Значение стихотворений юрия живаго в романе б.л. «доктор живаго»
Содержание:
- Популярные сочинения
- «Весенняя распутица»
- «Стихотворения» доктора Живаго в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго»
- Библейские мотивы в романе Б. Л. Пастернака “Доктор Живаго”
- «Март»
- Стихотворения Юрия Живаго в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго»
- Сочинение на тему «Библейские мотивы в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго»
- «Март»
- «Гамлет»
- «Весенняя распутица»
- Второстепенные герои
- «Объяснение»
- «Объяснение»
Популярные сочинения
- Сочинение Радда в рассказе Макар Чудра (образ и характеристика) Радда с лёгкостью разбивает мужские сердца. Ведь все поддаются харизме красивой цыганки. Гордость и свободолюбие являются основными качествами главной героини.
- Сочинение на тему Жизнь 6, 8, 9, 11 класс На нашей планете есть жизнь…Как много смысла заложено в этом предложении. Жизнь — все живое: флора и фауна, большое разнообразие существ, растений, бактерий и прочих организмов
- Сочинение-описание по картине Аисты Тихого (9 класс) Картина «Аисты» была написана Алексеем Ивановичем Тихим в 1960 году. Она завораживает своей реалистичностью, яркостью красок, насыщенностью сюжета. Именно картина «Аисты» принесла художнику широкую известность.
«Весенняя распутица»
Многие стихотворения непосредственно связанны с сюжетом книги, одно из них «Весенняя распутница». Оно связанно с эпизодом возвращения Юрия домой из Юрятина. В нем показаны эмоции природы, которая после долгой разлуки встречает молодого человека, радуясь и в то же время, злясь на него за долгое отсутствие.
Герой тонко чувствует окружающий мир, его поэтический дар тесно связан с природой: он дан ему свыше, как и розе дан волнующий аромат. Никто не может постичь ответ на вопрос, кто создал мир таким богатым на противоречия, и не нам его менять, сводя к единообразию. Для Юрия, как и для других интеллигентов, естественно было отличаться от пролетариев, каждый по-своему хорош и полезен, поэтому нельзя строить политику страны на отторжении того или иного естества. Именно эту идею автор вдохнул в роман, показывая возвышенного человека, растоптанного и сломленного, как весенний первоцвет.
«Стихотворения» доктора Живаго в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго»
«Стихотворения Юрия Живаго» (1946-1955) включают поэтические произведения, созданные Б. Л. Пастернаком во время работы над романом «Доктор Живаго», в центре которого творческий человек, попавший в водоворот революционной эпохи. По словам В. Т. Шаламова, в романе «голосом автора говорят все герои — люди и лес, и камень, и небо… Главная сила романа в суждениях о времени, которое ждет не дождется честного слова о себе». Этот голос продолжает звучать и в «Стихотворениях Юрия Живаго». Цикл включает в себя 25 произведений, в той или иной мере развивающих тему самого романа. Первым стихотворением «Юрия Живаго» становится «Гамлет» — произведение, отражающее духовный мир главного героя. Обращение к Творцу с молитвой об облегчении участи — это не малодушие, т. к. уже в следующем четверостишии мы видим, как герой готов отстаивать свою внутреннюю свободу в жестоком мире лжи и мрака: Я люблю твой замысел упрямый И играть согласен эту роль. Но сейчас идет другая драма. И на этот раз меня уволь. Но продуман распорядок действий, И неотвратим конец пути. Я один, все тонет в фарисействе. Жизнь прожить — не поле перейти. «Гамлет» (1946) Тематика многих стихотворений соотносится с развитием сюжета романа. Так, например, стихотворение «Весенняя распутица» связано с эпизодом возвращения Живаго из Юрятина домой: Земля и небо, лес и поле Ловили этот редкий звук, Размеренные эти доли Безумья, боли, счастья, мук. «Весенняя распутица» (1953) Процесс работы главного героя романа над легендой о Егории Храбром отражается в стихотворении «Сказка» (1953). «Зимняя ночь» (1946) явно перекликается со сценами жизни Живаго и Лары в Варыкино. Внутреннее психологическое состояние отчаяния Юрия после отъезда Лары и Катеньки во многом сближается с переживаниями лирического героя в стихотворении «Разлука» (1953). Ряд стихотворений имеют автобиографическую основу и «связывают» жизнь героя романа и судьбу самого Б. Л. Пастернака. «Объяснение» (1947), «Осень» (1949), «Свидание» (1949) были посвящены О. Ивинской, послужившей наряду с другими женщинами прототипом образа Лары в романе и явившейся «большой привязанностью» поэта, как он писал в августе 1949 г. Трагические нотки звучат в этих стихотворениях, напоминая о прошлых встречах, о трагическом расставанье, но именно мир чувств, в который погружается лирический герой, и мир природы, его окружающий, отодвигают временно страхи и тяготы:Ты — благо гибельного шага, Когда житье тошней недуга, А корень красоты — отвага И это тянет пас друг к другу. «Осень» (1949) Тесно переплетается судьба Юрия Живаго с фактами биографии писателя и в стихотворении «Август» (1953). Драматический характер отношений Юрия Андреевича и Лары вводит в стихотворение тему смерти (сам поэт был близок к ней, когда в 1952 г. перенес инфаркт): В лесу казенной землемершею Стояла смерть среди погоста, Смотря в лицо мое умершее, Чтоб вырыть яму мне по росту. «Август» (1953) Несколько стихотворений цикла («Рождественская звезда» (1947), «Зимняя ночь» (1946), «Магдалина» (1949)) включают в себя традиционные евангельские сюжеты, что позволяет автору раскрыть духовно-нравственные черты образа Юрия Живаго. Символом не только стихотворения «Зимняя ночь», но и всей книги становится образ горящей свечи, несущей духовный свет: Мело, мело по всей земле Во все пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела. «Зимняя ночь» (1946) Хаос окружающего мира не так страшен и трагичен, если есть внутренний стержень, некая константа мирозданья, несущая надежду. Не случайно, что завершает цикл — «Гефсиманский сад» (1949). Особым символическим смыслом наполняются финальные строки: Но книга жизни подошла к странице, Которая дороже всех святынь. Сейчас должно написанное сбыться, Пускай же сбудется оно. Аминь. Ты видишь, ход веков подобен притче И может загореться на ходу. Во имя страшного ее величья Я в добровольных муках в гроб сойду. Я в гроб сойду и в третий день восстану, И, как сплавляют по реке плоты, Ко мне на суд, как баржи каравана, Столетья поплывут из темноты. Роман Б. Л. Пастернака написан по законам поэзии, в него органично включается лирическое начало, получающее свое логическое завершение в «Стихотворениях Юрия Живаго», ставшими поэтической биографией героя.
Библейские мотивы в романе Б. Л. Пастернака “Доктор Живаго”
Библия сама по себе много значила для Б. Л. Пастернака. В “Охранной грамоте” он писал: “Я понял, что, к примеру, Библия есть не столько книга с твердым текстом, сколько записная тетрадь человечества, и что таково все вековечное”. Поэтому интересны библейские мотивы в его творчестве. В романе “Доктор Живаго” получили воплощение как нравственные стороны евангельского учения, так и другие, связанные с главной идеей, принесенной Христом человечеству. “Смерти не будет”, – так звучит один из авторских вариантов названия будущего романа. По мнению Пастернака, человек должен носить в себе идею бессмертия. Без этого он не может жить. Юрий Живаго считает, что бессмертие будет достигнуто человеком, если он станет “свободен от себя” – примет на себя боль времени, примет все страдания человечества, как свои. И значимо то, что главный герой – не только врач, но и поэт. Сборник его стихотворений является результатом, итогом жизни. Это жизнь Юрия Живаго после смерти. В этом – бессмертие человеческого духа. Еще одна тема, которая волнует Пастернака, как и Достоевского. Это тема духовного воскрешения личности. Она явно вплетена в сложный романный ансамбль. Первые строки книги (похороны матери Юры, вьюжная ночь после погребения, переживания ребенка) – смысловой зачин этой темы. Позднее Юрию Андреевичу мнится, что он пишет поэму “Смятение” о тех днях, которые протекли между смертью Христа и его воскресением, о том пространстве и времени, когда шла борьба между воскресительной потенцией жизни и “черной земной бурей”: “И две рифмованные строчки преследовали его: “Рады коснуться /И надо проснуться”. Рады коснуться и ад, и распад, и разложение, и смерть, и, однако, вместе с ними рада коснуться и весна, и Магдалина, и жизнь. И – надо проснуться! Надо проснуться и встать. Надо воскреснуть”. А главный герой романа воскресение понимает так: “… Вот вы опасаетесь, воскреснете ли вы, а вы уже воскресли, когда родились, и этого не заметили”. Доктор Живаго считает, что человек в других людях и есть душа человека, его бессмертие: “В других вы были, в других и останетесь. И какая вам разница, что потом это будет называться памятью. Это будете вы, вошедшая в состав будущего”. Интересна в романе и идея жизни как жертвы. Именно такой жизнью живут герои романа. Для Пастернака важна тема сострадающего тождества души одного человека другому, мысль о неизбежности отдать всего себя за людей. Симушка Тунцова в романе рассуждает: “… Адам хотел стать Богом и ошибся, не стал им, а теперь Бог становится человеком, чтобы сделать Адама Богом”. Героям Пастернака присуща любовь к ближним. В “Охранной грамоте” автор писал, что “будущее человека есть любовь”. И о главном герое романа так говорится: “… всю жизнь он старался относиться с любовью ко всем людям, не говоря уже о близких и семье”. Есть еще один герой – Микулицын, который, как и герои Достоевского, живет любовью к ближним. Это про него сказано в романе: “… он преступно добр, добр до крайности. Пошумит, покобенится и размякнет, рубашку с себя снимет, последнею коркою поделится”. В романе Пастернака можно выделить два уклада бытия: естественная жизнь людей (время) и сверхъестественная (вечность). Лишь в контексте вечности жизнь человека и всего человечества получает для писателя смысл. Все события романа, все персонажи то и дело проецируются на новозаветное предание, сопрягаются с вечным, будь то явный параллелизм жизни доктора Живаго с крестным путем, судьбы Лары с судьбой Магдалины, Комаровского – с дьяволом. “Загадка жизни, загадка смерти” – над этой тайной бьется мысль автора “Доктора Живаго”. И Пастернак разгадывает “загадку смерти” через жизнь в истории-вечности и в творчестве. Вот почему у гроба Живаго любящая его женщина ощущает “веяние свободы и беззаботности”. Этого писателя всегда бесконечно трогало чудо жизни. Он никогда не утрачивал ощущения первичной красоты того, что нас непосредственно окружает. Этому Пастернак отдал свою жизнь, и это, собственно, его в ней держало. Но он никогда не обособлял себя от времени, просто пытался утвердить гармонию того существования, с которым он пришел в жизнь. Вот этим нам и дорог Пастернак. В этом залог его если не вечной, то, во всяком случае, длительной жизни.
«Март»
«Март» относится к пейзажной лирике Пастернака. Он выразительно описал весеннюю красу, пробуждающееся тепло и возрождение жизни. Писатель смог не только описать сельское житье, но и наполнить стих тайным смыслом. Он показал, что для деревенских людей радости заключаются в малом, в то время как москвичи отторгают дикость мартовской природы. Для горожан это слякоть и сырость, а для сельчан – долгожданное дело, начало трудов и забот, сулящих урожай.
Образ весны перекликается с образом крестьянки: у обеих дело кипит в руках. Для поэта время года ассоциируется с трудолюбивой скотницей, которая, наконец, дорвалась до уборки, и даже вилы ее «здоровьем пышут».
Стихотворения Юрия Живаго в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго»
Много лет Б. Пастернак вынашивал замысел романа, осмысляющего эпоху, в которую довелось ему жить. В романе «Доктор Живаго» история предстает как драматическое действие, в центре которого оказывается творческий человек. Стихи главного героя Юрия Живаго выделены в произведении в особую часть. Перед нами книга в книге. Она открывается стихотворением о Гамлете. Само название этого стихотворения и заданная в нем ситуация — осмыслить то, что происходит — говорит о том, что перед нами внутренний монолог героя, пытающегося определить характер собственной эпохи. Как известно, шекспировский герой рассуждал о времени и о себе, и такая же аналогия угадывается в стихотворении Юрия Живаго. Оно представляет собой монолог актера, играющего роль Гамлета:
Гул затих. Я вышел на подмостки. Прислонясь к дверному косяку, Я ловлю в далеком отголоске, Что случится на моем веку.
Автор воссоздает все атрибуты сцены. На героя «наставлен сумрак ночи тысячью биноклей на оси». Слова «роль», «драма», «замысел» также заставляют вспомнить высказывание Шекспира: «Весь мир — театр, а люди в нем — актеры». И потому ситуация театра и актера переосмысляется как ситуация мира вообще и человека в нем. А слова «Я люблю твой замысел упрямый» относятся не только к режиссеру драмы, но и к Создателю того мира, в котором каждый выбирает свой путь.
По глубокому убеждению поэта, человек должен быть достоин своей роли, своего предназначения в этом мире. «Жизнь прожить — не поле перейти», — говорит он. А, по всей видимости, прожить жизнь достойно будет не просто. В первом стихотворении книги уже ощущаются трагические предчувствия, мучающие героя. Строки «Если только можно, Авва Отче, чашу эту мимо пронеси», «Но сейчас идет другая драма, и на этот раз меня уволь» явно соотносятся с отношением поэта к происходящим вокруг него событиям.
Стихи из тетради Юрия Живаго — это стихи о самом дорогом, о сокровенном. Герой романа в памяти своей хранит свечу, которая горела за окном дома, где жила та, которую он встретил и полюбил. В стихотворении «Зимняя ночь» свеча становится точкой притяжения для человеческой души:
Мело, мело, по всей земле Во все пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела.
В образах снежной мглы, метели, которая заметает мир, явно угадывается перекличка с поэмой Блока «Двенадцать». Но у Юрия Живаго есть то, что освещает путь человека, идущего в снежной мгле. Свеча становится единственным и вечным источником света в тот час, когда метет по всей земле. В этой свече воедино собрано все: она символ любви, символ цели, к которой стремится человек, символ самой жизни.
Образ свечи имеет в христианской символике особое значение. Христос, обращаясь к своим ученикам, говорит о том, что свеча символизирует веру. Она светит так же, как вера освещает путь людям. У Пастернака свеча — это символ всего того доброго и хорошего, что есть в душах людей. Но свеча — это и внешний свет, который помогает людям видеть и находить добро, а также освещает все их поступки и дела.
Книга Юрия Живаго завершается стихотворением «Гефсиманский сад», название которого сразу же настраивает на библейское восприятие. В нем звучит важная мысль о том, что «спор нельзя решать железом». В этих словах Христа, по сути, выражается оценка Юрием Живаго тех событий, которые происходят в окружающем мире. Нельзя мечом установить историческую правду — вот вывод и героя романа, и самого Пастернака.
В этом же стихотворении ясно выражена тема добровольного пожертвования во имя искупления человеческих страданий:
Ты видишь, ход веков подобен притче И может загореться на ходу. Во имя страшного величья Я в добровольных муках в гроб сойду.
Здесь же появляется и мотив бессмертия, характерный для многих стихотворений Пастернака:
Я в гроб сойду и в третий день восстану, И, как сплавляют по реке плоты, Ко мне на суд, как баржи каравана, Столетья поплывут из темноты.
Таким образом, книга Юрия Живаго открывается темой предстоящих страданий и осознанием их неизбежности, а заканчивается темой добровольного принятия искупительной жертвы. В стихах, завершающих роман, проявился философский склад поэтического дарования Пастернака. Поэт стремится осмыслить жизнь и все больше убеждается в том, что она может быть построена на основах добра, любви и красоты. И чем труднее то время, в которое довелось тебе жить, тем нужнее эти нравственные основы.
Сочинение на тему «Библейские мотивы в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго»
Поэтому интересны библейские мотивы в его творчестве. В романе «Доктор Живаго» получили воплощение как нравственные стороны евангельского учения, так и другие, связанные с главной идеей, принесенной Христом человечеству. «Смерти не будет», — так звучит один из авторских вариантов названия будущего романа. По мнению Пастернака, человек должен носить в себе идею бессмертия. Без этого он не может жить. Юрий Живаго считает, что бессмертие будет достигнуто человеком, если он станет «свободен от себя» — примет на себя боль времени, примет все страдания человечества, как свои.
Внимание!
Если вам нужна помощь с работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.
Подробнее Гарантии Отзывы
И значимо то, что главный герой — не только врач, но и поэт. Сборник его стихотворений является результатом, итогом жизни. Это жизнь Юрия Живаго после смерти. В этом — бессмертие человеческого духа.
Еще одна тема, которая волнует Пастернака, как и Достоевского. Это тема духовного воскрешения личности. Она явно вплетена в сложный романный ансамбль. Первые строки книги (похороны матери Юры, вьюжная ночь после погребения, переживания ребенка) — смысловой зачин этой темы. Позднее Юрию Андреевичу мнится, что он пишет поэму «Смятение» о тех днях, которые протекли между смертью Христа и его воскресением, о том пространстве и времени, когда шла борьба между воскресительной потенцией жизни и «черной земной бурей»: «И две рифмованные строчки преследовали его: «Рады коснуться /И надо проснуться».
Рады коснуться и ад, и распад, и разложение, и смерть, и, однако, вместе с ними рада коснуться и весна, и Магдалина, и жизнь. И — надо проснуться! Надо проснуться и встать. Надо воскреснуть».
А главный герой романа воскресение понимает так:
«…Вот вы опасаетесь, воскреснете ли вы, а вы уже воскресли, когда родились, и этого не заметили». Доктор Живаго считает, что человек в других людях и есть душа человека, его бессмертие: «В других вы были, в других и останетесь. И какая вам разница, что потом это будет называться памятью. Это будете вы, вошедшая в состав будущего».
Интересна в романе и идея жизни как жертвы. Именно такой жизнью живут герои романа. Для Пастернака важна тема сострадающего тождества души одного человека другому, мысль о неизбежности отдать всего себя за людей. Симушка Тунцова в романе рассуждает: «…Адам хотел стать Богом и ошибся, не стал им, а теперь Бог становится человеком, чтобы сделать Адама Богом». Героям Пастернака присуща любовь к ближним. В «Охранной грамоте» автор писал, что «будущее человека есть любовь». И о главном герое романа так говорится: «…всю жизнь он старался относиться с любовью ко всем людям, не говоря уже о близких и семье». Есть еще один герой — Микулицын, который, как и герои Достоевского, живет любовью к ближним. Это про него сказано в романе: «…он преступно добр, добр до крайности. Пошумит, покобенится и размякнет, рубашку с себя снимет, последнею коркою поделится».
В романе Пастернака можно выделить два уклада бытия: естественная жизнь людей (время) и сверхъестественная (вечность). Лишь в контексте вечности жизнь человека и всего человечества получает для писателя смысл. Все события романа, все персонажи то и дело проецируются на новозаветное предание, сопрягаются с вечным, будь то явный параллелизм жизни доктора Живаго с крестным путем, судьбы Лары с судьбой Магдалины, Комаровского — с дьяволом.
«Загадка жизни, загадка смерти» — над этой тайной бьется мысль автора «Доктора Живаго». И Пастернак разгадывает «загадку смерти» через жизнь в истории-вечности и в творчестве. Вот почему у гроба Живаго любящая его женщина ощущает «веяние свободы и беззаботности».
Закажите работу от 200 рублей
Если вам нужна помощь с работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.
Подробнее Гарантии Отзывы
Этого писателя всегда бесконечно трогало чудо жизни.
‘Он никогда не утрачивал ощущения первичной красоты того, что нас непосредственно окружает. Этому Пастернак отдал свою жизнь, и это, собственно, его в ней держало. Но он никогда не обособлял себя от времени, просто пытался утвердить гармонию того существования, с которым он пришел в жизнь. Вот этим нам и дорог Пастернак. В этом залог его если не вечной, то, во всяком случае, длительной жизни.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта https://www.coolsoch.ru/
«Март»
«Март» относится к пейзажной лирике Пастернака. Он выразительно описал весеннюю красу, пробуждающееся тепло и возрождение жизни. Писатель смог не только описать сельское житье, но и наполнить стих тайным смыслом. Он показал, что для деревенских людей радости заключаются в малом, в то время как москвичи отторгают дикость мартовской природы. Для горожан это слякоть и сырость, а для сельчан – долгожданное дело, начало трудов и забот, сулящих урожай.
Образ весны перекликается с образом крестьянки: у обеих дело кипит в руках. Для поэта время года ассоциируется с трудолюбивой скотницей, которая, наконец, дорвалась до уборки, и даже вилы ее «здоровьем пышут».
«Гамлет»
Однако, цикл стихов в романе «Доктор Живаго», открывает «Гамлет», написанный Борисом Леонидовичем в 1946 году. В нем автор находит своего духовного брата, и через него показывает свои опасения за новый век. В лирике неспроста появляется Иисус Христос. Юрий, как и сын Божий, предчувствует беды человечества, а также свою гибель. Он приходит на поле брани помогать, а не воевать, хочет помочь людям, а не партиям. И за искренний посыл он был сломлен и раздавлен.
Пастернак предвидел и свою смерть, ведь он изобразил трагическую судьбу русской интеллигенции, которая не приняла революцию, и знал, что правительство не простит ему этого. Так и произошло: писателя затравили в прессе, а гениальный роман оценили лишь за рубежом. Нобелевскую премию за него он так и не получил.
«Весенняя распутица»
Многие стихотворения непосредственно связанны с сюжетом книги, одно из них «Весенняя распутница». Оно связанно с эпизодом возвращения Юрия домой из Юрятина. В нем показаны эмоции природы, которая после долгой разлуки встречает молодого человека, радуясь и в то же время, злясь на него за долгое отсутствие.
Герой тонко чувствует окружающий мир, его поэтический дар тесно связан с природой: он дан ему свыше, как и розе дан волнующий аромат. Никто не может постичь ответ на вопрос, кто создал мир таким богатым на противоречия, и не нам его менять, сводя к единообразию. Для Юрия, как и для других интеллигентов, естественно было отличаться от пролетариев, каждый по-своему хорош и полезен, поэтому нельзя строить политику страны на отторжении того или иного естества. Именно эту идею автор вдохнул в роман, показывая возвышенного человека, растоптанного и сломленного, как весенний первоцвет.
Второстепенные герои
Павел Антипов
Не имея семьи уходит на фронт в качестве добровольца. Война очень меняет его жизненные взгляды и никак не может приспособиться к обстановке военного времени. В революционное время становится комиссаром и меняет фамилию. После возвращения на родину встречает доктора Живаго, от которого узнает о трагической судьбе Ларисы, после чего кончает жизнь самоубийством.
Евграф Живаго
Является сводным братом главного героя. Очень восхищен талантом своего брата. Всегда помогает ему во всем особенно в материальном плане. Но Юрий даже и не догадывается кем работает его сводный брат. Но благодаря ему Юрий живет и работает в своем городе. Даже после трагического конца Юрия, Евграф продолжает помогать его детям.
Веденяпин Николай
Является дядей Юрия. Который приютил его после смерти последнего родителя. Он и рассказывает о его родителях, и заботиться о нем как может.
Александр и Анна Громеко
Являются приемными родителями Юрия, и родными для Тони. Были очень положительными людьми которые сделали Юрия таким, какой он есть. Долгие разговоры с приемным отцом закаляют характер доктора. Мать же благословила их брак незадолго до своей кончины.
Марина
Является неофициальной женой доктора, которая доживает с ним последние его годы жизни, родив ему двоих детей.
«Объяснение»
Некоторые стихотворения имеют автобиографический характер, помогая связать судьбу Бориса Леонидовича с участью Живаго, одно из таких «Объяснение». Оно было посвящено Ольге Ивинской, а в книге помогло передать характер взаимоотношений Юрия и Лары.
Произведение повествует о разлуке, тяга к которой для поэта сильнее всего, ведь он острее других чувствует, что роман подошел к концу. Страсть не могла закончиться по-другому. Хоть герои все еще не остыли друг к другу, но им пора прощаться. Их нынешнее положение автор называет «неустройством», а любимой женщине пророчит брак, как будто для нее так будет лучше, и вскоре она забудет его.
Такой же сильной страстью обернулись взаимоотношения доктора и его ассистентки. Также были они обречены на расставание, ведь Юрий не мог обеспечить защиту ей и ее ребенку в таком шатком положении. Он отпустил ее, зная, что так она будет в безопасности.
«Объяснение»
Некоторые стихотворения имеют автобиографический характер, помогая связать судьбу Бориса Леонидовича с участью Живаго, одно из таких «Объяснение». Оно было посвящено Ольге Ивинской, а в книге помогло передать характер взаимоотношений Юрия и Лары.
Произведение повествует о разлуке, тяга к которой для поэта сильнее всего, ведь он острее других чувствует, что роман подошел к концу. Страсть не могла закончиться по-другому. Хоть герои все еще не остыли друг к другу, но им пора прощаться. Их нынешнее положение автор называет «неустройством», а любимой женщине пророчит брак, как будто для нее так будет лучше, и вскоре она забудет его.
Такой же сильной страстью обернулись взаимоотношения доктора и его ассистентки. Также были они обречены на расставание, ведь Юрий не мог обеспечить защиту ей и ее ребенку в таком шатком положении. Он отпустил ее, зная, что так она будет в безопасности.