Вериги

Кто такие монахи

С греческого языка «монах» (μοναχός) переводится как «уединенный, один». Это означает, что монах для приближения к Богу и подражания образу жизни Спасителя удаляется от мира. Это исполнение слов Господа:

Монашество является особым даром служения Богу.

Слово «мир» в Православии многозначно. Под ним понимается человеческое общество, после грехопадения первых людей (Адама и Евы) ориентированное на достижение только материальных, земных целей. Миром называют совокупность грехов и страстей, а также мирские ценности, которые противоречат христианскому учению. Православное понимание удаления от такого «мира» — это стремление уберечь душу и тело от различных искушений, соблазнов и грехов, которые отдаляют человека от Создателя.

В Первом послании к коринфянам (7:32) апостол Павел писал:

Христиане, стремившиеся полностью посвятить свою жизнь Господу, стали избирать девственный, то есть безбрачный, образ жизни. Однако в первые века христианства это не предполагало изоляции от общества. Затем желающие уединиться стали селиться в пустынях, пещерах, лесах. Отсюда определение монахов как пустынножителей, отшельников. Отшельники годами жили в полном одиночестве, проводя свои дни в труде и молитвах. Первым из отшельником считается преподобный Павел Фивейский (228-341). Он около 60 лет прожил в Фиваидской пустыне (Египет).

Степени монашества

В Русской Православной Церкви установлены три степени монашества: рясофор, малая и великая схима.

Низшей степенью монашества является рясофор (от греческого — «носящий рясу»). Однако это еще не означает принятие монашества в полном смысле слова. Чин посвящения в рясофор не включает в себя произнесение монашеских обетов. Поэтому рясофорному монаху не всегда меняют имя.

Высшей ступенью православного монашества выступает схима (в переводе с греческого — «образ», «внешний вид»). Она означает уже осознанное и бесповоротное отречение от мира и прошлой мирской жизни.

Различают малую и великую схиму. Во время пострига в малую схиму новопостриженный приносит обеты (обещания) целомудрия, послушания и нестяжания. При постриге в великую схиму даются те же обеты, но исполнение их более строгое. Святые Отцы считают, что во время пострига монаху дается особая благодать. Это своего рода второе крещение.

Монах, постриженный в великую схиму, называется великосхимником и живет в монастыре отдельно от остальной братии. Если великосхимником становится архиерей, то он отказывается от епископской власти и управления. Его называют схиепископом.

Симеон Столпник

10. Столпники

Живший в пятом веке сирийский святой Симеон Столпник был первым из известных «столпников». В своё время обычные способы аскетизма включали в себя пост, нанесение себе увечий и одиночное заключение в крошечных пространствах.

Симеон чувствовал своё призвание в аскетизме, поэтому он отправился жить в изоляции на колонне высотой 18 метров.

Симеон Столпник

Его товарищи монахи забеспокоились и попросили его отказаться либо от этой идеи, либо отречься от монастыря. Он выбрал второй вариант, и вскоре толпы людей наблюдали, как человек пытается жить согласно выбранному пути.

В итоге Симеон «просидел» на плите шириной 46 см на вершине столба, по крайней мере, 37 лет. Он стал настолько популярным, что в одно время в Риме многие магазины вешали его маленькие портреты в дверные проёмы.

Ноги Симеона были связаны, поэтому он не мог менять позицию. Из-за этого кости и сухожилия со временем стали выпирать из-под кожи. С привязанными к платформе ногами он проводил большую часть дня.

В конечном итоге, это привело к трём отдельным смещениям в его позвоночнике. По словам его учеников, Симеон потерял зрение за 40 дней, и пытался скрыть от них этот факт, когда они его посещали. Также они отметили, что живот его «распахнулся» из-за столь длительного пребывания в такой позиции.

Одежда монаха: основные элементы

Одежда православного монаха — черного цвета. Она символизирует покаяние, скорбь о грехах, плач об утраченном райском блаженстве. По объяснению святителя Игнатия Брянчанинова (1807-1867)

Для каждой степени монашества характерны свои элементы облачения.

С самого начала установления монашества христиане, посвятившие свою жизнь Богу, имели особое одеяние. До наших дней одежда монашествующих практически не изменилась. Незначительно изменялся лишь их вид с сохранением символического значения. Так, в 17 веке претерпела изменение сферическая форма клобука (головного убора). Сначала в Греческой Православной Церкви, а потом в Русской Церкви клобук приобрел цилиндрическую форму.

Что сказано в словаре?

В словаре предлагается три варианта толкования рассматриваемого объекта.

Первое из значений слова «вериги» снабжено пометкой «религиозное». Под ним подразумеваются такие предметы, как оковы, кандалы, цепи из железа, кольца, полосы и тому подобное. Их носили некоторые верующие христиане, надевая на голое тело с целью «усмирения плоти» и зачастую делая это тайно.

Пример употребления. У Ильфа и Петрова в «Двенадцати стульях» упоминается о графе-монахе, носившем вериги, которые весили несколько пудов. Он, будучи привыкшим к изысканной французской кухне, стал питаться исключительно картофельной шелухой.

Вериги святого Петра

Вериги апостола Петра. Основная статья: Вериги святого Петра

Вериги святого Петра

— цепи, которыми, по преданию, был скован апостол Петр в Мамертинской тюрьме в Риме (по другой версии, во время его ареста в Иерусалиме, о котором упомянуто в 12-й главе Деяний апостольских). Хранятся вериги в Риме в церкви Сан-Пьетро-ин-Винколи (итал. Chiesa di San Pietro in Vincoli). Первоначально цепи хранились в Константинополе. В V веке императрица Евдокия отправила одну цепь в Рим в качестве дара папе Льву I, который построил отдельный храм для хранения реликвии. Цепь, присланная из Константинополя, была помещена в церковь вместе с другими оковами, в которых апостол Пётр содержался под арестом при императоре Нероне. Ныне цепи находятся в прозрачной дарохранительнице у центрального алтаря.

В Православной церкви празднование поклонения честным веригам апостола Петра совершается 16 января (по юлианскому календарю).

Преподобный Никита Столпник

Святой жил в XII веке в Переславле-Залесском и заведовал сбором налогов. В 1152 году по приказу князя Юрия Долгорукого начали колоссальную перестройку города и на Никиту возложили миссию собирать «усиленную дань» с жителей. Добывая деньги для государства и себя лично, он иногда доводил людей до разорения. Жизнь чиновника изменилась после услышанного в храме отрывка из книги пророка Исайи: Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову (Ис 1:16-17).

«Отец! Спаси погибающую душу»

Раскаявшись, Никита буквально бросился в монастырь к игумену со словами: «Отец! Спаси погибающую душу». По благословению настоятеля преподобный взял на себя сразу несколько подвигов: столпничество и ношение вериг. При этом столпничество было не вполне привычным: вместо столпа — возвышения, на котором подвижники проводили остаток своей жизни стоя, Никита вырыл глубокую яму и стоял в ней.

Смерть из-за вериг

Вериги стали причиной смерти святого. Железные цепи настолько отполировались о тело подвижника, что блестели как драгоценный металл, и люди, не верившие в покаяние Никиты, посчитали, что он тайком носит на себе сокровища. Подвижника убили, а тяжеленные цепи тащили до берега Волги, пока не поняли, что они железные. Вериги были выброшены разбойниками в реку. Через некоторое время инок Петропавловского Ярославского монастыря обрел их. По преданию, они плавали на поверхности воды, как будто были сделаны из дерева, и от них исходило дивное сияние.

Живые Будды

1. Самомумификация

Древние подвижники, живущие в горах Японии, стремятся стать «живыми Буддами» через мучительные акты физических и умственных испытаний. Последняя стадия этой практики – самомумификация.

В этом длящемся десятилетие процессе священники медленно подготавливают свои собственные тела к мумификации. Это начинает происходить с еще живым человеком.

Процесс разделён на три периода по 1000 дней, всё тщательно продумано, чтобы ничего не помешало прохождению в нирвану. В первый период священники едят только орехи и зерно, а также медитируют под струями ледяной воды, сходящей с горного массива.

После этого они переходят на рацион из коры и корней сосны, в результате чего содержание жиров в их организме стремится к нулю. Следующий этап – употребление чая с ядовитыми соками, что помогает оставшейся влаге через рвоту выйти из организма.

Последний этап – это помещение священника в каменную гробницу с трубкой для воздуха и громким колокольчиком, чтобы сигнализировать другим о своём состоянии. Когда колокольчик переставал звонить, могилу запечатывали.

1000 дней спустя могилу вскрывали, и если тело сохранилось в первозданном виде, то говорили, что священник достиг состояния Будды и теперь достоин, чтобы о нём говорили веками. Однако, те, чьи тела не смогли сохранится, также продолжали пользоваться большим уважением. 

Изменение тела

6. Модификация тела

Вместо того, чтобы заниматься модификацией ума, некоторые выбирают проделывать экстремальные изменения со своим телом. В доисторической японской культуре дзёмон было принято удалять резцы по достижению человеком возраста 13 лет.

Это в первую очередь считалось признаком социального статуса. В итоге, основные жизненные этапы, такие, как брак или потеря близкого человека отображались через улыбку, а не через обручальное кольцо или траурную повязку.

Шрамирование

Современные практики модификации тела были популяризированы во время ренессанса татуировки в 1990-х годах и завершились более радикальными методами, такими как шрамирование, кожные имплантаты и растяжение мочки уха.

Многие из этих практик являются своеобразными подражателями практикам прошлого. Эволюция этих практик породила истязание себя подвешенными крючками.

Несколько человек, соединённые крючками за кожу, начинают идти в противоположных направлениях.

Сегодня существует даже церковь модификации тел, в которой продолжают использование древних практик и изобретают новые способы телесных изменений.

Жестокие традиции

4. Перчатки с муравьями

Мальчики народа Маве в Амазонии проходят через мучительную церемонию становления мужчиной. Новость о почти невероятной терпимости к боли быстро распространилась через Интернет, после чего многие стали ошибочно полагать, что они могут справиться с этим вызовом.

Начиная с 12 лет мальчики этого племени должны собирать парапонер (муравьи-пули), которыми они впоследствии должны заполнить особые перчатки.

Затем мальчик должен надеть эти перчатки в общей сложности 20 раз, каждый из которых продолжительностью не меньше 10 минут.

Боль, которая приходит после ношения, по оценкам, в 30 раз сильнее укуса самых болезненных ос. Эту боль также сравнивают с агонией перед расстрелом. В шкале силы ужалений Шмидта укус одного такого муравья описывается как «хождение с ржавым гвоздём в пятке по горящему углю».

Во время укусов эти муравьи вырабатывают нейротоксины, достаточно мощные для того, чтобы вызвать парализующую, неостанавливающуюся боль на протяжении трёх-пяти часов.

Сильная потливость, приступы тошноты и судороги – это нормальное состояние человека после укусов. Множественные укусы могут закончится смертью человека.

Самоистязание

7. Изменённое состояние сознания

Некоторые системы верований допускают использование в своей практике изменение сознания с помощью химических веществ.

Рекреационное использование психоделиков в сочетании с определёнными ритуалами или музыкой иногда используется для улучшения самочувствия, и широко изучено в клинических условиях.

Современное понимание нейрохимии делает подобного рода эксперименты относительно безопасными, особенно по сравнению с попытками наших предков делать это.

Шаманы и оракулы древности часто подвергали себя опасности, используя энтеогены, так обобщённо называли все психоактивные лекарственные средства, используемые в духовных целях. Во многих культурах использовался цветок дурмана, содержащий атропин и скополамин.

Цветок дурмана

Коренные американцы использовали высокие дозы этого цветка в своих церемониях, чтобы вызвать видения и мочь видеть то, что происходит в других реальностях.

Побочные эффекты ужасающие: вызывающие панику галлюцинации, а также возможная слепота, сумасшествие или длительная, болезненная смерть.

Веригоношение[ | ]

Вериги первоначально были принадлежностью монахов-аскетов. Вот как писал о них Григорий Богослов: «Другие изнуряют себя железными веригами, и, истончевая плоть, истончевают вместе грех». Соответственно строгости аскетического идеала, иноки в самом подвиге не довольствовались уже обыкновенным аналавом, как только знаком своей борьбы с плотью; возникло желание, чтобы этот знак более чувствительно воздействовал на волю через воздействие на тело.

Вериги в псковском музее.

Древние подвижники основывали подвиг веригоношения на некоторых словах Нового Завета:

  • «Возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдёте покой душам вашим; ибо иго моё благо, и бремя Моё легко есть » (Мф. 11:28-30);
  • «Благо есть человеку, когда он несёт иго в юности своей, сидит уединённо и молчит, ибо Он наложил его на него » (Плач. 3:27-28);
  • «Аз язвы Господа моего на теле моём ношу » (Гал. 6:17).

Ношение вериг есть своего рода аскетическое упражнение, имеющее целью изнурение телесное в непрерывном усилии совершенно, по слову апостола, распять плоть свою со страстями и похотями (Гал. 5:24). Оно имеет по существу то же значение, что и ношение взад и вперёд больших тяжестей, камней и корзин с песком, имевшее место для усмирения побуждений плоти у восточных пустынников первых веков христианской Церкви.

Одежда монаха великой схимы

Монашеская одежда великой схимы состоит из хитона, аналава, рясы, мантии, куколя.

Вместо парамана у монахов великой схимы в облачении имеется небольшой четырехугольный плат со шнурами, на котором изображены страсти Господни. Это аналав. Первоначально его практическим значением было стягивание одежды монаха, чтобы она не мешала во время работы. Аналав знаменует полную смерть для мира и всего мирского.

Головном убором схимонаха является куколь. Он имеет форму остроконечного капюшона, у которого две длинные полосы материи закрывают спину и грудь. Для схимонаха куколь черного цвета. На нем изображены кресты, серафимы и текст Трисвятого.

«Оружие» монахов

Для истинно монашеской жизни является необходимым исполнение молитвенного правила.

Со времен первых египетских монахов сохранилась практика постоянно совершать молитву, называемую по-гречески «monologistos» (молитва, заключающаяся в одной фразе). Так среди монашествующих получила распространение Иисусова молитва. Она включает в себя имя Спасителя и обычно ассоциируется с молитвой мытаря:

Святые Отцы говорили, что постоянное призывание имени Иисуса есть вернейшее средство для спасения и единственная помощь и милость молящегося.

Для того, чтобы держать ум сосредоточенным на чтении Иисусовой молитвы, не поддаваться сонливости и не сбиваться в подсчетах молитв, монахи используют четки. Это нанизанные на нить бусины или навязанные на плотной нити узелки («зерна»). Концы нити связаны в кольцо и увенчаны небольшим крестом. Наиболее распространенное число узелков на четках — 50 или 100. Келейные четки монахов иногда содержат их 1000. Для исполнения монашеского правила, предусматривающего сотни кратких молитв и поклонов, они очень удобны.

Четки монахи получают при постриге и потому ношение их на руке является естественным

Святой старец Паисий Святогорец (1924-1994) особое внимание уделял молитве монаха по четкам:

Отрывок, характеризующий Вериги

В одну из минут, когда на сцене всё затихло, ожидая начала арии, скрипнула входная дверь партера, на той стороне где была ложа Ростовых, и зазвучали шаги запоздавшего мужчины. «Вот он Курагин!» прошептал Шиншин. Графиня Безухова улыбаясь обернулась к входящему. Наташа посмотрела по направлению глаз графини Безуховой и увидала необыкновенно красивого адъютанта, с самоуверенным и вместе учтивым видом подходящего к их ложе. Это был Анатоль Курагин, которого она давно видела и заметила на петербургском бале. Он был теперь в адъютантском мундире с одной эполетой и эксельбантом. Он шел сдержанной, молодецкой походкой, которая была бы смешна, ежели бы он не был так хорош собой и ежели бы на прекрасном лице не было бы такого выражения добродушного довольства и веселия. Несмотря на то, что действие шло, он, не торопясь, слегка побрякивая шпорами и саблей, плавно и высоко неся свою надушенную красивую голову, шел по ковру коридора. Взглянув на Наташу, он подошел к сестре, положил руку в облитой перчатке на край ее ложи, тряхнул ей головой и наклонясь спросил что то, указывая на Наташу. – Mais charmante! – сказал он, очевидно про Наташу, как не столько слышала она, сколько поняла по движению его губ. Потом он прошел в первый ряд и сел подле Долохова, дружески и небрежно толкнув локтем того Долохова, с которым так заискивающе обращались другие. Он, весело подмигнув, улыбнулся ему и уперся ногой в рампу. – Как похожи брат с сестрой! – сказал граф. – И как хороши оба! Шиншин вполголоса начал рассказывать графу какую то историю интриги Курагина в Москве, к которой Наташа прислушалась именно потому, что он сказал про нее charmante. Первый акт кончился, в партере все встали, перепутались и стали ходить и выходить. Борис пришел в ложу Ростовых, очень просто принял поздравления и, приподняв брови, с рассеянной улыбкой, передал Наташе и Соне просьбу его невесты, чтобы они были на ее свадьбе, и вышел. Наташа с веселой и кокетливой улыбкой разговаривала с ним и поздравляла с женитьбой того самого Бориса, в которого она была влюблена прежде. В том состоянии опьянения, в котором она находилась, всё казалось просто и естественно. Голая Элен сидела подле нее и одинаково всем улыбалась; и точно так же улыбнулась Наташа Борису. Ложа Элен наполнилась и окружилась со стороны партера самыми знатными и умными мужчинами, которые, казалось, наперерыв желали показать всем, что они знакомы с ней. Курагин весь этот антракт стоял с Долоховым впереди у рампы, глядя на ложу Ростовых. Наташа знала, что он говорил про нее, и это доставляло ей удовольствие. Она даже повернулась так, чтобы ему виден был ее профиль, по ее понятиям, в самом выгодном положении. Перед началом второго акта в партере показалась фигура Пьера, которого еще с приезда не видали Ростовы. Лицо его было грустно, и он еще потолстел, с тех пор как его последний раз видела Наташа. Он, никого не замечая, прошел в первые ряды. Анатоль подошел к нему и стал что то говорить ему, глядя и указывая на ложу Ростовых. Пьер, увидав Наташу, оживился и поспешно, по рядам, пошел к их ложе. Подойдя к ним, он облокотился и улыбаясь долго говорил с Наташей. Во время своего разговора с Пьером, Наташа услыхала в ложе графини Безуховой мужской голос и почему то узнала, что это был Курагин. Она оглянулась и встретилась с ним глазами. Он почти улыбаясь смотрел ей прямо в глаза таким восхищенным, ласковым взглядом, что казалось странно быть от него так близко, так смотреть на него, быть так уверенной, что нравишься ему, и не быть с ним знакомой.

Необычные фестивали

8. Флагеллантские фестивали

Флагеллантство – это движение «бичующихся», которые хлещут своё тело плетьми. Порка использовалась во многих древних культурах, начиная от спартанцев и коренных американцев и заканчивая некоторыми сектами христианства и ислама.

Когда в 1259 году в Италию пришла Чёрная смерть, группа христиан, считавшая чуму божественным судом, выстроилась в линию и начала себя безостановочно хлестать, прося таким образом у Бога прощения.

На Филиппинах, фестивали, проводящиеся на фоне этого акта, проходят в дни религиозных праздников. Идущих парадом по улицам людей с огромными распятиями на спине, хлещут случайные прохожие.

Некоторые становятся на колени в молитве, при этом руки их привязаны к деревянным кольям, которые пронизывают подмышки. Под алтарём с изображением Христа на стене, люди бьют себя металлическим стержнями, привязанными к окровавленной верёвке. Это рассматривается как акт раскаяния.

Шиитские мусульмане проводят подобные фестивали в дни поста и поминовения мучеников (месяц мухаррам). Для оплакивания принесённого в жертву внука Мухаммада, мужчины и мальчики в общественных местах истязают себя.

Крайности, в которые бросаются некоторые участники данного события, — это использование лезвий ножей, прикреплённых к цепи, которыми они режут себя по спине.

К счастью, некоторые мусульмане предпочитают почтить пророка более гуманным способом – стать донором крови.

Странные праздники

5. Праздник Тайпусам

Недалеко от Куала-Лумпур, более одного миллиона человек собирается на праздник Тайпусам. Все участники за два до празднования перестают есть. Это большой праздник, несмотря на то, что каждый участник испытывается на терпимость к боли.

На этом параде люди обуты в сандалии с железными гвоздями, торчащими из подошвы. Нарезанные лаймы насаживаются на ногти, из-за чего раны сильно пекут, но цитрусовый, при этом, действует как дезинфицирующее средство.

Все люди украшены десятками больших колокольчиков, прикреплённых к их телам и лицам. В честь индуистского бога Муругана, который победил большого демона копьём, поклоняющиеся ходят с длинными металлическими, богато украшенными шампурами, пронзающие их щёки.

Специально назначенные люди несут так называемые кавадисы, огромные стальные святыни – каркасы, украшенные цветами и фруктами. Эти святыни прикреплены к знаменосцу многочисленными крюками.

Несмотря на это, многие азиатские юго-восточные индусы, которые принимают участие в этих ритуалах, говорят, что при прокалывании кожи таким образом теряется очень мало крови.

Самосожжение

3. Принесение себя в жертву

Самосожжение буддийского монаха Тич Куанг Дыка (Thich Quang Duc) в 1963 году остаётся самым известным примером самого отвратительного, но ненасильственного протеста в современной истории.

Президент Республики Вьетнам Нго Динь Зьем выступал за католицизм и уже давно преследовал буддийское население страны. В знак протеста Тич Куанг Дык вышел на улицы Сайгона, облил себя бензином, поджёг и сгорел в тишине, сидя в позе лотоса.

Тич Куанг Дык

Захват Тибета Китаем в последнее время вызвал эпидемию общественных самопожертвований. Как минимум, 100 человек сожгли себя выступая против действий китайского правительства. В 2011 году произошло групповое самосожжение 12 человек.

В следующем году, группа из более 80 человек сделала тоже самое. В Пекине площадь Тяньаньмэнь оснастили огнетушителями, чтобы предотвратить подобные акты тибетских активистов.

2. Уродование гениталий

Для некоторых детей аборигенов, взросление в глазах племенного сообщества включает в себя болезненные ритуалы, во время которых деформируются половые органы. Как правило, дело ограничивается обрезанием или надрезанием клитора при наступлении половой зрелости.

Но иногда бывают и случаи, когда используется каменный инструмент, чтобы «разделить» нижнюю часть мужских гениталий.

В одном из худших примеров, «мальчик стал мужчиной после того, как неоднократно бил себя тяжёлым камнем по половому органу, оставив его всего в синяках и в крови». Согласно этому же источнику, резцы мальчика также были выбиты. На них старейшины племени обменяли древние религиозные тайны.

В другом докладе был описан ещё один похожий процесс: «после того, как мальчик сделал себе длинный надрез вдоль всего органа, он вставил себе в мочеиспускательный канал стержень, поэтому теперь процесс мочеиспускания может происходить только сидя».

Антрополог Барбара Мирхоф (Barbara Myerhoff) отметила, что этот специфический ритуал делает мужские гениталии внешне похожими на менструирующую женщину. Испытываемую мужчиной боль при этом сравнивают с менструальной или врождённой болью у женщин.

По мнению аборигенов, это даёт мужчинам больше понимания системы воспроизводства и жизненного цикла.

Практика ношения власяниц

9. Власяница

Власяница была жутко неудобным, а порой и откровенно болезненным видом одежды, которую надевали под обычную одежду и которая якобы способствовала «умерщвлению» плоти и укреплению духа ее «носителя».

Ранние христиане делали эти наряды из козьей шерсти и мешковины, а носили их как майки или как набедренные повязки. Эта древняя практика стала особенно популярной в средневековой Европе среди аскетов, святых и высокопоставленных лиц.   

Карл Великий и Иван Грозный завещали похоронить себя в этой одежде. Власяницу часто надевали те, кто чувствовал себя виноватым предаваясь роскоши без необходимости.

Эта практика выжила и в современную эпоху в лице ирландского аскета Мэтта Талбота (Matt Talbot). Прожив тихую жизнь обыкновенного рабочего, борющегося с алкоголизмом, он внезапно умер, упав на улице в 1925 году. Готовя его тело к погребению, ревизоры обнаружили несколько колющихся цепочек (ещё один вид власяницы), «завязанных» на его истощённом теле.

Члены Опус Деи (профессиональная прелатура католической церкви, целью которой была помочь верующим обрести святость в повседневной жизни во время занятий обычными делами) также носили металлические колючие цепи, надевая их на бёдра.

Как правило, те, кто носил власяницы, никогда не говорил о них, держа в секрете факт ношения

Это было мерой предосторожности от высокомерия, которое приписывали людям, носящим напоказ такие «благочестия», а также защищало тех, кто не знаком с практикой, чтобы они не видели полученные от ношения травмы.

Одежда монаха малой схимы

В малой схиме облачение монаха состоит из хитона, парамана, рясы, мантии, клобука.

Принадлежностью облачения монашествующих малой и великой схимы является хитон. Это одежда из грубой ткани, которая носится под рясой. Символическое значение — вольная нищета и нестяжание.

Параман — квадратный плат, на котором изображен крест и написаны слова святого апостола Павла:

Параман носится на теле под одеждой при помощи четырех шнуров. Они пришиты по углам так, что на спине образуется четырёхугольник, а на груди — крест. Параман призван напоминать монаху о желании следовать за Христом:

В торжественных случаях монах носит мантию, представляющий собой длинный плащ без рукавов. Для верующих первых веков христианства такую одежду носили все, кто обращался к истинной вере и отказывался от званий и чинов языческого мира. Это было символом отречения от идольского служения, а также выражением смирения. Со временем мантия стала носиться только монашествующими. Святой Герман, патриарх Константинопольский (634-733), трактовал ношение мантии как знамение ангельских крыл.

Одежда рясофорного монаха

Одежда рясофорного монаха — это подрясник, ряса и камилавка.

Подрясником называется черного цвета длинная, почти до земли, рубаха с узкими рукавами. Это одеяние свидетельствует о принадлежности к монашествующему духовенству.

Ряса представляет собой повседневную верхнюю длинную одежду с широкими рукавами, которая наглухо застегивается воротом. У монахов ряса также черного цвета. Ряса и подрясник являются символом внутреннего покоя, бесстрастия и отрешения от мирской суеты.

Головным убором у монаха-рясофора является камилавка (называется еще клобуком), имеющая форму расширенного кверху цилиндра. Это духовный «шлем спасения» и «покрывало послушания». Представители белого духовенства тоже могут иметь камилавку. Они ее получают в качестве награды. В отличие от монашеских, цвет камилавки фиолетовый.

Что такое православное монашество

Монашество как отдельный вид христианской жизни оформился к 4 веку в Египте. К этому времени стали появляться первые монашеские общины. Живущие в них христиане ведут иноческий образ жизни, то есть иной, отличный от остальных верующих. Это отличие заключается как во внутренних изменениях (постоянная молитва, смирение), так и во внешних атрибутах. Таких, как одежда монаха.

Для каждого верующего человека свойственно задумываться о своей духовной судьбе. Христианин должен самостоятельно выбрать путь ко спасению. Не может быть одинакового пути для всех. Здесь должны учитываться особенности каждого человека, его призвание и духовные силы. Это может быть супружеская жизнь в христианском браке или целомудренная безбрачная жизнь. Оба пути признаны Церковью одинаково спасительными для человека.

Православные монахи

Небольшая путаница

В 2010 году на зимней Олимпиаде в Ванкувере после неудачного выступления нашей сборной В. В. Путин, который тогда занимал пост премьер-министра, отметил, что оно является поводом для проведения серьезного анализа. Он дал указание сделать оргвыводы и исправить ситуацию, создав необходимые условия для хорошего выступления российских спортсменов на сочинской Олимпиаде в 2014 году.

Премьер также отметил, что в Ванкувере от наших олимпийцев ожидали гораздо большего, но это не значит, что нужно опустить руки и, посыпая пеплом голову, избивать себя веригами. Следует отметить, что в данном случает имеет место неточность. Ведь как видно из сказанного выше, никто себя не собирался бить веригами, их носили на теле.

Скорее всего, речь шла о самобичевании, иначе называемом флагелланством. Это движение «бичующихся», которое возникло в XIII веке. Его представители использовали самобичевание как один из вариантов «умерщвления плоти». Оно могло быть и келейным, и публичным.

При этом орудием был бич или плетка с тремя хвостами. На плетке имелись многочисленные узлы с шипами длиной в палец. При ударе они вонзались в плоть с такой большой силой, что для их извлечения необходимо было сделать дополнительный рывок.

Подтверждает ошибку и этимология слова «вериги», образованного от старославянского «верига», обозначающего «цепь», которое происходит от праславянского verti, что значит «связывать».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector