«отверженные» (2012): музыкальная история о способах изменить судьбу и несправедливое общество

Содержание:

Краткое содержание

Фантина была очень красивой, нежной и веселой девушкой. Когда же ее возлюбленный узнал о беременности, он без зазрения совести бросил ее. Так Фантина осталась на руках с малышкой Козеттой, которую ей пришлось растить в одиночку. Помощи ей ждать было неоткуда, и несчастная женщина покинула Париж, чтобы отправиться на родину в поисках работы.

По дороге Фантина набрела на трактир, во дворе которого увидела двух чудесных, нарядно одетых крошек, весело играющих на лужайке. Фантина с надеждой подумала, «что именно здесь найдет временное пристанище ее малютка». Матерью девочек оказалась хозяйка трактира, госпожа Тенардье. Женщина разговорились, и Фантина поведала грустную историю своей жизни. С замиранием сердца она попросила хозяйку трактира приютить ее трехлетнюю Козетту на некоторое время. Этот разговор услышал господин Тенардье, который согласился оставить ребенка с условием, что Фантина ежемесячно будет платить по семь франков. Женщина согласилась, и заплатила за полгода вперед. Трактирщик был очень доволен – ему как раз не доставало нужной суммы, чтобы погасить долг, и он похвалил жену, которая «устроила недурную мышеловку, подсунув своих девчонок».

С этой минуты счастливое детство Козетты закончилось. Трактирщица «страстно любила своих дочерей и поэтому возненавидела чужую». Девочку одевали в лохмотья, она спала под лестницей, где ютились пауки. Тенардье плохо к ней относилась, и вскоре ее дочери – «Эпонина и Азельма тоже стали обращаться с ней дурно». Девочки целыми днями играли и резвились, в то время как Козетта убирала дом и двор.

Фантина тяжело работала, чтобы обеспечить дочь всем необходимым – она была уверена, что Козетта ни в чем не нуждается. Однако «ребенок рос, и вместе с ним росло его горе». Козетта много работала, терпела побои и выслушивала бесчисленные оскорбления. Тяжелая жизнь, без ласки и любви, изменила девочку: «несправедливость сделала ее угрюмой, нищета – некрасивой». Шестилетняя Козетта была настолько хрупкой и нежной, она так много работала, что в округе ее прозвали жаворонком, «только этот бедный жаворонок никогда не пел».

Тем временем у Фантины дела шли все хуже: ее уволили с фабрики, она тяжело заболела. Чтобы оплачивать содержание Козетты, она продала свое главное богатство – роскошные золотистые волосы и жемчужные зубки.

Однажды ночью трактирщица отправила Козетту в лес за водой. Малышке было очень страшно, и на обратном пути она беззвучно плакала от холода и страха. Неожиданно кто-то взял ее за руку, и забрал ведро. Незнакомец ласково заговорил с девочкой, попросил отвести его в трактир. Заказав ужин, он стал невольным свидетелем того, как дурно обращались здесь с девочкой. Когда хозяйским дочкам надоело играть со своей старой куклой, Козетта с большой нежностью и любовью взяла ее на руки. Но вскоре это заметила хозяйка, и принялась громко бранить несчастную. Тогда незнакомец вышел, и вскоре вернулся с самой красивой куклой, которую нашел в соседней лавке игрушек. Она молча протянул ее Козетте, но та не смела взять красавицу – «казалось, что она боится даже дышать».

Тем временем незнакомец разговорился с трактирщиком, который принялся жаловаться на то, как дорого им обходится Козетта, которую они приютили из милости. Незнакомец предложил забрать девочку, и Тенардье согласился отдать ее за полторы тысячи франков. Сделка состоялась, и на рассвете «господин Мадлен, бывший мэр города, и в прошлом беглый каторжник Жан Вальжан» поспешил покинуть эти края. Козетта, доверчиво державшая его за руку, еще не знала, что «шла навстречу большому счастью».

Епископ Мириэль. Урок милосердия

Действие романа «Отверженные» Виктор Гюго изображает в начале девятнадцатого столетия во Франции. После 19 лет заточения на свободу выходит бывший каторжник. Жан Вальжан был осуждён за украденную для своей сестры и её семерых детей буханку хлеба. Четырёхлетний срок постоянно увеличивался из-за неоднократных попыток побега.

За проведённое среди отъявленных преступников время этот человек практически потерял своё имя, сменив его на номер 24601, и приобрёл «желтый паспорт», выдаваемый всем бывшим каторжникам. Из-за него главный герой не может начать новую жизнь, его везде презирают, отовсюду гонят. Единственным выходом для отверженного Вальжана остаётся возвращение на тёмный преступный путь.

Волей судьбы главный герой попадает в небольшой городок Динь, где после многочисленных и бесполезных попыток найти работу Жан оказывается у дома епископа Мириэля в надежде остаться на ночлег.

Вальжан удивляется гостеприимству священника, который угощает путника обедом, располагает в одной из комнат своего дома и призывает начать новую жизнь. Но, несмотря на радушный приём, бывший каторжник не в силах устоять перед кражей подсвечников из серебра. В его голове также зреет мысль об убийстве епископа, но неведомая сила предотвращает жестокость, и Жан убегает из приютившего его дома.

Нищего мужчину задерживают с украденными предметами уже на следующий день и приводят к епископу. Каторжник начинает жалеть о том, что не убил Мириэля накануне, ведь сейчас он даст показания, из-за которых Жан окажется на каторге до конца жизни. Но священник отдал ещё два подсвечника главному герою, сказав, что тот забыл их в спешке. Вначале он не понимает такого проявления милосердия и бескорыстности. Привыкший к алчности, несправедливости и предательству, он отбирает деньги у пробегавшего мальчишки. Но когда Вальжан выходит из оцепенения, к нему возвращается разум. Он понимает, что епископ дал ему такой шанс, который выпадает далеко не каждому оступившемуся. Каторжник усвоит этот урок и начнёт новую жизнь.

Виктор Гюго и его успех

Когда Гюго исполнилось 17, он вместе с братом Абелем начал издавать журнал «Литературный консерватор». О содержании издания красноречиво говорило его название. Окончательно закрепиться на литературном Олимпе помог молодому автору сборник собственных стихотворений «Оды», который он выпустил в 1822 году. С этого момента Гюго стал признанным поэтом Франции.

Книги Гюго были ярким образчиком романтизма, в них почти всегда содержался политический и социальный аспекты, в то время как английский романтизм лорда Байрона выражался в произведениях, где на пьедестал возводилась человеческая личность.

Клан Падающей Воды[]

Врачеватель:

Сказитель Острых Камней (Камнесказ) – коричневый полосатый кот с янтарными глазами.

Охотники:

Серый Туман Перед Рассветом (Серый) – бледно-серый полосатый кот;
Крылышко Тени На Тихой Воде (Крылышко) – серо-белая кошка;
Грозовая Туча На Закате (Storm Clouds at Dusk) — тёмно-серый кот.

Пещерные Стражи:

Коготь Парящего Орла (Коготь) – темно-коричневый полосатый кот;
Гребень, Где Лежит Снег (Гребень) – тёмно-серый кот;
Птица, Которая Опережает Ветер (Птица) – серо-бурая кошка;
Кремень, Над Которым Вьётся Орёл (Кремень) – тёмно-серый кот (брат Речушки);
Обрыв Перед Водопадом (Обрыв) – темно-коричневый полосатый кот;
Беззвёздная Ночь (Ночь) – черная кошка с зелёными глазами;
Мох, Что Растёт У Реки (Moss that Grows by River) (Мох) — светло-бурая кошка.

Королевы:

Полёт Испуганной Цапли (Flight of Startled Heron) – бурая полосатая кошка, у неё три маленьких котёнка;
Атака Каштанового Ястреба (Атака) — тёмно-рыжая кошка, имеет двух котят постарше.

Будущие:

Крик Разгневанной Совы (Крик) — чёрный кот (Охотник);
Плеск Воды, В Которой Прыгает Рыбка (Плеск) – светло-коричневая полосатая кошка (Охотница);
Галька, Которая Катится Вниз С Горы (Галька) – светло-серая кошка (Пещерная Стражница).

Старейшины:

Облако, Несущее В Брюхе Грозу (Облако) – белая кошка;
Дождь, Грохочущий По Камням (Дождь) — крапчатый бурый кот.

Часть третья. «Мариус»

Париж, изучаемый по его атому

Автор раскрывает сущность французской столицы по наиболее ярким её представителям – уличным мальчишкам – гаменам, одним из которых является младший сын супругов Тенардье – Гаврош.

Дед и внук

Жильнорман вхож в ультра-кружок баронессы Т. Своего внука Мариуса он «купил» ценой наследства у его отца – бывшего полковника армии Наполеона, барона Понмерси. О любви отца сын узнал только после его смерти. Жильнорман не смог вынести новых воззрений Мариуса и выгнал его из дома.

Друзья азбуки

Общество «Друзья азбуки» своей главной задачей видит помощь униженным и обездоленным. Оно состоит из девяти студентов, отличающихся разной натурой и взглядами. «Друзья азбуки» помогают Мариусу начать новую жизнь.

Преимущество несчастья

Поначалу Мариус нищинствует, затем начинает немного зарабатывать переводами с немецкого и английского, но всё равно живёт в бедности. Из «Друзей азбуки» он общается только с Курфейраком и церковным старостой Мабефом.

Встреча двух звёзд

В Люксебургском саду Мариус встречает мужчину с четырнадцатилетней некрасивой девочкой, превращающейся через полгода в юную красавицу. Он страстно влюбляется в незнакомку, обменивается с ней взглядами, выясняет, где она живёт. Как только это происходит, мужчина с девушкой съезжают с квартиры.

Петушиный час

Автор даёт краткую характеристику «Петушиному часу» — объединению четырёх бандитов, правящих парижским «дном» с 1830 по 1835 год.

Коварный бедняк

Потеряв любимую, Мариус страдает. Он узнаёт о бедственном положении и злом нраве своих соседей, занимающихся выманиванием денег у богачей. Подглядывая за семейством Жондретов, Мариус становится свидетелем прихода любимой девушки с отцом.

Вместе с парижскими бандитами Жондрет готовит западню обещавшему вернуться вечером благодетелю. Мариус просит помощи у Жавера. В критический момент он узнаёт в соседе спасителя своего отца – Тенардье и не решается подать условный сигнал полиции. Последняя является сама. Бандитов арестовывают. Жан Вальжан сбегает.

«Отверженные»

Биография маленькой Козетты полна трудностей. Настоящее имя девочки — Эфрази Фошлеван. Фантина, мать героини была простолюдинкой и родила дочь вне брака от ветреного богача Феликса Толомьеса. Чтобы обеспечить малышку, женщине приходится много работать, в то время как о девочке должен кто-то заботиться. Мать отдает ребенка на воспитание в семью трактирщиков Тенардье, которые живут в деревне. Те берут с Фантины плату, а взамен обещают заботиться о девочке.

Козетта

На самом деле пара трактирщиков обращается с ребенком жестоким образом. Тенардье терпеть не могут маленькую Козетту, совершенно о той не заботятся и заставляют исполнять обязанности прислуги. При этом трактирщики вымогают все больше и больше денег у матери девочки, оправдывая свои требования тем, что забота о Козетте якобы требует больших расходов.

Фантина живет в городе и работает там на фабрике, которая принадлежит Жану Вальжану, еще одному ключевому герою романа. Одна из работниц доносит на Фантину, и ту выгоняют с работы. Женщине приходится идти на многие жертвы, чтобы добывать деньги, которых требуют от нее Тенардье.

Иллюстрация к роману «Отверженные»

Жизнь в чужом и враждебном доме была самым печальным периодом в биографии Козетты. Единственной радостью девочки была красивая кукла в витрине магазина игрушек, которую героиня любила разглядывать.

Вскоре мать девочки умирает, но перед этим берет слово с Жана Вальжана, что тот позаботится о ее дочери. Исполняя обещание, Вальжан едет к Тенардье, чтобы забрать девочку, и там встречает Козетту вечером у колодца, куда девочку отправили за водой.

Вместе с Вальжаном девочка попадает в Париж, где героев преследует инспектор Жавер. Затем герои оказываются в монастыре бенедиктинок. Там Козетте наконец-то дают начальное образование.

Позднее повзрослевшая героиня встречает в Люксембургском саду молодого студента Мариуса. Молодые люди влюбляются друг в друга и в финале женятся.

Жан Вальжан

Портрет Козетты изобразил французский график Эмиль Байар, нарисовавший иллюстрации к роману Гюго в 1862 году. На иллюстрации можно увидеть, как маленькая героиня, одетая в лохмотья и босая, метет мокрую мостовую громадной метлой.

История Козетты вышла в виде аудиосказки в серии «Сказки на ночь». Рассказ по времени занимает около пятидесяти минут.

Другой маленький герой романа со сложной судьбой — парижанин Гаврош, не любимый родителями мальчишка, который живет на улице и, помогая революционерам и собирая для тех сведения, погибает от пули на улице.

Анализ произведения

Каждый отзыв о произведении упоминает главную идею романа – борьбу светлого и темного начал в человеке. Во всех эпизодах сталкиваются противоположные сущности.

Борьба начинается с диалога между Вальжаном и Мириэлем. Неожиданное милосердие и прощение меняет каторжника. До самой смерти он хранит верность обещанию, данному епископу – все свои силы и средства направить на помощь людям.

Жан спасает целый город от нищеты, дает приют брошенной умирать Фантине, защищает Козетту, уводит от неминуемой гибели её возлюбленного. Своего злейшего недруга – Жавера – герой отпускает с баррикад, сохраняя в себе милосердие и чистоту души. Помня завет Мириэля, каторжник жертвует своим благом, отпуская приемную дочь к супругу, не желающему жить рядом с бывшим преступником.

Другим героям также предстояло пережить резкую смену мировоззрения:

  1. Обреченная на смерть в тюрьме Фантина обретает надежду под заботой Мадлена, веря в лучшее для своей дочери.

  2. Резкой смене взглядов подвержен и юный Понмерси. Неоднократно ссорясь с дедом, он примиряется с ним. Отвергая Вальжана, в самом конце Мариус узнает неожиданную правду и мчится к спасителю в надежде получить прощение.

  3. Наконец, Жавер, получив жизнь от милосердного врага, не может смириться с тем, что поступился принципами и бросается с моста.

Название романа – красноречивое описание героев. Вальжан, Фантина, Козетта, Гаврош – все они раздавлены и отринуты обществом. Даже инспектор Жавер в своей слепой вере в правоту закона стал «отверженным» от народа по своей воле. 

Кульминация эпопеи – восстание 1832 года – «отверженная» революция, не принятая парижанами. С надеждой на лучшее будущее человечества революционеры гибнут при полном равнодушии горожан.

Выразить главную мысль произведения сложно: так многогранны и неоднозначны судьбы героев. Ведя читателя сквозь судьбы парижских бедняков, Виктор Гюго показывает, насколько неоднозначна жизнь, как сильно могут измениться мнения людей перед внезапно открывшейся правдой, перед превратностями жизненного пути.

Отразив дар милосердия, полученный Жаном Вальжаном от епископа Мириэля, писатель учит великой силе добра, меняющей людей, превращающей озлобленных на мир людей в спасителей с чистой душой. Даже всеобщее отторжение не сумело сломить героев, сохранивших порядочность и надежду изменить мир.

Часть V. Жан Вальжан

1. Война в четырёх стенах

Утром восставшие понимают, что они лишились поддержки народа. Присоединившийся к революционерам Жан Вальжан спасает от смерти Жавера. Гаврош погибает, собирая патроны. Днём гвардейцы берут баррикаду. Глава «Друзей азбуки» Анжольрас с Грантером умирают последними. Жан Вальжан выносит раненого Мариуса с поля боя.

3. Грязь, побеждённая силой духа

Целый день Жан Вальжан с Мариусом на руках блуждает по водостокам. Он натыкается на полицейский патруль и «зыбучие пески». На волю Вальжан выходит с помощью Тенардье и тут же натыкается на Жавера. Последний помогает бывшему каторжнику доставить Мариуса к деду, отвозит Вальжана домой и исчезает.

4. Жавер сбился с пути

Жавер переживает внутренний переворот: он настолько поражён несовершенством человеческой системы законов, что не может этого выдержать и кончает жизнь самоубийством.

5. Дед и внук

Мариус идёт на поправку. Жильнорман разрешает ему жениться на Козетте. Жан Вальжан даёт за девушкой 584 тысячи франков приданого. Счастливый дед готовится к свадьбе внука. Мариус тщетно пытается разыскать Тенардье и своего спасителя.

6. Бессонная ночь

16 февраля 1833 года Мариус и Козетта венчаются. Их свадебный кортеж выслеживают ряженые Тенардье и Азельма. Жан Вальжан не остаётся на праздник.

7. Последний глоток из чаши страдания

Жан Вальжан рассказывает Мариусу о том, кто он. Барон Понмерси считает невозможным жить под одной крышей с бывшим каторжником, но разрешает ему навещать Козетту каждый вечер в одной из нижних комнат.

8. Сумерки сгущаются

Жан Вальжан просит Козетту называть его «господином Жаном». Мариус постепенно отучает жену от отца. Жан Вальжан понимает это и самоустраняется из жизни дочери.

Судьба Козетты

Девочка, а позднее по сюжетной линии молодая, красивая девушка, была незаконнорождённой дочерью обесчещенной простолюдинки Фантины и ветреного соблазнителя Феликса Толомьеса. Чтобы содержать своё дитя, несчастная Фантина отдала девочку в семью трактирщиков Тенардье, а сама работала на износ, регулярно высылая им деньги.

Опекуны Козетты оказались алчными и жестокими людьми. Они возненавидели воспитанницу и держали её в «чёрном теле», заставляя на себя много работать. При этом, совершенно не стесняясь, вымогали у матери девочки всё большие и большие суммы на содержание. Постоянная работа на морозе и в жару, отсутствие ласки и любви сделали из девочки угрюмую страшненькую худышку. Местные звали брошенную сироту Жаворонком, ведь места она занимала не больше птахи, вставала ни свет, ни заря, была пуглива и невесома. Одна только разница, этой птичке было не до песен. Уверенная, что её дочь счастлива, наивная Фантина работала на предприятии Вальжана до несправедливого доноса, а после была вынуждена зарабатывать проституцией, не жалея себя. Умирая от чахотки, обеспокоенная дальнейшей судьбой дочери мать упросила Жана Вальжана позаботиться о Козетте.

Часть V. Жан Вальжан

Война в четырёх стенах

Утром восставшие понимают, что они лишились поддержки народа. Присоединившийся к революционерам Жан Вальжан спасает от смерти Жавера. Гаврош погибает, собирая патроны. Днём гвардейцы берут баррикаду. Глава «Друзей азбуки» Анжольрас с Грантером умирают последними. Жан Вальжан выносит раненого Мариуса с поля боя.

Грязь, побеждённая силой духа

Целый день Жан Вальжан с Мариусом на руках блуждает по водостокам. Он натыкается на полицейский патруль и «зыбучие пески». На волю Вальжан выходит с помощью Тенардье и тут же натыкается на Жавера. Последний помогает бывшему каторжнику доставить Мариуса к деду, отвозит Вальжана домой и исчезает.

Жавер сбился с пути

Жавер переживает внутренний переворот: он настолько поражён несовершенством человеческой системы законов, что не может этого выдержать и кончает жизнь самоубийством.

Дед и внук

Мариус идёт на поправку. Жильнорман разрешает ему жениться на Козетте. Жан Вальжан даёт за девушкой 584 тысячи франков приданого. Счастливый дед готовится к свадьбе внука. Мариус тщетно пытается разыскать Тенардье и своего спасителя.

Бессонная ночь

16 февраля 1833 года Мариус и Козетта венчаются. Их свадебный кортеж выслеживают ряженые Тенардье и Азельма. Жан Вальжан не остаётся на праздник.

Последний глоток из чаши страдания

Жан Вальжан рассказывает Мариусу о том, кто он. Барон Понмерси считает невозможным жить под одной крышей с бывшим каторжником, но разрешает ему навещать Козетту каждый вечер в одной из нижних комнат.

Сумерки сгущаются

Жан Вальжан просит Козетту называть его «господином Жаном». Мариус постепенно отучает жену от отца. Жан Вальжан понимает это и самоустраняется из жизни дочери.

Книга 9. Непроглядный мрак, ослепительная заря

Жан Вальжан перестаёт есть. Тенардье пытается вытянуть из Мариуса деньги, рассказав ему всю подноготную бывшего каторжника, но, сам того не зная, он обеляет Жана Вальжана. Мариус с Козеттой едут на улицу Вооружённого человека, чтобы забрать отца домой. Счастливый Жан Вальжан умирает у них на руках.

  • «Отверженные», художественный анализ романа Виктора Гюго
  • Образ Козетты в произведении Гюго «Отверженные»
  • Образ Гавроша в произведении Гюго «Отверженные»
  • «Собор Парижской Богоматери», краткое содержание по главам романа Гюго
  • «Собор Парижской Богоматери», художественный анализ романа Виктора Гюго
  • «Человек, который смеётся», краткое содержание по главам романа Виктора Гюго
  • «Человек, который смеётся», художественный анализ романа Виктора Гюго
  • «Рюи Блаз», анализ пьесы Виктора Гюго
  • «Рюи Блаз», краткое содержание по действиям пьесы Виктора Гюго
  • Виктор Гюго, краткая биография
  • «Эрнани», художественный анализ романтической драмы Виктора Гюго
  • «Эрнани», краткое содержание романтической драмы Виктора Гюго
  • «Бедные люди», анализ поэмы Гюго

По произведению: «Отверженные»

По писателю: Гюго Виктор

История создания романа «Отверженные»

Исследователи творчества Виктора Гюго считают, что «Отверженные» — главное произведением автора. Да и в целом роман входит в число самых грандиозных и выдающихся книг XIX столетия.

«Козетта». Иллюстрация из первого издания 1862 года. Автор Эмиль БайярCândido Aragonez de Faria (Laranjeiras (Brésil), 12 août 1849 — Paris, 17 décembre 1911), Колумбийский университет в Нью-Йорке 

Писатель создавал роман на протяжении двадцати с лишним лет. В 1848 году, накануне революции, Виктору Гюго кажется, что написанный им роман почти окончен. Однако произошедшие события заставляют его переосмыслить свои взгляды, и он понимает, что написанное не вполне отражает его понимание жизни, и ему еще предстоит большая работа.

Гюго вновь погружается в роман с головой. Иногда он пишет «беспробудно» и не может остановиться, иногда – забрасывает произведение на месяцы, а то и на годы, иногда – сдает слугам свою одежду вместе с приказом не отдавать ее ему ни в коем случае, тем самым запирая себя нагим в комнате, чтобы ничего (даже одежда) не отвлекало его от написания романа!

 Иллюстрация Гюстава Бриона к роману «Отверженные», 1864 год, Государственная библиотека Виктории 

Первоначально Гюго назвал свое произведение «Нищета», но позднее сменил его на «Misérables», что в переводе на русский означает «Несчастные», а в адаптированном литературном варианте – «Отверженные». Построенный в самом начале сюжет постепенно обрастает новым главами и обогащается историческими событиями, через которые происходит трансформация героев. 

Отверженные (Les Misérables: Shōjo Cosette), (Япония, 2007)

Аниме-сериал режиссера Хироаки Сакураи. Это вторая аниме-адаптация романа (первая была выпущена в 1979-м году под названием «История Жана Вальжана»). Мультипликация состоит из 52-х серии. В XIX веке во Франции, Козетта, маленькая девочка, путешествует вместе со своей матерью Фантиной, которая пытается найти работу и место, чтобы жить, но никто не хочет связываться с матерью-одиночкой. Мать оставляет дочку на попечение семьи Тенардье, а сама отправляется в город на работу. Из Козетты в этой семье сделали служанку. Когда мэр города, Жан Вальжан узнает, как Тенардье жестоко обошлись с Козеттой, он решает сделать что-нибудь для нее.

Смерть Гавроша

…В то мгновение, когда Гаврош очищал патронташ лежащего у тумбы убитого сержанта, в труп попала пуля. – Что за чёрт! – воскликнул Гаврош. – Моих покойников убивают!

Вторая пуля выбила искры из мостовой подле него, а третья опрокинула его корзинку. Гаврош огляделся и увидел, что стреляют с перекрёстка. Он встал, выпрямился во весь рост, тряхнул головой и, устремив насмешливый взгляд на стрелявших в него солдат, весело и задорно запел песенку. Затем поднял корзинку, собрал все выпавшие патроны и, подойдя ближе к стрелкам, стал опоражнивать ещё один патронташ.

Мимо прожужжала четвёртая пуля, а Гаврош продолжал петь. И на пятую он ответил песенкой.

Зрелище было страшное и прекрасное. Гаврош стоял под выстрелами и дразнил стрелявших. Казалось, он развлекается от души. Это был воробышек, клевавший охотников. На каждый выстрел он отвечал новым куплетом. В него целились непрерывно и не могли попасть. Солдаты смеялись, стреляя в него. Он ложился, вскакивал, прятался где нибудь в подворотне, появлялся вновь, убегал, прибегал, смеялся над картечью, показывал «длинный нос», а попутно опустошал патронташи и собирал патроны. Товарищи, дрожа от страха, следили за ним с баррикады, а он всё пел. Пули гнались за ним, но он был проворнее их. Он играл в прятки со смертью.

Но вот одна пуля, меткая и коварная, настигла храброго мальчугана. Гаврош зашатался и упал. С баррикады раздался крик ужаса. Гаврош приподнялся, тонкая струйка крови стекала по его лицу. Он поднял обе руки кверху, взглянул в ту сторону, откуда раздался выстрел, и снова запел. Но кончить куплет ему не удалось: вторая пуля навеки оборвала его песенку. На этот раз он упал лицом на мостовую и затих. 

Семейные разногласия

Супруги Гюго стремились воспитывать своих троих сыновей (Абеля, Эжена и Виктора) в любви и ласке. Но личное мировоззрение Софи и Леопольда зачастую носило прямо противоположный характер, из-за чего в супружеской паре нередко вспыхивали ссоры. Софи Требюше разделяла взгляды роялистов и вольтерьянцев и во время Французской революции всем сердцем поддерживала династию Бурбонов. В то время как Леопольд Гюго был всецело предан Наполеону Бонапарту. И, если уж говорить совсем начистоту, Софи крутила на стороне роман с генералом Виктором Лагори, что, конечно же, не способствовало укреплению семейных уз.

Из-за распрей родителей трое сыновей жили поочередно то у отца, то у матери. А в 1813 году (Виктору исполнилось 11 лет), Софи и Леопольд приняли решение о разводе. Софи Требюше вместе с младшим сыном перебралась в Париж, а старшие сыновья остались с отцом. В будущем женщина будет сожалеть об этом разрыве и попытается восстановить семью, но Леопольд Гюго не сможет простить бывшую супругу.

Нет ничего удивительного в том, что мать оказала значительное влияние на формирование взглядов и характера будущего писателя. Именно с ее подачи он навсегда усвоил, что династия Бурбонов – это приверженцы свободы. А образ идеального монарха он вывел сам для себя из прочитанных в юности книг.

Экранизации и мюзиклы

  • Отверженные (фильм, 1913) в ролях Генри Клаус, Мария Вентура
  • Отверженные (фильм, 1917) в главной роли Уильям Фарнум
  • Отверженные (фильм, 1925)
  • Отверженные (фильм, 1934) в ролях Гарри Бор, Шарль Ванель
  • Отверженные (фильм, 1935)
  • Отверженные (фильм, 1952)
  • Отверженные (фильм, 1958) в ролях Жан Габен, Бурвиль, Бернар Блие.
  • Отверженные (мини-сериал, 1972) в ролях Жорж Жере, Бернар Фрессон
  • Отверженные (телефильм, 1978), в ролях Ричард Джордан, Энтони Перкинс
  • Отверженные (фильм, 1982) в ролях Лино Вентура, Мишель Буке, Жан Карме.
  • Отверженные (мультсериал, 1992)
  • Отверженные (фильм, 1995) в ролях Жан-Поль Бельмондо, Анни Жирардо, Жан Маре.
  • Отверженные (фильм, 1998) в ролях Лиам Нисон, Джеффри Раш, Ума Турман, Клэр Дэйнс.
  • Отверженные (мини-сериал, 2000) в ролях Жерар Депардьё, Кристиан Клавье, Джон Малкович, Азия Ардженто, Шарлотта Генсбур.
  • Отверженные: Козетта, 2007 (аниме-сериал)
  • Отверженные (мюзикл)
  • Отверженные (фильм/мюзикл, 2012) в ролях Хью Джекман, Рассел Кроу, Энн Хэтэуэй, Аманда Сейфрид, Саша Барон Коэн, Хелена Бонэм Картер.
  • Отверженные (телесериал, 2018) в ролях Доминик Уэст, Дэвид Ойелоуо

Виктор Гюго — литература в его жизни

Гюго-старший предвкушал, что Виктор приобщится к точным наукам, потому как у мальчика рано проявились математические наклонности: он отлично считал и легко решал сложные уравнения. Возможно, мир узнал бы Виктора Гюго как выдающегося математика, но у юноши были свои планы – он наотрез отказался поступать в Политехнический университет.

Картина руки Гюго

Настоящей страстью молодого Виктора была литература! Он запоем читал стихи и прозу, как на французском, так и на латинском языках. Сам он еще с юности стал сочинять оды и стихотворения. Первые стихотворные опыты относятся ко времени учебы в лицее Людвига Великого, куда он поступил в 1812 году. Во время школьных театральных постановок Гюго часто выступал в качестве автора пьес, и эти импровизации и творчество невероятно вдохновляли его!

В 14 лет Виктор обзавелся первым литературным кумиром. Им стал поэт Франсуа Шатобриан. Гюго мечтал походить на великого мэтра и даже говорил: «Я буду Шатобрианом или никем!». Позднее, когда будущий автор «Нотр-Дама де Пари» вынужден был отлеживаться несколько недель после полученного ранения в ногу, он исписал 10 тетрадей переводами творений Вергилия – еще одного своего кумира. Такова была сила его литературной страсти!

Чуть позже юноша, который отличался самокритичностью и был невероятно требователен к себе, найдет у матери свои ранние записи и безжалостно сожжет их, считая, что способен на большее. На последней тетради Виктор сделал надпись: «Вздор» и нарисовал яйцо, внутри которого сидит птенец.

Характер Гавроша

Между главным героем Жаном Вальжаном и мальчишкой-бродяжкой Гаврошем можно провести тонкую параллель — оба они воплощают наиценнейшие черты «отверженных» от общества людей: чистоту нравов и поступков, независимость, милосердие, любовь к ближнему, самоотверженность. Гаврош, находясь в тесном контакте с разбойниками, не принимает участие в налётах и грабежах, но с готовностью помогает бежать арестованному из тюрьмы. А, увидев кошелёк, набитый деньгами в руках преступника, выкрадывает его, чтобы подбросить бедняку, что на самом деле достоин помощи. Встретив на улице двух голодных и оборванных беспризорных мальчишек, Гаврош зовёт их в своё укрытие — в незаконченную деревянную скульптуру большого слона, расположенную на площади Бастилии. Будучи ещё совсем ребёнком, он берёт на себя ответственность за найдёнышей и заботится о них, как сформировавшийся взрослый человек, хотя и не узнаёт в чумазых личиках своих младших братьев. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector