«свобода, ведущая народ»
Содержание:
Примечания[править | править код]
- ↑
- Renwick, William Lindsay (1889). The Rise of the Romantics 1789–1815: Wordsworth, Coleridge, and Jane Austen / W. L. Renwick. Oxford: Clarendon Press, 1990, c1963
- Pool 1969, p.33.
- Генрих Гейне. Собрание сочинений в десяти томах. М.; Государственное издательство художественной литературы, 1958. Том V, стр. 188—191.
- Mould, Michael, The Routledge Dictionary of Cultural References in Modern French, Taylor & Francis, 2011, p.112.; . Berg, William, Imagery and Ideology: Fiction and Painting in Nineteenth-Century France, Associated University Presse, 2007, p.106.
- Gilles Néret, Eugène Delacroix, 1798–1863: The Prince of Romanticism, Taschen, 2000, p. 26.; Pool, Phoebe (1969). Delacroix. London: Hamlyn, p.33
- Tuttle, Raymond . Classical.Net. Дата обращения: 12 июня 2012.(review)
Смысл и объем работы
Раненая амазонка типа Сосиклес. Римская копия с греческого оригинала V — го века до нашей эры. Ж.-К.
Центральная женская фигура привлекает внимание. Свобода заимствует столько же у древних скульптур — задрапированные, босые ноги, предложенная грудь — так и у изображений обычных женщин с тяжелой мускулатурой и загорелой кожей
Таким же образом он заимствован из безмятежных и иератических аллегорий Свободы и Республики, появившихся после 1789 года, таких как Антуан-Жан Гро или Нанин Валлен . Здесь она и идея, и реальный человек, на полпути между материальным и идеей. Именно это наложение ссылок и эта неуверенность отличает Генриха Гейне, который дает длинный литературный комментарий к произведению: «В его чертах можно прочесть дерзкую боль, в целом причудливую смесь Фрины , женщины-рыбки и богини свободы». Любопытно, что эта аллегорическая фигура смешивается с мужчинами и принимает участие непосредственно в драках. Он объединяет людей, пригород и рассекреченную буржуазию в одном революционном лиризме, который несет пирамидальная конструкция.
Для историка Жана-Клемана Мартена обнаженная грудь — это не просто художественный код, смоделированный по древней модели, но представляющий женщину как приемную мать, что точно ограничивало ее свободу.
Столп и пьедестал, люди, чьи страдания сублимированы героическими действиями, представлены там как активный элемент революции. Более того, такое прочтение событий 1830 года вызывало недовольство первой буржуазной публики, упрекавшей Свободу и главных героев в их «мерзости».
Делакруа играет на патриотическом регистре, намеренно ограничивая свою цветовую палитру и распространяя три цвета национального флага через «проводящий мотив» ( лейтмотив ) по всей картине . Это производит эффект идентификации: публика чувствует себя призванной, чувствует себя частью народа, даже если последний изображен с двусмысленными чертами.
Делакруа сочиняет сцену вопреки принципам военной живописи, которым соответствовали батальные сцены революций 1830 и 1848 годов. Повстанцы смотрят на зрителя лицом к лицу, доминируют над ним и маршируют на него. В середине справа холста мы видим башни собора Парижской Богоматери, значит, действие происходит в Париже. Кроме того, противников практически не видно, они теряются в дыму на заднем плане. Наконец, нападающие образуют разрозненный отряд, каждый член которого, кажется, придерживается нескольких направлений.
Покупка и выставка [ править ]
Французское правительство купило картину в 1831 году за 3000 франков с намерением выставить ее в тронном зале Люксембургского дворца как напоминание «гражданину-королю» Луи-Филиппу об июльской революции, благодаря которой он пришел к мощность. Этот план не был реализован, и полотно несколько месяцев висело в музейной галерее дворца, а затем было удалено из-за подстрекательского политического послания. После июньского восстания 1832 года она была возвращена художнику. По словам Альберта Бойме ,
Делакруа разрешили отправить картину своей тете Фелисите на хранение. Она ненадолго экспонировалась в 1848 году, после восстановления Республики в результате революции того же года, а затем в Салоне 1855 года. В 1874 году картина поступила в собрание Дворца Лувра в Париже .
В 1974–75 эта работа была представлена на выставке, организованной французским правительством, Метрополитен-музеем в Нью-Йорке и Детройтским институтом искусств в качестве подарка народу Соединенных Штатов к двухсотлетнему юбилею . Выставка под названием « Французская живопись 1774–1830: эпоха революции» стала редкой выставкой живописи Делакруа и многих других 148 работ за пределами Франции. Впервые выставка была показана в Большом дворце с 16 ноября 1974 года по 3 февраля 1975 года. Она переехала в Детройт с 5 марта по 4 мая 1975 года, затем в Нью-Йорк с 12 июня по 7 сентября 1975 года.
В 1999 году он был доставлен на борту Airbus Beluga из Парижа в Токио через Бахрейн и Калькутту примерно за 20 часов. Большой брезент размером 2,99 метра (9,8 фута) в высоту и 3,62 метра (11,9 фута) в длину был слишком большим, чтобы поместиться в Боинг 747. Его перевозили в вертикальном положении внутри специального герметичного контейнера, снабженного изотермической защитой и противодействующим -вибрационное устройство.
В 2012 году он был перемещен в новый музей Лувр-Линз в Лансе, Па-де-Кале , в качестве главной работы первого транша картин из коллекции Лувра, которые будут установлены. 7 февраля 2013 года картина была осквернена посетителем в «Линзе». Неизвестная 28-летняя женщина предположительно написала на картине надпись («AE911») . Женщина была немедленно арестована охранником и посетителем. Вскоре после инцидента руководство Лувра и его филиала в Па-де-Кале опубликовало пресс-релиз, в котором указывалось, что «на первый взгляд надпись поверхностна и ее легко удалить». На следующий день официальные лица Лувра объявили, что письмо было удалено менее чем за два часа реставратором, не повредив оригинальную краску, и утром картина вернулась для демонстрации.
Фрески и более поздняя жизнь
В 1838 году Делакруа выставил « Медею, собирающуюся убить своих детей» , что произвело фурор в Салоне. Его первая крупномасштабная обработка сцены из греческой мифологии, картина изображает Медею, сжимающую своих детей, кинжал вытащил, чтобы убить их в отместку за ее оставление Ясоном . Три обнаженные фигуры образуют оживленную пирамиду, залитую палящим светом, проникающим в грот, в котором спряталась Медея. Хотя картина была быстро куплена государством, Делакруа был разочарован, когда ее отправили в Лилльский музей изящных искусств ; он намеревался повесить его в Люксембурге, где он должен был присоединиться к «Барке Данте» и « Сценам из резни на Хиосе» .
С 1833 года Делакруа получил многочисленные заказы на украшение общественных зданий в Париже. В том же году он начал работать в Королевском салоне в Палате депутатов во Дворце Бурбонов , который был завершен только в 1837 году, и начал дружбу на всю жизнь с художницей Мари-Элизабет Блаво-Буланже . В течение следующих десяти лет он рисовал как в Библиотеке Дворца Бурбонов, так и в Библиотеке Дворца Люксембург. В 1843 году он украсил церковь Сен-Дени-дю-Сен-Сакреман большой Пьета , а с 1848 по 1850 год расписал потолок в Галерее Аполлона в Лувре . С 1857 по 1861 год он работал над фресками для Chapelle des Anges в церкви Сен-Сюльпис в Париже. Среди них были « Борьба Иакова с ангелом », «Святой Михаил, убивающий дракона» и «Изгнание Гелиодора из храма». Эти заказы предоставили ему возможность создавать крупномасштабные произведения в архитектурном окружении, как и те мастера, которыми он восхищался, Паоло Веронезе , Тинторетто и Рубенс.
Работа была утомительной, и все эти годы он страдал от все более хрупкой конституции. Помимо дома в Париже, с 1844 года он также жил в небольшом коттедже в Шампрозе , где нашел передышку в сельской местности. С 1834 года и до самой смерти о нем преданно заботилась его экономка Жанна-Мари ле Гийу, которая ревностно охраняла его личную жизнь и чья преданность продлила его жизнь и его способность продолжать работать в более поздние годы.
В 1862 году Делакруа участвовал в создании Национального общества изящных искусств . Его друг, писатель Теофиль Готье , стал председателем, а художник Эме Милле — заместителем председателя. Помимо Делакруа, в комитет входили художники Каррье-Бельёз и Пюви де Шаванн . Среди экспонентов были Леон Бонна, Жан-Батист Карпо , Шарль-Франсуа Добиньи , Гюстав Доре и Эдуард Мане . Сразу после его смерти в 1863 году общество организовало ретроспективную выставку 248 картин и литографий Делакруа — и прекратило проводить дальнейшие выставки.
Зима 1862–1863 годов была для Делакруа чрезвычайно суровой; он страдал от сильной инфекции горла, которая, казалось, ухудшалась в течение сезона. Во время поездки в Чампрозай он встретил друга в поезде и после разговора устал. 1 июня он вернулся в Париж к своему врачу. Две недели спустя, 16 июня, ему стало лучше, и он вернулся в свой загородный дом. Но к 15 июля он был достаточно болен, чтобы снова обратиться к врачу, который сказал, что он больше ничего не может для него сделать. К тому времени единственной пищей, которую он мог есть, были фрукты. Делакруа осознал серьезность своего состояния и написал завещание, оставив подарок каждому из своих друзей. Для своей доверенной домработницы Дженни Ле Гийу он оставил достаточно денег на жизнь, приказав продать все в своей студии. Он также вставил пункт, запрещающий любое изображение его черт, «будь то посмертная маска, рисунок или фотография. Я запрещаю это прямо». 13 августа Делакруа умер вместе с Дженни. Похоронен на кладбище Пер-Лашез в Париже.
Его дом, ранее расположенный вдоль канала Марны , теперь находится недалеко от съезда с автострады, ведущей из Парижа в центральную Германию.
Свобода, ведущая народ
Делакруа (1798–1863).
Тип: Картина маслом на холсте.
Месторасположение: Лувр, Париж.
Делакруа
Сильное влияние на французскую живопись 19-го века оказал один из самых известных мастеров романтизма. Тем не менее, на Делакруа в значительной мере повлияли старые мастера, такие как Паоло Веронезе и Рубенс, а также более поздние художник, например, Гойя.
Романтическая экспрессивность художника состояла из комбинации классических элементов живописи, барочных цветов и шероховатого реализма. Заядлый путешественник ассимилирует цвета и мотивы Северной Африки и Испании.
Более свободную и красочную манеру письма художник перенимает в процессе общения с английскими мастерами Джоном Констеблем и Уильямом Тернером.
Синопсис
«Свобода, ведущая народ» — это одновременно политическая и аллегорическая работа. Картина, созданная в период с октября по декабрь 1830 года, представляет собой пример французского романтизма, но при этом развивает идеи реализма.
Эта работа посвящена июльской революции 1830 года, при которой был свергнут король Франции Карл X, что привело к восхождению на трон его двоюродного брата — Луи-Филиппа I.
Впервые продемонстрированная на Парижском салоне 1831 года, где вызвала переполох из-за своего политического значения, композиция демонстрировала аллегорическую фигуру Свободы (известную как Марианна, национальный символ Французской Республики), ведущую свой народ к победе по телам павших товарищей. Правой рукой она поднимает триколор, в левой держит мушкет со штыком. Из-за своего политического содержания картина длительное время была скрыта от общественности.
В картине на фоне собора Нотр-Дам изображены повстанцы различных социальных классов, что видно по их одежде и вооружению.
Маленький мальчик часто ассоциируется с Гаврошем, персонажем книги Виктора Гюго, несмотря на то, что картина была написана за двадцать лет до ее публикации.
Над композицией доминирует Свобода, вызвавшая скандал среди первых зрителей.
Делакруа изображает ее не красивой идеализированной женщиной, а грязной, полуголой и мускулистой активисткой, переступающей через трупы и даже не обращающей на них внимания.
Посетители выставки в Париже называли женщину торговкой или даже путаной. Героиня, несмотря на всю критику, символизирует молодого революционера и, само собой, победу.
Некоторые искусствоведы утверждают, что Делакруа, создавая свою Свободу, вдохновлялся статуей Венеры Милосской (ее автором считается Александрос Антиохийский), что подчеркивает классицизм композиции. Об этом также говорит классическая драпировка желтого платья. Цвет флага намеренно выделяется на фоне серой цветовой гаммы холста.
Свобода, ведущая народ обновлено: Сентябрь 16, 2017 автором: Глеб
Историческая живопись (архив)
Символы картины
Помимо основного образа, стоит обратить внимание и на многие символы, “зашифрованные” в картине. Посмотрите на убитых людей, лежащих у ног Свободы
В нижней левой части картины мы видим погибшего горожанина, раздетого мародёрами. Это – брат прачки Анны-Шарлотты, что присоединилась к революционерам после его смерти.
Напротив него – фигура убитого гвардейца, что отождествляется с беспощадностью революции и напоминает о потерях с каждой и сторон.
Рядом со Свободой – подросток, которого также считают исторической личностью. Предположительно это д’Арколь, что стал во главе отряда, атакующего Граевский мост. Он, как и многие другие революционеры, погиб во время боя.
Этого маленького гения парижских баррикад через 25 лет Виктор Гюго назовет Гаврошем.
«Свобода, ведущая народ» Эжена Делакруа – поразительная картина, на которую можно смотреть очень долго и находить новые детали. Её без преувеличения называют шедевром, что открывает суть истории Франции. Но главное – образы полотна открывают, насколько жестоким, беспощадным и всесильным может быть народ, что готов до последней капли крови отстаивать свои права. И об этом не стоит забывать даже в наше время.
Потомство работы
Сцена, вероятно, вдохновила Виктора Гюго на создание баррикады в «Отверженных» и, в частности, на его персонажа Гавроша .
Свобода ведет народ является одним из произведений XIX — го века наиболее мобилизованы XX — го века , будь то для официального использования, рекламы или в школе. Во Франции он приобретает значение эмблемы. Его патриотическая привязанность позволила ему стать республиканским символом, даже иконой республики. Работа иллюстрирует ста- франковых банкнот с 1978 по 1995 год Ла Либерте движется в Марианне для серии часто используемых марок выгравированы Pierre Гандон , « Свобода » с 1982 по 1990 гг.
Произведение олицетворяет революционный идеал и борьбу за свободу, что породило многочисленные перечитывания, присвоения, цитаты и подражания. Его сильная политическая нагрузка позволила ему мобилизоваться и посылать убедительные сообщения. В 1936 году Джон Хартфилд включил ее в свой фотомонтаж , сама Либерти борется в их рядах . Французский фотограф Жерар Ранцинан предлагает свою современную и фотографическую интерпретацию — La Liberté unveiled (2008) — в нарочито провокационной форме. В политической и медийной сферах аллегорический силуэт вдохновил логотипы политической группы Debout la République, а также политического еженедельника Marianne . В году на плакате Fête de l’Humanité на переднем плане изображена Black Liberty с красным флагом и электрогитарой с прикрытой грудью.
Его историческая ценность послужила источником вдохновения для многих карикатур в прессе и делает его объектом незаконного присвоения в рекламных целях . Работа , таким образом , pastiched в 1999 году коллективным Ла Бригады на обложке макси Libérez . В году она проиллюстрировала обложку четвертого альбома Coldplay , Viva la Vida или Death and All His Friends , отсылку к картине Фриды Кало . В фильме « Мустанг» , когда дядя девочек-подростков (героинь фильма) хочет их морально перевоспитать, бабушка снимает фотографию Свободы, ведущей людей в их комнату.
Работа могла быть признана «недостойной или неподобающей» по существу ( «недостойной достоинства или неприличной»). На нем изображена этикетка пива Sans-Culottes ( пивоварня La Choulette ), и его маркетинг вызвал дебаты о свободе выражения мнения в Мэне и четырех других штатах США.
По крайней мере, две фотографии сделаны на11 января 2015 г.в Париже во время великой демонстрации дани жертвам терактов , впоследствии были названы Le Crayon, ведущим народ , из-за их эстетического и символического сходства с картиной. Фотографии представляют демонстрант , установленные на монументальной группу Триумфа Республики в Далу , место де — ла — Nation в Париже .
Щелкните миниатюру для увеличения.
Ранний период жизни
Портрет Делакруа в начале карьеры
Эжен Делакруа родился 26 апреля 1798 года в Шарантон-Сен-Морис в Иль-де-Франс , недалеко от Парижа. Его мать звали Виктуар Обен, дочь краснодеревщика Жана-Франсуа Обена . У него было трое старших братьев и сестер.
Шарль-Анри Делакруа (1779–1845) дослужился до генерала наполеоновской армии.
Генриетта (1780–1827) вышла замуж за дипломата Раймона де Вернинак Сен-Мор (1762–1822). Анри родился шесть лет спустя. Он был убит в битве при Фридланде 14 июня 1807 года.
Есть медицинские основания полагать, что законный отец Эжена, Шарль-Франсуа Делакруа , не мог иметь потомство во время зачатия Эжена.
Талейран , друг семьи и преемник Шарля Делакруа на посту министра иностранных дел, на которого взрослый Эжен походил внешне и по характеру, считал себя своим настоящим отцом. После вступления в должность министра иностранных дел Талейран отправил Делакруа в Гаагу в качестве французского посла в тогдашней Батавской республике . Делакруа, который в то время страдал от эректильной дисфункции, вернулся в Париж в начале сентября 1797 года только для того, чтобы обнаружить, что его жена беременна. Талейран продолжал помогать Эжену в форме многочисленных анонимных заказов. На протяжении всей своей карьеры художника он находился под защитой Талейрана, который последовательно служил Реставрации и королю Луи-Филиппу , и в конечном итоге послом Франции в Великобритании, а затем Шарлем Огюстом Луи Жозефом, герцогом де Морни , сводным братом Наполеон III и спикер французской палаты общин. Его законный отец Шарль Делакруа умер в 1805 году, а мать — в 1814 году, оставив 16-летнего Эжена сиротой.
Его раннее образование получил в лицее Луи-ле-Гран и в лицее Пьера Корнеля в Руане, где он погрузился в классику и получил награды за рисование. В 1815 году он начал свое обучение у Пьера-Нарцисса Герена в неоклассическом стиле Жака-Луи Давида . Комиссия ранней церкви, «Дева урожая» (1819 г.), демонстрирует влияние Рафаэля , но другая такая комиссия, «Дева Святого Сердца» (1821 г.), свидетельствует о более свободной интерпретации. Он предшествует влиянию более красочного и богатого стиля фламандского художника эпохи барокко Питера Поля Рубенса и его коллеги-французского художника Теодора Жерико , чьи работы ознаменовали введение романтизма в искусстве.
Влияние Жерико « Плот Медузы» было глубоким и побудило Делакруа создать свою первую крупную картину «Барк Данте» , которая была принята Парижским салоном в 1822 году. Работа произвела фурор и была в значительной степени осмеяна публикой. и чиновничество, но все же было куплено государством для галерей Люксембурга ; модель широко распространенного противодействия его работе, которому противодействовала энергичная и просвещенная поддержка, будет продолжаться на протяжении всей его жизни. Два года спустя он снова добился большого успеха благодаря своей «Резне на Хиосе» .
Июльская Революция 1830 года
Делакруа начал рисовать вскоре после того, как стал свидетелем открытой войны на улицах Парижа, которая последовала за протестами по поводу ограничительных постановлений, которые Карл X опубликовал 26 июля 1830 года. В течение трех дней, позже известных как Les Trois Glorieuses (27–29 июля), работники — и граждане среднего класса установили баррикады и сражались с королевской армией. Не в силах сдержать восстание, Карл X вскоре отрекся от престола. Луи-Филипп, так называемый гражданин король, занял трон и создал конституционную монархию. Историки предположили, что зависимость Делакруа от королевских комиссий помешала ему принять непосредственное участие в восстании, но, тем не менее, он был тронут, когда увидел, как повстанцы подняли Триколор, французский национальный флаг, на Нотр-Дам. Эпизод стал легендарным поворотным моментом восстания, когда офицер роялистов заявил, что «это уже не бунт, а революция».
Описание и Символика
Делакруа закончил картину через три месяца, и она была показана с 23 другими вдохновленными революцией работами на Салоне 1831 года , ежегодной выставке французского искусства. Как ведущий художник- романтик того времени, Делакруа объединил реализм и идеализм, чтобы представить события, что привело к современной сцене, которая контрастирует со многими из более классически представленных представлений июльской революции Салона. Напряженность между реализмом и идеализмом вызвала резкую реакцию критиков и зрителей, которые разделились по поводу того, была ли картина героической или неприятной.
Полуобнаженная женская фигура доминирует над монументальной картиной (8,5 × 10,66 футов ), когда она бросается вперед, толпа решительных революционеров на своем пути. Она не особенная личность, которую Делакруа видел на улицах, а скорее персонификация идеи свободы. Искусствоведы сравнивают ее со статуей Свободы Соединенных Штатов. В этой картине она идеализирована, но сохраняет некоторые человеческие качества. Она поворачивает голову, чтобы проверить свою бригаду, показывая профиль, напоминающий правителей на римских монетах, с ее прямым носом и полными губами. Ее желтое платье кружится вокруг фигуры, свободно привязанное красной веревкой и падающее с ее плеч в манере, напоминающей греческие скульптуры, такие как Крылатая Победа Самофракии ( ок.190 ДО Н.Э. ) Она носит красную фригийскую кепку, шапку, напоминающую чулок, который носят современные французские рабочие и которая стала популярной во время Французской революции (1787–99) как «кепка свободы», но которая берет свое начало в древности. Современность Либерти усиливается триколором, который она поднимает над головой, и мушкетом со штыком, который она хватает в другой руке. Однако некоторые критики высмеивали реалистичность ее грязной кожи и предполагаемых волос подмышками.
Точно так же, как Либерти не является конкретным человеком, так и бойцы, которые следуют за ней. Скорее, они представляют разные типы людей, которые приняли участие в революции. Слева — член буржуазии, опознанный по цилиндру, галстуку и черному плащу. Он вооружен охотничьим ружьем. Дальше — ремесленник или фабричный рабочий, одетый в рабочую рубашку, фартук и матросские штаны и саблю. Младшая фигура справа, помеченная как ученица своим фалушем— черный бархатный берет, — кричит сплоченный призыв, размахивая пистолетом в каждой руке. Свобода преодолевает баррикаду из булыжников и упавших фигур, когда один измотанный боец с надеждой смотрит на нее. Другая фигура, мужчина в ночной рубашке и обнаженный от пояса, лежит в левом нижнем углу. Возможно, он был избит оппозицией в своем доме и вытащил на улицу в качестве примера. Член королевской армии, узнаваемый по синему плащу и погонам, лежит рядом с погибшим товарищем в другом углу.
Две башни Нотр-Дама поднимаются вдалеке от дыма, обнажая крошечный триколор. Делакруа нарисовал произведение своей характерно свободной и выразительной кистью, но он покорил хаос сцены, используя пирамидальную композицию и довольно приглушенные цвета.
Эжен Делакруа: картины
Свое первое авторское полотно художник написал в 1822 году, им стала картина «Ладья Данте». Тогда же она была продемонстрирована в Парижском салоне. Особой известности полотно ему не принесло, но молодой художник не отчаивался.
Слава пришла к нему через пару лет, когда в 1824 году он продемонстрировал свое новое полотно «Резня на Хиосе», где наглядно был показан весь кошмар недавней войны между греками и турками.
Затем была картина «Смерть Сарданапала» (1827), где снова было много жестокости и обнаженной натуры. Многие осуждали художника за излишнее злоупотребление этим, но он не обращал внимания на критику, делая то, что считал по-настоящему нужным и этим создавал вокруг себя множество слухов и обсуждений.