Казачество

Морские походы

Описание войсковой тактики запорожцев оставил французский инженер Гийом ле Вассер де Боплан, состоявший на службе у польского короля в второй четверти XVII века.

Весь XVIII век Россия продвигалась дальше и дальше на Юго-Запад, в кровопролитных битвах вытесняя турок и их вассалов из северного Причерноморья. С ликвидацией угрозы татарских набегов отпала необходимость и защитного рубежа в виде запорожского воинства. Для государственной системы Екатерининской империи, строившейся на началах упорядоченности и рационализма в духе эпохи Просвещения, вечно беспокойная сечевая вольница выглядела весьма чужеродным элементом. Вдобавок, многие казаки поддержали восстание Пугачёва. Неудивительно, что в 1775 году по указу царицы Сечь упраздняется. Несколько тысяч казаков, не пожелавших принимать российское подданство, уходят в принадлежавшее тогда Османской империи устье Дуная, основав Задунайскую Сечь, просуществовавшую ещё полстолетия, однако и близко не сравнимую по размаху с Запорожской в годы её расцвета. Трёхвековая история веселого «протогосударства» на острове Хортица была окончена.

запорожьеинтересноисторияказакикто такиепрошлое

Попытки подчинить казачество

1569 год ознаменовался формированием нового литовско-польского государства под названием Речь Посполитая. Данный союз был выгоден для обоих сторон, а вот вольные казаки совсем не вписывались в «планы». Поскольку их действия на границах нового государства противоречили интересам Речи Посполитой.

Безусловно, укрепления, которые возводили казаки были надежной защитой от набегов татар. Но привыкший в воле народ был неконтролируемым и не считался с авторитетом короны.

По этой причине в 1572 году по указу правителя нового государства Сигизмунда Второго Августа выпущен универсал. Согласно ему, был регламентирован наём трехсот казаков для службы на благо Речи Посполитой.

Ряд представителей вольной народности внесли в специальный реестр, поэтому их в дальнейшем именовали «реестровые казаки». Данные подразделения всегда должны были находиться в полной боевой готовности, чтобы молниеносно отреагировать на попытки татар штурмовать государство. Также в их обязанности входило подавлять бунтующих крестьян.

Локальная победа

В 2010 году в Волгограде произошло любопытное событие. Министерство юстиции Волгоградской области подало заявление в областной суд о ликвидации региональной национально-культурной автономии казаков Волгоградской области. Мотивация министерства была такая: казаки — это не этнос, а потомки беглых холопов и крестьян. Областной суд постановил: в удовлетворении требования управления Министерства юстиции отказать.

Однако от дальнейших судебных передряг волгоградских казаков это не избавило. В конце концов была назначена этнологическая экспертиза, которую проводил этнолог Валерий Степанов. Перед экспертом был поставлен ряд вопросов, в том числе относятся ли казаки к этнической общности, допустимо ли употребление в отношении казаков термина «национальное меньшинство». На все вопросы эксперт ответил утвердительно.

Нужно отметить, что все вопросы были поставлены осторожно и даже утвердительный ответ на них сложно трактовать, как признание казаков отдельным народом. А что касается решения суда, то оно, в сущности, было продиктовано тем, чтобы не допустить дискриминации – ограничения или в данном случае лишения прав определенных категорий граждан на самоопределение

Заслуги кубанских казаков перед Россией

Не стоит считать, что исключительно запорожцы основали кубанское казачество. Задолго до них казаки из Войска Донского разгромили флот турок, приняли участие во взятии Азова, а в 1708 году переселились на Кубань. После объединения черноморских (запорожских) казаков с хоперскими (донскими) стало возможным говорить о появлении нового войскового объединения – Кубанского войска.. Не случайно старшинство всего войска было установлено с 1696 года по Хоперскому полку. Участники всего войска со временем образовали новый субэтнос, кубанское казачество.

Вместе с тем, несмотря на определенные трения с властями, кубанцы не только честно выполняли свою присягу на верность Российской империи, но оказывали серьезную поддержку во многих войнах, походах. Можно перечислить следующие этапы истории, в которых принимали участие кубанские казаки:

  • война России с Польшей (1792-1796 гг.);
  • Персидский поход 1796 года;
  • русско-турецкая война (1806-1812 гг.);
  • Отечественная война 1812 года;
  • Кавказская война (период с 1820 по 1864 годы);
  • Война России с Персией (Ираном) с 1826-1828 гг.;
  • Венгерский поход 1849 года;
  • русско-турецкая война 1877-1878 гг.;
  • война с Японией в 1904-1905 годах;
  • Первая мировая война;
  • Великая Отечественная война.

Нужно отметить, что власть на протяжении с 18 по начало 20 столетий доброжелательно относилась к кубанским казакам, не забывая отмечать их заслуги. Так, в 1810 году была отменена обязательная служба казаков на флоте, на протяжении 19 века войску пожаловали несколько имперских Георгиевских знамен за верность и преданность. Советская же власть прохладно отнеслась поначалу к кубанским казакам. Начались репрессии, которые, впрочем, после 1933 года были прекращены. Заслуги кубанцев в Великой Отечественной войне многое изменили. Сегодня станицы кубанских казаков можно увидеть по всей Кубани. Кубанцы давно стали неотъемлемой частью российского народа.

Расказачивание во времена Российской Империи

После того как восстание за свободу в семнадцатом веке закончилось поражением, началась смута и военная мощь казачества была существенно подорвана. Также вольный народ лишился поддержки Российской Империи, после того как в битве под Полтавой перешел на шведскую сторону. Казачью армию в том сражении возглавил Иван Мазепа.

В результате череды неудачных событий в восемнадцатом веке активируется процесс расказачивания, он достигает своего пика во времена правления Екатерины Второй. В 1775 году произведена ликвидация Запорожской Сечи.

Перед казачеством встал выбор: вести крестьянский образ жизни или вступить в гусарские, драгунские полки. Многие предпочли остановиться на втором варианте.

Однако существенная часть представителей казачества (примерно двенадцать тысяч человек) отказалась от предложения Империи. Для сохранности в целостности границ государства и каким-то образом узаконить остатки казацких войск, по решению Александра Суворова в 1790 году был сформирован Черноморский отряд, куда вошли те, кто отказался от жизни в качестве крестьян или гусар.

История появления и распространения казачества

В постперестроечные годы страну наводнили переводы иностранной детской литературы, и в американских детских книгах по географии, россияне с удивлением обнаружили, что на картах России есть огромная область— Казакия. Там проживал «особый народ» – казаки.

Сами они в подавляющем большинстве считают себя самыми «правильными» русскими и самыми ярыми защитниками православия, и история России тому лучшее подтверждение.

Впервые про них упомянуто в летописях XIV века. Сообщается, что в Сугдее, нынешнем Судаке, скончался некто Альмальчу, заколотый казаками. Тогда Судак был центром работорговли Северного Причерноморья и если бы не Запорожские казаки, то туда попадало бы куда больше пленных славян, черкесов, греков.

Также в летописи 1444 года «Повесть о Мустафе царевиче» упоминаются рязанские казаки, воевавшие с рязанцами и москвичами против этого татарского принца. В этом случае, они позиционируются как стража или города Рязани, или границ рязанского княжества, и пришли на помощь княжеской дружине.

То есть уже первые источники показывают двойственность казачества. Этим термином называли, во-первых – вольные народы, обосновавшиеся на окраинах русских земель, во-вторых – служилых людей, как городскую стражу, так и пограничные войска.

Это интересно: История казахского народа

Генезис

Есть несколько гипотез этнического происхождения запорожцев. Согласно первой, казаки — выходцы из Центральной России, пассионарии, отправлявшиеся на неосвоенные земли Дикого Поля за лучшей — или, правильнее говоря, за привольной — жизнью. Некоторые историки даже выводят казаков из полулегендарной вечевой республики вятских ушкуйников; в таком случае время разгрома этой республики в XV веке в ходе войн Москвы и Великого Новгорода примерно совпадает с первым письменным упоминанием об укреплённом казацком лагере в низовьях Днепра, относящимся к 1489 году.

По другой версии, популярной среди украинских культурологов, сечевики были украинскими крестьянами, бежавшими в Запорожье от гнёта польско-литовских магнатов (в Польше крепостное право было законодательно введено в 1496 году).

Историк Николай Карамзин отождествлял первых казаков с черкесами — одним из кочевых народов Золотой Орды.

И, наконец, четвёртая теория: казаки являлись отдельным субэтносом (впитавшим русские, польские, украинские, татарские культурно-лингвистические элементы), который сформировал на острове Хортица, что за днепровскими порогами, уникальное протогосударство со своей культурой и политической системой.

Как бы то ни было, если брать два главных признака этнической самоидентификации в начале Нового времени: религиозную и языковую принадлежность, — то исповедовали казаки православие (правда, весьма своеобразно, например, почти не соблюдая пост), а знаменитое письмо запорожцев турецкому султану написано по-русски, хотя и с заметным влиянием южных диалектизмов.

Чем принципиально отличаются функции казачества от полиции или, например, народных дружин?

Ярослав Нилов: Чем принципиально отличаются функции казачества от полиции или народных дружин? Полиция — это государственный орган, который наделён определёнными полномочиями и который действует в соответствии с законом о полиции. Но казачество в этом случае больше общественная структура, я бы даже сказал, общественно-идеологическая структура. Вот их основное отличие.

Анна Каретникова: В какой-то степени казачество похоже на полицию и народные дружины, если им будут передаваться полномочия по поддержанию общественного порядка. Но это, на мой взгляд, скорее негативное проявление. Что такое дружины — я понимаю, что такое полиция — я понимаю, а почему именно казаки? Почему не русские богатыри с мечами должны охранять порядок, гоняться за пьяницами? Вот это я понять не могу.

«Пикет Уральских казаков», 1802. Е. Корнеев. (wikipedia.org)

История донских казаков

Большое сообщество людей, принадлежащее к тому или иному народу, однако проживающее обособленно, имеющее свой диалект и культуру, носит название субэтноса. Именно таким субэтносом и стали донские казаки. Об их происхождении до сих пор спорят историки. Неверным было бы считать, что казачество произошло от «иноверцев» – людей иной национальности, нежели доминирующий русский этнос, исповедующих какую-то другую религию. Дело в том, что история донского казачества неотделима от русской истории, и это обусловлено как единым этническим генотипом, так и христианской религией, которой всегда придерживались люди, живущие в этом южном российском регионе.

Историческая область расселения донских казаков – это современные Приазовье, Волгоградская область, восточные части Украины. Именно здесь проживало этническое русское население еще с домонгольского периода, в годы существования Хазарии. Но это лишь одна версия. Согласно альтернативному варианту, которого придерживаются многие историки, во времена монголо-татарского ига исконное население, относившееся к русскому этносу, было уничтожено. В результате эти опустевшие земли начали заселять беженцы из тех областей, которые сегодня называются средней частью России. Во всяком случае, исследователи обнаруживают определенную связь некоторых традиций донских казаков с хлыновскими и новгородскими ушкуйниками, а также мотивы, свойственные жителям Рязанщины.

Документальные источники до середины 16 столетия не упоминали о казаках. Лишь в 1550 году Юсуф, ордынский князь, пожаловался в письме Ивану Грозному на неких людей, подданных русского царя, которые не дают покоя татарским послам, отлавливают их на дорогах, возвращающихся домой с подарками самому Юсуфу, и бессовестно грабят. Судя по всему, уже в середине XVI века будущие донцы действовали активно и не слишком боялись наказания.

Через 20 лет, в 1570 году Иван Грозный направил донским «бродникам» грамоту, признав, таким образом, их как организованное сообщество и дав независимость. Именно этот год считается точкой отсчета официальной истории донских казаков, хотя в действительности формироваться данный субэтнос начал гораздо раньше.

Почему казаки – это сословие

Можно услышать, мол, нет ведь сословий со времени свержения (по официальной истории) императора в 1917 году. Да. С этим не поспоришь. Факт есть факт. Но ведь суть тут в другом.

     Сословию положено оружие. А если ты именуешь себя, как отдельная национальность, то о каком ношении оружия может идти речь? И дело тут не в шашке, как вы, наверняка, догадываетесь.

     С 2018 года вовсе вводится удостоверение, по которому шашку можно носить при себе и если останавливает полиция, то можно вполне на законном основании апеллировать данным удостоверением, не боясь никаких проблем с ношением холодного оружия. Это, наверно, хорошо. Но ведь у любой медали две стороны.

     Обратной стороной является учёт каждого казака, который подал заявку на именное удостоверение. И тут, наверно, есть определённые плюсы. Их точно больше для контролирующих органов. Ведь казак прежде всего по духу является казаком. 

Зачем это делается? Стоит задать себе вполне вопрос: а кому это выгодно? От него и плясать. Тогда многое будет вставать на свои места. Можно почаще задавать такой вопрос. Самому себе. Наводит на многозначительные выводы.

     Казак он защитник Отечества. Казак опора Отечества. Казаки никогда ни на кого не надеялись. Ругать власть, на мой взгляд, глупо. Куда важнее, что сделал конкретно ты сам и спрашивать для начала нужно с себя.

     Не стоит вестись на провокации, которые разобщают казачество. Деньги, погоны на плечи – этого достаточно большинству. Ибо некие силы, играя на человеческих пороках, делают своё дело и знают своё дело.

Активность

Буквально с первых дней своего существования казачество проявляет просто фантастическую активность. Бежавшие с разных мест России разрозненные группы землепашцев и голытьбы, не имея никаких средств связи и, надо полагать, оружия, моментально организовываются. И организовываются не в трудовую крестьянскую общину, а в мощнейшее войско. Причем войско не оборонительное, а ярко выраженное наступательное.

Вместо того чтобы сидеть себе тихо, возделывать огород и наслаждаться волей, как, казалось бы, должен поступить убежавший крестьянин, казаки начинают ВОЕННЫЕ ПОХОДЫ во все стороны. И идут не против какой-то соседней деревни, а нападают на сильнейшие государства своего времени. Театры действий казачьих войск не знают предела. Они нападают на Турцию, Речь Посполитую, Персию. Организовывают походы в Сибирь. Их ФЛОТ свободно плавает вверх-вниз по Дону, Волге, Днепру и Каспию.

Беглые крестьяне на окраинах государства живо интересуются политическими и дворцовыми делами в столице. На протяжении всего 17 века они все время хотят что-то подправить в устройстве государства. Постоянно с фанатизмом рвутся в Москву. Причем их интересует единственный вопрос. Они хотят поставить «правильного» царя. Откуда они берут оружие, и на каких верфях строят флот? Не царское же правительство снабжало своих беглых холопов.

Мысль историков о том, что казачество не платило налоги за свою службу России, не выдерживает критики хотя бы потому, что именно России больше всего от казаков и доставалось в 16–18 веках. При этом КАЗАЧЬИ ВОЙНЫ под предводительством Хлопка, Болотникова, Разина, Пугачева, не называют крестьянскими.

Следуя этой логике, историки должны описывать исторические битвы так: «ударом с фланга беглых холопов атамана Скоропадского шведские войска были обращены в бегство» или «глубокий обходной маневр с проходом в тыл беглых холопов атамана Платова остановил наступление французских войск».

Тогда историки говорят, что есть второе определение казаков вплоть до 1920 года – военное сословие на Руси. Но когда именно беглые крестьяне превратились в ВОЕННОЕ СОСЛОВИЕ? Ведь военное сословие – это не просто профессиональные, но и потомственные военные.

Атаман: В России соединили 11 казачьих войск, которые и так уже были соединены

«То, что сегодня произошло, по сути никак не влияет на процессы в казачьем движении. Соединили 11 войск, которые были в реестре. Соединили то, что и так уже соединено», – заявил газете ВЗГЛЯД верховный атаман Союза Казаков-Воинов России и Зарубежья Виктор Водолацкий. Так он откликнулся на создание Всероссийского казачьего общества.

«То, что сегодня произошло, не служит объединению казаков. Это касается только для тех, которые и так находятся в реестре, а это все 20%. Остальные 80% как были так и остались сами по себе», – сказал Виктор Водолацкий, зампред комитета Госдумы по делам СНГ, бывший атаман Всевеликого войска Донского – сейчас верховный атаман Союза Казаков-Воинов России и Зарубежья. Он добавил, что все 11 атаманов и так уже избирались казаками и назначались президентом.

«Они как были под одной системой управления, так и остались, просто создали механизм, который будет системно, постоянно управлять всеми 11 казачьими войсками. Раньше это было главное управление администрации президента по взаимодействию с казачеством. Сегодня пришли к другому формату, в рамках НКО создан штаб, но он никак не влияет на процесс объединения», ­– пояснил атаман.

Напомним, основной проблемой казачества в России считается раскол на реестровые войска и на казачьи общественные союзы.

«До сих пор не хватало ресурсно-исполнительной власти, до этого не было органа, который бы взаимодействовал с казачеством – Федерального агентства по делам национальностей, не было донского казака Игоря Баринова. Они появились и это произошло. Агентство как орган исполнительной власти, отвечающий за взаимодействие с казаками, теперь должен создать рабочую группу или экспертный совет, посадить за один стол реестровых и общественных атаманов, – и вернуться к единой форме управления. Когда-то она существовала в России. Это когда казаки живут на земле, в станице, на хуторе один атаман и все казаки ему подчиняются. Нужен государству казак на госслужбу? Атаман отправляет президенту лучших казаков. Нет службы? Казак возвращается на свою историческую родину, в свою станицу. Сегодня, наоборот – в каждой станице на 7 казаков 10 атаманов. Это неправильно», – возмущается депутат Госдумы.

«Федеральному агентству необходимо взять за основу историческое прошлое, переложить на сегодняшнее положение и создать этот механизм. Надеемся, что в ближайшие год-два это произойдет», – надеется Водолацкий.

Ранее во вторник газета ВЗГЛЯД сообщила, что на учредительном круге (заседании) в Храме Спасителя утверждено создание Всероссийское казачьего общества, в которое вошли представители 11 реестровых войсковых казачьих обществ, казаки Крыма и Севастополя, представители Союза казачьей молодежи и РПЦ.

Около 500 делегатов из всех реестровых казачьих войск единогласно проголосовали за создание общества и утвердили его устав и структуру. Решение приветствовали возгласом «Любо!», передал ТАСС. «При объединении всех реестровых войсковых казачьих обществ мы получим всероссийское казачье войско численностью около 200 тыс. человек», – сказал глава Федерального агентства по делам национальностей Игорь Баринов.

Атаман кубанского казачьего войска, председатель Совета войсковых атаманов Николай Долуда пояснил, что во Всероссийском казачьем обществе будет правление из 43 человек и наказной атаман, который будет назначаться указом президента России сроком на шесть лет.

———————-

Восстания казаков

Между свободолюбивыми казаками и правительством, которому они мешали, часто вспыхивали конфликты. Правители пытались всячески ограничить казаков, опасаясь иметь такого сильного противника у себя под боком. Казаки всячески сопротивлялись этому и с завидной регулярностью поднимали восстания. Они вспыхивали на протяжение нескольких веков в разных местах проживания казаков — на Дону, в Запорожье, на Урале…

Одним из самых масштабных стало восстание Пугачева. Бунт подняли яицкие казаки в 1773 году, а вылилось все в кровопролитную войну крестьян против Екатерины II, которая продлилась 2 года.

Пугачевское восстание с участием казаков

Надо сказать, что ещё за год до всех событий казаки высказывали своё недовольство властью, но тогда восстание быстро замяли. Однако бунтовщики не успокоились, а стали продумывать новый план. Как раз в это время там появился беглый донец Емельян Пугачев, который всем рассказывал, что он император Пётр III. Он обещал и казакам, и крестьянам все блага мира, как только они помогут вернуть ему власть. И народ радостно шёл за ним. Восставшие быстро добивались успеха:

  • осадили Оренбург;
  • Яицк;
  • Уфу;
  • Казань.

Однако затем Екатерина II, осознав всю серьёзность стихийного бунта, стянула все войска на его подавления, и Пугачев стал проигрывать одну битву за другой. В результате чего был вынужден бежать на Дон, в надежде, что местные казаки помогут ему.

Но итогом бунта стала казнь Пугачева и гнев Екатерины II, направленный на казаков. Она ликвидировала Запорожскую Сечь, переименовала все места, связанные с бунтом, казачьи войска приказала переделать в армейские подразделения как можно быстрее.

ЭТО ИНТЕРЕСНО. Во время Пугачевского восстания по приказу императрицы был отменён запрет на смертную казнь. После окончания войны его приняли обратно.

15-17 вв.

Рязанские казаки упоминаются в 1444 году как защитники Переславль-Залесского против частей Золотой Орды и в письме Ивана III Руси с 1502 года. После падения Золотой Орды в 1480 году территория вокруг Дона была поделена между крымскими. западная сторона и ногайская восточная сторона. На их границе с 14-го века обширная степная зона Дона была населена теми людьми, которые не были удовлетворены существующим общественным порядком, теми, кто не признавал власть землевладельцев, сбежавшими крепостными, теми, кто жаждал свободы. Со временем они превратились в единое сообщество и стали называться «казаками». Сначала основным занятием этих небольших вооруженных отрядов была охота и рыболовство, а также постоянная борьба с турками и нападающими на них татарами. Только позже они начали расселяться и работать на суше.

Менталитет, культура и традиции

Казаки – народ воинственный, своенравный и гордый (зачастую излишне), из-за чего у них всегда были трения с соседями и земляками, не относившимися к их сословию. Зато эти качества нужны в бою, а потому приветствовались внутри общин. Сильным характером обладали и женщины, на которых держалось все хозяйство, так как большую часть времени мужчины были заняты войной.

Язык казаков, имея в основе русский, приобрел свои особенности, связанные как с историей казачьих войск, так и с заимствованиями из языков соседей. Например, кубанская балачка (диалект) похожа на юго-восточный украинский суржик, донская балачка ближе к южно-русским диалектам.

Главным оружием казаков было принято считать шашки и сабли, хотя это не совсем так. Да, кубанцы носили шашки, особенно черкесские, а вот черноморцы предпочитали огнестрельное оружие. Помимо основного средства защиты каждый носил нож или кинжал.

Какое-то однообразие в вооружении появилось только во второй половине XIX века. До этого каждый выбирал сам и, судя по сохранившимся описаниям, выглядели оружие весьма живописно. Оно являлось честью казака, поэтому оно всегда было в идеальном состоянии, в отличных ножнах, часто богато украшенных.

Обряды казаков, в общем, совпадают с общерусскими, но имеют и свою специфику, вызванную образом жизни. Например, на похоронах за гробом покойного вели его боевого коня, а следом уже шли близкие. В доме вдовы, под образами лежала шапка мужа.

Особыми ритуалами сопровождались проводы мужчин на войну и их встреча, к их соблюдению относились очень серьезно. Но самым пышным, сложным и радостным событием была свадьба казаков. Действо было многоходовым – смотрины, сватовство, празднование в доме невесты, венчание, празднование в доме жениха.

И все это под специальные песни и в самых лучших нарядах. Костюм мужчины обязательно включал оружие, женщины в яркой одежде и, что было неприемлемо для крестьянок, с непокрытой головой. Платок лишь прикрывал узел волос на затылке.

Сейчас казаки живут во многих регионах России, объединяются в различные сообщества, активно участвуют в жизни страны, в местах их компактного проживания детям факультативно преподают историю казачества. Учебники, фото и видео знакомят молодежь с обычаями, напоминают, что их предки из поколения в поколение отдавали свои жизни во славу Царя и Отечества.

Религия казаков

Вся история казачества неразрывно связана с христианством. Конечно, среди казаков встречались представители и других религий, но их было крайне мало. К тому же, большинство новоприбывших казаков других вероисповеданий рано или поздно неизменно принимали христианство.

Поэтому в любом казачьем поселении всегда были построены молитвенный дом или часовня. Также совместные молитвенные обряды совершались и на открытом воздухе. В качестве священника казаки сами выбирали самого уважаемого человека, который хорошо знал все религиозные обряды.

Православие очень много значило для казаков с момента их существования. Каждый представитель этой народности видел себя в роли защитника веры и Родины.

После каждого удачного боя или набега часть полученных сокровищ или трофеев обязательно жертвовали церкви.

Казаки и православная вера тесно связаны

Если казакам приходилось переезжать, то они никогда не оставляли свои часовни и молитвенные дома, а разбирали их по частям и перевозили с собой. На месте нового поселения первым делом строили именно церковь.

Стены домов были расписаны иконами.

Молитва — важная часть жизни казаков. Перед новым боем они обязательно молились и вспоминали своих предков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector