Спасо-прилуцкий монастырь в вологде: на страже веры русского севера

Как живет обитель в наше время?

Как и для многих других храмов и монастырей, XX век стал для Спасо-Прилуцкой обители трагическим временем. Монастырь был закрыт советской властью еще в 1920-е годы.Потом здесь были пересыльная тюрьма, склады, кинотеатр…

И вот в 1991 году, после 67-летнего перерыва, в Спасо-Прилуцком был вновь открыт мужской монастырь. А 24 февраля 1992 года, в день памяти Димитрия Прилуцкого (600-летие преставления), монастырь полностью возвратили Русской Православной Церкви.

В некрополе Прилуцкой обители похоронен русский поэт Константин Батюшков. Здесь также покоятся сестра полководца Суворова Мария Васильевна Олешева, митрополит Сарский Иона, архимандриты и игумены монастыря. Фото vk.com/spdmon

Монастырская жизнь возрождается. Ремонтируются строения, восстановлены иконостасы и колокола на соборной колокольне, ежедневно совершается полный круг богослужений. Содержится подворье и монастырская воскресная школа. В обители располагается Вологодская духовная семинария. Ежегодно проводятся Димитриевские образовательные чтения, собирающие духовенство и работников просвещения.

Как добраться

Адрес

: г. Вологда, ул.Монастырска д.2 ( мкр. Прилуки)

До г. Вологды можно добраться на самолете, поезде и автобусе.

От авто- и ж/д-вокзалов в Вологде:

Автобусы №14 и №28 (отправляются с остановки городского транспорта у здания автовокзала)

Автобус №127 (отправляется от здания ж/д-вокзала, вблизи входа в кафе «Вокзальный дворик»)

Ехать следует до остановки «Прилуки». Время проезда от ж/д вокзала до монастыря составляет около 40 минут.

Из центра города:

Автобус №22 с остановки «Старый рынок». Все вышеуказанные маршруты также проходят в направлении села Прилуки через эту остановку.

Советские власти разорили монастырь и выселили монахов

С приходом Советской власти монастырь постигла та же судьба, что тысячи обителей по всей стране. Монахов выселили, имущество изъяли, а в помещениях устроили склады. Местное население даже порывалось разобрать здание на кирпичи, но получить разрешение не смогло.

В разные годы в обители были:

  • пересылочная тюрьма;
  • военный склад;
  • кинотеатр;
  • дом инвалидов.

Повезло лишь в том, что в 50-е годы провели реставрацию обители с целью вернуть ей облик, близкий к историческому. А в 1979 году монастырь стал филиалом Вологодского государственного музея-заповедника. К слову, почти всё здешнее имущество тоже хранилось в музее.

При монастыре действует множество древних храмов

Монастырь имеет богатую архитектуру и множество церквей и храмов на своей территории. Здания не сильно пострадали в советское время.

Наиболее известен, естественно, пятиглавый Спасский собор

Но здесь есть, на что обратить внимание, и помимо него

Спасский собор

Введенская церковь (Церковь Введения Богородицы во храм) — аккуратное прямоугольное сооружение. Оно возведено в XVII веке и пережило несколько перестроек. Нынешний облик церкви — это реконструкция, возможно, не точная. Отличительный признак храма — крупная трапезная плита с западной стороны.

Введенская церковь

Успенская церковь — это самая старая шатровая церковь. Её привезли из Александро-Куштского монастыря в 1962 году, из-за того, что его закрыли.

Успенская церковь

Есть и другие церкви — каждая со своей историей.

Паломнику

Спасо-Прилуцкий мужской монастырь приглашает паломников принять участие в монастырских богослужениях, поклониться святыням, познакомиться с древней историей монастыря и его духовным наследием.

Паломникам предоставляется монастырская гостиница и питание. Для заселения в гостиницу необходимо иметь паспорт.

В монастыре проводятся экскурсии.

Пожертвования за экскурсию с одного человека:

— дети, студенты, пенсионеры — 50 руб.

— взрослые — 100 руб.

— иностранцы — 200 руб.

Пожертвования для групп от 1 до 10 человек — 1000 руб., для иностранцев – 2000 руб. (для иностранных групп более 10 человек – 200 руб. с человека).

Богослужения в будничные дни:

5.00 – Утреня. 7.00-7.30 – Литургия. (Исповедь начинается на часах, перед литургией, в левой половине храма). 17.00 – Вечерня. После вечерни — молебен прп. Димитрию Прилуцкому.

В воскресные и праздничные дни:

накануне 17.00 – Всенощное бдение. 9.00 – Литургия. (В воскресный день, после вечерни — молебен с акафистом прп. Димитрию Прилуцкому).

Спасский собор и Колокольня

Сердцем Спасо-Прилуцкого монастыря является Спасский собор с колокольней, давший название всей обители.

Первый Спасский собор был деревянным, но, после пожара, с 1537—1542 гг. его заново отстроили в камне. Чтобы строительство велось как можно скорее, Иван Грозный повелел освободить монастырь от всех пошлин. Так в Вологде появился первый каменный храм.

Фундаментальный пятиглавый собор выполнен в традициях московского зодчества первой половины XVI века, когда Москва стремилась утвердить свое влияние на Севере. А вот скромность внешнего вида позаимствована у местного северного градостроения.

Главным украшение аскетичного собора является массивное парадное крыльцо XVII века с лестницей на второй этаж. Когда-то у крыльца был шатровый верх, теперь же – двухскатная крыша.

В своей конструкции крыльцо содержит толстые кувшинообразные столбы, поддерживающие двойные арки с висячей гирькой.

Первая колокольня при Спасском соборе была построена в то же время, что и сам храм (с 1537—1542 гг.). И это была не просто колокольня, а церковь под колоколами, то есть ярус звонаря размещен над самим помещением храма. Такой тип церквей был очень распространен в Московском княжестве в XVI веке.

Между 1644 и 1656 годами выстроили новую, более высокую колокольню, а старую, спустя какое-то время, разобрали. Свое нынешнее завершение колокольня получила в XVIII веке. Небольшая пристройка – церковь Алексия. Так что новая колокольня выполнена по принципу старой колокольни.

С XV века монастырь начал процветать

С XV века дела монастыря идут хорошо. Покровительство одного великого князя, Василия Тёмного, затем другого, Андрея Меньшего, и прочих важных исторических личностей помогает обители процветать.

Димитрий Прилуцкий — основатель монастыря

Также сыграло значительную роль и расположение обители. Это торговый и стратегический центр. Здесь пересекаются водные и сухопутные пути — причём не только русские, но и международные.

У монастыря было выгодное расположение — пересечение торговых путей.

Также это политически и религиозно важное место. Сюда ссылают неугодных политических заключённых, а цари молятся о даровании наследников

Наконец, статус монастыря находит и материальное отражение Спасский собор выстраивают из камня.

На официальном сайте монастыря есть контактная информация, новости, погода и др.

Любому посетителю сразу понятно, что фотографии нужно искать в «галерее», а форму обратной связи в разделе «контакты».

Там же есть и адрес Спасо-Прилуцкого монастыря:

160901 г. Вологда, Прилуки, ул. Монастырская, 2

При желании уточнить месторасположения обители можно на карте:

Раздел «Магазин» посвящён не саму монастырю, а православному магазину, который торгует:

  • Церковной утварью;
  • Сувенирами;
  • Иконами;
  • Духовной литературой;
  • Изделиями из золота и серебра.

Главная связь магазина с монастырём — возможность заказать через него требы, то есть службы, которые проведут монахи по просьбе верующего и за оговорённый размер пожертвования.

Адрес самого магазина: г. Вологда, ул. Ленинградская 81, Торговый 2-й этаж.

Самый главный раздел сайта — монастырь. Здесь, собственно, собрана вся информация об обители:

  • Проповеди;
  • Для паломников;
  • Заказ поминовений. Пожертвования;
  • Новости;
  • Издания.

Пустым на сегодняшний день остаётся подраздел «древлехранилище».

Также на сайте есть жития преподобных Игнатия и Дмитрия Прилуцких, молитвы и акафисты к ним.

Приятная и необычная особенность монастыря — возможность узнать погоду в обители, благодаря специальному приложению.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Справка

Предание связывает возникновение холодного храма с пребыванием в конце XIV века в Вологде известного церковного деятеля Дмитрия Прилуцкого. Преподобный Дмитрий до переселения в Вологду жил в селе Выпрягово, где основал Спасо-Прилуцкий монастырь. Хозяин дома, в котором останавливался Дмитрий, в память о пребывании в своем доме святого, поставил неподалеку часовню. По причтении Дмитрия к лику святых, часовню сменила деревянная церковь. В окладных книгах архиерейского дома она упоминается уже существующей в 1618 году среди прочих приходских церквей Вологды.

Согласно документальным данным, строительство холодной Дмитриевской церкви было начато в 1651 году. Однако ряд источников относит храм к началу XVIII века, клировые ведомости — к 1711 году. Вероятно, в 1710 — 1711 годах с севера к зданию была пристроена теплая придельная церковь (разобрана в 1750-х гг.), а с северо-запада возведена колокольня.

Холодный храм Дмитрия Прилуцкого был одним из первых в каменном строительстве Вологды, возобновленном в середине XVII века после польско-литовского разорения и долгого, почти 80-летнего перерыва. Этот перерыв, очевидно, привел к оскудению собственных строительных кадров, и заказчики храма были вынуждены обратиться к широко известным тогда ярославским зодчим, каменных дел подмастерьям Борису Назарову и Панкрату Тимофееву. Действительно, архитектура здания носит явные черты школы, которой принадлежали его строители. Это — характерный для ярославского зодчества двухэтажный, пятиглавый и четырехстолпный храм соборного типа, поставленный на традиционный подклет и по обыкновению лишенный трапезной. Его приземистый кубический объем, увенчанный пятью небольшими низкими главами с обыкновенными луковицеобразными куполами, усыпанными звездами, подчеркнуто строг.

Фасадный декор, как это свойственно ярославским памятникам середины XVII века, довольно лаконичен: лопатки на углах, окна, лишенные наличников, три большие закомары с каждой стороны и простая аркатура на барабанах. Однако традиционные обходные галереи здесь отсутствуют; их место занимает пристроенная в 1781 году с запада закрытая паперть с приделом во имя Святого Максима, ризницей и лестницей-всходом в центре. Налево от холодной церкви — небольшая колокольня.

Внутри холодная церковь Дмитрия Прилуцкого украшена настенной живописью, сюжеты которой, особенно на куполах и сводах, почти целиком повторяют фресковые композиции церкви Иоанна Предтечи в Рощенье. Роспись Дмитриевского храма, вероятно, выполнена в 1721 году (по другим источникам, — в 1710 г.). Во главе артели стенописцев, по-видимому, стоял один из знаменщиков, работавших в церкви Благовещения в Ярославле, — Федор Игнатьев или же Федор Федоров. Стенопись холодной Дмитриевской церкви целиком выдержана в духе барокко, что более характерно для манеры Ф. Федорова.

Наиболее почитаемыми в холодном храме были две иконы Божией Матери, так называемые — «Семигородная» и «Семистрельная». В Дмитриевской церкви находились также многие иконы, списанные с чудотворных, одна из которых, работы Преподобного Дионисия Глушицкого, находилась в Семигородной мужской пустыни, а другая в сельской приходской церкви Иоанна Богослова, на реке Тошне вологодского уезда. В 1831 году, во время холерной эпидемии, подлинники этих двух чудотворных икон были перенесены в Вологду и находились в Дмитриевской церкви. В том же году были устроены жителями и списки (копии) с этих икон, в память о прекращении эпидемии. Первая икона именуется Семигородной от одноименной волости, в которой была устроена Семигородная мужская пустынь. Вторая — Семистельной — от семи стрел, или мечей, изображенных на иконе и пронзающих скорбящее сердце Божией Матери.

В настоящее время церковь Дмитрия Прилуцкого на Наволоке полностью восстановлена. Освящение храма состоялось 13 июля 2001 года.

Откуда название?

Слово «Прилуцкий» связано с особенностями места, где расположен монастырь. В двух километрах северо-восточнее Вологды одноименная река делает резкий поворот, образуя излучину, или «луку». Преподобный Димитрий, придя в северные края из Переславля-Залесского в 1335 году, вначале поселился на дальней окраине Вологды. Потом стал искать место для монастыря, направился на север и остановился на левом берегу реки Вологды. Осматривая окрестности, он просил Господа и Богородицу указать ему место, где душа обрела бы покой.

Вот тогда ему и явилась красивая речная излучина с колосившейся хлебной нивой (сейчас эти места входят в черту города). Поле принадлежало местным жителям Исидору Выпрягу и его другу и соседу Илие Ракову. Узнав о желании монаха создать здесь обитель, они не только добровольно отдали Димитрию столько земли, сколько потребовалось на устроение монастыря, но даже сами вытоптали на поле еще не созревший хлеб.

Димитрий и Пахомий приходят в Вологду и получают землю для монастыря от Ильи и Исидора

Димитрий, ученик и друг преподобного Сергия Радонежского, поставил на тех полях Киликиевский крест — деревянный, восьмиконечный, украшенный медной позолоченной басмой и 84 иконками, вырезанными из кости. По преданию, он был вывезен из армянской области Киликия (ныне крест хранится в Вологодском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике). На месте креста потом встал деревянный, а позже и каменный Спасский собор.

2

Святые ворота и надвратная церковь Вознесения

Святые ворота с выстроенной над ней церковью Вознесения Господня датируются концом XVI века и являются старейшими каменными постройками, входящими в состав ограды монастыря. Как уже говорилось ранее, каменную стену с башнями отстроили лишь в середине XVII века, до этого ограда была деревянной.

В начале XVIII века церковь очень сильно пострадала от пожара, после чего несколько раз перестраивалась и меняла свой облик.

Церковь имеет кубическую форму, увенчанную одним узким барабаном и шлемовидной главой. Если присмотреться, на барабане можно разглядеть едва заметный рельефный узор. Рядом с церковью возвышается стройная и легкая по архитектурным формам колокольня, построенная в 1730 году.

Большие ворота украшены массивным килевидным порталом, а малые проходные ворота – порталом поменьше.

Внутри свода Святых ворот сохранилась старинная роспись.

Так Святые ворота и надвратная церковь выглядят со внутренней стороны Спасо-Прилуцкого монастыря.

Слева под колокольней находится древлехранилище (устаревшее название, дословно – хранилище древностей) или, проще говоря, выставочный зал, где можно узнать об истории монастыря и епархии. Там же церковная лавка и туалеты.

А в маленьком киоске можно купить вологодские сладости: пастилу, мармелад, клюкву в сахаре и т.д.

Справа от Святых ворот находится двухэтажное здание братских келий. Братско-настоятельский корпус создавался на протяжении XVII— XIX веков. В нем в разное время располагались казначейские, настоятельские и братские кельи, больница и церковь. Всесвятская церковь, возведенная в 1721 году, многократно перестраивалась и обрела нынешний облик в 1846 году.

Как добраться до Спасо-Прилуцкого мужского монастыря

Основной транспорт до монастыря — городские автобусы до остановки «Прилуки». Подходящие рейсы от ж/д и автовокзала — № 14, 28. Эти же автобусы и рейс № 22 подойдут для туристов с Торговой площади.

Поездка на автобусе из центра Вологды в среднем займет 25–30 минут.

Расписание общественного транспорта Вологды

В сезон навигации альтернатива автобусам — круизные кораблике по реке Вологде, отправляющиеся от Кремлевской площади до монастыря. Этот маршрут популярен у туристов — с реки открываются весьма живописные виды.

Кроме того, посетить монастырь можно с организованными экскурсиями и турами.

Поездка на такси обойдется от 200 рублей. В Вологде вызвать такси можно через приложения Maxim, Такси Везёт, Яндекс. Такси.

Спасо-Прилуцкий Димитриев монастырь на видео: обзор с высоты, история

Архитектурные элементы

Спасо-Прилуцкий монастырь является памятником архитектуры XVI века — именно в этот период появились основные его постройки. Рассмотрим самые основные из них.

Спасский собор

Это основной пятиглавый храм всей обители, который изначально был деревянным, но после был перестроен в камне, в традициях московского зодчества. Характерной особенностью таких построек можно назвать строгий декор, который повторяется и в других строениях комплекса.

Большая реконструкция собора произошла в 1817 году, после серьезного пожара. Внешний вид храма несколько видоизменился, повой формы стали главы. В середине ХХ века была проведена научная реставрация храма, когда попытались воссоздать первоначальный образ храма.

Спасский собор имеет несколько престолов:

  • Всемилостивого Спаса;
  • святого Александра Невского;
  • в честь праздника Преображения Господня;
  • Сретения Господня;
  • Богоявления Господня.


Спасский собор Спасо-Прилуцкого монастыря

Эти престолы расположены на нескольких этажах. Украшения и росписи храма находились только в верхней части, поскольку нижняя часть нуждалась в постоянном ремонте и обновлении из-за сырости и плесени.

Надвратная Вознесенская церковь

Эта церковь располагается прямо над основными воротами, ведущими на территорию комплекса. С этой стороны ранее располагался важнейший торговый путь. Церковь, включая ворота и часть стены, относятся к самым первым постройкам XVI века. Ворота имеют отдельных вход для путников и отдельный для проезда.

Изначально эта церковь была освящена в честь Феодора Стратилата, который символично охранял вход через врата. Так было до самого XIX века, когда после пожаров храм сильно пострадал и восстанавливался. Заново храм освящен был уже в честь праздника Вознесения Господня.

Соборная колокольня

Она была возведена вместе с первым Спасским собором и освящена в честь Трех Святителей. Церковь изначально проектировалась для колоколов, такие постройки были распространены в княжеской Москве. Внизу колокольни расположился храм, а сверху была открытая площадка.

В начале XVIII века старая колокольня была практически полностью разобрана, а кирпичи и камни использовались для других хозяйственных нужд. Колокола были перемещены в другое место, а до наших дней удалось сохранить лишь небольшую часть постройки.

Введенская церковь

Церковь в честь празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы — изящное строение квадратной основы. Украшения храма сдержаны, не вычурны, выдержаны в общем стиле всего архитектурного комплекса.


Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы Спасо-Прилуцкого монастыря

Построена церковь в середине XVII века, после чего несколько раз была перестроена и перепланирована. После революции купола были сняты, а в середине постройки был клуб и кинотеатр. Изначальный свой вид церковь вернула после реставрации 1950-х годов.

Сбоку к храму примыкает больших размеров палата для трапезы. В ней размещались различные хозяйственные постройки, погреб, кладовые. Наверху располагалась комната непосредственно для приема пищи монахами.

Церковь в честь великомученицы Екатерины

Она была построена довольно поздно, в середине XIX века, как семейная усыпальница предводителя вологодского дворянского сословия Волоцкого. Это небольшое по размерам строение, рядом с которым находится церковное кладбище, которое было сильно повреждено в годы советской власти. На этом кладбище были похоронены как церковные деятели разных веков, так и светские известные люди.

Другие здания и постройки

Ни один монастырь не может обойтись без монашеских келий. Первоначальные постройки, предназначенные для проживания монахов, были выполнены из дерева и полностью утрачены вследствие многочисленных пожаров. Каменные сооружения начинают возводиться с середины XVII века.

Успенская церковь интересна тем, что была разобрана и перевезена из другого монастыря, который закрыли. Эта церковь деревянная, выполненная в шатровой технике, и является древнейшей постройкой такого рода.


Деревянная шатровая Успенская церковь

Башни монастыря разбросаны по всему периметру комплекса и образуют пятиугольник. Северные башни высокие и крепкие, они далеко выходят за ограду и задумывались как оборонительные сооружения. Содержат несколько рядов бойниц. Башни с другой стороны имеют полости, которые предназначались для хранения сухого пороха, каких-либо боеприпасов, а также для заключения особо опасных преступников.

Введенская церковь и Трапезная

От Спасского собора ведет крытая галерея к Трапезной палате. Цокольный этаж трапезной занят хозяйственными помещениями, а на верхнем этаже расположена обширный сводчатый зал для общих монастырских трапез.

Правее к Трапезной палате вплотную примыкает Келарская палата, а через проходную арку – Белая палата.

Келарская, где сидел заведующий монастырским хозяйством, оформлена лишь полукруглыми оконными нишами. А соседствующая Белая палата жизнерадостно украшена фигурными наличниками, различающимися на окнах первого и второго этажей, и квадратными нишками по всей высоте пристройки.

За трапезной скромно спряталась Введенская церковь. По своему внешнему виду она перекликается с надвратной Вознесенской церковью, но в то же самое время имеет более нарядный вид. Верхний ярус и барабан декорированы широкими узорчатыми поясами, состоящими из поребрика, кирпичных балясин и прямоугольных нишек.

Совокупность вышеперечисленных объектов (Введенская, церковь, трапезная, келарская и белая палаты) называют «Введенским комплексом». Точная дата строительства комплекса неизвестна, предположительно, середина XVI века.

Иконы и святыни обители

Из особо почитаемых святынь можно выделить мощи очень чтимых в здешних краях Игнатия Прилуцкого и его брата Димитрия. Хранятся они в нижнем пределе, там же находится икона Димитрия, образ Пресвятой Богородицы «Страстная». Возле захоронения Игнатия Прилуцкого находятся его вериги, а также ковчег с мощами многих православных святых.

В монастыре особенно почитается Божья Матерь, и чтится образ «Скоропослушница», список иконы с горы Афон. Также особую любовь в обители проявляют к Казанской иконе, которая с закрытием обители была передана в музей Вологды.

Еще одной известной монастырской святыней является Киликийский крест, который согласно преданию, святой Дмитрий Прилуцкий принес с собой из Переславля, когда решил строить новый монастырь.

Монастырь основал Димитрий Прилуцкий

В 1371 году игумен Никольского монастыря Димитрий Прилуцкий, знавший Сергия Радонежского, основал этот монастырь. Это было не спонтанное решение. Уже давно игумен вместе со своим учеником Пахомием искал, где можно возвести монастырь.

В некоторых местах он не нашёл общего языка с местным населением. Пусть крещение Руси прошло почти четыре века назад, христианизация имела успех лишь в крупных городах, а периферия продолжала к новой вере относиться настороженно.

1371

год основания монастыря

Наконец, подходящее место нашлось. Здешнее население даже выделило игумену землю под строительство. Этими отзывчивыми людьми были некие Илья и Исидор. В память об этом событии установили крест. Он и до сегодняшнего дня находится в обители.

Профинансировал строительство Дмитрий Донской.

Спасо-Прилуцкий Дмитриев Монастырь

Первый храм, построенный Димитрием Прилуцким, был деревянным. Его освятили в честь Всемилостливого Спаса. Здесь же соорудили кельи.

Почему башни обители так «весело» раскрашены?

Димитрий Прилуцкий был духовным отцом князя Димитрия Донского и крестным его детей. Благодаря материальной помощи князя строительство монастыря шло легко и быстро. Интересно, что необычная «веселая» раскраска башен монастыря — это не нововведение и не современная попытка украсить древний памятник. Так выглядели башни и в древности.

Традиционные для крепостного строительства русского Средневековья прясла и башни имеют несколько уровней боя — бойницы на нижнем и верхних ходах, из которых можно было вести стрельбу лучникам.

В 1812 году, когда французы подходили к Москве, из столицы вывезли ценности и привезли их в Вологду. В обгоревшем Спасском соборе до самого освобождения Москвы от Наполеона хранились драгоценности Патриаршей ризницы, Троице-Сергиевой лавры, Новодевичьего и других монастырей. Фото vk.com/spdmon

Правда, такие серьезные укрепления не пригодились — каменные стены были возведены уже после нескольких нападений на монастырь и разорений его поляками и литовцами во время Смуты. А после Смутного времени на обитель враги уже не покушались.

Снаружи монастырской крепости сохранились остатки вала, который защищал монастырь от подтопления в половодье.

6

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector