Гладков: толкование евангелия

Краткое содержание Евангелия от Матфея.

Глава 1. Родословная Спасителя. Рождение Мессии.

Глава 2. Бегство Святого Семейства в Египет. Возвращение Святого Семейства в Назарет.

Глава 3. Крещение Иисуса Иоанном Крестителем.

Глава 4. Начало проповеднической деятельности Иисуса Христа в Галилее.  Первые ученики Христа.

Главы 5 – 7. Нагорная проповедь.

Главы 8 – 9. Проповеди в Галилее. Чудеса Христа. Власть спасителя над болезнями, силами зла, природой, над смертью. Умение Спасителя прощать. Способность обращать тьму в свет и изгонять бесов.

Глава 10. Призвание 12 апостолов

Глава 11. Вызов, брошенный власти Сына Божьего.

Глава 12. Споры о власти нового Царя.

Главы 13 – 18. Чудеса и притчи Христа. Проповедь в Галилее и близлежащих землях.

Главы 19 – 20.  Иисус идёт из Галилеи в Иудею.

Главы 21 – 22. Вход Иисуса в Иерусалим и проповеди там.

Глава 23. Обличение Иисусом фарисеев.

Глава 24. Иисус предсказывает свое Второе Пришествие после разрушения Иерусалима.

Глава 25. Новые притчи.  Объяснение будущих событий.

Глава 26. Помазание Иисуса миром. Тайная вечеря. Арест Мессии и суд.

Глава 27. Иисус Христос перед Пилатом. Распятие и погребение Спасителя.

Глава 28.  Воскрешение Иисуса.

Читать Евангелие от Матфея на нашем сайте вы можете с иллюстрациями.

Предисловие

Божественные мужи, жившие до закона, учились не из писаний и книг, но, имея чистый ум, просвещались озарением Всесвятого Духа, и таким образом познавали волю Божию из беседы с ними Самого Бога усты ко устом. Таков был Ной, Авраам, Исаак, Иаков, Иов, Моисей. Но когда люди испортились и сделались недостойными просвещения и научения от Святого Духа, тогда человеколюбивый Бог дал Писание, дабы, хотя при помощи его, помнили волю Божию. Так и Христос сперва Сам лично беседовал с апостолами, и (после) послал им в учителя благодать Святого Духа. Но как Господь предвидел, что впоследствии возникнут ереси и наши нравы испортятся, то Он благоволил, чтоб написаны были Евангелия, дабы мы, научаясь из них истине, не увлеклись еретическою ложью, и чтоб наши нравы не испортились совершенно.

Четыре Евангелия Он дал нам потому, что мы научаемся из них четырем главным добродетелям: мужеству, мудрости, правде и целомудрию: научаемся мужеству, когда Господь говорит:

(Матф. 10, 28); мудрости, когда говорит:

(Матф. 10, 16); правде, когда учит:

(Лук. 6, 31); целомудрию, когда сказывает:

(Матф. 5, 28). Четыре Евангелия дал Он нам еще и потому, что они содержат предметы четырех родов, именно: догматы и заповеди, угрозы и обетования. Верующим в догматы, но не соблюдающим заповедей, они грозят будущими наказаниями, а хранящим их обещают вечные блага. Евангелие (благовестие) называется так потому, что возвещает нам о предметах благих и радостных для нас, как то: об отпущении грехов, оправдании, переселении на небеса, усыновлении Богу, наследии вечных благ и освобождении от мучений. Оно также возвещает, что мы получаем эти блага легко, ибо не трудами своими приобретаем их и не за наши добрые дела получаем их, но удостаиваемся их по благодати и человеколюбию Божию.

Евангелистов четыре: из них двое, Матфей и Иоанн, были из числа двенадцати, а другие двое, Марк и Лука, из числа семидесяти. Марк был спутник и ученик Петров, а Лука Павлов. Матфей прежде всех написал Евангелие на еврейском языке для уверовавших евреев, спустя восемь лет по вознесении Христовом. С еврейского же языка на греческий перевел его, как носится слух, Иоанн. Марк, по наставлению Петра, написал Евангелие спустя десять лет по вознесении; Лука по прошествии пятнадцати, а Иоанн по прошествии тридцати двух лет. Говорят, что ему, по смерти прежних Евангелистов, представлены были, по его требованию, Евангелия, дабы рассмотреть их и сказать, правильно ли они написаны, и Иоанн, так как он получил большую благодать истины, дополнил, что в них было опущено, и о том, о чем они сказали кратко, написал в своем Евангелии пространнее. Имя Богослова получил он потому, что другие Евангелисты не упомянули о предвечном бытии Бога Слова, а он бого-духновенно сказал о том, дабы не подумали, что Слово Божие есть просто человек, то есть, не Бог. Матфей говорит о жизни Христовой только по плоти: ибо он писал для евреев, для которых довольно было знать, что Христос родился от Авраама и Давида. Ибо уверовавший из евреев успокаивается, если его удостоверят, что Христос от Давида.

Ты говоришь: «Ужели не довольно было и одного Евангелиста?» Конечно, довольно было и одного, но чтоб истина обнаружилась яснее, дозволено написать четырем. Ибо когда видишь, что эти четверо не сходились и не сидели в одном месте, а находились в разных местах, и между тем написали об одном и том же так, как бы то было сказано одними устами, то как не подивишься истине Евангелия, и не скажешь, что Евангелисты говорили по внушению Святого Духа!

Не говори мне, что они не во всем согласны. Ибо посмотри, в чем они несогласны. Сказал ли кто-нибудь из них, что Христос родился, а другой: «не родился»? Или сказал ли кто из них, что Христос воскрес, а другой: «не воскрес»? Нет, нет! В необходимом и важнейшем они согласны

А ежели они в главном не разногласят, то чему дивиться, что они по-видимому разногласят в неважном; ибо из того, что они не во всем согласны, наиболее видна их истинность. Иначе о них подумали бы, что они писали, сошедшись вместе, или сговорившись друг с другом

Теперь же кажется, что они несогласны, потому, что то, что один из них опустил, написал другой. И это в самом деле так. Приступим к самому Евангелию.

Помимо 4 канонических Евангелий есть апокрифы

Что означает апокриф? Это часть Библии, как и Новый Завет? Или жанр, как Евангелия? Нет, ни то, ни другое.

Апокриф — это текст, похожий на библейский, который не является каноническим по какой-либо причине:

  • Противоречит нынешнему христианскому учению;
  • Имеет разногласия с каноническими текстами Библии;
  • Признан не боговдохновенным.

Процесс определения, что является каноном, а что нет, длился несколько столетий. Решения Церкви не всегда были бесспорными, но сегодня мало шансов на то, что канон когда-либо будет пересмотрен.

Разумеется, огромное количество апокрифов — это евангельские тексты. В их числе известны:

  • Евангелие Иуды;
  • Евангелие от Петра;

Евангелие от Марии Магдалины на hranitel.club

  • Евангелие от Египтян;
  • Евангелие от евреев;
  • Евангелие от евионитов;
  • Евангелие от египтян;

Евангелие от Иуды на hranitel.club

  • Евангелие Истины;
  • Евангелие от Марии;
  • Евангелие от Фомы;
  • Евангелие от Филиппа;
  • Евангелие от Никодима;
  • Папирус из Оксиринха;
  • Папирус Эджертона;

Евангелие от Варнавы на hranitel.club

  • Евангелие Евы;
  • Тайное евангелие от Марка;
  • «Апокриф Иоанна» (частично).

Некоторые из этих текстов в списке особенно интересны. Например, Евангелие Иуды совершенно иначе подаёт традиционную историю про предательство Иуды: Иисус сам просит об этом апостола, чтобы совершить важную миссию.

Совершенно удивительный текст — Евангелие от Марии. Мало того, что написано оно женщиной, глубина этого гностического текста просто потрясает.

Некоторые сочинения дошли до нас только в виде цитат.

Речь о Евангелии Евы, из которого нам известен отрывок:

Особняком находятся так называемые Евангелия детства, т.е. тексты, рассказывающие о том, что было в первые годы жизни Христа и до Его рождения:

  • «Евангелие детства»;
  • «Евангелие Псевдо-Матфея»;
  • «Евангелие от Иакова»;
  • «Книга Иосифа плотника»;
  • Арабское «Евангелие детства»;
  • «Иисус в храме»;
  • «Евангелие от Апеллеса»;
  • «Тайное Евангелие от Марка»;
  • «Протоевангелие Иакова»;
  • «Евангелие от Андрея»;
  • Евангелие детства от Фомы.

Также есть отрывки евангелий, названия которых не известны, и ещё одно произведение — аграфа.

Аграфа

сборник изречений Иисуса Христа, собранных из разных апокрифических источников

Нельзя сказать, что аграфа — это типичное Евангелие. Это просто сборник изречений Иисуса Христа, собранных из разных апокрифических источников.

Помимо этих текстов, известны однозначные фальсификации:

  • «Евангелие от Ессеев»;
  • «Тибетское Евангелие»;
  • «Евангелие от Варнавы».

Это тексты относительно современные. Назвать авторов этих работ можно с большой долей уверенности. Это уже никакое не новозаветное писание от Матфея или Марка, а работы людей, которые хотели донести свои идеи, либо просто прославиться за счёт шумихи.

Если эти Евангелия сопровождает хотя бы загадка и глубина идей, то есть категория совершенно бездарных работ, которые только по ошибке причисляют к апокрифам.

Это уже совсем современные тексты, написанные буквально вчера и не заслуживающие внимания. Например:

  • Евангелие Матфея искреннего;
  • Евангелие от Марии Магдалины (не путать с настоящим апокрифом «Евангелие от Марии»).

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Особенности Евангелия от Матфея.

Евангелие от Матфея — единственная книга Нового Завета, которая была написана не по-гречески. Арамейский оригинал Евангелия был утерян, а в канон был включён греческий перевод.

Деятельность мессии рассматривается в Евангелии с трех точек зрения:

  • как Пророка,
  • как Законодателя,
  • как Первосвященника.

В этой книге главное внимание уделяется учению Христа. Евангелие от Матфея во многом повторяет другие синоптические Евангелия, однако здесь есть несколько моментов, которые не раскрыты ни в одной другой книге Нового Завета:

Евангелие от Матфея во многом повторяет другие синоптические Евангелия, однако здесь есть несколько моментов, которые не раскрыты ни в одной другой книге Нового Завета:

  • История исцеление двух слепцов,
  • История исцеление немого бесноватого,
  • История о монете во рту рыбы.

Есть в данном Евангелии также и несколько оригинальных притч:

  • притча о плевелах,
  • притча о сокровище в поле,
  • притча о драгоценной жемчужине,
  • притча о неводе,
  • притча о немилосердном заимодавце,
  • притча о работниках в винограднике,
  • притча о двух сыновьях,
  • притча о брачном пире,
  • притча о десяти девах,
  • притча о талантах.

Ежедневное чтение Евангелия

Святое Евангелие невозможно постичь в полной мере, прочитав его однажды как художественный текст. Любое чудо, беседа или притча, описанные в этой Книге, необходимо осмысливать на протяжении всей жизни. Святитель Феофан Затворник призывает нас ежедневно и вдумчиво читать определенный отрывок Евангелия:

Ритм современной жизни не позволяет человеку в полной мере погрузиться в свою духовную жизнь. При этом евангельские истины являются ответом на различные вопросы, постоянно встающие перед нами

Именно поэтому важно читать Евангелие каждый день. Священное Писание открывает людям Волю Божью и указывает направление жизни

В одном из интервью митрополит Саратовский и Вольский Лонгин говорил, что чтение Евангелия является не просто неотъемлемой частью христианской жизни, но ее основой. Евангелие — это первоисточник, это основа основ, слово Божие, которое должно постоянно звучать в человеческом сердце. Вот почему Священное Писание, и прежде всего Новый Завет, христианину нужно читать обязательно.

Ежедневное чтение Слова Божия обогащает душу человека. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил:

Читать Евангелие от Матфея.

Евангелие от Матфея состоит из 28 глав.

Церковное предание называет автором Матфея – сборщика податей, который последовал за Христом. Однако современные исследователи полагают, что Евангелие не было написано непосредственным очевидцем события, а, следовательно, апостол Матфей не может быть автором первого Евангелия.  Считается, что данный текст был написан несколько позже, а неизвестный автор опирался на Евангелие от Марка и на недошедший до нас источник Q.

Ввиду вопросов с авторством, возникают и проблемы с датировкой Евангелия. Согласно традиционной датировке, текст написан в 41—55 гг. Современные исследователи часто датируют текст 70—80-ми годами.

Толкование Евангелия от Матфея

Помимо описания рождения, жизни и смерти Иисуса, в Евангелии также раскрываются темы о Втором Пришествии Христовом, об эсхатологическом раскрытии Царства и в повседневной духовной жизни Церкви

Книга была написана для выполнения 2-х задач:

  1. Рассказать иудеям, что Иисус есть их Мессия.
  2. Приободрить тех, кто верил в Иисуса как в Мессию и боялся, что Бог отвернется от народа Его после того, как был распят Его Сын. Матфей говорил, что Бог не отказался от народа и что Царство, обещанное ранее, придет в будущем.

Евангелие от Матфея свидетельствует, что Иисус –  Мессия. Автор отвечает на вопрос «Если Иисус действительно Мессия, то почему Он не установил обещанного Царства?» Автор говорит, что это Царство приняло иную форму и что Иисус снова возвратится на землю, чтобы установить на ней Свою власть. Спаситель пришел с благой вестью к народу, но в соответствии с Божьим планом Его весть была отвергнута, чтобы прозвучать позже для всех народов во всем мире.

Евангелие на каждый день — для чего?

Новый Завет состоит из Евангелий, Посланий святых апостолов, Деяний святых апостолов и Откровения Иоанна Богослова. Четыре Евангелия (от Матфея, Марка, Луки, Иоанна) являются центральной частью Нового Завета. Они названы по именам апостолов, записавших повествование о земной жизни Иисуса Христа. Все они рассказывают об одном. Но их истории отличаются стилем, смысловыми акцентами, глубиной и направленностью.

Так, например, Марк обращается к римской языческой молодежи. В его тексте мало подробностей, много фактической информации, повествование развивается четко и стремительно. Иоанн же уделяет меньше внимания фактологии. Ведь к моменту создания его книги события уже были подробно описаны другими евангелистами. Он же раскрывает мистическую, глубинную суть пришествия на землю Спасителя.

Почему Евангелий именно четыре? В Ветхом Завете через пророка Иезекииля (1:4-25) Господь открывает четырех животных с человеческими лицами. Святые Отцы Ириней Лионский, Иероним Стридонский, Григорий Двоеслов считают этот эпизод пророчеством. По их толкованию, он раскрывает символический смысл каждого из 4-х Евангелий. В Библии число четыре обозначает пространственную полноту. Сегодня мы наблюдаем это в иконографии: Ангел (от Матфея) – образ Христа как совершенного Человека. Лев (от Марка) – образ Царя. Телец (от Луки) – образ Бога, принесшего Себя в жертву за грехи всех людей. Орел (от Иоанна) – образ Победителя смерти.

Возрасти, подняться, подтянуться

— Как Вы думаете, почему сейчас так обострилась проблема актуальности Евангелия? Почему часто можно услышать о том, что Евангелие, христианская жизнь в целом устарели? Неужто Новый Завет и правда не вписываются в нашу современную жизнь? Или мы не вписываемся в него…

— На самом деле, Евангелие никогда не может устареть, потому что оно говорит о самом человеке, а не о том внешнем, что его окружает. Сколько бы человечество ни жило, начиная с самого Адама, по своей природе оно всегда останется падшим, подверженным греху. Человек всегда сможет не только возрастать в добродетелях, делая что-то хорошее, но и падать, умножая свои грехи. Все страсти, которым был подвержен человек тысячу, две тысячи лет назад, никуда не делись, они просто приобрели немного другие формы. Поэтому никогда не устареет вопрос: «Как мне измениться, чтобы стать лучше?»

Как возрасти, подняться, подтянуться? Евангелие — об этом, а значит, оно никогда не потеряет своей актуальности, насущности, важности для человека

Неактуальным же Евангелие может показаться потому, что люди чаще всего выбирают иные ценности или, точнее, псевдоценности. О чем говорит слово Божие? О добре, о свете, о любви, о жертве ради кого-то. Но в обществе эти понятия по большей части обесценены, поэтому современному человеку и кажется, что Новый Завет — «о чем-то не том», не о том, что может пригодиться в его жизни.

— Евангелие называют Книгой книг, Книгой жизни, но живем ли мы по нему? Читая евангельское повествование, вроде бы осознаешь, понимаешь его, но — теоретически. А на практике? Как жить по Евангелию?

— Большинство христиан, которые регулярно читают Евангелие, рано или поздно сознают, что с точностью сделать все, что там написано, не получается. А какова причина? Ответ на этот вопрос дает евангельская притча о сеятеле. Семя, то есть слово Божие, может упасть на разную почву — утоптанную, каменистую, заросшую сорняком. Но только добрая, плодородная и подготовленная земля может принести плод — один в тридцать, другой в шестьдесят, иной во сто крат (Мк. 4, 20). Почва же эта — наши собственные сердца. Получается, от нас самих, от почвы наших сердец зависит то, принесем ли мы плод в своей хрис­тианской жизни.

С другой стороны, в Евангелии есть такие глубокие слова Господа: без Меня вы не можете делать ничего (Ин. 15, 5). Никакое доброе слово человек не произнесет, никакое доброе дело он не сделает, никакую добрую мысль не сможет воспринять, если на то не будет благоволения Божия, если не предварит его Божия благодать. А мы чаще всего на самих себя надеемся. «Так, всё! С понедельника я начинаю вести христианскую жизнь! Буду всех любить, про Бога не забывать, всем всё прощать». Но так не получается, поэтому часто мы начинаем унывать, а то и вовсе все бросаем. Так происходит потому, что мы забываем: духовный труд должен быть постоянен. В этом мы показываем свое терпение и учимся искать, призывать на помощь Бога.

Незримо стоит Сам Христос

— Слышала от знакомых, что они не читают Евангелие, потому что считают, что не готовы к нему. «Не дорос», «не дозрел», «не время»… Так и со мной было на заре моего воцерковления. Это естественно? Такое бывает, что «время не пришло»? Или здесь что-то иное скрыто?

— Выражение «время не пришло» — это простая и весьма неудачная попытка переложить ответственность за свой выбор на кого-то другого, в данном случае на Бога. Чаще всего такой человек думает, что только Бог определяет то время, когда он сможет уверовать. И пока этот день не настал, что бы он сам ни делал, к чему бы ни стремился, он не сможет понять и уверовать. Но нет, это от нас зависит, когда «время придет» — откроем ли мы свое сердце для Бога или не откроем.

Был такой случай. Я встретился с человеком, историком по образованию, который, прочитав Евангелие, сказал мне: «Я вообще ничего не понял!». Но есть и другой пример. Помните, как митрополит Антоний Сурожский, будучи еще юношей, прочитал впервые Евангелие от Марка? Он всем своим существом почувствовал тогда, что перед ним незримо стоит Сам Христос. Значит, «пришло его время» тогда? Но мы можем только догадываться, что в тот момент произошло в его душе, что сделало его сердце таким восприимчивым к Евангелию.

В Священном Писании есть такой хороший поучительный образ. У каждого сердца стоит Христос и стучит в него, и отворит ли человек, зависит только от него. Не от Христа даже, ведь Он всегда стучит, а дверца эта открывается изнутри.

— Как быть христианином в настолько динамичном мире? Можно им быть, раз в неделю стоя на воскресной службе, ставя свечи и благоговейно перекрещиваясь перед иконой. Но как оставаться христианином, выйдя из храма? Как жить по заповедям в нашей сложной реальности?

— Когда христианин задается такими вопросами — как ему поступать в тех или иных сложных жизненных обстоятельствах, он, прежде всего, должен обратиться с верой непосредственно к евангельскому слову. И в нем через искреннюю молитву Господь поможет найти ответы. Но нужно помнить, что силами одного человека очень трудно изменить окружающий мир. Мы не можем в одиночку поменять политический строй или коренным образом изменить ситуацию в своей стране или городе. Но зато каждый из нас имеет возможность изменить самого себя, а через это — и мир вокруг нас. Именно об этом удивительные слова преподобного Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Стяжи дух мирен — тогда и найдутся силы, способы и возможности что-то сделать, чтобы проявить свою активную жизненную позицию. Даже в условиях ограничения деятельности мы всегда можем найти приложение своему доброму сердцу, если захотим. Никто ведь не мешает нам помочь своим соседям по лестничной площадке, особенно пожилым: принести им лекарства, продукты, вынести мусор

Здесь важно любое проявление заботы и внимания. Порою достаточно просто выслушать и утешить человека, чтобы он не падал духом в сложных жизненных обстоятельствах

Именно так мы можем быть активными делателями — оказывая помощь тем, кто рядом с нами.

— Евангелие и свобода — где точки соприкосновения? Современному человеку не хочется быть ограниченным, ведь наша жизнь и так слишком сложна.

— К сожалению, современное общество понимает свободу как свободу произвола, вседозволенности, которая проявляется иногда в крайне уродливых формах. Недавно меня поразили слова одной западной киноактрисы, которая ждет ребенка. У нее спросили, делала ли она обследование и кто у нее — мальчик или девочка? А она ответила: «Пол мой ребенок выберет сам, когда ему исполнится восемнадцать лет». И это свободой называется? Евангельское понимание свободы — другого рода: познайте истину, и истина сделает вас свободными (Ин. 8, 32). Настоящая свобода в христианском понимании — это свобода от греха, и только Христос как Истина может ее дать нам. Но современному человеку это часто бывает непонятно, потому что для него свобода — это жизнь в свое удовольствие без каких-либо ограничений.

Быть высоким и крепким деревом

— Отец Серафим, такой вопрос: в чем мы наиболее уязвимы сейчас как христиане? Где наша ахиллесова пята?

— Думаю, человек, в какое бы время он ни жил, всегда будет «уязвим». Эта слабость коренится в нашей общей падшей природе. Конечно, каждая эпоха имеет свои особенности. Например, для нашего десятилетия характерно развитие информационных технологий. Сейчас мы уделяем очень много времени просмотру всякого новостного и развлекательного контента, но далеко не всегда такой поток информации благотворно сказывается на наших душах. Часто возникает болезненное стремление потреблять как можно больше информации, которая преподносится в ярких клиповых формах, лишенных какой-либо последовательности и смысла. В этом и состоит большая беда: мы погружаемся в бесконечную суету, в море бесполезной информации, отчего теряем драгоценное время и силы, которые могли бы пустить на что-то полезное. Итог всего этого — появление людей, которые или верят всему, что им преподносится, или, наоборот, уже не верят ни во что совсем.

— Что главное мы, считающие себя христианами, должны усвоить из Евангелия? Какой minimum minimorum, какую сердцевину нельзя упустить, чтобы оставаться христианином в современном мире?

— Нужно усвоить заповедь о любви. Помните ответ Иисуса Христа на вопрос одного сведущего в Священном Писании человека о наибольшей, главной заповеди в законе? Первая, самая важная заповедь: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22, 37–39). Вы сказали minimum minimorum, но хрис­тианство нельзя минимизировать до каких-то пределов

Обратите внимание, что эта двойная заповедь названа наибольшей, но не наименьшей, потому что любовь к Богу и ближнему включает в себя также и все остальные заповеди. Как я буду любить Христа, если я не прощаю других или ненавижу кого-то? Не существует набора «православного джентльмена», имея который можно с уверенностью, со спокойствием в сердце сказать: «Я — христианин»

В духовной жизни, как и в окружающем мире, все происходит постепенно. Что-то малое мы обретаем вначале, что-то большее обретаем потом, но процесс этого роста не останавливается никогда, ведь нет предела совершенству. В этом отношении мы подобны растению, которое прорастает из маленького семени, потом постепенно растет, развивается, а потом становится высоким и крепким деревом, стремящимся все время вверх — к небу, к свету.

Газета «Православная вера», № 23 (667), декабрь 2020 г. 

Встреча с самым дорогим и любимым человеком

— Чтение Евангелия всегда проходит по-разному. Иногда читаешь и понимаешь, что его слова тебе открываются, что их смысл очевиден тебе, ты идешь и буквально сразу же применяешь прочитанное в жизни. А иногда читаешь, и его строки будто безжизненны для тебя, не несут никакого смысла, совершенно чужды тебе. Закрываешь книгу и остаешься ни с чем. Почему так происходит? Как читать Евангелие, чтобы оно воспринималось внутренне?

— Какие здесь можно дать рекомендации? Прежде всего, нужно подходить к чтению Евангелия не как к какой-то рутине, не как к обременительной обязанности, которую нужно непременно понести. Если я открываю книгу, внутренне не настроившись, значит, я забыл, что сейчас будет такое. А будет — встреча с Самим Богом, и готовиться к ней нужно так же, как к встрече с самым дорогим и любимым человеком. А для этого нужно собраться с мыслями и помолиться, чтобы Господь открыл смысл Евангелия. Можно помолиться церковными молитвами, а можно и своими словами — например, так: «Господи, дай мне понять, уразуметь то, что я сейчас прочту. Помоги мне в этом». Понимание Евангелия зависит не только от нас, но от содействия Божия. Чтение Священного Писания — это не просто чтение какой-то литературы. Это чтение именно той книги, со страниц которой с нами будет таинственным образом говорить Сам Христос. И нужно напоминать себе: Он ко мне обращается, Он мне говорит лично. Не зря ведь в Евангелии представлена в основном прямая речь Господа.

Евангелие лучше читать с утра, когда голова не занята еще суетой дневных дел, а потом в течение дня мысленно возвращаться к прочитанному. И делать это нужно регулярно, чтобы наш ум, по выражению преподобного Серафима Саровского, «как бы плавал в Законе Господнем», то есть ориентировался свободно в нем. Тогда мы и сможем, читая Евангелие, найти ответы на те вопросы, которые нас беспокоили. Обязательно найдем, потому что на все вопросы, какие бы они ни были, даны ответы в Евангелии.

— Как не исказить для себя смысл Евангелия? Как не облегчить или, наоборот, не усложнить его, подстроив под свои собственные представления и вкусы? Митрополит Антоний Сурожский говорил, что если вино сильно разбавлять водой, то в итоге получается вода, подкрашенная вином, и она уже не будет производить того действия, которое производило вино…

— Чтобы такого не случилось, нужно читать Евангелие с разъяснениями и толкованиями святых отцов. Сейчас нам стали доступны многие книги: например, «Толкование Евангелия» Б. И. Гладкова, «Толкование на Святое Евангелие» блаженного Феофилакта Болгарского. Есть «Толковая Библия» А. П. Лопухина — более объемное произведение, которое включает в себя объяснения на все книги Ветхого и Нового Завета. У святителя Иоанна Златоуста можно прочитать «Беседы на Евангелие», но это уже не построчное толкование, как в других изданиях, а рассуждения его на евангельские темы. Святоотеческие толкования советуют читать, потому что сами мы зачастую понимаем прочитанное только через призму собственной жизни, а она редко бывает чистой и непорочной. Искажение истинного смысла опасно, поэтому, чтобы такого не произошло, нужно учиться понимать Евангелие так, как его видит и понимает Церковь — Тело Христово.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector