Краткие сведения о вселенских соборах

Значение святых собраний

Семь Вселенских соборов представляют первостепенное значение в развитии основных догматов христианского вероучения, на чём основана вся современная вера.

  • Первый — утвердил божественность Христа, его равенство отцу Богу.
  • Второй — осудил ересь Македония, отвергающего божественную сущность Святого духа.
  • Третий — устранил ересь Нестория, который проповедовал о раздвоении лиц богочеловека.
  • Четвертый — нанёс окончательный удар по лжеучению монофизитства.
  • Пятый — завершил поражение ереси и утвердил исповедание в Иисусе двух естеств — человеческого и божественного.
  • Шестой — осудил монофелитов и постановил исповедовать в Христе две воли.
  • Седьмой — низверг иконоборческую ересь.

Годы Вселенских соборов позволили внести определённость и полноту в ортодоксальное христианское учение.

Признаки Вселенских соборов[править | править код]

Христианство
Библия
  • Ветхий Завет
  • Новый Завет
  • Евангелие
  • Десять заповедей
  • Нагорная проповедь
  • Апокрифы
Троица
  • Бог Отец
  • Иисус Христос
  • Святой Дух
История христианства
  • Апостолы
  • Хронология христианства
  • Раннее христианство
  • Гностическое христианство
  • Вселенские соборы
  • Разделение церквей
  • Крестовые походы
  • Реформация
  • Народное христианство
Христианское богословие
  • Сотворение мира
  • Грехопадение
  • Грех
  • Ипостасный союз
  • Искупительная жертва
  • Христология
  • Спасение
  • Благодать
  • Церковь
  • Добродетели
  • Эсхатология
Христианское богослужение
  • Евхаристия
  • Духовенство
  • Типикон
Направления в христианстве
основные

  • Православие
  • Католицизм
  • Протестантизм
  • Древние восточные церкви
  • Несторианство

маргинальные

  • Антитринитаризм
  • Духовное христианство
  • Эзотерическое христианство
  • Ереси
Критика христианства
  • Критика Библии
  • Возможные источники текста Библии
Другое
Портал:Христианство

Вселенским соборам присущи внешние и внутренние отличительные признаки.

К внешним признакам Вселенских соборов относятся:

  • участие в соборе представителей всех поместных церквей в лице предстоятелей церквей, епископов или их заместителей, уполномоченных и посланных (легатов) от них;
  • каноническая правильность в порядке созыва собора, формирования состава участников, ведения и объявления определений собора;
  • признание собора Вселенским всеми поместными церквами, как теми, от которых епископы присутствовали на нём, так и теми, от которых на нём не было представителей.

Внутренние признаки Вселенских соборов:

  • соответствие его постановлений Священному Писанию, апостольскому преданию, вероучению и правилам Вселенской Церкви всех предшествующих веков;
  • единодушное выражение на нём вероучения, которого все поместные церкви держались и держатся везде и всегда;
  • свойственная в церкви только Вселенским соборам законодательная деятельность (составление символов веры и изложение догматов).

В разрешении вопросов об истинах вероучения и нравоучения Вселенский собор обладает свойством непогрешимости, как орган Вселенской Церкви, руководимый Святым Духом. Догматические определения и каноны Вселенских соборов помещаются в «Книге правил», определения и судебные решения — в «Деяниях».

Правила истинной веры

Святые отцы оставили после себя каноны или, иначе говоря, правила Вселенских соборов, которыми должны руководствоваться вся церковная иерархия и сами верующие в своей церковной и личной жизни.

Основные правила первого святого собрания:

  • В клир не принимаются лица, сами себя оскопившие.
  • В священные степени не могут производиться новообращенные верующие.
  • Священнослужитель не может иметь в доме женщину, которая не его близкая родственница.
  • Епископы должны быть избраны епископами и утверждены митрополитом.
  • Епископ не должен принимать в общение лиц, которые отлучены другим епископом. Правило повелевает созывать епископские сборы дважды в год.
  • Подтверждается высшая власть некоторых сановных лиц над другими. Запрещается поставлять епископа без общего собрания и позволения митрополита.
  • Иерусалимский епископ по степени подобен митрополиту.
  • В одном городе не могут быть два епископа.
  • Порочные лица не могут быть допущены к священнослужению.
  • Падшие извергаются из священного чина.
  • Постановляются способы покаяния отступивших от веры.
  • Каждый умирающий должен напутствоваться святыми тайнами.
  • Епископы и клирики не могут самовольно переходить из града в град.
  • Клирики не могут заниматься ростовщичеством.
  • Запрещается преклонять колена в дни пятидесятницы и в воскресенье.

Основные правила второго святого собрания:

  • Всякая ересь должна быть подвергнута анафеме.
  • Епископы не должны простирать свою власть вне пределов своей области.
  • Постанавливаются каноны принятия кающихся еретиков.
  • Все обвинения на правителей церкви должны быть исследованы.
  • Церковь принимает исповедующих единого Бога.

Основное правило третьего святого собрания: главный канон запрещает слагать новый символ веры.

Основные правила четвёртого святого собрания:

  • Все верующие должны соблюдать все, что было постановлено на предыдущих соборах.
  • Постановление в церковную степень за деньги карается строго.
  • Епископы, клирики и монахи не должны заниматься мирскими делами ради прибытка.
  • Монахи не должны вести бесчинное жительство.
  • Монахи и клирики не должны вступать в воинскую службу или мирской чин.
  • Клирики не должны судиться в светский судилищах.
  • Епископы не должны в церковных делах прибегать к помощи гражданских властей.
  • Певцы и чтецы не должны вступать в брак с иноверными женами.
  • Монашествующие и девы не должны вступать в брак.
  • В монастыри не должны обращаться мирские жилища.

В общей сложности семь Вселенских соборов вывели целый свод правил, которые сегодня доступны всем верующим в специальной духовной литературе.

Другие решения Собора

Константин Великий придавал едва ли меньшее значение этому вопросу, чем арианству. Такое же значение придавал ему и такой епископ, как Евсевий Кесарийский. Константин Великий очень сильно вооружался против обычая праздновать пасху по примеру иудеев. Иудеи могут сказать, — говорил он, — что христиане даже важнейшего своего праздника не могут отпраздновать, не отрешившись от иудейского обычая. А что этот последний ошибочен, Константин доказывал тем, что иудеи иногда празднуют две пасхи в год. Во всяком случае, неприлично следовать этому богоубийственному народу.

Отцы Первого Вселенского Собора не приняли правила, определяющего порядок вычисления пасхалии (т.е. даты празднования Пасхи), но вместо этого определили, что епископ Александрийский наделяется честью вычислять православную пасхалию и сообщать об дате Пасхи остальным церквям, которые должны следовать этой дате. На практике это означало, что вся Церковь должна была принять традицию вычисления пасхалии, используемой Александрийской и Римской Церквями. .

Болотов В.В.:

По вопросу о наличных мелитианах Собор издал особое послание. За Мелитием оставлен только титул епископа без права совершать хиротонии и другие иерархические действия. Мелитианские епископы оставлены в их сане, хотя без права управлять церковью, пока жив их кафолический совместник, епископ того же города. В случае его смерти мелитианские епископы могут занять его кафедру, если их изберет народ и утвердит архиепископ Александрийский.

Так же на Соборе было принято 20 канонических правил, регулирующих жизнь Церкви.

Признание соборов церковью

Согласно истории, православная, католическая и другие христианские церкви сформировали свое мнение относительно соборов международного уровня и их количества.

А потому официальным статусом обладают лишь два: первый и второй Вселенские соборы. Именно эти признаются всеми церквями без исключения. В том числе и Ассирийской церковью Востока.

Древневосточной же православной церковью признаются первые три Вселенских собора. А византийской – все семь.

По мнению же католической церкви, за 2 тысячи лет состоялся 21 мировой собор.

Какие именно соборы признаваемы православной и католической церквями?

  1. Дальневосточная, католическая и православная (Иерусалимский, I Никейский и I Константинопольский).
  2. Дальневосточная (исключение ассирийская), католическая и православная (Эфесский собор).
  3. Православная и католическая (Халкидонский, II и III Константинопольские, II Никейский).
  4. Католическая (IV Константинопольский 869-870 гг.; I, II, III Латеранские XII век, IV Латеранский XIII век; I, II Лионские XIII век; Вьеннский 1311-1312 гг.; Констанцский 1414-1418 гг.; Ферраро-Флорентийский 1438-1445 гг.; V Латеранский 1512-1517 гг.; Тридентский 1545-1563 гг.; I Ватиканский 1869-1870 гг., II Ватиканский 1962-1965 гг.);
  5. Соборы, которые признавались Вселенскими богословами и представителями православия (IV Константинопольский 869-870 гг.; V Константинопольский 1341-1351 гг.).

Украинский вопрос

Масла в огонь подлила Верховная Рада Украины, которая накануне ожидаемой встречи глав Православных церквей 16 июня 2021 года, выступила с обращением к Вселенскому Патриарху Филарету о признании акта 1686 года, когда Киевская митрополия была передана в подчинение из Константинопольского патриархата в Московский, недействительным. И потребовали предоставления автокефалии Украинской Православной Церкви, чтобы она заняла достойное место в православной семье поместных церквей.

Московский Патриархат раскритиковал обращение депутатов, заявив о том, что они занимаются не своим делом и ведут себя как самозваный орган в управлении отношений между церквями. Официально этот вопрос на Крите не рассматривался.

Список соборов

Соборы, признаваемые Православной и Католической церквями

  • Пятый Вселенский собор 553 г. — II Константинопольский (Признание Богородицы Приснодевой, осуждение платонизма, оригенизма, несторианских сочинений и, повторно, монофизитства).
  • Шестой Вселенский собор 680—681 гг. — III Константинопольский (осуждение монофелитства) (Трулльский собор, «Пято-шестой собор», 691 года в православии рассматривается как продолжение Шестого Вселенского Собора, изначально не признан за пределами Византийской империи, Римо-Католической Церковью не признан до настоящего времени).
  • Седьмой Вселенский собор 787 г. — II Никейский (осуждение иконоборчества). Собор отмечает, что поскольку Христос был человеком, имеют право на существование иконы с его изображением.

Соборы, называемые Вселенскими некоторыми богословами и иерархами Православной церкви

Эти соборы не имеют официального статуса Вселенских и считаются поместными, но в литературе встречается именование их Вселенскими. Тем не менее, предсоборные совещания, проводимые при подготовке нового Всеправославного собора, не признали эти соборы Вселенскими.

8.Большой Софийский собор 879—880 гг. — IV Константинопольский (восстановление Фотия на Константинопольском престоле, осуждение филиокве и анафематствование любых изменений Никео-Константинопольского Символа веры). В греческих Церквях единодушно признаётся фактическим Восьмым Вселенским. 9. 1341—1351 гг. — V Константинопольский (подтвердил богословие исихазма св. Григория Паламы и осудил противостоявших ему философа Варлаама и других антипаламитов).

Соборы, признаваемые только Католической церковью

8. 869—870 гг. — IV Константинопольский (другой) (осуждение Константинопольского патриарха Фотия). Собор обнаружил острые противоречия между западно-христианскими и восточно-христианскими церквями; различные церкви оценивают собор различно: Католическая церковь признаёт его VIII Вселенским, Православная — не признаёт. 9. 1123 г. — I Латеранский (утверждение Вормсского конкордата, положившего конец борьбе за инвеституру). 10. 1139 г. — II Латеранский (осуждение Арнольда Брешианского). 11. 1179 г. — III Латеранский (осуждение вальденсов, катаров, установление порядка избрания папы римского). 12. 1215 г. — IV Латеранский (осуждение альбигойцев, вальденсов, санкционирование инквизиции). 13. 1245 г. — I Лионский (отлучение Фридриха II Гогенштауфена). 14. 1274 г. — II Лионский (уния с Православной Церковью). 15. 1311—1312 гг. — Вьеннский (упразднение ордена тамплиеров). 16. 1414—1418 гг. — Констанцский (положил конец «великому расколу», казнь Яна Гуса, осуждение Джона Уиклифа). 17. 1438—1445 гг. — Ферраро-Флорентийский (рассмотрение вопросов, препятствующих воссоединению (унии) западных и восточных церквей, догмат о чистилище). 18. 1512—1517 гг. — V Латеранский (церковная реформа). 19. 1545—1563 гг. — Тридентский (контрреформация, литургическая реформа). 20. 1869—1870 гг. — I Ватиканский (догмат о папской безошибочности в вопросах веры и морали). 21. 1962—1965 гг. — II Ватиканский (литургическая реформа, отмена обязательности латинского языка в богослужении).

Разбойничьи соборы

Разбойничьи соборы — соборы, которые претендовали называться Вселенскими, но были отвергнуты всеми историческими церквями.

  1. 341 г. — Антиохийский собор (Признание арианства официальным учением).
  2. 355 г. — Миланский собор (репрессии ариан против их противников. Собор не признан ни одной из современных церквей).
  3. 449 г. — Эфесский «Разбойничий» собор.
  4. 754 г. — Первый Иконоборческий собор.
  5. 815 г. — Второй Иконоборческий собор (отмена решений Второго Никейского собора).

Шестой собор

Данному международному собранию предшествовала история. Византийское правительство приняло решение присоединить течение монофизитов к православной церкви. Это повлекло за собой появление нового течения – монофелитов.

В начале VII столетия императором Византийской империи был Ираклий. Он был против религиозных разделений, а потому все силы прикладывал для того, чтобы объединить всех в одну веру. Даже имел намерение собрать собор для этого. Но до конца вопрос так и не решился.

Когда на трон взошел Константин Пагонат, вновь стало ощутимым разделение между православными христианами и монофелитами. Император решил, что православие должно восторжествовать.

В 680 году в городе Константинополе был собран шестой Вселенский собор (названный еще III Константинопольским или Трулльским). А до этого Константин низложил патриарха Константинопольского по имени Феодор, который принадлежал к течению монофелитов. А вместо него назначил пресвитера Георгия, который поддерживал догматы православной церкви.

На шестой Вселенский собор всего приехало 170 епископов. В том числе представители папы Римского, Агафона.

Христианское учение поддерживало идею о двух волях Христа — божественной и земной (а монофелиты имели другое видение на этот счет). Это и было утверждено на соборе.

Длилась встреча до 681 года. Всего было 18 заседаний епископов.

Соборность

Могила антипапы Иоанна XXIII.

Следующие соборы в Констанце, Базеле, Ферраре и Флоренции стали свидетелями продолжающихся дебатов о превосходстве папства над вселенскими соборами.

Констанцский собор

Перед собором произошел великий раскол с тремя папами, каждый из которых требовал легитимности. Один из них, Иоанн XXIII , призвал провести собор в Констанце, Германия, надеясь, что это обеспечит ему дополнительную легитимность. Когда в марте 1415 года мнение совета перешло против него, он бежал в Шаффхаузен и скрывался в нескольких деревнях Шварцвальда, таких как Сайг .

После его бегства собор издал знаменитую декларацию Sacrosancta , в которой провозглашалось, что папы находятся ниже, а не выше Вселенского собора. Совет сверг всех трех Пап и назначил Папу Мартина V , который заключил мир с Иоанном XXIII, назначив его кардиналом. Он также предусматривал проведение будущих советов и подписал пять конкордатов с основными участвующими странами .

Реформы не осуществились, как ожидалось, потому что реформаторы не соглашались между собой. Джон Гус , богемский реформатор, получил имперскую гарантию безопасности в обоих направлениях. Однако после того, как он нарушил соглашение, совершив мессу и проповедуя публично, он был арестован и осужден за ересь. Переданный государственным властям, он был сожжен на костре в 1415 году.

Констанцский собор был одним из самых продолжительных в истории Церкви: с 4 ноября 1414 г. по 22 апреля 1418 г. он собирался в 45 сессий. Приток от 15 000 до 20 000 человек в средневековый город с населением 10 000 человек вызвал резкую денежную инфляцию: немецкий поэт Освальд фон Волькенштейн писал: «Однажды думая о Констанс, моя сумочка начинает болеть».

Картина Яна Гуса в Констанцском соборе Вацлава Брожика

Советы Базеля, Феррары и Флоренции

Собор продолжил обсуждение соборности. Папский делегат открыл собор в Базеле 23 июля 1431 года без присутствия ни одного епископа. Когда он позже попытался закрыть его, епископы настояли на цитировании папы на соборе, но он отказался. Собор продолжил свою деятельность и издал несколько указов о церковной реформе. Большинство участников были теологами; епископы составляли лишь десять процентов имеющих право голоса. Папа перенес собор в Феррару , где добился большого успеха, когда Греческая православная церковь согласилась на единство с Римом. Но соборность продолжала оставаться политически корректной тенденцией, поскольку «реформа» и «собор» рассматривались как неразделимые. Формально Базельский совет никогда не был закрытым. Собор постановил в 1439 г. (недолговечный) союз с греческой, армянской и якобитской церквями (1442 г.). С июля 1431 г. по апрель 1442 г. собор провел 25 заседаний. Он заседал при Папе Евгении IV в Базеле, Германия, а также в Ферраре и Флоренции, Италия. Он был перенесен в Рим в 1442 году.

Пятый Латеранский собор

Пятый Латеранский собор открылся под руководством Папы в Риме. Он учил, что душа человека живет вечно (но посмотрите современное понимание вечной жизни). Как и предыдущие соборы, он осуждал ереси, утверждая обратное без упоминания имен. Вступительная проповедь включала предложение: «Люди должны быть преобразованы святостью, а не святостью людей Проблема заключалась в реформе, и совет одобрил множество небольших реформ, таких как выбор епископов, вопросы налогообложения, религиозное образование, подготовка священников, улучшение проповедей и т. Д., Но более крупные вопросы не были затронуты, и Папа Лев X не был особенно реформаторский. Совет признал незаконным предыдущее собрание в Пизе. Совет собирался с 1512 по 1517 год на двенадцать сессий под руководством Папы Юлия II и его преемника Папы Льва X. Это был первый собор, на котором присутствовал представитель Нового Света, Алессандро Джеральдини , архиепископ Санто-Доминго .

Причины и предпосылки соборов

Древнейшие очаги эллинской культуры, пораженные имперскими амбициями Рима, перестали внушать доверие. Вызрела актуальность нового вероучения.

Расовая, культурная и религиозная ментальность европейцев определила христианство как новую религию для решения острых моральных вопросов. Ее фундамент был заложен на востоке империи императором Константином.

В процессе синтеза христианства и борьбы за первенство епархий на церковных съездах происходил естественный процесс кристаллизации догм.

Предпосылками соборов являлись прения на теологические темы. А фактическими причинами часто — междоусобная борьба за первенство патриархов Рима, Константинополя, Александрии, Антиохии и Иерусалима.

Принцип принятия решений соборами всегда был одинаковым — несогласные изгонялись из приходов, предавались анафеме, а идейные вдохновители ереси ссылались.

Как показала вся история церкви:

  1. Западная часть Римской империи требовала объединения перед «концом света» вокруг Папы Римского.
  2. Восточная пыталась создать независимую от Рима иерархию и в основу своей религиозной концепции заложить вечные догматы, придерживаясь учения Апостолов.

Вселенские соборы древности

В их состав входили иерархи единой Церкви (т.е. как Востока, так и Запада), и, за исключением Четвертого Константинопольского Собора, они признаны в качестве Вселенских соборов также современной Восточной Православной Церковью .

Первый Никейский собор

Первый Никейский собор (20 мая — 25 июля? 325 г.) сформулировал первоначальный Никейский символ веры . Самое главное, собор определил равенство Бога-Отца и Христа, его сына. Он учил, что Иисус был того же существа, что и Бог Отец, а не просто подобным. Определяя природу божественности Иисуса, совет не только полагался на Библию, но и совместно давал ей обязательное толкование. Собор издал 20 канонов и отверг арианство .

Первый Константинопольский собор

Ранняя рукописная иллюстрация I Константинопольских проповедей Григория Назианзина , Национальная библиотека Франции (879-882)

Первый Константинопольский собор в четырех канонах определил Никейский символ веры , который до сих пор используется в католической церкви

Что наиболее важно, он определил божественность Святого Духа , что происходит из Апостольского Предания, но не определено в Библии. Совет собирался с мая по июль 381 года во время понтификата Папы Дамаса I и издал четыре канона.

Эфесский собор

Совет Эфес провозгласил Деву Марию в качестве Богородицы (греческий Н Θεοτόκος, «Богородица» или «Богоносец»). Совет собирался в семь сессий во время понтификата Папы Селестины I с 22 июня по 17 июля 431. Он отверг несторианство .

Халкидонский собор

Халкидонский собор определил две природы Иисуса Христа (божественную и человеческую). «Мы единодушно учим, что единственный сын, наш Господь Иисус Христос, должен быть полностью Богом и полностью человеком». Он провел 17 заседаний с 8 октября по ноябрь 451 года во время понтификата Папы Льва Великого. Он издал 28 канонов, последний из которых определял равенство епископов Рима и Константинополя, который был отвергнут папскими делегатами и Папой Львом Великим .

Второй Константинопольский собор

Собор снова рассмотрел вопрос о двух природах Христа, поскольку монофизитство распространилось через христианство, несмотря на решения Халкидона. Собор собирался с 5 мая по 2 июня 553 г. на восемь заседаний во время понтификата Папы Вигилия , который был заключен в тюрьму во время Собора императором. Он осудил «Три главы» несторианских сочинений. Несколько католических провинций отказались принять Второй Константинопольский собор из-за политического давления.

Третий Константинопольский собор

Совет отверг монофелитство и подтвердил, что Христос, будучи одновременно человеком и божеством, имел как человеческую, так и божественную волю. Он собирался в шестнадцать сессий с 7 ноября 680 года по 16 сентября 681 года. Собор проводился во время понтификатов Папы Агафона и Папы Льва II . Также обсуждались взгляды Гонория .

Второй Никейский собор

В 730 году император объявил вне закона изображения Христа и святых и создал таким образом первое иконоборчество . Папа возразил против этого и в 731 году созвал местный собор в Риме, но безрезультатно. Собор обсудил и восстановил почитание икон, используя в качестве аргументов Библию и церковные традиции. Изображения Христа, Пресвятой Девы Марии и святых использовались для стимулирования благочестия и подражания. Совет собирался в восемь сессий с 24 сентября 787 г. по 23 октября 787 г., во время понтификата Папы Адриана I. Он издал двадцать канонов. Это был последний Вселенский собор, который был принят как Восточной, так и Западной церквями.

Четвертый Константинопольский собор

С коронации Карла по Папой Львом III в 800, его новое название как Patricius Romanorum, и передачи ключей к Могиле святого Петра , папство приобрело новый протектор на Западе. Это до некоторой степени освободило понтификов от власти императора в Константинополе, но это также привело к , потому что императоры и патриархи Константинополя считали себя истинными потомками Римской империи, восходящей к истокам Церкви. Папа Николай I отказался признать Патриарха Константинопольского Фотия I , который, в свою очередь, атаковал папу как еретика, потому что он сохранил filioque в символе веры, который относился к Святому Духу, исходящему от Бога-Отца и Сына. Собор осудил Фотия, который поставил под сомнение законность председательства папских делегатов на соборе, и положил конец расколу. Совет собирался в десять сессий с октября 869 по февраль 870 и издал 27 канонов.

Описание

Православные Вселенские соборы изначально являлись важными событиями для христианского мира. Каждый раз рассматривались вопросы, которые впоследствии оказывали влияние на ход всей церковной истории.

Потребность в подобных мероприятиях для католической веры менее велика, поскольку многие аспекты церкви регулирует центральный религиозный лидер – папа Римский.

Восточная же церковь — православная — имеет более глубокую потребность в таких объединяющих собраниях, имеющих масштабный характер. Поскольку вопросов также накапливается достаточно много и все они требуют решения на авторитетном духовном уровне.

Католики за всю историю существования христианства признают на сегодняшний день 21 состоявшийся Вселенский собор, православные – только 7 (официально признанных), которые были проведены еще в I тысячелетии от Рождества Христова.

Каждое такое мероприятие обязательно рассматривает несколько важных тем религиозного плана, предоставляются вниманию участников разные мнения авторитетных духовных лиц, принимаются единогласно важнейшие решения, которые затем оказывают влияние на весь христианский мир.

Шестое святое собрание

История Вселенских соборов гласит, что борьба ортодоксальных христиан с еретиками продолжалась достаточно долго. В Константинополе был созван шестой собор (Трулльский), на котором наконец-то должна была утвердиться истина. На собрании, куда съехалось 170 епископов было осуждено и отвергнуто учение монофелитов и монофизитов. В Иисусе Христе признавались два естества — божественное и человеческое, и, соответственно, две воли — божественную и человеческую. После этого собора монофелианство пало, и около пятидесяти лет христианская церковь жила относительно спокойно. Новые смутные течения появились позже по поводу иконоборческой ереси.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector