, сосредоточенная на удовлетворении своих греховных страстей. Кроме того, образ великой блудницы Вавилона демонстрирует обольстительную силу зла.
Вавилонская блудница на звере. Миниатюра из Апокалипсиса. До 1072 г. (Paris. Lat. 8878. Fol. 52v)