Свято-варсонофиевский монастырь в покровских селищах

Правила посещения женской обители

Конечно, всякий, кто оказывается на территории обители, должен придерживаться определенных правил, чтобы его пребывание не нарушало ритма жизни и деятельности монастырского сообщества и не противоречило нормам жизни этого богоугодного места.Здесь нельзя:

  • быть в шортах, спортивной форме, открытых платьях;
  • пить, курить и находиться в состоянии опьянения, алкогольного или наркотического;
  • заходить на газоны и срывать цветы;
  • не имея соответствующего позволения, фотографировать и снимать на видео;
  • женщине быть с непокрытой головой и в неприличной одежде;
  • мужчине в головном уборе находиться в храме;
  • разговаривать, пока идет богослужение;
  • включать мобильники.

Добраться можно на поезде и автобусе

Адрес:  Зубово-Полянский район, деревня Покровские Селищи, Свято-Варсонофиевский женский монастырь (Мордовия).

Тел.: 8(987) 683-03-94.

В монастырь часто организовываются паломничества. Переночевать, при желании, можно в гостинице при обители.

Если вы решите добраться самостоятельно, то проще сделать это на поезде:

  1. Нужно доехать до станции Зубова Поляна (Казанское направление).
  2. Отсюда нужно сделать пересадку на пригородный автобус до г. Спасск или деревни Пичланда, попросив остановить на остановке Новые Выселки.
  3. Оставшиеся до цели приблизительно 2 км преодолеть самостоятельно (ели пользуетесь навигатором GPS, введите координаты: N54°0’12.72″ E43°0’9.79).

Храмы монастыря

Обитель Свято-Варсонофиевская храмами да церквями богата.

Собор Воскресения Христова

Здесь их восемь:

  • Белоснежная «жемчужина» – Собор Воскресения Христова. Он главнейший. Закладывался в 2002-ом, совсем недавно;
  • Неподалеку расположилась однокупольная церковь, названная Варсонофиевской; в честь святителя, с колокольней, бывшая Никольская — та самая, что построена была в далеких 1740-х годах. Покровскую тоже подняли из руин. Домовую церковь Святителя Николая освятили в 99-м. Она расположилась в корпусе, перестроенном из старой библиотеки;
  • В декабре 2010-го прошло освящение домовой церкви целителя и великомученика Пантелеймона при богадельне, в мае 2012 – однокупольного надвратного храма Архангела Михаила, что построен был еще в 2005-ом. В нем еще будут продолжаться отделка и обустройство;
  • В Новых Выселках, в полутора километрах от обители, скоро достроится деревянный храм-подворье, нареченное в честь сщмч. Владимира, митрополита Киевского;
  • В Покассах находится еще один такой архитектурный памятник XIX столетия – деревянная Церковь Рождества Христова;
  • Ну и восьмой. Он поднялся в двух километрах у самого Святого источника.

После революции 17-го (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

После революции началась борьба с религией, но прихожанам какое-то время удавалось сохранять храмы. В 1934 году в Новых Выселках церковь была полностью разрушена. В Покровском Селище храмы стояли целым, но не действующим, в них разместились складские помещения местной коммуны. Кресты с куполов были сбиты, а колокольню и вовсе разрушили.

В 1975 году местные власти отнесли оба храма, Никольский и Покровский, к памятникам архитектуры, они стали охраняемыми государством ценными объектами. Но, невзирая на такие тонкости истории, летний храм был разрушен. Но у прихожан была вера и надежда, что на месте разрушенных храмов вознесутся ввысь купола новой обители, и вера эта связана с местной легендой.

На послереволюционные годы приходится местная история о блаженной старице Дарии. Старожилы рассказывают, что Дария родилась в деревне Покровские Селищи, повзрослев, уверовала в Бога и стала прозорливицей. Около восьмидесяти лет назад она сделала пророчество, гласившее, что на месте местной Покровской церкви «воссияет Божья благодать, и будет здесь гореть огромная свеча от земли до самого неба!»

Полезная информация

Адрес, где расположена обитель: Зубово-Полянский район, деревня Покровские Селищи, Свято-Варсонофиевский женский монастырь (Мордовия). Телефон для справок и связи: 8(987) 683-03-94.

Для желающих постоянно организовываются паломнические поездки в группе, расселение происходит в гостинице обители. Можно отправиться и самостоятельно в Свято-Варсонофиевский женский монастырь (Мордовия). Как доехать: по железной дороге добраться до станции Зубова Поляна (Казанское направление), далее пересесть на пригородный автобус, следующий рейсом в город Спасск или деревню Пичланда, выйти следует на остановке Новые Выселки и пешком дойти до монастыря (около 2 км). Координаты навигатора GPS: N54°0’12.72″ E43°0’9.79″.

Правила посещения женской обители

Конечно, всякий, кто оказывается на территории обители, должен придерживаться определенных правил, чтобы его пребывание не нарушало ритма жизни и деятельности монастырского сообщества и не противоречило нормам жизни этого богоугодного места.Здесь нельзя:

  • быть в шортах, спортивной форме, открытых платьях;
  • пить, курить и находиться в состоянии опьянения, алкогольного или наркотического;
  • заходить на газоны и срывать цветы;
  • не имея соответствующего позволения, фотографировать и снимать на видео;
  • женщине быть с непокрытой головой и в неприличной одежде;
  • мужчине в головном уборе находиться в храме;
  • разговаривать, пока идет богослужение;
  • включать мобильники.

Храмы монастыря и святой источник

Кроме собора Воскресения Христова на территории обители и за ее пределами расположены следующие храмы: Святителя Варсонофия (бывшая Никольская церковь), Николая Чудотворца, Покрова Пресвятой Богородицы, Архистратига Михаила, мученика Пантелеймона Целителя, часовня и церковь иконы Донской Божией Матери или Живоносный источник.

К особо почитаемым в монастыре святыням относится родник, имеющий целительную силу, которая подтверждена многими фактами выздоровления от недугов. Источник известен с незапамятных времен. Согласно преданию, его нашла маленькая слепая девочка, которой накануне приснился сон, рассказавший о месте, где ей следует умыться. В результате девочка прозрела и увидела икону Донской Божией Матери. С тех пор источник является местом паломничества многочисленных Селищанских прихожан и людей из разных концов страны.

Источник почитался всегда, там испокон веков стояла часовня. Ее разрушили сразу после революции, и святое место долго пребывало без особых примет, но поток страждущих к нему не иссякал. Ситуация изменилась в 2000 году, когда силами сестер и средствами меценатов возле родника был воздвигнут храм в честь иконы Донской Божией Матери. С 2007 года действует закрытая купальня.

Заботы об источнике и храме взял на себя Свято-Варсонофиевский женский монастырь (Мордовия). Фото крестных ходов с многочисленной паствой в сопровождении священников, сестер монастыря, свидетельствуют о почтительном и христианском отношении к знаковому месту. Крестный ход совершается на праздник Преполовение Пятидесятницы, принять участие может каждый желающий.

В теплое время года каждую среду проводятся молебны ради иконы «Неупиваемая Чаша». Особым праздником является день чествования иконы Донской Божией Матери (1 сентября). В этот день служится торжественный молебен, возносятся благодарственные слова Царице Небесной.

Судьба во время революции и в советское время

До революционных событий обеим церквям довелось дожить без проблем. А дальше храмы отстаивать уже удавалось с трудом. Начались годы гонений.

Обратите внимание: именно тогда, как утверждают местные старики, прозвучали пророческие слова девицы Дарии, бывшей блаженной. Случилось ей «прозреть духовными очами»

Сказано ей было свыше, что «возгорится свеча от земли до неба» именно там, где стояла церковь Покрова Божией Матери. Именно с этого предсказания и ведут они отсчет началу монастыря.

Нет уже на этом свете блаженной Дарии. Только вот слова ее людьми помнились. В тяжкие годины грели они сердца людские.

Храмы закрыли. Тот, что из камня, в Новых Выселках, уничтожили вплоть до самого фундамента. Так и стоял он в аварийном состоянии. В Покровском большевики открыли клуб, здесь же разместили склады. К 1970‐м снесли и этот храм.

Знаковым стал 75-й год прошлого столетия. Храмы были объявлены памятниками и теперь охранялись государством. Лишь через семнадцать лет вернулись они в ведение Саранской епархии, с самого образования которой о том ходатайствовали жители из Покровских Селищ. Приходу дано было имя Свято-Варсонофиевского.

Еще в Никольской церкви, разрушенной и ограбленной, продолжались ремонтные работы, не было крыши, а служения уже проходили. Только благодаря трудам прихожан и верующих, многочисленным пожертвованиям, храм преображался. Уже в начале 1992-го совершил иеромонах Алексий в нем первую Божественную литургию. И сестринская община появилась его же стараниями. К 1996-му число сестер перевалило за двадцать. А вместо прихода появился женский монастырь, названный Свято-Варсонофиевским.

Социальное служения обители

С христианством на Русь пришла и благотворительность

Ей суждено было стать весьма важной традицией сострадания, жалости, сочувствия, любви к ближнему. А Свято-Варсонофиевский монастырь – отличное тому подтверждение

С 2002 года на его территории работает богадельня.

Здесь живут одинокие старушки и насельницы-монахини числом около 20-ти. В обустроенном при монастыре домовом храме каждую неделю проходят богослужения. Всех, кто не может вставать и двигаться самостоятельно, причащают прямо в их кельях.

Примите к сведению: те из сестер, у кого имеется медицинское образование, высшее или среднее, принимают в монастыре пациентов. И не только насельники из обители могут рассчитывать на врачебную помощь, но и любой паломник или местный житель.

Приют для малолетних сирот обеспечивает воспитание двадцати пяти маленьких девочек 3-18 лет, оставшихся без родителей. Кто-то из них просто оказался в сложной ситуации, кто-то инвалид. У каждой есть свой дом – келья и собственная «мама», своя постелька и уголок с игрушками. А уход за больными такой, что отступает даже ДЦП.

На территории монастыря живут и детки насельниц. Потому тут открыли и детсад. Он мало отличается от других детских учреждений: те же воспитатели, нянечки, есть свой музыкальный работник, приходит медицинская сестра. Их матери находятся днем на своих послушаниях и по вечерам после работы забирают девочек из детского сада.

Обратите внимание: в садике есть даже зубной кабинет, а девочки-школьницы заглядывают сюда к малышкам, чтобы понянчиться с ними. При обители есть и школа

Русский язык преподают, литературу, математику, здесь познают историю, в том числе православия

При обители есть и школа. Русский язык преподают, литературу, математику, здесь познают историю, в том числе православия.

Проект монастыря «Музей для друзей» стал участником конкурса «Православной инициативы 2015-16» и оказался лучшим. А в результате здесь случилось знаковое событие – открытие церковно-исторического музея с довольно разнообразными экспозициями. Они посвящены истории села и самого монастыря, культуре и традициям народа, его населяющего (мордва-мокша).

Зарождение монастыря

Коллектив сестер, объединенных верой и желанием посвятить свою жизнь монашескому служению, увеличивался. Их трудами облагораживалась территория, где вскоре будет образован Свято-Варсонофиевский женский монастырь (Мордовия). Игумен Алексий был первым в трудах, в молитве и наставлении.

Обитель обнесли высокой (2,5 метра) стеной, для входа на территорию были сделаны арочные железные ворота. Обустройство монастыря сразу имело большой размах: построен настоятельский корпус, помещение для изготовления просфор. Для сестер предназначались келии в отремонтированном здании библиотеки. Сделали закладку пекарни, дома для послушниц, пекарни, бани и коровника. Для обеспечения собственных нужд при подворье разбили сад с фруктовыми деревьями и ягодными кустарниками, разметили и посадили огород.

В 1996 году при храме подвизалось в монашеской жизни уже двадцать сестер, что, согласно правилам церковной жизни, позволило переименовать общину в монастырь после соответствующего ходатайства. Указ о переименовании вышел 22 февраля 1996 года.

Белый храм и его чудеса (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Свято-Варсонофиевский женский монастырь к настоящему моменту располагает восемью храмами, один из которых находится возле живоносного источника. Обитель по праву гордится собором Воскресения Христова. Крестово-купольный храм с десятью главами и колокольней. Белоснежная величественная церковь была заложена в 2002 году, автор проекта – Курбатов В. В. Колокольня имеет 39 метров в высоту, а ее «голос» состоит из восьми колоколов. Праздничный, самый мощный стопудовый колокол украшен памятной надписью.

У этого храма есть интересная история. Когда выбирали место для его постройки, то долго не могли принять какое-либо решение. О Божией помощи в этом вопросе просили игумен и сестры — насельницы монастыря. Однажды на выкупленном подворье, состоявшем из каменного дома и деревянных хозяйственных построек, вспыхнул пожар. Этот участок ранее монастырь выкупил у ярого противника религии. В результате пожара уцелел только дом, а деревянные строения полностью сгорели. Как выяснилось позднее, они были сложены из бревен старого деревенского храма. Так Господь указал пастве, где стоять новому собору.

Также в нижнем храме собора еще при постройке в 2003 году перед Рождественским постом было удивительное событие. На потолке строящегося храма проступил сияющий инеем крест правильной формы, он освящал Свято-Варсонофиевский женский монастырь и строительство храма до начала Великого поста.

Иконостас в соборе Воскресения Христова уникален – он создан специально для этой церкви мастерами керамики Екатеринбурга и имеет четыре яруса. Собор был освящен в торжественной обстановке в начале июня 2012 года (в дни празднования Недели всех Святых).

Современный статус Свято-Варсонофиевского женского монастыря

Свято-Варсонофиевский женский монастырь на сегодняшнем этапе развития представляет собой комплекс из нескольких храмовых зданий и ландшафтно-парковых устройств.

  1. Церковный свод, прославляющий чудотворный образ Божьей Матери, который именуется как «Живоносный источник». Он расположен в отдалении (2 км) от основного храмового комплекса, на действительном, истекающем из недр земли, святом ручье-источнике.
  2. Заканчивается устройство храма-подворья из дерева в память церковного служителя-мученика славного Владимира, в сане митрополита по чину Киевского, который возводится в поселке Новые Выселки.
  3. Также к монастырскому уделу относится светлая обитель во хвалу Пресветлого Рождества Господа Иисуса Христа в поселении Покассы. Она же является памятником образцов архитектуры 19 века.
  4. «Монастырской жемчужиной» считается храм во славу Светлого Воскресения Господа нашего — десятиглавый и белоснежный свод с величественной колокольней. Ее высота составляет 39 м. Сотворен по проекту В.В. Курбатова, а первый камень был возложен в 2002 году. 10 декабря 2007 года было проведено малое освящение первого яруса прихода, а приделы нижней части будут освящаться в прославление великомучениц Христовых Варвары и Анастасии. Последнюю славят как Узорешительница. Таинство освящения, считающегося верхней дома молитвы части, и приделов его в хвалу верного евангелиста-проповедника Иоанна Богослова и праведного Предтечи, любимого на Руси Крестителя Господня Иоанна, совершалось 10 июня 2012 года.
  5. К подворью отнесен и бывший Никольский приход, а ныне восхваляющий святителя и старца-чудотворца Варсонофия, приписанного к лику святых, епископа Тверского, Казанского;
  6. Домовая Никольская церковь. Та, которая расположена на одном из этажей выстроенного корпуса с кельями. Он появился в результате перестройки деревенской обветшалой библиотеки.
  7. Покровская домовая церковь, чин освящения которой приходится на 2000 год, расположившаяся в ином наместном келейном монашеском корпусе.
  8. Домовая обитель смелого великомученика Христова, а также целителя по приданиям Пантелеимона, находящаяся в здании богодельни. Ее освещение шествовали в 2002 году.
  9. Храм-надстройна — возлежащий над вратами, возведенный в 2005 году, а освящен он чином в 2012 году, в хвалу имени Архангела Михаила.
  10. Памятник архитектуры, в том числе и республиканского значения, — Рождественская церковь в Покассах. Неизменно принимала прихожан с 1873 года.

Восстановление и современность

Только не ограничивался он лишь ролью молитвенного места. Куда шире стояла задача – превратить его в настоящий центр духовно-просветительского и социального служения.

А при этом обитель продолжает строится и живет своими заботами:

  • Сельхозугодья обрабатываются со всем старанием и умением. Здесь возделывают культуры зерновые, кормовые и овощные, выращивают лекарственные травы. Есть сад и свои пчелы.
  • Скотный двор заполнен крупным рогатым скотом, овцами с козами. Есть птичник, где занимаются разведением кур и гусей, даже индюков и уток. А монастырские пруды полны рыбы.

О других послушаниях тоже сказать надобно. Здесь просфоры выпекают, ухаживают за старушками немощными, воспитывают и обучают монастырских деток, изучают историю церкви в мордовском крае и при этом иных дел не оставляют:

  • производят молокопродукты;
  • солят рыбу;
  • заготавливают консервы из овощей;
  • засушивают плоды разные и травы;
  • готовят целебные бальзамы и настойки, мази из лекарственных трав.

И это далеко не полный перечень дел, коими заняты дни монастырских сестер.

Трудятся монахини на других работах:

  • В собственной переплетной мастерской издают духовную литературу;
  • Сами шьют себе монашеские церковные и повседневные одежды, священнические облачения. Для этих целей имеется собственная пошивочная мастерская;
  • Сохраняют здесь и развивают древние традиции монашеского рукоделия. Занимаются иконописью и плетением поясов, вышиванием и вязанием.

Стоит отметить: здесь нет предельного штата. Сегодня обитают и трудятся 60 сестер: монахинь, инокинь и послушниц. Причем далеко не все они из этих мест. Есть прибывшие сюда из российских регионов. Все дни их проходят в служении, молитвах и послушании.

Патриаршее обращение по случаю празднования Дня православной молодежи

15.02.2021

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с обращением по случаю празднования Дня православной молодежи.

Дорогие братья и сестры!

Сердечно поздравляю всех вас с великим праздником Сретения Господня, в который по сложившейся в нашей Церкви традиции мы отмечаем также и День православной молодежи.

Ныне мы вспоминаем знаменательное событие, которое имеет не только историческое, но и огромное духовное значение. С одной стороны, в лице праведного старца Симеона и Богомладенца Иисуса происходит символическая встреча Ветхого и Нового Заветов. А с другой стороны, это встреча конкретного человека с Богом.

Встреча с Богом занимает совершенно особое место в нашей жизни. Вместе с верой мы обретаем подлинный смысл бытия и прочную нравственную основу, а когда стремимся деятельно воплощать Евангельские слова в каждодневном подвиге, Господь дарует нам духовное зрение и способность с рассуждением смотреть на многие вещи. Эти ценные качества сегодня, как мы видим, очень востребованы, ведь разобраться в лавинообразном потоке информации бывает порою крайне непросто. Как непросто бывает и противостоять попыткам злонамеренных сил втянуть нас в безрассудные авантюры, сомнительные и даже опасные предприятия.

Но духовное зрение — это вовсе не удел лишь убеленных сединами старцев, как может показаться на первый взгляд. Вы наверняка хорошо помните из уроков истории о героических подвигах великого князя Александра Невского, которого Русская Православная Церковь почитает в лике святых. Хотел бы напомнить, что победу в битве на Неве великий князь одержал в 19-летнем возрасте, а ливонских рыцарей разгромил на льду Чудского озера, не достигнув 21 года. Несмотря на свою молодость, он был наделен от Бога удивительной мудростью, духовной и физической силой, а также глубоким пониманием того, что полезно для страны и народа.

В этом году мы празднуем 800-летие со дня рождения благоверного князя. В ознаменование церковно-государственных торжеств, приуроченных к этой дате, рад объявить этот юбилейный год «Годом Александра Невского», а также дать старт всероссийскому творческому конкурсу «Александр Невский» и предложить молодым людям проявить свои способности в память о великом князе. Пусть жизненный подвиг этого замечательного русского святого вдохновит вас не только на создание ярких художественных и музыкальных произведений, но и будет неизменно служить примером для подражания, а кому-то, возможно, поможет встретиться с Богом и приобщиться к богатой духовной сокровищнице православной культуры.

Призываю на всех вас благословение Христово.

+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

Зарождение монастыря

Коллектив сестер, объединенных верой и желанием посвятить свою жизнь монашескому служению, увеличивался. Их трудами облагораживалась территория, где вскоре будет образован Свято-Варсонофиевский женский монастырь (Мордовия). Игумен Алексий был первым в трудах, в молитве и наставлении.

Обитель обнесли высокой (2,5 метра) стеной, для входа на территорию были сделаны арочные железные ворота. Обустройство монастыря сразу имело большой размах: построен настоятельский корпус, помещение для изготовления просфор. Для сестер предназначались келии в отремонтированном здании библиотеки. Сделали закладку пекарни, дома для послушниц, пекарни, бани и коровника. Для обеспечения собственных нужд при подворье разбили сад с фруктовыми деревьями и ягодными кустарниками, разметили и посадили огород.

В 1996 году при храме подвизалось в монашеской жизни уже двадцать сестер, что, согласно правилам церковной жизни, позволило переименовать общину в монастырь после соответствующего ходатайства. Указ о переименовании вышел 22 февраля 1996 года.

Великая княгиня и Гессенская принцесса. Служение России преподобномученицы Елисаветы

01.06.2021

Предлагаем вашему вниманию доклад инокини Ангелины (Косаревой), насельницы Свято-Варсонофьевского женского монастыря, Краснослободской епархии прозвучавший в ходе работы регионального этапа Кирилло-Мефодиевских образовательных чтений «СВЯТОСТЬ СЛУЖЕНИЯ ОТЕЧЕСТВУ», посвященных 800-летию св. благоверного великого князя Александра Невского).

***

«Я жажду благодарить, благодарить каждую минуту за все, что мне дал Господь. Я жажду принести Ему мою ничтожную благодарность, служа Ему и Его страждущим детям…  Ни одной минуты я не думаю, что совершаю подвиг, это радость, я не вижу и не чувствую скорбей по безмерной милости Божией». 

В.К. Елизавета Федоровна — Императору Николаю II, 18 апреля 1909

Служение как понятие.

Служение  (ст. слав. – общинная служба) – это тип отношения человека к своей деятельности, при котором он ощущает себя ответственным и обязанным добросовестно и высоко продуктивно выполнять любую взятую на себя работу. И это независимо от того, каково руководство, каковы условия. Служение – это бескорыстие общественно ценных мотивов. .

Служение (греч. diakonia, лат. ministerium — служба) — служение Богу в Иисусе Христе, осуществляемое церковью и отдельными людьми благодаря силе Святого Духа. .

О служении в Священном писании Библейская энциклопедия Брокгауза сообщает следующее:

«В Новом Завете встречаются шесть понятий и родственных им выражений, наполненных единым богословским содержанием, которые характеризуют жизнь христианина как «служение Богу». Одно из них слово диаконейн первоначально означало «прислуживать за столом», «обеспечивать всем необходимым» (Лк. 10:40; Лк. 12:37; Ин. 12:2; Деян. 6:2). Если в Древней Греции этим словом обозначалась черновая, не достойная свободного человека работа, то в Новом Завете слово диаконейн употребляется по отношению к спасительной миссии Иисуса Христа (Мк. 10 и парал.), обретая тем самым свое главное значение: «христианское служение».

Исходя из выше сказанного, понятно, что служение, как ревностное исполнение своей деятельности, —  долг каждого гражданина и патриота. А вот служение, как подвиг самоотвержения, в его главном значении – служения Богу и ближним, удел немногих христиан. Одной из таких диаконисс Господних была прмц. Елисавета Фёдоровна Романова. Достоин восхищения тот факт, что, родившись в лютеранской семье, эта принцесса Гессен-Дармштадская всей душой полюбила Русскую землю и не только приняла православную веру, но и с радостью служила «страждущим детям» Господним до самой мученической кончины.

История

На первый взгляд Свято-Варсонофиевский женский монастырь имеет очень непродолжительную биографию, всего двадцать лет. Но предыстория обители началась гораздо раньше, с повеления Анны Иоанновны о крещении народности мокшей. Произошло это в 1740 году. Жители Селища проявили не только послушание, но рвение к религиозной жизни. В 1756 году община построила сразу два деревянных храма: Покровский и Никольский. Покровский храм был летним, и село получило свое церковное название от него – Покровские Селищи, а в Никольском службы правились в холодное время года.

К началу 19 века Покрово-Селищанский приход насчитывал 5500 человек. С течением времени поселение разрасталось и разделилось на две приходские деревни. Покровские Селищи остались при Никольском храме, а прихожане деревни Новые Выселки или Борзуновка (3900 прихожан) посещали Покровскую церковь, в которой был Никольский придел.

К середине 19 века, в 1854 году, в селе Новые Выселки был построен большой каменный храм, где разместились три престола: Покрова Пресвятой Богородицы и приделы, освященные в честь Великого равноапостольного князя Владимира и великомученицы Ирины. Храм повторял архитектуру Серафимо-Дивеевского монастыря.

Монастырская жизнь

Свято-Варсонофиевский женский монастырь (Мордовия) с момента своего основания живет по монашеским законам. Устроитель обители игумен Алексий и настоятельница игумения Варсонофия прилагают максимум усилий для развития обители. В монастыре общежительным уставом пребывает уже более ста сестер. Значимые вопросы монастырской и монашеской жизни решаются Духовным собором.

Свято-Варсонофиевский женский монастырь взял за правило строгий устав монашества. Здесь каждый день в течение суток совершается большой круг богослужений, постоянно читается Псалтырь, совершаются молебны святым по дням недели. Традицией стали ежедневные панихиды, совершаются молебны в честь Божией Матери.

Сестры стремятся принять ревностное участие во всех церковных обрядах и молитвах. Кроме общей церковной службы, есть иноческие утренние и вечерние правила. Одно из важных ежедневных событий состоит в ежевечернем крестном ходе вокруг обители с иконой праздника дня или святого Варсонофия.

История

Свято-Варсонофиевский женский монастырь основали на территории прихода села Покровские Селищи в 1743 году по указу императрицы Елизаветы. Изначально там построили два храма — Покровский и Никольский. С тех пор местное население укреплялось в православной вере и росло количественно, так что скоро приход был разделен на два новых.

Свято-Варсонофиевский женский монастырь в Мордовии

В 1903 местные крестьяне участвовали в охране царского поезда до Сарова в канун канонизации святого Серафима. С началом революции верующие смогли отстоять свои церкви, но в 1934 здания были отняты для большевицких задач. Церковь в Новых Выселках была разрушена до фундамента.

Прочие здания были ограблены и стояли пустые, позже их использовали под склады. Несмотря на то, что историки в 1975 году признали здания историческими памятниками, Покровская церковь была полностью уничтожена.

Восстановление прихода началось в 1991 году, а после возникновения Саранской епархии началась реставрация и восстановления зданий. Повторное освящение Никольского храма произошло в 1992 году, когда он был переименован в честь святого Варсонофия. В 1996 году по указу Патриарха Руси местная община стала официально именоваться монастырем.

С тех пор было построено несколько новых келейных корпусов и гостиница для паломников, восстановлен основной храм и организованы несколько домовых. В настоящее время на территории постоянно проживают 45-60 насельниц.

Основание монастыря

В Саранской епархии данная обитель считается самой молодой. Ведь появилась она всего двадцать лет назад, в 1996-ом.

История, о которой мы упоминали в самом начале, действительно более древняя, своими корнями уходит во времена царствования Елизаветы Петровны, когда, собственно, и произошло обращение местного народа в христианство. Мокшане выказали себя христианами усердными. В 1756-ом взялись они поставить не один храм, а целых два, оба деревянные. Сказано – сделано. Так вот и появились Покровская (холодная) и Никольская (теплая) церкви. А село получило название от одной из них – Покровские Селищи.

Уже далеко за 5,5 тысяч верующих насчитывалось в Покровско-Селищенском приходе к XIX-му столетию. Со временем он оказался разделенным надвое. Один остался в Покровских Селищах, где храм Никольской. А Покровская церковь со своими почти четырьмя тысячами местных жителей образовали второй – в соседних Новых Выселках (Бозуновке).

Это интересно: еще до начала прошлого века жители села собрали достаточно средств, чтобы возвести вместо старого холодного здания — грандиозный храм из камня в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы.

Накануне причисления к лику святых почтенного старца по имени Серафим (1903) случилось бозуновским и селищенским мужикам оказаться включенным в число охранников поезда, коим царственные особы до Сарова следовали от железнодорожной станции. И вот с той самой поры иконы того святого здесь стали почитать особенно.

Добраться можно на поезде и автобусе

Адрес: Зубово-Полянский район, деревня Покровские Селищи, Свято-Варсонофиевский женский монастырь (Мордовия).

Тел..

В монастырь часто организовываются паломничества. Переночевать, при желании, можно в гостинице при обители.

Если вы решите добраться самостоятельно, то проще сделать это на поезде:

  1. Нужно доехать до станции Зубова Поляна (Казанское направление).
  2. Отсюда нужно сделать пересадку на пригородный автобус до г. Спасск или деревни Пичланда, попросив остановить на остановке Новые Выселки.
  3. Оставшиеся до цели приблизительно 2 км преодолеть самостоятельно (ели пользуетесь навигатором GPS, введите координаты: N54°0’12.72″ E43°0’9.79).

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector