Ян винецкий: отчий дом

Отчий дом

Радость или грусть нас ждут потом… Но всему начало — отчий дом. Там у колыбели матери нам пели Песню любви. А. Дементьев

Есть у К. Паустовского рассказ «Снег».

Лейтенант Потапов пишет из госпиталя отцу письмо, в котором сообщает, как много значат для него воспоминания о родительском доме и родном городке: «…я вспоминал об этом в самые страшные минуты боя. Я знал, что защищаю не только всю страну, но и вот этот ее маленький и самый милый для меня уголок — и тебя, и наш сад, и вихрастых наших мальчишек, и березовые рощи за рекой,

и даже кота Архипа». Для Николая Потапова среди понятий, которые входят в нашу жизнь как вечные и нетленные, был отчий дом.

Традиции семьи охватывают всю ее жизнь — от мельчайших бытовых проблем до целей и смысла жизни, все, что объединяем мы понятием «дух семьи». Традиции — это те нормы поведения, которые передаются из поколения в поколение.

В каждой семье рано или поздно решается вопрос об отношении к вещам. Ребенок соприкасается с вещами очень рано, когда впервые протягивает руку к висящей над кроваткой игрушке. И потом всю жизнь владеет ими или, наоборот, вещи завладевают им. Зависит это во многом

от уклада жизни в отчем доме.

О каких дорогих для него вещах из своего дома вспоминал герой Паустовского? О рояле с нотами романса «Для берегов отчизны дальной», о витых желтых свечах в подсвечниках, колокольчике у двери, кувшине с водой из своего колодца — ею так приятно умыться с дороги. Потапов представлял, как трещат печи в доме и пахнет березовым дымком, ему виделась дорожка, ведущая к старой беседке и расчищенная от снега, кусты сирени в инее… Случилось так, что женщина, поселившаяся у Потаповых, прочла письмо, адресованное умершему хозяину дома, и в ожидании приезда лейтенанта с фронта постаралась воссоздать все описанное Потаповым.

Проявив чуткость, готовность облегчить горе незнакомого человека, она стала сопричастной добрым, благородным традициям его дома.

Отчий дом! Что в нем считается обязательным? Принято ли, например, чтобы глава семьи, уходя на работу, ласково прощался с остальными членами семьи и предупреждал о времени возвращения? Отец, возвращаясь вечером, находит время для неторопливого серьезного разговора с сыном? Стал ли ребенок для него самым любимым и необходимым собеседником?

Принято ли в вашем доме делиться с тем, что вызвало восхищение или, наоборот, возмущение одного из членов семьи?

Символом отчего дома для меня с самого раннего детства стал мой прадедушка. В его честь имя — Александра. Первое прикосновение теплой заботливой руки, первые ласковые слова, первые сказки, потом рассказы участника войны, первые уроки Добра…

В семейных праздниках тоже заключены и находят свое выражение семейные традиции. Не так давно мы решили пригласить близких друзей, чтобы отметить 100-летний юбилей прабабушки. Она умерла задолго до моего рождения, я знаю ее по фотографиям и отзывам людей.

Отзывчивая, приветливая, образованная и культурная, она пользовалась большим уважением у всех, кто бывал в нашем доме. Друзья опередили нас и первыми выразили желание провести с нами вечер памяти. Не беда, что не было пышного застолья, зато на славу удались пироги по рецепту прабабушки. На стенах развесили ее вышивки.

Читали вслух письма прадедушки с фронта, слушали записанный на пленку голос прабабушки. Память о Добре животворна, она нужна человеку так же, как корни дереву, для связи поколений, для продолжающих жить. Поэтому вечер не стал вечером скорби, но, очевидно, вызвал раздумья и особый душевный порыв: на следующий день позвонили все приходившие накануне.

Они благодарили за «светлый» вечер.

Второе направление «Дом».

На сайте ФИПИ дано такое определение: «Дом» – направление нацелено на размышление о доме как важнейшей ценности бытия, уходящей корнями в далекое прошлое и продолжающей оставаться нравственной опорой в жизни сегодняшней. Многозначное понятие «дом» позволяет говорить о единстве малого и большого, соотношении материального и духовного, внешнего и внутреннего.ДОМ – слово многозначное… Это семейный очаг. Это символ надёжности и безопасности, уюта и тепла. В родительском доме мы появились на свет, здесь живут наши близкие и любимые люди, здесь прошло наше детство, здесь мы повзрослели… Тёплые воспоминания о годах, прожитых родительском доме, мы храним всю жизнь. В родном доме мы получаем первые уроки нравственности. Не зря его зовут колыбелью, причалом, пристанью. В родном доме раскрывается истинное «Я» человека, именно здесь он сбрасывает все свои маски, за которыми скрывается в обществе. Дома нет смысла притворяться, потому что в нем тебе ничто не угрожает. Это малая родина. В родном городе или посёлке мы открываем для себя мир, мы учимся любить природу, познаём людей. Это Родина. Большой дом для всего народа. Именно Родина-мать зовёт на помощь своих сыновей и дочерей в страшные годы войны. Это пристанище души, потому что красота и тепло дома тесно связаны с красотой души его хозяев. Это духовное начало наших помыслов. Это Земля, и каждый уголок её – частичка большой и прекрасной планеты, которую мы должны любить так же, как родительский дом.

2-Й ОБРАЗЕЦ СОЧИНЕНИЯ

«Тема дома в романе “Тихий Дон” М.А. Шолохова»

В романе-эпопее «Тихий Дон» М. Шолохов нарисовал грандиозную картину жизни казачьего Дона с его исконными традициями, своеобразным бытом. Тема родного дома, семьи — одна из центральных в романе. Эта тема мощно звучит с самого начала произведения. «Мелеховский двор — на самом краю хутора», — так начинается роман-эпопея, а на протяжении всего повествования М. Шолохов будет рассказывать нам об обитателях этого двора. Через двор Мелеховых проходит линия обороны, его занимают то красные, то белые, но для героев отчий дом навсегда остается тем местом, где живут самые близкие люди, всегда готовые принять и обогреть. Жизнь обитателей дома Мелеховых предстает в переплетении противоречий, притяжений и борьбы. В первых главах показано, как общее дело, хозяйственные заботы соединяют этих разных людей в единое целое — семью. Именно потому так подробно описывает М. Шолохов различные трудовые процессы — ловлю рыбы, пахоту и т. д. Взаимопомощь, забота друг о друге, радость труда — вот что объединяет семью Мелеховых. Дом держится на главенстве старших. Пантелей Прокофьич, Ильинична действительно являются оплотом семьи. Пантелей Прокофьич был трудолюбивым, хозяйственным, очень вспыльчивым, но в душе добрым и чувствительным. Несмотря на внутрисемейный раскол, Пантелей Прокофьич старается соединить в одно целое куски старого быта — хотя бы ради внуков и детей. Постоянно он стремится принести что-нибудь в дом, сделать что-нибудь полезное для хозяйства. И в том, что он умирает вне дома, который любил больше всего на свете, — трагедия человека, у которого время отняло самое дорогое — семью и кров. Ильиничну М. Шолохов называет «мужественной и гордой старухой». Ей присущи мудрость и справедливость. Она утешает своих детей, когда им плохо, но она же сурово судит их, когда они совершают неправедные поступки. Все ее мысли связаны с судьбами детей, особенно младшего — Григория. И глубоко символично, что в последнюю минуту перед смертью, уже понимая, что ей не суждено увидеть Григория, она выходит из дома и, обращаясь к степи, прощается с сыном: «Гришенька! Родненький мой! Кровинушка моя!» Вся семья Мелеховых оказалась на перекрестке больших исторических событий. Но мысль о родном доме жива и в душах представителей младшего поколения этой семьи. Кровную связь с родным домом, родной землей ощущает Григорий Мелехов. Страстно любя Аксинью, на ее предложение уйти, все бросить, он отвечает отказом. Лишь позже он решается уйти, да и то недалеко, за пределы хутора. Родной дом и мирный труд видятся ему главными ценностями жизни. На войне, проливая кровь, он мечтает о том, как будет готовиться к севу, и от этих мыслей у него теплеет на душе. Тесно связана с домом Мелеховых и Наталья. Даже поняв, что она нелюбима, даже зная, что Григорий с Аксиньей, она остается в доме свекра и свекрови. Инстинктивно она понимает, что только здесь, в доме мужа, она может его дождаться и начать с ним новую счастливую жизнь. И, возможно, именно потому с самого начала обречена любовь Аксиньи и Григория, что она бездомна. Они встречаются вне дома, вне установленных обычаев. И для того, чтобы быть вместе, им обоим необходимо уйти из дома. Глубоко символично, что Аксинья умирает в дороге, а Григорий в финале романа оказывается перед родным домом, с сыном на руках. И это оказывается его единственным спасением и надеждой уцелеть в рушащемся раскалывающемся на части мире. Человек для М

Шолохова — самое ценное, что есть на нашей планете, а самое важное, что помогает формированию души человека, — это его дом, в котором он родился, вырос, где его всегда будут ждать и любить и куда он обязательно вернется

Творчество

По одной из версий, Казаков захотел стать писателем, чтобы рассказать людям о том, чему мешало его заикание. Однако в юношеских дневниках контрабасист писал, что хочет прославиться, а литератору добиться известности легче, чем оркестранту.

Первой публикацией Юрия стала одноактная пьеса «Новый станок», напечатанная в 1952 году в неприметном репертуарном сборнике. В дальнейшей библиографии Казакова преобладали рассказы и короткие повести.

Константин Паустовский и Юрий Казаков

Помимо упомянутых произведений, популярными у читателей стали новеллы «Тихое утро», «Арктур — гончий пес» (о слепой охотничьей собаке), «Осень в дубовых лесах» (о неприкаянности, разрушающей любовь»). Казаков достиг вершин жанра, его имя носит премия, ежегодно присуждаемая журналом «Новый мир» за лучший рассказ.

В 1964 году Юрий Павлович участвовал в написании коллективного юмористического детектива «Смеется тот, кто смеется». Через 3 года литератор ездил во Францию, где собирал материалы для романа об Иване Бунине, которого очень любил. Но большая форма не покорилась талантливому создателю прозаических миниатюр, и планы остались нереализованными.

КАКИЕ ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ МОГУТ БЫТЬ 2-го ДЕКАБРЯ?

Наш дом – Россия. «Родительский дом – начало начал». Дом – это место, где тебя всегда ждут. Дом – островок, крепость в хаосе революционных, военных событий. Дом – пристанище уставшей души, место её отдыха и восстановления сил. Дом – место сбережения духовных, нравственных, культурных традиций. Дом – утверждение вечности, красоты и прочности жизни. Дом – основа человеческого бытия. Дом – прекрасная мечта о счастье. Дом – портрет души семьи. Потеря дома – крушение нравственных идеалов. (О затоплении деревень в 1970–80-е) Дом – разлад с собой и миром.

«Дом — это там, где твое сердце». (Плиний старший) Мой дом – моя Родина. «Главный-то дом человек в душе у себя строит» (Ф.Абрамов). «Человек-то мал, а дом его – мир» (Марк Варрон).
Родительский дом – источник нравственности. «История проходит через Дом человека, через всю его жизнь». (Ю.М.Ло. (Д. Линн). Дом – это личная Вселенная человека, его галактика.
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». (Лев Толстой) Отчизну кто клянет – с семьей тот порывает. (Пьер Корнель) Бездомья страшный удел… Человек без роду и без племени
Дом наших отношений «Россия подобна огромной квартире…» (А.Усачёв) Дом родной – это малая вселенная…

Детство и юность

Мастер малых литературных форм родился 8 августа 1927 года в Москве. Детство и отрочество Юрия прошли в 15-метровой комнате в коммунальной квартире, расположенной в доме № 30 на Арбате.

Родители писателя — выходцы из крестьян Смоленщины, но, по семейному преданию, прабабушку Юры по материнской линии за красоту взяли горничной в барский дом, где девушку соблазнил князь Мещерский. Если легенда правдива, то прозаик приходился дальним родственником Николаю Карамзину.

Отец Павел Гаврилович подростком перебрался в Москву и начал трудовую биографию учеником наборщика, однако впоследствии работал плотником и сантехником. Мужчина был добрым и рукодельным человеком, оторвавшимся от крестьянских корней, но страдающим пристрастием к алкоголю.

Юрий Казаков в молодости / Тамара Судник-Казакова, Российская газета

В начале 30-х годов XX века Павла Гавриловича на 3 года высылали из Москвы в Вятскую губернию: выпивший Казаков в компании упомянул о бунте на Тамбовщине. После войны отец семейства жил в Солге — поселке при железнодорожной станции в Архангельской области, лишь иногда гостя у жены и сына в Москве.

Мать писателя Устинья Андреевна до революции работала в Москве няней в господских домах, затем была подсобной рабочей на заводе и, наконец, выучилась на медсестру. В отличие от мужа, женщина осталась верной смоленскому говору и сельским суевериям. В семье Устинья верховодила, а когда ее племянница осиротела, взяла девочку жить в единственную комнату. От приезжавших в Москву братьев матери Юра слушал рассказы про крестьянскую жизнь и как будто не узнавал что-то новое, а вспоминал давно забытое.

Устинья Андреевна гордилась музыкальностью единственного сына. Еще в детсадовском возрасте мальчик, услышав песню по радио, без труда подбирал мелодию на балалайке. Позже он овладел баяном.

Мать поощряла музыкальные упражнения сына, полагая, что это всегда обеспечит парня куском хлеба. К чтению и сочинительству Устинья относилась как к пустой трате времени. С книгами Юрий в детстве знакомился в читальных залах библиотек. Особенно мальчику нравились рассказы и повести об охоте, которая в зрелом возрасте стала настоящей страстью писателя.

Во время войны мать и сын соглашались на черную работу — чистили лед на Крымском мосту, разгружали баржи с картофелем и капустой на Москве-реке. Юра тушил «зажигалки» на крышах. При взрыве бомбы в соседнем дворе подростка контузило, и всю оставшуюся жизнь Казаков заикался. По другой версии, обнародованной в документальной повести Игоря Кузьмичева «Жизнь Юрия Казакова», писатель стал заикаться в 6 лет: провожая отца в ссылку, испугался агрессивного лая овчарки.

С 1942 года Юрий начал учиться в музыкальной школе по классу виолончели, но вскоре перешел на требующий меньшей гибкости пальцев контрабас. В 1944-м юноша поступил в Московский архитектурно-строительный техникум, а в 1946-м — в музыкальное училище имени Гнесиных.

По свидетельству многолетней музы Юрия Павловича — переводчицы Марины Литвиновой, Казаков не окончил общеобразовательную школу, а купил аттестат на рынке в Мытищах.

Получив диплом «Гнесинки», Юрий стал контрабасистом оркестра Театра имени Константина Станиславского и Владимира Немировича-Данченко. Подрабатывал и в джазовых коллективах, но вскоре понял, что музыка — не его колея. 20 ноября 1952 года он уволился из оркестра. В 1953-м экс-музыкант поступил в Литературный институт, выдержав конкурс 100 человек на место.

Часть 2

Задание 2

Почему, вспоминая отца, героиня всегда плачет?

1) Она на всю жизнь за­пом­ни­ла, как долго отец болел дву­сто­рон­ним вос­па­ле­ни­ем лёгких, и ей было жаль отца. 2) Она на всю жизнь за­пом­ни­ла тот стыд, ко­то­рый ис­пы­ты­ва­ла в дет­стве от не­су­раз­но­сти отца. 3) Толь­ко став взрос­лой, она по­ня­ла, какой опас­но­сти под­вер­га­лась их жизнь, когда ско­рая по­мощь за­стря­ла в снегу, не до­е­хав до рай­цен­тра. 4) Толь­ко став взрос­лой, она по­ня­ла, что в дет­стве была не­спра­вед­ли­ва к отцу и за внеш­ней не­су­раз­но­стью не ви­де­ла его огром­ной любви к до­че­ри.

Задание 3

В каком ва­ри­ан­те от­ве­та нет фра­зео­ло­гиз­ма?

1) И я сна­ча­ла в са­ди­ке, а потом в школе несла тяж­кий крест от­цов­ской не­су­раз­но­сти. 2) Я го­то­ва была про­ва­лить­ся сквозь землю от стыда и вела себя подчёрк­ну­то хо­лод­но, по­ка­зы­вая своим видом, что этот не­ле­пый че­ло­век с крас­ным носом не имеет ко мне ни­ка­ко­го от­но­ше­ния. 3) Шёпотом он рас­ска­зал маме, что дошёл до рай­цен­тра, под­нял всех на ноги и вер­нул­ся с вез­де­хо­дом. 4) Не знаю, сколь­ко про­шло вре­ме­ни, но вне­зап­но ночь оза­ри­лась ярким све­том фар, и длин­ная тень ка­ко­го-то ве­ли­ка­на легла на моё лицо.

Задание 4

Из пред­ло­же­ний 25—32 вы­пи­ши­те слово, в ко­то­ром пра­во­пи­са­ние при­став­ки опре­де­ля­ет­ся её зна­че­ни­ем — не­пол­но­та дей­ствия.

Задание 5

Из пред­ло­же­ний 25—34 вы­пи­ши­те слово, в ко­то­ром пра­во­пи­са­ние суф­фик­са опре­де­ля­ет­ся пра­ви­лом: «В пол­ных стра­да­тель­ных при­ча­сти­ях про­шед­ше­го вре­ме­ни пи­шет­ся НН».

Задание 6

За­ме­ни­те раз­го­вор­ное слово «твер­дил» в пред­ло­же­нии 18 сти­ли­сти­че­ски ней­траль­ным си­но­ни­мом. На­пи­ши­те этот си­но­ним.

Задание 7

За­ме­ни­те сло­во­со­че­та­ние «от­цов­ская не­су­раз­ность», по­стро­ен­ное на ос­но­ве со­гла­со­ва­ния, си­но­ни­мич­ным сло­во­со­че­та­ни­ем со свя­зью управ­ле­ние. На­пи­ши­те по­лу­чив­ше­е­ся сло­во­со­че­та­ние.

Задание 8

Вы­пи­ши­те грам­ма­ти­че­скую ос­но­ву пред­ло­же­ния 30.

Задание 9

Среди пред­ло­же­ний 6—10 най­ди­те пред­ло­же­ния с обособ­лен­ным об­сто­я­тель­ством. На­пи­ши­те но­ме­ра этих пред­ло­же­ний.

Задание 10

В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифры, обо­зна­ча­ю­щие за­пя­тые при ввод­ном(-ых) слове(-ах).

По до­ро­ге по­па­ли в страш­ную ме­тель,(1) ма­ши­на за­стря­ла,(2) и во­ди­тель визг­ли­во,(3) как жен­щи­на,(4) стал кри­чать,(5) что те­перь все мы замёрзнем. Он кри­чал прон­зи­тель­но,(6) чуть ли не пла­кал,(7) и я ду­ма­ла,(8) что у него,(9) на­вер­ное,(10) тоже болят уши.

Задание 11

Ука­жи­те ко­ли­че­ство грам­ма­ти­че­ских основ в пред­ло­же­нии 25. Ответ за­пи­ши­те циф­рой.

Задание 12

В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифру, обо­зна­ча­ю­щую за­пя­тую между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми под­чи­ни­тель­ной свя­зью.

И я сна­ча­ла в са­ди­ке,(1) а потом в школе несла тяж­кий крест от­цов­ской не­су­раз­но­сти. Всё бы ни­че­го (мало ли у кого какие отцы!),(2) но мне было не­по­нят­но,(3) зачем он,(4) обыч­ный сле­сарь,(5) ходил к нам на утрен­ни­ки со своей ду­рац­кой гар­мош­кой. Играл бы себе дома и не по­зо­рил ни себя,(6) ни свою дочь! Часто сби­ва­ясь,(7) он то­нень­ко,(8) по-жен­ски,(9) ойкал,(10) и на его круг­лом лице по­яв­ля­лась ви­но­ва­тая улыб­ка.

Задание 13

Среди пред­ло­же­ний 1—5 най­ди­те слож­ное пред­ло­же­ние с по­сле­до­ва­тель­ным под­чи­не­ни­ем при­да­точ­ных. На­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния.

Задание 14

Среди пред­ло­же­ний 11–19 най­ди­те пред­ло­же­ние с бес­со­юз­ной и со­юз­ной со­чи­ни­тель­ной и под­чи­ни­тель­ной свя­зью между ча­стя­ми. На­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния.

Личная жизнь

В Литинституте Юрий дружил с Тамарой Жирмунской, однако в 1963 году однокурсница Казакова вышла замуж за сценариста и режиссера Павла Сиркеса.

Роман с Мариной Литвиновой у прозаика разгорелся в начале лета 1960 года и продолжался 5 лет. Переводчица вдохновила его на написание «Северного дневника». Любовь к Марине нашла отражение в рассказах Казакова «Двое в декабре» и «Розовые туфли».

В июне 1965 года влюбленные, вместе читавшие книги и ездившие в творческие командировки на Русский Север, расстались. Через полгода Юрий предложил Марине встретиться и сказал, что им надо возобновить отношения, иначе он женится на хорошей девушке, с которой встречается. Литвинова ответила, что согласна на предложение Казакова при условии, что он начнет лечиться от алкоголизма.

Юрий Казаков с собакой

Еще в разгар романтических отношений Марина заметила, что Юра зависим от спиртного. Но, когда Литвинова заговорила о необходимости лечения с матерью Юрия, Устинья Андреевна восприняла идею в штыки и даже привязала на ручку двери тряпочку на отворот сына от возлюбленной.

В итоге Казаков взял замуж упомянутую «хорошую девушку» Тамару Михайловну Судник. В сентябре 1967 года жена родила писателю сына Алешу. Отцовские монологи, обращенные к маленькому Алексею, стали самыми пронзительными рассказами «Свечечка» и «Во сне ты горько плакал».

Однако семейная жизнь Юрия и Тамары не сложилась. Сын много болел. Заработков писателя не хватало на лечение, еду, выпивку и поддержание дома в Абрамцево, где жила семья. Домик Казаков купил на гонорар за перевод трилогии казахского прозаика Абдижамила Нурпеисова «Кровь и пот». Тамара ушла от мужа, забрала Алешу, но затем определила жить мальчика к прабабушке в Минск.

Осенью 1969 года у Казакова от переживаний случился сердечный приступ, спровоцировавший микроинфаркт. Неоднократно Юрий и Тамара пытались возобновить отношения, но семейную лодку, разбившуюся о быт, склеить не удалось.

Станислав Рассадин характеризовал Казакова как «наглого, скучного, скупого и самовлюбленного жлоба». Однако этой характеристике противоречит бескорыстная помощь, которую автор «Адама и Евы» оказывал коллегам по литературному цеху.

Юрий Павлович спас Евгения Евтушенко от самоубийства после разноса, устроенного поэту Никитой Хрущевым. Казаков поддерживал в трудные минуты Андрея Вознесенского и Юрия Трифонова, был верен дружбе с однокурсником Михаилом Рощиным. По мнению Литвиновой, в рассказе «Трали-вали» в образе пьющего бакенщика, наделенного божественным даром пения, прозаик дал автопортрет, черты которого точнее, чем на фото и в воспоминаниях современников.

Смерть

Поздней осенью 1992 года Казаков скончался в полном одиночестве в московском военном госпитале. Причиной смерти 55-летнего писателя стали диабетический криз и инсульт, вызванные алкоголизмом. Из гражданской больницы Юрия Павловича, в последние годы жившего с ослепшей и обезумевшей матерью на даче в Абрамцево, незадолго до кончины выгнали за «нарушение режима».

На гражданской панихиде Федор Абрамов назвал Казакова гением. Могила Юрия Павловича находится на Ваганьковском кладбище. В фильме-биографии Аркадия Кордона «Послушай, не идет ли дождь…», вышедшем в 1999 году, роль писателя сыграл Алексей Петренко. Кордон лично познакомился с прозаиком во время экранизации его повести «Мальчик из снежной ямы», рассказывающей о ненецком художнике Тыко Вылке.

Сочинение

  • Сочинение Исходный текст
  • Сочинение
  • Оценка работы
  • Практикум
  • Грамотность
  • Содержание сочинения
  • Речевое оформление

Исходный текст

На задворках нашего села стояло на сваях длинное помещение из досок. Я первый раз в жизни здесь услышал музыку — скрипку. На ней играл Вася-поляк. О чём мне рассказывала музыка? О чём-то очень большом. На что же это жаловалась она, на кого гневалась? Тревожно и горько мне. Хочется заплакать, оттого что мне жалко самого себя, жалко тех, что спят непробудным сном на кладбище! Вася, не переставая играть, говорил: «Эту музыку написал человек, которого лишили самого дорогого. Если у человека нет матери, нет отца, но есть родина, он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран, — но никогда не проходит и не гаснет тоска по родине. Эту музыку написал мой земляк Огинский. Написал на границе, прощаясь с родиной. Он посылал ей последний привет. Давно уже нет композитора на свете, но боль его, тоска его, любовь к родной земле, которую никто не может отнять, жива до сих пор». — Спасибо вам, дяденька, — прошептал я.

— За что, мальчик?

— За то, что я не сирота.

Восторженными слезами благодарил я Васю, этот мир ночной, спящее село, а также спящий за ним лес. В эти минуты не было для меня зла. Мир был добр и одинок так же, как я. Во мне звучала музыка о неистребимой любви к родине! Енисей, не спящий даже ночью, молчаливое село за моей спиной, кузнечик, из последних сил работающий наперекор осени в крапиве, отливающей металлом, — это была моя родина. …Прошло много лет. И вот однажды в конце войны я стоял возле пушек в разрушенном польском городе. Кругом пахло гарью, пылью. И вдруг в доме, расположенном через улицу от меня, раздались звуки органа. Эта музыка разбередила воспоминания. Когда-то мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга после того, как я послушал полонез Огинского. Но теперь та же музыка, которую я слушал в детстве, преломилась во мне и закаменела, особенно та её часть, от которой я плакал когда-то. Музыка так же, как и в ту далёкую ночь, хватала за горло, но не выжимала слёз, не прорастала жалостью. Она звала куда-то, заставляла что-нибудь делать, чтобы потухли эти пожары, чтобы люди не ютились в горящих развалинах, чтобы небо не подбрасывало взрывами. Музыка властвовала над оцепеневшим от горя городом, та самая музыка, которую, как вздох своей земли, хранил в сердце человек, никогда не видавший родины и всю жизнь тосковавший о ней.

( По В. Астафьеву)

Сочинение

Внимание:

В работе полностью сохранены стиль, орфография и пунктуация автора

Вероятно, каждый человек соприкасался с разными формами искусства. Искусство неразлучно идёт с человеком рука об руку.

В тексте В. Астафьев поднимает проблему влияния искусства на человека. Как влияет искусство на человека?

Автор показывает, как в различных жизненных обстоятельствах полонез Огинского пробудил в герое совершенно разные чувства. Этим писатель подводит к мысли, что искусство может воздействовать на человека абсолютно по-разному.

В. Астафьев считает, что искусство может вызвать целый спектр эмоций, чувств, мыслей, оказать влияние на человека.

Я согласен с позицией автора, ярким примером персонажа, занимавшегося искусством, является Шерлок Холмс Артура Конана Дойла. Сыщик играл на скрипке, потому что игра помогала ему думать. Я думаю, что в этом случае музыка не вызывала эмоций, а помогала привести в порядок мысли.

Также, большое действие на человека могут оказать боевые искусства. Испокон веков люди, которые практикуют какой-либо из видов этих искусств, отличаются дисциплинированностью, некоторой философией. Наверное в большинстве случаев параллельно с физическими качествами в таком человеке развивается и понимание правильного использование силы во благо, он не станет использовать её без веских причин. Таким образом, хотелось бы сделать вывод: сложно представить человечество без искусства, оно играет довольно важную роль в жизни множества людей.

Оценка работы

Критерий За что начисляются баллы? Максимально В данном сочинении Итого
К1 Формулировка проблемы исходного текста 1 есть 1
К2 Комментарий к проблеме 2 есть 1
К3 Отражение позиции автора 1 есть 1
К4 Своё мнение и его аргументация 3 слабые
К5 Смысловая цельность, связность, последовательность изложения 2 есть 1
К6 Точность и выразительность речи 2 есть 1
К7 Орфография 3 0 ошибок 3
К8 Пунктуация 3 2 ошибки 2
К9 Соблюдение языковых норм 2 1 ошибка 2
К10 Соблюдение речевых норм 2 0 недочётов 2
К11 Соблюдение этических норм 1 есть 1
К12 Фактологическая точность 1 есть 1
Всего: 23 16

Часть 3

Задание 15

15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Интересно, отчего эти незамысловатые, но такие милые сердцу картинки до сих пор так прочно остаются в его памяти?»

Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём балл

15.3. Как Вы понимаете значение слова СЧАСТЬЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое счастье», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector