Феодор тирон. разглядеть христа и встать рядом с ним

Посмертные явления святого

Через пятьдесят лет после своей кончины произошло некоторое событие. Император Юлиан Отступник решил посмеяться над христианами. Он велел тайно на рынках покропить все продаваемые продукты идоложертвенной кровью, чтобы они осквернились.

Тогда святой Феодор явился во сне архиерею Евдоксию и сообщил ему о замысле императора. Он велел сварить всем христианам свою еду, чтобы не покупать на рынке ничего. Они стали варить пшеницу, добавляя в нее мед. Эта пища стала называться с тех пор «коливо» или «кутья», а также «сочиво».

В честь этого события в пятницу первой седмицы Великого поста принято служить молебен с каноном святому Феодору Тирону, который написал преподобный Иоанн Дамаскин, по окончании Литургии Преждеосвященных Даров. После молебна освящается кутия и раздается верующим. Этот праздник существовал еще в четвертом веке, о чем рассказывал Патриарх Нектарий.

Намного позже было еще одно явление святого. По свидетельству многих очевидцев он нес по улицам Костромы чудотворную икону Феодоровской Божией Матери, после чего она стала носить его имя. Ранее она хранилась в Городце Нижегородского уезда, но после чудесного перенесения ее святым Феодором икона была явлена под Костромой в лесу на дереве. Это объясняли тем, что жители Городца чем-то прогневали Пречистую, и Она пожелала видеть Свою икону в Костроме.

Молитва первая великомученику Феодору Тирону

О, Преславне, великомучениче Феодоре
Тироне. Услыши моление нас верных, величающих тя и в
смирении своем взывающих к тебе от всея души.  От юности показавый пламенную веру во
Христа Господа и ради нея жизнь свою положивый, подаждь
и нам молящимся тебе душевныя силы, во еже блюсти во вся
дни чистоту правыя веры.

Запечатлевый мученичеством исповедание
веры в пещи огненней, буди нам образом в ревности
проповедывания Истины Христовой.

Оградивый верных от греха язычества и
отступничества, соблюди и нас чистыми от еретических
козней и всякого диавольскаго навождения.

О, Преблаженне, великомучениче Феодоре,
своим предстательством у Престола Всевышняго умоли
Господа Бога, да подаст нам благодатныя силы, во еже
направити пути жизни нашея по Слову Божию во спасение
душ наших. Яко да твоими молитвами получивше благодать и
милость, прославим всех благих Источника и Дароподателя
Бога, Единаго, в Троице Святей Славимаго, Отца и Сына и
Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Дни памяти и почитание

Память великомученика почитается в православии 17 февраля и в первую субботу Великой седмицы.

По преданию, через полвека после мученической кончины святой Феодор своим явлением спас всех христиан от осквернения жертвенной кровью идолов.

Во времена своего правления Юлиан Отступник всячески пытался возродить язычество. Но действовал он с хитростью и скрытно, больше полагаясь на тактику подкупа или тайного вредительства. В дни Великого поста Юлиан решил подло надругаться над христианами. Он отдал приказ епарху тайно окропить все продукты на рынках Константинополя идоложертвенной кровью.


Традиция освящения колива связана с Феодором Тироном

Константинопольскому епископу Евдоксию во сне явился великомученик Феодор и сказал предупредить всех христиан о замысле императора. Вместо рыночных продуктов он велел питаться коливом — вареной пшеницей с медом.

Важно! С тех пор в православном мире это событие отмечается в первую субботу Великого поста — во всех храмах читается молебный канон святому и верующим раздается коливо

Тирон-змееборец

Икона Феодора Тирона

Вернулся Феодор домой и всё бы хорошо, но не тут-то было: «Змей огненный, двенадцатикрылых-хоботов, полонил его (Фёдора) матушку Феодорису-и-Микитишну и унес его матушку во печеры во змииныя, ко двенадцати змеенышам».

Вновь отправился святой отрок на чужбину, на этот раз за родной матушкой, и убил стрелой змея лютого, и освободил из полона кормилицу. «А родимая моя матушка! Стоит ли мое хождение против тваво и рождения? Стоит ли мое рачение паче тваво хождения?» Отвечает умиленная подвигами любящего сына Феодориса-и-Микитишна: «О, млад человек да Федор, да Тиринин! Стоит и перестоити!»   

Возвратившись домой Феодор Тырянин оставил наказ жителям Ерусалима, который обращён к каждому, кто слушал сей сказ:

Упоминание о первой неделе Великой четыредесятницы в народной песне неслучайно. Кроме того, что память святому великомученику Фёдору Тирону совершается 17 февраля, празднование в его честь отмечается ещё и в субботу первой недели Великого поста.

На самом деле сей святой великомученик жил в IV веке
не в «Ерусалиме», а на северо-востоке Малой Азии, в городе Аласии. Фёдор Тирон
действительно был воином, исповедовавшем во времена гонений христианскую веру твёрдо
и во всеуслышание. Однажды он отказался поклониться языческим богам и был
приговорён к казни. Фёдор мученически погиб за Христа, взойдя на костёр с
молитвой на устах. Житие великомученика и народные легенды о нём
свидетельствуют об одном – его самоотверженной борьбе за «веру крещеную».  

Икона «Чудо св. Федора Тирона». Конец XVI — начало XVII вв.

Святые отцы о молитве

«Молитва есть оружие великое, сокровище неоскудевающее, богатство никогда не истощаемое, пристань безмятежная, основание спокойствия; молитва есть корень, источник и мать бесчисленных благ и могущественнее царской власти». Свт. Иоанн Златоуст.

«Молитва в чине своем выше милостыни». Прп. Исаак Сирин.

«Молитва есть возникновение в сердце нашем одного за другим благоговейных чувств к Богу». Свт. Феофан, Затворник Вышенский.

«Во время молитвы речь наша и моление да будут соединены с благочинием, спокойствием и скромностию. Будем помышлять о том, что мы стоим пред лицем Бога и что надобно угодить очам Божиим и положением тела, и звуком голоса». Сщмч. Киприан Карфагенский.

«Должно упраздниться от дел супружеских, чтобы заняться молитвою; упраздниться от попечений о богатстве, от пожелания земной славы, от наслаждения удовольствиями, от зависти и всякого злого дела против нашего ближнего, чтобы, когда душа наша в тишине и не возмущается никакою страстию, в ней, как в зеркале, было чисто и неомрачено Божие озарение». Свт. Василий Великий.

«Начиная молитву, оставь себя самого, жену, детей, расстанься с землею, минуй небо, оставь всякую тварь видимую и невидимую, и начни славословием все Сотворившего, и, когда будешь славословить Его, не блуждай умом туда и сюда, не баснословь по-язычески, но выбирай слова из Святых Писаний». Свт. Василий Великий.

«Всякое место и всякое время удобно для нас к молитве». Свт. Иоанн Златоуст.

Православные молитвы святым угодникам. Святые угодники Божии.

Православные молитвы нуждающимся в различных нуждах и немощах.

Посмертные явления святого

Через пятьдесят лет после своей кончины произошло некоторое событие. Император Юлиан Отступник решил посмеяться над христианами. Он велел тайно на рынках покропить все продаваемые продукты идоложертвенной кровью, чтобы они осквернились.

Тогда святой Феодор явился во сне архиерею Евдоксию и сообщил ему о замысле императора. Он велел сварить всем христианам свою еду, чтобы не покупать на рынке ничего. Они стали варить пшеницу, добавляя в нее мед. Эта пища стала называться с тех пор «коливо» или «кутья», а также «сочиво».

В честь этого события в пятницу первой седмицы Великого поста принято служить молебен с каноном святому Феодору Тирону, который написал преподобный Иоанн Дамаскин, по окончании Литургии Преждеосвященных Даров. После молебна освящается кутия и раздается верующим. Этот праздник существовал еще в четвертом веке, о чем рассказывал Патриарх Нектарий.

Намного позже было еще одно явление святого. По свидетельству многих очевидцев он нес по улицам Костромы чудотворную икону Феодоровской Божией Матери, после чего она стала носить его имя. Ранее она хранилась в Городце Нижегородского уезда, но после чудесного перенесения ее святым Феодором икона была явлена под Костромой в лесу на дереве. Это объясняли тем, что жители Городца чем-то прогневали Пречистую, и Она пожелала видеть Свою икону в Костроме.

Житие святого Феодора

Феодор родился в третьем веке в городе Амасии (Турция). Про его детство и отрочество ничего не известно. Феодор служил в войске императора. В те времена начались гонения на христиан. Стало известно, что Феодор верует во Христа.

Его привели к управителю и принуждали принести жертву идолам. Святой отказался. Ему дали некоторое время для размышление. Он молился в эти дни, чтобы Бог укрепил его на мученичество.

Феодора оклеветали за сожжение языческого храма. Он был приведен на суд к градоначальнику, где объявил себя христианином. Его жестоко били, затем бросили в темницу. Там он голодал в течение многих дней. Ему явился Христос и укреплял его. Затем Феодора снова привели на суд, но он повторил свое вероисповедание.

Мучения святого

Тогда начались мучения – его тело строгали железными зубьями, лилась кровь ручьями, но святой громко исповедовал Христа. Тогда его бросили в печь и сожгли заживо. Тропарь святому Феодору Тирону передает всю суть его мучений: «в пламене, словно на воде упокоения, святой Феодор радовался…словно хлеб сладкий Господу принесся». Т.е. он ипекся в печи как хлеб для Господа.

Это случилось в 305 году. Тело святого похоронили в Евхаитах. Позже мощи его перенесли в Константинополь и положили в храме, освященном в его честь. Голова мученика хранится в итальянском городе Гаэте.

Икос 5

Видя тя мукам преданнаго, Феодоре
Тироне, нечестивый Публий исполнися ярости и удивися
твоему долготерпению; дети же, славяще Бога, в веселии
взываху:

Радуйся, Христа Бога мучениче,

Радуйся, страстем Его ревнителю,

Радуйся, темницу за Него приявший,

Радуйся, узами окованный ради Господа,

Радуйся, яко хлеб сладкий Троице
принесеся.

Радуйся, в мужестве не принявший
оскверненныя пищи.

Радуйся, плети нечестиваго Публия ради
Бога потерпевший.

Радуйся, православных похвало.

Радуйся, от глада нас хлебом жизни
снабдевающий,

Радуйся, усердно призывающим тя
помогаяй.

Радуйся, заре, сияющая в нощи греховной
блуждающим,

Радуйся, яко верою твоею сокрушаются
языческие боги.

Радуйся, великомучениче Феодоре Тироне.

Великомученик Феодор Тирон

Феодор Тирон (Тирон — т.е. воин-новобранец) — христианский святой, великомученик, чью память Церковь вспоминает в субботу на первой неделе Великого поста (в 2021 году — 16 марта).

Он жил во времена императора Максимилиана, отличавшегося необузданным нравом. В ту пору солдаты были обязаны приносить жертвы римским божествам. Император желал, чтобы и его самого народ почитал как бога. Воинов это касалось в первую очередь. Когда Феодора стали принуждать к принесению жертвы идолам, он решительно отказался. За то, что исповедал себя христианином, Феодор был заключён в тюрьму и обречён на голодную смерть. Обнаружив через некоторое время Феодора живым, ему вновь предложили совершить жертвоприношение. После отказа он был подвергнут жестоким пыткам, но так и не отступился от веры.

В итоге он был приговорен к сожжению на костре. Его останки, по преданию не повреждённые огнём, попросила христианка Евсевия и погребла в своём доме в городе Евхаитах. Позднее его мощи были перенесены в Константинополь, а глава — сначала в Бриндизи, а затем — в Гаэту.

С его именем связано одно интересное событие церковной истории.

В IV веке в Константинополе у власти стоял император Юлиан Отступник, гонитель христиан. Как-то, в первую седмицу Великого поста, он приказал тайно окропить идоложертвенной кровью все продукты на рынках города. Апостолы призывали христиан «воздерживаться от идоложертвенного и крови», поэтому поступок правителя был жестокой издевкой над христианской верой.

И тут местному архиепископу, Евдоксию, явился во сне великомученик Феодор. Святой предупредил Евдоксия и велел не покупать идоложертвенную пищу, а сварить коливо из домашних запасов крупы. Коливо — вареная с медом пшеница (кстати, аналог колива у славян — кутья, традиционное поминальное блюдо).

Фото www.flickr.com/photos/spbpda/

В память об этом чудесном событии на первой неделе Великого поста, в навечерие субботы (пятницу) после Литургии Преждеосвященных Даров, в храмах звучит канон великомученику Феодору. Его составил преподобный Иоанн Дамаскин. В этот день благословляют и раздают прихожанам коливо.

Икос 10

Повеждь верным, о святителю, не
прикасатися пищи на торжищи, яко осквернил ю велением
своим нечестивый отступник. Сего ради возглашаем ти
сице:

Радуйся, исполнителю неписаннаго закона,

Радуйся, вестник божественныя воли.

Радуйся, святительскаго града
ограждение,

Радуйся, яко объявил ему божественную
волю.

Радуйся, вестниче Христа Бога.

Радуйся, яко победил еси Юлиана безумие.

Радуйся, яко отвергл еси оскверненную
пищу,

Радуйся, яко соблюл еси пост верных.

Радуйся, божественное радование
мучеников,

Радуйся, нам Богом данный даре.

Радуйся, служителю Всевышняго.

Радуйся, великомучениче Феодоре Тироне.

История православного праздника 2 марта

Феодор Тирон родился в городе Амасии (область Понт) и в юном возрасте ушел на службу в мармаритский полк под руководством Вринка. Во время правления императора Максимиана (286-305 гг.) язычники преследовали христиан, но Феодор не боялся открыто исповедовать веру в Иисуса Христа. 

Вринк, видя это, советовал парню отречься от своей религии, а идолам — принести жертву. Он дал Феодору несколько дней на размышления, и по странному стечению обстоятельств, за это время языческий храм сгорел дотла. Феодора бросили в темницу, обвинив в поджоге. 

Попав в заточение, Феодор посвятил молитвам все свое время. Там ему явился Иисус, чтобы поддержать и утешить. Спустя какое-то время Феодора привели к местному правителю, и тот предложил парню отречься от своей веры. Мученик был непреклонен и настоял на том, что Христос — его единственный бог. Этот выбор стоил Феодору жизни: его тут же приговорили к смертной казни через сожжение. 

Праведная Мариамна жила вместе с братом Филиппом, апостолом от двенадцати. Когда они посетили Малую Азию, к ним присоединился апостол Варфоломей. С тех ор Мариамна, дав обет безбрачия, посвятила себя проповедованию Евангелия наравне с апостолами, разделила с ними тяготы и скорби несения Слова Божия.

Благодаря им в Иераполе Фригийском почти все жители города отказались от поклонения идолам. Такое положение дел не устроило местного правителя, и тот приказал арестовать Мариамну вместе с апостолами. Филиппа приговорили к смерти на кресте. Вскоре гнев Божий настиг мэра и местных жрецов, и их поглотила земля. Мариамну и Варфоломея после этих событий освободили. Святая оплакала брата и ушла в Ликаонию, где проповедовала Евангелие до самой смерти.

Двусторонняя икона-таблетка

Школа или худ. центр: Новгород

Конец XV — начало XVI вв.

Антонова, Мнева 1963: Конец XV в.

24 × 19.5 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва, РоссияИнв. 22034

Входит в серию таблеток из собора Св. Софии в Новгороде.

Оборот — Вознесение (там же см. дополнительную информацию).

См. в «Галерее»:

  • Феодор Стратилат († 319)
  • Феодор Тирон († 306)
  Смирнова, Лаурина, Гордиенко 1982  

18б. Феодор Стратилат и Феодор Тирон.

Воины в рост, фронтально. В правой руке каждый держит обнаженный поднятый меч, левой — придерживает щит (у Стратилата — с маскароном). Одежды: короткие рубахи (у Тирона виден разрез у нижнего края сбоку), украшенные ассистом латы, накинутые на плечи и завязанные впереди узлом плащи, узкие штаны (у Стратилата клетчатые), обувь в виде обмоток.

Надпись:

Значительную когорту составляют мученики. Среди них самую большую группу образуют св. воины. Одна композиция с воинами выделяется (таблетка 18б): представлено лишь двое святых — Феодор Тирон и Феодор Стратилат, причем оба изображены в воинских доспехах, с оружием. Известно, что оба Феодора часто изображались вместе. Культ св. Феодора, солдата римской армии из города Евхаита, жившего, по преданию, в конце III в., возник уже в IV в. Позже, в IX в., у этого Феодора, получившего прозвище Тирон («новобранец»), появился двойник — Феодор Стратилат («военачальник»); каждый из них изображался со своими особенностями ликов, бороды и прически, причем отличительной чертой Феодора Стратилата стали мелкие завитки волос135.

135 Л. Мавродинова. Св. Теодор. Развитие и особенности на иконографския му тип в средновековната живопис. — «Известия на Института за изкуствознание», XIII. София, 1969, с. 33–52.

В Новгороде широко чтился Феодор Стратилат, посвященные ему храмы стоят на Софийской и на Торговой («на Ручью») сторонах. У Феодора Тирона был особый аспект культа, его чтили как победителя дракона. Известно чудо св. Феодора Тирона, спасшего от дракона свою мать (ср. клеймо Людогощенского креста, 1359 г., в Новгородском музее, икону начала XVI в. из собрания Н. П. Лихачева, ГРМ136). Наличие таблетки с парным изображением св. Феодоров заставляет вновь отметить, что в комплекс Софийских таблеток не могло не входить изображение двух других, еще более чтимых воинов — Георгия и Димитрия. Композицию с их фигурами можно представить по аналогии с иконками ГТГ из собрания Мараевых (кат. № 13) и таблетки с двумя Феодорами.

136

  •  В. Н. Лазарев. Византийское и древнерусское искусство. Статьи и материалы. М., 1978, с. 189, 190, 193 (здесь же приведена библиография);
  •  В. К. Лаурина. Новгородская иконопись конца XV — начала XVI века и московское искусство. — «Древнерусское искусство. Художественная культура Москвы и прилежащих к ней княжеств. XIV–XVI вв.» М., 1970, с. 434, илл. с. 433.

Литература:


Антонова, Мнева 1963.
Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи XI — начала XVIII в.в. Опыт историко-художественной классификации. В 2-х томах. — М.: Искусство, 1963. — Т. I, № 113, стр. 163-164.

Смирнова, Лаурина, Гордиенко 1982.
Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Великого Новгорода. XV век. — М.: Наука, 1982. — Кат. № 63 (18б), стр. 301-320, илл. с. 517.

Лазарев 1983/1.
Лазарев В. Н. Страницы истории новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора Св. Софии в Новгороде = Pages from the History of Novgorodian painting. The double-faced tablets from the St. Sophia Cathedral in Novgorod. — М.: Искусство, 1983. — Табл. XVIII об.

Вздорнов 2007/1.
Вздорнов Г. И. Иконы-таблетки Великого Новгорода. Софийские святцы. — М.: Гранд-Холдинг, 2007.

Икос 4

Ангели воспеша Христа Спасителя, в
темнице посетившего тебя. Исполнив тя веселия небеснаго,
Господь заповедал тебе:

Радуйся и не убойся, великомучениче, ибо
со мною победиши и венца сподобишися. Сего ради и от нас
услыши:

Радуйся, Христа Бога друже,

Радуйся, мужественный исповедниче.

Радуйся, хлебе сладкий Христа.

Радуйся, юных вразумление,

Радуйся, грешных исправление.

Радуйся, яко посетил тебя Христос во
узех сущаго,

Радуйся, яко узрел еси небесный свет в
темнице.

Радуйся, светлое явление разума.

Радуйся, премудрое обличение безумия.

Радуйся, яко на образ твой взирающе, в
нашей вере утверждаемся,

Радуйся, яко твоим заступлением
православие ограждается,

Радуйся, великомучениче Феодоре Тироне.

Чудо Феодора Тирона. Икона, первая половина XVII
века. Иконописец Никифор Савин

Житие святого Феодора

Феодор родился в третьем веке в городе Амасии (Турция). Про его детство и отрочество ничего не известно. Феодор служил в войске императора. В те времена начались гонения на христиан. Стало известно, что Феодор верует во Христа.

Его привели к управителю и принуждали принести жертву идолам. Святой отказался. Ему дали некоторое время для размышление. Он молился в эти дни, чтобы Бог укрепил его на мученичество.

Феодора оклеветали за сожжение языческого храма. Он был приведен на суд к градоначальнику, где объявил себя христианином. Его жестоко били, затем бросили в темницу. Там он голодал в течение многих дней. Ему явился Христос и укреплял его. Затем Феодора снова привели на суд, но он повторил свое вероисповедание.

Мучения святого

Тогда начались мучения – его тело строгали железными зубьями, лилась кровь ручьями, но святой громко исповедовал Христа. Тогда его бросили в печь и сожгли заживо. Тропарь святому Феодору Тирону передает всю суть его мучений: «в пламене, словно на воде упокоения, святой Феодор радовался…словно хлеб сладкий Господу принесся». Т.е. он ипекся в печи как хлеб для Господа.

Это случилось в 305 году. Тело святого похоронили в Евхаитах. Позже мощи его перенесли в Константинополь и положили в храме, освященном в его честь. Голова мученика хранится в итальянском городе Гаэте.

Былинный образ святого

Подробнее по этой теме см. Сказание о подвигах Фёдора Тиринина.

«Сказание о подвигах Фёдора Тиринина» — апокриф о Фёдоре Тироне, связанный с темой основного мифа: герой предстает здесь как змееборец. «Сказание» представляет собой тип «мученичества», а не полноценного биографического жития: подвиг святого Феодора лишь внешним образом связан с его житием, которое им и начинается. Александр Веселовский высказывает предположение о возможной связи духовного стиха с былиной «Добрыня и Змей».

Восточно- и южнославянские традиции представляют Фёдора Тирона, как и Егория Храброго, всадником и защитником скота.

  • Его могила в Венеции.
  • Феодор Тирон

Икос 12

Воспевая подвиги и чудеса твои,
великомучениче Феодоре, поем тебе во смирении, ибо
Господь, приявший страдания твои, вселися в душу твою,
наставляя нас взываши тебе тако:

Радуйся, Феодоре, непорочно свою душу
соблюдший,

Радуйся, освятивший ее страданиями
твоими,

Радуйся, плененных избавителю и
предстателю.

Радуйся, ран телесных врачу и болящих
целителю.

Радуйся, спасателю в беде на море сущих.

Радуйся, свирель сладкозвучная.

Радуйся, отроческих молений исполнителю,

Радуйся, бедных верное богатство.

Радуйся, вселивыйся в небесныя обители,

Радуйся, немощных укрепление.

Радуйся, старцев утешение.

Радуйся, со ангелы воспевающий трисвятую
песнь.

Радуйся, великомучениче Феодоре Тироне.

Посмертные явления святого

Через пятьдесят лет после своей кончины произошло некоторое событие. Император Юлиан Отступник решил посмеяться над христианами. Он велел тайно на рынках покропить все продаваемые продукты идоложертвенной кровью, чтобы они осквернились.

Тогда святой Феодор явился во сне архиерею Евдоксию и сообщил ему о замысле императора. Он велел сварить всем христианам свою еду, чтобы не покупать на рынке ничего. Они стали варить пшеницу, добавляя в нее мед. Эта пища стала называться с тех пор «коливо» или «кутья», а также «сочиво».

В честь этого события в пятницу первой седмицы Великого поста принято служить молебен с каноном святому Феодору Тирону, который написал преподобный Иоанн Дамаскин, по окончании Литургии Преждеосвященных Даров. После молебна освящается кутия и раздается верующим. Этот праздник существовал еще в четвертом веке, о чем рассказывал Патриарх Нектарий.

Намного позже было еще одно явление святого. По свидетельству многих очевидцев он нес по улицам Костромы чудотворную икону Феодоровской Божией Матери, после чего она стала носить его имя. Ранее она хранилась в Городце Нижегородского уезда, но после чудесного перенесения ее святым Феодором икона была явлена под Костромой в лесу на дереве. Это объясняли тем, что жители Городца чем-то прогневали Пречистую, и Она пожелала видеть Свою икону в Костроме.

Почитание и мощи

На Руси очень с давних времен почитают святого Феодора Стратилата, как покровителя воинства. На древних иконописных изображениях есть характерные черты, по которым можно сразу определить святого:

  • одет святой в пластинчатый доспех;
  • в правой руке копье;
  • щит славянский, овальный;
  • масть лошади белая.

Иногда вместо копья в руках святого меч, а в другой руке крест. Т. е. изображения Стратилата очень разнообразны в древней традиции, которая перешла и в наше время и иконы Стратилата, чаще всего можно увидеть именно в таком антураже.


Икона святого Феодора Стратилата

После мученической кончины, святые мощи Феодора Стратилата были перенесены в главный храм г. Евхаита. В XI веке они оказались в Константинополе. Каждый раз при перенесении происходило множество чудес по молитвам к святому. Мощи были помещены в храм Богородицы во Влахерне. Рядом с ними находились щит и меч Феодора.

Дальнейшая судьба св. мощей Феодора Стратилата была трагична. После взятия Константинополя крестоносцами в 1204 г. в целости они не сохранились и оказались части их в разных православных и католических храмах:

  • глава на Афоне в монастыре Пантократор;
  • левая рука на греческом Пелопоннесе в монастыре Мега Спилеон.

В России частицы мощей находятся в следующих храмах:

  • в Благовещенском соборе г. Москвы;
  • в храме Св. Софии в Новгороде Великом;
  • часть главы святого при Борисе Годунове, также были принесены в Москву.


Ковчег с частицей мощей в Феодоровском женском монастыре

После своей мученической кончины Феодор Стратилат был прославлен Церковью в лике великомучеников. И по молитвам к нему было немало чудес.

  1. Одно из самых первых произошло в 780 году. В храме св. Феодора в сирийском городе Карсате, разместились сарацины, один из них выстрелили из лука во фреску святого на стене и попал в плечо, из которого начала истекать кровь. После этого все сарацины, которые находились в храме, умерли по неизвестной причине.
  2. В 971 году в битве с русами святой Феодор в решающий момент, когда силы ромеев ослабли, впереди войска явился Стратилат и руссы в панике бежали.

Это самые известные случаи, а было множество и других и совершаются они сейчас по молитвам к св. вмч. Феодору Стратилату.

Православные и церковные праздники и посты

Сегодня православный церковный праздник: * Священномученика Дорофея, епископа Тирского (ок. 362) и другие святые, имена которых вспоминаем в этот день… Завтра:

* Преподобного Виссариона, чудотворца Египетского (IV-V). * Преподобного Илариона Нового, исп. и игумена из обители Далматской (845) и другие святые, имена которых вспоминаем в этот день…Ожидаются праздники:20.06.2021 — * Священномученика Феодота Анкирского (303) и другие святые, имена которых вспоминаем в этот день…21.06.2021 — * Великомученика Феодора Стратилата (перенесение мощей, 319) и другие святые, имена которых вспоминаем в этот день…22.06.2021 — * Святителя Кирилла, архиепископа Александрийского (444). ** Преподобного Кирилла, игумена Белоезерского (1427) и другие святые, имена которых вспоминаем в этот день…

Все православные и церковные праздники и посты …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector