Право древнего вавилона (законы царя хаммурапи)

Принципы правосудия в законе Хаммурапи

Статьи по отраслям права размещены в основной части кодекса. Параграфы с первого по пятый включительно описывают принципы правосудия. Так, если кто-то обвинит другого человека в преступлении, а доказательств не представит, он подлежит наказанию.

Иногда это даже лишение жизни, если речь идёт об обвинении в убийстве или чародействе. В последнем случае обвиняемого дополнительно подвергают испытанию водой. Если он уйдёт под воду, то обвинивший получает его дом. Если судья безосновательно изменит свой приговор, он подлежит публичному осуждению, денежному штрафу и лишению должности. Потерпевшему он должен был возместить сумму иска, предъявленную по этому делу, в двенадцатикратном размере. Впоследствии разжалованный чиновник уже никогда не мог занимать эту должность.

История законов царя Хаммурапи

Хаммурапи (1792-1750 года до н. е.) был одним из самых известных царей Вавилона. Истории он известен не только как великий законодатель, но и не менее великий завоеватель. В начале его правления территория Вавилонского царства была сравнительно небольшой, помимо столицы туда входило лишь несколько небольших городов, а вокруг были отнюдь не дружелюбные соседи. Но благодаря ряду успешных военным кампаний, а порой и разным хитрым трюкам, подкупам и сделкам, царю Хаммурапи удалось в разы расширить территорию Вавилонии, завоевать всех близлежащих соседей, и, в конце концов, объединить под своим правлением всю Месопотамию.

Хаммурапи был выдающимся политиком, стратегом, военачальником, при котором древний Вавилон достиг вершины своего могущества. Поэтому не удивительно, что современники видели в нем божественного избранника, чья правота не может быть оспорена. Царская власть была абсолютно и единоличной, царь считался наивысшим авторитетом и источником закона и правосудия. Будучи мудрым правителем, Хаммурапи отлично понимал, что править большим государством можно лишь при помощи строгого и справедливого порядка. С этой целью им и был создан знаменитый свод законов Хаммурапи.

Законы вавилонского царя были высечены на специальной конусообразной стеле. Вверху же эту стелу венчал барельеф, на котором были изображены две фигуры: сидячий на троне верховный бог Вавилонского пантеона – Шамаш, олицетворяющий Солнце; и вторая фигура, стоящая с почтением перед божеством – это, скорее всего, сам Хаммурапи, божий избранник.

Стела Хаммурапи в Лувре.

Эта стела с высеченными на ней законами на долгие столетия была утеряна и лишь в 1901 году ее обнаружила французская археологическая экспедиция под руководством египтолога Жака де Моргана. Сейчас она хранится в знаменитом парижском музее – Лувре.

Текст законов высечен на стеле клинописью на аккадском языке. Короткие колонки клинописи покрывают лицевую часть барельефа и всю обратную сторону. К сожалению, часть текста стелы не сохранилась, историки предполагают, что ее могли уничтожить эламиты, которые захватили стелу во время одного из своих набегов на Вавилон уже во время упадка Вавилонского царства.

Однако после расшифровки сохранившегося текста, историкам предстали во всей красе законы древнего вавилонского царя.

Преступления и наказания по «Законам Хаммурапи»

Рабовладельческая сущность ЗХ становится более очевидной при анализе норм о преступлениях и наказаниях. По сравнению с законами шумеров, ЗХ ужесточает наказание, заменяя в большинстве случаев штрафы телесными наказаниями или смертью. Вместе с тем родоплеменные воззрения на преступление и наказание полностью не утратили своего значения. К таким пережиткам относится ответственность общины за грабеж, если виновный не был схвачен и скрылся (ст.ст. 23, 24), изгнание из общины и отцовского дома человека, совершившего кровосмесительное преступление (ст.ст. 154, 158).

Кровная месть отменена, но ее эквивалентом стал принцип талиона — «равное за равное». Однако он применялся по отношению к лицам равного общественного положения, состоящим в одном сословии.

Если строитель построил дом, а он рухнул и в результате погиб хозяин, то предается смерти подрядчик (ст. 229). Если жертвой стал сын хозяина, будет умерщвлен сын строителя. Если же задавили насмерть раба хозяина, подрядчик должен отдать своего раба, то есть возместить ущерб. Эти статьи устрашали бракоделов. Такое же наказание грозило ростовщику, если он дурным обращением довел до смерти сына своего должника, отданного в долговую кабалу.

Если лекарь, цирюльник, снимая бельмо у авилума с глаза, повредил его, то ему отрубали кисть руки. За такое же повреждение, нанесенное рабу, лекарь мог отделаться штрафом. Следовательно, принцип талиона в ЗХ нашел более полное отражение, чем в каком- либо другом памятнике права той эпохи. Его происхождение ведет свое начало от законов шумеров.

Анализ преступлений и наказаний по ЗХ показывает явное неравенство социальных групп, их откровенно классовый, рабовладельческий характер, привилегированное положение авилум. Если раб сказал своему хозяину: «Ты не мой господин», — то господин может отрезать ему ухо (ст. 283).

В перечне мер наказания главной объявлялась смертная казнь, которая предусматривалась по 30 составам преступлений. Она могла быть простая и квалифицированная: утопление, сожжение, повешение, посажение на кол. Допускается замена телесного наказания уплатой штрафа. В перечне наказаний по ЗХ много наказаний членовредительских, превращавших осужденного в инвалида. Так, кормилица, виновная в смерти ребенка, лишалась грудей.

Испытания водой (ордалии) также означали гибель человека, так как подозреваемый, как правило, тонул. Если жрица вошла в питейное заведение, по закону ее следовало сжечь (ст. 110).

Содержательницу кабака, постоялого двора, если она не схватила преступников и не привела их к властям, надлежало убить (ст. 109). В данном случае в качестве преступников, вероятно, рассматривались заговорщики, смутьяны, бунтовщики.

Таким образом, можно сделать вывод, что ЗХ преимущественно защищали права господствующего класса рабовладельцев.

Основные законы Хаммурапи

Теперь давайте кратко рассмотрим некоторые самые интересные законы царя Хаммурапи из этого кодекса и их суть.

  • Если кто-то обвинит другого в том или ином преступлении, а доказать это не сможет, то сам должен подвергнутся соответствующему наказанию. Даже если наказание за преступление – смертная казнь, то несправедливо обвиняющий тогда должен сам быть казнен. (Сурово, но справедливо).
  • Если судья без оснований изменит свое решение, то он лишается звания судьи (без права занимать его впредь) и платит большой денежный штраф. (Такой закон для наших судей бы не помешал, как думаете?)
  • За кражу из дворца или храма, а также за разбой и мародерство во время пожара, войны или других бедствий полагалось самое суровое наказание – смертная казнь.
  • За обыкновенную кражу пойманный вор должен был возместить ущерб в десятикратном размере. Если он этого не мог сделать, то опять таки подлежал смертной казни.
  • В уголовном производстве действовал принцип «зуб за зуб, глаз за глаз». То есть если кто-то кому-то поломал руку, то в наказание за это ему также ломалась рука. Наказанием за убийство было убийство, то есть смертная казнь.
  • Имущество воина попавшего в плен было защищено специальным законом, оно было неприкосновенно и по освобождении воина обратно возвращалось ему.

Ряд статей кодекса регулирует имущественные отношения между собственником и арендатором земли. Так, например, согласно одного из законов, арендатор несет ответственность за необработанную землю. Если таковая имеется, то он платит штраф собственнику земли в размере одного урожая, который мог бы вырасти на этой необработанной земле.

Весьма интересны законы Хаммурапи в сфере семейного законодательства.

  • Супружеская измена и изнасилование карались смертной казнью.
  • Жене воина попавшего в плен и испытывающей материальную нужду официально разрешалось выйти замуж вторично, но при освобождении первого мужа, она была обязана вернутся обратно к нему.
  • Если жена безосновательно отказывала мужу в физической близости, ему разрешалось с ней развестись.
  • Замужняя женщина могла иметь собственное имущество, на которое не могли претендовать даже кредиторы ее мужа.
  • При заключении брака жених платил отцу невесты специальный выкуп. Если же отец невесты решил расторгнуть заключение брака уже после оплаты выкупа, то должен был вернуть его жениху в двойном размере.

Также стоит заметить, что отдельные законы предусматривали особую ответственность людей разных профессий за халатное исполнение своих служебных обязанностей. Так, например, небрежный строитель, по вине которого обрушился дом, и погибли люди, подлежал смертной казни.

Общая характеристика законов Хаммурапи

Первое что бросается в глаза, так это то, что законы Хаммурапи тщательно продуманы и структурированы, что говорит о том, что их составитель был очень педантичным человеком, во всем любившим порядок, да, таким был царь Хаммурапи. Структура кодекса включает вступление, основную часть и заключение.

В основной части имеется 282 параграфа. Из них 35 были стерты эламитами, но не все так плохо, ученым удалось их восстановить из другого источника – глиняных табличек, обнаруженных в Сузах в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанипала в Ниневии. Этот просвещенный ассирийский царь задумал создать самую большую библиотеку в мире, и его переписчики документировали все заслуживавшие внимания письменные памятники древнего Востока, разумеется, кодекс законов Хаммурапи они также переписали, и таким образом позволили восстановить его полностью.

Законы Хаммурапи охватывают все сферы человеческой жизни, структура их следующая:

  • Статьи 1-5 – посвящены суду и судопроизводству.
  • Статьи 6-126 – посвящены праву собственности и договорным взаимоотношениям.
  • Статьи 127-195 – посвящены семейным отношениям и праву наследования (по сути это семейный кодекс).
  • Статьи 196-214 – посвящены преступлениям уголовного характера (а это уже криминальный кодекс).
  • Статьи 215-282 – посвящены имущественным преступлениям.

Пролог и эпилог написаны в гимно-эпическом стиле. В прологе прославляется власть царя Хаммурапи как божьего избранника, а в эпилоге говорится о божественной поддержке тех, кто будет следовать этому кодексу законов, и о божественном же наказании для тех, кто будет его нарушать.

Виды наказаний по праву Вавилона

Каждое правило в своде сопровождается описанием наказания за его невыполнение. Приговор должен выносится суровым. Смертная казнь указана более 30 раз и полагалась за совершение деяний:

  • кражи из храма;
  • воровства в дворце;
  • предоставление убежища беглому рабу.

Тяжесть наказания зависела от социального статуса преступника и обвинителя. Правило «око за око» применялось только в отношении граждан, принадлежащих к одной касте.

Например, если человек из элитных слоев общества сломал кость простолюдину, ему полагалось выплатить один фунт серебром в качестве наказания. Если гражданин ударил кого-то выше себя по социальному статусу, в отношении него применялось суровое наказание:

«Если человек ударил по щеке другого с высоким социальным статусом, ему назначается наказание – порка на публике 60 ударов кнутом».

Женщины несли неравные наказания наряду с мужчинами по праву Вавилона. Закон гласит: «Если мужчина свидетельствует о чье-то жене о том, что она совокуплялась не с мужем, она должна прыгнуть в реку ради супруга» (перевод Дитера Ваиля).

Однако в некоторых случаях женщина, в зависимости от обстоятельств, получала имущество в наследство. Существовали законы, защищающие женщину, если муж ее был взят в плен на войне, и ей приходилось жить с другим мужчиной, когда ее питание заканчивалось. В своде регламентировались правила, устанавливающие порядок наследования женщиной имущества с братьями в случае смерти отца.

Судебный процесс по праву Вавилона

Древний Вавилон. Кодекс Хаммурапи

В законе явсно сказано, что обязанность доказывания вины лежит на обвинителе. Обвиняемый должен предоставить сведения, подтверждающие его правоту.

К примеру, в отношении штрафа за убийство:

«Если человек сделал заявление против другого лица, и обвинил его в убийстве, но не может обосновать его вину, обвинитель должен быть убит». (Перевод Дитера Виеля).

Для решения дел создан судейский институт. Хаммурапи управлял великой империей и был не в состоянии рассмотреть и принять решение по каждому делу. В его отсутствие процесс велся под руководством мужчин из общин, избранных на место судей.

Штрафы для судей, которые пытались изменить решение общины были суровы: «он обязан возместить в 12-кратном размере ушерб, указанный в решении суда».

Самое главное — благополучие больных

Пункт 3 предписывает обращаться с больными в соответствии с лучшими намерениями и возможностями, а пункт 7 соответствует этому, что снова говорит об основном условии медицинской деятельности, а именно об исключительном благополучии больного.

Кроме этой группы приказов, есть запреты. Они расположены в тексте, наиболее близком к центральному обязательству. Первый (4) — запрет на введение яда; это относится как к эвтаназии, так и к прерыванию беременности, поскольку в обоих случаях действие препарата фатально.

Он сопровождается запретом на удаление мочевого камня (6), что обычно означает, что хирургические процедуры с вмешательством в полости тела запрещены. В условиях того времени такие процедуры слишком часто заканчивались смертью пациента.

Отель у дяди Сэма?

Случалось, и нередко, что каюты гвардейцев были более низкого качества, чем казармы немецких военнопленных.

Историки, изучающие эту тему, Кэтрин Роу и Джасин Ветцель, приводят пример из Джорджии, где «дом охранников представлял собой неотапливаемый трейлер без печи, света и туалетов», а заключенные — в духе Женевской конвенции — имели все удобства, включая отопление, настоящие туалеты и душевые.

Входные ворота в лагерь Свифт, штат Техас. Август 1944 г.

Заключенных тоже постоянно очень хорошо кормили. Один инспектор, которого цитируют Роу и Ветцель, указал на высокую стоимость еды. Немцам также была доставлена ​​необходимая одежда.

Им даже разрешили читать «Майн кампф»

Некоторые из пленных заочно продолжили обучение в немецких университетах. Другие записались на курсы по месту — брали уроки английского, истории, географии и математики.

В распоряжении заключенных были хорошо оборудованные библиотеки, где они могли даже брать … «Майн Кампф». Им было разрешено подписываться на газеты и журналы и публиковать свои собственные журналы. Они также могли покупать свои собственные книги.

Наконец, задержанным немцам была оказана духовная защита. В лагерях богослужения проводились на немецком языке в соответствии с ритуалами, ожидаемыми заключенными.

Один из лагерей для военнопленных в Миннесоте.

Военнопленным разрешалось регулярно переписываться со своими семьями в Германии, но письма читались и подвергались цензуре сначала американцами, а затем немцами.

Ситуация изменилась только после капитуляции Третьего рейха. Угроза возмездия Германии против американских пленных исчезла в мгновение ока. Лагерные пайки были сокращены, был введен гораздо более строгий режим и введена обязанность смотреть записи, сделанные в освобожденных немецких лагерях смерти в Европе.

литература

  • Годфри Роллс Драйвер, Джон К. Майлз: Вавилонские законы. Том 1: Юридический комментарий. Clarendon Press, Oxford, 1952; Том 2: Перевод текста. Clarendon Press, Oxford, 1955; Новое издание: Wipf and Stock, Eugene (OR) 2007.
  • Ян Дирк Харке : Система санкций Кодекса Чаммурапи (=  Вюрцбургские юридические сочинения 70 ). Вюрцбург 2007.
  • Хайнц-Дитер Виль : Кодекс Хаммурапи . Клинописное издание с переводом. Dührkohp & Radicke, Göttingen 2002, ISBN 3-89744-213-2 .
  • Вильгельм Эйлерс : Кодекс Хаммурапи . юридическая стела Хаммурапи. Marix, Wiesbaden 2009, ISBN 978-3-86539-203-9 (новое издание перевода 1932 года с обновленным введением).
  • Гвидо Пфайфер : Законы царя Вавилона Хамму-рапи . В: Mathias Schmoeckel, Stefan Stolte (ред.): Examinatorium Rechtsgeschichte (=  Academia Iuris — подготовка к экзаменам ). Карл Хейманнс, Кельн 2008, ISBN 978-3-452-26309-4 , стр.1–4 (краткий обзор).
  • Йоханнес Ренгер : Еще раз: что такое «кодекс» аммурапи — принятый закон или юридический кодекс? В: Hans-Joachim Gehrke (Hrsg.): Правовая кодификация и социальные нормы в межкультурном сравнении . Нарр, Тюбинген 1994, ISBN 3-8233-4556-7 , стр.27-59 .
  • Габриэле Эльсен-Новак, Мирко Новак: «Король справедливости» . Об иконологии и телеологии «Кодекса» Чаммурапи. В кн . : Багдадские коммуникации
  • Урсула Зайдл: вавилонское и ассирийское плоское искусство 2-го тысячелетия до нашей эры Хр. В: Уинфрид Ортманн (ПГТ.): Der Alte Orient (=  Пропилеи истории искусства ). Лента18 . Propylaeen Verlag, Франкфурт-на-Майне 1985, стр.300е. (№ 181) .
  • Герберт Петшов: О систематике и юридической технике Кодекса Хаммурапи . В: Журнал ассириологии . Лента57 , 1967, стр.146-172 .
  • Герберт Заурен: Структура и расположение вавилонских кодексов . В: Журнал Фонда истории права Савиньи , Романтический отдел . Лента106 , 1989, стр.1-55 .
  • Ирен Стрендж: Кодекс Хаммурапи и правовой статус женщин . Königshausen & Neumann, Вюрцбург, 2006 г., ISBN 3-8260-3479-1 .
  • Виктор Авигдор Херовиц: Ину Анум Кирум . литературные структуры в неюридических разделах Кодекса Хаммурапи. Университетский музей, Филадельфия 1994, ISBN 0-924171-31-6 .
  • Диц-Отто Эдзард : Древние месопотамские лексические списки — неправильно понятые произведения искусства? В: Клаус Вильке (ред.): Духовное понимание мира на древнем Востоке. Язык, религия, культура и общество . Harrassowitz, Wiesbaden 2007, ISBN 978-3-447-05518-5 , стр.17-26 .
  • Иоахим Хенгстль : «Кодекс» Хаммурапи и исследование вавилонского права и его значение для сравнительной истории права . В: Йоханнес Ренгер (ред.): Вавилон: В центре внимания история Месопотамии, колыбель раннего обучения, миф современности. (=  Коллоквиумы Немецкого восточного общества ). Лента2 . SDV, Саарбрюккен 1999, ISBN 3-930843-54-4 .
  • Эккарт Отто : Нападки на права клинописи и в Ветхом Завете . Исследования правостороннего движения на древнем Востоке (=  AOAT . Volume226 ). Butzon & Bercker, Kevelaer 1991, ISBN 3-7887-1372-0 .

Древнейшее законодательство Месопотамии

Начало исторического (не мифического) законодательства на Ближнем Востоке относится ко времени еще древнешумерийских протогосударств. Законы Уруинимгины (конец XXIV в. до н. э.) – самые древние из известных в истории права. Эти законы не были еще вполне правовыми предписаниями, большинство правил устанавливало неюридического характера порядки в государственно-храмовом хозяйстве Лагаша, упорядочивало оплату жрецов и других слуг правителя, гарантировало держателям храмовых и государственных наделов их права на будущее на основе справедливости. Общей социальной цели поддержания древних порядков и стабильности служили столь важные декларации о «защите вдов и сирот», об отмене разного рода долговых и продажно-закладных сделок (купля-продажа в ту эпоху была еще особой, вынужденной сделкой, совершаемой только в случае невозможности вернуть долги и унизительной по смыслу). В законах были и правила уголовного суда о наказаниях за покушения на личность и имущество полноправных шумерийцев – в основном, штрафах.

Более развитыми в юридическом отношении были законы Ур-Намму (конец III тыс. до н. э.), правителя Шумера в период нового возвышения г. Ура. Они заключали до 35 правил-статей касавшихся главным образом охраны брачно-семейных устоев: разрешалось невозбранно убить любовника неверной жены, допускался развод, о чем составлялся особый договор. В этих законах впервые упоминалось о приниженном социальном статусе рабов: так, за попытку рабыни «равняться с госпожой» следовало весьма своеобразное наказание – промывание рта 1 кг соли. Законы карали лжесвидетельство в суде, членовредительство в драке, разного рода оскорбления. Самым древним и основным уголовным наказанием были штрафы. Некоторые правила регулировали охрану частных аграрных хозяйств.

Законы Липит-Иштара (XIX в. до н. э.) были первым законченным сводом судебных правил. По указу правителя их даже высекли на каменной стеле, чтобы все прониклись идеей всеобщей справедливости, о которой гласило особое Введение. В своде было 43 статьи-правила, большая часть которых посвящалась особым правам и положению царских людей, найму ими рабочих. Более строго охранялась частная собственность: за кражу со взломом предписывалось вора зарыть в землю на месте преступления. Специальный условный раздел (ст. ст. 25-37) заключал правила, по-видимому новые, отличные от традиционных, которыми следовало руководствоваться царским судьям в брачно-семейной сфере. Разрешалось иметь двух жен, причем личные и имущественные права жены были значительными; так, ее приданое наследовали только ее дети. Развод допускался, но только через суд. Дети от рабыни по смерти господина получали свободу. Охранялась и честь женщин: за ложное обвинение в недевственности при вступлении в брак полагалось наказание в виде штрафа, наказывалось изнасилование (правда, оговаривалось, лишь в том случае, если женщина «не могла дозваться на помощь»; если она этого не делала, то считалась виноватой сама). Впрочем, регулирование того или иного вопроса было довольно случайным и только по поводу новшеств.

Законы Эшнуны (XVIII в. до н. э.)* регулировали по преимуществу правила торгового оборота, даже цены на разные товары (которые, видимо, казались неизменными). Продавец товара должен быть его собственником и в случае сомнений указать происхождение вещи: представить договор или свидетелей. В этих законах впервые появляется подразделение на не вполне полноправных людей (мушкенум), связанных с дворцовым хозяйством, полноправных общинников (авилум) и рабов. Полноправные общинники защищались обычным правом. Новые же законы касались нововведений, появлявшихся ранее всего в сфере новых отношений, связанных с государственным хозяйством и дворцом.

* В старой литературе эти законы приписывались правителю Билаламе.

Вавилонское царство в эпоху Хаммурапи

Во времена воцарения Хаммурапи Вавилон был довольно небольшим государством, возраст которого насчитывал менее 100 лет. Помимо столицы, в его состав входили города Борсиппа, Дильбат, Киш, Кута, Марад и Сиппар. Страна была окружена недружественными соседями:

  • государством Шамши-Адада I в Верхней Месопотамии;
  • царством Ларсы;
  • царством Эшнунны.

Благодаря успешным военным кампаниям, подкупу и сделкам, а иногда и вероломным действиям, таким как, например, уничтожение дружественного царства Мари и казнь его царя, многолетнего верного союзника Вавилона Зимри-Лима, Хаммурапи объединил Месопотамию. Биография царя свидетельствует, что именно в этом он видел свою миссию как избранника богов.

К концу правления Хаммурапи государство было обширным и строго централизованным. Царская власть была единоличной и абсолютной. Он считался божественным избранником, чья правота не может быть оспорена. Правитель был наивысшим авторитетом, источником закона и обладал безраздельной властью над своими подданными.

Общество состояло из трёх классов: свободных людей (авилумов — членов общины, и мушкенумов, не принадлежащих к общине), вольноотпущенников и рабов. Большая часть населения относилась к первому из них. Интенсивно росли товарно-денежные отношения, развивалась торговля. Усиливались частные рабовладельческие хозяйства. Править обширной империей можно было лишь при наличии строгого и справедливого порядка. Для его установления и был создан свод законов Хаммурапи. Судебно-правовая реформа позволила обобщить древние неписаные нормы поведения, которые зародились в первобытном обществе.

История знаний

Выдержка из текста

Текст Кодекса Хаммурапи, которому 3800 лет, наиболее известен по диоритовой стеле в Лувре (Département des Antiquités orientales, инвентарный номер Sb 8) . Он был обнаружен зимой 1901/1902 гг. Гюставом Жекье и Жан-Винсентом Шейлем во время французской экспедиции в Персию во главе с Жаком де Морганом на Акрополе в Сузах в трех фрагментах. Уже в апреле 1902 года они были собраны в стелу и доставлены в Парижский музей, и в том же году их надпись была отредактирована и переведена на французский язык Жан-Винсентом Шейлем. Шейл определил нумерацию абзацев на основе вводного слова šumma (немецкий: «если»), в результате чего в тексте получилось в общей сложности 282 абзаца — счет, который используется до сих пор. В том же году был выпущен первый немецкий перевод, за которым последовал Хьюго Винклер , который взял на себя разделение абзацев Шейля.

Стела, представленная в Лувре, показывает рельеф в верхней части , на котором изображен король Хаммурапи перед восседающим на троне солнцем, богом правды и справедливости Шамашем . Хаммурапи принимает положение руки в молитве, что также известно из других изображений, в то время как бог предположительно дает ему символы силы. Некоторые исследователи также утверждали, что изображаемый бог больше похож на вавилонского городского бога Мардука . Ниже текст Кодекса Хаммурапи разделен на 51 столбец по 80 строк в каждой. В качестве символа использовалось древнее вавилонское монументальное письмо , которое даже больше похоже на шумерское клинопись, чем на древнее вавилонское скорописное письмо, известное по многочисленным документам того периода.

Часть текста на стеле была высечена еще в древности; однако это может быть реконструировано на основе сравнительных фрагментов, так что сегодня известен весь текст. Эта резьба восходит к эламитам, которые при царе Шутрук-Нанунте похитили стелу вместе с многочисленными другими произведениями искусства, такими как стела Нарам-Син , в свою столицу в сегодняшнем Иране во время кампании в Месопотамии . Таким образом, первоначальное местонахождение стелы неизвестно; однако неоднократно упоминается вавилонский город Сиппар . Девять других базальтовых фрагментов, найденных в Сузах, указывают на существование по крайней мере трех других стел с кодексом, которые, вероятно, были установлены в других городах.

В дополнение к основному тексту в виде надписи на стеле, Кодекс Хаммурапи также известен по серии глиняных табличек, на которых цитируются части текста. Некоторые из них были обнаружены еще в XIX веке, а некоторые только после того, как стела была обнаружена в Сузах. Сейчас они находятся в Британском музее , Лувре, Вордеразиатском музее в Берлине и в Музее археологии и антропологии Пенсильванского университета в Филадельфии. Еще в 1914 году большая копия §§ 90–162 была найдена на глиняной табличке в музее Филадельфии, из которой вытекает древняя классификация абзацев, которая в некоторых местах отклоняется от классификации Шейля, используемой сегодня. Копии текста также происходят из следующих эпох и других регионов Древнего Ближнего Востока вплоть до нововавилонского периода, хотя древнее «разделение на абзацы» менялось.

Структура общества при Хаммурапи

Деление на сословия при царе Хаммурапи отметило лишь начало своего формирования, в связи с этим сословия не стали закрытыми общественными группами: перемещения из одного сословия в другое было возможно, заключение браков между представителями разных сословий также не запрещалось. 

Пример 8

Перечень законов Хаммурапи не предусматривал особого, юридически привилегированной позиции элитарных слоёв населения: дворцовой и храмовой верхушки, командующий армией — их права и обязанности перед страной не отличались от личных и имущественных прав и обязанностей производящих слоев населения, крестьян и ремесленников, из того же сословия авилум. Более дорого ценилась лишь честь представителей верхнего сословия вавилонского общества.

Каждый авилум обладал правом на наличие и распоряжение недвижимостью, которая была расположена на территории общины, правом на выбор сферы жизнедеятельности, правом на принятие участия в органах социального самоуправления — собраниях либо поквартальных городских встречах, правом на неприкасаемость своего нажитого имущества, правом на защиту своих здоровья, чести, жизни. Каждый общинник попросить материальной помощи у своих соседей, а оказавшись плененным, рассчитывать на выкуп из средств казны храма своего населенного пункта.

Вместе с тем каждый авилум был в курсе: не существует прав без обязанностей — данный принцип претворялся в жизнь посредством свода законов Хаммурапи, поэтому любой свободнорождённый член общины был готов отбывать трудовую и военную повинности, выплачивать налоги, принимать участие в органах самоуправления общины, а также эффективно и плодотворно служить там, где это полагалось: в мастерских ремесленников, на полях, в профессиональном войске, в храме, в административном аппарате, в торговой общине и так далее.

Замечание 5

Община — важнейшая форма общественной организации Древнего Междуречья. Она выступала как третейский судья, администратор, казначей. Мнения и слова общинников играли огромную роль в судебных процессах, они оказывали влияние на определение уровня тяжести проступка и могли спровоцировать за собой потерю статуса свободного человека и для женщин, и для мужчин.

Особенности монумента с текстом законов

Текст с законами царя Хаммурапи высечен на конусообразном монументе, сделанном из черного диорита. Высота монумента составляет 225 см, ширина — от 165 см на вершине до 190 см в основании, масса же составляет 4 тонны.

Существует несколько версий относительно точной даты создания данной стелы: одни исследователи делают предположение о 2000 годах до н. э, другие временем создания памятника называют 2225 год до нашей эры. На данный момент современные ученые делают вывод, что свод законов был составлен не ранее чем на 35-40 году правления Хаммурапи. Таким образом, исследователи полагают, что монумент был создан в промежутке между 1755 и 1752 годами до н. э. незадолго до смерти вавилонского царя.

Первоначальное расположение монумента с Кодексом Хаммурапи в Древнем Вавилоне вызывает ожесточенные споры, так как само содержание текста памятника противоречиво. Так, в начале местом нахождения памятника упоминается храм Эсагила, расположенный в Вавилоне, но уже в конце Кодекса упоминается другое место, а именно храм Эбаббара. Ученые объясняют эту нестыковку тем обстоятельством, что существовало несколько копий стелы с текстом законов, которые устанавливали в разных городах Вавилона. Найденный Морганом монумент являлся копией памятника, стоявшего в Эсагиле приблизительно в 1155 году до н. э. В результате набега на Вавилон правителя царства Элам монумент оказался в Сузах в качестве трофея. И в 1902 году Морган нашел в ходе раскопок этот монумент в сокровищнице правителя Элама. По всей видимости, он хотел стереть надписи с монумента, так как уничтожено несколько строк, и начертать на нем новые, но его смерть предотвратила уничтожение памятника, и он дошел до наших дней в хорошем состоянии. Сейчас данный монумент находится в Париже в музее Лувра, и его может увидеть каждый желающий. А сейчас стоит дать общую характеристику Кодекса царя Хаммурапи.

Законы Хаммурапи: система и принципы

Именно стремлению зафиксировать различные нововведения в правление царя Хаммурапи и обязаны своим появлением Законы Хаммурапи (XVIII в. до н. э.). Свод судебных правил был записан в самом конце царствования знаменитого правителя – около 1750 г. до н. э. – и должен был сохранить на будущее плоды судебно-реформаторской и административной деятельности царя.

Составленные при Хаммурапи законы не были всеобъемлющим сводом всего современного ему вавилонского права. Многое оставалось во власти норм и правил обычного права (так, законы даже не упоминают о наказании за простое убийство, за обычную кражу, за посягательство на религиозные обряды) и в сфере действия традиционных судов. Новыми же законами следовало руководствоваться царским судьям в решении тех дел, которые не регулировались обычны правом, и в тех случаях, которые выходили за рамки обыденной юстиции, представляли особый интерес для власти и государства. Строго говоря, это были не законы в общем значении слова, а отдельные или типичные судебные решения, записанные для общего сведения.

Свод Хаммурапи составлялся обдуманно и по своеобразной системе. Условно его подразделяют на 282 статьи, которые можно объединить в несколько тематических разделов. Начинает текст законов особое Введение (в значительной степени повторяющее Введение из Законов Липит-Иштара). В нем Хаммурапи перечисляет свои царственные достоинства, призывая в поддержку своей власти богов, и подчеркивает цели своих нововведений: «Дать сиять справедливости в стране, чтобы погубить беззаконных и злых, чтобы сильному не притеснять слабого… доставлять стране благополучие». 1-й раздел (ст. 1-5) заключал общие правила об отправлении правосудия; 2-й раздел (ст. 6-25) – правила охраны собственности царя, храмов, общин; 3-й раздел (ст. 26-41) посвящался охране имуществ, полученных от царя за службу; 4-й раздел (ст. 42-67/71) операциям с недвижимостью и охране ее от неправомерных посягательств посторонних; 5-й раздел (ст. 78/88-126) – торговым делам и неправомерным действиям, связанным с торговлей; 6-й раздел (ст. 127-195) – семейному праву; 7-й раздел (ст. 196-214) охватывал правила о наказаниях за телесные повреждения; 8-й раздел (ст. 215-282) – правила об операциях с движимым имуществом и связанных с этим нарушениях.

Статьи следовали друг за другом, подчиняясь принципу бытовой ассоциативности (в системе Законов еще не было особых юридических приемов). Так, после статей, посвященных отношениям отца с усыновленным и возможных пренебрежениях взаимным долгом, шла статья о наказании сына за избиение отца, завершавшая раздел о семейном праве; а первая статья следующего раздела – 196-я – вообще начинала перечень возможных повреждений в результате избиения одного человека другим. Статьи описывали исключительно конкретные случаи и тем самым давали законченные наставления судье: если выяснятся такие-то обстоятельства и не будет тех-то условий, то вынеси такое-то решение (почти каждая статья и начиналась с «Если…»). Такое построение правовых норм характерно для всего древнего права, не стремившегося к излишним и не полезным для тогдашней практики обобщениям; оно получило название казусного (от латинского casus – случай).

Другим характерным принципом законов был в значительной мере религиозный смысл тех запрещений, которые предписывались или подразумевались. Хаммурапи объявил противоправными и наказуемыми такие же действия, которые в религиозной традиции рассматривались как греховные: насилие, обман, всякая ложь, инициатива в семейных раздорах, нарушение установленного богами порядка и, соответственно, особого положения других лиц. О многих таких конкретных совпадениях напоминает свиток древневавилонских заклинаний «Шурпу», относящийся, правда, к более позднему времени (XII в. до н. э.)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector