Троице-сергиева лавра: храмы и святые места, как добраться и что посмотреть в сергиевом посаде

Краткая история монастыря

Родители нарекли новорожденного малыша Варфоломеем и с детства они воспитывали его в вере к Всевышнему. Через некоторое время после рождения маленький Варфоломей вместе со своей семьей отправился на постоянное место жительства в городок Радонеж. Там же со всеми членами семьи он исправно посещал все богослужения, проводимые служителями церкви Покрова Пресвятой Богородицы (в то время святыня входила в состав Покровского Хотькова монастыря).

Свято-Троицкая Сергиева Лавра с высоты птичьего полёта

Достигнув 20-летнего возраста, Варфоломей принял решение о принятии иночества и посвящении себя Господу, и попросил на эту деятельность родительского благословения.

Конечно же, отец с матерью одобрили жизненный выбор своего сына, однако они попросили его не вступать в иночество до их смерти.

Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Такую просьбу они мотивировали своей старостью и отсутствием близких людей, которые смогли бы о них позаботиться, ведь старшие братья Варфоломея уже были женаты на тот момент и проживали в собственных домах. Но в 1337 г. после смерти родителей Варфоломей наконец-то осуществил свою мечту о служении Богу и отправился с братом Стефаном, овдовевшим к тому времени, в лесную глухомань Подмосковья.

На холме Маковце, стоящем неподалеку от реки Кончуры, они построили небольшой храм, чествуя этим действием Святую Троицу. Спустя 3 года, в 1340 г., храм был освящен.

Собор Успения Пресвятой Богородицы

Жизнь в лесной глуши оказалась безрадостной для Стефана, и он покинул брата, безропотно служившего Господу. Не имея такой силы духа, которой располагал Варфоломей, Стефан перебрался в московский Богоявленский монастырь и в дальнейшем стал его игуменом. Сам же Варфоломей проводил сутки напролет в трудах, заботах и молитвах. Так прошло 2 года, и молва о безмолвном отшельнике разнеслась по всей округе. Его скит стали окружать кельи других монахов, пожелавших служить Всевышнему в глухомани и принявших обособленное жительство в Троицкой пустыни.

Через некоторое время в этой же местности появились и простые жители, пытавшиеся спрятаться в лесной глуши от нашествия татар.

Красная надвратная башня со Святыми ворота

Все заботы об иноках взял на себя игумен Свято-Троицкой обители – отец Митрофан. Он же постриг Варфоломея в иноки, дав ему имя Сергий. Новоиспеченный инок стал игумену верным помощником, а когда его наставник отошел в мир иной, Сергий сам начал заботиться о насельниках монастыря и его благоустройстве.

Основание Троице-Сергиевой Лавры

Вместе срубили братья келью и маленькую церквушку в честь Троицы в глухом необитаемом месте. Однако Стефан, не выдержав суровой жизни в лесу: скудности постной растительной пищи и тяжких трудов по ее добыванию, зимних морозов и страха от диких зверей, вскоре ушел в благоустроенный московский монастырь. Преподобный Сергий остался один среди елей и медведей. Но душой он был не одинок – с ним были Бог и его Святые.

Слух об отшельнической жизни Сергия прошел по всей Руси, а его сопребывание с Богом притягивало к себе души людей, искавших праведности. И стекались люди к Сергию,  и многие оставались с ним жить – так образовалась Сергиева община, которая в первые десятилетия своего существования жила в страшной нищете. Но постепенно лесная глушь превращалась в монашеский город. А Сергия Радонежского за его безграничную любовь к Богу и людям стали называть святым

И именно к святому Сергию обратился за благословением московский князь Дмитрий Донской перед решающим сражением с монгольскими супостатами  – Куликовской битвой. Преподобный укрепил дух русского войска, предсказав ему победу,  в результате которой  Дмитрий стал национальным вождем всех русских земель, а Москва – центром объединения Руси. 

Благодаря поддержке святого старца Дмитрий Донской ввел на Руси  единодержавие и новый порядок престолонаследования, что способствовало централизации власти. Преподобный Сергий всегда выступал за прекращение междоусобных войн, за единение и укрепление русского государства.

После смерти святого Сергия в обитель стекались помолиться у гроба Преподобного и русская знать и простой народ. Российские монархи не оставляли без внимания Лавру — правление каждого из них было ознаменовано какой-либо постройкой или перестройкой на территории обители. И с течением времени монастырь превратился в красивейший архитектурный ансамбль.

В начале 15 века на месте самой первой деревянной церковки был возведен белокаменный Троицкий собор, при постройке которого были обретены мощи Преподобного. Так началось формирование каменного храмового комплекса Лавры.

В середине 16 века при Иване Грозном монастырь в Сергиевом Посаде, в котором, кстати, Иван и был крещен,  превратился в оборонительное сооружение – были построены кирпичные стены, укреплённые башнями, вырыты рвы и сооружены запруды. Тогда же возводится мощный Успенский собор, как образ и подобие московского.

Во времена Смуты за этими стенами иноки обители мужественно выдерживали шестнадцатимесячную осаду польских войск. После Смуты начались времена быстрого развития монастыря. Количество относящихся к нему крестьянских хозяйств было много больше,  чем у самого царя. При монастыре работали заводы, производящие кирпич для строительных нужд. Вокруг обители создавались фруктовые сады, в прудах разводилась рыба.

При Петре Первом были построены нарядные и фундаментальные Трапезная церковь  и Царские Чертоги, а также Церковь Иоанна Предтечи. Но после вступления России в противоборство со Швецией и начала создания новой столицы на Неве в начале 18 века – по указу царя  строительство на территории монастыря временно прекратилось.

Однако, в середине 18 века, при царице Елизавете, начался новый этап в развитии Лавры. Была открыта Духовная семинария, а позднее сюда же переехала и Московская Духовная академия. Сама Елизавета посещала монастырь часто, сопровождая свои посещения увеселительными мероприятиями, для которых был построен специальный Дворец за стенами обители (ныне это Парк «Скитские пруды»). При Елизавете же началось строительство Колокольни.

К середине 19 века монастырь — крупный и богатый землевладелец, который вел торговлю зерном, предметами быта, солью. К началу 20 века при монастыре функционировали: типография, гостиницы, торговые лавки, различные мастерские.

После революции монастырь был закрыт, монахи выселены, церковные ценности изъяты, многие колокола уничтожены, храмовые помещения использовались в качестве учебных заведений, клубов, столовых.

Но история Лавры на этом не закончилась.

Троице-Сергиева лавра

Троицкий монастырь, крупнейший монастырь в России, был основан еще в XIV веке. Он находится на севере Московской области в городе Сергиев-Посад. История этого монастыря неразрывно связана с важными, переломными моментами русского прошлого. Перед вами небольшая фотопрогулка по монастырю и его окрестностям. (26 фотографий)

#

1. Главный вход. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

#

2. Вид на монастырь со смотровой площадки. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

#

3. Церквушка рядом с монастырем. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

#

4. В Смутное время мощные стены монастыря позволили его защитникам выдержать осаду поляков, длившуюся почти полтора года. Монастырь стал одним из центров, давших начало национально-освободительному движению. Во время Стрелецкого бунта здесь пряталась царевна Софья, а позже крепость послужила убежищем ее брату, Петру I. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

#

5. Надвратная церковь Рождества св. Иоанна Предтечи, XVII век. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

#

6. Колокольня (XVIII век) и Успенский собор (XVI век). В 1742 году указом императрицы Елизаветы монастырю был дан почетный статус лавры. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

#

7. Надкладезная часовня на фоне Успенского собора. Слева люди толкутся около святого источника. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

#

8. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

#

9. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

#

10. Троицкий собор. Его возведение относится к 1422 году. Был построен в честь Сергия Радонежского, чье имя носит и монастырь, и сам город. Первые росписи внутри собора были выполнены Андреем Рублевым и Даниилом Черным — известнейшими русскими иконописцами. К сожалению, до нас их работы не дошли. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

#

11. Колокольня (1741 – 1768). Высота — 88 м. Это на 6 метров больше колокольни Ивана Великого в Москве. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

#

12. Верхняя часть колокольни. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

#

13. Монастырские подворотни. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

#

14. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

#

15. Вид на церковь преподобных Зосимы и Савватия Смоленских с Соборной площади монастыря. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

#

16. Могила известного русского публициста Ивана Сергеевича Аксакова. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

#

17. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

#

18. Памятный обелиск, воздвигнутый в 1792 году посреди Соборной площади. На трех из четырех гранях обелиска установлены солнечные часы. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

#

19. Обелиск прославляет исторические заслуги Троицко-Сергиевой лавры. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

#

20. Солнечные часы. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

#

21. Церковь Смоленской иконы Божией Матери (1746 – 1753). (Вячеслав Лопатин / ФТ)

#

22. Панорама монастыря. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

#

23. В нескольких километрах от лавры находится Черниговский скит. Это уже XIX век. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

#

24. Надвратная колокольня Черниговского скита. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

#

25. Вид на колокольню изнутри скита. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

#

26. Черниговский храм. Под ним расположена пещерная церковь, построенная в 1851 году. К сожалению, чтобы ее посмотреть, нужно было ждать, когда соберется группа желающих. (Вячеслав Лопатин / ФТ)

Подпишитесь на RSS

05.08.2011

Самые интересные и красивые места

Список, фото с названиями и описанием популярных достопримечательностей Сергиева Посада. Он поможет составить маршруты для осмотра города за 1-3 дня.

Троице-Сергиева Лавра

Одна из самых значимых достопримечательностей Сергиева Посада, а также один из главных духовных центров российского православия. В монастыре более 50 строений – их сложно осмотреть даже за один день. Основан монастырь в 1337 году и его постройки находятся под охраной ЮНЕСКО. Наиболее древняя постройка в обители – Троицкий собор. Самое крупное сооружение – Собор Успения Божией Матери XVI века.

Про все топовые места региона читайте: главные достопримечательности Московской области.

Сергиево-Посадский музей-заповедник

Образован в 1920 году. В основе экспозиций ценности и памятники истории Троице-Сергиевой Лавры. С русской культурой и историей города, начиная с XIV века по настоящее время, можно познакомится в одном из четырех филиалов музея. На территории Лавры расположена Ризница, выставочные залы главного корпуса на Красноармейской улице, отдельно находится Краеведческий отдел и комплекс «Конный двор».

Гремячий ключ

Расположен в 20 км от города близ деревни Взгляднево. Вода в источнике обогащена радоном и считается целебной. По легенде водопад возник после искренних молитв Сергея Радонежского, поэтому ключ является местом притяжения для паломников. Рядом с тремя родниковыми источниками находится небольшая часовня. Есть купель. Источник образует 20-метровый водопад, который каскадами стекает по обрыву реки Вондига.

Гефсиманский Черниговский cкит

Скит расположен в 3 км от Троице-Сергиевой Лавры. Основан в 1840-ых годах. От Гефсиманского скита сохранилась лишь ограда с башенками. Черниговский скит называют пещерным. Он основан юродивым Филиппушкой, который основал себе подземную келью. Пещерную церковь активно расширяли в XIX веке, над ней возвели Черниговский храм, а рядом воздвигли пятиярусную колокольню. Все сооружения скита построены в псевдорусском стиле.

Смотровая площадка «Блинная гора»

Считается лучшей смотровой площадкой в городе. С нее открывается прекрасный вид на Троице-Сергееву Лавру – все ее золоченные колокола видны как на ладони. Ранее на этом месте находился Блинный двор – место, где пекли троицкие блины для паломников и гостей города. Смотровую площадку оборудовали перед проведением Олимпиады в 1980 году. С тех пор это популярное место у туристов и жителей города.

Проспект Красной Армии

Центральная улица города. Впервые упоминается в середине XVIII века. Современное название улица получила в 1934 году, до этого она называлась Большедорожной и состояла из двух частей – Московская и Переславская. В результате реконструкции на проспекте осталось мало старинных особняков. Отголосками прошлого являются сохранившие среди современных зданий дома мещан с затейливой и ажурной резьбой.

Музей-заповедник «Абрамцево»

Подмосковная усадьба XIX века, где сохранилось множество оригинальных построек. Владелец усадьбы, писатель Сергей Аксаков, превратил ее в центр русской культуры, а следующий владелец Савва Морозов продолжил традицию создания творческой атмосферы для людей искусства. Гостями усадьбы были Гоголь, Тургенев, Васнецов, Шаляпин. Именно в Абрамцево Репин написал знаменитую картину «Девочка с персиками», а Серов полотно «Не ждали».

Красногорские торговые ряды

Возведены в начале XX века на Красногорской площади, которая издавна была городским центром торговли. Они построены в популярном в то время русском стиле. В оформлении использованы крыши, напоминающие терем, башенки со шпилями, колонны и красные кирпичные стены. В настоящее время в здании Торговых рядов размещен паломнический центр Троице-Сергиевой Лавры, монастырские магазины, кафе.

Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры в городе Сергиев Посад

Год включения в Список всемирного наследия: 1993

Сергиев Посад (с 1930 по 1991 г. – город Загорск) – это небольшой город, расположенный в 70 км к северо-востоку от Москвы. Он сформировался вокруг древнего монастыря Троице-Сергиевой лавры, которая на протяжении нескольких веков играла большую роль не только в религиозной, но и в политической и культурной жизни Руси.

Уединенная пустынь (место моления) была основана в середине XIV в. в глухих подмосковых лесах сыном ростовского боярина Варфоломеем, который после стал известен как Сергий Радонежский. В XV–XVI вв. пустынь стала превращаться в большой и влиятельный монастырь

Расположение на важной стратегической дороге к русскому Северу способствовало его укреплению и включению в общую систему обороны Москвы. Героической страницей истории монастыря стала его многомесячная оборона в начале ХVII в. от осаждавших его польских интервентов

от осаждавших его польских интервентов.

Монастырь постепенно становится крупнейшим феодалом-землевладельцем. В 1744 г. ему присваивается почетное наименование лавры. В 1782 г. населенный пункт, образовавшийся вокруг монастыря, объявляют городом под названием Сергиев Посад.

Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры создавался постепенно на протяжении почти шести столетий, и включает более 50 различных строений.

Первое каменное сооружение лавры – Троицкий собор. Его возвели в 1422–1423 гг. над гробом Сергия Радонежского, на месте прежней деревянной церкви. Для его постройки пригласили выдающихся зодчих, придавших собору все характерные черты ранней московской архитектуры. Это четырехстолпный крестово-купольный храм, сложенный из тесаных белокаменных блоков, он отличается небольшими размерами и скромным резным декором.

Для росписи интерьера Троицкого собора были приглашены выдающиеся художники того времени Андрей Рублев и Даниил Черный, которые руководили артелью иконописцев. Именно для этого собора Андрей Рублев написал свою знаменитую «Троицу», которая находилась здесь до 1929 г., а затем была передана Государственной Третьяковской галерее (в соборе находится ее копия). Андрей Рублев и мастера его круга создали и многие другие росписи, включая три ряда иконостаса. К сожалению, впоследствии росписи и интерьеры собора были очень сильно разрушены.

Во второй половине XVI в. ансамбль Троице-Сергиева монастыря пополнился Успенским собором, а также крепостными стенами и башнями. Успенский собор на центральной площади монастыря строили на средства Ивана IV Грозного, и по его указанию он должен был повторить облик Успенского собора Московского Кремля, но в несколько увеличенных размерах. Получился массивный пятиглавый храм, в отличие от кремлевского образца сложенный не из камня, а из кирпича. В XVII в. он был расписан ярославскими мастерами, и эта роспись сохранила до наших дней свой первоначальный вид. В дальнейшем собор также неоднократно перестраивали. В 1606 г. здесь были погребены русский царь Борис Годунов с женой и сыном.

Каменные крепостные стены с башнями, придающие монастырю вид неприступной крепости, были построены всего за десять лет (1540–1550 гг.). Позднее их неоднократно реконструировали. Ныне они достигают общей длины 1120 м при высоте от 7 до 15 м.

В XVII в. архитектурный ансамбль монастыря продолжал усложняться за счет появления новых сооружений. К их числу относятся больничные палаты с церковью Зосимы и Савватия, надвратная церковь Иоанна Предтечи и Царские Чертоги, т.е. каменный царский дворец в лавре. Это также замечательная трапезная – этот зал был предназначен для праздничных обедов и торжественных приемов царя и высшего духовенства. Эксперты считают это здание прекрасным образцом «московского барокко».

В XVIII в. здесь появилась изящная пятиярусная колокольня, проект которой был создан выдающимся московским зодчим Д.В. Ухтомским. Белая 88−метровая колокольня – своего рода объединяющий центр всего монастырского ансамбля, придающий ему логическую завершенность.

В 1920 г. Троице-Сергиева лавра была объявлена музеем, с 1940 г. – это государственный историко-художественныймузей-заповедник. Помимо архитектуры, огромную ценность представляет уникальное собрание древнерусской живописи и прикладного искусства XIV–XVII вв. Здесь творили многие русские писатели того времени, составляли летописи, вели переписку и коллекционирование древних книг, здесь развивались иконопись, художественные ремесла. Большую ценность представляют также произведения русского искусства XVII–XIX вв. На территории лавры располагается Московская духовная академия и духовная семинария.

Социальные комментарии Cackle

Начало пешего обхода территории обители

Своих многочисленных посетителей Троице Сергиевская Лавра принимает через парадный вход с запада, от московской дороги. Проход организован в арку Красной башни, не в смысле расцветки, из-за красоты и торжественности. Сама башня вовсе белая, как и крепостные стены, в которые она встроена. Фигурным порталом вход оборудован в начале XIX века, он отличается цветом и богатством декорирования. Красочной лепниной обрамлена входная арка, по бокам – пилястры с капителями. Столь же красочен фронтон, на нем икона Святой Троицы.

Верхняя часть Красной башни украшена аркадой, там размещены образы Спасителя, Богоматери и Сергия Радонежского

Привлекает внимание конфигурация боевых амбразур, со скошенной вниз плоскостью для стрельбы по наседающим врагам. Бойницы прошли проверку в период Смутного времени, о 300-летии тех событий напоминают памятные доски

Установлены они Императорским военно-историческим обществом, при большевиках убирались, теперь восстановлены. Можно спорить об их уместности на культовом объекте, но это – историческая память.

Расписное житие Сергия Радонежского

Арочный коридор в Красной башне расписан произведениями современных иконописцев, копирующими стиль старых мастеров. Представлены эпизоды биографии основателя монастыря, или по церковному – житие преподобного Сергия Радонежского. Не только Троице Сергиева Лавра ему обязана, все русские люди, он вдохновил предков на борьбу с Ордой. Картины изображают реальные дела и жизненные ситуации святого, но антураж явно вымышленный. Однако это не выглядит нелепостью, просто полет воображения, налет сказочности.

Преподобный Сергий преподнесен в декорациях, никогда его жизнь не сопровождавших, показан на фоне величественных зданий. Множество чудных птиц – аллегория учеников проповедника и наставника, призванных продолжать его дело. Картину можно назвать провидческой по смыслу, но написана она по уже известным фактам. Соседняя сцена благословления князя Дмитрия, будущего Донского, не менее выразительна и полна символизма. Согласно летописным воспоминаниям, святой провожал воинов на битву с уверениями в поддержке Бога.

Взгляд на надвратную церковь

Виденная с высоты надвратная церковь Рождества Иоанна Предтечи выглядит опрятно и свежо, хотя построена в 1699 году. Финансировалась Троице Сергиевская Лавра в этом тогдашним успешным промышленником и щедрым меценатом Григорием Строгановым. Наследовав много земель и крепостных, он разбогател не самым праведным образом на добыче соли. Во искупление греховных действий много жертвовал на монастыри, построил несколько храмов. Выделяли даже архитектурное направление – строгановское барокко, сочетавшее народные черты, пятиглавие храмов с барочной пышностью.

Обернувшись и глядя на храм снизу, невозможно полностью охватить его облик. Однако и видимое позволяет составить впечатление необычности устройства и особенно раскраски. Очень контрастные, чисто геометрические орнаменты для народной архитектуры вовсе не характерны, это нечто инородное. Увитые виноградной лозой колонны довольно симпатичны, неплохо выполнены капители, интересно выглядят арки из раковин. Секторные позолоченные купола, намного шире световых барабанов, напоминают шапки не по размеру.

Троице Сергиева Лавра сразу после входа на территорию

Из арки надвратной церкви посетители попадают на развилку между тремя храмами, на небольших расстояниях. Плохо видна за деревьями церковь Сергия Радонежского, она еще встретится при обходе. По центру – треугольный газон с крестами захоронений и апсида храма Сошествия Святого Духа, тоже увидим с лучшего ракурса. Отсюда хорошо видно, что единственная глава в данной церкви играет роль колокольни, что достаточно редко в культовой архитектуре. Необычна раскраска купола, словно поделенного надвое золотой полосой.

По прямой в отдалении – здание Казначейского корпуса, постройка финансового ведомства, Троице Сергиева Лавра имела его для хозяйственной деятельности. Отсюда также можно оценить декоративное убранство, которым украшается Троице Сергиева Лавра. Древесные насаждения не поражают габаритами, однако толщина стволов выдает серьезный возраст. Умелой обрезкой формируются компактные кроны, для стволов таких диаметров несколько маловатые. Цветоводы обители усердно выполняют работу, клумбы аккуратны и ухожены.

Туристические группы в Лавре

Отмечается, что каждый од достопримечательность посещает больше 300 000 туристов, в том числе и иностранных граждан, которые специально выделяют время в своей туристической программе, чтобы увидеть своими глазами это место, которое хранит отголоски прошлых веков. Больше всего иностранных путешественников приезжает из дружелюбной страны Китай. Однако так стало только с недавних пар, раньше эту достопримечательность посещали в основном иностранные туристы, приезжающие и европейских стран, таких как Германия, Испания и Франция. Также сообщается, что в основном туристы предпочитают самостоятельно посещать это место, без сопровождений.

Служба в лавре (Сергиев Посад)

Согласно православному канону, монастыри не проводят обряды венчания, отпевания, крещения, но в лавре все желающие могут заказать заздравные и заупокойные молитвы за своих близких и родных.

Для паломников ежедневные службы проводятся в Троицком соборе: заутреня начинается в 5 часов, затем каждые 2 часа следуют акафисты преподобному Сергию. В праздничные дни дополнительную нагрузку на себя принимает Успенский собор. С 17 часов здесь начинается Всенощное бдение, в 5:30 – Ранняя служба, а в 8:30 – Поздняя литургия. Во время Великого поста и на Пасху расписание может меняться, поэтому паломникам рекомендуют заранее уточнять информацию в справочной службе монастыря.

После смерти мощи святого Сергия Радонежского оставались нетленными

8октября 1392

кончина преподобного Сергия Радонежского

Земной путь преподобного отца Сергия Радонежского, закончился в 1392 года. После смерти, мощи святого оставались нетленными. Их мощь признают не только православные, но и католики.

Через 16 лет, после того, как тело Сергия Радонежского было предано земле, старец явился игумену созданного им монастыря. Святой Сергий Радонежский сообщил ему о том, что скоро на монастырь придет страшная беда.

И вскоре обитель была разграблена и сожжена.

Братия монастыря укрылась в лесной чаще, успев забрать с собой множество церковных реликвий.

Испытания скоро закончились, как и обещал Сергий, святое место начали восстанавливать. В это же время произошло еще одно видение.

1422

начало строительста нового Свято-Троицкого собора. Мощи святого Сергия Радонедского сейчас находятся там

Однажды Сергий Радонежский явился одному из мирян и сказал, чтобы он передал инокам монастыря, что он очень огорчен из-за того, что его тело находится пол огромной толщей земли.

При большом количестве народа и знатных людей были подняты на поверхность мощи Сергия Радонежского. Их перенесли во временную деревянную церковь. Так и произошло обретение мощей преподобного. В настоящее время мощи покоятся в Троицком Соборе.

В настоящее время мощи Сергия Радонежского покоятся в Троицком Соборе Троице Сергиевой Лавры

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector