Образ спаса эммануила: значение, иконография и фото

Иконографический тип Христа в отроческом возрасте

Спас Эммануил — изображение лика Иисуса Христа в отроческом возрасте. Это имя впервые обнаружено в пророчестве Исайи, гласящем о приходе Спасителя в мир: «… се Дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис.7,14). Иконография Спаса Эммануила основана на библейских фрагментах. Эммануил означает «С нами Бог». Считается, что на данном типе икон Господь изображен в двенадцатилетнем возрасте. Основанием для этого служит отрывок из Евангелия от Луки: «И когда он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник». Появление данного типа иконографии относя к рубежу 6-7 веков. На сегодняшний день известны итальянские мозаики с образом Спаса Эммануила именно того времени. Иконы Иисуса Христа в отроческом возрасте встречаются довольно редко. Намного чаще можно встретить изображения младенца Иисуса на руках Богородицы. Такие иконы можно частично отнести к иконографии Эммануила. Но все же они отличаются по исполнению и духовному содержанию. Иконы Спаса Эммануила практически не отличаются от икон Спаса Вседержителя (Пантократора). Господь Бог на этих иконах одет в царственные одежды, схожи и нимбы над головой. Духовный смысл икон также близок. Значение Спаса Эммануила — это прославление Иисуса, как небесного Царя на земле. Это должен знать каждый.

Рождение Иисуса (6 или 5 г. до н.э.)

Матфей, обращаясь к Ветхозаветному пророчеству, описывает рождение Иисуса. Он говорит, что  Иосиф пробудился от сна и сделал то, что ему повелел Ангел Господень. Он женился на Марии и не вступал с ней в интимные отношения до тех пор, пока не родился Божий Младенец.

Послушание Иосифа Богу и его женитьба на Марии привели к тому, что Иосиф стал законным отцом Иисуса, а Иисус — законным потомком Давида, даже несмотря на то, что отсутствовала биологическая связь. Иосиф, давая имя рожденному Младенцу, признал Иисуса своим. (Матф.1:25).

Матфей пропускает некоторые детали, которые упоминает евангелист Лука, но он указывает на два важных момента, которые говорят о сущности и миссии Иисуса. Иисус был Эммануил, Бог с нами, и Он пришел спасти Свой народ от их грехов.

Но что особенно важно, Иисус пришел спасти не только уверовавших евреев, но также и тех, кто не был евреем. И об этом будет наша следующая проповедь. . Сейчас же я отмечу, что только получив прощение своих грехов, можно получить свободу и мир

Ап.Павел цитирует Псалом 31:2-3, говоря:

Сейчас же я отмечу, что только получив прощение своих грехов, можно получить свободу и мир. Ап.Павел цитирует Псалом 31:2-3, говоря:

И здесь нужно сказать три наиважнейших практических вывода.

1. Полное прощение, включая исцеление памяти, души (чувств), сердца, совести

2. Освобождение от рабства греха

3. Непрекращающееся спасение от:

  • равнодушия
  • просчетов
  • проступков
  • неудач

Празднование рождения Иисуса является празднованием завершения миссии Его земной жизни. Он пришел спасти Своих людей от их грехов. Есть ли у тебя радость от прощения твоих грехов? Испытал ли ты это прощение? Стал ли частью его Церкви, Его народа?

Его имя Эммануил, значит — с нами Бог. Он здесь. Он пришел. Он слышит моление твоего сердца.

Возможно, что ты испытываешь разочарование сегодня. У тебя много, чего не получается, ты там много раз пытался, и снова падал. Не отчаивайся! Иисус есть Эммануил. Бог желает спасти тебя от грехов твоих!

Ты ставил планы в этом году, но они не состоялись. Не сдавайся! У Бога Свое расписание, продолжай творить важные дела и правильные поступки. 

Тебе кажется, что Бог оставил тебя. Это не так! Он пришел на землю, чтобы найти тебя и больше никогда не покидать! Его имя Эммануил!

Тебе видится, что задача служения, задача перемены твоего характера, изменения твоего сердца непосильна для тебя. Не забывай — Его имя Эммануил! — с нами БОГ!

Ты перестал мечтать, и стал превращаться понемногу в циника. Не сдавайся! Мечтай!С нами Бог!

Спас на престоле

В данном образе Господь изображается на троне в полный рост. Здесь он показан не только владыкой всего мира, но и единственным судьей. Его правая рука также поднята для благословения, а левая держит открытое Евангелие. Престол символизирует необъятную Вселенную и определяет царственную славу и власть Господа.

Однако этот образ не единственный. Существует еще одна православная икона — икона Спасителя на троне, где правой рукой он указывает на Евангелие. Так Господь определяет первоочередность и главенство священной церковной власти над светской. Известна легенда, которая рассказывает о неком византийском императоре Мануиле I Комнине. Он самостоятельно написал икону Спасителя на троне, но повздорил с одним греческим священником и решил наказать его за несогласие. Ночью Мануил увидел сон, в котором Бог наказывает его за вмешательство в церковные дела. Проснувшись, император обнаружил на своем теле многочисленные раны. А, взглянув на икону, он увидел, что Спаситель изменил положение руки. Теперь он указывал на строки открытого Евангелия. Известно, что эта икона получила название «Мануилов Спас», или же «Спас Златая Риза» (за богатый золоченый оклад).

Икона Спас Благое Молчание: в чем помогает, значение

Икона Спас Благое Молчание на самом деле достаточно редкая и уникальная в своем роде икона. На ней изображен Иисус в образе молодого красивого Ангела. Его тело укрывает Царское одеяние и в отличие от остальных икон (Спас Нерукотворный и Спас Эммануил, дают представление о годах земной жизни), данная запечатлеет Господа до прихода к людям.

До жизни на земле

Еще до прихода на землю Христа, согласно Ветхому Завету, Его символически именовали как Ангел Великого совета. Икона Архангела, то есть за христианскими учениями высшая категория ангелов, изображает Его с крыльями за спиной, без бороды, юного обитателя Небес.

В своих учениях Общество Сторожевой башни, более узнаваемое под названием Свидетелей Иеговы, доносят убеждения, что якобы до Своего появления на земле, Христос был не просто одним из Архангелом, а носил имя Архангела Михаила, но такие верования принимают не все.

Мало что известно про жизнь до рождения Иисуса, эта часть истории покрыта мраком и часто верующие не сходятся во мнениях относительно периода «до», но на иконе Он получил именно такой облик: крещатый нимб над головой, озаряемый двухцветным сиянием (черный или синий, зеленый означает непостижимость Господа и красный знаменует божественность Творца), звезда Предвечности, присущая Ангелу Великого совета и греческие буквы на концах, являющиеся монограммой слова «Сущий». Больше икон Иисуса с таким нимбом нет.

И хотя некоторые вовсе придерживаются взглядов, что Иисус не существовал до рождения в форме Ангела, это не может оспорить факта «жизни» этого образа на иконе Благое Молчание.

На ней Творец изображен убранный в светлые одежки, которые сияют золотом, окантованные жемчугом и драгоценными камнями, что лишний раз подчеркивает белоснежность ткани – чистоту возвышенность и обыденность свыше благородного метала и прочих богатств в отличие от человечества.

Значение иконы

Особо любима и почитаема у православных монахов икона Спас Благое Молчание. А вот значение скрещенных на груди рук носит прямой характер, как бы говоря «нет», и обозначает то самое молчание, не желание осуждать, разглагольствовать, а вместе с тем и ожидание.

Именно такое толкование раскрывает терпеливый образ Иисуса, готовый ждать момента искреннего покаяния грешников ради спасения. Кроме этого, есть предположение, что икона Ангела Благое Молчание отражает не просто безмолвие, а показывает тихое смирение, с которым Сын Божий испытал страдание и принял смерть.

Икона служит примером силы духа и умственной молитвы, когда слова лишние, и лишь внутренний голос обращается с просьбой.

В чем помогает икона благое молчание

В соответствии со значением, которое имеет икона Ангела, вопрос в чем заключается помощь просящим имеет довольно простой ответ – терпение.

Люди молятся с просьбой даровать тихое смирение и душевные силы для преодоления жизненных невзгод и трудностей

Также перед иконой Спаса молятся об излечении от физических и душевных болезней.

Кроме того, верующие считают, что образ Иисуса Христа до земной жизни является покровителем для людей, чья деятельность непосредственно связана с таможенной службой.

Как молятся перед иконой Благое молчание

Основным при молитве перед иконой Благое Молчание является не проговаривание молитвенных слов вслух раз за разом, а сердечное и искреннее произношение слов душой.

Именно бессловесная молитва имеет куда большую силу, чем бездумный повтор в надежде: чем больше, тем лучше, а это не так.

Положи, Господи, хранение устом моим, — так взывает к Тебе псалмопевец царь Давид, такожде и я безплодно взываю к Тебе: наложи на уста моя запрет благаго молчания и даждь ми безсловесное делание молитвы Твоей Иисусовой. Излей на душу мою цельбоносный елей радования о сем благом молчании хотя бы на малое время, ибо ведаю я, что многоглаголание отгоняет благодать и погубляет теплоту души.

Подобно тому, как Ты, Господи, на Голгофе в молчании висящий, и среди молчания предсмертного возвестил волю на Матерь Свою и возлюбленного ученика Своего Иоанна, подобно этому и я, в слезном молчании пред ликом «Благое молчание» стоящий, прошу Тебя: покрой мое многословие, и приведи меня к пристани благаго молчания, связующаго уста мои на сие богомудрое делание, и введи меня в пустыню сердца моего, где обитает безмолвие ума.

Научи меня, трепетно исповедующаго сие благое молчание, прибегать к Тебе чрез лики в благом молчании пребывающих Пречистыя Матери Твоея и Святаго Апостола, Сына Грома и благаго молчания, Иоанна Богослова.

За молитвы их и предстательство безмолвника Исихия и прочих ведомых и неведомых в забвении времен и мест безмолвников и молчальников помилуй мя, грешнаго. Аминь.

(1 5,00 из 5) Загрузка…

История иконы

Появление данной иконы можно отнести к 12-му веку, к правлению Всеволода Большое Гнездо в Новгороде. Историкам известно, что он был большим ценителем византийской культуры и искусства, приходил обучение в Константинополе, откуда и позвал мастеров для росписи Дмитриевского собора. Вероятно, что именно они и создали икону нестандартной вытянутой формы. Написала она на трех липовых досках, скрепленных между собой, что характерно для икон. Свободные края говорят о том, что раньше они были предназначены для серебряного обрамления. На Руси такие обрамления имели широкое применение. К сожалению икона «Спаса Эммануила с архангелами» не дошла до нашего времени в своем первоначальном виде. Мы ее видим уже отреставрированную.

Общее описание иконостаса

Спас Эммануил — самостоятельное изображение отрока Иисуса Христа, не являющееся дополнением к образу Богоматери. Отрок-Христос показан нам в хитоне и гиматии, с нимбом над головой и свитком в руках. Нимб над головой Иисуса говорит о его божественности до принятия Таинства Крещения. Икона «Спас Эммануил» символизирует исполнение божественного замысла, говорит о том, что на земле все предопределено Господом Богом. Несмотря на то что Иисус Христос на данных иконах изображен в детском образе, лик его выглядит достаточно мудрым, а взгляд очень проникновенен и несвойственен ребенку. В остальном эти иконы схожи с иконами взрослого Иисуса Христа.

Характеристика имени по буквам

Э – ораторские задатки, умение убеждать, способность быстро и легко достигать поставленной цели. Обладатель имени с этой буквой любознателен, имеет эстетический вкус. Это яркий, обаятельный человек. Наделен хитростью, изворотливостью. Умеет страстно любить. Ищет партнера, способного поддерживать его стремления. В браке сохраняет верность спутнику жизни. Буква «Э» в начале имени наделяет его носителя утонченностью, общительностью, умением видеть людей насквозь.

М – внутренняя сила, умение решать сложные задачи, любознательность и стремление все попробовать на своем опыте. Носитель имени с этой буквой любит планировать будущее. Это отзывчивый, заботливый человек. Умеет учитывать чужие интересы. В любви готов жертвовать собой. Повтор буквы в имени говорит о трудолюбии человека.

А – активность, тяга к начинаниям, желание достичь успеха в жизни, стремление к комфорту. Носитель имени с этой буквой обладает силой и стойкостью духа, самостоятельностью, внешней яркостью, лидерскими качествами. Поступает по-своему, не любит подстраиваться под других людей.

Н – внутренняя сила, стойкость духа, острый ум. Такой человек избирателен во всем, неуступчив, не умеет идти на компромисс. В работе проявляет себя старательным, исполнительным и ответственным сотрудником, не любит монотонный труд. Заботится о своем здоровье. В любви предъявляет завышенные требования к избраннику.

У – яркое воображение, стремление к саморазвитию, милосердие, сострадательность, готовность уступать. Такой человек лишен гордости, эгоизма. Бывает хитрым, умеет тщательно скрывать свои намерения. В любви непредсказуем, склонен часто менять партнеров.

И – богатая фантазия, проницательность, живой ум, практичность, внимательности к деталям. Носитель имени с этой буквой стремится к гармонии с собой и окружающим миром. Обладает хорошим чувством юмора, наделен чувствительностью, добротой и мягкостью. Это честный и прямолинейный человек. В любви романтичен, долго ищет свой идеал.

Икона Эммануил с архангелами

Существует несколько видов деисусов: головной, опоечный и во весь рост. Одним из оплечных видов является икона Спаса Эммануила с архангелами. Юный Иисус Христос (Эммануил) изображен здесь между ангелами Гавриилом и Михаилом, склонившими к нему свои головы. Композиция отличается тонкими и изящными ликами, выражающими скорбь. Лик Спаса Эммануила более светел, чем лики ангелов. Спаситель изображен в охряном одеянии с золотыми вкраплениями. Архангел Михаил одет в розовый хитон, Гавриил же изображен в голубом одеянии. Золотой фон иконы не сохранился, заметить его можно только над плечами ангелов. Краска на нимбах ангелов также не уцелела. Разглядеть розовый окрас возможно только у их голов.

Местоположение иконы

Икону «Спаса Эммануила с ангелами» в 1518 году привезли в Москву для восстановления, где она и осталась. Больше века она висела над дверями иконостаса в Успенском соборе Московского кремля. Позже она была перевезена в Оружейную палату, а уж оттуда в 1963 году попала в Государственную Третьяковскую галерею, где и находится по сей день.

В заключение можно сказать, что имя Эммануил по церковным канонам присваивается любым изображениям отрока-Иисуса. Будь то самостоятельная икона или изображение в составе какой-либо композиции (Богоматерь с Младенцем, Собор Архангелов и т. д.).Образ Спаса Эммануила говорит нам об истинности вочеловечествования Сына Божия. Иконы Христа-отрока показывают его жизнь как человека. Они опровергают ересь о том, что Спаситель не был человеком и предстал перед людьми в призрачном облике. С духовной точки зрения икона говорит о соединении в Сыне Божием двух природ: человеческой и Божественной.

История иконы

Появление данной иконы можно отнести к 12-му веку, к правлению Всеволода Большое Гнездо в Новгороде. Историкам известно, что он был большим ценителем византийской культуры и искусства, приходил обучение в Константинополе, откуда и позвал мастеров для росписи Дмитриевского собора. Вероятно, что именно они и создали икону нестандартной вытянутой формы. Написала она на трех липовых досках, скрепленных между собой, что характерно для икон. Свободные края говорят о том, что раньше они были предназначены для серебряного обрамления. На Руси такие обрамления имели широкое применение. К сожалению икона «Спаса Эммануила с архангелами» не дошла до нашего времени в своем первоначальном виде. Мы ее видим уже отреставрированную.

Икона «Спас Эммануил»

До нашего времени дошла уникальная икона отрока-Иисуса. Размеры ее довольно большие (2,24 х 1,2 м). Хранится икона в Государственном Историческом музее, куда попала в 1925 году. Долгое время она находилась в запасниках и оказалась в плачевном состоянии. Происхождение данной композиции неизвестно. Ученые не могут определить, для кого и кем был написан Спас Эммануил. В ней присутствуют не только русские, но и западные традиции иконографии. Предположительно, автором этой реликвии может быть Богдан Салтанов или Василий Познанский. На сегодняшний день икона «Спас Эммануил» находится в хорошем состоянии. На ее восстановление ученые затратили титанические усилия.

Исторический контекст

Стихотворение Ольги Фёдоровны Берггольц написано в 1952 году

В это время военная тема продолжает занимать важное место в литературе. Однако власть призывала писателей сосредоточиться на послевоенных проблемах восстановления страны, мироустройства, на выражении идей развития и процветания Советского Союза

О тяготах военной и послевоенной жизни, правде блокадного Ленинграда вынуждали молчать. Даже майский День Победы в эти годы не являлся большим государственным праздником и выходным днем.

К 1952-му году созидательный пафос, социальный оптимизм, которого власть ждала и требовала от литературы, вошли в резкое противоречие с принципами творчества поэтов, в лирике которых преимущественно была отражена личная драма. Суровая критика считала, что авторы ни в коем случае не должны писать о своем пережитом опыте. Осуждались произведения и авторов-бытописателей, обличающих в своих текстах негативные явления действительности, неприглядность советских порядков.

Анна Ахматова и Ольга Берггольц

Произведения, которые противоречили духу партии, уничтожались, а их создатели попали в обстановку откровенной травли. Серьезные обвинения обрушивались на многих литературных деятелей. Профессиональные литераторы не имели возможности публиковать свои произведения, их исключали из Союза писателей, лишали средств. Любые произведения, в которых наблюдался отрыв искусства и литературы от «единственно верной» идеологии, признавались безыдейными и осуждались. Под такой безжалостный контроль попали не только многие поэты и прозаики (Гроссман, Платонов, Исаковский, Твардовский, Алигер и др.), но и крупные журналы («Ленинград», «Звезда»). Абсурдные обвинения и откровенные ругательства звучали в адрес Анны Ахматовой и Михаила Зощенко. Зощенко был объявлен «пошляком и подонком литературы», мыслящим преступно, по-антисоветски. Поэзию Ахматовой именовали «пустой, безыдейной». Мировоззрение поэтессы было определено как чуждое народу, а сама Ахматова была названа «не то блудницей, не то монахиней, у которой блуд смешан с молитвой».

Зощенко Михаил Михайлович. Фотопортрет. 1934 г.

Известный поэт, ученик Николая Гумилёва, Николай Тихонов, который когда-то был членом литературного объединения «Серапионовы братья» вместе с Зощенко, был уволен с поста председателя правления Союза писателей СССР. Ольгу Берггольц не печатали, так как она когда-то тесно общалась с опальной Анной Ахматовой.

Над авторами нависала прямая угроза ареста. В этих условиях Ольга Берггольц, которая не могли вычеркнуть из жизни и творчества события войны, пишет стихотворение «Отрывок».

Произведение

Тема молчания, его необходимости, становится одной из ключевых в творчестве и жизни Ольги Берггольц. Стихотворение «Отрывок» написано поэтессой в 1952 году. Оно — взгляд в блокадное прошлое. В нем тема молчания — ведущая. Поэтесса всегда переживала о том, что не имеет возможности говорить о военной правде во весь голос.

Памятник музе блокадного Ленинграда в Петербурге

Стихотворение предельно автобиографично и исповедально. В его основе — личные переживания автора, факты из жизни Берггольц. Однажды мама поэтессы подарила ей икону «Ангел Благое Молчание», которую Ольга хранила всю свою жизнь. Молчаливая надежда, безропотность, которые символизирует эта икона, молитва перед этим образом, помогли Берггольц не погибнуть в военные годы. Во весь голос она говорила в своем запретном дневнике, который опубликовали только в начале XXI века. Она писала: «Сегодня Коля закопает эти мои дневники. Всё-таки в них много правды… Если выживу — пригодятся, чтобы написать всю правду».

Страница из дневника Берггольц

В стихотворении есть несколько загадочных строк: Берггольц пишет о том, что ангел Благого Молчания дважды повернул ее с пути. Нельзя с точностью сказать, что имеет в виду автор. Но речь определенно идет о событиях, в которых Ольга видела Божий Промысл. Возможно, что здесь она вспоминает не только свое пребывание в блокадном Ленинграде, но и довоенные репрессии, когда поэтессу дважды арестовывали.

КАК МОЛИТЬСЯ ГОСПОДУ ИИСУСУ ХРИСТУ

Перед образом молятся ко Господу о всех нуждах и, конечно, исповедуют свои грехи, молитвенно готовятся к Исповеди и Причастию. Церковь благословляет ежедневно читать утренние и вечерние молитвы, которые есть в каждом молитвослове, с обращениями и покаянием перед Господом. Любые молитвы можно читать и в храме, и перед домашним иконостасом.

Две важнейшие молитвы — это молитва Господня и молитва Иисусова. Можно заменять слова молитвослова Иисусовой молитвой по четкам перед иконой: нужно мысленно или вслух произнести слова: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного» и передвинуть бусину на четках. Так следует делать в течение 10 минут утром и вечером — это и будет вашим молитвенным правилом. По четкам также можно молиться в дороге. Иисусова молитва — одна из наиболее известных православных молитв. Это очень краткая молитва с очень глубоким смыслом. Удивительно, но это и первая ступень на пути становления в вере, и молитва святых подвижников благочестия. Ее благодать и сила очень велика. Молитва — обращение к Богу-Сыну, Господу Иисусу Христу о помощи и милости. В любых жизненных трудностях, во всякий день эту молитву можно читать, чтобы Бог оградил Вас от от всякого зла.

Молитва же Господня, попросту, это «Отче наш», слова которой знали все наши предки (было даже выражение «знать как Отче наш») и которой каждый верующий человек должен научить своих детей. Если вы не знаете ее слов, выучите их наизусть, читать молитву Отче наш можно и на русском языке:

«Отец наш, находящийся на Небесах! Да будет свято и прославлено имя Твое, да придет Царство Твое, да будет воля Твоя, как на небе, так и на земле. Хлеб, нам необходимый, дай нам сегодня; и прости нам долги наши, которые мы прощаем должникам нашим; и пусть у нас не будет искушений дьявольских, но избавь нас от воздействий лукавых. Ведь Твое на небе и земле Царство и сила, и слава Отца, и Сына, и Святого Духа во веки. Аминь».

Молитва «Отче наш» называется еще Господней потому, что ее слова дал Сам Господь, они записаны евангелистами и находятся в Новом Завете.

Перед молитвой Господней и Иисусовой, как и перед любой, нужно соблюсти несколько несложных правил: — Читать молитву, прибегая к милости Господа, лучше в тишине, по крайней мере, вас ничто не должно отвлекать

— Важно сосредоточиться на словах молитвы, чтобы мысли не разбегались. — Вы можете молиться и на работе, и в ходе какой-то деятельности, но не с самого начала, а когда почувствуете, что это возможно, что молитва делает светлее ваше сердце, освещая верой и ощущением всеприсутствия Божия ваши чувства

— Откажитесь от механического заучивания и повторения, стараясь осознавать смысл проговариваемых слов и их глубокое значение. — Подготовьте ваши мысли к молитве, поразмышляйте о всесилии Божием, преклонитесь с любовью пред Господом.

История иконы

Появление данной иконы можно отнести к 12-му веку, к правлению Всеволода Большое Гнездо в Новгороде. Историкам известно, что он был большим ценителем византийской культуры и искусства, приходил обучение в Константинополе, откуда и позвал мастеров для росписи Дмитриевского собора. Вероятно, что именно они и создали икону нестандартной вытянутой формы. Написала она на трех липовых досках, скрепленных между собой, что характерно для икон. Свободные края говорят о том, что раньше они были предназначены для серебряного обрамления. На Руси такие обрамления имели широкое применение. К сожалению икона «Спаса Эммануила с архангелами» не дошла до нашего времени в своем первоначальном виде. Мы ее видим уже отреставрированную.

Последняя ночь сатаны и благое молчание Бога

Когда-то давно я впервые увидел образ Спасителя «Благое молчание». Ангел Великого Совета, изображенный на иконе, изливал на меня великий покой Божественного смирения. Крест с Распятым на Нем Спасителем и икона «Благое молчание» слились в моем понимании в нечто единое, целое. На всю Вселенную с них кричала неподвижность висящего на Кресте Распятого Бога и великая тишина Страстной Субботы.

Я понял, что самым громким и самым твердым может быть не только Слово Бога, но и Его молчание. Об него насмерть разбивается вся ярость зла, которая живет во Вселенной. Вязкая густота «тьмы над бездной» не в силах одолеть Свет этого великого молчания. Самым грозным и самым страшным для дьявола стало молчание Христа. Спаситель молчал, когда над Ним вершили беззаконный суд и возводили на Него нелепую клевету. Но это молчание стало приговором и судьям, и клеветникам.

Понтий Пилат, изумленный мужеством и благородством Христа, выводит Его перед разъяренной толпой со словами: «Се Человек!» Достаточно было Божественному Логосу сказать лишь одно Слово, чтобы не только эта жалкая толпа безумцев, жаждущая Его крови, но и вся Вселенная задрожала в страхе и трепете. Но Он молчит… И об это молчание разрушается зло адской бездны. «Кровь Его на нас и на наших детях», – наводят на себя проклятие одичавшие от ненависти человеческие души, захлебываясь ядом собственных грехов у ног молчащего Спасителя.

Нам нужно не только исполнять заповеди Христа, но и учиться у Него благому молчанию. Господь мог ответить Пилату, который не питал к Иисусу личной неприязни. Он мог вступить в полемику с фарисеями, потому что и среди них были те, кто искренне искал воли Божией. Но Христос не стал вести диалог с теми, кто «для себя уже все решил», кому были безразличны Его слова и Его мнение.

«Сейчас ваше время и власть тьмы» – это последнее, что сказал Спаситель этим людям. Давая им свободу, Он Своим молчанием вершил над ними суд.

Мне кажется, что мы приходим к тому времени, когда власть тьмы, время ее полной вседозволенности и разгула, станет нормой жизни человеческого общества. Солнце Правды, завершив Свой круг по небесному своду, опускается за линию горизонта, и мир погружается в ту же тьму, которая была перед тем, как это Солнце взошло на Востоке.

К сожалению, большая часть человечества станет, подобострастно заискивая перед силами зла, принимать в этом «пиршестве» участие. В лесу мрака человеческой цивилизации, среди небоскребов вавилонских башен никому не будет позволено светить светом Божественной благодати. Тогда уже не будет никакого смысла в словах и увещеваниях, взываниях к совести или здравому смыслу. Будут сдвинуты со своих мест все базовые основы жизни: безумие назовется мудростью, черное – белым, дьявол – богом, гибель – спасением. Люди превзойдут падших ангелов своей жестокостью, а любви и состраданию не найдется нигде места.

Это время станет временем нашего молчания. Слова никому не будут нужны. Жизнь в Боге станет лучшим словом, а молчание – страшным обличением. Ненависть ко Христу будет возмещаться на тех, кто остался со Христом. Ночь сатаны еще не пришла. Но багровое зарево заката уже светит в окна наших домов и бросает свои зловещие тени на домашние иконостасы. С этих родных икон на нас смотрят ободряюще лики святых, которые умели сражаться и вышли из этого сражения победителями. С центральной иконы взирает любимый Лик нашего Спасителя, который молча говорит: «Не бойся». Рядом с Ним Лик Матери Божией, которая с любовью смотрит на нас и дает душе утешение и надежду.

Ночь обещает быть хоть и мучительной, но недолгой. Потом снова наступит рассвет. Солнце Правды взойдет над миром для того, чтобы остаться в своем зените уже навсегда. Звездочками сияющих крестов будут переливаться одежды праведников, а лучезарная вода Вечной Жизни заструится в их жилах, отражая в себе блеск бисера благодати. Но этому празднику рассветной песни Агнца будет предшествовать ночное молчание и распятие святых.

Для Христа у меня осталась только одна фраза: «Господи, прости меня за все». Для мира остается только молчание. Есть такая роскошь в жизни – никому ничего не доказывать, ни с кем не спорить и не заботиться о том, как о тебе судят другие люди и что о тебе говорят. «Благое молчание» Христа открывает перед нами двери тайны великого Божественного покоя. К этому покою придет весь мир, вся вселенная, все те, кто не выбросит самого себя во внешний мрак тьмы над бездной. А пока мы держим путь к этому покою, Ангел Великого Совета тишиной Своего Креста осеняет нам дорогу, выводя нас из леса мрачных теней суетного беспокойства.

История иконы Христа

На Образе Господа «Царь Славы», предположительно конца XIX века, написанной в византийском стиле иконописцем Феодором Нефедовым, изображен Иисус Христос, восседающий на троне с раскрытым Евангелием и скипетром в руке.

Сын Божий на иконе «Царь Славы» облачен в царские одежды, с короной на голове и предстает в образе Царя. Венчает икону изображение Бога-Отца и Святого Духа в виде голубя (Господь представлен во всех трех ипостасях).

Написание образа Господа «Царь Славы» связывают с сюжетом священной книги Апокалипсиса, а настоящее празднование в честь него относят уже ко второму пришествию Христа во Славе Царя-Судии.

Согласно же церковным традициям нашего времени празднование в честь этого образа приходится на третье подготовительное воскресенье перед Великим постом в Неделю о Страшном суде.

Первое изображение Иисуса Христа было дано им самим. Когда посланец от царя Эдессы, больного проказой, прислал художника с тем, чтобы он нарисовал лик Христа, от которого, как он искренне верил, можно исцелиться.

Но художник никак не мог подойти к Христу, чтобы сделать точный портрет и тогда Иисус Христос омыл в воде лицо свое и, взяв плат (убрус), вытерся им, а после этого на убрусе появилось изображение лика Христа.

Это было первое изображение Спасителя на котором виден только Его лик, впоследствии иконы такого типа получили название Спаса Нерукотворного. Иконописцы на основе этого образа разработали еще несколько вариантов иконы Спасителя.

  1. Эммануил, когда Иисус изображается в виде ребенка отрока, причем изображение поясное, а характерным признаком того, что именно Спаситель является нимб с крестом, который является принадлежностью только икон Иисуса Христа.
  2. Вседержитель. Это, как правило, Христос в его поясном изображении Господа, восседающего на троне и держащего в правой руке Священное Писание, а левой рукой благословляющего людей
  3. Деисус, это слово можно перевести как моление, здесь Царь Царей восседает на троне, а по обе стороны от него Пресвятая Богородица и св. Иоанн Предтеча, которые преклонились перед ним в молитвенной позе. Иногда изображают в качестве предстоящих еще и апостолов и некоторых святых.

На заметку! Есть и еще несколько изображений Христа на иконах таких как «Спас великий Архиерей», «Христос Благое молчание», «Добрый пастырь» и «Христос во гробе». Эти иконы выставляются всегда в виде Плащаницы на Великую Субботу, когда верующие могут поклониться в течение всего дня, вплоть до начала Пасхальной вечерни.

За основу сюжета данной иконы можно принять истории из Священного Писания, в которых описывается рождение Иисуса, ставшего Царем для всех иудеев. Но земной народ отрекся от Сына Божьего, пришедшего в людской мир с проповедью о Господе, и казнил Его.

Таким образом, можно сделать вывод, что святой образ «Царь царей» заключает в себе идею правления над людьми. За Свое светлое царствование на земле Иисус в итоге был распят. Вновь воскреснув, Спаситель дал народу обещание вернуться на землю грешную во всей Своей Силе и Величии, чтобы стать судьей для всего человечества и свершить правосудие.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector