Троицкий собор троице-сергиева монастыря
Содержание:
- Расписание богослужений
- Самые интересные и красивые места
- Смутное время
- Троицкий собор
- Как добраться
- Как добраться из Москвы
- Состав прихода
- Далее события развиваются трагически и предсказуемо.
- Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры в городе Сергиев Посад
- Архитектура Троицкого Собора
- Начало пешего обхода территории обители
Расписание богослужений
Собор работает каждый день с 05:00 до 21:00. Здесь ежедневно проводится Божественная литургия (начинается в 6:30, за исключением будней в Великий Пост — в дни поста все службы переносятся в Успенский Собор, в выходные дни), молебен акафистом у мощей С. Радонежского (проводится с 05:30 по 20:30).
Если есть желание попасть в Серапионову палату, либо Никонов придел, то нужно договариваться индивидуально. Также есть возможность попасть в предел вместе с организованной туристической группой — для этого нужно подавать соответствующее заявление.
Будни:
Время | Служба |
5:30 | молебен у раки преподобного. Сергия и полунощиница |
6:15 | ранняя Литургия |
9:30 | поздняя Литургия |
16:45 | вечерняя служба |
Пятница:
17:00 | молебны с акафистом богородицы | только не во время всенощного бдения |
Воскресение:
Время | Служба |
5:30 | ранняя литургия |
6:20 | средняя литургия |
17:20 | молебны с акафистом преподобному сергию |
17:20 | всенощное бдение |
Троицкий Собор Троице Сергиева монастыря регулярно проводит экскурсии и является популярным местом у паломников и туристов со всего мира. Несмотря на плотный график богослужений, монастырь всегда рад гостям.
Оформление статьи: Владимир Великий
Самые интересные и красивые места
Список, фото с названиями и описанием популярных достопримечательностей Сергиева Посада. Он поможет составить маршруты для осмотра города за 1-3 дня.
Троице-Сергиева Лавра
Одна из самых значимых достопримечательностей Сергиева Посада, а также один из главных духовных центров российского православия. В монастыре более 50 строений – их сложно осмотреть даже за один день. Основан монастырь в 1337 году и его постройки находятся под охраной ЮНЕСКО. Наиболее древняя постройка в обители – Троицкий собор. Самое крупное сооружение – Собор Успения Божией Матери XVI века.
Про все топовые места региона читайте: главные достопримечательности Московской области.
Сергиево-Посадский музей-заповедник
Образован в 1920 году. В основе экспозиций ценности и памятники истории Троице-Сергиевой Лавры. С русской культурой и историей города, начиная с XIV века по настоящее время, можно познакомится в одном из четырех филиалов музея. На территории Лавры расположена Ризница, выставочные залы главного корпуса на Красноармейской улице, отдельно находится Краеведческий отдел и комплекс «Конный двор».
Гремячий ключ
Расположен в 20 км от города близ деревни Взгляднево. Вода в источнике обогащена радоном и считается целебной. По легенде водопад возник после искренних молитв Сергея Радонежского, поэтому ключ является местом притяжения для паломников. Рядом с тремя родниковыми источниками находится небольшая часовня. Есть купель. Источник образует 20-метровый водопад, который каскадами стекает по обрыву реки Вондига.
Гефсиманский Черниговский cкит
Скит расположен в 3 км от Троице-Сергиевой Лавры. Основан в 1840-ых годах. От Гефсиманского скита сохранилась лишь ограда с башенками. Черниговский скит называют пещерным. Он основан юродивым Филиппушкой, который основал себе подземную келью. Пещерную церковь активно расширяли в XIX веке, над ней возвели Черниговский храм, а рядом воздвигли пятиярусную колокольню. Все сооружения скита построены в псевдорусском стиле.
Смотровая площадка «Блинная гора»
Считается лучшей смотровой площадкой в городе. С нее открывается прекрасный вид на Троице-Сергееву Лавру – все ее золоченные колокола видны как на ладони. Ранее на этом месте находился Блинный двор – место, где пекли троицкие блины для паломников и гостей города. Смотровую площадку оборудовали перед проведением Олимпиады в 1980 году. С тех пор это популярное место у туристов и жителей города.
Проспект Красной Армии
Центральная улица города. Впервые упоминается в середине XVIII века. Современное название улица получила в 1934 году, до этого она называлась Большедорожной и состояла из двух частей – Московская и Переславская. В результате реконструкции на проспекте осталось мало старинных особняков. Отголосками прошлого являются сохранившие среди современных зданий дома мещан с затейливой и ажурной резьбой.
Музей-заповедник «Абрамцево»
Подмосковная усадьба XIX века, где сохранилось множество оригинальных построек. Владелец усадьбы, писатель Сергей Аксаков, превратил ее в центр русской культуры, а следующий владелец Савва Морозов продолжил традицию создания творческой атмосферы для людей искусства. Гостями усадьбы были Гоголь, Тургенев, Васнецов, Шаляпин. Именно в Абрамцево Репин написал знаменитую картину «Девочка с персиками», а Серов полотно «Не ждали».
Красногорские торговые ряды
Возведены в начале XX века на Красногорской площади, которая издавна была городским центром торговли. Они построены в популярном в то время русском стиле. В оформлении использованы крыши, напоминающие терем, башенки со шпилями, колонны и красные кирпичные стены. В настоящее время в здании Торговых рядов размещен паломнический центр Троице-Сергиевой Лавры, монастырские магазины, кафе.
Смутное время
В начале XVII века Лжедмитрий II направил преданных ему воевод Петра Сапегу и Александра Лисовского с польскими и литовскими интервентами против русских городов. Были разорены Переяславль-Залесский и Ростов Великий, Ярославль и Суздаль, Владимир и Нижний Новгород. Начался период испытаний в истории Троице-Сергиевой лавры.
В сентябре 1608 года польско-литовские отряды подошли к монастырю. 16 месяцев крепость держала осаду. К концу 1609 года от тяжелых условий и недостатка еды более 2000 защитников крепости умерли от цинги. Оставшиеся в живых стойко защищали крепость и 12 января 1610 года осада была снята с помощью подошедших русских войск под предводительством Михаила Скопина-Шуйского.
После снятия осады разрушенные крепостные стены были восстановлены и на территории монастыря разместился постоянный гарнизон из стрельцов и пушкарей.
В 1618 году польский королевич Владислав, пользуясь поддержкой польского сейма, пытался занять Московский престол. Организовав поход на Москву, он подступил к Троице-Сергиевой обители и пытался взять ее. Но крепость устояла и на этот раз.
После этих событий авторитет монастыря повысился, возрастают пожертвования на его строительство. Были усовершенствованы оборонительные сооружения и построены новые храмы, также украшались старые постройки.
Троицкий собор
Этот собор стал первым каменным сооружением на территории монастыря и стоит на своем месте со дня закладки первого кирпича в основание – с 1422 года. Все остальные здания впоследствии выстраивались так, чтобы ни в коем случае не затмить и не заслонить собой древний собор. Поэтому и сегодня, несмотря на небольшие размеры Троицкий собор действительно смотрится драгоценной белой жемчужиной в оправе из других построек.
Внутри храма сохранился древний иконостас, а также иконы, писанные самим Рублевым и не менее известным иконописцем – Даниилом Чёрным. Здесь же и неповторимая и таинственная “Троица”, что прославила имя Андрея Рублева на века.
Не многие знают, но мощи Сергия Радонежского дважды могли сгореть. В первый раз их спасли из пожара, во второй раз не смогли и тело обгорело полностью, остались лишь кости и немного волос на черепе. А в 1919 году мощи были вскрыты и их собирались уничтожить. Есть даже архивные съемки (их можно найти на ютубе), на них видно, как тело Сергия Радонежского освобождают от священных одеяний и пелены, роются в его костях. Это событие всколыхнуло верующий народ и привело к бунту, который был подавлен властями. Позже мощи выставлялись как экспонат музея, перевозили в составе передвижной выставки. А уж история со спасением головы Сергия – это настоящий детектив. И лишь годы спустя все встало на свои места, а мощи вновь поместили в серебряную раку.
В наши дни тянется к собору длинная вереница паломников, желающих прикоснуться к мощам святого Сергия Радонежского, чтобы попросить о самом заветном. И сбываются мечты, если только нет в них злого умысла или стяжательства. Для кого-то это святое чудо, а кто-то объясняет это невероятной силы энергией молитв, накопленной храмом за века, есть еще одно определение подобного явления – “место силы”.
Как добраться
Город Сергиев-Посад находится в Московской области. С Ярославского вокзала отправляются каждые полчаса электрички в нужном направлении. В Сергиев-Посаде, выйдя на вокзале, можно дойти до лавры пешком. Если же пешая прогулка не вызывает энтузиазма, можно проехать одну остановку на маршрутке и выйти у стен монастыря.
Помимо электричек, до города курсируют автобусы. От ВДНХ можно уехать, начиная с половины седьмого утра и до одиннадцати вечера. Актуальное расписание следует уточнить на месте. Из Сергиев-Посада также нетрудно уехать обратно. Автобусы отправляются с самого раннего утра и до девяти вечера.
На своём автомобиле из Москвы необходимо выезжать по Ярославскому шоссе. Поворот на Сергиев Посад — через 45 километров. Уже на въезде в город будет виден комплекс лавры.
Фильм-паломничество о Свято-Троицкой Сергиевой Лавре
Как добраться из Москвы
Сергиев Посад находится в 70 км от Москвы.
На осмотр города хватает одного дня, поэтому на ночлег в Сергиевом Посаде редко остаются. Сообщение с Москвой быстрое и удобное. Попасть из Москвы сюда можно:
- на электричке
- на автобусе
- на такси или собственном авто
Теперь более подробно о каждом из способов.
1) Электрички до Сергиева Посада идут с Ярославского вокзала. Время в пути — 1,5 часа. Поезда ходят часто, интервалы — 20–30 мин. Скоростные поезда «Экспресс» идут и того быстрее — около 1 часа. Цена билета на пригородный поезд — 176 руб. (на момент написания статьи), на скорый поезд — от 250 руб.
Расписание пригородных поездов смотрите на rasp.yandex.ru
2) Автобусы до Сергиева Посада отправляются с автостанции «ВДНХ» (автобус № 338), м. «Ботанический сад» и от ст. м. «ВДНХ» (Пр. Мира, 146). Время в пути сопоставимо с электричкой (1,5 часа). Цена зависит от перевозчика (примерно 400-440 руб). Расписание автобусов смотрите здесь.
3) На авто из Москвы до Сергиева Посада надо ехать по Ярославскому шоссе (трасса М8). Поворот на 46-м км. Дорога занимает от 1 до 1,5 часов (в зависимости от пробок и начальной точки маршрута).
Bonus: Из Москвы есть интересная автомобильная экскурсия. В группе не более трех человек. Ссылка на гида: тут…
Состав прихода
До 1881 года состав прихода разделялся на две половины. Одна состояла под владением первого священника, другая под владением второго священника. На часть первого священника приходилось, как видно из исповедальных описей за 1827 год, домов — 103, душ мужска пола 369, душ женска пола 429. На часть второго священника домов – 106, душ муж. пола 373, женска 438, с 1881 года такое разделение закончилось, и требы в приходе совершаются священниками поочередно. В состав прихода с давнего времени входят: а) граждане города, за исключением небольшой части, причисленной к Успенской церкви; б) все живущие на Клинской станции; в) крестьяне Ямской подгородной Слободы; г) часть мещан (бывших прежде дворовыми и крестьянами господ Яковлевых), проживающих в подгородном сельце Талицах и д.) крестьяне деревни Лаврово (прежде бывшие ямщики), находящейся на расстоянии 3-х верст от города. «В настоящее время в приходе соборной церкви числится: в городе домов 155 (душ мужска пола 469, женска пола 504); на Клинской станции домов 25 (мужска 86, женска 89); в Ямской слободе домов 54(душ мужска пола 151, женска пола 184); в селе Талицах домов 6(душ мужска пола 16, женска 23); в деревне Лаврово домов 60(душ мужска пола 217, женска пола 205). Всего домов 300, душ мужска пола 939, женска 1005. Прихожане православного вероисповедания, раскольников не было и нет. Городские прихожане – мещане и купцы занимаются торговлею, а крестьяне ямской Слободы и деревни Лаврово занимаются земледелием и частью – извозом; до проведения Николаевской железной дороги все они числились ямщиками». Далее пишется о числе рождений, браков и смертей в приходе. О числе умерших автор пишет: «Самое большое было в 1825 году, когда умерло 118 человек, и большинство, именно 29 душ, от оспы и в 1848 году, когда свирепствовала холера, умерло 176 душ». Далее пишется об умерших долгожителях в возрасте 90-109 лет. — 1834г. – ямщик 109 лет, — 1835г. – клинский мещанин 108 лет, — 1845г. – клинская мещанка 95 лет, — 1852г. – клинской Ямской Слободы ямщик Дерюгин 96 лет, — 1885г. – клинский мещанин Скоков 94 года, — 1858г. – солдатка Кралина 97 лет. В числе погребенных «в 1851 г. сентября 5 дня значится 3 машиниста, убитых 4 сентября близ Клинской станции, при столкновении двух поездов, и ещё предан земле убитый мастер Томсон, лютеранского вероисповедания». Значительное число умерших было в 1871 г., когда свирепствовала холера в июле и августе, от неё умерло 61 возрастных и 60 младенцев. «Особых праздников в приходе нет: впрочем, многими из прихожан почитаются пятницы, начиная с 9-ой недели и оканчивая пятницею перед Ильиным днём. Почему этим пятницам дано преимущество неизвестно. Крестных ходов установлено четыре: -в преполовение(?) и в Ильин день кругом всего города. Первый неизвестно почему и с какого времени установлен; -второй с 1848 года в воспоминание избавления от холеры, -третий ход 11 июля в той части города, которая уцелела во время пожара в 1885 году, установлен в 1886 году в благодарение за помилование от огненной стихии, четвёртый ход бывает 28 июля по одной улице «Поповка» за избавление от холеры в 1872 году.
Далее события развиваются трагически и предсказуемо.
1924 год: закрыта часовня и передана под кафе, затем — пивной ларёк, в годы войны и после — под склад.
1925 год — из собора вывозят все военные трофеи;
1932 год — Президиум Ленсовета постановляет взорвать храм, чтобы на его месте и из его останков построить театр для рабочих — после обращения прихожан во ВЦИК храм оставляют;
1938 год — собор официально закрыт;
1940 год — из собора планируют сделать крематорий, но храм спасают учёные, доказавшие губительность крематория в центре города — только таким аргументом можно было пронять новые власти; в блокаду в соборе хранят трупы умерших от голода;
после войны настроения властей существенно изменились: в 1952 – 1967 годах проведён ряд работ по восстановлению купола и фасадов;
собор до 90-х годов служит неотапливаемым складом и разрушается;
1990 год — возвращён РПЦ;
2004 год — возобновлена реставрация собора.
Последнее, верим в это, испытание собор пережил в августе 2006 года. Загорелись строительные леса, превратив в считанные минуты купол в огромный пылающий над городом факел. В 17:10 большой купол обрушился на внутренний свод — сгорели деревянные конструкции 170-летнего возраста.
Следствие не установило причины пожара. А в 2007 году правительство Петербурга выделяет 58 миллионов на малые купола. Последующие расходы также впечатляют: на реставрацию фасадов — от 1 миллиарда рублей, на восстановление большого купола — 120 миллионов рублей.
В 2008 году открыты малые купола и установлен крест на главный купол.
В 2010 году отделаны фасады собора и завершено восстановление главного алтаря.
В 2011 году собору навеки передана частица мощей св. Матроны Московской.
Теперь храм восстановлен, ведутся лишь мелкие работы. Из всех испытаний — временем, огнём, стихией и безверием — он вышел чистым, белоснежным, словно облако на синем июльском небе. Сияют звёзды, плывёт увенчанный ими, словно воинскими наградами, многострадальный храм — над дворами, улицами, рекой…
Адрес: Санкт-Петербург, Измайловский просп., 7а.
Ближайшее метро: метро Технологический институт-1; метро Технологический институт-2; метро Балтийская.
Сайт: www.izmsobor.ru
Карта расположения:
← Православный приход храма Великомученика и Целителя Пантелеймона |
Петропавловский собор → |
---|
Похожие публикации:
Армянская церковь Святой Екатерины
Одно из самых интересных мест Невского проспекта находится напротив Гостиного двора, где располагается храм Армянской апостольской церкви. Армяне жили в городе на Неве с первых лет его существования. В 1710 г. они основали свою общину и через четыр…
Памятник Пушкину на площади Искусств
На площади Искусств в Санкт-Петербурге летом 1957 года состоялось открытие памятника Александру Сергеевичу Пушкину. Установка монумента была приурочена сразу к двум событиям: 250-му юбилею Ленинграда и 120-летию со дня кончины поэта. Авторство прин…
Московские триумфальные ворота
В 1838 году в Санкт-Петербурге появилось архитектурное сооружение, аналогов которому не было не только в городе на Неве, но и во всем остальном мире. Речь идет о Триумфальных воротах, возведенных в память о победе, одержанной русским войском в войн…
Памятник Екатерине II
К 100-летнему юбилею воцарения великой Екатерины II было принято решение об установке памятника императрице: прототип (1/16 реальной величины) поместили в Царском Селе (павильон «Грот»), а оригинал — в сквере на Александрийской площади. Изготовлени…
Памятник Римскому-Корсакову на Театральной площади
Память о выдающемся русском композиторе Н. А. Римском-Корсакове увековечена в памятнике в Санкт-Петербурге. С 18 лет жизнь музыканта связана с этим городом. Здесь он сочинял оперы и симфонии, преподавал в консерватории, руководил Придворной Певческ…
Поделиться ссылкой:
Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры в городе Сергиев Посад
Год включения в Список всемирного наследия: 1993
Сергиев Посад (с 1930 по 1991 г. – город Загорск) – это небольшой город, расположенный в 70 км к северо-востоку от Москвы. Он сформировался вокруг древнего монастыря Троице-Сергиевой лавры, которая на протяжении нескольких веков играла большую роль не только в религиозной, но и в политической и культурной жизни Руси.
Уединенная пустынь (место моления) была основана в середине XIV в. в глухих подмосковых лесах сыном ростовского боярина Варфоломеем, который после стал известен как Сергий Радонежский. В XV–XVI вв. пустынь стала превращаться в большой и влиятельный монастырь
Расположение на важной стратегической дороге к русскому Северу способствовало его укреплению и включению в общую систему обороны Москвы. Героической страницей истории монастыря стала его многомесячная оборона в начале ХVII в. от осаждавших его польских интервентов
от осаждавших его польских интервентов.
Монастырь постепенно становится крупнейшим феодалом-землевладельцем. В 1744 г. ему присваивается почетное наименование лавры. В 1782 г. населенный пункт, образовавшийся вокруг монастыря, объявляют городом под названием Сергиев Посад.
Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры создавался постепенно на протяжении почти шести столетий, и включает более 50 различных строений.
Первое каменное сооружение лавры – Троицкий собор. Его возвели в 1422–1423 гг. над гробом Сергия Радонежского, на месте прежней деревянной церкви. Для его постройки пригласили выдающихся зодчих, придавших собору все характерные черты ранней московской архитектуры. Это четырехстолпный крестово-купольный храм, сложенный из тесаных белокаменных блоков, он отличается небольшими размерами и скромным резным декором.
Для росписи интерьера Троицкого собора были приглашены выдающиеся художники того времени Андрей Рублев и Даниил Черный, которые руководили артелью иконописцев. Именно для этого собора Андрей Рублев написал свою знаменитую «Троицу», которая находилась здесь до 1929 г., а затем была передана Государственной Третьяковской галерее (в соборе находится ее копия). Андрей Рублев и мастера его круга создали и многие другие росписи, включая три ряда иконостаса. К сожалению, впоследствии росписи и интерьеры собора были очень сильно разрушены.
Во второй половине XVI в. ансамбль Троице-Сергиева монастыря пополнился Успенским собором, а также крепостными стенами и башнями. Успенский собор на центральной площади монастыря строили на средства Ивана IV Грозного, и по его указанию он должен был повторить облик Успенского собора Московского Кремля, но в несколько увеличенных размерах. Получился массивный пятиглавый храм, в отличие от кремлевского образца сложенный не из камня, а из кирпича. В XVII в. он был расписан ярославскими мастерами, и эта роспись сохранила до наших дней свой первоначальный вид. В дальнейшем собор также неоднократно перестраивали. В 1606 г. здесь были погребены русский царь Борис Годунов с женой и сыном.
Каменные крепостные стены с башнями, придающие монастырю вид неприступной крепости, были построены всего за десять лет (1540–1550 гг.). Позднее их неоднократно реконструировали. Ныне они достигают общей длины 1120 м при высоте от 7 до 15 м.
В XVII в. архитектурный ансамбль монастыря продолжал усложняться за счет появления новых сооружений. К их числу относятся больничные палаты с церковью Зосимы и Савватия, надвратная церковь Иоанна Предтечи и Царские Чертоги, т.е. каменный царский дворец в лавре. Это также замечательная трапезная – этот зал был предназначен для праздничных обедов и торжественных приемов царя и высшего духовенства. Эксперты считают это здание прекрасным образцом «московского барокко».
В XVIII в. здесь появилась изящная пятиярусная колокольня, проект которой был создан выдающимся московским зодчим Д.В. Ухтомским. Белая 88−метровая колокольня – своего рода объединяющий центр всего монастырского ансамбля, придающий ему логическую завершенность.
В 1920 г. Троице-Сергиева лавра была объявлена музеем, с 1940 г. – это государственный историко-художественныймузей-заповедник. Помимо архитектуры, огромную ценность представляет уникальное собрание древнерусской живописи и прикладного искусства XIV–XVII вв. Здесь творили многие русские писатели того времени, составляли летописи, вели переписку и коллекционирование древних книг, здесь развивались иконопись, художественные ремесла. Большую ценность представляют также произведения русского искусства XVII–XIX вв. На территории лавры располагается Московская духовная академия и духовная семинария.
Социальные комментарии Cackle
Архитектура Троицкого Собора
Главным смыслом строительства собора, по задумке Никона, было запечатление памяти о Сергии. Поэтому белокаменное, златоглавое строение, построенное над прахом основателя Троицкого монастыря, было выполнено не жалея денег, хотя и без чрезвычайного расточительства.
Орнамент на апсиде Троицкого собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
Деньги на строительство были не проблемой, ведь Троице-сергиева лавра была популярной у многих московских князей, которые уважали память преподобного, и готовы были потратить любые средства для его увековечивания.
Огромную роль сыграл князь московский Дмитрий Донской, крещённый, к слову, самим Сергием Радонежским, который в будущем стал победителем куликовской битвы и спасителем русской земли. Таким образом, но постройку собора были брошены немалые силы.
Храм был выстроен в обычном для тех времён стиле московского церковного зодчества, конца XIV — начала IV веков, который характеризовался неимением притвора и венчавшим постройку крупным единоглавым куполом.
При этом у храма есть интересные архитектурные особенности, которые не были характерны для данного стиля: деление фасадов не соответствовало храмовому пространству, круглый барабан с венчающим его куполом-шлемом смещается к алтарю.
Хотя вся постройка конструктивно не очень крупногабаритная, её стены сформированы таким образом (со всеми этими завитушками, кокошниками и прочими украшениями), создают внешний эффект масштаба и визуально увеличивают собор. Это касается как внутреннего убранства, так и внешней стороны.
Изнутри здание расписано лучшими представителями иконописи тех времён: например, в росписи поучаствовали великие иконописатели Андрей Рублeв и Дaниил Чёрный.
История Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря тесно связана с многочисленными перестройками и внешними изменениями. Связано это, в первую очередь, с необыкновенной популярностью храма у первых лиц страны.
Например, в 1510 году князь владимирский и московский Василий III, после успешного похода на Псков, приказал обить железом кровлю собора. А царь Иван IV, во время молебена, после взятия Казани в 1552 году, повелел озолотить купол.
В течение следующих столетий к собору были пристроены различные приделы: склеп, трапезная, Никоновский придел. Уже в XVIII веке была снова проведена реконструкция: заменена кровля, перекрашены фасады, внутреннее оформление тоже регулярно меняли. Таким образом, храм постоянно менял свой облик.
Начало пешего обхода территории обители
Своих многочисленных посетителей Троице Сергиевская Лавра принимает через парадный вход с запада, от московской дороги. Проход организован в арку Красной башни, не в смысле расцветки, из-за красоты и торжественности. Сама башня вовсе белая, как и крепостные стены, в которые она встроена. Фигурным порталом вход оборудован в начале XIX века, он отличается цветом и богатством декорирования. Красочной лепниной обрамлена входная арка, по бокам – пилястры с капителями. Столь же красочен фронтон, на нем икона Святой Троицы.
Верхняя часть Красной башни украшена аркадой, там размещены образы Спасителя, Богоматери и Сергия Радонежского
Привлекает внимание конфигурация боевых амбразур, со скошенной вниз плоскостью для стрельбы по наседающим врагам. Бойницы прошли проверку в период Смутного времени, о 300-летии тех событий напоминают памятные доски
Установлены они Императорским военно-историческим обществом, при большевиках убирались, теперь восстановлены. Можно спорить об их уместности на культовом объекте, но это – историческая память.
Расписное житие Сергия Радонежского
Арочный коридор в Красной башне расписан произведениями современных иконописцев, копирующими стиль старых мастеров. Представлены эпизоды биографии основателя монастыря, или по церковному – житие преподобного Сергия Радонежского. Не только Троице Сергиева Лавра ему обязана, все русские люди, он вдохновил предков на борьбу с Ордой. Картины изображают реальные дела и жизненные ситуации святого, но антураж явно вымышленный. Однако это не выглядит нелепостью, просто полет воображения, налет сказочности.
Преподобный Сергий преподнесен в декорациях, никогда его жизнь не сопровождавших, показан на фоне величественных зданий. Множество чудных птиц – аллегория учеников проповедника и наставника, призванных продолжать его дело. Картину можно назвать провидческой по смыслу, но написана она по уже известным фактам. Соседняя сцена благословления князя Дмитрия, будущего Донского, не менее выразительна и полна символизма. Согласно летописным воспоминаниям, святой провожал воинов на битву с уверениями в поддержке Бога.
Взгляд на надвратную церковь
Виденная с высоты надвратная церковь Рождества Иоанна Предтечи выглядит опрятно и свежо, хотя построена в 1699 году. Финансировалась Троице Сергиевская Лавра в этом тогдашним успешным промышленником и щедрым меценатом Григорием Строгановым. Наследовав много земель и крепостных, он разбогател не самым праведным образом на добыче соли. Во искупление греховных действий много жертвовал на монастыри, построил несколько храмов. Выделяли даже архитектурное направление – строгановское барокко, сочетавшее народные черты, пятиглавие храмов с барочной пышностью.
Обернувшись и глядя на храм снизу, невозможно полностью охватить его облик. Однако и видимое позволяет составить впечатление необычности устройства и особенно раскраски. Очень контрастные, чисто геометрические орнаменты для народной архитектуры вовсе не характерны, это нечто инородное. Увитые виноградной лозой колонны довольно симпатичны, неплохо выполнены капители, интересно выглядят арки из раковин. Секторные позолоченные купола, намного шире световых барабанов, напоминают шапки не по размеру.
Троице Сергиева Лавра сразу после входа на территорию
Из арки надвратной церкви посетители попадают на развилку между тремя храмами, на небольших расстояниях. Плохо видна за деревьями церковь Сергия Радонежского, она еще встретится при обходе. По центру – треугольный газон с крестами захоронений и апсида храма Сошествия Святого Духа, тоже увидим с лучшего ракурса. Отсюда хорошо видно, что единственная глава в данной церкви играет роль колокольни, что достаточно редко в культовой архитектуре. Необычна раскраска купола, словно поделенного надвое золотой полосой.
По прямой в отдалении – здание Казначейского корпуса, постройка финансового ведомства, Троице Сергиева Лавра имела его для хозяйственной деятельности. Отсюда также можно оценить декоративное убранство, которым украшается Троице Сергиева Лавра. Древесные насаждения не поражают габаритами, однако толщина стволов выдает серьезный возраст. Умелой обрезкой формируются компактные кроны, для стволов таких диаметров несколько маловатые. Цветоводы обители усердно выполняют работу, клумбы аккуратны и ухожены.