Успенский княгинин монастырь во владимире

XX век

11 февраля 1919 года мощи мученика Авраамия были вскрыты безбожниками, в 1931 году переданы в Ивановский областной музей. Незадолго до их изъятии небольшую частицу мощей сохранил иеромонах, в будущем епископ Афанасий (Сахаров). Позднее след мощей потерялся. Последнее упоминание встречается в инвентарной книге фонда Суздальского музея за 1954 год.

Монастырь был закрыт в 1923 году. В 1986 году в монастыре расположился атеистический музей.

Действующим монастырь вновь стал в 1992 году. В 1997 году при монастыре открыта регентская школа.

В 2008 году освящён придел Казанского храма в честь святителя Иоанна Златоустого.

В монастыре трудятся 28 сестёр. До своей смерти в 2020 году здесь жил на покое бывший митрополит Владимирский Евлогий (Смирнов). У обители имеется своё подворье в селе Санино Суздальского района.

Свято-Боголюбский женский монастырь

Есть предположения, что строение может относиться к началу XIII века, но сведения о том, как была основана и развивалась сначала эта обитель, крайне скудны. Примечательно, что здание изначально принадлежало дворцу Андрея Боголюбского. Это единственное гражданское сооружение, сохранившееся с домонгольских времён до наших дней, пусть и не полностью. Другая особенность обители в том, что здесь до сегодняшнего дня сохранилось то место, где предположительно был убит князь.

Свято-Боголюбскую обитель стоит посетить ещё и потому, что в ней сейчас вновь совершается крестный ход, по традиции, берущей начало в XVIII веке. Увидеть его можно 1 июля, поскольку на этот день приходится ежегодный праздник Боголюбской иконы Божией Матери.

Адрес: пос. Боголюбово Суздальского р-на, ул. Ленина, 51В.

Телефон: 8 (919) 029-00-57.

Список достопримечательностей Владимирской области

Перечень культурных, исторических и религиозных памятников, расположенных в регионе, обширен. К ним можно отнести следующие:

  • Муромский Спасо-Преображенский монастырь,
  • Дом-музей Н. Е. Жуковского,
  • Храм Покрова на Нерли,
  • Георгиевский собор в Гусь-Хрустальном,
  • Церковь св. Косьмы и Дамиана в Муроме
  • Музей деревянного зодчества в Суздале и другие.

Но если говорить о монастырях в области, которые стоит посетить, обратите внимание на такие:

  • Свято-Введенский Островной,
  • Свято-Успенский княгинин женский,
  • Свято-Боголюбский женский,
  • Свято-Троицкий женский.

Подробнее о них мы расскажем далее.

Свято-Боголюбский женский монастырь

Есть предположения, что строение может относиться к началу XIII века, но сведения о том, как была основана и развивалась сначала эта обитель, крайне скудны. Примечательно, что здание изначально принадлежало дворцу Андрея Боголюбского. Это единственное гражданское сооружение, сохранившееся с домонгольских времён до наших дней, пусть и не полностью. Другая особенность обители в том, что здесь до сегодняшнего дня сохранилось то место, где предположительно был убит князь.

Свято-Боголюбскую обитель стоит посетить ещё и потому, что в ней сейчас вновь совершается крестный ход, по традиции, берущей начало в XVIII веке. Увидеть его можно 1 июля, поскольку на этот день приходится ежегодный праздник Боголюбской иконы Божией Матери.

Адрес: пос. Боголюбово Суздальского р-на, ул. Ленина, 51В.

Телефон.

Свято Боголюбский женский монастырь

Рекомендовать место

38

13

Свято Боголюбский женский монастырь был заложен в 1155 году великим князем Андреем Боголюбским. Легенда гласит, что в полночь ему явилась Сама Пресвятая Богородица и приказала построить храм и основать монастырь, чтобы разместить свою чудотворную икону. Князь послушался, и в 1157 году во Владимире началось строительство.

После его кончины монастырь несколько раз претерпевал разграбление и разорение, но все же продолжал существовать. Сюда часто приезжали князья, цари, а также другие известные духовные и государственные лица. Последний русский император Николай II почтил Боголюбскую обитель 13 мая 1913 года. Здесь он заходил в великокняжеские палаты и прикладывался к чудотворной иконе. В 1891 году Свято-Боголюбский монастырь возвели в I класс, а в начале XX века в обители числилось около 75 человек.

В настоящее время в Свято Боголюбском женском монастыре проживают более 170 насельниц, а его настоятельницей является Антония Шаховцева. Духовником обители выступает архимандрит Петр Кучер. Ежегодно сотни туристов и паломников приезжают сюда, что бы приложиться к чудотворной иконе.

Свято-Успенский Княгинин женский монастырь.8. Святыни обители. Боголюбская икона Божией Матери.

1157 году святой князь Андрей Боголюбский тайно, без отцовской воли, покинул Вышгород и ушел на свою родину — в Ростово-Суздальскую землю с твердым намерением осуществить там идею сильной княжеской власти, чтобы укрепить ослабленную междоусобицей Русь. В благословение взял он с собой из Вышгородского женского монастыря образ Божией Матери, по преданию, написанный евангелистом Лукой. После краткой остановки во Владимире князь Андрей отправился по ростовской дороге, намереваясь в древнем городе устроить свою княжескую резиденцию. В девяти с половиною верстах от Владимира, вниз по течению Клязьмы, лошади, везшие святую икону Божией Матери, стали, и не было никакой возможности сдвинуть их с места. После перемены лошадей сдвинуть повозку с места тоже не удалось. Горячо, со многими слезами молился князь перед ликом Божией Матери и в полночь удостоился Ее дивного посещения.

Пресвятая Богородица указала князю на город Владимир, будущую столицу Руси, и повелела князю поставить икону Ее во Владимире, а на месте явления Своего создать обитель для иноков. Князь принялся за исполнение повеленного немедленно: утром был заложен храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы и посланы гонцы, которые должны были привести к князю лучших иконописных дел мастеров. Вскоре, по распоряжению князя была написана икона Божией Матери так, как Она явилась князю в видении. Икону, поставленную в новой Боголюбской обители, назвали Боголюбивой, или Боголюбской, — по месту своего пребывания. «Боголюбская» — одна из первых икон, написанных русскими мастерами. Вместе с Владимирской иконой Божией Матери она стала охранительницей и утешительницей городу Владимиру и всей Ростово-Суздальской земле особенно с того времени, когда Владимирская икона Богородицы была перенесена в Москву (1395-й год). Празднование в честь Боголюбской иконы Божией Матери совершается 18 июня (1 июля по н. ст.).

В 1771 году во время эпидемии моровой язвы жители Владимира пронесли крестным ходом вокруг города Боголюбскую икону Пресвятой Богородицы — после чего эпидемия чудесным образом прекратилась. В память об этом событии ежегодно, за месяц до празднования в честь этой иконы, чудотворный образ приносили из Боголюбова во Владимир и в течение всего месяца с молебными песнопениями его носили по монастырям и приходским храмам, а накануне праздника торжественным крестным ходом возвращали в Боголюбово. В конце XIV века и позднее с чудотворной Боголюбской иконы Богородицы были сделаны многие списки, которые также прославились чудотворениями.

После революции и закрытия Боголюбского мужского монастыря эта величайшая святыня земли Русской находилась в приходском храме, затем в краеведческом музее.

В 1992 году по ходатайству архиепископа Евлогия икона была помещена в Успенском соборе Княгинина монастыря, который тогда еще принадлежал музею; через некоторое время монастырь был открыт (1993 год) и верующие получили возможность молиться перед чудотворной иконой и получать по вере своей помощь и утешение. С тех пор монастырская летопись постоянно пополняется свидетельствами заступничества Царицы Небесной. Известны случаи исцеления больных. Так однажды исцелилась у иконы от заикания девочка. В другой раз в течение месяца встала на ноги попавшая в автокатастрофу девочка, которую врачи сочли почти безнадежной. Зафиксированы случаи исцеления от рака. Есть несколько свидетельств о том, что бездетные супруги вымолили себе долгожданных детей.

С 1993 года по благословению владыки Евлогия ежегодно за месяц до празднования в честь Боголюбской иконы Божией Матери владимирское духовенство по череде каждый день служит молебны с акафистом перед чудотворным образом. 30 июня архиерейским служением перед чудотворным образом в монастырском Успенском соборе совершается малая вечерня с акафистом и торжественное всенощное бдение. А 1 июля, в день празднования иконы, во Владимире проводится крестный ход со списком Боголюбской иконы Божией Матери в село Боголюбове, в женский монастырь. В самый день праздника перед чудотворным образом не умолкает молитва. Служатся Литургия, молебны. После торжеств большой поток паломников устремляется поклониться Пресвятой Богородице, испрашивая Её заступничества и помощи, благодаря Её за неиссякаемый поток щедрот и милостей.

Далее

Свято-Троицкий женский монастырь

Каменное сооружение появилось там, где раньше располагался деревянный храм Бориса и Глеба, в 1643 году. Через пять лет купец Богдан Цветной, пожертвовавший деньги для возведения каменных зданий, построил на свои средства женскую обитель и подарил ей земли вокруг.

Почти 300 лет Муром гордился обителью, где проживали мудрые старицы. Однако в 1923 году сюда пришли тёмные времена. Из святого места сделали буквально общежитие для бывших уголовников и прочих неблагополучных граждан.

Однако монастырь пережил и это. В 1975 году сюда перевезли деревянную церковь преподобного Сергия Радонежского – памятник архитектуры XVIII века. Спустя ещё 16 лет обитель возвратилась к Церкви, на территории её находятся приюты для детей и стариков.

Главная достопримечательность – мощи св. Петра и Февронии, в русской православной традиции являющихся покровителями семьи и брачных уз.

Адрес: Владимирская область, г. Муром, пл. Крестьянина, 3А.

Телефон: 8 (492) 342-26-48.

История Книгинина монастыря

Многое перенёс Свято-Успенский монастырь. За 800-летнюю историю его не раз жгли и разоряли. Глубокий след оставило после себя польско-литовское нашествие 17 столетия. Ещё более тяжкими стали последствия реформ 1770 года, которые были изданы Екатериной Второй. Но самое сильное разрушение понёс монастырь от случившегося в 19 веке пожара, унёсшего с собой многие свидетельства минувших времён. Но не смотря на былые трудности, к началу 20-го столетия женская обитель вновь расцвела! В советские времена, как и многие другие религиозные учреждения, Свято-Успенский монастырь был закрыт. Его помещения использовались под зернохранилища. А после, как музей атеизма.

Храмы Успенского Княгининого монастыря

В монастыре существуют два каменных храма — Успенский собор и Казанский храм. Успенский собор являет собой замечательный образец раннемосковского зодчества. Это единственное во Владимире здание подобного стиля.

Наружные стены собора завершены закомарами. Над ними в два ряда возвышаются килевидные кокошники, служащие основанием для высокого барабана со шлемовидной главкой.

Вид на Казанский храм Успенского Княгининого монастыря

Узкие щелевидные окна и плоские лопатки, расчленяющие фасад на прясла, приковывают внимание к плавному силуэту здания. Внутри стены Успенского собора расписаны фресками 1648 года, выполненными по заказу патриарха Иосифа московскими изографами, во главе которых стоял известный мастер Марк Матвеев

Храм во имя Казанской иконы Божией Матери имеет два придела — в честь святителя Иоанна Златоуста и мученика Авраамия. Казанская церковь примечательна старинными царскими воротами с искусной резьбой XVI века.

Исторические сведения об основании

Основание мужского монастыря во Владимире стало точкой отсчета для Лаврентьевской летописи. Городской Владимирский кремль в 1191 году по указу князя Всеволода Большое Гнездо был дополнен одноглавым белокаменным собором, освященным в честь Рождества Пречистой Божьей Матери.

Богородице-Рождественский мужской монастырь во Владимире

Время основания мужской обители указано приблизительно, основываясь на найденной табличке, где было сказано, что Рождественская церковь основана в 699 году. Об игумене мужской обители впервые упоминается в летописи 1206 года.

  • Летописец 1212 года, указывает, что после смерти князя Всеволода остался монастырь и при нем церковь Рождества Святой Богородицы.
  • Благодатное для служения место стало ступенькой для многих игуменов, которые позже были рукоположены в епископский сан.
  • До 1227 года настоятелями владимирской святыни были игумены, после настоятельство перешла к архимандритам.
  • 1238 год стал временем разорения от рук татар, захвативших Владимир, обитель была впоследствии сожжена, ее настоятеля священномученика архимандрита Похожия и иноков убили.
  • В 1263 году Рождественский собор во Владимире был свидетелем отпевания святого князя Александра Невского, который был похоронен на юго-западной стороне.
  • В 1561 году первенство от Рождественского монастыря переходит к Троице-Сергиевской обители.

По летописанию 1599 года Богородице — Рождественский монастырь на то время занимает по значимости второе место среди русских святынь.

Богородице-Рождественская мужская обитель во Владимире неоднократно была посещаема Патриархами:

  • 8 мая 1629 года — Филаретом;
  • 30 января 1643 года — Иосифом;
  • 23 января 1653 года — Никоном.

В 1667 году архимандрит Филарет приобретает право носить архиерейский посох и именуется Преподобнейшим.

В 1697 году мощи Александра Невского перекладываются в новую раку, покрытую серебром и золотом, в 1724 году переносят останки в Александро-Невскую обитель Санкт-Петербурга.

В начале 1701 года количество монахов, живущих в обители, насчитывало 72 человека, а через сорок лет здесь обитали более ста человек, насельники, служащие при храме, среди которых проживали и отставные военные.

Богородице-Рождественский собор монастыря

Открытие в 1722 году цифирной школы для обучения мальчиков стало значимым событием для города.

В 1744 году согласно указу царицы Елизаветы Рождественская обитель становится резиденцией архиерея Владимирского.

Важно! Собрание летописей, древних рукописных книг в монастырской библиотеке являются уникальной исторической ценностью для всего русского православия. В летописи 1763 года упоминается церковь Рождества Христова, в 1814 г

— придел Александра Невского

В летописи 1763 года упоминается церковь Рождества Христова, в 1814 г. — придел Александра Невского.

При церкви Рождества Христова в 1825 году проведено освящение придела Иверской иконы Богородицы архиепископом святителем Феофаном Затворником.

После посещения древней Рождественской церкви в 1858 году императором Александром ІІ было дано повеление об ее восстановлении, на это царем было пожертвовано более сорока тысяч рублей, столько же поступило от частных лиц, а десять тысяч было передано Святейшим Синодом.

Архитектором-реставратором Николаем Артлебеном было принято решение о снесении домонгольской церкви и строительстве нового собора. Освящение новой церкви состоялось в 1869 году.

Случившийся в 1896 году пожар повредил иконостас в этом приделе, при восстановлении иконостас обновили, а деревянное покрытие заменили каменным.

Исторические сведения об основании

Основание мужского монастыря во Владимире стало точкой отсчета для Лаврентьевской летописи. Городской Владимирский кремль в 1191 году по указу князя Всеволода Большое Гнездо был дополнен одноглавым белокаменным собором, освященным в честь Рождества Пречистой Божьей Матери.


Богородице-Рождественский мужской монастырь во Владимире

Время основания мужской обители указано приблизительно, основываясь на найденной табличке, где было сказано, что Рождественская церковь основана в 699 году. Об игумене мужской обители впервые упоминается в летописи 1206 года.

  • Летописец 1212 года, указывает, что после смерти князя Всеволода остался монастырь и при нем церковь Рождества Святой Богородицы.
  • Благодатное для служения место стало ступенькой для многих игуменов, которые позже были рукоположены в епископский сан.
  • До 1227 года настоятелями владимирской святыни были игумены, после настоятельство перешла к архимандритам.
  • 1238 год стал временем разорения от рук татар, захвативших Владимир, обитель была впоследствии сожжена, ее настоятеля священномученика архимандрита Похожия и иноков убили.
  • В 1263 году Рождественский собор во Владимире был свидетелем отпевания святого князя Александра Невского, который был похоронен на юго-западной стороне.
  • В 1561 году первенство от Рождественского монастыря переходит к Троице-Сергиевской обители.

По летописанию 1599 года Богородице — Рождественский монастырь на то время занимает по значимости второе место среди русских святынь.

Богородице-Рождественская мужская обитель во Владимире неоднократно была посещаема Патриархами:

  • 8 мая 1629 года — Филаретом;
  • 30 января 1643 года — Иосифом;
  • 23 января 1653 года — Никоном.

В 1667 году архимандрит Филарет приобретает право носить архиерейский посох и именуется Преподобнейшим.

В 1697 году мощи Александра Невского перекладываются в новую раку, покрытую серебром и золотом, в 1724 году переносят останки в Александро-Невскую обитель Санкт-Петербурга.

В начале 1701 года количество монахов, живущих в обители, насчитывало 72 человека, а через сорок лет здесь обитали более ста человек, насельники, служащие при храме, среди которых проживали и отставные военные.


Богородице-Рождественский собор монастыря

Открытие в 1722 году цифирной школы для обучения мальчиков стало значимым событием для города.

В 1744 году согласно указу царицы Елизаветы Рождественская обитель становится резиденцией архиерея Владимирского.

Важно! Собрание летописей, древних рукописных книг в монастырской библиотеке являются уникальной исторической ценностью для всего русского православия. В летописи 1763 года упоминается церковь Рождества Христова, в 1814 г

— придел Александра Невского

В летописи 1763 года упоминается церковь Рождества Христова, в 1814 г. — придел Александра Невского.

При церкви Рождества Христова в 1825 году проведено освящение придела Иверской иконы Богородицы архиепископом святителем Феофаном Затворником.

После посещения древней Рождественской церкви в 1858 году императором Александром ІІ было дано повеление об ее восстановлении, на это царем было пожертвовано более сорока тысяч рублей, столько же поступило от частных лиц, а десять тысяч было передано Святейшим Синодом.

Архитектором-реставратором Николаем Артлебеном было принято решение о снесении домонгольской церкви и строительстве нового собора. Освящение новой церкви состоялось в 1869 году.

Случившийся в 1896 году пожар повредил иконостас в этом приделе, при восстановлении иконостас обновили, а деревянное покрытие заменили каменным.

↑ Свято-Боголюбов Женский монастырь

Свято-Боголюбов монастырь был основан князем Андреем Боголюбским при своем дворе. В стенах монастыря сохранились здания, в которых бывал князь. Лестничная башня и Рождественский собор. Башня и собор соединены между собой галереей. Дворец, позже превратившийся в монастырь, был построен в 1157 году. В этом дворце Андрей Боголюбский занимался делами государства. Принимал важных гостей, здесь же князь принял мученическую смерть. Лестничная башня во времена Боголюбского выполняла роль сеней, в дворце

Теперь же башня пуста, внимание внутри нее привлекают только фрески

Главным достоянием монастыря является Рождественский собор. В 1722 году после неудачной реконструкции, собор рухнул. Был восстановлен в 1751 году, но от постройки возведенной князем Андреем Боголюбским остался только фундамент. В стенах Свято-Боголюбова монастыря покоятся многие известные исторические деятели. К сожалению, летописи с именами захороненных здесь людей – утеряны. До революции монастырь развивался, в нем жили и молились 70 братьев. При монастыре была своя школа и больница.

После революции, монастырь был разграблен, в 1922 году в монастыре базировался полк ГПУ. В 1991 году монастырь возобновил свою деятельность. В монастыре на данный момент 120 сестер. Главным храмом Свято-Боголюбова монастыря является собор Боголюбской иконы Божией Матери. В соборе хранится чудотворная икона Боголюбской Божией Матери. Свято-Боголюбов Женский монастырь , находится в поселке Боголюбово, что в 10 километрах от Владимира.

Список достопримечательностей Владимирской области

Перечень культурных, исторических и религиозных памятников, расположенных в регионе, обширен. К ним можно отнести следующие:

  • Муромский Спасо-Преображенский монастырь,
  • Дом-музей Н. Е. Жуковского,
  • Храм Покрова на Нерли,
  • Георгиевский собор в Гусь-Хрустальном,
  • Церковь св. Косьмы и Дамиана в Муроме
  • Музей деревянного зодчества в Суздале и другие.

Но если говорить о монастырях в области, которые стоит посетить, обратите внимание на такие:

  • Свято-Введенский Островной,
  • Свято-Успенский княгинин женский,
  • Свято-Боголюбский женский,
  • Свято-Троицкий женский.

Подробнее о них мы расскажем далее.

Основание и развитие

Монастырь впервые упоминается в 1200 году. Получил название Княгинин в честь великой княгини Марии Шварновны, которая на протяжении семи лет тяжело болела и желала последние дни жизни посвятить Богу служением в монастыре, приняла в 1206 году постриг в этом монастыре с именем Мария и схиму с именем Марфа, пробыв в монастыре 18 дней до своей кончины. Изначально монастырь был задуман как родовая усыпальница владимирских великих княгинь и княжон.

В XIII веке здесь были погребены сама Мария Шварновна, её сестра Анна, дочь Всеволода III и Марии Шварновны — Елена, позднее — супруга Александра Невского Александра (в монашеском постриге — Васса) и его дочь Евдокия (находятся под спудом в Христорождественском приделе Успенского собора).

6 марта 1230 года великим князем Владимирским Юрием Всеволодовичем в монастырь были перенесены мощи святого мученика Авраамия Болгарского.

Центром ансамбля монастыря является Успенский собор, построенный в первые годы XVI века по образу и подобию своего предшественника (сохранились нижние части стен древнего храма). Над его закомарами возвышается прямоугольный постамент, обработанный килевидными кокошниками; ещё один ярус кокошников окружает основание барабана.

Собор знаменит фресками 1648 года, над которыми работали московские изографы под руководством Марка Матвеева.

Богородице-Рождественский монастырь

Богородице-Рождественский монастырь во Владимире

Богородице-Рождественский монастырь не так известен, как его сосед – Свято-Успенский монастырь. А зря, его историческое значение поистине огромно! Основан он был при великом князе Всеволоде Третьем в 1191 году как мужская обитель. На протяжении нескольких столетий, до начала 14 века, именно в этом монастыре находилась Метрополия Православной церкви на территории Руси. Именно в этих стенах были написаны такие основополагающие исторические документы как Лаврентьевская, Троицкая и Воскресенская летописи.

На сегодняшний день самые ранние строения мужской обители не сохранились. Святые Ворота, архиерейский корпус, монашеские кельи, а так же ограда с башенками кирпичной кладки, окружающая монастырь, Христорождественская церковь, колокольня со звонницей и престолом Александра Невского – примеры архитектуры 17-18 столетий.

Колокольня со звонницей и престолом Александра Невского в Богородице-Рождественском монастыре Владимира

Во времена Екатерины Второй Богородице Рождественский монастырь переставал существовать как мужская обитель, а принял статус архиерейской резиденции. Только после падения Советского Союза монастырь реабилитировали. С 1991 года – его 800-летнего юбилея, началось восстановление обители. Сейчас это действующий мужской монастырь, на его территории трудятся 10 монахов, есть заочная духовная семинария, центр управления Владимиро-Суздальской епархии.

Игуменьи

Игуменья Антония (1992—2010)

  • Марфа (уп. 1512),
  • София (уп. 1552),
  • Ольга (уп. 1623),
  • Марина (Феофилатьева) (уп. 1642),
  • Таисия (Сновидова) (1649—1662),
  • Елена (Карамышева) (1662—1665)
  • Анисия (Новосильцева) (1665—1670)
  • Маремиана (Борисова) (1671—1677)
  • Феодосия (Блудова) (1679—1695),
  • Неонила (Всеволожская) (1697—1704)
  • Феоктиста (Кологривова) (1706—1710),
  • Максимилла (1710—1713),
  • Неонилла (Всеволожская) (19 февраля 1713—1724, уволена по старости),
  • Екатерина (19 июля 1724—†1737),
  • Анфия (Бужанинова) (30 августа 1737—1758),
  • Иудифь (1758),
  • Любовь (Маркова) (1761—1775),
  • Елизавета (Стромилова) (1775—1777),
  • Надежда (1777—1778),
  • Назарета (Бухвостова) (1780—1813),
  • Евгения (1813—1819),
  • Измарагда (1819—1840),
  • Елизавета (1841—1843),
  • Евгения (1843—1862),
  • Серафима (1862—1864),
  • Мария (1864—1878),
  • Аглаида (1878—1888),
  • Маргарита (1888—1914),
  • Августа (1914—1917, или 1916)
  • Олимпиада (Медведева) (1917—1923)
  • Антония (Шаховцева) (1992—2010)
  • Олимпиада (Хоружая) (2010—30 августа 2019)
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector