Князь мышкин в «идиоте». образ льва николаевича мышкина

Странность героя

Другие персонажи романа Ф. М. Достоевского «Идиот» отмечали странность Мышкина. Почти сразу он показывает себя как человек блаженный, потому что Мышкин – это довольно тихий и спокойный молодой человек, который не привык совершать злые поступки.

У Мышкина совершенно детское восприятие мира, он ведет себя как ребенок. Он сам признается, что с детьми ему общаться намного проще, потому что общаться со взрослыми он просто не умеет.

Для него мир огромен, герой не привык не только делать зло, но и ожидать его от других людей. Мышкин очень доверчив, он плохо знает реальный мир.

Непохожесть на других позволяла персонажам называть Мышкина идиотом. Герои называли князя Мышкина жалким существом, дурачком, нищим и сущим ребенком. Герой был отличен от толпы, он являлся посторонним наблюдателем.

Сам Мышкин признает, что раньше, когда он страдал эпилепсией, он действительно был похож на идиота, однако он уже давно выздоровел. Ф. М. Достоевский демонстрирует то, что Мышкина называли не за его прошлую болезнь, а за то, что он был непохож на всех остальных.

Описание Тараса Бульбы, внешность и портрет героя для сочинения по теме

О чем роман?

Даже основную идею романа сформулировать не так просто, как может показаться. Что хотел сказать Достоевский этой историей прекраснодушного чудака, взбаламутившего светский Петербург своим внезапным появлением? Ну да — приехал с лечения из далекой Швейцарии симпатичный молодой человек, неискушенный в подробностях светской жизни, покорил доброй наивностью сердца всех, с кем довелось ему общаться. Потом зачем-то ввязался в дурно пахнущую историю отношений чужой содержанки и полубезумного от страсти купца-миллионщика. Затем — сделал предложение девушке из хорошей семьи и почти тут же опозорил ее в глазах общества своим отказом. Наконец — совсем уж было собрался жениться на той самой содержанке, а она возьми да и удери прямо из-под венца со своим ошалелым купцом, который и зарезал ее спустя несколько часов. После чего главный герой повреждается в рассудке и становится полным идиотом.

Ну и о чем все это? Нет, конечно же, ясно, что через нравственные достоинства князя Мышкина автор хотел показать красоту христианского отношения к ближним, и симпатичен герой именно своей праведностью. Но не свидетельствует ли весь сюжет романа и трагический его финал о том, что нет никакого проку от этой праведности ни для кого, включая самого князя Мышкина? Да и сама эта праведность поставлена в конце книги под большой-большой вопрос, когда князь Евгений Павлович предельно доходчиво объясняет Мышкину, что же тот натворил своим непоследовательным отношением к вопросам брака. Этот обличительный монолог камня на камне не оставляет от светлого образа главного героя, который сложился у читателей в первой части романа:

«…Да разве можно, любя девушку, так унизить ее перед ее же соперницей, бросить ее для другой в глазах той же другой, после того как уже сами сделали ей честное предложение… а вы ведь сделали ей предложение, вы высказали ей это при родителях и при сестрах! После этого честный ли вы человек, князь, позвольте вас спросить? И… и разве вы не обманули божественную девушку, уверив, что любили ее?

— Да, да, вы правы, ах, я чувствую, что я виноват! — проговорил князь в невыразимой тоске.

— Да разве этого довольно? — вскричал Евгений Павлович в негодовании, — разве достаточно только вскричать: «ах, я виноват!» Виноваты, а сами упорствуете! И где у вас сердце было тогда, ваше «христианское»-то сердце! Ведь вы видели же ее лицо в ту минуту: что она, меньше ли страдала, чем та, чем ваша другая, разлучница? Как же вы видели и допустили? Как?»

И нечем, совсем нечем ответить бедному князю на этот безжалостный спрос, кроме бессвязного бормотания, что, мол, — не хотел он, что вроде бы само оно все как-то вышло… Такая вот причудливая авторская задумка: в начале книги показать героя с самых лучших сторон, а в финале — переделать в беспомощного дурачка, который лепит глупость за глупостью одна чудней другой, не в состоянии хотя бы мало-мальски связно объяснить — зачем он все это делает, а потом и вовсе превращается в овощ на почве нервного расстройства.

И на это вот хотеть быть похожим?

Как ни странно — да. Хочется быть похожим на князя Мышкина. И не только мне одному, судя по невероятному успеху недавней многосерийной экранизации романа, который невозможно объяснить одним лишь актерским обаянием Евгения Миронова, сыгравшего главного героя

Есть в Мышкине нечто очень важное и дорогое для каждого из нас

Однако понять, в чем секрет его притягательности, возможно лишь после внятного ответа на вопрос, который здесь уже прозвучал: какова основная идея романа? В контексте какой сверхзадачи следует понимать все перипетии сюжета, заканчивающегося столь печально и непонятно?

Характеристика и образ

Фёдор Михайлович Достоевский является автором произведения Идиот. Главная цель, которую преследовал автор на протяжении написания всего произведения, так это создание идеального персонажа у которого, не существовало бы значимых недостатков. Много раз он пытался начать произведение и много раз прекращал его написание, но всё же спустя долгое время, ему удалось написать рассказ и воссоздать картину человека, у которого были все достоинства положительными. Несмотря на все трудности у автора получилось создать героя, который бы полностью его удовлетворил.

Главным героем произведения он сделал Мышкина Льва Николаевича, это молодой человек у которого, весьма привлекательная внешность, у него густые блондинистые волосы и бородка цвета его волос. Он среднего роста и несмотря на свою статность, является тихим молодым человеком.

Первый раз главный герой появляется, когда приезжает из Швейцарии в которой, проживал достаточно долгое время, для того чтобы уладить все вопросы связанные с наследством. Несмотря на свою образованность и интеллигентность, он не у всех завоевал доверие и уважение, его взгляды принимали все по-разному, кто-то считал что он говорит умные вещи ,для кого-то они были непонятными, а кто-то считал его полным глупцом не понимающим ничего в смысле жизни.

Главный персонаж является по сути маленьким ребенком, который верит что все люди добрые и искренние. Он верит, что рай на земле возможен и для этого необходимо всего лишь изменить своё отношение к окружающим себя людям. Со многими людьми он общался очень добросердечно и ему удалось расположить к себе немалое количество народа. Люди с удовольствием готовы узнать его мнение и выслушать речи, которые он ведёт.

Лев Николаевич очарован окружающей природой, которая окружает его, главной ценностью его жизни это то что вокруг него находится потрясающие пейзажи. Многих людей он старается убедить в том что, всю эту природу необходимо ценить, любить и ухаживать за ней, для того чтобы поддерживать её состоянии на протяжении многих лет. Он не понимает, как люди не могут восхищаться окружающими их деревьями и проходить мимо не обращая внимания на прекрасное солнце.

Самое важное, что он желает, чтобы все люди в мире начинали жить сплочённо и были добры по отношению друг к другу

История замысла и прототипы

Роман Достоевского «Идиот» — одна из самых сложных и противоречивых книг в истории мировой литературы. Главного героя и расхваливали, и нещадно бранили. Особенно писателю доставалось от своих соплеменников, которые упрекали автора за ошибки в построении. Роман был написан во время его заграничного путешествия в 1867—1869 годах. Работая над образами, он имел в виду героев Сервантеса, Гюго и Диккенса, но следовал своим путем, мечтая наделить своего персонажа качествами «положительно прекрасного человека», которого бы любил весь христианский мир.

Черновики и дневниковые записи Достоевского свидетельствуют о том, что заранее продуманного плана относительно сюжета и судьбы героев у писателя не было, вернее, их было много, но ни один из них не был осуществлен. Текст создавался как бы спонтанно, с неуверенностью, что будет с его героями дальше. Благодаря гениальным литературным способностям Федора Михайловича эта некая спонтанность создает еще больший интерес у читателя, а некоторые главы, не связанные с основным сюжетом, добавляют роману элемент новизны, свойственный только стилю Достоевского.

Говоря о прототипах образа князя Мышкина, нельзя не привести высказывание литературоведа К. В. Мочульского: «Князь — художественный портрет Достоевского». По воспоминаниям Анны Григорьевны Достоевской, писатель имел доброе сердце и не мог пройти мимо человеческих страданий, иногда в ущерб семье. Взяв за первооснову образ Христа, он и сам понимал, что, следуя заповеди, возлюбить человека, как самого себя, невозможно, и горько переживал от несовершенства человеческого идеала.

К прототипам Мышкина можно отнести поэта Огарева, который происходил из знатного рода, но был маргинален, как и князь, приехавший в столицу с одним узелком. С Огаревым писатель сдружился в Швейцарии, когда работал над романом. Помимо того что они были собратьями по болезни (эпилепсии), этот «задушевный поэт и человек» часто давал семье Достоевских деньги на питание. Близок Огарев князю и по испытаниям в личной жизни: он также пожертвовал любовью к Наталье Тучковой ради своего друга Герцена, которого та полюбила.

Пересекается биография Льва Мышкина и с поэтом Одоевским: оба из обедневших дворян и воспитывались у родственников, обоих в свете воспринимали как чудаков из-за излишнего милосердия. Близки они и по славянофильским воззрениям.

ВЛАДИМИР БОРТКО И ЕГО ВЗГЛЯД НА «ИДИОТА»

В 2003-ем году Владимир Бортко выдал 10-серийное киновоплощение гениального произведения Достоевского «Идиот», главные роли в котором исполнили Евгений Миронов, Лидия Вележева и Владимир Машков.

Экранизация одноимённого произведения Достоевского, выпущенная в 2003 году

Именно этот кинороман максимально приближен к первоисточнику. Миронов идеально попал в образ, которого многие представляли, читая роман. Он немного не от мира сего, добродетелен, откровенен, искренен, отвечает на оскорбления и нанесенные обиды легкой отстраненной улыбкой. Не держит ни на кого зла, к женщинам относится как к людям, видит в них целостные личности, вычленяя в них только лучшие их качества, не замечая в них никакого зла.

Князь пытается как умеет помочь каждому, хотя и не всегда его слова были восприняты окружением правильно. Но говорил так проникновенно, что прожигал сердца. Его слова переворачивали сознание и привычный уклад жизни, заставляли пересмотреть свои взгляды на жизнь.

https://vk.com/video_ext.php

Большинство воспринимало князя как идиота, наивного, глупого человека, не видящего подлостей мира, не имеющего главных человеческих пороков, отраженных в семи смертных грехах: гордыня, тщеславие, уныние, гнев, печаль, алчность. Идеальный человек порочен в глазах окружения в принципе, значит он и есть ИДИОТ. Хотя чистотой своего сердца, искренней любовью к ближним князь показал, что идиотами наполнен мир вокруг него и изменить этот мир можно только научившись любить! Ибо только любовью можно спасти свою душу.

Увы, князю-Христу не удалось выполнить свою миссию, он не смог победить зло вокруг себя, стал жертвой собственной доброты. Евгений Миронов был более чем просто убедителен. Равно как и сыгравший разбойника Владимир Машков вне всяких похвал.

Евгений Миронов в образе Князя Мышкина: «Знаете, я не понимаю, как можно проходить мимо дерева и не быть счастливым, что видишь его? Говорить с человеком и не быть счастливым, что любишь его!»

Закончить эту статью я просто обязана цитатой В.С. Соловьева о самом Достоевском:

«А любил он прежде всего живую человеческую душу во всем и везде, и верил он, что мы все род Божий, верил в бесконечную силу человеческой души, торжествующую над всяким внешним насилием и над всяким внутренним падением.»

Отдадим должное работе целого коллектива и посмотрим все серии лучшей экранизации произведения «Идиот». Этот сериал душеполезен для всех возрастов.

Фраза, олицетворяющая собой мировоззрение великого писателя

СМОТРЕТЬ СЕРИАЛ «ИДИОТ» ОНЛАЙН:

https://vk.com/video_ext.php

https://vk.com/video_ext.php

Приезд в Петербург

Чтобы показать все слои общества, Достоевский придумывает определенный сюжет. У Льва Николаевича совсем нет родных в городе, поэтому князь Мышкин является к своим дальним родственникам. Это семейство генерала Епанчина, жена которого приходится молодому человеку тетушкой. Таким образом, писатель показывает срез российского общества начиная с самой его верхушки — ведь, как известно, рыба гниет с головы.

Здесь начинается одна из главных тем в романе — деньги, отношение к богатству. Генерал Епанчин хочет породниться с Тоцким, чтобы объединить капиталы. Для этого надо выдать за него одну из своих дочек. Но браку мешает одно некрасивое обстоятельство: у барина имеется содержанка. Тоцкий взял ее на воспитание еще ребенком, воспитывал в деревне. Когда девушке исполнилось 16, он сделал ее своей любовницей. Речь идет о Настасье Филипповне. От этой своенравной дамы теперь нужно избавиться, чтобы спокойно вступить в брак с Александрой.

Почему героиня погибает

Князь (не граф, как ошибочно думают некоторые) пытается спасти женщину, которая внушила ему столь сильные чувства. Он считает, что обязан заботиться о ней. Как написано в Википедии на странице, посвященной персонажу, свою цель в жизни он видит в том, чтобы «восстановить и воскресить человека». Он является своего рода воплощением христианской добродетели, напоминая своими поступками Христа. Но в плане светской жизни это совершенный ребенок: бесхитростный, лишенный расчетливости, вот почему его называют идиотом…

И такому наивному человеку предстоит спасать от гибели падшую женщину — это затея, которая изначально была обречена на провал. Даже не принимая в расчет такого соперника, как Рогожин — решительного и богатого, с практической точки зрения, неискушенному в любви молодому человеку сложно было бы ужиться с содержанкой, которая уже повидала всякое. Когда тетка оставляет главному герою наследство, он тут же делает предложение руки и сердца. Но оно отвергнуто, потому что Настасья Филипповна прекрасно осознает, что на самом деле граф Мышкин не любит ее, а жалеет.

Но все рассыпалось за один вечер, в который Аглая решила объясниться со своей соперницей. Между ними произошла ссора. Тогда Лев Николаевич остался с Настасьей Филипповной, а не пошел за любимой девушкой. Епанчины навсегда закрыли перед ним двери своего дома. Так он теряет Аглаю, но и падшую красавицу спасти ему не удается. Она в итоге отвергает и его, и Рогожина — жертва первого основана на жалости, второй может дать только страсть. А спасает по-настоящему лишь любовь. Именно в этом основной смысл романа «Идиот».

Автор и персонаж

Достоевский хотел изобразить человека, близкого к нравственному идеалу, современного Иисуса. Главный герой романа чрезвычайно много значил для Фёдора Михайловича. Это ясно уже по тому, сколько личного опыта, собственных переживаний писатель вложил в этот образ. Мышкину автор доверил подробный рассказ о чувствах приговорённого к смерти и внезапно помилованного человека, дал высказать свои мысли о смертной казни, о католицизме, атеизме и других социальных проблемах, которые, судя по публицистике писателя, его волновали. Даже своей болезнью (эпилепсия) Достоевский поделился с героем.

Scena_iz_spektaklya_IDIOT._Rezh._Maksim_Didenko._Teatr_Naciy._2018.jpg


Сцена из спектакля ИДИОТ. Реж. Максим Диденко. Театр Наций. 2018 Спросим себя: а как же Христос? Было в нем мужское начало? Иисус девствен, в этом нет сомнения, у него до 33 лет нет ни жены, ни детей. И если Дэн Браун пытается приблизить своего Христа к людям, соединив с Марией Магдалиной, то эта попытка негодная, спекулятивная, она ломает и искажаетт идеальный образ.

Христос вечно девствен. Это его интегральное свойство. Да, поодаль от Креста стоят женщины – мать, Мария Магдалина… но сам Иисус одинок и свободен от плотских страстей, своей мученической смертью он искупает грехи людей, восходящие к «первородному греху» Адама и Евы.

Понятие «первородный грех» обширно, в его основе грех неповиновения, ослушания перволюдей, вкусивших от древа «добра и зла».

Но в самом термине «первородный грех» (он есть только у христиан и отсутствует в иудейской традиции) слышится «род», «рождение»…

Вариант 2

В своем романе «Идиот» Достоевский изобразил героев, достигнувших нравственной гармонии. В произведении автор собрал всех людей современного общества.

Главным героем произведения является князь Лев Николаевич Мышкин. Князь был заграницей и проходил лечение в больнице для душевнобольных. Автор не полностью описал характер Мышкина. Писатель представил героя как молодого и высокого мужчину с белокурыми волосами и голубыми глазами, впалыми щеками.

Лев Мышкин отличается образованностью и воспитанным характером и располагает к себе общество. Князь имел простой характер и всегда проявлял доброту. Другие люди считали Мышкина странным человеком. Герой был сиротой и с раннего детства страдал от хронической эпилепсии. Его воспитанием занимался Павлищев. Герой родился в дворянской семье, но с раннего детства терпел бедность.

Сюжет романа рассказывает о приезде Мышкина в Россию после длительного лечения. На лечение в клинику его направили еще при жизни Павлищева. В Швейцарии герой встретился с единственной родственницей Епанчиной Елизаветой.

В столице князь встретил самую красивую женщину Петербурга Настасью Филипповну. Героиня сразу же влюбилась в странного князя, но не хотела разрывать отношения с Рогожиным. Вместо любви, Мышки испытывал к женщине сострадание и жалость. В свое время Настасья Филипповна была опозорена из-за нескончаемых отношений с мужчинами.

Автор изобразил героя как наивного и неординарного человека. Своими действиями Мышкин показывал, насколько был сломлен после лечения в психиатрической больнице. После лечения герой был не способен принимать решения. Между тем он любил всем помогать и готов был отдать все до последней вещи. Мышкин всегда находил в других людях только хорошие черты. Герой оценивал окружающих людей по их действиям. Князь всегда приносил радость всем людям.

Мышкин был влюблен в дочь Епанчиной Елизаветы Аглае. Князь разрывался между Аглаей и Настасьей. Рогожин хорошо относился к главному герою и одновременно сильно ревновал Настасью к князю. Отношения князя с Настасьей продлились недолго. Из-за ревности Рогожин убил Настасью, а Мышкин смог спастись благодаря эпилепсии. После трагического происшествия главный герой лишается рассудка и снова попадает в европейскую психиатрическую клинику без шанса на полное выздоровление.

Автор сравнил главного персонажа с Иисусом Христом. Князь на первое место ставил проблемы окружающих людей. Он как Христос, всегда подвергался испытаниям, посланным судьбой и критике современного общества. Писатель показал, что главной миссией Мышкина является поиск скрытых качеств человека и помощь обездоленным и униженным людям. Таким образом, автор хотел воссоздать евангельскую историю.

Сюжет произведения

Пройдя четырехлетнее лечение от эпилепсии в Швейцарии, молодой князь Лев Николаевич Мышкин едет в Петербург. В поезде случайно знакомится с Рогожиным, владельцем большого состояния, оставшемся после смерти отца. Приехав в город, князь посещает семью своего дальнего родственника генерала Епанчина, у которого три взрослых дочери: Александра, Аделаида и Аглая. В их доме часто бывает Настасья Филипповна Барашкова, бывшая любовница и содержанка господина Тоцкого, которую генерал хочет выдать замуж за своего секретаря Иволгина.

Хозяйка дома, Елизавета Прокофьевна Епанчина, ревнует мужа к Настасье Филипповне, от красоты которой все мужчины сходят с ума. Ганя Иволгин женится на ней только из-за денег, а сам давно симпатизирует Аглае и никак не может признаться в любви. Определившись с жильем, Мышкин оказывается на скандальном дне рождения Настасьи Филипповны, где она, зная истинное желание своего будущего мужа, бросает в камин сто тысяч рублей, полученные от Рогожина, и просит Иволгина вытащить их из огня.

Тот, глядя, как огонь начинает обхватывать купюры, падает в обморок и уже не видит, что Настасья Филипповна, достав деньги щипцами, бросает на его недвижное тело. На этом заканчивается первая часть романа. Во второй части читатель видит князя через полгода. Он проживает в Москве, успел получить свое наследство. Читатель узнает о притязаниях на наследство князя «ложного сына» Павлищева и о скандальном памфлете в печати.

По светским слухам, Мышкин был в близких отношениях с Настасьей Филипповной, но успел уже с нею расстаться. Князь хочет увидеть Аглаю, которая понравилась ему с первой встречи. На этом эпизоде и заканчиваются события второй части. В третьей части, находясь у Епанчиных, князь говорит о своей болезни, что нельзя не смеяться над ним. Аглая со всей пылкостью бросается на его защиту: «Здесь все не стоят вашего мизинца. Вы честнее всех, благороднее всех…».

Все говорят о свадьбе с Аглаей, но все рушится в последний момент: после спора двух женщин Настасья Филипповна падает в обморок, и Мышкин не может оставить ее. Однако перед самым венчанием она сбегает с Рогожиным. Последний не может простить измены и в пылу ревности убивает Настасью Филипповну.

Кого спас князь

Нравственно совершенный герой романа удивляет окружающих своей открытостью — он правдив, честен, каждому готов прийти на помощь. Но ведь одного желания недостаточно, некоторым кажется, что герой так никому и не смог помочь.

На самом деле это не совсем так. Во-первых, спасти человека нельзя, если он сам этого не хочет, — здесь проявляется свобода воли, свобода выбора, которую даже Бог не ограничивает. Во-вторых, князь сумел изменить некоторых людей. Ганя Иволгин исцелился от своей алчности. Его младший брат Коля становится таким же добрым, как и Мышкин. А также князь, когда жил в Швейцарии, спас девушку Мари, он изменил детей, сделав их снова добрыми.

Главный герой не идеален — он ведь на самом деле обычный человек, а не Христос. Его мучают угрызения совести за то, что он иногда думает о людях плохо. Но на этом его грехи заканчиваются. Финал являет собой евангельскую аллюзию: Мышкин снова попадает туда, откуда пришел, — в лечебницу, это его «рай». Непонятый, преданный и всеми забытый, он вновь живет в своем мире, недоступном окружающим.

Судьбоносное знакомство

Князь, неискушенный в вопросах этикета, попадает в круговорот событий, которые происходят вокруг наложницы Тоцкого. Поначалу члены семейства генерала не могут понять, откуда князь Мышкин узнал о Настасье Филипповне, ведь он только прибыл в город. Но Достоевский позаботился о том, чтобы сюжет получился логичным. Еще в поезде, по дороге в столицу, Мышкин встречает Рогожина. Именно он и рассказывает о красавице, о которой мечтает. Придя к родственникам, герой видит ее портрет, который он оценивает три раза:

  • Первый раз — поражается красоте.
  • Второй раз — ощущает ее страдания.
  • Третий раз — его охватывает чувство жалости к девушке с искалеченной судьбой.

И вскоре этим важным персонажам предстоит настоящая встреча. Они не могли прежде видеться, но молодые люди сразу ощущают особенную связь друг с другом. Она носит не столько эмпирический, столько метафизический характер. Это что-то вроде родства душ, которое нельзя объяснить, но можно лишь почувствовать.

Подобно другой героине Достоевского, Соне Мармеладовой, Настасья Филипповна — грешница поневоле. Она тоже не смирилась со своей судьбой. Но между двумя женщинами есть принципиальная разница. Если Соня сохранила в душе веру в Бога и добро, то Настасья Филипповна поддалась гордыне, которая и привела ее к страшной гибели.

Достоевский показывает, что русское общество тяжело больно. Для людей важны богатство, власть, они на все готовы ради наживы. Персонажи романа забыли о нравственности. И только два героя относительно чисты — это Лев Николаевич и его страдающая избранница.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector