Тула. кафедральный собор всех святых

Колокольня

В 1803 году старосте Всехсвятской церкви купцу В. Курбатову была дана книга для сбора денег на построение колокольни. Средства собирались очень медленно. Возводить колокольню начали только в 1833 году, и за четверть века её не довели даже до половины. Затем строительство продолжилось ускоренными темпами и было завершено в 1863 году. Трехъярусная колокольня, увенчанная высоким шпилем, расположенная на одной из наивысших точек Тулы, была доминирующей вертикалью города. Она замыкает собой перспективы нескольких улиц (Пирогова, Тимирязева и других). Колокольня имеет высоту 82 метра.

Автором проекта колокольни был ученик знаменитого Карло Росси архитектор В. Ф. Федосеев. Между началом строительства церкви и колокольни прошло более полувека, но В. Ф. Федосееву удалось сохранить архитектурное единство Всехсвятского ансамбля путем творческого переосмысления форм здания церкви. Барочная сложность плана храма нашла отражение в непростом построении нижнего яруса звонницы. Ничего не несущие колонны нижнего яруса, портики со спаренными колоннами на углах на верхних ярусах перекликаются с аналогичными элементами здания храма.

Наибольшие вклады на строительство колокольни внесли известный благотворитель, потомственный почетный гражданин С. Т. Красноглазое (6,5 тысяч рублей) и городской голова Н. Н. Добрынин (более 3,6 тысяч). Н. Н. Добрынин заказал также крест на колокольню. Колокола бесплатно отлил хозяин единственного тогда в городе колокольного завода купец Н. И. Черников. Церковный староста купец Петр Прокофьевич Миронов оплатил изготовление самого большого тульского колокола весом в тысячу пудов — 16,38 тонн. Он появился на колокольне Всехсвятской церкви в 1889 году.

Колокольню украшают четыре фигуры ангелов, возвещающих Второе Пришествие Христа и Страшный суд. Они были изготовлены и установлены на средства церковного старосты купца Николая Григорьевича Пирожникова.

Стены и башни Тульского кремля

В плане Тульский кремль имеет форму почти правильного прямоугольника. Общая протяженность его стен составляет 1066,5 метров. Кремлевские стены стоят на мощном фундаменте, углубленном на 8,5 метров в землю, который покоится на дубовых сваях-лежнях. В настоящее время высота стен достигает 10 метров, а в прошлом была выше. Толщина стен от 2,8 метров на южном и западном участках до 3,2 метров на северном и восточном.

В цокольной части стены расширены и выложены белокаменными плитами из местного известняка. Дальше идет кирпичная кладка, завершающаяся двурогими зубцами — «ласточкиными хвостами». Между наклонной цокольной частью и кирпичными стенами с внешней стороны идет пояс из стесанного до полукруга каменного валика, который опоясывает кремлевские стены и башни по всему периметру. В цоколе прорезаны щелевидные «бойницы подошвенного боя», предназначавшиеся для ведения огня из пищалей.

Успенский собор и колокольня за кремлевской стеной

Нижняя часть стен внутри кремля расчленена широкими арочными нишами, разделенными простенками-столбами. На высоте около 6,5 метров идет уступ — «боевой ход», откуда защитники крепости вели огонь по противнику. В «ласточкиных хвостах» (через одну-две) устроены бойницы — всего их насчитывается 300.

Никитская башня и кремлевская стена с внутренней стороны

Башни кремля выступают за линию стен, благодаря чему обеспечивалось ведение фронтального и флангового огня. Дубовые настилы разделяют башни на ярусы, где стояли установленные на станках тяжелые пищали.

Проездные башни защищали тяжелые дубовые ворота и «герсы» — опускающиеся железные решетки. Каждая башня имеет обходные галереи с бойницами по всему периметру, благодаря чему она превращалась в самостоятельную крепость-цитадель, если враг прорвался внутрь кремля.

Всего в Тульском кремле насчитывается 9 башен. Против часовой стрелки идут следующие:

Спасская башня — построена напротив Спасской церкви. Другое её название — Вестовая. Первоначально в ней висел набатный колокол, извещавший о приближении врага. В прошлом под ней находился пороховой склад. Деревянный шатер над башней был возведен в ходе реставрации 1970-х годов.

Спасская башня

Башня Одоевских ворот, или Казанская башня. Прежде отсюда шла дорога на город Одоев. В нише над воротами находится икона Казанской Божией Матери, отсюда ее второе название.

Башня Одоевских ворот (Казанская башня)

Икона Казанской Божией Матери на башне Одоевских ворот

Башня Одоевских ворот

Следующая башня (угловая) — Никитская, названная так по району Никитский конец, по церкви Никиты Великомученика, некогда стоявшей здесь. Особенностью башни является то, что её нижний ярус перекрыт полусферическими сводами. Здесь хранился порох, а также находились пыточные, где пытали воров и разбойников.

Никитская башня

В центре юго-восточной стены — башня Ивановских ворот, ведущая в Кремлевский сад. Первоначально она так же, как и предыдущая, называлась Никитской.

Башня Ивановских ворот

Далее идет угловая Ивановская башня. Её первоначальное название — Тайницкая, т.к. под ней начинался подземный ход к реке Упе протяженностью около 70 метров. По нему доставляли воду в кремль во время осад. В XVII веке дубовый сруб, которым был обложен проход, сгнил. Восстанавливать его не стали за ненадобностью. Затем по названию построенного поблизости монастыря башня стала называться Предтеченской, а позднее получила свое нынешнее название — Ивановская.

Ивановская (Тайницкая) башня

Следующие башни, расположенные на северо-восточной стене — глухая башня На погребу, где был погреб с запасами пороха и оружия, и проездная башня Водяных ворот, через которую спускался к Упе крестный ход для водосвятия на Богоявление. В XVIII веке она называлась Воскресенской. На углу стоит Наугольная башня, ближайшая к реке Упа. В прошлом внутри неё размещался торговый склад. Её реставрация началась позднее всего — в 2013 году, поскольку до этого из-за построек отсутствовал доступ к ней.

Башня Водяных ворот

В центре северо-западной стены находится Пятницкая башня, названная по церкви Параскевой Пятницы. В XVI веке в небольших сводчатых камерах внутри башни хранили мушкеты, карабины, латы, пули и знамёна. 7 июня 1568 года во время пожара в Туле находившаяся на Пятницких воротах «казна с зелием» взорвалась, повредив башню. Позднее она была восстановлена. Этим объясняется отсутствие белокаменных деталей на ней.

Башня Пятницких ворот

Во второй половине XVI века Тула была обнесена деревянным острогом, площадь которого составляла около 60 гектаров, в 10 раз больше площади кремля.

Успенский кафедральный собор

К числу самых красивых храмов Тулы относят и кафедральный Успенский собор. Строительство здания началось в 1898 году. Изначально сооружение служило монастырем. Храм имеет очень печальную историю, ведь ему пришлось пережить полное уничтожение, затем восстановление, после которого его и вовсе закрыли, также была попытка подорвать здание.

Процесс воссоздания собора был очень сложным и длительным, но это того стоило. Храм был возвращен верующим в 2006 году. На сегодняшний день кафедральный Успенский собор имеет очень красивый вид, который обусловлен дорогим декорированием и уникальной архитектурой.

Адрес храма: Тула, улица Менделеевская, дом 13.

Успенский кафедральный собор в Туле

Город Тула
Построен:Адрес храма:Телефон храма:

Первый и древнейший храм Успенского монастыря был в честь Успения Пресвятой Богородицы, по имени которого и монастырь стал называться Успенским. По известиям 1770 года этот храм был каменный. Но во второй половине XVIII столетия он пришёл в ветхость, а потому был разобран, и в 1791-92 гг. построен новый «от Государственной казны» попечением тульского губернатора Андрея Ивановича Лопухина и настоятельницы игумений Тавифы. Храм имел два придела: Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» и прп. Александра Свирского.

В 1857 г., при игумений Клавдии, он был перестроен, а в 1898 г. разобран до основания. На его месте в 1902 г. воздвигнут новый двухэтажный обширный и великолепный храм, тщанием игумений Агнии и игумений Магдалины, при содействии благотворителей.

Храм был освящен 24 октября 1902г. На первом этаже было два алтаря: во имя св. равноап. Марии Магдалины и во имя вмч. Пантелеймона. На верхнем этаже — три: центральный — во имя Успения Божией Матери, справа — «Неопалимой Купины», слева — во имя прп. Александра Свирского. В 1909 году вновь построенный каменный храм, ставший двухэтажным, был художественно расписан внутри и частично снаружи. Среди прочих росписей были выполнены пять прекрасных сюжетов, гениальных творений В.М. Васнецова, являющихся точными копиями росписи в Киевском Владимирском соборе.

Предположительно художники-копиисты были соработниками В.М. Васнецова, приглашённые в Тулу, и приехавшие из Киева с эскизами, чертежами и зарисовками оригиналов стенописи. Росписи выполнены мастерски, можно подумать, что они являются авторским повторением самого Васнецова. Однако в Туле он не был.

Среди богатой настенной живописи Успенского храма особенно выделяются своей самобытностью и яркостью красок орнаменты.

Они представляют собой исключительную художественную ценность и не имеют аналогов.

Но несомненно, они составлены в стиле Васнецова.

Успенский кафедральный собор г.Тулы был передан общине верующих 8 сентября 2007г.

24 января 2007г. престол нижнего храма освящён архиепископом Тульским и Белевским Алексием в честь Всех Святых в земле тульской просиявших.

В тот же день вечером по благословению высокопреосвященнейшего Алексия из Всехсвятского кафедрального собора были перенесены мощи св. блаж. Иоанна Тульского, а впоследствии и ковчег с частицей мощей свщмч. Илариона Троицкого.

В храме находится образ Успения Пресвятой Богородицы с частицей гроба Божией Матери, ковчег с частицей мощей свщисп. Николая Алма-Атинского и Казахстанского и икона с частицей мощей св. блаж. Матроны.

Храм открыт ежедневно.

Богослужения совершаются утром с 8.00, вечером — с 17.00.

г. Москва

Всех Святых в Ясеневе, храм-часовняВсех Святых в Черепкове, часовняВсех Святых, церковьЛуки (Войно-Ясенецкого), церковьВсех Святых во Всехсвятском на Соколе, церковьВсехсвятский единоверческий женский монастырь. Собор Всех СвятыхСимонов мужской монастырь. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери (с приделом Всех Святых)Всех Святых на бывшем кладбище в Покровском-на-Городне, часовняТроицы Живоначальной на Шаболовке, церковь (с приделом Всех Святых)Всех Святых при больничном корпусе Набилковской богадельни, церковьВсех Святых при 17-ом госпитале, церковьСретенский монастырь. Церковь Николая Чудотворца (с приделом Всех Святых)»Знамение» иконы Божией Матери за Петровскими воротами, церковь (с приделом Всех Святых)Ново-Алексеевский женский монастырь. Церковь Всех СвятыхВсех Святых на Кулишках, церковьВсех Святых на городском кладбище, часовняНиколая чудотворца, церковь (с приделом Всех Святых)

Колокольня Успенского собора

Архитектура Успенского собора Тульского кремля весьма уникальна. Успенский собор ранее не имел внутренней системы отопления и поэтому не функционировал в течение зимнего периода. Конструкция Успенского собора впечатляет — мощные геометрически правильные формы постройки сверху увенчиваются пятью объемными золочеными куполами с коваными массивными крестами на них. Внутреннее убранство собора отличается особенной пышностью и поразительным богатством, а стиль его оформления относится к русской вариации барокко. Невысокий алтарь на востоке помещения типичен для простых городских соборов XVI–XVII веков.

Росписи в Успенском соборе были выполнены именитыми мастерами из Ярославля, которые сумели отобразить лучшие тенденции ярославской школы, находившейся в тот период на самом пике расцвета. 36 ярославских мастеров работали два лета подряд сразу после постройки храма до 1766 года. Главным живописцем стал Афанасий Шустов. Итогом продолжительной работы стала торжественная и величественная роспись, которая поражает крупными планами и изысканными деталями.

Четырехъярусная колокольня Успенского собора возводилась в период с 1772 по 1776 год. Кремлевская колокольня и в настоящее время является одной из центральных доминант в архитектуре города. В первом варианте высота колокольни до креста составляла чуть более 70 метров. На колокольне размещалось 22 колокола, надо которыми были расположены часы с боем. Позднее старинные часы были заменены современной моделью с двумя стрелками.

В 1778 году на нижнем этаже колокольни был построен теплый храм. В 1936 году на колокольне начался пожар, который не смогли потушить. Колокольня была разрушена и разобрана в 1937 году.

В 1999 году на территории колокольни проводились археологические раскопки. Реставрация самого строения началась в 2012 году. В 2013 году были освящены колокола, а в 2014 — установлен шпиль. Высота обновленной колокольни составляет сейчас 71 метр. Колокольня и собор были торжественно открыты в 2015 году.

История основания, строительства

Предание гласит, что монастырь был создан в середине XIV века московским святителем Алексием по просьбе его родных сестер, которые и стали первыми его монахинями. Митрополит, принявший при постриге в монашество имя св. Алексия, человека Божьего, основал на русской земле многие обители, прививая в них новые, общежительные порядки.

Впервые женский монастырь с таким уставом был создан в тихом, отдаленном, подмосковном Остожье. Место, которое окружали покосные луга с многочисленными стогами, получило такое прозвище от москвичей. Первым возведенным здесь сооружением стал храм в честь св. Алексия, а чуть позже – церковь Зачатия праведной Анны.

В середине XV века при набеге татар на Москву деревянный монастырь сгорел. Спустя десятилетия по указу московского князя был поставлен каменный храм св. Алексия, который тоже пострадал во время «большого московского пожара». Очередное разорение монастырю нанес хан Гирей в 1571 году. Царь Михаил Федорович, желая обезопасить сестер, позволил перенести монастырь ближе к кремлевским стенам.

Не все монахини покинули обжитые места. Те, что остались, основали свой, теперь уже Зачатьевский монастырь. Обитель, перенесенная в Чертолье, строилась вновь из дерева и еще неоднократно разрушалась и от рук захватчиков, и от городских пожаров. В 1634 году, наконец, основные постройки стали каменными. Пользуясь покровительством царской семьи, монастырь развивался и богател.

После победоносного завершения войны с Наполеоном и изгнания его войск с русских земель Александр I решил поставить в столице большой православный храм, посвященный Христу Спасителю. Место приглядели на Воробьевых горах, но потом отказались от такой идеи, как неподходящей.

Николай I в 1832 году вернулся к этому вопросу и избрал для строительства гигантского храма Христа Спасителя подворье женского монастыря. Монахини были переселены на окраину города, в Красное Село – живописное, спокойное место, где обитель пребывает до сих пор.

Ново-Алексеевский ставропигиальный женский монастырь начинался на новом месте с большого и многолюдного крестного хода, в котором участвовали толпы жителей Москвы. Святыни бережно переносили на руках по улицам города в Крестовоздвиженскую церковь, которая стояла в красносельском местечке с начала XVII века. Она и стала первым монастырским храмом.

Подворье быстро разрасталось. За первые 6 месяцев здесь были поставлены 8 корпусов для проживания и хозяйственных нужд, кирпичная ограда и Святые врата. Территория монастыря обустраивалась в течение всего XIX века. Был выстроен новый Алексеевский храм, после чего занялись реконструкцией и расширением Крестовоздвиженской церкви.

Было разрешено открыть при монастыре кладбище для захоронения не только насельниц, но и знатных горожан. Монахини усердно ухаживали за доверенными им могилами, чем заслужили признание у москвичей. Алексеевское кладбище слыло лучшим в городе, что также сказывалось на материальном благополучии обители и позволяло монастырю заниматься благотворительностью.

В этот период наивысшего расцвета Ново-Алексеевского монастыря среди горожан пользовались спросом изделия, выполненные в мастерских обители:

  • золотое шитье;
  • произведения живописи;
  • чеканка по металлу;
  • переплетные работы.

Монахини открыли школу для девочек, эвакуированных в Россию из воюющих балканских стран. Получив образование, они возвращались на родину учительствовать. К 1917 году в обители проживало 70 сестер. Революционный переворот внес кардинальные перемены в жизнь монастыря и его обитательниц. Были изъяты все ценности, а монахинь в 1922 году выселили на улицу.

Часть их разбрелась по московским квартирам, часть выехала за город. В 30-е годы, в период антирелигиозной кампании, их всех арестовали и сослали на север России или в Казахстан. Несколько сестер были расстреляны. В помещениях монастыря разместились различные городские службы.

На месте кладбища, расчистив территорию от погребальных плит, которые продавались для строительства объектов, разбили городской парк. Перезахоронения праха погребенных родственникам были запрещены. На месте полуразрушенного храма архангела Михаила, поставили многоквартирный дом.

Возрождение обители началось в начале 1990-х годов. За прошедшее время было вложено немало сил и средств, чтобы в Красном Селе вновь появилось монастырское подворье и стали проходить церковные богослужения. Однако его территория претерпела значительные изменения.

История строительства Тульского кремля

Тула — один из древнейших городов России. Впервые она упоминается в Никоновской летописи XVI века под 1146 годом:

Из записи видно, что Тула в это время уже существовала. Однако когда точно она была основана, сказать трудно.

Генетически Тула была связана с Рязанским княжеством. Вероятнее всего, рязанские удельные князья поставили здесь острог, чтобы собирать дань с вятичей

Важное значение Тулы определялось её географическим положением — на южной окраине государства. С юга грозила опасность в виде набегов крымских татар, западнее, в верховьях Оки, проходила граница Литвы

В 1503 году в царствование Иоанна III Васильевича Тула была присоединена к Московскому царству. С этого времени она становится центром Засечной черты. По приказу Василия III в 1507 году на левом берегу Упы закладывается дубовая крепость в форме вытянутого полукруга. Спустя два года строительство острога было закончено. В 1514 году внутри него начинают строить каменную крепость, «град камен». Строительство было закончено в 1520 или 1521 году.

Глядя на стены Тульского кремля, увенчанные «ласточкиными хвостами», вспоминается Кремль московский. Да, вы не ошиблись — и здесь, вероятно, итальянцы приложили свою руку. Как и ко многим другим кремлям земли русской — уж очень полюбились эти изящные завершения, украшавшие в средние века итальянские палаццо и башни.

Стена Тульского кремля

Приписные храмы и часовни

Часовня Спаса Преображения на Братском кладбище К церкви Всех Святых приписан один храм и две часовни. Статус приписных означает, что они организационно подчинены храму Всех Святых.

  • Храм Покрова Пресвятой Богородицы в усадьбе Покровское-Стрешнево был построен в XVII веке. В 1990-х годах община храма Всех Святых принимала участие в его восстановлении.
  • Часовня Спаса Преображения на Братском воинском кладбище была построена в 1998 году. Находится на территории бывшего Московского городского Братского кладбища, располагавшегося рядом с церковью Всех Святых. Часовня была названа в память о храме Спаса Преображения, построенном в 1915—1918 годах на Братском кладбище и снесённом в советское время.
  • Часовня кладбища «Арбатец» была построена в 1911 году при сельском кладбище Всехсвятского. По состоянию на 2020 год здание часовни не передано православной церкви и там действует тайский спа-салон.

Святыни храма Всех Святых

  • Чудотворная икона Богоматери «Всецарица».

    Подлинник XVII века хранится в монастыре Ватопед на Святой Горе Афон в Греции. Оказывает целительное действие на неизлечимых раковых больных, облегчает страдания, вызывает уменьшение, а иногда полное устранение опухолей. Список иконы для храма Всех Святых написан в ХХ веке, но обладает всеми чудодейственными свойствами подлинника, что постоянно подтверждается свидетельствами вылеченных безнадежных больных. Перед ней еженедельно совершаются молебны с водосвятием и акафистом.

  • Икона апостола Павла, принадлежала Алексеевскому монастырю, раньше помещалась в иконостасе храма. Пережила безбожный беспредел: её использовали для изготовления двери.
  • Икона святого Алексия, Божия человека, также была собственностью обители. Когда монастырь закрыли, икону передали в храм Воскресения Христова, расположенный в Сокольниках, который никогда не закрывался. В 2021 году, на праздник Всех Святых, состоялся торжественный Крестный ход из Сокольников до Всехсвятского храма, икону с песнопениями и молитвами вернули в Алексеевский монастырь.
  • Старинные иконы XVII — XIX веков.
  • Крест и иконы с частицами мощей и облачений великих православных святых.
  • Икона Казанской Божией Матери, является храмовой иконой главного придела нижнего храма. Она принадлежала игуменье Антонии. Икона была сильно повреждена, отреставрирована иконописцами Алексеевского монастыря в 1991 году.

История

Успенский собор на территории Тульского кремля возводился целых три раза. Первым собором в 1626 году был традиционный деревянный храм, который первоначально назывался Архангельский собор. В 1670–80 годах было принято решение возвести новый каменный Успенский собор. Это было строение с двумя приделами, первый из которых был посвящен Архангелу Гавриилу, а второй — Тихону Амафунтскому. Второй каменный собор существовал около века и очень быстро пришел в негодность. Храм был разобран, а в 1762 году Порфирий Каширский и епископ Коломенский заново благословили городских жителей Тулы на строительство очередного нового каменного Успенского собора.

Возможности на постройку третьего варианта Успенского собора были изысканы из финансов тогдашнего купечества Тулы, а именно сумма затрат составила 30 тысяч рублей. Руководили данным строительством местные купцы Андрей Володимиров, Софрон Сиднев и Лукьян Коптельцев, последний до окончания строительства собора не дожил и его вместо него строительством занялся Тимофей Чечулин, бургомистр. Успенский собор был полностью завершен в 1764 году, а освящен собор был в 1766.

Архитектура

Архитектурное решение Всехсвятской церкви характеризуется как переход от барокко к классическому стилю. По своему стилю храм относится к раннему русскому классицизму 1760—1770 годов, господствовавшему короткий период времени между затухающим творчеством Растрелли и началом деятельности Баженова.

Первый этаж церкви украшен энергичной рустовкой. Два верхних этажа, занимаемые двухсветной верхней церковью, объединены эффектными четырёхколонными портиками, увенчанными треугольными фронтонами. Влияние предшествующей эпохи барокко сказалось в усложненности церковного плана, в богатой пластике фасадов, в типично барочных, ничего не несущих колоннах и углах здания, в сложной креповке карнизов и т. п.

Большие оконные проемы в общем оформлении фасадов придают зданию скорее гражданский, чем культовый характер. Архитектурное решение церкви, начатой через год после окончания здания академии художеств в Петербурге, находится под явным влиянием выдающегося творения Кокоринова и Деламота.

Реликвии

Главная святыня — Казанская икона Божией Матери из тульской Казанской церкви, разрушенной в 1929 году. Возможно, это та самая икона, которую прислал в Тулу митрополит Казанский Маркелл в 1698 году.

Ещё одна святыня — образ Николая Чудотворца афонского письма, находившийся в Казанском храме в Мяснове. На её оборотной стороне имеется надпись: «Сия св. Икона „Святителя Христова Николая“ писана и освящена на св. Горе Афонской в обители Благовещения. Жертва от Максима Ивановича Губернаторова в храм Казанской Божией Матери. Настоятель схимонах Парфений с братиею. Св. Гора Афон. 1894 год». Икона исчезла при разрушении Казанской церкви. Позже алтарница Всехсвятского храма выкупила образ Николая Чудотворца за бутылку водки у плотников, которые намеревались использовать икону в качестве досок для пола.

Фигура ангела на колокольне

Во Всехсвятском соборе имеется частица мощей великомученика Пантелеймона целителя. Их принес в храм архимандрит Пантелеймон (Якименко), получивший святыню от своего духовного наставника архимандрита Макария (Кобякова), который, в свою очередь, был духовным сыном и келейником священномученика Игнатия (Садковского).

В числе святынь храма — икона с частицей мощей митрополита Иоанна Тобольского; икона с частицей мощей праведного Лазаря, епископа Китийского; икона святителя Митрофана Воронежского с частицей мощей; икона святителя Феодосия Черниговского с частицей его облачения и икона блаженной Матроны с частицей мощей.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл преподнес храму икону Собор святителей Московских. На иконе имеется надпись: «Дар Всехсвятскому кафедральному собору в память о Нашем посещении и служении в нём 11 марта 2009 г. Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси».

В числе реликвий Всехсвятского собора — напрестольное Евангелие, подаренное храму Святейшим Патриархом Алексием I (Симанским).

В правом приделе нижнего храма покоились мощи Св. Иоанна Тульского, которые в январе 2007 года были перенесены в Успенский кафедральный собор, где и находятся в настоящее время.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector