Народ дагестана: обычаи и традиции

Большие народы и маленькие народности

Частые вопросы о любой многонациональной стране или республике: «Какой же народ основной и самый многочисленный? Чьи традиции и язык преобладают в регионе?» В данном случае ответить на них сложно, по той причине, что народы Дагестана, список которых составлен в порядке уменьшения процентного соотношения к общему количеству, включают в свой состав еще несколько этнических групп, которые и дают общий процент народности.

Аварцы, которые составляют треть населения республики, — это общее название пятнадцати этносов. К аварцам себя относят андийцы, арчинцы, ахвахцы, багулалы, бежтинцы, ботлихцы, гинухцы, годоберинцы, гунзибцы, дидойцы, тиндинцы, каратинцы, хваршины, цезы, чамалтинцы. 17 % даргинцев – это кубачинцы и кайтагцы. Вот такой Кавказский Вавилон и Иерусалим.

Самым немногочисленным народом в Дагестане считаются цахуры, их количество на территории республики — около 10 тысяч человек. Большинство цахуров проживают в Азербайджане. Эта народность в Дагестане обжила самый труднодоступный высокогорный район — Рутульский, истоки реки Самур. Селение Цахур считается самым древним аулом Дагестана, его история уходит корнями в далекое историческое прошлое, а название переводится как «Горящий аул». Многочисленные орды завоевателей неоднократно сжигали его до тла, но терпеливый народ восстанавливал селение снова и снова.

Какие еще народы проживают в Дагестане

Список национальностей Дагестана включает десятки наименований народов. Последняя перепись населения показала следующие данные по другим народам: грузины – почти 700 человек, лакцы – больше 160 тысяч, лезгины – почти 390 тысяч, ногайцы – 40 с половиной тысяч, осетины – меньше 900, татары – почти 4 тысячи, казахи и персы – больше 500, украинцы – полторы тысячи, чеченцы – почти 94 тысячи, цухуры – около 9800 человек.

Если считать, сколько национальностей живет в Дагестане, то можно обнаружить очень любопытные данные. Анализ переписи населения республики показал, что национальностей стало меньше, часть народностей покинула Дагестан, однако появились и те, которых не было. Иногда наименования национальностей, к которым причисляют себя некоторые жители, заставляли исследователей улыбаться.

Изменения в национальных группах:

  1. 2002 год – 121 национальность. 2010 год – 117 национальностей и этногрупп.
  2. При переписи населения 2010 года среди жителей больше не нашли багулалов, американцев, бесермян, вепсов, караимов, тувинцев, удинов, нагайбаков, нанайцев, пуштунов, эскимосов, юкагиров и якутов, которые числились ранее. Поселились в Дагестане представители афганской нации, албанской, булгурской, колумбийской, нигерийской, тюркской, сербской, французской, эфиопской и японской наций.

Интересно, что почти 450 человек, обозначая национальность, назвали себя ахтынцами, буйнакцами, дагестанцами, махачкалинцами (так называют жителей города Махачкала, но отдельной национальности нет) и цумадинцами, а также метисами, россиянами и даже афророссиянами. Пятнадцать лет назад к удивительным и крайне необычным по звучанию этносам и национальностям причисляли себя больше 350 человек.

Выросло число казаков — почти 700 человек. В 2002 г. казаками себя назвали 11 жителей Дагестана. До этого казаки присутствовали только в данных переписи 1897 г.

Ответы знатоков

Steven Gerrard:

ислам

Дмитрий Аркадьевич:

Ислам

Ренат Абдулин:

мусульмане

Uranus:

Подавляющее большинство верующих среди нахско-дагестанских и тюркских народов региона —мусульмане (сунниты на севере, шииты на юге) , горские евреи исповедуют иудаизм, а русские —православное христианство.

_Ангелочек_:

Конечно, Ислам. Азербайджанцы, чеченцы, Дагестанцы, ингуши, кабардинцы-они все мусульмане

Батюшка Мойша:

вообще то, нету нации ДАГЕСТАНЕЦ.. есть народы Дагестана.. а там живут и евреи, мусульмане (суниты, шииты, вахабиты, исамаилиты) есть христиане, индусы. . а где то, 49 национальностей

Рита Ри:

До 95 % верующих — мусульмане, в том числе, по разным данным, от 1 до 4 % — шииты, остальные — сунниты. Около 5 % верующих — христиане (в основном, православные) . Горские евреи, большая часть которых ныне записана татами, исповедуют иудаизм — около 1 %

Максим Казловский:

Основная религия-ислам

ultj fghj:

нет такой наций как дагестанец большинство мусульмани

Юляша:

Ислам.

Синий Айсберг:

В основом Ислам.

Марк Марк:

ultj fghj 2 года назадУченик (94)нет такой наций как дагестанец большинство мусульманиЕсть такая нация дагестанцы их до прихода России называлимаг1арулал (то есть жители гор) и все их объединяло один длявсех общий язык: бол мац! То есть армейский или войсковойязык!

Илья Калягин:

Они мусульмане! ! Ходят в мечети… Верят в Аллаха!

alexandr:

ислам

sUnset man:

Мусульмане.

ilana moses:

даги мусульмане. верят в аллаха.

Loser:

а в Израиле знаете какая вера?

Александр Грушин:

Дагестан республика многоконфессиональная, хотя большая часть дагестанцев исповедует ислам

АндрЪй:

Нет такой национальности—дагестанец. Это тоже самое, что спросить какая вера у Москвичей и жителей Московской области

Антонина Смирнова:

мусульмане.

Фантом:

Народы Дагестана — аварцы, даргинцы, кумыки, лакцы, ахвахцы, табасаранцы, ногайцы, лезгины и др. исповедуют ислам.

А вот такие личности как Магомедали Вагабов, Ибрагимхалил Даудов, Умар Шейхулаев, Раппани Халилов, Рустам Асельдеров, Омар Рамазанов и др. были или проникнуты манией ваххабизма, фанатизмом радикального ислама.

путиндроты путидранцы путитутки:

они верят в приору

AKMS PBS:

В Дагестане проживают около 20 народностей и национальностей, в основном они мусульмане, но встречаются и евреи правда горные.

Елена Шалыгина:

В Дагестане есть представители практически всех конфессий, светские люди (атеисты) тоже. Самой многочисленной национальностью Дагестана считаются аварцы, многие аварцы исповедуют ислам.

Валерий фон Оглио:

У дагестанцев первоначально переход от язычества к монотеистической религии был в принятии христианства, затем они от христианства перешли в ислам.

Гасан Абушев:

с каких пор мусульмани перешли с христианства в ислам?? ? читай историю!!!! 90% дагестанцев мусульмане а остальные русские и евреи

Синий Айсберг:

В основном Ислам. В Аллаха. Но и Иисуса признают.

Марк Марк:

аппани Халилов, Рустам Асельдеров, Омар Рамазанов и др. были или проникнуты манией ваххабизма, фанатизмом радикального ислама. Никаких «вахабизмов»в природе не было нет и не будет до судного дня а есть Салафиты!А вахабит это очень большой и ужасный таракан в головах суфиев-ширкачей -танцоров !

Религия горских евреев Дагестана — иудаизм

Иудаизм — старейшая из авраамических религий народов Дагестана. Его исповедуют горские евреи. Это семитские народы, которые пришли на Кавказ около из Персии V века.

Как и большинство евреев, они исповедуют иудаизм. Эта религия одна из самых плодовитых в мире, так как именно на ней базируются христианство и ислам. Папа римский Иоанн Павел II с уважением называл иудеев старшими братьями.

Евреи ведут свой род от Авраама, который некогда ушёл откуда-то из земель Месопотамии, чтобы основать множество потомков. Длинная цепочка его детей, внуков, правнуков и т.д. — одно из важнейших иудейских преданий. Дело в том, для евреев иудаизм — это больше чем религия. Это сразу:

  • Культура;
  • Нация;
  • Традиция;
  • Вера;
  • Мировоззрение.

Для евреев мало просто принять несколько религиозных убеждений и соблюдать ритуалы. Их Священное Писание, Тонах, регулирует многие сферы религиозной жизни: от политики и супружеских отношений, до обрядовой деятельности и отношения к болезням.

Иудеи заселяют Дагестан с V века.

С минимальными отличиями Тонах идентичен христианскому Ветхому Завету (отсутствует несколько книг). Однако этим Писанием всё не ограничивается. У иудеев есть Талмуд — многотомный комментарий к Тонаху, который охватывает ещё больше сторон жизни, фактически полностью подчиняет её букве Закона от Всевышнего Бога и переданного Моисеем.

Иудеи убеждены, что именно их народу предначертано спасти человечество, а важный шаг для этого предстоит сделать, когда на Землю придёт Мессия. Иисуса Христа они таковым не считают, потому что ждут совсем иного человека — царя, лидера, того, кто сможет повести за собой иудейский народ.

Иудеи, но не совсем

Даже самоназвание горских евреев связано с их верой, ведь “джуур” переводится как “иудей”. Несмотря на приверженность традиционной религии, некоторые традиции этого народа значительно отличаются от привычных иудейских принципов. К примеру, многие горские евреи верят в добрых и злых духов.

Существуют определённые ритуалы и дни, когда требуется почитать их, совершая подношения и задабривая их своими дарами. Правда, ортодоксальные евреи такие обряды осуждают, однако культура их горских собратьев является удивительной смесью традиционного и заимствованного.

Горская еврейка / Фотограф Александр Роинашвили

Если говорить о традициях, то достаточно сильны у горских евреев старинные принципы этикета или поведения в обществе. Кроме того, крайне внимательно они относятся к внешнему виду, который также должен соответствовать нормам. Например, выходя на улицу, женщина должна закрывать волосы платком, поскольку их могут видеть лишь члены семьи.

Горские евреи стали удивительным и уникальным народом, что сумел объединить самобытные обряды и заимствованные традиции. Сегодня их культура является яркой и неповторимой, а сами они остаются хранителями многовековых традиций и веры своих предков.

Борьба за веру

Неизвестно, как сложилась бы судьба горских евреев (вероятно, они затерялись бы среди местных народов), если бы их племена не сохранили бы свою веру. Более того, в начале IX века знать Хазарского каганата, что охватывал и места проживания дагестанских евреев, приняла иудаизм как главную религию.

Произошло это под влиянием представителей колена Симеонова, проживавших на территории современного Кавказа. Именно благодаря новым верованиям каганату удалось остановить натиск арабских захватчиков, распространявших ислам.

В дальнейшем горские евреи не раз демонстрировали стойкость и самоотверженность в борьбе за право исповедовать веру предков. Они подвергались гонениям и истреблению со стороны мусульман, однако не отказались от своей религии.

Самые мрачные страницы еврейской истории в Дагестане связаны с деятельностью имама Шамиля, который стремился с помощью оружия принудить джууру принять ислам. Видя бесчинства мусульман горские евреи обратились к российскому наместнику, чтобы заручиться поддержкой и защитой со стороны Российской империи:

Кавказские евреи. Конец 1870-х. Фотограф Жан Ксавье Рауль.

Чеченцы-аккинцы

Народ, в основном проживающий на территории Чечни. Наименование произошло от названия села Большой Чечен. Собственное название – нохчий. Дагестанские чеченцы именуют себя аккинцы или ауховцы. Их численность 88 тыс.чел., что составляет 3% от населения Дагестанской Республики.
Большинство проживает на территории Чеченской Республики.

Также населяют Ингушетию, Дагестан, некоторые области России. Меньшими группами населены государства: Калмыкия, Северная Осетия, Казахстан, Турция, Украина, Иордания.
Чеченцы – последователи суннитской ветви ислама. Широко распространены суфийские учения в двух толкованиях: накшбанди и надири. До распространения ислама поклонялись божествам, олицетворяющим силы природы и оказывающим покровительство традиционным занятиям.

Основной элемент общества – суфийские общины-вирды и родовые кланы (тейпы). Местами сохранялось многоженство. Браки между родственниками до третьего колена были запрещены. Из обычаев сохранились гостеприимство, побратимство, взаимопомощь, кровная месть. Вопросы кровной мести и возможности примирения решались на общих сходах. При женщинах нельзя было мстить, наказывать или убивать. На сегодняшний день чеченцы живут обычными гражданскими семьями.

Жилье – дом в несколько комнат, расположенных в ряд с отдельным выходом на террасу, которая протягивается вдоль всего дома. В интерьере практически отсутствовала мебель, обустройство комнат состояло из нескольких скамеек, сундука и низкого столика. На стенах вешали ковры и шкуры, а также оружие. Очаг и зола считались священными. Старшая женщина в семье была хранительницей очага.

Основные занятия: скотоводство и земледелие. Занимались разведением породистых лошадей, крупного рогатого скота и овец. Из ремесел были развиты: кузнечное и ювелирное, производство шелка, обработка кости и рога.

Одежда мужчин состояла из рубахи, штанов, черкески и бешмета. Головной убор – высокая папаха из ценного меха, олицетворяющая достоинство мужчины. Сбить с головы папаху, означало навлечь на себя кровную месть. Женская одежда состояла из длинной рубахи-туники и штанов. По цвету одежды можно определить статус женщины и ее семейное положение.

Пищевыми предпочтениями в теплое время года являются мучные, молочные блюда и фрукты, в холодное время – мясные. Из повседневной пищи: супы, каши, блины и чебуреки, лепешки с разнообразными начинками, мясной бульон.

Численность лезгин намного больше, чем описано в различных источниках

Какова же численность лезгин? Для этого посмотрим, как же они расселялись. Как было сказано ранее,  лезгины проживают на юге Дагестана и на севере Азербайджана. В Дагестане они населяют многие районы. По переписи на 2010 год лезгины составляют 13, 3% населения республики Дагестан.

13,3%
столько лезгонов проживало в Дагестане по данным на 2010 год

Эксперты Института Этнологии и Антропологии РАН и института истории археологии и антропологии ДНЦ РАН считали, что в Азербайджане число лезгин значительно выше. На тот момент их насчитывалось около 350 тысяч человек.

Они также объясняли, почему именно так происходило. Такое расхождение объяснялось обстоятельством, что многие лезгины жили в Азербайджане, а фиксировались как азербайджанцы.

Лезгины — один из больших народов, которые проживают на территории Дагестана. Их численность значительно выше, чем о ней пишут во многих источниках. Фото: welcomedagestan.ru

В 1993 году в докладе министерства юстиции США статус армян, русских и евреев было значительно больше, чем предполагалось. Считалось, что их около 800 000 человек. Тогда считалось, что лезгинский народ самый крупнейший северо-кавказский народ.

Важным фактором увеличения численности лезгин в Дагестане стал именно поток беженцев и соседнего Азербайджана. Поэтому по этим данным, мы можем судить, что их было значительно выше, чем описывалось во многих источниках.

Лучшие люди.

Указанные три поколения (сподвижников, табиинов и табиу табиинов) – три лучшие поколения, три золотых века, по свидетельству самого Пророка (мир ему и благословение). Они лучшие в познаниях, в деяниях, в богобоязненности, в обладании совершенными нравственными качествами и в твёрдом следовании во всём пречистой сунне Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Именно ими было собрано и подвергнуто доскональному анализу, а в дальнейшем сохранено всё научное и духовное наследие Пророка (мир ему и благословение). Это были времена, когда были широко открыты врата иджтихада. Иджтихад переводится с арабского языка как «усердие, старание». Юридически-богословское значение иджтихада — это достижение высшей ступени знаний и получение права самостоятельно решать вопросы юридическо-богословского характера.

Величайшие люди тех веков всю жизнь посвятили изучению и распространению Ислама. Они защитили религию Аллаха от ереси, нововведений, искажённых взглядов и различных философских школ и мнений, которые широким, грязным потоком хлынули на её лоно после того, как Ислам стал принимать огромное множество народов и племён. На основе Корана, сунны Пророка (мир ему и благословение), кияса и иджма (единогласие на чём-либо сподвижников после смерти Пророка (мир ему и благословение)) ими были основоположены все религиозные исламские науки.

Ислам состоит из трёх неотъемлемых частей: имана, ислама и ихсана. Тавхид (единобожие) – наука, изучающая и раскрывающая сущность первой из трёх основ Ислама – имана (веры); фикх (исламская юриспруденция) – наука о второй основе; тасаввуф (суфизм, тарикат) – наука о способах достижения искреннего поклонения Творцу во всех деяниях и состояниях (ихсан).

Основателями науки единобожия стали имамы Ашари и Матруди, в области фикха основоположники мазхабов – имамы Абу Ханифа, Малик, Шафии и Ахмад, а в области тасаввуфа Джунайд аль-Багдади. Они-то и передали религиозные знания последующим поколениям, уделом которых стали систематизация, уточнение и сохранение. В последующих веках и поныне, несмотря на множество течений и расколов в Исламе, которые в своё время предсказывал Посланник Аллаха (мир ему и благословение), большинство мусульман придерживается именно их пути: в вероубеждении, в следовании одному из четырёх мазхабов, а также в признании необходимости очищения и улучшения своих нравов, т. е. пути тассавуф. И это подтверждает слова Пророка (мир ему и благословение) предвидевшего, что большинство его общины не пойдёт по пути заблуждения. Поэтому он так настойчиво и призывал – «Держитесь большинства коренными зубами, т. е. очень крепко держитесь». Вот этот путь следования большинству и преемственности получений знаний от учителя к ученику мы и называем традиционным. Традицию, которую установил Сам Аллах.

Агулы

Собственное название народа – агулар, что означает «жители Агула», реже – агул шуй. Дагестанский народ, численностью – 23,3 тыс.чел., что составляет менее 1% населения, проживающий на юго-востоке Республики в труднодоступных ущельях. Также небольшие группы живут на территории регионов России.
Агулы разделяются на 4 этнографические группы, проживающие в 4-х ущельях: хлюкдере, хушандере, курахдере, агулдере.

Форма общества – сельская община, имеющая отдельную территорию и собственное хозяйство. Семья строилась на основе тухума – патриархальном, кровнородственном объединении.
Агулы, как и большинство дагестанских народов, мусульмане-сунниты шафиитского учения. К народным праздникам относятся начало полевых работ, сбор урожая и т.д. Фольклор богат лирическими песнями, плачами, сказками, пословицами и поговорками, а также разнообразными танцами. Широкое развитие получило декоративное искусство, резьба по дереву и камню.

Традиционная одежда имеет такой же тип, как и у других дагестанских народов. Поверх одежды, мужчины одевали кожаный пояс, украшенный серебром. Женская одежда состоит из платья-туники, ярких шаровар, поверх – матерчатый пояс. Голова покрыта платком и покрывалом, волосы убраны в специальный мешочек.

Основной рацион состоит из белковой и мучной пищи (хинкал, пироги, сыр) и не имеет отличий от пищевых предпочтений другого населения Республики.

Селения агулов были оснащены высокими стенами, смотровыми и оборонительными башнями, которые сообщались между собой подземными ходами. Дома устанавливались ярусами, плотно прилегающими друг к другу с узкими улочками, напоминающими лестницы.

Национальными занятиями были земледелие и скотоводство. Также выделывали кожу, обрабатывали шерсть. На сегодняшний день агулы, переселившиеся на более равнинную местность, занимаются выращиванием винограда, фруктов, овощей. В горах более популярно изготовление ковров.

Религия лезгин это ислам, что переводится как «покорность»

Теперь рассмотрим, какая вера у лезгинов. Считается, что религия лезгин — это ислам, что с арабского языка переводится как «покорность».

Самой высшей силой у лезгинов, как и у других мусульман —  Аллах. С ним они начинают и заканчивают свой день, именно ему они во всем клянутся.

Как верят лезгины,  Аллах — это создатель вселенной и всего, что есть в мире.

У лезгин всегда была одна вера — это ислам. Их главный Бог — это аллах, которому они верят и поклоняются. Фото: img2.ntv.ru

Через своих пророков Аллах передавал людям, как жить, что делать и чего делать не надо, что хорошо, а что плохо. Пророки — это были те люди, которых выбирал сам Аллах для передачи людям важных откровений.

Последним пророком был Муххамад. Этот пророк говорил, что нужно верить в единого Бога, молиться, а также любить своих родителей, уважать старших, стремиться к знаниям, трудиться.

В их землях запрещено убивать, воровать, пить спиртные напитки, обзывать, издеваться над другими, беспокоить людей, вредить.

Священной книгой у лезгинов, как и у других мусульман — считается Коран.

Коран — это слово Аллаха. Для них — это божественное руководство для всего человечества, то есть последнее священное писание, которое было написано самим аллахом.

Мусульмане верят в единого Бога и 5 раз в день молятся. Также они держат пост — не едят, не пьют с рассвета до захода. Мусульмане раздают милостыню бедным, и совершает различные паломничества в разные города. Например, предок Хусейн в середине 19 века совершил пешком путешествие в Мекку.

Группы народностей в Республике

Дагестан – самый многоциональный регион нашей страны. Однако сложно даже просто перечислить все народы, которые проживают здесь, ведь их более ста. В Дагестане национальности можно в целом разделить на три группы по языковому признаку: дагестанско-нахская ветвь (иначе она называется нахско-дагестанской), тюркская и индоевропейская. Первая относится к иберийско-кавказской языковой семье и наиболее ярко представлена в Республике. Прежде всего это аварцы, которых в Дагестане почти треть, а также другие кавказские народности. Тюркская группа народностей относится к алтайской языковой семье, она в стране представлена почти что 19 процентами населения. К индоевропейской ветви относятся проживающие в Дагестане другие, не кавказские и не тюркские народы. Любопытно, что в Республике нет какой-то так называемой титульной национальности. Если написать все национальности Дагестана, список получится более чем внушительным. Но коренных малочисленных народов, официально признанных в Республике, 14.

Храмы и церкви

Основным духовным центром для русских людей исповедующих православную веру можно считать московский Храм Христа Спасителя (восстановление завершилось в 1999 году, вместимость 10 тысяч человек). Для мусульман, условно, главным можно считать Московскую Соборную Мечеть (вмещает 10 верующих). Но следует выделить Центральную Мечеть Джума в Дагестане (17000 мест) и Мечеть Аймани Кадыровой в Чечне (могут разместиться 15000 человек).

Наиболее значимые древние православные храмы и монастыри (действующие):

  • Собор Софии в В.Новгороде (основание – середина XI века).
  • Псково-Печерский монастырь (Псковская епархия, 1473 год основания).
  • Юрьевский монастырь (один из старейших – 1030 год).
  • Благовещенский Ионо-Яшезерский и Спассо-Преображенский мужские монастыри расположенные на территории Карелии (второй был признан достоянием народов России указом президента от 1992 года).

Ниже приводим сведения по общему количеству храмов, мечетей и синагог на территории России:

  • Православных – 38649. Монастырей – 474 мужских и 498 женских.
  • Католических – примерно 320.
  • Протестантских – около 10000.
  • Мечетей – 7000.
  • Синагог – 34 (ФЕОР).

*С 1980 года число мечетей на территории России выросло с 700 до 7000 (информация по состоянию на 2020 год, по словам председателя совета муфтиев РФ).

Даргинцы

Даргинцы в Гражданскую войну начали борьбу в числе первых: они восстали против Деникина и разгромили белоказаков в Ая-Какакском ущелье. Этот народ очень гостеприимный. Ранее даргинцы трепетно почитали кровную месть, но община в лице старейшин постепенно добилась изменения отношения к этому в даргийском кодексе чести. Например, убийц стали изгонять из общины.

Ислам как религия у даргийцев утвердился к четырнадцатому веку. Они мусульмане-сунниты – мазхаба. До исламской веры поклонялись силам природы, были язычниками, как и исконно русское население до принятия христианства.

Семейные традиции Дагестана

Важное место в национальных обычаях занимают семейные традиции народов Дагестана. Судя по некоторым сведениям (куда входят, прежде всего, записи этнографов и историков, изучавших кавказские традиции), в древние времена, до принятия ислама, горцы придерживались правил матриархата

Об этом, в частности, сообщал исследователь Расул Магомедов. Согласно его записям, в свадебный день подружки невесты в некоторых местностях могли хлестать крапивой всех встречных мужчин и подшучивать над ними. Профессор Магомедов на основании этого обычая делает вывод, что эта местная традиция сохранилась с периода матриархата и отражала полновластную роль женщины в доме.

Однако после того, как на Кавказ начали проникать турки и персы, здесь распространился ислам и привнес определенные коррективы в поведение горцев, а также в семейные обряды и обычаи Дагестана. Существовал (и во многом существует до сих пор) своеобразный этикет семейных отношений. Его правила предписывали трепетное уважение жены к мужу. Поэтому зачастую в селениях женщины даже редко называли супругов по имени и почти всегда упоминали о них в разговоре в третьем лице. В настоящее время этот старый обычай сохраняется наравне с современным обращением к мужу напрямую по имени.

Глава семьи был действительно самым главным человеком в доме. Уважать его должны были и дети. Те же правила этикета обязывали их разговаривать с отцом только стоя – даже если тот просто обращался к сыну или дочери с каким-либо вопросом. Пререкания же с родителями являлись и вовсе недопустимыми.

Люди, далекие от кавказской жизни, местной культуры и нравов, полагают, что женщина там полностью выполняет все дела по дому. В действительности же правила не позволяют дагестанской женщине заниматься тяжелой работой – для физического труда все же предназначены мужчины. При этом женщина, несмотря на беспрекословное подчинение мужчине, всегда могла положить конец дрязгам и даже разнять спорщиков.

Еще один народный обычай Дагестана, несмотря на исламские установки, определяющие поведение, касается внешнего вида женщин. В этих горных местностях они не носили чадру – более того, традиции позволяли женщине открывать лицо и украшать себя яркими головными уборами, в которые были вплетены монетки и цепи.

Наконец, не стоит забывать о том, что семейные традиции современного Дагестана во многом сохранили родовой уклад. Здесь можно встретить огромные семьи, состоящие не только из традиционной супружеской пары и детей, но и из многочисленных родственников. Такая община, в которой совместно ведут хозяйство обе линии – и мужа, и жены, – зачастую имеет какие-то свои внутренние традиции, свойственные именно этому роду.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector