Страны регионы исповедующие буддизм
Содержание:
- Период гонений
- Нарака-лока
- Кратко об истории возникновения буддизма
- Как практиковать буддизм: осознанность
- Что такое реакции в буддизме
- Четыре облагораживающих истины
- Философия буддизма
- Буддизм и Рим
- Буддизм на карте мира
- Миры страстей
- Буддийские школы
- Вьетнам
- Основные течения в Буддизме
- Медитация в буддизме. 4 метода фиксации памяти
- Индия
- Жизнь в обществе
- Культурное взаимопроникновение
Период гонений
С отделением церкви от государства и приходом советской власти все религии стали подвергаться гонениям, не избежал этой участи и буддизм. Разрушения не начались сразу же. Некоторое время религиозный деятель Агван Доржиев пытался найти компромисс с коммунистами, утверждая, что у двух идеологий единая цель, но репрессии все равно начались.
На историю буддизма в России очень повлиял этот период. Сначала в Бурятии и Калмыкии, а затем и в Туве было уничтожено множество храмов. Последователи веры арестовывались, отправлялись в тюрьмы, даже расстреливались.
Ситуация нормализовалась только к концу Второй мировой войны, когда преследования прекратились. К тому времени от всего многообразия храмов остался лишь один хурул в Калмыкии, все остальные здания превратились в руины.
Разрешение заново открывать помещения для богослужений привело к восстановлению монастырей и строительству новых храмов, росту популярности этой религии у народа.
Нарака-лока
Его можно сравнить с адом – низшим миром страстей в буддизме, куда попадают существа за свою карму. Впрочем, пребывание здесь не может длится вечно: когда карма будет отработана, предстоит перевоплощение в более высоком мире.
Ад в китайском буддизме
Насчитывается огромное количество адов – нараки. Особенно выделяют восемнадцать из них: по восемь горячих и холодных и два нарака, где царит боль. Характеристики ада – ненависть, злость, недоброжелательство. Он настигает за злодеяния по отношению к другим в прошлых жизнях.
Горячие нараки вселяют ужас. Здесь земля, реки, небо – сплошное раскаленное железо, лава, пламя, огонь, тлеющий уголь. От них не убежать, потому что все вокруг сразу превращается в искры огня.
Противоположность горячего ада – холодный, покрытый вечной мерзлотой, льдами и экстремально низкими температурами. В холодные нараки отправляются за чрезмерную гордыню, холодность души, презрение, самодовольный нрав. Пребывание здесь вызывает волдыри, нарывы, заставляют плоть лопаться и взрываться.
Кратко об истории возникновения буддизма
Буддизм является одной из самых древних религий мира. Его зарождение произошло в противовес господствовавшему тогда брахманизму еще в середине первого тысячелетия до нашей эры в северной части Индии. В философии Древней Индии буддизм занимал и занимает ключевое место, тесно переплетаясь с ней.
Если рассмотреть возникновение буддизма кратко, то, по мнению отдельной категории ученых, этому явлению способствовали определенные изменения в жизни индийского народа. Приблизительно в середине VI века до н.э. индийское общество настиг культурный и экономический кризис.
Те родовые и традиционные связи, которые существовали до этого времени, стали постепенно претерпевать изменения
Очень важно то, что именно в тот период происходило становление классовых отношений. Появилось много аскетов, бродящих по просторам Индии, у которых сформировалось свое видение мира, чем они делились с другими людьми
Так, в противостояние устоев того времени появился и буддизм, заслуживший у народа признание.
Большое количество ученых считает, что основоположником буддизма был реальный человек по имени Сиддхартха Гаутама, известный как Будда Шакьямуни. Родился он в 560 году до н.э. в зажиточной семье царя племени шакья. С самого детства он не знал ни разочарований, ни нужды, был окружен безграничной роскошью. И так прожил Сиддхартха юность, пребывающий в неведении о том, что существуют болезни, старость и смерть.
Настоящим потрясением для него стало то, что он столкнулся однажды во время прогулки за пределами дворца со старцем, больным человеком и похоронной процессией. Это повлияло на него настолько, что в свои 29 лет он примыкает к группе странствующих отшельников. Так он начинает поиски истины бытия. Гаутама пытается понять природу человеческих бед и пытается отыскать способы их устранения. Осознавая, что бесконечная череда перевоплощений неминуема, если не избавиться от страданий, он пытался отыскать ответы на свои вопросы у мудрецов.
Краткая история возникновения буддизма
Проведя в странствиях 6 лет, он испытывал разные техники, практиковал йогу, но пришел к выводу, что такими способами просветления не достичь. Действенными методами он считал размышления и молитвы. Именно тогда, когда он проводил время в размышлениях под деревом Бодхи, он испытал просветление, благодаря которому нашел ответ на свой вопрос.
После своего открытия он провел еще несколько дней на месте внезапно наступившего озарения, а затем отправился в долину. И стали звать его Буддой («просветленным»). Там он начал проповедовать людям учение. Самая первая проповедь состоялась в Бенаресе.
Как практиковать буддизм: осознанность
Осознанность – это основная практика буддизма. Можно подобно Будде сидеть в медитации много лет. Но для этого нужно уйти в монастырь и отречься от светской жизни. Этот путь вряд ли подходит нам, обычным людям.
К счастью, чтобы практиковать осознанность совсем не нужно сидеть под баньяновым деревом.
Осознанность можно практиковать в повседневной жизни. Для этого нужно беспристрастно и внимательно наблюдать за происходящим в настоящий момент.
Если вы внимательно читали статью, то вы уже понимаете, что тот настоящий момент о котором говорят все Мастера это не то, что происходит вокруг вас. Настоящий момент – это то, что происходит внутри вас. Ваши реакции. И в первую очередь, ваши телесные ощущения.
Ведь в зеркале мира отражаются именно телесные ощущения – они создают отпечатки в вашем уме.
Итак, будьте осознанными
Находитесь вниманием в настоящем моменте, здесь и сейчас
И внимательно беспристрастно наблюдайте:
- Телесные ощущения и эмоции – реакции на происходящее во внешнем мире.
- Мысли. Буддизм учит, что мысли это не вы. Мысли это такие же события «внешнего мира», но которые происходят в вашем уме. То есть мысли это тоже предрасположенности, которые также оставляют свои отпечатки. Вы не можете выбирать свои мысли, мысли появляются из ниоткуда сами по себе. Но вы можете выбирать свои реакции на них.
- Окружающее пространство. Помимо «настоящего» момента также нужно очень чутко осознавать все пространство вокруг вас, быть внимательным к людям и к природе. Но держите все органы чувств под контролем, не позволяя им влиять на свое внутреннее состояние.
Что такое реакции в буддизме
Представьте, что вас предал близкий человек. Это вызывает в вас злость, обиду, гнев. Но подумайте, обязаны ли вы испытывать эти чувства? Вопрос не в том, можете ли вы в этот момент испытывать что-то другое, например, благодарность. Но чисто теоретически возможен же такой вариант? Нет такого закона, согласно которому вы обязательно должны чувствовать в этой ситуации обиду или гнев. Вы сами делаете выбор.
Мы реагируем на происходящие ситуации негативными эмоциями только потому, что находимся в неведении. Мы путаем причину и следствие, меняем их местами, считая, что ситуации вызывают в нас чувства. На самом деле чувства вызывают ситуации, а ситуации только стремятся вызвать в нас те же чувства, которые стали их причиной. Но мы не обязаны на них реагировать так, как они этого хотят. Мы сами можем делать свой осознанный духовный выбор.
Мир полностью отражает наши чувства.
Мы этого не видим только потому, что отражение это происходит с задержкой во времени. То есть ваша сегодняшняя реальность – это отражение прошлых чувств. Какой смысл реагировать на прошлое? Это ли не самая большая глупость человека, находящегося в неведении? Оставим этот вопрос открытым и плавно перейдем к следующему основополагающему принципу буддийской философии.
Четыре облагораживающих истины
После того как принц Сиддхартха повстречал на дороге старика, больного и мертвеца, он пытался найти ответ на вопрос о том, как можно прекратить страдания. Найденный им ответ он сформулировал как четыре облагораживающих истины:
Страдание существует
Здесь нужно сделать отступление и поговорить о том, что такое страдание. Санскритское слово «дуккха», которое на русский обычно переводят как «страдание», имеет гораздо более широкое значение.
Дуккха включает в себя не только физические страдания, сопровождающие человека по жизни (старение и немощность, болезнь, мучения и смерть), но также и душевные страдания (грусть, скорбь, беспокойство, страх, депрессия). Особенно Сиддхартха выделял такие страдания как «разъединение с тем, что нравится» — разлука с любимым, смерть родителей, ребенка, или супруга, «соединение с тем, что не нравится» — например, брак с нелюбимым супругом, и «невозможность достичь желаемого» — под этим имеется в виду неимение финансовой возможности купить что-то, невозможность влюбить в себя того, в кого влюблен ты, невозможность найти призвание в жизни или сделать карьеру в какой-то области, невозможность иметь детей, не смотря на желание и так далее
Будда сделал одно крайне важное замечание о природе страданий — переживание страдания является частью внутреннего мира человека, во внешнем мире не существует страданий — страдание субъективно, а не объективно.
У страдания есть причина
Сиддхартха выделял несколько причин страданий. Первая причина — жажда удовольствий
Удовольствие от удовлетворения своих желаний имеет очень скоротечный эффект. Человек купил новую квартиру и через какое-то время начинает задумываться, что, наверное, ему нужна квартира побольше или даже дом. Человек купил новую машину — через месяц удовольствие от покупки уже совсем не то, что в первые дни. Муж ушел от жены к молодой любовнице — через год эйфория заканчивается, начинается бытовуха и он опять смотрит на других женщин. Через короткое время после удовлетворения предыдущих желаний появляются новые. Таким образом получается замкнутый цикл по удовлетворению желаний. Чем больше желаний не могут быть удовлетворены, тем больше растут страдания.
Вторая причина — это непостоянство и изменчивость мира. Все наши эмоции и переживания симметричны — радость симметрична грусти, любовь симметрична ненависти, а привязанность симметрична скорби — поэтому когда происходят какие-то изменения, положительное переживание сменяется отрицательным. Например, если ребенок очень любит свою игрушку, то когда она ломается, ребенок расстраивается и плачет. Если жена любит и привязана к мужу, то при его гибели она будет очень сильно грустить и скорбеть. Если муж любит жену, а она уходит от него к другому, то он начинает ненавидеть ее саму и ее нового возлюбленного. Если мы что-то имеем, то при потере этого страдаем.
Третья причина — это неведение или заблуждения о природе реальности. Действия человека, исходящие из его неправильных представлений о мире, будут всегда приводить его к страданию. Прекрасной иллюстрацией этого принципа может служить недавний хабрапост про переезд в Минск.
Страдание можно прекратить
Сиддхартха утверждал, что страдания можно прекратить, и что после устранения всех страданий достигается состояние абсолютного успокоения, в котором ты не испытываешь ни ненужных привязанностей, ни ненависти, ни грусти, ни зависти, ни скорби, ни других загрязнений ума, в котором ты точно осознаешь реальность такой, какая она есть, и в котором у тебя нет лишних желаний. Это состояние называется нирвана, а момент перехода в него — просветление или пробуждение, а сам перешедший в это состояние соответственно становится Буддой. И в момент своей смерти просветленный будет абсолютно спокоен и счастлив, не жалея ни о чем в свой жизни.
Нужно отметить, что отсутствие лишних желаний не означает отсутствия любых желаний вообще, но понимание того, что истинно важно и действительно нужно.
Есть путь к прекращению страдания
Сиддхартха утверждал, что знает путь к состоянию нирваны. «Срединный путь» — золотая середина между физическими и духовными потребностями, между наслаждениями и аскетизмом без впадения в крайности. Он назвал этот путь «Облагораживающим Восьмеричным Путем». Вообще, обычно на русском его называют Благородный Восьмеричный Путь, как и Четыре Облагораживающих Истины обычно переводят как Четыре Благородных Истины, но мне больше импонирует слово «облагораживающий», так как оно лучше передает процессуальность того, как следование этому пути и понимание этих истин облагораживает человека.
Философия буддизма
Буддизм это самонаблюдение, для того чтобы выйти за пределы своего обычного «я». Обычное человеческое «я» основано на прошлом опыте, на реальном восприятии этого мира, на эго. Но когда человек занимается самонаблюдением, он замечает, что «я» — это иллюзия и никакого «я» в теле не существует.
Философия буддизма содержит такое понятие как иллюзорность данного мира. Данная религия говорит, что любой человек сможет осознать свою иллюзорность, рассматривая и исследуя свое тело. Наблюдая за ним, мы ничего не находим, все лишь зависит друг от друга в своем существовании и нет никакого «я» в этом теле.
Так человек погружается внутрь себя и, постигая разные миры, убеждается в существовании других измерений и его привязанность к этому миру ослабевает.
Обычно, когда человек умирает, он возвращается к себе Домой, к своему Отцу, к Богу, где существует лишь Единство. Но когда его спрашивают, желает ли он вернуться в состояние отделенности, то он отвечает, что хочет вернуться, поскольку привязан к прежнему опыту. Исходя из вышесказанного, философия буддизма в этом и заключается, что человек возвращается в свой лабиринт на Земле.
Другими словами человек забавляется или играет теми вещами, которые существуют в мире людей. После смерти человека снова спрашивают, не наигрался ли он в свои земные игры. А игрушек в мире людей так много и которых становиться все больше и больше. И ребенок снова говорит: «Да». И снова блуждание по лабиринту жизни.
Чтоб понять что такое буддизм, надо вначале принять факт существование лабиринта и его бесконечность. И то, что нужно сделать, так это подняться над лабиринтом, увидеть свои игрушки в этом лабиринте.
И когда ты видишь, что подлинное «я» отсутствует в этом теле, что игра в игрушки приносит страдание, то пропадает желание обладать этими ими и уже нет нужды блуждать в лабиринте. Колесо Сансары останавливается.
Покинув лабиринт человек становится Океаном Сознания, а Океан является всем. Зачем быть маленькой капелькой, испытывая засуху и холодные ветры, если в Океане всегда тепло и не существует никаких страданий?
Понятие нирвана в буддизме
Одной из конечных целей буддизма является возвращение в свой родной Дом, который называют еще Пустотой или Нирваной. Что значит Нирвана в буддизме? Это место рождения всего сущего, место, где существует полная свобода, ничем не ограниченное счастье и блаженство. Понятие нирвана в буддизме означает место, где познавать нечего, поскольку там есть полнота всего.
Обретение Нирваны – это тот самый главный ключ, то, во что верят буддисты и в чём заключается суть учения. Человек и живые существа продолжают рождаться и перерождаться в различных мирах, потому что стремятся к различению объектов Так создаются бесконечное множество различных миров во всем Мироздании.
Например, в случае человека, то человек хочет познавать, и он ищет различение между собой и другими. Так он отдаляется от своего Источника, от Единства всего сущего.
В буддизме многие практикующие достигли состояния Пустоты или Нирваны. В своих медитациях они входили в Самадхи, в котором происходит полная остановка дыхания и сердца. И именно в Самадхи происходит полное разрушение желаний, опыта и различения.
Когда нет различения, то человек больше не будет рождаться в каком-либо мире. А потому состояние Пустоты, это не просто место, где ничего нет, а наоборот там существует Единство со всем. Место, где время остановлено, а пространство наполнено бесконечным блаженством. Поэтому Будда говорил: «Не спрашивайте меня о Нирване, это невозможно понять человеческим умом».
Понятие нирвана в буддизме играет решающую роль, считается, что это состояние присуще каждому человеку Это истинное состояние человека, которое иногда называют Истинное Я, Атман или Бог.
В христианстве Бог имеет «мужской» пол, но это больше связано с патриархатом, с главенствующей мужской ролью в обществе. Скорее всего, Бог это Мать или Пустота, в которой все рождается. Ведь для того, чтобы что-то существовало, в том числе и Бог, должно существовать пространство для этого и это есть Великая Пустота.
Буддизм и Рим
Римские источники описывают посольство «индийского царя Пандиона (Пандья?)», к Цезарю Августу около 13 н. э. Они приехалис дипломатическими письмами к грекам,и одиниз послов был шраманом, который сжёг себя заживо в Афинах для демонстрации веры. Это событие стало сенсационным, и описано Николаем Дамаскским, который втретил посольство в Антиохии,и упоминается также Страбоном. Могила этого шрамана сохранилась до времени Плутарха, который также оставил упоминание «ΖΑΡΜΑΝΟΧΗΓΑΣ ΙΝΔΟΣ ΑΠΟ ΒΑΡΓΟΣΗΣ» («Мастер шраман из Бхарухав Индии»).Речь шлао буддистах а не о браминах, которым противостояли шраманы.
Отдельные сведения о буддизме достигали запада. Во II веке Клемент Александрийский, отец христианского догматизма, писал про Будду:
- «Среди индийцев есть философы, следующие рекомендациям Boutta, которого они почитают как бога из-за своей непревзойдённой святости.»
Есть и другие упоминания. Некоторые комментаторы находят аналогии между историем о рождении Будды и историейо рождении Христа, и выводят влияние буддизма на раннее христианство.
Буддизм на карте мира
Самая старая из мировых религий появилась еще в середине первого тысячелетия до н.э. За это время она успела укорениться у своих истоков – в Индии, ослабнуть из-за появления там индуизма, «растечься» по всей Азии и донести свои знания, как ручейки, до многих государств в мире.
Еще в IV веке буддизм дошел до Кореи. К VI столетию он достиг Японии, а в VII – ворвался в Тибет, где превратился в особое направление философской мысли. Острова Юго-Восточной Азии буддизм покорял постепенно – примерно со II века, и к началу второго тысячелетия получил широкое распространение.
«Взятие» Монголии этой религией длилось долгие века – с VIII по XVI вв., а уже оттуда к XVIII веку она достигла границы России в лице Бурятии и Тувы. В последние два столетия буддийское учение преодолело десятки тысяч километров и заинтересовало жителей Европы и Америки.
Сегодня буддизм стал государственной религией Таиланда, Камбоджи, Бутана и Лаоса. Он во многом затронул жизни людей из большинства стран Азии. По количеству последователей можно составить рейтинг стран:
- Китай
- Таиланд
- Вьетнам
- Мьянма
- Тибет
- Шри-Ланка
- Южная Корея
- Тайвань
- Камбоджа
- Япония
- Индия
Помимо этого, последователей Будды много в Бутане, Сингапуре, Малайзии, Бангладеш, Пакистане, Индонезии.
Что любопытно, в каждой стране буддизм принимал свои, не похожие на другие, очертания, появлялись все новые формы этой философии, направления мысли. Это объяснялось народными особенностями, существовавшими там ранее религиями, культурными традициями.
В Европе буддизм распространялся в наиболее крупных и могущественных странах. Здесь еще в начале XX в. появились первые буддийские организации: Германия (1903), Великобритания (1907), Франция (1929). А сегодня в США по числу последователей буддизм может похвастаться почетным четвертым местом, следуя за христианством, иудаизмом и атеизмом.
Существует Всемирное Братство Буддистов, целью которого является распространение и поддержка буддийской мысли в мире. В него входит 98 центров из 37 государств. Местом для штаб-квартиры этой организации выбран Таиланд.
Миры страстей
Буддийское учение говорит о существовании шести миров. Их также могут называть:
- сфер бытия;
- царства;
- локи;
- реальности;
- уровни;
- пути страданий.
Чтобы лучше понять, что это значит, нужно вспомнить основы мироустройства в сознании буддистов. Все существа находятся в кругу перевоплощений – в сансаре. После физической смерти в этой жизни любое существо, в том числе человек, может переродиться в одном из шести миров.
То, в каком мире он переродится, не зависит от его собственного желания, а лишь только от заслуг, накопленных в прошлом, то есть от кармы. Существо с хорошей кармой воплотится в более высоком мире, с плохой – в низшем. Заветная цель любого буддиста – достичь Просветления и тем самым вырваться из сансары, перестать перевоплощаться в мирах страстей.
Различают следующие 6 миров (от верхних к нижним):
- Богов – дэвов. Главная черта – рассеянность, наслаждения.
- Полубогов – асуров, демонов. Подвержены гордости, стремлению к власти.
- Людей. Характеризуются страстными желаниями, ревностным отношением.
- Животных. Ими управляют инстинкты и неведение.
- Голодных духов – претов. Предаются порывам алчности.
- Обитателей ада – нараков. Им свойственна злость, ненавистное отношение ко всему сущему.
Последние три считаются самыми скверными. Попав сюда, существо должно пройти большое количество воплощений, чтобы вновь вырваться в верхние миры. Из-за этого человеческое воплощение считается своего рода драгоценностью.
Существует 2 вида понимания миров:
Психологическое
С этой точки зрения в нашей жизни мы можем почувствовать воздействие всех шести миров в зависимости от умственных состояний. К примеру, если человек испытывает жадность, на него действует мир духов, если стремится удовлетворить только физиологические потребности – уровень животных.
Концептуальное
Под концептуальным пониманием подразумеваются именно миры, в которых живут разные существа: звери, люди, асуры и так далее. Если человек жил всю жизнь праведно, придерживался принципов и законов буддизма, стремился к Просветлению и самосовершенствованию, у него есть шанс в следующем воплощении родиться в мире богов или полубогов.
Если же он постоянно предавался страстям, похоти, желаниям, много ел, спал и не занимался духовным развитием, он, вероятнее всего, переродится в царстве животных. Разные буддистские направления немного по-разному смотрят на подобное устройство реальностей. Например, некоторые считают демонов выше человека, другие – ниже.
Тхеравадинское направление и вовсе называет 31 мир, каждый из которых относится к одному из пяти уровней:
- адский;
- животный;
- уровень духов;
- человеческий;
- божественный.
Что же, давайте рассмотрим основные миры.
Буддийские школы
Но последователи религии по-разному воспринимали правила следования словам Будды, поэтому с течением времени было сформировано несколько школ буддизма. В России в основном следуют традициям двух из них.
- Последователи Тхеравады, являющейся самой консервативной школой, ставят целью полную свободу от грязи и заблуждений. Большое значение они придают процессу познания и разумным действиям. Их ритуалы и обряды довольно просты.
- Махаяна учит своих последователей не просто стремиться к нирване, а постигать в этом состоянии абсолютную истину. Эта школа буддизма в России в основном представлена двумя формами – Дзэн (приверженцы этого учения стремятся проникнуть в истинную природу ума) и Сон (последователи практикуют медитацию, монашество и аскетизм).
Помимо этих двух направлений, в религии существует школа Ваджраяна, но в России у нее практически нет последователей.
Вьетнам
Официально Социалистическая республика Вьетнам сегодня считается атеистическим государством. Центральная Буддийская церковь Вьетнама находится под давлением со стороны властей: в дни выборов местные храмы и вовсе используют в качестве избирательных участков. Однако исторически буддизм оказал большое влияние на развитие страны и ее традиций.
Колоритный храм Линь Фуок, построенный из обломков стекла, керамики и фарфора, находится в Далате. В Ханое расположена Пагода на Одном Столбе – легендарный древний памятник. Другие интересные достопримечательности Вьетнама – потрясающе красивые ландшафты и природные заповедники, Музей изящных искусств в Ханое, необычные экскурсии.
Перелет: |
9 часов |
Виза: |
не нужна (на срок менее 15 дней) |
Когда ехать: |
с апреля по май (на севере страны), с декабря по апрель (на юге страны) |
Основные течения в Буддизме
Дхарма никогда не была единой религией. Почти сразу после смерти Сиддхартхи Гаутамы его последователи организовали разные кружки и течения. При всем разнообразии вариантов данной религии, существующих сегодня, можно выделить два противоположных течения.
Тхарваведа, или «Учение старейших»
Создана после ухода Будды в Нирвану примерно в 80 г. до н.э. Ее главная книга – палийская Типитака – была одним из первых письменных фиксаций основных положений Буддизма.
У Тхарваведы есть и другое название – «Хинаяна», что переводится как «Малая колесница». Это название появилось в кругах последователей течения, противоположного «Учению старейших» по взглядам – «Махаяны». Оно носило скорее уничижительный характер, поэтому на сегодняшний день считается некорректным.
Последователи этого течения считают, что поздние нововведения исказили слова основателя, поэтому придерживаются положений исключительно своего, древнего текста.
Согласно философии Тхарваведы, способ достичь просветления только один: повторить земной путь Будды. Для этого нужно разорвать все мирские связи и стать монахом. Согласно учению, каждый человек сам должен отыскать собственный путь к спасению через многочисленные, длительные религиозные практики.
Махаяна, или «Северный Буддизм»
Название течения переводится как «Большая колесница». Оно возникло примерно в конце I в до н.э. в Индии, и оттуда распространилось на азиатские страны: Вьетнам, Непал, Корею, Тибет. Подход к достижении. Нирваны в Махаяне противоположен доктрине Тарваведы.
Главное отличие «Северного Буддизма» от «Малой колесницы» в том, что просветления может достичь каждый, и принятие монашеского пострига вовсе не обязательное условие.
Идеалом считается не Будда, достигший Нирваны, а тот, кто постигает просветление на благо всех живых существ. Такого человека называют Бодхисаттвой. Целью пути становится не Нирвана, а непосредственно достижение Просветления. И, наконец, Будда в понимании последователей Махаяны не является человеком: он – метафизическая реальность, истинная природа всех дхарм, обретшая людской облик.
В свою очередь Махаяна – не единое вероучение. Сегодня она существует в двух вариантах:
- Тибетский и Монгольский вариант (канонические тексты на тибетском языке).
- Дальневосточный вариант (основан на идеях китайского буддизма, канонические тексты на китайском языке, распространена в Китае, Японии, Вьетнаме и Корее) .
Медитация в буддизме. 4 метода фиксации памяти
В буддизме существует медитация, которую изложил Будда Шакьямуни и которую он сам практиковал для обретения просветления.
Эта медитация позволяет успокоить свое сознание, получить мистический опыт выхода из физического тела, уменьшается привязанность к своему телу и внешним объектам. Кроме того, эта медитация легко избавит вас от бессонницы.
И первым мы рассматриваем в этой буддийской медитации свое тело, из чего оно состоит — вот на голове волосы, под ними кожа и череп. Анатомически мы рассматриваем свое тело и убеждаемся, что тело просто материя, независимо от нас управляющая физиологическими процессами.
Кроме того, тело болеет, стареет и умирает. А раз так, то мое тело не есть я, и оно не является моей сущностью. Тело грязное – если долго не мыться, оно будет пахнуть как у животного. Вот так мы рассматриваем свое тело. И если тело не я, то, кто находится в физическом теле? Получается физическое тело — это иллюзия.
Ум и мозг не есть Я?
Ум – ум не постоянен и кроме того отождествление себя с умом — основная причина страданий человека. Но ум — это прост цепочка мыслей, в них нет Я. Нам кажется, что мысли возникают в мозге, но сам мозг зависит от других частей тела, и потому в мозгу нет какого-то я или отдельной сущности.
Чувства непостоянны и являются страданием. Наши чувства приносят нам радость, мы радуемся, и возникает привязанность от чувств. Но в нашей жизни нам приходится видеть что-то неприятное, слушать неприятные звуки или видеть то, что нам не нравится. Поэтому чувства — это страдание.
В этой медитации мы представляем, что внезапно мы потеряли зрение и не можем ничего видеть, не можем смотреть любимый телевизор или читать газеты. Естественно возникает страдание и это страдание от органов чувств, к которым мы привязаны. Наше эго включит это в свой опыт и привязанности к органам чувств уменьшаться.
Наша душа непостоянна и постоянно меняется. Также, меняются души окружающих нас людей, и это непостоянство, также является страданием и поэтому не есть Я.
То, что мы представляем о себе или о других – это просто опыт прошлого и эти внутренние данные приносят нам только страдания. И все из чего состоит человек – это всего лишь опыт и различение прошлого, это карма, из-за которой он страдает, это иллюзия прошлого и не есть подлинный я.
Индия
Как гласят сказания, именно в Индии две с половиной тысячи лет назад усилиями мудреца Будды Шакьямуни возникла новая религия – буддизм. Нетрудно догадаться, что здесь же находятся многие популярные буддийские места паломничества: храм Махабодхи в Бодх-Гае, где Будда достиг просветления; город Сарнатх – место его первой проповеди; город Кушинагар – место его ухода в окончательную нирвану – и другие памятники древности.
Конечно, помимо буддийских реликвий, в Индии есть роскошные дворцы и древние храмы, потрясающие природные ландшафты и национальные парки, восточные базары и и колоритные праздники
Любителям экзотики стоит обратить внимание на грандиозные чайные плантации, совершить головокружительную поездку по Дарджилингской Гималайской железной дороге или посетить с экскурсией Болливуд – индийский аналог Голливуда
Перелет: |
6-8 часов (напрямую из России) |
Виза: |
нужна (~60-80 $) |
Когда ехать: |
с ноября по июль (в зависимости от региона) |
Жизнь в обществе
Срединный путь, избавивший Будду от сансары – череды перевоплощений в бесконечной круговерти страданий повседневности – называется ещё восьмеричным, по числу правил, которые он создал для последователей.
Принявшему это учение следует быть мудрым, осознавая, что:
- От рождения и до старости человек страдает от перемен, неосуществимых желаний, болезненных влечений, неприятных чувств, болея, и затем, умирая.
- Причиной этого является ненасытное желание удовлетворять свои потребности, привязанность, ненависть.
- Страданию можно положить конец.
- Путь к этому избавлению восьмеричный.
Усвоив эти четыре «благородные истины», послушник обретает представление об истинном положении дел. Он вооружается твёрдым намерением неотступно следовать по пути к просветлению и учиться любить всё живое.
Вслед за обретением правильных воззрения и намерения, адепту следует позаботиться о нравственности. Она включает три аспекта: соответствующие речь, поведение и образ жизни.
Не нужно лгать, употреблять грубые и неприличные выражения, сеять слухи, приводящие к ссорам между другими людьми, пустословить.
Буддисту неприемлемо иметь отношение к убийству и воровству. Распутство и опьянение не способствуют улучшению кармы.
Исходя из вышеизложенного, чтобы обрести внутреннюю гармонию и покой, не следует выбирать профессии, связанные с убийством животных, обманом, причинением вреда каким-либо живым существам:
- торговля людьми,
- проституция,
- изготовление и сбыт оружия,
- работа, связанная с производством мяса,
- создание и продажа наркотических веществ, алкогольных напитков,
- деятельность, приводящая к преступному обогащению,
- предсказания,
- мошенничество
Всё это, и подобные им занятия, не для буддиста.
Последние три правила восьмеричного пути о духовной дисциплине используются, в основном, монахам во время психопрактики. Это усилие, памятование и сосредоточение, выполненные правильно.
Культурное взаимопроникновение
География распространения буддийского течения широка. В России – это Бурятия, Тува, Калмыкия, Иркутская область, а также крупные города: Москва, Санкт-Петербург, Самара.
Юго-Восточная Азия, Тибет и Дальний Восток также являются оплотом этого учения. За последние десятилетия им заинтересовались европейцы и жители американского континента.
Буддизм инспирировал глубочайшее влияние на культуру Индии и на другие страны, по мере его распространения. Прежде всего, под его воздействием развивались местные религии.
Индийская ведическая религия, японский синтоизм, китайские даосизм и конфуцианство получили мощное обновление. Часть их составила с буддийским учением неразрывное целое, например, синтоизм.
В связи с массовой постройкой монастырей, храмов, комплексов в пещерах и на скалах, многоярусных пагод, искусство архитектуры этих стран обогатилось новыми чертами. Они теперь являются визитной карточкой в восточной культуре.
Получило развитие и садовое искусство. Рощи, разводимые послушниками вблизи монастырей, способствовали умиротворению. Эта традиция передалась в другие страны, где сады обретали уже новые формы, как «сад камней» в Стране восходящего солнца. Никакая другая религия не относится так трепетно к живой природе.
Скульптура эволюционировала в сотворении величественных статуй Будды, бодхисаттв, дхармапал. В монастырских стенах собиралась и творила творческая интеллигенция того времени: стихотворцы, писатели, мыслители, живописцы, учёные.
Послушники, усердно переводившие и переписывавшие сутры, преумножали достижения письменности. Буддизм принёс в Японию грамоту из Китая, а в Тибет – индийскую письменность.
В общем, не существует области культуры стран Азии, где бы ни проявились буддийские особенности.