Догма, догмат и доктрина

Содержание:

Догматы веры

До́гматы

— это непререкаемые вероучительные истины (аксиомы христианского вероучения), данные через Божественное Откровение, определенные и сформулированные Церковью на Вселенских Соборах (в отличие от частных мнений).

Свойствами догматов являются: вероучительность, богооткровенность, церковность и общеобязательность.

Вероучительность

означает, что содержанием догматических истин является учение о Боге и Его икономии (т.е. Божьего замысла о спасении человеческого рода от греха, страдания и смерти).

Богооткровенность

характеризует догматы как истины, открытые Самим Богом, ибо Апостолы приняли учение не от человеков, но через откровение Иисуса Христа (Гал. 1:12). По своему содержанию они не являются плодом деятельности естественного разума, подобно научным истинам или философским утверждениям. Если философские, исторические и научные истины относительны и со временем могут уточняться, то догматы — это истины абсолютные и неизменные, ибо слово Божие есть истина (Ин. 17:17) и пребывает вовеки (1Пет. 1:25).

Церковность

догматов указывает на то, что только Вселенская Церковь на своих Соборах придает христианским истинам веры догматический авторитет и значение. Это не значит, что Церковь сама создает догматы. Она, как «столп и утверждение истины» (1Тим. 3:15) лишь безошибочно устанавливает за той или иной истиной Откровения значение неизменного правила веры.

Общеобязательность

догматов означает, что эти догматы раскрывают сущность христианской веры, необходимой для спасения человека. Догматы — незыблемые законы нашей веры. Если в литургической жизни отдельных Православных Поместных Церквей имеется некоторое своеобразие, то в догматическом учении между ними — строгое единство. Догматы обязательны для всех членов Церкви, поэтому она долготерпит любые грехи и слабости человека в надежде на его исправление, но не прощает того, кто упрямо стремится замутить чистоту апостольского учения.

Православные догматы формулировались и утверждались на 7 Вселенских соборах. Краткое изложение основных истин (догматов) христианской веры, содержится в .

Будучи итогом Божественного Откровения, догматы являются непререкаемыми и неизменными определениями спасительной христианской веры.

Догматические определения являются не столько раскрытием учения о Боге, сколько указанием границ, за которыми находится область заблуждений и ереси. В своей глубине каждый догмат остается непостижимой тайной. Используя догматы, Церковь ограничивает человеческий ум от возможных ошибок в истинном Богопознании.

Как правило, православные догматы формулировались только при возникновении ересей. Принятие догматов не означает введения новых истин. Догматы всегда раскрывают изначальное, единое и целостное учение Церкви применительно к новым вопросам и обстоятельствам.

Если любой грех — следствие слабости воли, то ересь — «упорство воли». Ересь есть упорное противление истине и как хула на Духа Истины непростительна.

Таким образом, догматы призваны помочь каждому человеку иметь точное, недвусмысленное представление о Боге и его взаимоотношениях с миром, и ясно понимать, где заканчивается христианство и начинается ересь

Поэтому спор о догматах имеет в христианстве самое важное и острое значение, и именно разногласия в понимании догматов влекут за собой самые серьезные и почти непреодолимые расколы. Именно таковы разногласия между православием, католицизмом и протестантскими церквами, которые в очень многих вопросах более или менее едины, но в некоторых — абсолютно противоречат друг другу, и это противоречие не может быть преодолено дипломатическим компромиссом, потому что они спорят не о вкусах или политике, а о самой Истине, как она есть на самом деле.

Но одного только знания о Боге для верующего человека недостаточно: необходимо ещё молитвенное общение с ним, необходима жизнь в Боге, а для этого нужны не только правила мышления, но правила поведения, то есть то, что называется канонами.

Психоанализ и его главный догмат. Догма в науке (психологии)

Хотите верьте, а хотите нет, но наука тоже не свободна от аксиом (другое, научное название догмы). Например, жутко модный сейчас З. Фрейд был еще тем догматиком. Он считал свое психоаналитическое учение непогрешимым. Если кто-то спросит о том, догма — это что в психоанализе, ответим: постулат об эдиповом комплексе. Кратко суть его в том, что ребенок испытывает самые первые сексуальные влечения к матери (или, если речь идет о девочке, то к отцу). Затем ребенок вымещает влечение к матери в сферу бессознательного. Таким образом, желание обладать матерью кладется Фрейдом в основу формирования всей психики человека. Неврозы (легкие душевные расстройства) возникают из-за того, что эдипов комплекс не был изжит полностью или в механизме вытеснения произошла какая-то ошибка. Это если очень обще раскрывать сущность эдипова комплекса и его связи с неврозами.

Если отвлечься от психоанализа и посмотреть на психологию вообще, то в ней также очень много аксиом (догм), например: души нет, есть только психика. Конечно, в психиатрии и психологии часто говорят о «душевных расстройствах», но это ничего не значит. Для психолога человек – это механизм. Если психолог будет думать в религиозных категориях, то он никому из своих клиентов (пациентов) помочь не сможет.

Религиозные догмы

Несмотря на стремительный прогресс, которого достигла за последние десятилетия наука, ум некоторых людей до сих пор отягощен постулатами, навязанными различными религиями и верованиями. Приверженцы тех или иных теологических концепций уверены, что именно их система взглядов верна, а все, кто думают иначе, – это «заблудшие души».

Практически всегда догмы используются как орудие манипуляции человеческим сознанием. С помощью религиозных аксиом программируется поведение целых групп людей.

Такие общности фанатиков настроены враждебно по отношению к своим идеологическим оппонентам. Печальные результаты этих противостояний человечество испытало на себе в прошлом и продолжает страдать от них и в XXI веке.

Экуменические аспекты

Протестантское богословие со времен Реформации в значительной степени отрицательно относилось к термину «догма». Ситуация изменилась в 20 веке, когда Карл Барт в Kirchliche Dogmatik заявил о необходимости систематических и обязательных догматов веры. Символ веры — это наиболее полное, но не полное, краткое изложение важных католических догм. (Первоначально он использовался во время церемоний крещения). Символ веры — это часть воскресной литургии. Поскольку многие протестантские церкви сохранили старые версии Символа веры, экуменические рабочие группы встречаются, чтобы обсудить Символ веры как основу для лучшего понимания догм.

Основные догматы христианства (их 12), принятые на Вселенских соборах, Православие признает

Для Православия характерно наличие строго и отчетливого вероисповедального сознания. Это несомненное его преимущество перед католицизмом и протестантизмом.

При этом православным необходимо всегда помнить о том, что догмат не означает введения новых истин относительно Бога, так как Иисус Христос дал нам христианское учение во всей его полноте. Догматы только очерчивают границу нашего толкования такого учения, а также раскрывают целостное отношение Церкви к вновь возникшим вопросам и обстоятельствам.

Икона Христос и 12 апостолов. Иисус Христос — глава Христианской Церкви, поэтому её учение полно и не подлежит изменению

В Православии признаются 12 догматов, принятых Вселенскими Соборами iv веков. Список их следующий:

  1. Догмат о Пресвятой Троице. Содержат определение Единого Бога христиан, который представляет собой три Лица во Едином — Отца, Сына и Святого Духа.
  2. Догмат о грехопадении. Содержит понятие первородного греха Адама и Евы и его последствиях для человечества, которое после грехопадение изгнано из Рая и может спастись теперь только через покаяние и молитву к Господу.
  3. Догмат об Искуплении человечества от греха. Содержит понятие об искуплении первородного человеческого греха через явление на землю Иисуса Христа и его страдания на Кресте.
  4. Догмат о Воплощении Господа нашего Иисуса Христа. Говорит о таинственном соединении двух природ — божественной и человеческой в лице вочеловечившегося Сына Божия, Иисуса Христа.
  5. Догмат о Воскресении Господа нашего Иисуса Христа. Говорит о том, что Господь Наш Иисус Христос после распятия и крестных страданий умер, но воскрес. Это самый главный христианский догмат и вера в воскресение Христа — отличает христианина от последователей всех других религий.
  6. Догмат о Вознесении Господа нашего Иисуса Христа. Говорит о том, что после своего Воскресения Христос вознёсся на Небеса. Таким образом, Христос через свою смерть, Воскресение и Вознесение даровал людям возможность получить Благодать Божию и спастись через причастие, покаяние и молитву.
  7. Догмат о Втором Пришествии Спасителя и Страшном суде. Говорит о том, что состоится Второй Пришествие Христа на землю. Спаситель воскресит всех умерших и будет чинить Страшный суд, после которого праведники попадут в рай, а грешники в ад.
  8. Догмат о единстве, соборности Церкви и преемственности в ней учения и священства. В Никео-Цареградский Символом веры передается так: «верую во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь». Позволяет отличить Итсиную Церковь от иных человеческих сообществ и иных неправославных Церквей.
  9. Догмат о всеобщем воскресении людей и будущей жизни. Говорит о том, что после Второго Пришествия Христа все люди воскреснут, войдут в Царствие Небесное и будут пребывать там с Господом.
  10. Догмат о двух естествах Господа Иисуса Христа. Принят на IV Вселенском Соборе в — Халкидоне. Говорит о том, что Христос представлет собой одно Лицо и одну Ипостась,– не на два лица рассекаемого или разделяемого, но одного и того же Сына и Единородного, Бога Слова, Господа Иисуса Христа.
  11. Догмат о двух волях и действиях в Господе Иисусе Христе. Принят на VI Вселенском Соборе в Константинополе. Догмат говорит о том, что во Христе имеет место единая воля и единое действование, при этом Божественная и реальная человечская природа в нём различаются.
  12. Догмат об иконопочитании. Принят на VII Вселенском Соборе в Никее. Разрешает почитание святых икон, при этом указывает на то, что нужно не допускать их обоготворения, так как христианин не самой иконе, а Богу и Его святым, изображённым на иконе.

Основные догматы христианства

Ряд утвержденных богооткровенных истин не был принят одномоментно — их определение и утверждение происходило на протяжении нескольких столетий и 7 Вселенских Соборов, каждый из которых был посвящен определенному вопросу. Например, на Первом Вселенском Соборе была принята истина о Троице — Бог Един и существует в трех ипостасях, Отец, Дух и Сын.

Православные догматы принимались на семи Вселенских Соборах

Все утвержденные аксиомы христианства стали воплощением трех главных правил, которые должны быть известны всем людям на Земле:

  1. Господь существует в трех ипостасях, при этом оставаясь единым.
  2. Иисус Христос Божий Сын стал воплощением Бога и Человека в одном лице, т.е. стал представителем человеческого рода.
  3. Человечество может избавиться от грехов только посредством принятия Искупительной Жертвы Христа.

Следует упомянуть и о том, что часто, именно распространявшаяся ересь была причиной Соборов и принятых впоследствии догматов — как точный и прямой ответ всем тем, кто распространял неверные и опасные мысли среди населения.

История использования термина

Дословно перевод термина «догма» осуществляется с древнегреческого языка и означает «решение» или «постановление». За все время существования человечества термин использовался в разных значениях:

  1. В античности, в частности в произведениях Цицерона этим термином обозначались доктрины, которые выступали неоспоримой истиной.
  2. Христианские писатели первых веков так именовали некоторые выводы мыслителей, например Сократа и Платона.
  3. Ксенофонт именовал так распоряжения, которые выдавали начальники и которым беспрекословно подчинялись солдаты.
  4. Геродиан определял так указы сената, которым подчинялись римляне.
  5. В Ветхом Завете (книги пророка Даниила, Есфири и апокрифах Маккавейских) так именуются указы, выходящие из-под царского пера. При этом обычно это касалось указов, которые следовало незамедлительно выполнить.
  6. Евангелист Лука этим словом обозначает приказ кесаря о переписи народонаселения (глава 2 стих 1), а в Деяниях он также определяет царские законы.
  7. Апостол Павел в посланиях к Колоссянам и Ефесянам данным термином описывает законы Моисея.

Сегодня смысл данного термина можно охарактеризовать как решение Церкви, которое было принято как обязательная и неизменяемая истина, которая не подлежит критике.

Происхождение догматов

Своим появлением догматы обязаны различным ересям, которые возникали в первые века существования христианства. Вся сущность существующих правил и аксиом Церкви заключена в Священном Писании и изначально не было необходимости в выведении каких-либо дополнительных правил.

Догмат — непреложная истина, принимаемая на веру и обязательная для христиан

Однако по мере распространения христианского вероучения по миру находились люди, которые трактовали написанное либо неверно, либо себе в угоду, поэтому Церковь приняла решение пресечь распространяющуюся ересь и создать четкие правила веры.

Все эти аксиомы были приняты епископами и архиереями на Вселенских Соборах и отличаются едиными свойствами:

  1. Богооткровенность — все принятые аксиомы являются Божественным Откровением, а не плодом человеческого размышления.
  2. Вероучительность — догматами являются только Богооткровенные христианские истины.
  3. Церковность — только Церковь имеет право определять и толковать истины, имеющие авторитет.
  4. Законообязательность — христиане должны воспринимать эти правила как аксиомы, т.е. строгие законы и не нарушать их.

Каждое правило, принятое таким образом, сделало распространение ереси невозможным, поскольку христиане теперь могли соотнести учение отдельного богослова и толкователя с общепринятыми правилами веры, чтобы проверить правильность и истинность.

Каноны Православной Церкви

Церковные каноны – это основные церковные правила, определяющие порядок жизни Православной Церкви (ее внутренне устройство, дисциплину, частные аспекты жизни христиан). Т.е. в отличие от догматов, в которых сформулировано вероучение Церкви, в канонах определены нормы церковной жизни.

Каноны едины для всех православных людей всех стран, утверждены на Вселенских и Поместных соборах и отмене не подлежат. Т.е. авторитет священных канонов вечен и безусловен. Каноны являются непререкаемым законом, определяющим строй и управление Церкви.

Каноны Церкви являют собой образец для каждого верующего, на основании которого он должен строить свою жизнь или проверять правильность своих поступков и действий. Всякий, кто удаляется от них — удаляется от правильности, от совершенства, от праведности и святости.

Раскол по каноническим вопросам в Церкви носит столь же принципиальный характер, что и по догматическим, но его легче преодолеть, потому что он касается не столько мировоззрения – во что мы верим, сколько нашего поведения – как мы верим. Большинство расколов по каноническим вопросам касаются темы церковной власти, когда какая-то группа по каким-то причинам вдруг считает существующую церковную власть «незаконной» и объявляет свою полную независимость от Церкви, а иногда даже считает «истинной церковью» только себя. Таков был раскол со старообрядцами, таковы сегодняшние расколы на Украине, таковыми могут быть очень многие маргинальные группы, называющие себя «истинными» или «автономными» православными. Причем, на практике с такими раскольниками Православной Церкви зачастую бывает гораздо сложнее общаться, чем с догматическими расколами, потому что жажда власти и независимости у людей очень часто бывает сильнее стремления к Истине.

Тем не менее, каноны могут видоизменяться в истории, сохраняя, однако, свой внутренний смысл. Святые Отцы блюли не букву канона, а именно тот смысл, который Церковь в него вкладывала, ту мысль, которую она в нем выражала. Например, некоторые каноны, не относящиеся к существу церковной жизни, в силу изменившихся исторических условий, иногда теряли свое значение и упразднялись. Теряли в свое время и буквальное значение и наставления Св. Писания. Так, мудрое учение св. ап. Павла об отношениях господ и рабов утратило свой буквальный смысл с падением рабства, но лежащий в этом учении духовный смысл имеет, можно сказать, непреходящее значение и слова великого Апостола и теперь могут и должны являться нравственным руководством во взаимоотношениях христиан, стоящих на разных ступенях социальной лестницы, несмотря на провозглашенные начала свободы, равенства и братства.

В Русской Православной Церкви все каноны издаются в «Книге правил».

«Книга Правил» представляет собою свод законов, исшедших от Апостолов и св. Отцов Церкви – законов, утвержденных Соборами и положенных в основу христианского общества, как норма его бытия.

В этом сборнике находятся правила св. Апостолов (85 правил), правила Вселенских Соборов (189 правил), десяти Поместных (334 правила) и правила тринадцати св. Отцов (173 правила). Рядом с этими основными правилами имеют еще силу несколько канонических сочинений Иоанна Постника, Никифора Исповедника, Николая Грамматика, Василия Великаго, Иоанна Златоустаго и Анастасия (134 правила).

Всего канонов православной церкви — 762.

В обширном смысле, канонами называются все постановления Церкви, как относящиеся к вероучению, так и касающиеся устройства Церкви, ее учреждений, дисциплины и религиозной жизни церковного общества.

Если вы действительно отправляетесь в путь

Икона Троицы преподобного Андрея Рублева

Открывая Евангелие, мы оказываемся в ситуации выбора — дверь открыта, нас зовут, мы можем отозваться и отправиться в путь. И тут догматы оказываются предметом не теоретического рассуждения, а повседневной практики. Простейшее и самое очевидное проявление веры — молитва — уже догматична.

При этом отказ исповедать Иисуса Господом будет выбором никак не менее догматическим — только выбором других догматов. Любая молитва и любой акт поклонения Богу требуют определенного вероисповедного выбора — и избежать его можно, только отказываясь от молитвы.

Невозможно лукавить в молитве; невозможно обращаться к Иисусу как к Господу и Сыну Божию и в то же время не верить в это или полагать это неважным. Однако речь идет не только о том, какими словами мы обратимся — и какими не обратимся — к Богу. Личное отношение христианина к Богу, его личное доверие и надежда неразрывно связаны с верой в определенные истины о Боге. Доверие и надежда — и как жизненная позиция, и как эмоциональное переживание — стоит на определенном, догматически четком представлении о Боге; если мы разрушаем это представление, мы разрушаем все — доверие, надежду, духовную жизнь и этику.

Догма 95

Догма 95 — это собрание кинорежиссёров в 1995 году в Копенгагене, на которой был принят манифест. Режиссёры подписали документ под названием «Обет целомудрия». Основной целью собрания было «оживить» кино, не снимать поверхностные фильмы, призванные лишь одурачить публику.

Среди основных пунктов Обета целомудрия:

  • используется только натурная съёмка;
  • звук никогда не записывается отдельно от видео и наоборот;
  • используется только ручная камера;
  • картина должна быть цветной;
  • запрещаются оптические эффекты и фильтры;
  • в фильме не должно быть искусственных сцен (убийства, оружие);
  • действие картины должно происходить в настоящем времени;
  • запрещается снимать жанровые картины;
  • следует использовать 35-мм киноплёнку;
  • имя режиссёра не должно упоминаться в титрах и субтитрах.

Данный обет был подписан в Копенгагене 13 марта 1995 года датскими кинорежиссёрами Ларсом фон Триером и Томасом Винтербергом.

После окончания работы над фильмом режиссёру выдаётся Догма сертификат. Режиссёр, в свою очередь, обязуется направить копию своего фильма в формате VHS предпочтительно с английскими субтитрами Секретариату собрания для хранения в архивах.

Краткая история догмата о Пресвятой Троице

В то, что Бог есть един по существу, но троичен в лицах, христиане верили всегда, но само догматическое учение о Пресвятой Троице создавалось постепенно, обычно в связи с возникновением различного рода еретических заблуждений. Учение о Троице в христианстве всегда было связано с учением о Христе, с учением о Боговоплощении. Тринитарные ереси, тринитарные споры имели под собой христологическое основание.

В самом деле, учение о Троице стало возможным благодаря Боговоплощению. Как говорится в тропаре Богоявления, во Христе «Троическое явися поклонение». Учение о Христе «для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1 Кор. 1:23). Также и учение о Троице есть камень преткновения и для «строгого» иудейского монотеизма и для эллинского политеизма. Поэтому все попытки рассудочно осмыслить тайну Пресвятой Троицы приводили к заблуждениям либо иудейского, либо эллинского характера. Первые растворяли Лица Троицы в единой природе, например, савеллиане, а другие сводили Троицу к трем неравным существам (ариане).

Осуждение арианства произошло в 325 году на Первом Вселенском Соборе с Никее. Основным деянием этого Собора было составление Никейского Символа Веры, в который были внесены небиблейские термины, среди которых особую роль в тринитарных спорах IV столетия сыграл термин «омоусиос» — «единосущный».

Чтобы раскрыть подлинный смысл термина «омоусиос» понадобились огромные усилия великих Каппадокийцев: Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского.

Великие Каппадокийцы, в первую очередь, Василий Великий, строго разграничили понятия «сущности» и «ипостаси». Василий Великий определил различие между «сущностью» и, «ипостасью» как между общим и частным.

Согласно учению Каппадокийцев сущность Божества и отличительные ее свойства, т. е. неначинаемость бытия и Божеское достоинство принадлежат одинаково всем трем ипостасям. Отец, Сын и Святой Дух суть проявления ее в Лицах, из которых каждое обладает всей полнотой божественной сущности и находится в неразрывном единстве с ней. Отличаются же Ипостаси между собой только личными (ипостасными) свойствами.

Кроме того, Каппадокийцы фактически отождествили (прежде всего два Григория: Назианзин и Нисский) понятие «ипостась» и «лицо». «Лицо» в богословии и философии того времени являлось термином, принадлежавшим не к онтологическому, а к описательному плану, т. е. лицом могли называть маску актера или юридическую роль, которую выполнял человек.

Отождествив «лицо» и «ипостась» в троичном богословии, Каппадокийцы тем самым перенесли этот термин из плана описательного в план онтологический. Следствием этого отождествления явилось, по существу, возникновение нового понятия, которого не знал античный мир: этот термин — «личность». Каппадокийцам удалось примирить абстрактность греческой философской мысли с библейской идеей личного Божества.

Главное в этом учении то, что личность не является частью природы и не может мыслиться в категориях природы. Каппадокийцы и их непосредственный ученик свт. Амфилохий Иконийский называли Божественные ипостаси «способами бытия» Божественной природы. Согласно их учению, личность есть ипостась бытия, которая свободно ипостазирует свою природу. Таким образом, личностное существо в своих конкретных проявлениях не предопределено сущностью, которая придана ему извне, поэтому Бог не есть сущность, которая предшествовала бы Лицам. Когда мы называем Бога абсолютной Личностью, мы тем самым хотим выразить ту мысль, что Бог не определяется никакой ни внешней, ни внутренней необходимостью, что Он абсолютно свободен по отношению к Своему собственному бытию, всегда является таким, каким желает быть и всегда действует так, как того хочет, т. е. свободно ипостазирует Свою триединую природу.

Основное назначение христианских догматов ― ввести человеческий ум в познание Бога

Догматы ― это вероучительное определение Православной Церкви. Их задача состоит в том, чтобы ввести человеческий ум в познание Бога. Основные догматы христианства воплощают в себе три основополагающих правила:

  • Существование Всевышнего в трех лицах;
  • Воплощение Божьего Сына в представителя человеческого рода;
  • Избавление человечества от грехов.

Видеоролик: «Истина, догмат и вера». На 4 минуте 22 секунде автор говорит о том, что истина дана в Церкви изначально и не может изменяться или же увеличиваться.

Термин «догмат» в собственном значении употребляется преимущественно в христианстве и обозначает теологическую, богооткровенную истину, содержащую учение о Боге и Его домостроительстве, которое Церковь определяет и исповедует, как неизменное и непререкаемое положение веры.

Необходимо отметить, что для православия характерно два похода к тому, где принимаются догматы.

Догмат
это вероучительное Определение Православной Церкви по вопросу её учения

Согласно первому подходу догматами называются только те непререкаемые положения православной веры, которые утверждаются на Вселенских соборах. На них они получают догматическую формулировку. Второй поход говорит о том, что догматом следует называть всякое неоспоримое и обязательное положение православного вероучения.

Исходя из этих двух подходов христианские догматы делятся на:

  1. Общие (догматические формулировки Вселенских соборов) и частные (выводимые из общих).
  2. Раскрытые, то есть (обсужденные и утвержденные на Вселенских соборах), и не раскрытые. Последние в подробностях на вселенских соборах не обсуждаются и в подробностях не определяются, но признаются всей Православной Церковью.
  3. Чистые, основанные на Божественном Откровении и смешанные, основанные не только на таком Откровении, но и на естественном разуме.

Употребление термина догмат в христианстве

Несмотря на то, что на протяжении всего прошлого века определение догмы то и дело менялось, суть этого понятия остается прежней:

догмат – это устоявшиеся убеждения или общепринятая истина, некое основное положение в каком-либо учении, принимаемое за бесспорный факт.

Но в разных религиях – например, в православии и исламе, – толкования будут отличаться.

Сейчас самая многочисленная по числу последователей религия разделена на несколько ответвлений. До 1054 года она была едина, а значит, здесь действовали одни догмы. Однако две церкви и две главы этих церквей находились слишком далеко друг от друга во всех смыслах, что и повлекло за собой неизбежные перемены.

Вспомним, что причиной разлада стало изменение западной церковью одного из важнейших догматов: католики посчитали, что святой дух может исходить не только от Бога-Отца, но и от Бога-Сына.

Они верят в непорочное зачатие Богородицы и ее телесное вознесение, догматизируют святость и непогрешимость папы римского, которого они чтут как викария Иисуса Христа.

Православные верующие смотрят на эти вещи иначе и принимают как догмы другие положения. В частности, они исповедуют не один, а два различных образа Святой Троицы – как сущность трех лиц и как проявление этих лиц в энергии.

В отличие от католиков, православные догматизируют празднование воскресенья параллельно с чествованием субботы. Впрочем, эти законы и многие другие легли в основу большинства современных верований.

Дог­маты о Боге как судии и мздо­воз­да­я­теле

Вели­кое дело освя­ще­ния людей или усво­е­ния ими заслуг Хри­сто­вых Бог совер­шает не иначе, как при сво­бод­ном уча­стии в том со сто­роны самих людей, под усло­ви­ями их веры и добрых дел. Для совер­ше­ния этого дела Богом назна­чен предел: для лиц част­ных оно про­дол­жа­ется до конца их земной жизни, а для всего рода чело­ве­че­ского будет про­дол­жаться до самой кон­чины мира. По окон­ча­нии же того и дру­гого пери­ода, Бог явля­ется и имеет явиться Судией и Мздо­воз­да­я­те­лем для каж­дого чело­века и всего чело­ве­че­ства. Он тре­бует и потре­бует у людей отчета, как они вос­поль­зо­ва­лись сред­ствами, дан­ными для их освя­ще­ния и спа­се­ния, и вся­кому воз­даст по заслу­гам.

В деле суда над нами и в мздо­воз­да­я­нии нам участ­вует вся Пре­свя­тая Троица.

Смерть чело­века явля­ется суще­ствен­ным обсто­я­тель­ством, пред­ва­ря­ю­щим этот суд.

Смерть есть раз­лу­че­ние души от тела, при­чина смерти заклю­ча­ется в его гре­хо­па­де­нии, смерть – общий удел всего рода чело­ве­че­ского, смерть есть предел, кото­рым закан­чи­ва­ется время подви­гов и начи­на­ется время воз­да­я­ния.

Души умер­ших бла­жен­ствуют или мучатся, смотря по делам своим. Однако ни это бла­жен­ство, ни эти муче­ния не явля­ются совер­шен­ными. Они полу­чают их совер­шен­ными по общем вос­кре­се­нии.

Мздо­воз­да­я­ние пра­вед­ни­кам по воле небес­ного Судьи имеет два вида: про­слав­ле­ние их на небеси и про­слав­ле­ние их на земле – в Церкви воин­ству­ю­щей.

Про­слав­ле­ние пра­вед­ни­ков, по кон­чине их, на земле выра­жа­ется тем, что Цер­ковь земная почи­тает их как угод­ни­ков и друзей Божьих и при­зы­вает их в молит­вах как пред­ста­те­лей перед Богом; чтит самые их мощи и другие останки, а также их свя­щен­ные изоб­ра­же­ния или иконы.

Греш­ники отхо­дят душами своими во ад – место печали и скорби. Полное и окон­ча­тель­ное воз­да­я­ние греш­ни­кам будет по окон­ча­нии века сего.

Греш­ни­кам, кото­рые до смерти пока­я­лись, только не успели при­не­сти плодов, достой­ных пока­я­ния (молитва, сокру­ше­ние, уте­ше­ние бедных и выра­же­ние в поступ­ках любви к Богу), оста­ется еще воз­мож­ность полу­чить облег­че­ние в стра­да­ниях и даже вовсе осво­бож­де­ние от уз ада. Но их можно полу­чить только по бла­го­сти Божией, через молитвы Церкви и бла­го­тво­ре­ния.

Догмат утверждается Христианской Церковью и признаётся не подлежащей сомнению и неизменяемой истиной

Что такое догмат, к сожалению, знают далеко не все верующие или же люди, причисляющие себя к их числу. Если бы это они обладали таким знанием, в христианском мире было бы меньше разногласий и расколов.

Значение слова догмат при этом может быть многообразным, так как в наше время оно из церковного лексикона перекочевало в мирской лексикон. Так, например, говорят иногда о научных или политических догматах.

Догмат об иконопочитании. Книга Правил. Догмат общеобязателен для христиан, принявшей его Церкви и не подлежит обсуждению

Само слово «догмат», в переводе с греческого, означает мнение, решение, постановление. Религиозные догматы ― это непререкаемые истины христианского вероучения, данные через Божественное Откровение, хранимые и толкуемые Церковью, общеобязательные для всех христиан. Их также можно назвать аксиомами христианского вероучения. Некоторые из них сформулированы на Вселенских Соборах.

В православии догматы стали ответом на искажение христианского учения

Православная догматика выделяет следующие свойства догматов:

  1. Теологичность.
  2. Боготкровенность.
  3. Церковность.
  4. Общеобязательность.

Содержание этих свойств раскрыты выше применительно к сочинениям отцов Церкви, посвящённым догматам. Необходимо отметить, что каждое религиозное течение может иметь собственные догматы.

Так, например, православные признают догматы, принятые постановлениями Вселенских Соборов, ответом на те или иные фундаментальные искажения церковного учения. Католики же признают необходимость появления новых догматов без этого условия.

Догмат Церкви не подлежит осуждению или изменению.

Догмат Церкви ― это вероучительная истина, не подлежащая обсуждению. Именно поэтому если фиксируется сознательный отход от догмата в виде полного его неприятия или же иной трактовки, можно говорить о наличии ереси в суждениях того или иного человека.

Таким образом, отвечая на вопрос: кто такой догматик, можно сказать, что это тот человек, который не уклоняется от учения Церкви, разделяет и соблюдает все ей догматы.

Икона Символ Веры. Православные догматы содержаться в Символе веры и Катехизисе

Догматические положения православного учения изложены в Символе Веры. Кроме того, их также можно найти в Катехизисе и учебной литературе по Закону Божиему. Догматы призваны помочь каждому человеку иметь точное, недвусмысленное представление о Боге и его взаимоотношениях с миром, и ясно понимать, где заканчивается христианство и начинается ересь.

Именно поэтому вероучительными истинами католицизма и протестантизма признаются иные положения, чем в православии, что и привело к расколу между крупнейшими христианскими конфессиями.

Религия и наука – извечное противостояние

Теологический догматизм часто становится на пути развития научного знания. Примечательна в этом отношении история, произошедшая в конце позапрошлого столетия с Роберто Лэнделлом, прогрессивным священником, интересовавшимся техникой.

Он создал конструкцию, выполнявшую функцию беспроводного телефона. Роберто решил продемонстрировать свое изобретение одному епископу. Вопреки ожиданиям Лэнделла, тот пришел в неописуемый ужас от научной новинки, назвал ее «голосом дьявола» и строго приказал Роберто прекратить изыскания в этом направлении.

Еще один интересный случай произошел с представителем епископского сословия. Однажды он решил посетить религиозное учебное заведение, которое возглавлял молодой человек передовых воззрений.

Между гостем и педагогом возник диспут о Золотом веке. Священник был убежден, что это время уже наступило и все явления познаны. Его оппонент возражал: род человеческий стоит только на пороге открытий, но уже через 50 лет научиться летать. Епископ недоверчиво рассмеялся. Фамилия этого служителя церкви была Райт. Его двум сыновьям суждено было создать первый в мире аэроплан…

Вердикт догматикам

По меткому выражению Л. Фейербаха, догма – это прямой запрет мыслить. Человек-догматик не утруждает себя анализом, сопоставлениями и сомнениями. Он рискует навсегда остаться в темноте своих аксиом, так и не приблизившись к истине.

LiveJournal

LinkedIn

« Предыдущая запись

Что такое догмат

Христианские догматы рассматриваются и устанавливаются на Вселенских соборах (собраниях высшего духовенства), которых за две с лишним тысячи лет было всего семь. Сознательный отход, другая трактовка или неприятие догматов называются ересью, которая часто становилась причиной религиозных конфликтов. Догматические учения включают в себя такие дисциплины, как Закон Божий и Катехизис. Они содержат в себе основные религиозные догматы, о которых поговорим чуть позже.

Догматы установились еще в апостольские времена, Христос раскрыл людям все необходимое вероучение для спасения души человека. Догматы не могут возникать внезапно и быть новшествами. Божественное учение не настолько теоретично, как практично, и поэтому непостижимо для ума неочистившегося от греховных страстей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector