Снетогорский монастырь
Содержание:
Близкие по духу
Года два тому назад приехала я к батюшке во Псков на исповедь и за советом в решении монастырских проблем. Вижу: в келье, где он обычно исповедывал, на столе портрет настоятельницы затопленного Леушинского монастыря игумении Таисии (Солоповой) – наш подарок батюшке.
Заметив мой взгляд, устремлённый на портрет, отец Ермоген сказал: «Ты, матушка Кирилла, чаще обращайся к игумении Таисии, она во всём поможет. И я к ней обращаюсь. Сегодня у меня была настоятельница нашего монастыря игумения Татиана. Прежде чем ответить на её вопросы, я помолился вашей игумении Таисии, она – святая старица, попросил её Небесной помощи».
Батюшка поделился, что, когда к нему приезжают высокие чины из военных или чиновники, он, прежде чем что-либо посоветовать, молится чаще всего великомученику Георгию или преподобным Сергию Радонежскому и Серафиму Саровскому. А также обращается к своему духовнику отцу Сампсону, к отцу Иоанну (Крестьянкину), который был восприемником на монашеском постриге отца Ермогена, и к другим небожителям – прославленным и непрославленным, но угодившим Богу, в том числе и к новомученикам.
Ещё раньше, вспоминая свою почившую маму Дарью Матвеевну, в монашестве Магдалину, батюшка как-то рассказывал нам с монахиней Николаей о том, что он не просто молится за своих родителей, но и просит их помощи, благословения, особенно у мамы.
По примеру святого праведного Иоанна Кронштадтского, особо почитавшего свою родительницу Феодору Власьевну, отец Ермоген был благодарным сыном своей мамы
Без материнского совета и благословения он не предпринимал ничего важного и ответственного в своей жизни
Я познакомилась с Дарьей Матвеевной в Печорах, незадолго до её кончины. Она лежала на кровати с чётками в руках, беспрестанно молясь и словно отрешившись от всего земного. Наконец, заметив меня, спросила имя, благословила, перекрестив, и сказала, что будет молиться.
Из рассказов батюшки, его брата иеродиакона Никона и почившей сестры монахини Сергии знаю, что мама поднимала на ноги и воспитала их одна. Отец – Иоанн Фёдорович – погиб на фронте в Великую Отечественную. Дарья Матвеевна была очень верующей, мудрой, волевой, справедливой и честной. В послевоенные годы жили они тогда в Татарии, в селе Новошешминском. Односельчане постоянно выдвигали её в начальники и отказа не принимали. Дарья Матвеевна была неграмотной, поэтому всю бумажную работу, разные отчёты делал за неё старший сын Александр. Благодаря маме, которая всегда привечала в доме Божиих людей, особенно монашествующих, все её дети стали верующими. Александр, наш будущий духовник отец Ермоген, поступил с благословения мамы в Саратовскую семинарию, избрав трудный священнический путь.
Свято-Введенский женский монастырь Псковской епархии
Приехать в монастырь можно только при наличии действующей справки об отсутствии короновирусной инфекции. И необходимо благословение архимандрита Нифонта. |
Не близок путь к древнему городищу Владимирец: 100 с лишним километров от Пскова. Но вот дремучий лес расступается, словно в сказке, перед глазами возникает дивный образ: высокий холм, а на нем – белокаменная церковь с голубыми куполами. Это Никольский храм Свято-Введенского женского монастыря.
С городищем Владимирец связаны несколько преданий, уходящих вглубь веков. Согласно одному из них, здесь родился креститель Руси святой равноапостольный князь Владимир внук княгини Ольги. В его честь на вершине Володчиной горы воздвигнута Часовня св. равноап. князя Владимира.
Ныне существующий каменный Храм Святителя Николая Чудотворца, вокруг которого и обосновался современный монастырь, был построен в 1790-1797 гг. Этот утопающий в зелени, словно слившийся с природой, храм выглядит небольшим снаружи, но поражает своими внутренними размерами. Увы, в тридцатые годы 20 века храм был закрыт, а почти все его старинные иконы были уничтожены.
Но Господь поругаем не бывает. Символично, что именно в год 1000-летия крещения Руси, в 1988 году, по благословению архиепископа Владимира (Котлярова) – ныне митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского, восстанавливать разоренную Никольскую церковь приезжает из Псково-Печерского монастыря иеромонах Нифонт (Корчев) — ныне архимандрит.
14 долгих лет непрестанных трудов и горячих молитв потребовались для того, чтобы Владимирец вновь вернулся к полноценной духовной жизни. Постепенно вокруг храма стала складываться община насельниц. И осенью 2003 года Святейший Синод РПЦ благословил открытие на Володчиной горе Свято-Введенского женского монастыря, который по праву можно назвать пустынножительной обителью.
Сегодня в монастыре живут около 20 сестер, а архимандрит Нифонт (Корчев) остается духовником и строителем обители. Вдали от мирской жизни они служат Богу, подобно древним монахам-отшельникам.
Монастырь преображается, заботами и молитвами нашего владыки Тихона (Шевкунова), митрополита Псковского и Порховского, трудами насельниц, паломников.
Судьба современного Владимирца зависит от жизни строящегося здесь монастыря. Едут сюда паломники и верят, что из их пожертвований, собранных на «кирпичики» вырастет когда-нибудь на Володчиной горе новый храм в память святого равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси.
Немного истории
За века своего существования обитель привлекала внимание как паломников, так и разрушителей или захватчиков — этому способствовало не только удобное расположение монастыря на высоком берегу р. Великой, но и пограничное положение самого Пскова.. Впервые лавра упоминается в летописи в 1299 г. — согласно записи, обитель разорили и сожгли ливонские рыцари
К 15 веку монастырь (на тот момент он был мужским) становится культурным и духовным центром области. Его ждало много потрясений и разорительных захватов — во время Ливонской войны святое место разрушил Стефан Баторий, в Северную войну обитель пострадала от крупного пожара, а во времена Великой Отечественной Войны здесь располагался стратегический штаб вермахта.
Впервые лавра упоминается в летописи в 1299 г. — согласно записи, обитель разорили и сожгли ливонские рыцари. К 15 веку монастырь (на тот момент он был мужским) становится культурным и духовным центром области. Его ждало много потрясений и разорительных захватов — во время Ливонской войны святое место разрушил Стефан Баторий, в Северную войну обитель пострадала от крупного пожара, а во времена Великой Отечественной Войны здесь располагался стратегический штаб вермахта.
Примечания
- ↑
- И. Б. Голубева, В. Д. Сарабьянов. Собор Рождества богородицы Снетогорского монастыря. М., «Северный паломник», 2002. С. 7-13.
- РГИА. Ф.796. Оп.92. Д.331.
- И. Б. Голубева, В. Д. Сарабьянов. Собор Рождества богородицы Снетогорского монастыря. М., «Северный паломник», 2002. С. 15-21.
- И. Б. Голубева, В. Д. Сарабьянов. Собор Рождества богородицы Снетогорского монастыря. М., «Северный паломник», 2002. С. 3-6, 9-11, 13-16, 18-21.
- Голубева И. Б., Сарабьянов В. Д. Собор Рождества богородицы Снетогорского монастыря. — М.: Сев. паломник, 2002. — С. 24—25.
- Сарабьянов В. Д. «Успение Богоматери» и «Рождество Христово» в системе декорации собора Антониева монастыря и их иконографический протограф // Искусство христианского мира. — М., 2001. — Вып. 5. — С. 29-39.
- Голубева И. Б., Сарабьянов В. Д. Собор Рождества богородицы Снетогорского монастыря. — М.: Северный паломник, 2002. — С. 11—12. Илл. 9.
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 18 марта 2012.
- . ИА Regnum (7 июля 2019). Дата обращения: 8 июля 2019.
Батюшка вымолил
Осенью 2001 года я приехала в Снетогорский монастырь к отцу Ермогену в тяжелейшем состоянии. По клевете была отлучена от церковного общения, то есть от причастия Святых Христовых Таин, на неопределённый срок.
Батюшка, всегда сдержанный в проявлении чувств, после исповеди прижал меня, плачущую, к себе и сказал: «Не переживай так сильно, будем молиться, Господь милостив». И добавил: «Ты идёшь тем же путём, что и мы с отцом Сампсоном».
Известно, сколько клеветы-напраслины претерпел в своей жизни иеросхимонах Сампсон (Сиверс) попущением Божиим. Он был духовником отца Ермогена. Батюшка рассказывал, что когда он стал учиться в Московской духовной академии, то окормлялся у белого священника протоиерея Евгения Тростина в селе Покровское. Однажды отец Евгений, провидя монашеский путь своего подопечного, сказал ему: «Поезжай-ка ты, Александр (мирское имя о. Ермогена), к отцу Сампсону, он тебе ближе по духу». И дал адрес.
Иеромонах Сампсон (Сиверс). Фото: stsl.ru
Вскоре Александр обрёл нового наставника и не расставался с ним до кончины старца Сампсона в 1979 году.
Сколько клеветы, скорбей терпел в своей жизни отец Ермоген, знает один Господь. Особенно когда покинул в 1993 году любимую Пюхтицу, оказавшуюся за границей. Батюшку не давал в обиду Святейший Патриарх Алексий Второй, с которым их связывала многолетняя духовная дружба в Эстонии. Брат батюшки, иеродиакон Никон, рассказывал, что Его Святейшество до своего высокого назначения не раз исповедовался у отца Ермогена в Пюхтице. Святейший предлагал отцу Ермогену архиерейство, называя конкретную кафедру. А когда открылась Оптина пустынь, предложил ему стать наместником. Батюшка, помолившись, отказывался: «Не мой это путь». Он был духовником, и его послушание от Бога было заботиться о душах. Делал это он деликатно, не навязывая своего мнения, иногда с юмором.
В 1993 году Псковский владыка Евсевий, с которым батюшка учился в академии, пригласил отца Ермогена стать духовником вновь открытого во Пскове Снетогорского женского монастыря Рождества Богородицы. Батюшка согласился не сразу. Без молитвы он не принимал никаких решений. И в этот раз он молился, чтобы узнать волю Божию. Наконец дал согласие. Учтём ещё одно обстоятельство. Монашеский постриг батюшки в Пюхтице, где он почти 28 лет был духовником, пришёлся на 17 марта (по новому стилю) – день памяти священномученика Иоасафа Снетогорского, первого игумена обители, замученного ливонскими рыцарями в 1299 году.
Вот и получается, что духовником двух женских монастырей (Пюхтицкого и Снетогорского) он был более полувека – нёс тяжелейший крест.
Мои 28 лет
Вспоминается Пюхтица, 1990-й год. Я приехала в монастырь во время отпуска потрудиться и получить ответы на мучившие душу вопросы о спасении. Тогда я только пришла к вере и многое хотелось понять. Духовной литературы в то время было мало, а точнее, почти не было. Работала я тогда журналистом областной молодёжной газеты. Старалась помогать людям, что в то время ещё удавалось. Однажды, пытаясь помочь безвинно осуждённым молодым ребятам, я поняла, что есть правда человеческая, но есть и другая – Божия, как, впрочем, и суд. Хотелось поговорить об этом и о многом другом с богомудрым священником, открыть свою душу.
На исповедь к отцу Ермогену всегда была большая очередь из монашествующих и его духовных чад. Подойти к нему я боялась – в монашеском одеянии он казался мне величественным и неприступным. (Тогда батюшка уже был в тайной схиме после тяжёлой болезни.) Накануне своего отъезда из обители я вполне смирилась с тем, что недостойна общения с ним. Но Царица Небесная, Игумения и Хозяйка любого монастыря, видя мою нерешительность и желание спасения души, управила всё Сама. Чудесным образом в день своего отъезда попала на исповедь к батюшке. Я одиноко стояла у пустого аналоя, к которому неожиданно вышел из алтаря отец Ермоген. Сколько любви Христовой, сочувствия, понимания были тогда дарованы мне батюшкой! И моя оледеневшая душа стала потихоньку оттаивать. Я получила ответы на многие свои вопросы и благословение в монастырь, куда очень хотелось, но не было уверенности в своих духовных силах.
Тогда я ещё не знала, что отец Ермоген, как опытный духовник, старался помочь каждому, кто идёт к Богу и желает спасения.
Вскоре батюшка взял меня в свои духовные чада и благословил в конкретную обитель – к праведному Иоанну Кронштадтскому, что на р. Карповке в Санкт-Петербурге. В этой святой обители 1 ноября 1992 года отец Ермоген вместе с настоятельницей игуменией Серафимой одели нас, первых восьмерых сестёр, в послушнические одежды.
А спустя пять лет, в 1997 году, Господь сподобил меня Ангельского чина от своего духовного наставника – я приняла монашеский постриг в Снетогорском женском монастыре.
Отец Ермоген и сестра Кирилла, Снетогорский монастырь 1997г
Моим духовником он был 28 лет, за что безмерно благодарю Господа. Из той тяжелейшей ситуации, в которую я попущением Божиим попала в 2001 году, батюшка меня вымолил.
Расписание богослужений
Монастырь, возрожденный в 1993 г., сейчас является действующим. Гости и паломники Снетогорской обители уносят с собой самые благоприятные впечатления. Богослужения проводятся в трапезной Никольской церкви ежедневно. Их могут посетить все желающие. Расписание проводимых мероприятий всегда доступно на официальном сайте монастыря, а также в официальной группе в социальной сети Вконтакте.
Расписание богослужений на сайте монастыря
Утренние молитвы начинаются в 7:00 или в 8:00 часов, в зависимости от дня недели, а вечерняя служба проходит в 17:00. В четверг в монастыре служится ночная сестринская Литургия, присутствовать на которой могут только сёстры монастыря, поэтому в этот день утренняя служба не проводится.
Церковь Святого Николая, A.Savin
История
Точной даты основания монастыря в наши дни доподлинно неизвестно. Также мнения об основателях разделяются. Часть историков склоняется к тому, что обитель была основана афонскими старцами, другая же сторона утверждает, что отец основатель — игумен Иоасаф. Первое упоминание храма датируется 1299 г., в котором была разграблено и сожжено первое строение, а его настоятель и еще 17 иноков жестоко убиты. Годом позже на этом месте начинается строительство храма из камня, которое длится до 1311 г.
SovEst-Ksju
В XIV—XV вв. обитель на Снятной горе является главным духовным центром Пскова и его окрестностей. А в середине XIV в. было построено подворье монастыря, которое не только укрепляло экономические связи общины с псковским посадом, но и поддерживало активные торговые связи с купцами из Прибалтики. Монастырь был известен среди местной знати. Многие псковские князья и бояре принимали в нем постриг, уходя на покой.
Расположение обители на берегу реки Великой на въезде в Псков способствовало тому, что здесь останавливались многие знатные люди того времени в своих путешествиях. Тут можно было встретить не только именитых купцов. София Палеолог, Великая княгиня Московская, также бывала в монастыре во время своей поездки из Италии в Москву.
Ливонская война принесла обители многочисленные потери и разрушения. Сначала монастырь был разорен войсками короля Польши Стефана Батория, который сжег храм и нанес невосполнимые утраты для бесценных фресок. Позже Псков попеременно осаждали то казаки, то отряды польского воеводы Лисовского. И каждый раз монастырю наносился ущерб. В 1615 г. обитель оккупировал король Швеции Густав Адольф, который пытался взять Псков.
Панорама внутреннего двора Снетогорского монастыря на Яндекс. Картах
Несмотря на пережитое, в XVII в. обитель постепенно возрождается и восстанавливает свои строения. Большую роль в столь быстром развитии сыграло местоположение Пскова, ставшего крупным торговым центром, а также обширное хозяйство, которым располагал монастырь.
В начале XVIII в. Северная война нанесла большой удар по экономике монастыря. Кроме этого, очередной пожар принес значительные убытки и сжег архив, в котором хранились все документы начиная с самого основания обители. В 1804 г. монастырь был и вовсе упразднен в связи с проводимой Екатериной II политикой в отношении земель и другого церковного имущества. А на его месте был устроен загородный дом для архиерея. И хотя монастырь был внесен в список памятников старины, подлежавших государственной охране, здание разрушалось и разорялось на протяжении длительного времени. Так Вознесенская церковь-колокольня, в свое время достигавшая высоты более 80 метров, была практически разобрана. Сейчас от нее остались лишь руины нижнего яруса.
Великая Отечественная война не обошла Псков стороной. В монастыре расположился немецкий штаб командования группы армии «Север». В монастырских постройках были обустроены комнаты для размещения офицеров, в Никольской церкви у немцев располагался зал для собраний, а в соборе они хранили вино и тренировались в стрельбе. При отступлении немецкая армия уничтожила часть сооружений храма.
Руины башни-колокольни на территории монастыря, Ксения Митрофанова
После войны монастырь был отдан под нужды дома отдыха, а после был переоборудован в санаторий для детей. Только здание Рождественского собора находилось в ведении государственных органов, осуществляющих охрану памятников истории и культуры. Здесь проводили реставрацию, которая длится до сих пор.
Возрождение монастыря состоялось в 1993 г., когда обитель была отнесена к Псковской Иерархии, и было принято решение открыть женский монастырь.
Сейчас у обители есть собственное подворье в д. Замошье с храмом в честь св. Тихона Задонского, расположенное в 25 км от Пскова. Здесь же расположены молочная ферма и сельскохозяйственные угодья монастыря. Также у обители есть лавка, где они реализуют собственную продукцию, такую как молоко, картошка, яйца, сыры, творог и многое другое. На территории монастыря работает и книжно-иконная лавка. А в 12:00 и в 14:00 ежедневно проводятся экскурсии, записаться на которые необходимо заранее.
Вид на монастырь с реки Великой, travelbeard
Храмы, архитектура, роспись
Богородице-Рождественский собор
Первоначальный деревянный храм монастыря сгорел во время нападения ливонских рыцарей в 1299 году. Нынешний одноглавный белокаменный собор Рождества Пресвятой Богородицы был завершён в 1311 году, а в 1313 году — расписан фресками. Архитектурно храм следует формам Преображенского собора Мирожского монастыря, но строители Снетогорского монастыря внесли в композицию храма свою «поправку». Внутренний план храма по форме представляет крест вписанный в четверик ограниченный стенами. В XVI веке с западной стороны собора к нему сделали пристройку. Во время польско-литовского нашествия в 1581-1582 годах, когда собор горел, разрушилась верхняя часть барабана. Через год барабан был восстановлен, значительно удлинён и украшен пояском с псковским орнаментом, характерным для XIV века. Кроме главного Богородице-Рождественского престола, в храме имеются приделы пророка Иоанна Предтечи и святителя Николая Чудотворца. Ныне собор имеет статус памятника всероссийского значения.
Сошествие Святого Духа на апостолов. Деталь фрески 1313 г., Богородице-Рождественский собор Псковского Снетогорского монастыря |
Богородице-Рождественский собор знаменит фресками, которые являются единственным ныне сохранившимся памятником древнерусской монументальной живописи первой половины XIV века. Роспись относится к начальному периоду расцвета псковской фрески. При создании фресок псковские мастера использовали почти все тона местных минеральных красок с преобладанием известной «псковского черлени», придающей росписям тёплый колорит. Смелое использование «пробел» — белильных бликов — придаёт фигурам динамичность. Помимо яркой, живописной манеры, роспись характеризуется вольной трактовкой традиционных сюжетов, живостью ликов и композиции. Псковские изографы использовали не только канонизированные церковные сюжеты, но и апокрифы. Северную стену занимает фреска «Успение Пресвятой Богородицы», над дверью в жертвенник — сцена «Введение во храм Пресвятой Богородицы»; выделяются композиции «Страшного суда», с прежде невиданными на фресках подробностями, и «Преполовения пятидесятницы,» которое представляет новый сюжет. Фрески сильно пострадали в огне во время польско-литовского нашествия в 1581-1582 годах. Впоследствии фрески в центральной части здания были прикрыты новым иконостасом, а в открытых местах забелены. В 1909 году началась расчистка снетогорских фресок, которая продолжается и по сей день. К нашему времени общая цветовая гамма фресок сильно изменилась, непрочные краски выцвели, изменился лазурный фон. С начала XXI века фрески оказались под угрозой утраты из-за трещин в стенах, которые появились из-за ускорившегося сползания монастыря в реку.
Никольский храм
Каменный храм во имя святителя Николая Чудотворца был возведён близ собора Рождества Богородицы в 1519 году. Храм снабжён трапезной и погребами. Богослужения совершаются в храме и ныне.
Вознесенский храм — «Снетогорский столп»
Каменная церковь в честь Вознесения Господня «под-колоколы» была возведена около 1526 года. В XVII и XVIII веках храм не раз перестраивался, в итоге превратившись в знаменитый «Снетогорский столп» высотой 63 м (86 м от уровня реки Великой). Храм был разрушен в предвоенный период, при советской власти. Ныне от церкви осталось основание.
Подворья
- Замошское подворье с храмом Тихона Задонского
- Псковское подворье с храмом Иоанна Богослова (недейств.)
Снетогорский монастырь. Фото ок. нач. XXI в. |
Что посмотреть
Снетогорский монастырь действующий, поэтому около трети его земли занимают хозяйственные постройки, а также огороды и сады, бережно оберегаемые послушницами. Из-за этого гулять можно не везде и не всегда — монахини вполне могут не пустить слишком любопытного туриста. Зато если удастся попасть в собор (иногда он закрыт по техническим причинам), то для поклонников старины и православной культуры все равно найдется немало интересного.
На территории обители царит строгая атмосфера — никаких угощений для уставших туристов здесь не продают, а послушницы с посетителями не разговаривают. Обязательна строгая одежда у мужчин и покрытая голова у женщин.
Настенная роспись внутри отличается нестандартным стилем — явно видны традиции псковской фрески, однако трактовка религиозных символов отличается некоторой вольностью. Привычные образы творцы изобразили куда человечнее, без устоявшегося символизма. К сожалению, большинство оригинальных фресок либо утрачены, либо не сохранились в изначальном виде — в 19 веке стены забелили, и работы по восстановлению росписи продолжаются уже около 100 лет.
Помимо основного храма, осмотреть можно миниатюрную церковь Св. Николая, которая выступает трапезной, или руины церкви Вознесения. Последняя возвышалась более чем на 70 м, но ее разрушили вначале советские солдаты на нужды армии, а затем немецкие войска — взорвав при отступлении.