Печенгский монастырь: как «апостол лопарей» укрощал медведей в самой северной обители на руси

Финский период Трифоно-Печенгского монастыря

В 1920 году район Печенги вместе с Трифоновым монастырем отошел Финляндии. С одной стороны, это уберегло обитель от «красного террора» и ликвидации, с другой — поставило в сложные условия существования в неправославной стране. Почти все постройки Нижнего монастыря и большая часть имущества были обращены в собственность Финского государства. Рождественский храм, находившийся здесь, передали лютеранской общине. Тем не менее обитель действовала, а в 1930-е годы, с развитием туризма в Финляндии, даже несколько укрепила свое положение. Но за благополучными тридцатыми последовали лихие сороковые.

Первый удар был нанесен монастырю во время Советско-финской (Зимней) войны — обитель оказалась в черте боевых действий. Еще страшнее оказалась Вторая мировая война. За несколько лет боевых действий монастырь оказался стерт с лица земли. Его монахи эвакуировались в Ново-Валаамскую обитель на территории Финляндии, внутри которой образовали автономное структурное подразделение под своим прежним названием. С кончиной 30 января 1984 года монаха Акакия, прожившего 110 лет, завершился финский период в истории Трифоно-Печенгского монастыря.

Соловецкий монастырь: главный северный форпост

Первое известное поселение на архипелаге датируется 1429 годом. Сюда прибыли монах Савватий да неграмотный отшельник Герман, который периодически бывал на Соловецком острове. Престарелый Савватий умер в 1435 году, но в следующем году на остров приехал другой инок, Зосима, который и основал монастырь в честь Преображения Господня. В тот ранний период монастырь принадлежал владениям русского города-государства Новгорода, но после подчинения Новгорода Москве в 1478 году великие князья Московии подтвердили стратегическое значение этого отдаленного монастырского форпоста.

Соловецкий монастырь впечатляет во многих отношениях.

Его массивные гранитные стены – одно из самых замечательных достижений русской фортификационной инженерии. Толчком к их строительству послужила длительная Ливонская война Ивана Грозного, которая длилась с 1558 по 1583 год. В рамках этого конфликта в 1571 году у Соловецкого архипелага появилась объединенная голландско-шведская флотилия. Это подтолкнуло царя к размышлениям об уязвимости монастыря и северных подходов Московии через Белое море.

В 1578 году Иван Грозный поддержал строительство бревенчатой стены вокруг монастыря и послал отряд стрельцов и канониров под командованием Михаила Озерова для противодействия шведским действиям в Белом море. Озеров умер в следующем году, тщетно пытаясь вытеснить шведов с монастырских земель возле Кеми, ближайшего к Соловкам поселения на материке. Это поражение способствовало увеличению ресурсов, выделяемых монастырю.

С потерей балтийской крепости Нарва в 1581 году стратегическое значение Белого моря возросло не только в военном отношении, но и в качестве выхода Московии для европейской торговли. В конце XVI века вся территория Белого моря была связана реками, озерами и морем в мощную торговую сеть. Через эту обширную территорию перемещались меха, лесные дары, рыба и – самый важный из товаров – соль.

В период наиболее интенсивного строительства, между 1582 и 1594 годами, монахи и наемные работники вручную устанавливали на место тысячи гранитных валунов. Большие стены и круглые башни монастыря постепенно поднимались из болотистой земли.

Монастырь накопил большой опыт в использовании гранитных валунов для строительства больших сооружений, в том числе церквей. Согласно письменным источникам, общее руководство проектом было возложено на монаха Трифона, урожденного Терентия Кологривова, члена зажиточной семьи торговцев солью из беломорского села Нёнокса в устье Двины.

Грандиозная стройка на островах поддерживалась дотациями московского двора, собственными ресурсами монастыря на архипелаге и побережье, а также 200 наемными казаками, которые приезжали на Соловки в летние месяцы для возведения стен. По завершении стены образовали удлиненный пятиугольник длиной около 3000 футов. Стены составляли в среднем 30 футов в высоту и около 23 футов в толщину у основания.

Хибиногорский женский монастырь

Монастырь основан 20 апреля 2005 года в Кировске Мурманской области по решению Священного Синода. Монастырь был преобразован из прихода Казанской иконы Божией Матери по прошению Преосвященного архиепископа Мурманского и Мончегорского Симона. Храм Казанской Божией Матери был построен в Кировске в советское время — в 1946 году.

По состоянию на 2005 год в монастыре находились только настоятельница Акилина (Энгельман) и одна послушница, а также штатный священник храма иерей Георгий Звонцов.

Проезд:

Из центра города Кировск ехать по Апатитовому шоссе до перекрестка с улицей Кольской. Свернуть направо на Кольскую улицу и ехать до перекрестка с Юкспоррской улицей, свернуть налево и ехать до монастыря. Остановка транспорта — «23 км».

Адрес:

184250, г. Кировск, ул. Железнодорожная, дом 8

Тел.:

8 (815 31) 9-66-19

Храмы, архитектура

Троицкий храм

Первый деревянный храм во имя Живоначальной Троицы положил начало монастырю, и был отстроен святым Трифоном Печенгским в 1529-1533 годы. После 1550 года, когда братия начала возводить «Нижний монастырь», а сам преподобный удалился в странствия, храм стоял «без пения», но невдалеке от него в 1571 году была построена большая церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, под алтарём которой в 1583 году был погребен святой основатель обители. Оба храма были сожжены шведскими разорителями в 1589 году.

На месте Успенской церкви в 1708-1709 годах построили храм в честь Сретения Господня. Эта церковь представляла собой здание типа восьмерик на четверике с ярусным завершением. В начале 1890-х церковь была расширена к западу большой пристройкой, в которой были устроены Успенский (1893) и Зосимо-Савватьевский (1896) приделы. Эта церковь сгорела во время боев в 1944 году.

Новый храм Святой Троицы был воздвигнут на месте Сретенского в 2008-2012 годах. В определенной степени новая церковь повторила облик старой — это небольшой шатровый храм с обширной трапезной и колокольней.

Печенгский монастырь сейчас

В 1997 году Было решено воссоздать обитель на историческом месте — в нынешнем поселке Луостари, там, где в 1533 году преподобный Трифон освятил первую в Лапландии православную церковь. В 2007—2008 годах проводились приготовительные работы, включая археологические изыскания, в 2009 году началось обширное строительство.

Троицкий храм — жемчужина и сердце воссоздаваемого комплекса Печенгского монастыря. Новый храм создавался не только как исторический образ находившейся здесь до революции Сретенской церкви начала XVIII века, одновременно он задумывался и как современная постройка, имеющая необходимые коммуникации для того, чтобы обеспечить все условия для нормальной литургической жизни общины.

Возрождаемый монастырь задумывался не только как духовный центр, но также и как жилой и хозяйственный комплекс.

Территория монастыря окружена деревянной стеной, которая фланкируется приземистыми деревянными башнями, выстроенными в два яруса и перекрытыми шатрами. В западной части стены располагаются святые ворота. Они являют собой интересную двухъярусную конструкцию, в которой двойной нижний ярус как бы разнесен в стороны, оставляя место для проезда, а в центральной части сверху, опираясь на углы нижнего яруса и образуя арку, помещен верхний ярус, перекрытый четырехскатной пирамидальной кровлей.

Популярное за 7 дней

Два признака прихода антихриста назвал на допросе священномученик Николай Цветков
28.09.21 21:33

Страшная путаница: о великой силе, которую мы ошибочно принимаем за слабость
30.09.21 17:01

Смерть и любовь: рецепт бессмертия
02.10.21 10:10

Почему мощи называют «нетленными», если многие из них только кости?
04.10.21 10:07

Почему Бог назван Богом?
29.09.21 13:56

Минорная живопись Эндрю Уайета
28.09.21 12:00

2 октября — день памяти благоверного великого князя Игоря Черниговского и Киевского
02.10.21 10:54

Если пропустил постный день, можно ли попоститься в другой?
01.10.21 09:54

Дела семейные
30.09.21 10:41

Осенние зарисовки Святогорской Лавры
30.09.21 11:24

Второе рождение

В 1883 году исполнилось 300 лет со дня кончины преподобного Трифона Печенгского, и по случаю круглой даты в Святейшем Синоде обсуждался вопрос о возрождении Свято-Троицкого монастыря — в устье Печенги, на месте мученической кончины монастырской братии. Обитель вскоре действительно восстановили.

Трифонов Печенгский монастырь. Фотография начала XX века.

В XX веке обитель спаслась от большевистского погрома благодаря тому, что Печенгская волость в 1920-м отошла под юрисдикцию Финляндии. В 1944 году монастырь заняли войска вермахта, изгнали оттуда насельников и создали там опорный пункт. Осенью того же года в результате ожесточенных боев во время Петсамо-Киркенесской операции, проведенной советской армией против немецких захватчиков, древняя обитель была полностью разрушена. В результате сражений Печенгская волость присоединилась к СССР.

В наши дни продолжается очередное возрождение самого северного монастыря в России на его исконном месте, где река Намайоки впадает в Печенгу, — там, где его основал преподобный Трифон. На сегодняшний день восстановлен комплекс деревянных монастырских зданий во главе со Свято-Троицким собором, где с 2012 года монахи регулярно совершают богослужения. Ежегодно в обитель съезжаются тысячи паломников со всего мира, чтобы поклониться иконе преподобного Трифона Печенгского с частицей его мощей.

Посещение Печенгского монастыря патриархом Кириллом в 2016 году

Адрес: Мурманская область, Печенгский район, н/п Луостари, Трифонов Печенгский монастырь.Проезд общественным транспортом: От Мурманского железнодорожного вокзала на автобусах Мурманск-Никель или Мурманск–Заполярный доехать да поворота на поселок Луостари, остановка «31й километр», далее полтора километра пешком или на попутном транспорте в сторону поселка Луостари. Гостиница отсутствует, поэтому вопрос проживания и питания гостям необходимо решать самостоятельно.

Миссия и рейдерский захват

В то же время никто не отрицает, что Митрофан, посвятив себя Богу, отправился с евангельской проповедью к язычникам-лопарям на Кольский полуостров. В 1519 году он повстречал там благочестивого просветителя северных язычников преподобного Феодорита Кольского и стал его духовным сыном и учеником. Еще через пять лет совместных трудов наставник благословил Митрофана на миссионерство, отправив его «на Приморие великого моря-окияна, в часть Норванския земли, в Кольский присуд, на реку Печеньгу, в народ лопарский».

Долгая жизнь Митрофана среди местных саамов (русские называли их лопарями) сопровождалась постоянными угрозами и нападками со стороны шаманов-нойдов, которым, разумеется, не нравилось, что он обращает их соплеменников в христианство.

Несмотря на эти угрозы, число новообращенных аборигенов росло, и в 1533 году Митрофан построил для них первую церковь на реке Печенге по благословению святителя Макария Новгородского. В этом же храме, который освятили в честь Святой Троицы, Митрофан принял монашеский постриг под новым именем Трифон. Со временем здесь образовался первый в Лапландии монастырь, где селились новокрещеные лопари, окормляемые благочестивым Трифоном.

Свято-Троицкий Печенгский монастырь

Но в конце 1540-х на Печенгу явились беглые иноки из Свято-Троицкого Усть-Кольского монастыря, недовольные суровым уставом преподобного Феодорита Кольского. Они изгнали Трифона из его родной обители, угрожая ему смертью. Тот был вынужден восемь лет скитаться по Русскому Северу, собирая милостыню для своей обители. А тем временем в его отсутствие захватчики перенесли монастырь в устье Печенги, где им было проще вести хозяйство и заниматься промыслами и торговлей.

3

Как добраться[[править]h2>

Проезд:

из Мурманскаот автовокзала рейсовым автобусом Мурманск-Никель до поселка Печенга (необходимо иметь российский паспорт для въезда в погранзону). Гостиницы нет, вопрос проживания и питания гостям необходимо решать самостоятельно.

От ЖД вокзала

— автобус Мурманск-Никель, Мурманск–Заполярный, поворот на пос. Луостари, ост. «31й километр», далее 1,5 км. пешком или на попутном транспорте в сторону пос. Луостари.

Автомобиль.

Трасса М-18 (Е105) СП-Б-госграница до 1531, далее поворот на лево в пос. Луостари.

Адрес:

184411, Мурманская обл., п. Печенга, Печенгское шоссе, 1.

Тел.:

8(815-54)7-62-23.

Трифонская обитель переезжает в Финляндию

Во времена Советского союза Русской православной церкви пришлось… по-разному. Сначала, сразу после Великой октябрьской Революции церковь особо не притесняли. Проблемы у нее начались позже, когда часть духовенства стала активно поддерживать белогвардейцев и бороться против большевиков всеми доступными способами.

Тогда началось повальное закрытие храмов и монастырей, на многих священников наложили аресты. К том же в церквях имелось богатое убранство из золота и серебра, а деньги и драгоценные металлы всегда нужны.

Уже к концу 1920 года  утварь Трифонского монастыря конфисковали в пользу государства.

Одновременно прекратилось финансирование обители и монахам пришлось выживать на подножном корме и пожертвования крестьян.

В зиму 1939 – 1940 года началась Советско-финская война

Целью вторжения РККА на территорию Финляндии стала попытка отодвинуть государственную границу подальше от стратегически важного Ленинграда

Справедливости ради стоит отметить, что руководство СССР предлагало миром решить эту проблему и совершить обмен землей. Однако, власти Финляндии наотрез отказались от сделки. Поэтому у Сталина не было иного пути, кроме агрессии.

Ново-Валаамский монастырь приютил покинувших Советский союз монахов Печенгского монастыря. Именно здесь окончил свою жизнь в возрасте 110 лет монах Акакий, последний из братьев

Трифонская обитель оказалась на острие конфликта и руководство монастыря решило эвакуировать братство. Однако, монахи поехали не вглубь советской страны, а за границу в Финляндию. Поэтому на Родине их не ждал теплый прием по возвращению и братство влилось в состав Ново-Валаамского монашества.

Паисий (Рябов), игумен монастыря, был расстрелян за причастность к бегству монахов

В декабре 1940 года внутренней безопасностью ССССР был отловлен игумен монастыря Паисий, в миру Рябов. В ходе расследования установили его причастность к побегу монахов во вражескую страну и Паисия расстреляли как предателя Родины.

Судьба остальных монахов более удачна. Все они постепенно уходили в течении XX века. Последним скончался инок Акакий. На момент смерти в 1984 году ему стукнуло 110 лет. После чего на непродолжительное время Трифонский монастырь пропал с горизонта событий.

В 16 веке грабители-финны напали на монастырь и убили 116 монахов и послушников

Кроме непосредственно захвата территории, со стороны шведов часто совершали налеты лихие люди. Чаще всего финны или другие местные народности.

Так произошло на кануне праздника Рождества Христова 1590 года, когда под предводительством финского вожака Пекки Вессайнена отряд грабителей напал на самый северный монастырь Руси.

 В современном монастыре хранятся мощи всех 116 мучеников.

Свято-Троицкий Трифонов Печенгский монастырь располагался на удобном месте в устье Печенги, небольшой северной реки. Укрепления обители строили с прицелом на внезапные атаки мелких банд и не были готовы к отражению серьезной угрозы.

Тем более вся стена состояла из бревен и там не возвели даже небольшой земляной вал. Поэтому грабители легко смогли подобраться к монастырю в ночное время, быстро захватили ворота и начали убивать монахов.

Всего в ту роковую ночь финны убили 116 монахов и послушников, позже прозванный 116-тью преподобномучениками. Саму же обитель разграбили и сожгли дотла.

Позже Трифонов монастырь восстановили и туда перебрались те немногие иноки, которым удалось спастись от рук налетчиков. Однако, монастырь еще не раз подвергался разграблениям, в конце восемнадцатого века его закрывали, а во время войн двадцатого века обитель оказывалась в центре военных действий.

Сейчас монастырь снова восстановлен, отстроен новый Троицкий храм, постепенно монастырь наполняется новыми иноками и послушниками.

Преподобный Трифон, основатель Трифоно-Печенгского монастыря

В 16 веке грабители-финны напали на монастырь и убили 116 монахов и послушников

Кроме непосредственно захвата территории, со стороны шведов часто совершали налеты лихие люди. Чаще всего финны или другие местные народности.

Так произошло на кануне праздника Рождества Христова 1590 года, когда под предводительством финского вожака Пекки Вессайнена отряд грабителей напал на самый северный монастырь Руси.

В современном монастыре хранятся мощи всех 116 мучеников.

Свято-Троицкий Трифонов Печенгский монастырь располагался на удобном месте в устье Печенги, небольшой северной реки. Укрепления обители строили с прицелом на внезапные атаки мелких банд и не были готовы к отражению серьезной угрозы.

Тем более вся стена состояла из бревен и там не возвели даже небольшой земляной вал. Поэтому грабители легко смогли подобраться к монастырю в ночное время, быстро захватили ворота и начали убивать монахов.

Всего в ту роковую ночь финны убили 116 монахов и послушников, позже прозванный 116-тью преподобномучениками. Саму же обитель разграбили и сожгли дотла.

Позже Трифонов монастырь восстановили и туда перебрались те немногие иноки, которым удалось спастись от рук налетчиков. Однако, монастырь еще не раз подвергался разграблениям, в конце восемнадцатого века его закрывали, а во время войн двадцатого века обитель оказывалась в центре военных действий.

Сейчас монастырь снова восстановлен, отстроен новый Троицкий храм, постепенно монастырь наполняется новыми иноками и послушниками.

Преподобный Трифон, основатель Трифоно-Печенгского монастыря

Преподобный Трифон основывает монастырь

Преподобный Трифон долго искал место для монастыря, где он бы смог предаться служению Господу Богу в тишине и дали от мирских сует. В 1533 году он находит место для новой обители. Им оказалась полоска суши между рекой Нама-Йоки и впадающей в нее Печенгой.

Здесь преподобный провел долгие пятнадцать лет своего бытия, развивая свою обитель и принимая новых монахов и послушников в сове братство. Однако, в 1548 году Трифон вынужден покинуть построенный им монастырь.

 Обитель долго занимала место самого северного монастыря мира.

Оставшиеся монахи спустя некоторое время самовольно перенесли обитель на новое место. Им стало устье реки Печенга.

Их логику можно понять, река артерия по которой идет торговля, а монастыри часто занимались продажей разных товаров. Но не только торговля побудила перенести обитель, но и рыболовный промысел, так необходимый для выживания на севере.

Печенгские мученики

Трифон Печенгский умер в декабре 1583 года, оставив братии грозное пророчество о страшном разорении обители. Оно сбылось через шесть с лишним лет. В 1590 году вооруженные финны, подданные шведского короля, дотла сожгли монастырь и жестоко убили почти всех его обитателей, не пощадив вместе с ними и окрестных жителей. В 2003 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексея II, «братия Печенгского монастыря, убиенная вместе с игуменом Гурием», была прославлена в лике преподобномучеников. Всего их было 116 человек.

Гибель печенгских мучеников. Художник Илкка Весайнен.

Уцелевшие иноки поселились в Кольском остроге при Благовещенской церкви. После пожара 1619 года братия перебралась на другое место — за реку Колу, где обитель просуществовала до 1765 года, пока не была упразднена в силу указа Екатерины II о секуляризации монастырских земель.

5

Священный синод возрождает монастырь Трифона

Царская власть в конце девятнадцатого века очень сильно склонялась к усилению православной церкви. Император Александр III видел в ней свою надежную опору и поэтому в период его правления возродили большое количество монастырей и храмов.

Кроме того, в университетах все чаще стали отменять изучение естественных наук, и все больше преподавали богословие. Считалось, что именно просвещённые студенты стали главной угрозой монархии.

В этом имелось свое зерно истины. Например, «Народная воля», совершившая серию покушений на Александра второго, по большей части состояла из курсисток и студентов.

1886
в этом году возродили Трифонский Печенгский монастырь

Священный синод принимает решение разместить обитель на старом месте в устье реки Печенга. Там, где похоронен преподобный Трифон и погибли от рук финнов монахи. Центром монастыря стал храм Сретения Господня.

Здание церкви, построенной в 1707 году пришлось капитально ремонтировать, а спустя десять лет там построили новый храм. Его полностью выполнили из камня, и он имел три престола: Успения Богоматери, Сретения Господня, прп. Зосимы и Саватия.

Кроткий постник или коварный разбойник

Трудно переоценить заслуги Трифона Печенгского в просветительской деятельности северных народов. Неслучайно преподобного называют «апостолом лопарей». Но если монашеский период его жития, полный благочестивых подвигов, не вызывает сомнений, то сведения о мирской жизни Трифона разнятся.

Классическое «Житие преподобного Трифона Печенгского», написанное соловецким монахом Сергием Шелониным, гласит, что поповский сын из Торжка по имени Митрофан, будущий «апостол лопарей», с ранних лет был «изряден постник, кроток, милостив».

Но современник святого, голландский купец Симон ван Салинген в своем «Сообщении о земле Лопии» утверждает со слов самого Трифона, что до принятия монашества тот слыл «грозным для врагов воином, много народу ограбил и разорил он на границе и много крови пролил, в чем раскаялся и о чем горько сожалел».

Несмотря на критику версии о «разбойничьем» прошлом, она все же имеет право на существование, о чем подробно свидетельствует исследовательский труд «Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие. Житие, предания, исторические документы. Опыт критического переосмысления», написанный в 2003 году монахом Митрофаном (Баданиным) (ныне митрополит Мурманский и Мончегорский Митрофан).

2

Трифонский Печенгский монастырь возрождается в XXI веке

Возрождение Трифонского монастыря инициировала Русская православная церковь в 1997 году. Однако, сначала обитель действовала не в историческом месте, а в Мурманске.

На старом месте обитель возродили только в ноябре 2007 года, когда власти Мурманской области передали земли РПЦ. Там сразу началась кипучая деятельность по отстройке храма и скита.

В декабре случилось несчастье — начался сильный пожар и мужской монастырь лишился главного храма.

Сразу стартовал сбор пожертвований на отстройку нового храма. Когда деньги собрали, то решили строить новую церковь на месте старого храма, еще постройки XIX века.

В 2012 году постройку освятили в честь Животворящей Троицы. Сейчас большая часть всех зданий построена и функционирует.

Деревня Луостари, где вновь отстроили Трифоно-Печенгский мужской монастырь в нашем веке

Петербуржцы смогут попасть на Валаам по единому билету

559

«Спрос на Соловки в этом сезоне вырос в разы, плюс очень много отсроченных туров — в прошлом году люди не смогли поехать, но не захотели отказываться от поездки и перенесли её на этот год. В связи с этим возникают огромные проблемы с размещением, ведь ёмкость принимающего сектора очень ограничена, — рассказала “ДП” директор компании “Соловки–тур” Анна Бродская. — Мы советуем не отказываться от поездки из–за нехватки мест, а бронировать туры на сентябрь. Самое лучшее время для посещения архипелага — это начало осени: нет комаров и достаточно тепло — 15–19 градусов. Да, белых ночей уже не будет, но именно в сентябре на Соловках можно увидеть северное сияние».

Архиерейское Свято-Феодоритовское подворье

Архиерейского подворья вовсе ранее не существовало в городе Мурманске. Оно находится в Первомайском административном округе г. Мурманска, на ул. Кооперативной д.32. Комплекс Подворья включает в себя три храма – большой – освящен в честь преподобного Феодорита Кольского, малый – в честь Пресвятой Богородицы Живоносный Источник и третий готовится к освящению – надвратный храм в честь преподобного Сергия Радонежского. Также на территории Подворья располагается келейный жилой дом, и жилые башни-кельи, в свою очередь территория монастыря обнесена стеной. Кроме этих построек действуют или находятся в стадии строительства различные хозяйственные и другие постройки, а также две водные скважины. Стоит сказать, что на территории Подворья действует библиотека с огромным выбором литературы и электронных носителей, и зал для встреч и мероприятий.

Кроме этого Подворье монастыря занимается социальным служением, а именно организован приют для бездомных в котором в разное время находится около 100 человек.

Адрес:

183008, Россия, Мурманская область, г. Мурманск, ул. Кооперативная, 32

Телефон:

+7 (8152) 25-44-04, телефон церковной лавки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector