Что значит евангелие и кто на самом деле написал библейские евангелия
Содержание:
- Содержание
- Что общего, какие отличия Евангелия и Библии
- Богоявленский кафедральный собор в Елохове
- История церквей евангельских христиан
- Современные евангелия
- Создание международного протестантского движения
- Евангелие: только по вере
- Сколько и как читать?
- Как и почему запретили другие Евангелия?
- Тексты «Луки» и «Матфея» написаны на основе текста от Марка и источника Q
- Структура Ветхого Завета
- «Рожденные свыше»
- Раньше всех написано Евангелие от Марка — в 40-е годы
- Последователи Кальвина
Содержание
В Ветхом Завете 39 книг, являющихся каноническими для православных (здесь есть разночтения с другими конфессиями). Иудейский Танах включает Пятикнижие (Тору), Пророков, Писания.
Вопрос-ответ
Кем был на самом деле Иисус Христос?
Новый Завет состоит из четырех Евангелий (жизнеописаний Иисуса Христа): от Матфея, Марка, Луки, Иоанна. Также в нем содержатся Деяния апостолов, 21 послание и Откровение (Апокалипсис) Иоанна Богослова.
В чем отличия Ветхого Завета от Нового, АиФ.ru спросил у отца Андрея (Постернака), кандидата исторических наук и священника.
«Ветхий Завет — часть Библии, священной для христиан книги, в которой главная мысль заключается в истории избранного иудейского народа, который хранил подлинную веру в те времена, когда еще Иисус Христос не пришел на Землю. И Ветхий Завет дает нам примеры праведной жизни людей, которые ожидали пришествия Мессии, пришествия Христа. Это и пророчества о Христе, и ожидание его праведниками, и примеры благочестивой жизни. Но все-таки это описание людей, которые верили, надеялись, ждали, но Мессию (Христа) не обрели.
А Новый Завет — это история уже после веры Иисуса Христа, сына Божия. Именно поэтому Новый Завет начинается с четырех книг Евангелий, которые повествуют о жизни Иисуса Христа, затем в нем идут проповеди (Деяния апостольские) и послания апостолов, которые дают назидания всем тем, кто принял христианскую веру. И понятно, что для современных христиан Новый Завет является главной частью Библии, потому что на нем основаны все христианские заповеди, правила и нормы, которые они должны соблюдать», — рассказал отец Андрей.
Что общего, какие отличия Евангелия и Библии
- Обе рукописи, Библия и Евангелие, имеют прямое отношение к возникновению христианства. При этом следует учитывать, что Евангелие – это только Новый Завет. Но именно он дал начало новой религии и вере во Христа.
- Благодаря Евангелию, многие верующие всего мира могут обращаться к христианскому Богу и к Иисусу на любом языке, выполнять заповеди и надеяться на спасение своей души в ином мире. Ветхий Завет, напротив, в основном даёт больше надежды народу Израиля.
- В Евангелии апостолы описывают подробно всего лишь земную жизнь Иисуса, его деяния, а затем вознесение на небеса и воскресение. Библия дополнительно рассказывает о сотворении Всевышним мироздания и Вселенной. Она также повествует о прямом участии Бога в жизни израильского народа, учит нравственности, ответственности за свои дела и поступки, любви к ближнему, дает важные заповеди, учит любви ко всему живому и к Богу.
- Библия писалась на протяжении более 1600 лет. В ней множество писаний на разных языках. Временной интервал написания Евангелия 2-3 века. Оно изложено на определенном диалекте греческого языка.
- Библию составляли обычные люди, считающиеся боговдохновенными, жизнь которых не вызывает сомнений, поскольку подтверждается многочисленными историческими фактами. Евангелие совсем недавно считалось написанным апостолами Марком, Лукой, Матфеем, Иоанном. Теперь их авторство оспаривается, а исследователи и священнослужители не могут прийти к единому мнению относительно евангелистов, ведь в Евангелии много спорных утверждений и неточностей
Богоявленский кафедральный собор в Елохове
Познать самого себя – это уже немало. Прикоснуться к познанию тайны Церкви – это уже много. Если же человек поймет, что второе имеет отношение к первому, и что духовный опыт Церкви – это не только
сокровищница прошедших столетий, но, прежде всего, рука, протянутая из вечного к нему самому, – значит совершилось чудо. Христос тихо постучался еще в одну душу, – говорил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Четыре Евангелия согласно повествуют о жизни и учении Христа Спасителя.
О Его чудесах, крестных страданиях, смерти и погребении. О Его Воскресении из мертвых и Вознесении на небо. Взаимно дополняя и разъясняя друг друга, они представляют собой единую книгу. Хотя время написания Евангелий с безусловной точностью не может быть определено, несомненно то, что все они были написаны во второй половине I века.
Это ясно из того, что целый ряд писателей II века делают множество ссылок на них и приводят из них дословные выдержки. Так, священномученик Игнатий Богоносец в своих посланиях, относящихся к 107 году по Р.Х., рассуждает о Евангелии и цитирует его.
В послании апостола Варнавы, написанном около 76 года, мы находим цитаты из Евангелий от Матфея и от Луки. Следовательно, уже это одно говорит о том, что Евангелия эти были написаны ранее.
Ученые считают, что раньше всех было создано Евангелие от Матфея – не позже 50 – 60 годов по Р. Х. Его составитель, согласно древнему церковному преданию – апостол Матфей, один из двенадцати апостолов. Он принадлежал к руководителям древнейшей – Иерусалимской Церкви, во главе которой стоял Иаков, брат Господень.
В Иерусалимской Церкви было закреплено основное евангельское предание, которое легло в основание четырех канонических Евангелий. Евангелист Матфей составлял Евангелие в основном для обращенных ко Христу иудеев. Оно использовало множество знакомых иудеям понятий.
В области нравственного учения евангелист выделяет образы христианского благочестия – Нагорная проповедь. Именно нравственный момент особо выделен Матфеем в проповеди Христа. Матфей, решительнее, чем другие евангелисты, отталкивается от иудейства, обличая иудейских вождей.
Евангелист Матфей последовательно излагает Христово благовестие, соединяя отдельные поучения Христа в большие связные речи. Нравственное же учение первого Евангелия сосредоточено вокруг темы Царства Небесного, а также вокруг представления о Церкви как духовном Израиле.
Второе Евангелие – Евангелие от Марка (кратчайшее из четырех) – было предположительно составлено в 67 – 68 годах. Многие древние писатели считали, что оно было написано в Риме: его греческий язык пестрит латинскими словами.
Евангелие отличается необычайной живостью, красочностью. Это позволяет исследователям считать, что за повествованием стоит свидетельство очевидца. Евангелист Марк был учеником апостола Петра. Возможно, он сам был свидетелем Страстей Христовых. Ученые считают, что второе Евангелие – это запись Римской проповеди апостола Петра, сделанная апостолом Марком. О Евангелии от Марка говорят поэтому еще как о Евангелии Петровом. Главным содержанием Евангелия являются чудеса Христа.
В нравственном учении акцент сделан на вере. Через все Евангелие проходит контраст Бога и мира. В страдании Христа этот контраст достигает предельной остроты. Даже в самом распятии Христа является Его Божественное достоинство. Победа Иисуса над миром запечатлевается в Его Воскресении.
Из книги «Тайна Православия». Продолжение следует.
ТАЙНА ГРЕХОПАДЕНИЯ. ДРЕВО ЖИЗНИ
ТАЙНА ГРЕХОПАДЕНИЯ. ПЕРВАЯ ЗАПОВЕДЬ
ТАЙНА ГРЕХОПАДЕНИЯ. ДОБРО И ЗЛО
ТАЙНА ГРЕХОПАДЕНИЯ. ИЗГНАНИЕ ИЗ РАЯ
ТАЙНА ГРЕХОПАДЕНИЯ. ПЕРВЫЕ ПОСЕЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА НА ЗЕМЛЕ
ТАЙНА БОГОВОПЛОЩЕНИЯ. БОГОЧЕЛОВЕК
ТАЙНА БОГОВОПЛОЩЕНИЯ. ЧУДО ВОСКРЕСЕНИЯ
ХРИСТОС ВОСКРЕС ВОИСТИНУ
ЧУДО ВОСКРЕСЕНИЯ. ПРОДОЛЖЕНИЕ
История церквей евангельских христиан
Одним из первых реформаторов евангельских христиан был священник, профессор богословия Ян Гус, славянин, живший на территории современной Чехии и ставший мучеником за веру в 1415 году. Гус учил, что Писание важнее традиций. Позднее, начиная с 1517 года, Реформация распространилась по всей Европе, когда другой католический священник и профессор богословия по имени Мартин Лютер призвал католическую Церковь к обновлению. Он говорил, что, когда Библия вступает в конфликт с церковными традициями, нужно подчиняться Библии. Лютер заявил, что Церковь поступает неправильно, продавая возможность попасть в рай за деньги. Он также считал, что спасение приходит через веру во Христа, а не через попытку «заработать» вечную жизнь добрыми делами.
Впервые евангельские христиане пришли в Россию во времена Ивана Грозного и к 1590 году были уже даже в Сибири, в Тобольске.
ПРИМЕЧАНИЕ: «Ни католики, ни православные, ни евангельские христиане не признают свидетелей Иеговы, мормонов и мунитов христианскими церквями».
Большинство протестантов называются евангельскими христианами, потому что сам Апостол Павел называет нашу веру Евангельской: «подвизаясь единодушно за веру Евангельскую» (Фил. 1:27).
Современные евангелия
- Евангелие Иисуса Христа Водолея (1908)
- Книга Мормона (еще одно свидетельство об Иисусе Христе) (1830 г.)
- Распятие Иисуса очевидцем (1907 г.)
- Ессейское Евангелие мира (1937; 1974)
- Пятое Евангелие (1908, Штайнер)
- Пятое Евангелие (1956, Набер)
- Пятое Евангелие (1993, Ванденберг), роман
- Евангелие, данное в Аресе (1974)
- Евангелие Иисуса от Габриэле Виттек (1977)
- Евангелие от Иосифа Флавия (1927)
- Евангелие детства Господа нашего Иисуса Христа от Св. Петра (1904 г.)
- Евангелие Святых Двенадцати (1881)
- Жизнь и нравственность Иисуса (1820 г.)
- Иошуа Назир (1917)
- Мистическая жизнь Иисуса (1929)
- Неизвестная жизнь Иисуса Христа (1894)
- Книга Урантии (1955)
- Ур-Евангелие ессеев (1848)
- Великое Евангелие от Иоанна (1851–1864)
- Свиток Иисуса (1972)
- Поэма о человеке-боге (1956)
Создание международного протестантского движения
Важным этапом в деятельности религиозных общин протестантского толка стало создание в 1983 году международного движения «Слово жизни». Христианская евангельская церковь с первых дней вошла в число его наиболее активных участников. В 1995 году основатель и духовный лидер этой организации – шведский проповедник Ульф Экман – посетил Москву и провозгласил создание в ней самого крупного в России объединенного протестантского центра. Его ближайшим помощником стал упомянутый выше американский проповедник Рик Реннер. С тех пор российские братья-евангелисты находятся в тесном сотрудничестве с членами Храма Христа из других стран.
Евангелие: только по вере
«Человек оправдывается не делами закона,
а только верою в Иисуса Христа».
Гал.2:16
Евангелие действует спасительно только если человек верует в Иисуса Христа, потому что «без веры угодить Богу невозможно» (Евр.11:6). Только простая вера в Божье Слово может восстановить несправедливость, которая была совершена людьми во время грехопадения в Едемском саду. Ведь Сатане люди поверили на слово, без доказательств, не имея более никаких оснований для неверия Богу (Быт. 3:1-6). Поэтому как через неверие человек впал в грех, так только верой человек может быть избавлен от греха (Гал.2:16; Рим.3:21-24; Рим.4:5; Еф.2:8-9). Как неверием Богу, человек не прославил Бога, так только верой в Иисуса Христа человек свидетельствует, что Бог истинен (1Ин.5:10).
Для одних спасение по вере кажется слишком простым, для других – слишком глупым (1Кор.1:18-23). Для тех же, кто смирил себя перед Словом Божиим, спасение по вере является единственным возможным и праведным путем примирения с Богом. Готовы ли Вы отвергнуть все свои попытки оправдаться перед Богом своими делами и религиозными обрядами? Можете ли Вы поверить Божьему слову и довериться Ему, что Он спасет вас по вере в Иисуса Христа и, что веры во Христа достаточно? Ведь в конечном итоге спасает нас не сама вера, а Христос спасает нас через веру (1Птр.1:5).
А как же добрые дела?
Для тех, кто переживает о том, что спасение по вере может привести к тому, что люди начнут произвольно грешить, пренебрегая деланием добрых дел, позвольте кратко объяснить, что, хоть спасение и оправдание человек получает независимо от дел закона (Рим.3:28), верующие люди обязательно будут делать добро, потому что:
- Бог призывает и поощряет верующих в Него делать добро всем людям (Мтф. 5:16; Лук.6:33-36; Рим.13:3; 1Кор.9:17; 2Кор.13:7; Гал.6:9-10; 2Фес.3:13; 1Тим. 6:18; 2Тим.3:17; Тит.2:7; 3:1,8,14; Евр.10:24; 13:21; Иак.4:17; 1Птр.2:12-15; 3:11; 1Ин.3:8);
- верующие во Христа покаялись в своих грехах, т.е. отвергли греховный образ жизни, «распяли плоть со страстями и похотями» (Гал.5:24) и «умерли для греха» (Рим.6:1);
- Бог делает верующих во Христа неспособными жить во грехе, т.е. неспособными смириться с присутствием греха в своей жизни, они всегда будут стремиться к освящению (Рим.6:1-4,11-14; 1Ин.3:9; 5:14);
- Бог дает верующим во Христа внутреннее желание делать добрые дела, поэтому их не нужно принуждать их к этому страхом или угрозами (Иер.31:31; 2Кор.9:8; 13:7; Флп.1:18; Еф.2:10; Тит.2:14);
- только вера, которая творит добрые дела признается Богом как вера живая и спасающая (Иак.2:14-26). Добрые дела в Библии никогда не являются средством обретения спасения, но всегда признаются необходимым признаком спасительной веры (Мтф.7:16-20; Иоан.5:29; Рим.2:7; 1Ин.2:9-11; 2:18-19; 3:6-10; 3:14; 3Ин.1:11);
- добрые дела являются истинно добрыми если делаются нами без принуждения (Флм.1:14). Бог не дразнит нас обещанием спасения, заставляя делать добрые дела под страхом вечного осуждения. Он Сам спасает нас от греха, что выражается в том, что Он избавляет нас от стремления делать грех и дает нам новое стремление всегда делать только добро.
Да даст вам Господь покой и мир в уповании на Христа, «ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению. … Всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Рим.10:9-13).
С молитвой,
Пастор, доктор богословия
Сколько и как читать?
Читать Евангелие можно по-разному. Большими частями и маленькими, по несколько глав в один присест или вечером перед сном по одной. Можно читать по дороге на работу, в транспорте, слушать в аудиоформате. Можно по зачалам (фрагментам, предназначенным для чтения в храме во время богослужения в тот или иной день) или по абзацам. Да хоть по несколько строчек — уже хорошо!
Можно пойти другим путём: сейчас в YouTube появилось множество каналов, на которых можно послушать небольшой отрывок из Писания. Например, «Мир православия» предлагает рубрику «Остановись, послушай!», где неспешно в течение пяти минут читают Евангелие. Это так замечательно — посреди нашей сумасшедшей жизни остановиться и переключиться, чтобы обогатить свою душу!
В деле изучения Евангелия важна регулярность. В идеале надо посвящать этому время каждый день. Почему так? — потому что даже народная мудрость гласит: «Глаза не видят — сердце не болит», «далеко от очей — далеко от сердца». Апостол Павел учит: «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» (1 Тим. 4:16). Если не получается каждый день — читайте реже, главное — выработать свой ритм.
Призывая читать Евангелие каждый день, я всегда предостерегаю наших верующих от максимализма. Излишний энтузиазм опасен в любой сфере: в работе, семье, спорте — и в духовной жизни в том числе. Не надо допускать фанатизма, это чревато травмами. Вы можете просто объесться: день проведёте за чтением Евангелия, а потом в руки его не возьмёте. В наше нелёгкое время, когда люди очень повреждены духовно, на чём-либо настаивать нет смысла. Вообще, заставить человека молиться или читать Библию нельзя: невольник — не богомольник. Мы можем только предложить ему это, объяснить, что все его проблемы, как и все проблемы человечества — от незнания Писания. Если бы его знали и изучали, это преобразило бы многие жизни.
Современному мирянину можно рекомендовать чтение Евангелия дробными дозами. Не нужно ничего форсировать, не надо насиловать себя им. Ни в коем случае нельзя наказывать чтением Евангелия — это псевдодуховный садизм, им нередко грешат младостарцы, от которых нужно бежать без оглядки
Важно полюбить Слово Божие, вот наша задача
Как и почему запретили другие Евангелия?
Известно, что еще в I веке нашей эры существовало по крайней мере около 50-ти различных Евангелий и других религиозных текстов. Поэтому не мудрено, что во избежание путаницы и споров между христианами необходимо было выбрать лишь несколько из них.
Удивительно, но первый этой проблемой озадачился отнюдь не священник, а богатый судовладелец, а по совместительству богослов по имени Маркион. Именно он в 144 году создал перечень книг, которые, на его взгляд, являлись подлинными. Помимо нескольких религиозных текстов, в списке Маркиона значилось только одно Евангелие – от Луки.
Вслед за Маркионом за дело взялись и официальные служители церкви. Однако окончательно соответствующими всем религиозным канонам были признаны только Евангелия от Луки, От Матфея, от Марка и от Иоанна. Священники объясняют подобный выбор тем, что авторство этих 4-х писаний не вызывает сомнений. К тому же именно в них наиболее полно и в то же время без излишеств излагается суть учения.
В то время как апокрифы содержат много ненужных бытовых сцен, а также загадок и шокирующих подробностей, которые не имеют никакой духовной ценности. Зачастую священнослужители в качестве довода упоминают и видение Иезекииля, когда пророку явились четыре животных с человеческими лицами. А святой Ириней, например, утверждал, что Евангелий должно быть именно четыре в соответствии с четырьмя сторонами света.
Однако некоторые исследователи предполагают, что остальные Евангелия перешли в разряд запрещенных потому, что в них содержатся не совсем лицеприятные сведения о жизни библейских персонажей, в частности о жизни Иисуса Христа.
Тексты «Луки» и «Матфея» написаны на основе текста от Марка и источника Q
Евангелие от Матфея датируют в промежутке от 41 до 55 года. Евангелие от Луки чуть позднее — от 70 до 100 года.
Точно установлено, что оба автора писали не сами по себе, а на основе Евангелия от Марка. Заимствования из этого текста очевидны и заметны в обоих писаниях.
Кроме того, тексты «Луки» и «Матфея» имеют много общих эпизодов, которые явно взяты из ещё одного источника. Он получил название «Источник Q». Вероятно, это ещё более ранее Евангелие.
Возможно, это был не полноценный текст, а сборник высказываний и пометок. Именно им и пользовались авторы канонических евангелий.
Графическое отображение вклада Евангелия от Марка и источника Q в тексты «Матфея» и «Луки»
Структура Ветхого Завета
Чтобы лучше понять отличие Библии от Евангелия, рассмотрим содержание основной части Ветхого Завета – Танаха, состоящего из 39 книг. В него входят:
- Пятикнижие, или Тора. Оно освещает события, начиная от акта создания мира и человека до того момента, как евреи пришли в Моав. Здесь также описано, как произошло грехопадение, как Адам и Ева были изгнаны из рая, сказано о всемирном потопе, Ноевом ковчеге, жизни Авраама, Исаака, Иакова, Иосифа в Египте. Заканчивается эта часть разделением Израиля на 12 колен.
- Пророки. Здесь повествуется о периоде, начавшимся завоеванием Ханаана и закончившимся разделением царства Израиль. Описано то, как расселяются колена израильтян, создается царство, правят Давид и Соломон, закладывается Иерусалим, строится первый храм, образуются два царства (Иудея и Израиль).
- Писания. Они охватывают период от раздела царств до возведения второго храма. Включают в себя описание вавилонского пленения, разрушения первого храма, постройки второго, события из жизни царицы Эсфирь, писания пророка Даниила, Ездры, Неемии.
Ветхозаветные книги первоначально были написаны на еврейском языке. Позднейшие книги времен Вавилонского плена имеют уже много ассирийских и вавилонских слов и оборотов речи. А книги, написанные во время греческого владычества (неканонические книги), написаны по-гречески, Третья Книга Ездры — на латыни.
Книги Священного Писания вышли из рук святых писателей по внешнему виду не такими, какими мы их видим теперь. Первоначально они были написаны на пергаменте или на папирусе (который изготовлялся из стеблей произрастающих в Египте и в Палестине растений) тростью (заостренная тростниковая палочка) и чернилами.
Собственно говоря, писались не книги, а хартии на длинном пергаментном или папирусном свитке, который имел вид длинной ленты и накручивался на древко. Обычно свитки писались с одной стороны. Впоследствии пергаментные или папирусные ленты, вместо того чтобы их склеивать в ленты-свитки, для удобства пользования начали сшивать в книги.
Текст в древних свитках был написан одинаковыми большими заглавными буквами. Каждая буква писалась отдельно, но слова одно от другого не отделялись. Целая строчка была как одно слово. Сам чтец должен был делить строчку на слова и, конечно, иногда делал это неправильно. Не было также в древних рукописях никаких знаков препинания и ударений. А в древнееврейском языке также не писались гласные буквы — только согласные.
Деление слов в книгах ввел в V веке диакон Александрийской Церкви Евлалий. Так, постепенно Библия приобретала свой современный вид. При современном делении Библии на главы и стихи чтение священных книг и поиски в них нужных мест стало несложным делом.
1. Книги пророка Моисея, или Тора (содержащие основы ветхозаветной веры): Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие.
Предлагаем ознакомиться Молитва перед чтением Евангелия и после
2. Исторические книги: Книга Иисуса Навина, Книга Судей, Книга Руфь, Книги Царств: Первая, Вторая, Третья и Четвертая, Книги Паралипоменон: Первая и Вторая, Первая Книга Ездры, Книга Неемии, Книга Есфирь.
3. Учительные книги (назидательного содержания): Книга Иова, Псалтирь, книга притч Соломона, Книга Екклесиаст, Книга Песни Песней.
4. Пророческие книги (преимущественно пророческого содержания): Книга пророка Исаии, Книга пророка Иеремии, Книга пророка Иезекииля, Книга пророка Даниила, Двенадцать Книг «малых» пророков: Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии и Малахии.
https://www.youtube.com/watch?v=9-EQjmC8Csc
5. Кроме этих книг ветхозаветного списка, в Библии находятся еще девять следующих книг, именуемых «неканоническими»: Товит, Иудифь, Премудрости Соломона, Книга Иисуса, сына Сирахова, Вторая и Третья Книги Ездры, три Маккавейские Книги. Так они называются потому, что они были написаны после того, как был закончен список (канон) священных книг.
Некоторые современные издания Библии этих «неканонических» книг не имеют, в русской же Библии они есть. Приведенные выше названия священных книг взяты из греческого перевода семидесяти толковников. В Библии на еврейском языке и в некоторых современных переводах Библии несколько ветхозаветных книг носят другие названия.
«Рожденные свыше»
В таком случае невольно напрашивается вопрос: в чем же выражается их приверженность Христу, кроме словесных заявлений, и как это согласуется со словами апостола Иакова о том, что вера без любви мертва? Разумеется, последователи Христианской евангельской церкви отнюдь не против добрых дел и порой совершают их со всем жаром своих сердец, но не отводят им сколько-нибудь существенной роли в деле спасения души.
В то же время одним из важных элементов их веры является учение о таинственном единении с Богом, совершаемом человеком в момент его покаяния, что в христианском богословии принято обозначать термином «рождение свыше». Человек, ощутивший в душе этот процесс, должен переполняться радостью от осознания того, что все совершенные им ранее беззакония прощены, и от надежды на безгрешное существование в будущем.
Раньше всех написано Евангелие от Марка — в 40-е годы
Время написания Евангелий выяснить довольно сложно. Целиком они дошли до нас поздно — в IV веке, в Синайском кодексе. Именно он и служит сегодня образцом, который принято считать наиболее близким к оригиналу.
Всё, что найдено до Синайского кодекса, — это отрывки. Причём часто тексты отличаются друг от друга.
Наиболее ранний из найденных отрывков — это фрагмент Евангелия от Марка.
Его датируют 40-ми годами нашей эры. Бесспорно, это старейшее из Евангелий. Правда, нельзя утверждать, что самые старые отрывки составляли полноценный текст, а не были просто заметками.
Мы не можем говорить, что до «Евангелия от Марка» не было других текстов Евангелий. Они просто не обнаружены. Популярна версия, что ещё во времена Христа ученики записывали его изречения, а Евангелия — это уже поздняя литературная обработка этих пометок.
Последователи Кальвина
Появившись в XVI веке на волнах Реформации и получив мощный толчок для своего развития, протестантское движение быстро распространилось в Европе и, охватив миллионы людей, стало причиной целого ряда религиозных войн. Его духовная база формировалась на основе идей, высказываемых французским теологом Жаном Кальвином, а также представителями анабаптизма.
Участники этого радикального религиозного движения в массе своей отвергали личную собственность и, проповедуя общность имущества (а некоторые даже и женщин), доходили до полного абсурда, повторенного через несколько столетий разного рода коммунистами-утопистами.