«я один, все тонет в фарисействе…» (светлана филатова)

«Смерти не будет»

Коротко основную мысль «Гефсиманского сада» можно выразить так: «Смерти не будет». Это было одно из рабочих названий романа «Доктор Живаго», которому был предпослан эпиграф, указывающий, откуда взяты эти слова: И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет: ибо прежнее прошло («Откровение Иоанна Богослова», 21:4). Еще один из вариантов заглавия: «Живые, мертвые и воскресающие».

Пастернак был хорошо знаком с Писанием, особенно любил псалмы, а также знал многие тексты христианского богослужения наизусть. О намерении написать стихи на евангельские сюжеты Пастернак сообщал еще в 1920-х годах. Сквозной темой евангельского цикла стихотворений «Доктора Живаго» становится искупительное страдание, побеждающее смерть. Еще в первоначальной, карандашной, рукописи цикл стихотворений предварялся эпиграфом из французского поэта Шарля Бодлера: «Я знаю, что страдание — единственная форма благородства».

«Воскресение» (фрагмент), Андреа Монтенья

«Гефсиманский сад» это ключ к тому, о чем весь роман Пастернака. Сам сюжет «Доктора Живаго» — это личная судьба человека на фоне колоссальных по масштабу исторических событий, его попытка найти любовь и быть любимым, быть честным, сохранить благородство. Загадки истории остаются загадками; жизненный путь содержит неудачи и падения. Прозаическая часть романа начинается смертью (матери героя) и завершается тем, что умирает сам главный герой. Не героически. Не в тюрьме и не на войне. Обычная, «бытовая» смерть. И если бы только этим роман закончился, то от читателя ускользнул бы его смысл. А ключ к этому смыслу — в «Стихотворениях Юрия Живаго». Не смерть доктора Живаго, а именно эта тетрадь и есть настоящий финал. То, что человеку не удается понять и примирить во времени, покрывается в этих бессмертных стихах надеждой на Бога и на вечную жизнь. В Боге ответы на все вопросы. И в итоге получается, что не смертью героя заканчивается книга, а переходом в вечность. Жизнь не кончается. И если для кого-то «Доктор Живаго» остаётся зашифрованным текстом, то ключ к его шифру один — это тетрадь со стихотворениями. Последнее из которых завершается так:

Но книга жизни подошла к странице,
Которая дороже всех святынь.
Сейчас должно написанное сбыться,
Пускай же сбудется оно. Аминь.

Ты видишь, ход веков подобен притче
И может загореться на ходу.
Во имя страшного ее величья
Я в добровольных муках в гроб сойду.

Я в гроб сойду и в третий день восстану,
И, как сплавляют по реке плоты,
Ко Мне на суд, как баржи каравана,
Столетья поплывут из темноты».

Анализ стихотворения Б.Л. Пастернака «Гамлет», 11 класс

Краевое государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Ачинский колледж транспорта и сельского хозяйства»

Анализ стихотворения Б.Л. Пастернака «Гамлет»

(1890 – 1960)

На интерактивной доске портрет Б.Л. Пастернака и текст его стихотворения «Гамлет»

Восприятие, истолкование оценка.

Стихотворение Б. Пастернака «Гамлет»- своеобразный ключ к пониманию романа писателя «Доктор Живаго». Им открывается 17-я стихотворная глава этого произведения.

Читая это стихотворение, понимаешь, что оно допускает множество взаимосвязанных прочтений. Различные толкования его смысла не противоречат друг другу, а помогают точнее узнать значение стихотворения в структуре книги и оценить роман «Доктор Живаго» как произведения мировой классики.

Прочтение первое.

Название стихотворения, заданная в нем ситуация – неизбежность предначертанного герою пути и попытка эту неизбежность осмыслить – говорят о том, что это внутренний монолог Гамлета, датского принца, героя трагедии В. Шекспира «Гамлет».

Прочтение второе.

Стихотворение представляет собой монолог актера, играющего роль Гамлета на сцене перед зрительным залом: «Я вышел на подмостки

».«На менянаставлен сумрак ночи тысячью биноклей на оси ». Слова«замысел»,«роль»,«распорядок действий»,«драма» можно целиком отнести к актерскому ремеслу. По своему положению актер должен до конца довести свою роль в драме.

Прочтение третье.

Вспоминаем известную формулу Вильяма Шекспира: «Весь мир – театр, илюди в нем – актеры». Гамлет – это каждый из нас как человек, всякий день хорошо или плохо играющий свою роль в драме жизни, призванный достойно пройти предначертанный свыше путь. В первых строках стихотворения — начало жизненного пути каждодневной драмы. Как быть достойным своей роли, своего предназначения в этом мире? Чей это«замысел упрямый»? Кто автор«пьесы»? Разумеется, режиссер мира, Создатель, Бог!

Прочтение четвертое.

В стихотворении содержится внутренний монолог Христа – его молитва в Гефсиманском саду: «И говорил Авва Отче! Все возможно Тебе; пронесичашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты» (Евангелие от Марка 14:36.);«И отошед немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты» (Евангелие от Матфея 26:39.). У Пастернака соответствующаястрофа воспринимается почти как дословная цитата:Если только можно, Авва Отче,

Чашу эту мимо пронеси.

Прибавим к этому картину звездной ночи, упоминание о фарисействе и одиночестве героя. В таком прочтении жизнь предстает не театром, не драмой и не ролью. Она – искупительная жертва. Что такое личностное бессмертие человека? В чем ценность отдельной личности? Христос сказал миру новое Слово и своей жизнью подтвердил его истинность. Интересно отметить, что мать Юрия Живаго звали Мария, как мать Христа, а фамилия героя как будто была заимствована из Откровения 7:2 – «печать Бога Живаго».

Прочтение пятое.

Будучи включенным в сборник «Стихотворения Юрия Живаго»,

это произведение воспринимается как созданное главным героем романа, согласно сюжету, оно было переписано и доработано Юрием Живаго за несколько дней до его смерти. Жизненный путь Живаго соотносим с жизнью Гамлета и с жизнью актера, и с жизнью Христа.

Прочтение шестое.

Оно последнее из наиболее очевидных.

Стихотворение принадлежит перу Бориса Пастернака. Жизненные пути героя романа «Доктор Живаго» и его автора соотносятся между собой.

Таким образом, стихотворение Б.Л. Пастернака «Гамлет», состоящее всего из двенадцати строк, представляет собой совершенно уникальное произведение, которое свидетельствует об исключительном и неповторимом таланте и высоких духовных стремлений его автора.

Знаменитые христианские святыни: Гефсиманский сад

Среди последователей христианского вероисповедания и вообще культурных, образованных людей всего мира места, связанные с жизнью и духовно-просветительской деятельностью Иисуса, считаются особо почитаемыми и обладающими несомненной исторической и культурной ценностью.

Сад в Гефсимании

Гефсиманский сад – одна из таких святынь. Само название «Гефсимания» значит «пресс для масличных культур», «масличный пресс». Это местность в Израиле близ Восточного Иерусалима, расположенная у горы Елеон. Долина Кедрон, раскинувшаяся у её подножья, включает в себя ту самую землю, где некогда рос легендарный Гефсиманский сад. В настоящее время от него остался небольшой фрагмент общей площадью 47х50 м.

Связь с библейскими событиями

В те времена, о которых повествует Новый Завет, так называли всю долину. Гефсиманский сад сейчас примыкает к гробнице Божьей Матери. Согласно Евангелию, именно тут провёл свои последние часы перед арестом Христос. Здесь он молился Отцу Небесному, прося отвести от него тяжкую чашу страданий и в то же время смиренно соглашаясь с Его волей и теми испытаниями, которые ему уготовлены. Апостолы-ученики знали, что Иисус любит Гефсиманский сад и часто уединяется в нём, чтобы поразмышлять о своём, отдохнуть от городской суеты, погрузиться в высокое общение с Богом. Потому Иуда указал стражникам именно это место, где можно найти Христа и без проблем, лишнего шума арестовать. Современные исследования смогли даже достаточно верно указать тот уголок сада, где происходили легендарные события. Он расположен среди самых древних оливковых деревьев, возраст которых насчитывает не одну сотню лет.

Гефсиманский сад и христианские традиции

В Библии много страниц отведено повествованию о том, что делал Христос в Гефсиманском саду. Для верующих всех стран христианских конфессий это место ассоциируется со Страстями Господними. Ежегодно сюда устремляются паломники со всех концов земли. Традиция эта повелась с тех пор, как был распят Иисус. А в 14 веке на месте постоянных молений Христа был построен первый небольшой храм – от Византийской Православной Церкви. Новый Дом Божий возвели там же через столетие, когда предыдущий был разрушен. В 17 веке представители католического ордена Святого Франциска (францисканцы) установили над местностью свой надзор. А тот уголок, где молился Иисус в Гефсиманском саду, с середины 19 века огородили высокой стеной, закрыв вход в него всем желающим.

Гефсиманские храмы

На Святой гефсиманской земле в настоящее время открыты и действуют три крупных церкви, имеющие огромное общехристианское значение.

  • В первую очередь это так называемая Церковь Всех Наций. Она принадлежит францисканцам и была возведена в первой четверти 20 века. Главной реликвией храма считается камень, на котором, как гласят предания, слёзно молился Христос перед арестом. Название же церкви связано с тем, что для её постройки были собраны пожертвования от верующих многих европейских государств и граждан Канады. Перед церковью есть алтарь. Достопримечательности храма – мозаичные картины на темы послдних дней Иисуса.
  • Возле гробницы, где похоронена Богородица, построена церковь Успения. Там же расположены места последнего успокоения родителей Девы Марии и св. Иосифа. Воздвигла её ещё в 12 веке св. Елена. Принадлежит храм православной церкви Иерусалима и Армянской православной конфессии.
  • И ещё одна православная святыня, на сей раз русская – это церковь св. Марии Магдалины, построенная императором Александром III во второй половине 19 в. Украшена она иконами знаменитого художника Верещагина. Венчают храм традиционные для русской архитектуры купола с крестами. При храме действует женский монастырь.

Как видим, святыни во все времена остаются для людей святынями.

Смысл

Смысл произведения заключается в том, что жизнь человека — это извечный выбор. Не зря Пастернак дал своему творению название, связанное с одноимённой пьесой Уильяма Шекспира «Гамлет», где главный герой, размышляя, задаётся таким философским вопросом «быть или не быть?». На жизненном пути встречается весьма много трудностей, которые могут сломить человека, сбив его с истинного курса. Терпение, наличие собственного мнения и чёткой жизненной позиции — это залог успеха на пути реализации собственных идей, связанных с положительными метаморфозами процесса изменения социума.

Однако автор прекрасно понимает, что порой человек проигрывает борьбу с роком. От него пал Гамлет, от него потерпел поражение Юрий Живаго. И предвкушение этого поражения видно как раз-таки в этих строках. Лирический герой принимает роль, данную ему, но не хочет играть в «другой драме». Но чашу не пронесли мимо, и он вынужден выйти на сцену, где его падение предрешено. Так и герой романа понимает, к чему его ведет рок революционных событий, но покорно следует ему.

Тема, проблемы, настроение

Эти строки можно считать темой стихотворения «Гамлет». Неизбежность чего-то конкретного, возможно нежеланного, но необходимого – это основная тема разбираемого произведения.

Проблематика стихотворения «Гамлет» достаточно широкая, многогранная. Автор в произведении поднимает проблему выбора дальнейшего пути, конфликта личности и общества, проблему одиночества, проблему принятия неизбежного. Лирический герой видит свой путь, и ему тяжело смириться с этим.

Настроение стихотворения «Гамлет» лирическое, сумрачное, но смиренное.

Тема и настроение стихотворения не лучезарные, но воспринимается оно достаточно легко, без удручающего «послевкусия».

«Март»

«Март» относится к пейзажной лирике Пастернака. Он выразительно описал весеннюю красу, пробуждающееся тепло и возрождение жизни. Писатель смог не только описать сельское житье, но и наполнить стих тайным смыслом. Он показал, что для деревенских людей радости заключаются в малом, в то время как москвичи отторгают дикость мартовской природы. Для горожан это слякоть и сырость, а для сельчан – долгожданное дело, начало трудов и забот, сулящих урожай.

Образ весны перекликается с образом крестьянки: у обеих дело кипит в руках. Для поэта время года ассоциируется с трудолюбивой скотницей, которая, наконец, дорвалась до уборки, и даже вилы ее «здоровьем пышут».

История создания

Данное произведение Пастернак писал, будучи уже в весьма зрелом возрасте. Полностью завершено оно было после войны, в 1946 году. Произведение открывает цикл стихов, написанных героем романа «Доктор Живаго».

Пастернак работал над своим творением с огромным увлечением. Первые две главы писатель создал практически на одном дыхании, но после этого он был вынужден «заморозить» процесс написания в силу материальных трудностей. В стихотворении «Гамлет» ярко отразилась лёгкость пера и упоение идей созидания настоящего шедевра, который вошёл в историю мировой литературы.

После окончания написания романа началась настоящая травля Пастернака, как со стороны власти, так и других писателей. В день присуждения премии, 23 октября 1958 года, Президиум ЦК КПСС принял постановление «О клеветническом романе Б. Пастернака», которое признало решение Нобелевского комитета очередной попыткой втягивания в холодную войну. На Западе его произведение яро критиковал В. В. Набоков. Стихотворение «Гамлет» служит неким отражением отношения Пастернака к окружающему миру, который кишит лжецами и лицемерами, а жизнь преисполнена преградами и трудностями.

Анализ стихотворения “Я – Гамлет…” Блока

“Я – Гамлет…” (1914). В стихотворении изображена траге­дия чистой души, столкнувшейся с бесконечным злом мира. Стихотворение сюжетно: преданность любви Гамлета обостря­ется враждебностью мира.

Любовь к Офелии – единственное тепло среди холодности жизни, “неба клочок”, который позво­лил Гамлету дышать, поэтому уход Офелии из “холода жизни” воспринимается как преддверие гибели Гамлета. Произведение построено в форме монолога:

Когда плетет коварство сети.

И гибну, принц, в родном краю,

Клинком отравленным заколот.

В стихотворении Гамлет и Офелия – обладатели общей судьбы: “холодеет кровь” принца, охваченного сетями коварст­ва, и Офелию “увел далеко жизни холод”. Единственное условие жизни героев – их внутренняя связь.

Глоссарий:

– я гамлет холодеет кровь анализ

– Анализ стихотворения гамлет

– анализ стихотворения блока я гамлет

«Гамлет»

Однако, цикл стихов в романе «Доктор Живаго», открывает «Гамлет», написанный Борисом Леонидовичем в 1946 году. В нем автор находит своего духовного брата, и через него показывает свои опасения за новый век. В лирике неспроста появляется Иисус Христос. Юрий, как и сын Божий, предчувствует беды человечества, а также свою гибель. Он приходит на поле брани помогать, а не воевать, хочет помочь людям, а не партиям. И за искренний посыл он был сломлен и раздавлен.

Пастернак предвидел и свою смерть, ведь он изобразил трагическую судьбу русской интеллигенции, которая не приняла революцию, и знал, что правительство не простит ему этого. Так и произошло: писателя затравили в прессе, а гениальный роман оценили лишь за рубежом. Нобелевскую премию за него он так и не получил.

Стихотворение Б.Л. Пастернака «Гамлет» (восприятие, истолкование, оценка).

Бориса Леонидовича Пастернака поистине можно назвать настоящим художником слова и звука. Всесторонне одаренный, он с детства занимался музыкой, после гимназии поступил и закончил философское отделение историко-филологического факультета Московского университета. Безусловно, такая разносторонняя развитость не могла не отразиться на его творчестве.

Самому Пастернаку довелось жить в трудное, ломающее людей и государство время. Но поэт не участвовал ни в одной из войн из-за детской травмы. Поэтому он невольно становился сторонним наблюдателем и осмыслителем происходящих в стране перемен. Так родилось множество произведений Пастернака. Так появился на свет замечательный роман «Доктор Живаго». Это произведение примечательно не только своей идеей, глубоким философским наполнением, но и способом, который использовал Пастернак для полного раскрытия характера своего героя. Роман снабжен еще и «Стихотворениями Юрия Живаго», благодаря которым мы можем лучше понять тонкую душу героя, увидеть его скрытые переживания.

«Гамлет» — произведение, открывающее собой «Стихотворения Юрия Живаго», семнадцатую часть знаменитого романа. Заглавие указывает читателю на образ шекспировского героя. Известно, что Гамлету ценой жизни пришлось выполнить свой тяжелый долг – отомстить за отца. Но ведь Гамлет – это еще и роль в пьесе. Первая строка стихотворения говорит нам о том, что повествование ведется от лица актера, играющего эту роль. Ему выход на сцену необходим еще и потому, что только так он может уловить в шуме жизни отголоски прошлого:

Гул затих. Я вышел на подмостки.

Прислонясь к дверному косяку,

Я ловлю в далеком отголоске,

Что случится на моем веку.

В начальных строчках второго четверостишия явно чувствуется одиночество лирического героя, его противостояние залу:

На меня наставлен сумрак ночи

Тысячью биноклей на оси.

Зрители здесь – бездушная масса, сумрак ночи. В этих двух строчках сильно ощущается образ холодного любопытства толпы. В этих зрителях герой не найдет сочувствия, понимания

Они с жестоким вниманием будут наблюдать за действиями, разворачивающимися на сцене театра или жизни. Зрительный зал становится полным тревоги и угрозы, не зря автор сравнивает его с «сумраком ночи»

Заканчивается это четверостишие почти дословной передачей слов Иисуса Христа. Это была его мольба Богу-Отцу в ночь перед предательством Иуды и дальнейшими страданиями. И вот лирический герой молит о том же самом:

Если только можно, Авва Отче,

Чашу эту мимо пронеси.

Видимо, режиссером этого спектакля является Бог, а в образе актера проявляются черты Иисуса Христа. Лирический герой согласен сыграть эту, уготованную историей и культурой, роль. Он любит этот «упрямый» замысел:

Я люблю твой замысел упрямый.

И играть согласен эту роль.

Но сейчас идет другая драма,

И на этот раз меня уволь.

Мы видим, что в этот раз на сцене разворачивается еще невиданная человечеством драма. Роль в ней смертельно опасна. Видимо, это драма самой жизни

Важно заметить, что в поэзии Пастернака понятия «поэт» и «актер» часто схожи, синонимичны. Поэтому актера, играющего роль Гамлета, мы можем соотнести с поэтом, чей жизненный путь также тяжек и трагичен

Последнее четверостишие насквозь пронизано ощущением неотвратимости судьбы:

Но продуман распорядок действий,

И неотвратим конец пути.

Я один, все тонет в фарисействе.

Жизнь прожить – не поле перейти.

Распорядок действий продуман уже давно. Он неотвратим, потому что находится во власти высшей силы и мудрости. Жить, играть и творить надо все равно, хотя трагический конец пути уже недалек. Весь мир потоплен в фарисействе, то есть в лицемерии и ханжестве. Лирический герой очень сильно ощущает свое одиночество, ведь его судьба – противостоять толпе.

Последняя строка стихотворения повторяет известную поговорку. С ее помощью лирический герой обретает черты обычного земного человека.

Это стихотворение очень сложно по смыслу, несмотря на то, что написано достаточно простым размером: пятистопным хореем. В произведении Пастернак создал сложный ряд лирических образов. Ведь лирическое «я» стихотворения – это и актер, играющий Гамлета, и поэт, обладающий чертами святого страдальца Христа. Сюда можно с легкостью причислить и Юрия Живаго — не только врача, но и философа, и поэта. И, конечно же, в этом стихотворении виден сам Борис Леонидович Пастернак с его сложной и трагической судьбой.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Анализ «Гамлет» Пастернак

Анализ «Гамлет» Пастернак

«Гамлет» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

Стихотворение «Гамлет» было закончено Б. Пастернаком после войны, в 1946 году. Именно оно открывает цикл стихов, написанных героем романа «Доктор Живаго» Юрием.

Мир, в котором живет человек – это далеко не всегда бабочки, цветы и белые полосы жизни. Рано или поздно цветы покрываются шипами, у бабочек появляется острое жало, а дорога вперед почему-то приводит в тупик. Чью сторону принять, если однажды вы столкнулись с ненавистью, подлостью и завистью? Выбор своей нравственной позиции в жестоком мире насилия и зла – основная тема стихотворения «Гамлет» Юрия Живаго.

Лирический герой произведения выходит на сцену жизни, будто шекспировский «Гамлет». Толпа зрителей затихает – они ждут, они алчут от героя представления. Между тем, фразу «Я вышел на подмостки» можно истолковать как выход на казнь (в словаре Ефремовой подмостки – это настил из досок на возвышении). Ничем не напоминает эшафот, друзья?

Но за что толпа собирается казнить «Гамлета»? Может быть, за то, что он умеет видеть свое будущее («Я ловлю в далеком отголоске, Что случится на моем веку»)? Или может быть, его силы почти иссякли и он еле держится на ногах, прислонившись к двери («Прислонясь к дверному косяку»)?

Чтобы понять причину конфликта толпа/герой, автор переносит нас в атмосферу ночи. Темнота, мрак сгущаются, будто вселенское зло собралось в одном месте, чтобы наброситься на героя («На меня наставлен сумрак ночи»). И даже звезды на небе против него («Тысячью биноклей на оси»).

Далее Пастернак использует библейский мотив, взятый из Евангелия. («Если только можно, Aвва Oтче, Чашу эту мимо пронеси»). Лишь однажды Иисус усомнился в своих делах, и фраза, сказанная им в момент душевных терзаний, прозвучала именно так.

Лирический герой понимает, что судьба каждого человека – быть унылой овечкой, когда надо лгать и притворяться, и свирепым волком, когда рядом находится тот, кто слабее тебя. Раньше он хотел жить, как все («И играть согласен эту роль»), но его предназначение оказалось совершенно другим. Лирический герой не может терпеть ложь и насилие, зло и предательство. И та драма жизни, которая развернулась вокруг него, требует иных действий («Но сейчас идет другая драма, И на этот раз меня уволь»).

В последней строфе стихотворения «Гамлет» конфликт герой/толпа не просто накаляется – он обрастает новой проблематикой. Герой осознает, что будет непросто («Жизнь прожить – не поле перейти»), но оказывается, что бороться с ложью ему придется одному («Я один, все тонет в фарисействе»). При этом Пастернак удачно использует слово «фарисейство», которое означает формальное, показное исполнение чьих-либо правил и предписаний

Образ лирического героя. Однако было бы глупо отождествлять лирического героя с Юрием Живаго, Пастернаком, Гамлетом или даже Иисусом. Перед нами – Человек с большой буквы в контексте историко-культурного наследия человечества. Перед нами – Личность, впитавшая в себя духовное наследие всех предшествующих эпох. И, в конце концов, перед нами Современник, который борется со «спящим» миром силой духа, творчества и внутренней свободы.

Стихотворный размер «Гамлета» – пятистопный хорей, который нередко использовал a своей лирике автор «Бородино» Михаил Лермонтов. Рифмовки перекрестные (абаб), рифмы мужские (уд. на последнем слоге) и женские (уд. на предпоследнем слоге).

Другие материалы по творчеству автора:

  • Краткое содержание по главам «Доктор Живаго» Пастернак
  • Краткое содержание «Доктор Живаго» Пастернак
  • Анализ «Доктор Живаго» Пастернак
  • Анализ «Быть знаменитым некрасиво…» Пастернак
  • Анализ «Золотая осень» Пастернак
  • Критика «Доктор Живаго» Пастернак
  • Анализ «Сосны» Пастернак
  • Анализ «Февраль» Пастернак
  • Анализ «Июль» Пастернак
  • Анализ «Ландыши» Пастернак
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector