Спасо-елеазаровский женский монастырь в псковской обл

История монастыря с XVI века до наших дней

Псково-Печерская обитель выступала за сохранение независимости Пскова от московских князей. Елеазаровский монастырь, наоборот, призывал к сплочению разрозненных земель под руководством Москвы. В начале XVI века в обители жил старец Филофей. Сведений об этом монахе почти не сохранилось, за исключением его посланий, адресованных великому князю Москвы Василию III. Инок написал несколько писем, и в одном из которых говорил, что две Римские империи были разрушены, Москва является третьим Римом, а «четвертому – не бывать».

В своих посланиях Филофей назвал Василия III «царем православным» и призывал не преступать заповеди, заложенные его великими предшественниками – императором Константином, святым Владимиром и Ярославом Мудрым. Эта концепция была подхвачена великим князем и легла в основу русской государственности. Трактовка «Москва – третий Рим» получила широкое распространение, и начиная с Иоанна III, всех московских государей считали преемниками императоров Рима и Византии.

Собор Трех Святителей. Вид на южный фасад собора

Монахи Елеазаровского монастыря занимались созданием рукописных книг. Жившие здесь иноки составили житие основателя обители – старца Ефросина, отредактировали вторую Псковскую летопись, а также переписали старый экземпляр «Слова о полку Игореве». Именно эту рукопись в конце XVIII века обнаружил известный коллекционер древностей — граф Алексей Мусин-Пушкин.

Приграничное положение негативно сказывалось на монастыре. Его неоднократно грабили нападавшие на русские земли литовцы, поляки и ливонские рыцари. К середине XVIII века роль Елеазаровской обители уменьшилась. В нее перевели монахов из нескольких упраздненных по указу Екатерины II монастырей, и обитель получила статус второклассного монастыря.

В начале XX века здесь велись ежедневные службы, и была богадельня, поддерживающая стариков и инвалидов. Монастырь жил по общежитскому уставу. Иноки старались придерживаться аскетичного образа жизни по примеру основателя обители – старца Ефросина. Насельники выполняли все хозяйственные работы, а также трудились в столярных, портняжных и сапожных мастерских.

Первый сестринский корпус

В 1918 году новые власти закрыли монастырь, а иноков на подводах и отправили в сторону Петрограда. По сохранившимся документам все монахи были расстреляны.

До 1920 года силами нескольких верующих поддерживалась жизнь монастырского храма, при этом несколько раз приезжающие комиссии вывозили из него церковные ценности.

Потом на монастырской территории организовали институт, однако, профессора и студенты вскоре перебрались в Петербург. Долгое время в бывшей обители поочередно располагались опытное сельхозпроизводство, Народный дом, воспитательное учреждение для умственно отсталых детей, санаторий для болеющих туберкулезом и база отдыха. Потом здесь находились детский лагерь и жилые помещения.

К 1999 году от старых монастырских построек сохранились только старинный Трехсвятительский собор с разрушенной колокольней и корпус для братии, построенный в начале прошлого века.

Через год после передачи территории женской обители здесь прошла первая церковная служба. А затем в течение нескольких лет псковские реставраторы восстанавливали храмы и здания.

Часовня Спаса Нерукотворного Образа

В 1447 году на вершине холма была построена деревянная церковь во имя 3 святителей

В 1447 году на вершине холма была построена деревянная церковь во имя трех святителей. Преподобный Евфросин составил именной общежительный устав.

Преподобный Евфросин и его сподвижник схимник Серапион. Фото: dimitri.moseparh.ru

После смерти преподобного Евфросина, деревянная церковь стала кладбищенской, а сам монастырь сошел под гору, где была построена новая каменная церковь в честь трех святителей. Преподобный Евфросин  был канонизирован как общерусский святой на соборе 1551 году в Москве.

В 15 веке в монастыре подвизался еще один игумен  — старец Филофей. Ему приписывается формулирование концепции «Москва — третий Рим».

Старец Филофей сформулировал концепцию «Москва — третий Рим». Фото: ruskline.ru

Русская Православная Церковь

В 25 км к северу от Пскова, близ Гдовской дороги и Псковского озера стоит Спасо-Елеазаровский монастырь, основанный прп. Евфросином, Псковским чудотворцем.

По монастырскому преданию крестьянин Елеазар из села Виделибье заинтересовался тем, что в разных церквах Пскова богослужения проходят по-разному. Для выяснения истины он отправился пешком в Константинополь, но и там не нашел единства. Вернувшись в Псков, он поступил в Снетогорский монастырь, где принял иноческий постриг с именем Евфросин. В 1425 г. подвижник покинул Снетогорский монастырь и ушел на Толвское озеро в пустынные леса. В 1447 г. на вершине холма была построена деревянная церковь во имя Трех святителей. После кончины прп. Евфросина, в 1481 г., деревянная церковь стала кладбищенской, а монастырь сошел под гору, где была выстроена новая каменная Трехсвятительская церковь. По мирскому имени основателя монастырь был назван Елеазаровским (единственный случай такого рода в истории русских обителей).

В первой половине XVI в. Спасо-Елеазаровский монастырь сделался центром духовной жизни. В эти годы в обители подвизался старец Филофей (ок. 1465-1542) — летописец и мыслитель, автор канона на обретение мощей князя Всеволода Псковского и посланий великому князю Московскому Василию III. С именем старца связана знаменитая формула: «Москва — третий Рим». В этот же период в Елеазаровском монастыре было составлено житие прп. Евфросина, проведено редактирование Псковской 2-й летописи, а также переписан экземпляр «Слова о полку Игореве», попавший впоследствии к Мусину-Пушкину.

Главная монастырская святыня — собор Трех святителей (Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста) — построен ок. 1574 г. и представляет собой великолепный образец средневековой псковской архитектуры.

Монастырь неоднократно подвергался нападению литовцев, поляков и ливонских рыцарей. В 1766 г. к Елеазаровскому монастырю было приписано братство упраздненного Спасо-Великопустынского монастыря, после чего он получил наименование Спасо-Великопустынского. Тогда же в монастырь была передана чудотворная икона, получившая впоследствии название «Спас Елеазаровский». В 1804 г. в Елеазаровскую обитель было переведено братство упраздненного Снетогорского монастыря.

В начале XX века в Спасо-Елеазаровом монастыре жил прозорливый старец Гавриил (Зырянов), ученик преподобного Амвросия Оптинского. К 1917 году в Спасо-Елеазаровом монастыре было 18 монашествующих, 15 послушников; земельные угодья составляли 338 десятин.

После революции монастырь был закрыт и подвергся сильному разорению; помещения обители стали использоваться под склад, а в 1921 г. были переданы под устройство санатория для больных туберкулезом. До 1999 года на территории монастыря располагались детский спортивный лагерь «Щит» и жилой комплекс.

До восстановления ансамбль монастыря, объявленный памятником архитектуры республиканского значения, состоял из полуразрушенного Трехсвятительского собора (2 пол. XVI — нач. XIX вв.), братского корпуса (1904 г.), остатков каменной ограды. Уникальная монастырская колокольня (XVI в.), не имеющая аналогов в псковской архитектуре, рухнула в середине 1990-х гг.

В 2000 г. монастырь был передан Русской Православной Церкви. По благословению архиепископа (ныне митрополита) Псковского и Великолукского Евсевия в древней обители был открыт женский монастырь. 28 мая 2000 г., в день памяти преподобного Евфросина, в монастыре прошла архиерейская служба. Этот день считается датой возрождения древнего Спасо-Елеазарова монастыря.

В этот день приняла иноческий постриг в честь преподобномученицы княгини Елисаветы и поступила в число сестер Спасо-Елеазаровской женской обители Татьяна Ивановна Беляева. 17 июля того же года инокиня Елисавета принимает монашеский постриг в честь той же святой, а 25 августа 2000 г. по благословению приснопамятного Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II монахиня Елисавета была назначена настоятельницей Спасо-Елеазаровского женского монастыря. В 2005 г. монахиня Елисавета была возведена в сан игумении.

На протяжении десяти лет игумения Елисавета (Беляева) отдавала все силы на возрождение некогда порушенной и поруганной Елеазаровской обители. Также матушка Елисавета была инициатором и участницей многих православных конференций и чтений. Выступила инициатором возвращения из Псковского музея в Спасо-Елеазаровскую обитель древнего чудотворного образа «Спас Елеазаровский». 4 июня 2010 г. игумения Елисавета (Беляева) скончалась после продолжительной болезни в Боткинской больнице г. Москвы.

Попытки перестроить монастырь на мирской лад

Монастырским постройкам власти неоднократно пытались найти применение, но каждый раз заканчивалось неудачей. В конце двадцатых годов разорённую обитель передали одному из псковских институтов, но, не сумев приспособиться к занятиям в полуразрушенных помещениях, студенты и преподаватели вскоре её покинули.

Бесславно закончилась и организация в монастыре образцово-показательного сельхозпроизводства — ничто из посаженного упорно не желало расти. После этого бывший монастырь ещё несколько раз менял владельцев, с каждым разом всё больше разрушаясь. В короткий срок новыми властями было уничтожено то, что трудами монахов создавалось в течение многих веков.

История основания обители

В небольшой пустыни среди псковских дремучих лесов возле реки Толвы в древние времена поселились монахини из Иоанновского монастыря. Однако для женщин жизнь в таких условиях оказалась слишком сложной, и они вынуждены были покинуть это место.


Спасо-Елеазаровский женский монастырь в Псковской области

В 1425 году сюда пришел инок из Снетогорской обители. В миру его звали Елеазар. Он родился и жил в деревне Виделибье. По преданию, будущий подвижник с малых лет отличался сообразительностью и тонким пониманием Священного Писания. Когда родители решили женить его, Елеазар ушел из отчего дома и не возвращался туда до тех пор, пока мать и отец не оставили своего намерения. Спустя некоторое время молодой человек принял постриг в монастыре с именем Ефросиний.

Монах Ефросиний

Монах был образован и прослыл грамотным богословом. Для уяснения интересующих вопросов касательно богослужений, он пешим ходом прибыл в Константинополь. Принимал гостя сам Патриарх Константинопольский. Перед возвращением Ефросина на родину, он подарил иноку Цареградскую икону Богоматери, давая таким образом свое благословение на основание новой обители.

Желая вести уединенный образ жизни, Ефросин выбирает именно то место, где некогда хотели основать монастырь монахини. Оно идеально подходило для отшельничества — огибаемый двумя рукавами реки, участок под холмом, изолированный от посторонних глаз.

Строительство монастыря

Но со временем к пустынножителю начали стекаться другие отшельники. Сформировалась небольшая братия, жившая в самодельных деревянных кельях. Ефросиния начали просить образовать здесь монастырь, но для сооружения построек просто не хватало площади.

И вот однажды, иноку приснилось необычное сновидение, в котором ему явились три святителя — Григорий Богослов, Василий Великий, Иоанн Златоуст. Святые велели скопать холм и засыпать землей от него одно из русел речки. Монах поделился откровением, увиденным во сне с братией, и было решено поступить так, как велели святые отцы.


Преподобный Евфросин Псковский, основатель монастыря

На образовавшемся участке появился собор и братские кельи. Логично было бы, если б именно Ефросин стал настоятелем новообразовавшегося монастыря. Но старец был большим аскетом и предпочел не менять уклад своей жизни, оставаясь отшельником. Первым игуменом обители стал Игнатий. Ефросин же оставался для своих учеников наставником и советником.

На заметку! Именно из Елеазаровской пустыни вышли многие подвижники русской земли, которые основали десять новых обителей на Псковщине, а некоторые были причислены к лику святых.

Дожил старец до почтенного возраста 95 лет. Перед смертью им было составлено завещание касательно жизни монастыря, рыбной ловли и так далее. Честные мощи праведника поместили в раку в Трехсвятительском соборе. На закате своих дней Ефросиний принял схиму с мирским именем своим Елеазар.

В память о духовном отце своем братия начала именовать обитель Елеазаровской.

«Третий Рим»

Предполагается, что во время путешествия в Константинополь Евфросинию была открыта тайна «Третьего Рима». Но лишь спустя сто лет, один из преподобных старцев мужского монастыря заявил во всеуслышание, что на Москву ложиться ответственность за сохранность истинной христианской веры в человеческом мире. Первый и второй Рим пали, а третий стоит, четвертому же не быть — так говорил Филофей. Он предупреждал царя Василия Иоанновича, что ему надлежит блюсти законы Божьи и не уповать на богатство и власть.

Русский народ величал самодержца «Православный Царь», проникаясь идеей того, что именно ему следует охранять и защищать христианство от мусульманского варварства и западной ереси.


Ручной листовой колокол на территории монастыря

Небольшая пустынь среди лесов стала мощным духовным центром, объединявшим русские территории вокруг Москвы. Здесь велись переписи летописных книг, в частности, была переписана старая версия «Слова о полку Игореве». Здесь же написали и житие преподобного Ефросина.

Елеазаровская обитель в противовес Псково-Печерской настаивала на соединении с Московским княжеством, поскольку, по теории Филофея, в руках князя московского сосредоточены бразды правления, данные ему Господом.

Спасо-Елеазаровский монастырь

Спасо-Елеазаровский монастырь, расположенный в 30 километрах от Пскова, был
основан как мужской монастырь в 1425 году иноком Снетогорского монастыря
Евфросином. Пройдя долгий путь, он умер в возрасте 95 лет, приняв перед
кончиной схиму с именем Елеазар. В честь этого и назван основанный им Псковский
Спасо-Елеазаровский монастырь.

Эта обитель занимает особое место в мировой истории. Именно сюда, в
пустынный, среди лесов расположенный монастырь, как эстафета преемственности
была принесена Цареградская икона Божией Матери  дар Константинопольского
Патриарха Ганнадия II. Здесь столетие спустя старец Филофей сформулировал идею
вселенской ответственности России за православие, за человечество: «Два Рима
пали, а третий стоит, а четвертому не быти».

В Елеазаровской обители союз Москвы и Пскова обозначен
в архитектуре соборного храма: к главному, Трехсвятительскому собору
традиционной псковской архитектуры, пристроен придел Рождества Пресвятой
Богородицы в московском стиле. Два храма, дополняя друг друга, составляют
единый соборный комплекс. В этом заложен глубокий смысл: Псков мыслится как
начало русской государственности, Москва как ее становление и величие.
Спасо-Елеазаровский монастырь во многом послужил делу объединения русских
земель вокруг Москвы, став их духовным центром и собрав в своих стенах многих
учёных мужей.

В 1574 году была воздвигнута главная святыня монастыря – Собор Трёх
Святителей. Он был освящён в честь Василия Великого, Григория Богослова и
Иоанна Златоуста. В последующие годы много Спасо-Елеазаровский монастырь
перенес много испытаний. Ввиду близости границы, он подвергался нападениям
поляков, литовцев и ливонских рыцарей, неоднократно был разорён и разграблен,
но каждый раз в нем возрождалась иноческая.

После прихода к власти большевиков среди прочих святых обителей был
упразднён и Спасо-Елеазаровский монастырь. Многие из его насельников были
расстреляны. В конце двадцатых годов разорённую обитель передали одному из
псковских институтов, потом были попытки организовать на его территории
сельхозпроизводство  ничто из посаженного упорно не желало расти. После этого
бывший монастырь ещё несколько раз менял владельцев, с каждым разом всё больше
разрушаясь. В Елеазаровской обители открывались Народный дом, дом дефективных
детей, детский туберкулезный санаторий и база отдыха. До 1999 года на
территории монастыря располагались детский спортивный лагерь «Щит» и жилой
комплекс. От более чем двадцати строений остались только соборный храм и
двухэтажный братский корпус. В короткий срок новыми властями было уничтожено
то, что трудами монахов создавалось в течение многих веков.

Монастырь был возрождён к жизни на рубеже нового века, но теперь уже в
качестве женской обители. В мае 2000 года в его храме была впервые совершена
архиерейская служба, которая стала началом новой истории возвращённой святыни.
Были проведены серьезные восстановительные работы. Большую помощь монастырю
оказал академик Д. Лихачёв, лично обратившийся к Министру культуры с просьбой о
выделении средств для проведения ремонта обители .

С возрождением иноческого служения в монастырь потянулись тысячи верующих.
Паломничество в Спасо-Елеазаровский женский монастырь с каждым годом принимает
всё более массовый характер. Люди идут поклониться его святыням, среди которых
главное место занимают чудотворные богородичные иконы «Феодоровская» и
«Цареградская», а также «Спас Елеазаровский.

Как добраться: монастырь находится в 30 км к северу от Пскова. До
Пскова из Москвы удобнее всего добираться на поезде с Ленинградского вокзала.
Из Пскова, с автовокзала, ходят автобусы на Гдов через деревню Елизарово, где и
расположена Елеазаровская обитель. На автомобиле из Пскова можно добраться по
трассе Р-60, ведущей в Гдов. В деревне Елизарово дорога идет прямо вдоль
монастырской ограды.

Адрес: Псковская область, деревня Елизарово

Социальные комментарии Cackle

Фото и описание

Спасо-Елизаровский (а на старославянском – Спасо-Елеазаровский) монастырь известен не только в городе Пскове, но по всей России. В этот монастырь, расположенный посреди лесов в достаточно пустынной местности, была перенесена знаменитая Цареградская икона Богоматери, подаренная Патриархом Геннадием II из города Константинополя.

Местоположение Спасо-Елизаровского монастыря буквально освящено для благоприятной монашеской жизни. Согласно преданию, в давние времена две сестры из Иоанновского монастыря поселились в этом месте, но здешняя особенно пустынническая жизнь стала непосильным бременем для сестер. Через десять лет на это место был прислан монах Евфросин, который был родом из Снетогорского монастыря. Данное событие произошло в 1425 году.

Евфросин или Елеазар получил достаточно хорошее образование и стал богословом и книжником. В городе Константинополе Евфросин был принят Константинопольским патриархом, который дал согласие и благословение на пустынножительную обитель, основанную рядом с Толвским озером, а также подарил икону Цареградской Богоматери, что произошло накануне принятия городом Флорентийской унии.

На протяжении своей жизни Евфросин всегда хотел быть пустынножителем, но все же к нему обратилась братия с просьбой основать монастырь. Поэтому для Спасо-Елеазаровского монастыря было выбрано отдаленное место, чтобы не нарушать отшельнического образа жизни. Место для возведения монастыря было выбрано согласно сну, который увидел Евфросин. Именно на этом месте и были выстроены кельи, а также поставлен красивый собор. По своему смирению преподобный Евфросин, после того как основал монастырь, так и не стал настоятелем, не получив даже священнического сана. Самым первым игуменом Елизаровского монастыря стал игумен Игнатий. В 1481 году скончался Евфросин в возрасте 95 лет. В память об этом удивительном человеке обитель назвали в его честь — Елеазаровской. Мощи преподобного хранятся в Трехсвятительском соборе.

Небольшая пустыня преподобного Евфросина, которая как будто затерялась среди величественных псковских лесов, стала буквально духовным центром, служащим объединяющим звеном всех русских земель вокруг города Москвы. В свое время Псково-Печерская обитель отчаянно выступила за псковский суверенитет, а в Елеазаровской обители произошло объединение ученых мужей, которые отстаивали необходимое условие усиления русского государства вокруг Москвы. Лидером данного движения стал игумен Филофей, который стал автором теории под названием «Москва – Третий Рим».

В Елизаровском монастыре данного рода союз Пскова и Москвы отчетливо обозначен в архитектуре соборного храма. К Трехсвятительскому главному собору, выполненному в рамках традиционной псковской архитектуры, был пристроен придел в честь Рождества Пресвятой Богородицы, выполненный в характерном московском стиле. Оба возведенных храма отлично дополняют друг друга, являясь единым соборным комплексом. Такая идея не зря получила воплощение в данном контексте, ведь в ней заложен глубокий смысл: изначально город Псков воспринимался как начальный этап русской государственности, а Москва стала воплощением ее полного становления и небывалого величия.

В начале 20 века монастырь из третьего класса превратился в обитель второго класса, что было достигнуто вследствие увеличения количества человек братии, насчитывающее более двадцати человек. Монастырская братия была традиционно образована, это значит, что ее членами были люди не мещанского или крестьянского сословия, а непосредственно из духовенства. Настоятели обители назначались ректорами Духовной Псковской семинарии, а также принимают на кафедры архиереев по всей территории России.

Как добраться

Местонахождение монастыря — деревня Елизарово, которая расположена в 29 км от Пскова, если ехать на север. На своем автомобиле удобно добираться по трассе 58К-96, идущей в Гдов. В черте Пскова это улица Леона Поземского. Обитель находится на левобережье речки Толвы. С псковского автовокзала в направлении Гдова, Самолвы, Верхолина идут автобусы, на которых можно доехать в нужное место за полчаса или 40 минут.

Сегодня этот монастырь относится к архитектурному наследию Российской Федерации. В него стекается много паломников, желающих приложиться к вековым святыням и попросить помощи и благословения.

Документальный фильм о Спасо-Елеазаровском монастыре

Спасо-Елизаровский монастырь: что рядом?

Спасо-Елизаровский монастырь находится в относительной близости от следующих достопримечательностей этого региона

В силу неравномерного расположения мировых достопримечательностей следует принять во внимание условную близость объектов.

Церковь Николая Чудотворца на острове Залита ~ 8,1 км. Церковь Петра и Павла на острове Белова ~ 11,1 км

Церковь Петра и Павла на острове Белова ~ 11,1 км

Иоанно-Богословский Крыпецкий монастырь ~ 19,0 км

Церковь Апостола Матфея в поселке Писковичи ~ 21,1 км

Церковь Мины, Виктора и Викентия в селе Кусва ~ 22,2 км

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в деревне Боровик ~ 22,7 км

Монумент «Ледовое побоище» ~ 22,9 км

Снетогорский монастырь ~ 24,2 км

Становление монастыря

Много сил приложила братия, корчуя лес и расчищая место, потребное для всех построек, необходимых обители. Больших трудов стоило и возведение храма. Но во всём пребывала с иноками Благодать Божья, и очень скоро меж вековых сосен поднялись к небу его стены. Был он освящён в честь Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. Нашлись у монастыря и земные покровители, не скупившиеся на пожертвования. Их щедротами возвела братия многочисленные постройки и обзавелась хозяйством.

Главной же их заботой было служение Богу и духовное возрастание, в котором они брали пример со святых отцов, прославивших Господа многочисленными подвигами веры. Став настоятелем основанного им монастыря, Евфросин обрёл много сподвижников, которые со временем сами положили начало новым обителям, претерпевшим в последующие века множество испытаний, но не пропавшим с лица земли.

Величайшей святыней монастыря была хранившаяся в его стенах икона Божьей Матери, являвшаяся даром Константинопольского патриарха Геннадия II. Она служила выражением преемственности, которая перешла к русской церкви после падения под турецкими ятаганами её византийской сестры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector