Убийство князя андрея боголюбского: что было на самом деле
Содержание:
Новый опыт и иные традиции
Оказавшись в южных землях, Андрей столкнулся с обычаями, сильно отличавшимися от привычных ему дома. В летописях говорится о недовольстве и возмущении, даже смущении будущего великого князя – столь ему странны казались удельные усобицы между близкими. Бесконечные раздоры, как следствие – постоянно проливавшаяся родственная кровь. Все это вынуждало Андрея скорбеть о происходящем. Нет ничего удивительного в том, что молодой человек возжелал вернуться в родные края. Удельные порядки не были для него приемлемыми, тем более он не смог заставить себя их полюбить. Сперва Андрей удалился от того, что ему было противно, а едва набрал силу, стал принимать меры для исправления ситуации.
Переезд в Суздаль в 1156 г. произошел без согласия и одобрения княжившего в тот период отца. Вышгород остался без иконы – в будущем образ станет самой великой и значимой святыней всей русской земли. Из легенд известно, что переезд иконы по всему пути следования князя вызывал великие чудеса. Вблизи Владимира под иконой внезапно встали лошади, и было решено на этом же месте разбить лагерь для ночевки. Во сне к Андрею пришла сама Божья матерь, которая предостерегла от перемещения образа в Ростов, и повелела основаться во Владимире. Пробудившись, князь в точности исполнил божественную волю. В том месте, где ему пришло видение, повелитель решил разбить село, чье название Боголюбово дало имя ему самому. По прошествии некоторого времени в том же селе он поставит великолепную церковь из камня и роскошный терем. Село станет его постоянным и самым любимым местом жизни, здесь же произойдет убийство Андрея Боголюбского.
Кратко о содержании основных событий
Борьба за Киев
Осада и штурм Киева в 1169 г
Продолжая политику своего отца, Юрия Долгорукого, Боголюбский участвовал в борьбе за киевский стол. Правнук Мономаха по линии Мстиславичей, Мстислав Изяславич, был приглашён киевлянами в столицу княжества и после успешного похода на половцев решил распространить власть Киева на Новгород — принял предложение новгородцев выдать им на княжение своего сына Романа. Роман начал совершать походы на полоцких князей, союзников Боголюбского.
Такое резкое усиление обеспокоило северских и суздальских князей и в 1169 году Андрей Боголюбский собрал против Мстислава войска (были объединены силы Ростиславичей и Ольговичей, а также другие союзники князя) во главе со своим сыном Мстиславом. В результате коалиция из одиннадцати князей взяла штурмом Киев и подвергла его двухдневному разграблению.
«Москали разрушают Киев в 1169 г» Худ. М. Фартух
Осада Вышгорода в 1173 году
После смерти Глеба Юрьевича, предположительно отравленного киевскими боярами, поставленный Андреем Боголюбским на княжение Роман Ростиславич отказался расследовать смерть предшественника, за что был лишён Андреем княжения. Однако, младшие братья Романа отказались подчиняться Андрею. Пытаясь вернуть под контроль Киев, Боголюбский послал туда огромное войско. В течение 9 недель оно безуспешно осаждало Вышгород, в котором укрылся Мстислав Ростиславич, и в ночь на 19 декабря 1173 года было разбито подошедшей армией под руководством луцкого князя Ярослава Изяславича, который и занял Киев впоследствии.
Поход новгородских и суздальских полков под водительством Юрия Андреевича Новгородского на Вышгород; возвращение Юрия после безуспешной осады Вышгорода.
По выражению академика Рыбакова Б.А. «Бесславный поход на Киевщину, ускорил трагическую развязку», то есть стал одной из причин убийства Андрея Боголюбского боярами в 1174 году.
Отношения с Новгородом
Киевские и Владимиро-Суздальские князья непрерывно боролись за влияние на Новгород, а сами новгородцы пытались лавировать между этими политическими противниками, поддерживая каждого из них по мере собственной выгоды.
После смерти Долгорукого в 1157 году, новгородское княжение попеременно занимали представители от Киева и Владимира, наконец в 1168 году новгородцы призвали себе на княжение Романа, сына Мстислава Изяславича Киевского. Новым князем был организован поход против полоцких князей, союзников князя Андрея, затем была атакована Торопецкая волость Смоленского княжества, также союзников Боголюбского.
Новгородское княжество в XII-XIII веках
Осада Новгорода в 1170 году
К этому времени Боголюбский уже подчинил себе Киев и решил разобраться с Новгородом — к участию в походе были привлечены рязанские, муромские и переяславские князья, а также полки Ростиславичей и полоцкий князь, чьи земли ранее страдали от набегов новгородцев. К подходу основных сил противника новгородцы успели организовать вокруг города острог и успешно отразили попытку штурма города — пленных было так много, что летописец отметил продажу пленных суздальцев за бесценок.
Битва новгородцев и суздальцев в 1170 году, фрагмент иконы 1460 года
Походы на волжских булгар
Первый поход против волжских булгар был проведён Боголюбским в 1164 году — вместе с сыном Изяславом, братом Ярославом и муромским князем Юрием, он вторгся в соседнее государство. Вышедший на встречу булгарский князь был разбит и вынужден отступить в столицу. Затем коалиция Боголюбского взяла булгарский город Бряхимов (Ибрагимов) и сожгла три других города, после чего вернулась.
Зимой 1171 года был организован второй поход, в котором участвовали сын Боголюбского Мстислав Андреевич, а также сыновья муромского и рязанского князей. Дружины соединились при впадении Оки в Волгу и ждали рати бояр, но не дождались — к этому моменту отношения между великим князем и местной знатью были весьма напряжёнными и бояре саботировали поход. Мстислав Андреевич успел разорить мордовские земли, захватил много пленных, но узнал о приближении булгарского войска и принял решение отступить.
Реконструированный облик пешего воина Волжской Булгарии
Помним и сегодня
Кровавые события 1174 г. не прошли незамеченными для истории. Дворцовая часть, где все случилось, и по наши дни еще стоит. В 1935 г. в ленинградских лабораториях провели антропологическое исследование, которое показало, что рассказы о силе князя были полностью правдивыми.
Человек, без устали боровшийся с врагами извне, оказался не готов к нападению внутреннему, и родственники, приближенные смогли нанести ему смертельный удар. Сопротивление было отчаянным. Ежели бы князь смог выжить в ту страшную ночь, наверняка заговорщиков ожидала бы смерть – это было абсолютно в характере правителя. Бунтовщики и сами это понимали, поэтому боролись до победного конца, чего бы им это ни стоило. Что любопытно, несмотря на разграбление киевских святых мест, народ почитал Андрея за светлого князя и достойного правителя.
IX. Николай II
Лик царя-мученника Николая IIв храме Боголюбской иконыБожьей Матери |
Андрей Боголюбский был первым, хотя и некоронованным русским царем, а волею судеб Николай II стал последним. Хотя они жили в разные эпохи, между ними много общего. 17 июля является днем памяти великого князя Андрея Боголюбского, предательски убитого в 1174 году в своем замке в Боголюбово. Через 744 года, в тот же день, в ночь на 17 июля в Ипатьевском доме в Екатеринбурге был убит последний русский царь Николай II, и этот день стал днем памяти царских страстотерпцев, установленный Русской Православной Церковью.
В Боголюбове, в XII веке, началась русская царская власть в лице Андрея Боголюбского. В 1997 году в главном храме Боголюбского монастыря в центральной части свода главного алтаря на месте забеленной известью фрески, изображающей Иисуса Христа, проявился лик царя-мученника Николая II. Это чудо было использовано, в числе остальных, при рассмотрении вопроса о канонизации царской семьи в 2000 году.
В 2002 году, после проведения на месте явления лика реставрационных работ открылось изображение Иисуса Христа в царском облачении со скипетром и державою.
Николай II в Боголюбово |
Посещение Серафимацарем Александром I |
В 1913 году – в год 300-летия Дома Романовых на царство, царь Николай II посетил Боголюбово – место гибели Андрея Боголюбского – первого некоронованного царя. Николай II попросил оставить его одного, он долго молился на месте убиения первого русского царя – через 5 лет Николай II стал последним русским царем, а через 87 лет его, как и Андрея, причислили к лику святых.
Икона Божией Матери,именуемая «Державная»,обретенная в 1917в Коломенском |
Николай II уже тогда знал ожидавшую его учесть, предсказанную еще задолго до его рождения в 1824 году, в Саровской Пустыни, Серафимом Саровским Александру I Благословенному – победителю Наполеона: «Будет некогда Царь, который меня прославит, после чего будет великая смута на Руси, много крови потечет за то, что восстанут против этого Царя и Самодержавия, но Бог Царя возвеличит». Действительно, в январе 1903 года при личном участии Николая II Святейший Синод причислил Серафима Саровского к лику святых. Торжественное прославление святого было совершено 19 июля 1903 года в присутствии Царя и его семьи.
Церковь Вознесенияв Коломенском (1532 год),построенная в честь рожденияИвана Грозного, в которойв 1917 году была обретеначудотворная иконаДержавной Божией Матери |
Интересно, что в XVIII веке Серафима Саровского, тогда курского юношу Прохора Мошнина, направил в Саров со словами: «Место сие да будет тебе во спасение…» настоятель Китаевой пустыни, основанной Андреем Боголюбским под Киевом в XII веке. В 1991 году при переносе мощей Серафима Саровского из Санкт-Петербурга в Саров, была сделана остановка в Боголюбово. Молебен служил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Царь-мученик Николай II.Причислен к лику СвятыхРусской ПравославнойЦерковью на ЮбилейномАрхиерейском Соборе20 августа 2000 года |
В день вынужденного отречения от престола Николая II в марте 1917 года была обретена в Коломенском в Церкви Вознесения, построенной в 1532 году в честь рождения Ивана Грозного, Икона Божией Матери, именуемая «Державная». Это было понято как символ предстоящих всей стране испытаний и пробуждения духовной стороны в людях.
Николай II родился (19 мая 1868) в день памяти Иовы Многострадального, являвшегося по преданию, племянником праотца Авраама и прошедшим с доблестью через все посланные ему испытания – гибель всех детей и потеря всего имущества на 78-м году жизни, тяжелая болезнь в полном одиночестве и т. д.
Перенесение останковцарской семьи.Первый российскийпрезидент Борис Ельцини его супругапочтили памятьпоследнего русского царя |
По распоряжению Политбюро ЦК КПСС, в сентябре 1977 года Ипатьевский дом был стерт с лица земли, Борис Ельцин в это время был первым секретарем Свердловского обкома КПСС.
Николай II с детьми в Тобольске |
При Иване Грозном Ермак покоряет Сибирь, заняв ее столицу – Кашлык – ныне Тобольск, где с августа 1917 года до апреля 1918 года живет семья Романовых, перед тем как взойти на Уральскую голгофу в ночь на 17 июля 1918 г. – день памяти великого князя Андрея Боголюбского – первого некоронованного русского царя.
Правление
Правление Андрея Боголюбского началось в Ростово-Суздальском княжестве. Очень быстро он переименовал его во Владимиро-Суздальское княжество. Это был типичный князь эпохи феодальной раздробленности. Он стремился возвысить свое княжество, и подчинить своему влиянию остальные княжества.
Подъем Владимира
Я не случайно говорил, что изначально княжество называлось Ростово-Суздальским. В нем было 2 главных города Ростов и Суздаль. В каждом городе были сильные боярские группировки. Поэтому молодой князь Андрей решил править не в этих городах, а в сравнительно молодом Владимире. Именно поэтому и произошло переименование княжество, и именно отсюда берет начало возвышение города Владимира.
С 1157 году Андрей был полноправным и самостоятельным правителем Владимиро-Суздальского княжества.
Религия
Религиозная составляющая является важной для понимания личности князя и тех задач, которые он решал. Главная черта правления Андрея Боголюбского – стремление к независимости и к самостоятельному правлению
Именно этого он хотел для себя, для своего княжества, и для религии своего княжества. Фактически он пытался создать новое ответвление в христианской религии – культ Богородицы. Сегодня это может показаться диким, поскольку Богородица важна во всей религии. Поэтому нужно привести описание того какие храмы строились в крупных городах:
- Киев и Новгород – храм в честь святой Софьи.
- Владимир – храм Успения Богородицы.
С точки зрения религии это разные мировоззрения и в какой-то мере даже противоречия. Стремясь это подчеркнуть князь Андрей Боголюбский обратился в Константинополь, стремясь разделить Киевскую и Ростовскую епархии, перенеся последнюю во Владимир. Византия эту идею отклонила и разрешила только в рамках княжества перенести епархию из Ростова во Владимир.
В 1155 году Андрей вывез из Вышгорода икону, которая сегодня считается одной из главных православных святынь – Владимирская икона Божьей Матери. Именно во время его правления были впервые установлены такие церковные праздники как Спаса (1 августа) и Покрова (1 октября).
Военные успехи
В летописях отмечают, что Андрей Боголюбский был отличным воином. На его счету были у победы и поражения, но во всех битвах он проявлял себя храбро. Стремясь создать единственное могущественное княжество, ему нужно было ликвидировать отставание Владимира от Киева и Новгорода. Для этого был избран путь войны.
8 марта 1169 года войска Андрея Боголюбского штурмом взяли Киев. Князь не хотел здесь править, а рассматривал победу исключительно как удельный правитель – разграбить противника и ослабить его. В результате Киев был разграблен, а на княжение в городе Андрей утвердил своего брата: Глеба. В дальнейшем в 1771 году, после смерти Глеба, киевский трон был передан князю Роману Смоленскому. Примечательно, что когда князь Андрей потребовал ль Романа Ростиславича Смоленского выдать бояр, которых подозревали в убийстве Глеба – великий князь получил отказ. В итоге была новая война. В этой войне армия Андрея Боголюбского была разбита армией Мстислава Храброго.
Решив проблему Киева князь Андрей устремил взор своей армии на Новгород, но 25 февраля 1770 года Боголюбский проиграл сражение новгородскому войску. После поражения он решил действовать хитростью и перекрыл доставку в Новгород зерна. Опасаясь голода, новгородцы признали главенствующее положение Владимиро-Суздальского княжества.
Новая жизнь и новые правила
Святыня, которую получил в свои руки Андрей, позволила ему сделать северо-восточные области значимее, важнее, сильнее. Икона, которую украсят драгоценными камнями, будет самым важным объектом не только Успенского собора, но и города, а затем – всей земли. По прошествии некоторого времени этот образ примут как самый важный для всей Руси.
В мае 1157 г. скончался Юрий Долгорукий, и Андрей принял власть. Он не пожелал ориентироваться на старое боярство, поэтому не поехал в Суздаль, вместо этого приблизил доверенных младших дружинников. Кроме того, фундаментом власти Андрея было южное население, независимое от бояр Суздаля и во многом существовавшее за счет администрации молодого князя.
Андрей прикладывал усилия для предотвращения междоусобиц. Одной из основных задач, определенных им для себя, было исключение борьбы с братьями, племянниками. В те же времена было решено поставить новый город, названный Владимиром-на-Клязьме, и приложить усилия, дабы тот превратился в истинную столицу, более прекрасную, нежели Киев. Здесь выстроили церкви, мощные укрепления и ворота из серебра и золота – такие же, как киевские. Успенский храм строился как кафедральный собор. Ожидалось, что здесь будет создана самостоятельная митрополия, но патриарх запретил такое самовольство.
А что дальше?
Как известно из любой краткой биографии Андрея Боголюбского, вскоре после смерти князя началась активная борьба за все то, что создал великий правитель. Удивительным для многих кажется тот факт, что сыновья не были реальными претендентами на княжение – они полностью согласились с законом лествичного права. В записанной под контролем Владимирского полихрона четырнадцатого столетия Ипатьевской летописи впервые назвали убиенного князя великим. Во многом титул объяснили именно нюансами его смерти.
Из заключений Ключевского известно, что Андрея можно описать как человека, забывавшегося в битве, заносившегося в самые опасные места, не обращавшего внимание на риски. Усобицы и опасности были для него как вода для рыбы – и это качество в целом характеризовало многих южных жителей
В отличие от своих современников, Андрей мог не только быть активным в битве, но и быстро приходить в себя, едва только следовало о чем-то здраво рассудить. Воинственное опьянение, еще минуту назад заставлявшее сиять его глаза, проходило практически мгновенно, и посреди боя князь мог стать осторожным и разумным, наблюдательным, аккуратным – настоящим правителем, распоряжающимся обстановкой.
Отмечается, что Андрей был предусмотрительным, у него в любой момент все было готово к тому, как развернутся события. Этого человека никакие обстоятельства не заставали врасплох, и как бы ни был велик хаос вокруг, Андрей сохранял ясность ума. Каждую минуту он ожидал опасности, стремился упорядочивать все окружающее, во многом был сходен с Владимиром Мономахом. Удалый в бою, Андрей признавался, что воевать не любил. Пока отец еще был жив, после каждого успешного боя сын обращался к нему, прося примирения с побежденными.
Андрей Юрьевич Боголюбский — исторический портрет
Юрий Владимирович Долгорукий — исторический портрет С6
Время жизни: конец 11 века- середина 12 века ( ~ 1091-1157 гг. )
Годы правления: 1125-1157 гг.
Жил в конце XI — середине XII века. Правил в Суздале, Ростове, Перьяславе, Киеве с 1125 по 1157 гг. Прозвище «Долгорукого» получил за частое вмешательство на чужие земли. В его правление можно выделить следующие направления деятельности.
Внутренняя политика:
1.1. Началом внутренней политики Юрия стала борьба за великое княжение Киевское. По дороге в Киев, перенес центр княжества из Ростова в Суздаль, стал первым независимым князем Северо-Восточной Руси, подчинил себе Муром, Рязань, захватил земли по берегам Волги, покорил Волжскую Булгарию, разбил войска Киевского князя Изяслава и незаконно овладел Киевом, в следствие чего вернулся обратно в Суздаль, т.к. нарушил правило Ярослава Мудрого – лествицу. К середине XII в. Юрий Долгорукий захватил Киевский престол.
1.2. Став Киевским князем, Юрий занялся градостроительством: построил несколько крепостей; заложил такие города, как Дмитров, Звенигород, Москва.
- Внешняя политика:
2.1. Юрий, по традиции начатой Владимиром Красное Солнышко, укрепил связи с Византией, путем заключения второго брака на родственнице византийского императора.
2.2.Как уже писалось ранее, до становления Великим Киевским князем в 1120 г. Юрий возглавил успешный поход на Волжскую Булгарию.
В результате свой деятельности, Юрий Владимирович, добился титула великого князя Киевского, провел успешную политику градостроительства, стал князем, положившим начало династии владимиро-суздальских и московских правителей, запомнился, как устроитель Северо-Восточной Руси. Деятельность Юрия, по сравнению с другими правителями нашего государства была довольно незначительной, но в исторической науке он ассоциируется, как основатель столицы – города Москвы.
Андрей Юрьевич Боголюбский — исторический портрет.
Время жизни: 1 четверть XII в. – конец 3 четверти XII в.
Годы правления: 1157-1174 гг.
Был сыном Юрия Долгорукого. Свое прозвище «Боголюбский» получил, за основание своей западной резиденции в Боголюбово, где проводил все свое свободное время. После смерти отца Андрей унаследовал Киевский престол, но отказался от него в пользу правления в Ростове, Суздале и Владимире. Основные направления деятельности Андрея Боголюбского.
1. Внутренняя политика:
1.1. Разгром Киева. Андрей Юрьевич упорно боролся за покорение своей власти Новгорода и вел сложную военную политику на юге Руси. В 1169 г. Киев восстал против своего князя. В итоге, Андрей покарал Киев, разгромив его. После покорения Киева своей власти, он все же заставил признать себя Великим князем, не покидая своих городов Суздаля, Ростова и Владимира. Киев потерял свое вековое старейшинство и был разграблен. После разгрома Киева, он перенес центр православной столицы — вывез из Вышгорода во Владимир одну из самых почитаемых святынь – икону Владимирской Божией Матери. Своими действиями Андрей Юрьевич, пытался создать обособленную от Киева Владимирскую митрополию, но константинопольская церковь сделать этого не позволила.
1.2. Ввел такие праздники, как спас (1 августа) и покров (1 октября)
1.3. Строительство храмов. В правление Андрея Боголюбского, была возведена церковь Покрова на Нерли и Успенский собор во Владимире.
2. Внешняя политика:
2.1. В 1164 году, Андрей организовал свой первый военный поход на Волжскую Булгарию, который закончился весьма успешно.
2.2. В 1172 году, был проведен второй военный поход на Волжскую Булгарию, который также, как и первый, окончился успехом.
Итоги деятельности:
Итогами внешней политики Андрея Юрьевича Боголюбского, стали удачные походы на Волжскую Булгарию. Результатами этих двух походов было взятие булгарского города Бряхимова, полное сожжение трех других городов, полное их разграбление. Этот правитель в годы своего правления, вел очень успешную внутреннюю политику. Он превратил владимирские земли в мощное Владимиро-Суздальское княжество, ставшее одним из самых влиятельных на Руси. Владимирский князь оставил после себя огромное культурное наследие. Церкви, храмы, праздники, соборы, главная резиденция князя – неоценимый вклад в русскую культуру.
Границы: а много ли они значат?
Склонный к автократии Андрей Боголюбский вскоре перестал умещаться в границах выданной ему зоны правления. Уже в конце 60-х годов века своего правления интересы великого князя вышли далеко за пределы изначальной области. В 59-67 в Киеве княжеский престол занимал Ростислав Смоленский, приходившийся Андрею двоюродным братом, да еще и бывший его старше. В это время группировка князей Волыни, Киева и Смоленска была достаточно сильна, чтобы регулировать равновесие в области политики. Когда Ростислав скончался, всем стало очевидно: силы Андрея существеннее любых потенциальных противников.
Во многом активные действия были спровоцированы князем из Волыни Мстиславом, который воспользовался помощью поляков и галицких войск и направился на Киев, дабы захватить престольный город. В ответ Андрей Боголюбский организовал аж 11 князей, в числе которых были сыновья покойного, ближайшие соратники самого Андрея, смоленские и черниговские правители, князь из Дорогобужа. Уже тогда можно было говорить о мощной коалиции, и ее духовным центром, головой и сердцем стал Андрей, в будущем нареченный святым.
IV. Боголюбская икона Божьей Матери
Боголюбская иконаБожьей матери |
Боголюбская икона Божьей Матери, написанная в XII в. по заказу Андрея Боголюбского – одна из древнейших чудотворных икон в России. История ее появления напрямую связана с ним и Владимирской иконой Божьей Матери.
Явление Божией Материкнязю Андрею Боголюбскому |
По преданию, в 1155 году Андрей Боголюбский уезжает из Вышгорода (Киева) в Суздальские земли и берет с собою тамошнюю святыню – чудотворную икону Божьей Матери, ставшей впоследствии Владимирской. Легенда гласит, что в невдалеке от Владимира, на берегу Нерли лошади, везшие киот с чудотворной иконой, остановились и не могли тронуться с места. Князь расположился здесь на ночлег. И ему приснился сон, в котором Богородица указала Андрею на Владимир как на новый центр Руси, повелев установить перевозимую Вышгородскую икону в нем, а на месте ночлега советовала поставить церковь.
На месте явления Божьей Матери, князь Андрей построил церковь Рождества Богородицы и создал свою резиденцию, названную Боголюбовом – место Богом любимое (ныне пос. Боголюбово). Здесь же вырос Боголюбовский монастырь – один из самых древних монастырей на территории России. Главной святыней монастыря была Боголюбская икона Богоматери, та самая, которую заказал князь Андрей Боголюбский после чудесного знамения у берегов Нерли, как она ему явилась: во весь рост, со свитком в правой руке и ликом, обращенным к Иисусу Христу.
Церковь РождестваБогородицы (справа) |
Боголюбовский монастырь |