Соборование

Подготовка к соборованию

В преддверии Соборования в храме обязательно следует исповедаться и причаститься. Следуя религиозным христианским канонам, нет такого мирянина, который никогда не оступался, совершая некрасивые поступки. Однако, осознав свои ошибки и признав вину, можно получить отпущение грехов.

Причащение относится к семи Святым Церковным Таинствам. При прохождении через свершение таинства верующие миряне с хлебом и красным вином верят, что принимают Тело и Кровь Самого Господа. И христиане верят, что через него и телесно соединяются со Христом.

К Причастию страждущие психологически настраиваются говением, через:

  • обращение к Богу через молитву;
  • соблюдение поста;
  • покаяние;
  • исповедь.

При отсутствии неотвратимой опасности нет оснований совершать оба Таинства, но исповедаться следует.

Необходимые предметы

Как готовиться и что взять с собой в церковь на Таинство — все это необходимо узнать заблаговременно, чтобы уверенно и спокойно чувствовать себя во время проведения службы. Новичкам желательно ознакомится с правилами церковного этикета, это поможет чувствовать полноправным членом православной общины. В день проведения Таинства в храм следует подойти загодя.

Каждому изъявившему желание пособороваться необходимо:

  • записать свое имя в список участников;
  • купить большую свечку;
  • иметь при себе салфетки, чтобы протирать избытки елея.

Можно пожертвовать бутылочку масла. Протирочный материал потом полагается уничтожить в огне, если это предусмотрено, в храме или дома. Многие задаются вопросом — можно ли есть перед соборованием? Обязательно необходимо слегка утолить голод дома, потому что служба длится долго.

Условия совершения

Елеосвящение может свершаться в торжественной и в обыденной обстановке. Здоровые люди могут принять соборование единожды в Великий пост вместе со всеми участниками.

Таинство может свершаться над:

  • верующими и крещеными;
  • пребывающими в сознании;
  • старше 7 лет;
  • страдающими телесной и душевной болезнями.

В греческих храмах дозволяется проводить обряд причащения без покаяния.

Правильное душевное состояние

В современном непростом и хаотичном мире не может быть абсолютного и невозвратного исцеления телесных болезней. В отличие от физических душевные легче исцеляются путем прохождения обряда Елеосвящения. Освященный Елей придает страдающему силу, способную побороть уныние и отчаяние.

Соборование может не принести полезности из-за суеверных предрассудков и скептического отношения. Христианин, желающий очистить свою душу, изначально должен упрочить в себе веру в Святого духа.

Таинство Соборования в католической церкви

Римско-католики признают семь таинств, которые служат обрядами христианского посвящения и прохождения на протяжении всей жизни человека, какими бы короткими или длинными они ни были. Собрование или помазание является последним таинством для верующих католиков. Тяжело больной или раненый католик проходит Таинство Собоования. В  последние минуты он получает силу и утешение с  помазанием и готовится к следующему этапу духовного путешествия души.

Римско-католическая доктрина устанавливает критерии для условий прохождения Соборования. Человек, который болен или ранен, должен достигнуть возраста  7 лет, он должен покаяться в своих грехах и быть в состоянии благодати, и он должен признать, что Бог желает, чтобы он исцелился или умер.

Христос дал нам таинства, чтобы утешить нас в наши последние дни и подготовить нас к предстоящему путешествию. К ним относятся Покаяние (или исповедание), Соборование больных и Причащение ( что должно быть последним приемом причастия … «хлебом» для последнего пути из этой жизни в вечную жизнь).

Самая важная часть последних обрядов – это принятие Господа в последнем Причащении, также называемая «Viaticum» (в переводе с латыни означает, что нужно брать с собой в дорогу, т. е. условия для путешествия). Это особое Причастие готовит нас к путешествию с Господом в заключительной части нашего путешествия. Покаявшись в наших грехах и получив примирение, мы путешествуем с Господом Иисусом из этой земной жизни к вечному счастью с ним на небесах.

С самых ранних времен таинство Соборования больного ценилось среди католиков не только в непосредственной опасности смерти, но даже в начале признака опасности от болезни или старости. В проповеди 6-го века говорится следующее: «Как только какая-то немощь настигает человека, пусть тот, кто болен, получает тело и кровь Христа; пусть он смиренно и с верой просит пресвитеров о благословенном масле, чтобы помазать его тело».

Перед Соборованием католику необходимо пройти таинства Покаяние и Евхаристию. Священник делает крестный знак на разных частях тела человека и произносит слова на родном языке: «Через это святое Соборование или  и через великую доброту Своей милости пусть Бог простит тебе все грехи, которые ты совершил, злое использование зрения (зрение, слух, обоняние, вкус и речь, осязание, способность ходить) ». Последнее слово варьируется в зависимости от части тела, над которой священник делает знак креста. В случаях, когда смерть угрожает быстро, священник может сделать крестный знак на лбу человека и сказать: «Через это святое Соборование Господь может простить тебе любые грехи или недостатки, которые ты совершил».

Римско-католическая церковь является христианской церковью с латинской основой, и все таинства являются латинскими в их первоначальных формах. Если священник совершает Соборование на латыни, он скажет: «Per istam sanctan unctionem et suam piissimam misericordiam, потакание тиби Dominus quidquid per (visum, audtiotum, odorátum, gustum et locutiónem, tactum, gressum deliquisti)».

Последование таинства Елеосвящения

В храме (или в комнате больного перед иконами) ставится стол, покрытый чистой скатертью. На стол ставится блюдо с зернами пшеницы (при отсутствии ее можно заменить другими злаками: рожью, просом, рисом и т.п.). Посреди блюда на пшеницу устанавливают сосуд (или просто чистый стаканчик) для освящения елея. В пшенице вертикально укрепляют семь палочек, обернутых на концах ватой (стручцы), и семь свечей. В отдельных сосудах ставят на стол чистый елей (оливковое, растительное, вазелиновое или подобное масло) и немного красного вина. На столе полагаются Евангелие и крест.

После каждения, возгласа священнослужителя, чтения предначинательных молитв, псалма 142, покаянных тропарей и 50-го псалма читается «канон о елее», раскрывающий в своих тропарях духовную значимость и силу Таинства. Затем совершается приготовление елея: в пустой сосуд священником вливаются и смешиваются масло и вино; вино знаменует собою Кровь Христову, пролитую на Кресте для спасения людей, а смешивание масла и вина напоминает нам Евангельский рассказ о самарянине, который милосердствовал к ближнему, израненному разбойниками (-37). После этого возжигаются семь свечей, установленные в пшенице; кроме этого, зажженные свечи даются всем присутствующим и тому, над кем совершается Таинство. Священник, читая молитву, совершает освящение елея.

После прочтения священником первого Апостольского чтения из Соборного послания святого апостола Иакова об установлении Таинства Елеосвящения (-16) и первого Евангельского зачала о самарянине, священник читает молитву. После этого совершает краткую ектению с молениями о болящем и, взяв в руки стручец, крестообразно помазывает елеем лоб, ноздри, щеки, губы, грудь и руки соборующегося. При этом священник читает тайносовершительную молитву: «Отче Святый, Врачу душ и телес…». После этого гасится одна из семи горящих в сосуде с пшеницей свечей.

Далее такое последование (Апостол, Евангелие, молитва, ектения и помазание) совершается еще шесть раз, после каждого из которых одна из свечей в пшенице гасится.

После завершения седьмого помазания священник полагает на голову соборующегося раскрытое Евангелие и произносит молитву ко Господу: «…Не полагаю руку мою на главу пришедшаго к Тебе во гресех и просящего у Тебе нами оставление грехов, но Твою руку крепкую и сильную, яже во святом Евангелии сем…». При этом елеопомазанному следует непрерывно, но негромко повторять: «Господи, помилуй». Затем тот, над кем совершалось Таинство, целует Евангелие. После краткой ектении с двумя стихирами священник совершает отпуст; соборованный прикладывается ко кресту и, трижды благоговейно поклонившись совершителям (или совершителю) Таинства, говорит: «Благословите, отцы святии (или отец святой), и простите мя грешного (грешную)».

Елей, оставшийся после Таинства Елеосвящения, может быть сожжен в храме в специальной жаровне, использован для возжигания лампад пред иконами, либо же взят с собой тем, над кем Таинство совершалось. В последнем случае священники часто советуют поступить так: если больной после соборования выздоравливает — елей выливается в лампаду в храме или дома и таким образом сжигается. Если же после соборования больной умирает — пузырек с елеем кладется ему во гроб и после предания священником тела усопшего земле (перед закрытием гроба) крестообразно возливается на умершего. Впрочем, однозначного мнения в церковной практике по поводу последнего нет (это зависит иногда и от местных традиций), поэтому при совершении погребения умершего, принявшего перед этим Таинство Елеосвящения, следует посоветоваться со священником по поводу использования елея.

Молитвы для Соборования, что делать после Соборования

Во время Елеосвящения читается молитва об исцелении. Прочтение ее может отличаться в разных храмах. Но Совершительная молитва для всех одна, ее читают во время осуществления помазания маслом. Читается молитва Совершительная семь раз. Раньше батюшки приходили семь дней подряд к болеющему человеку и молились о его выздоровлении, мазали его священным маслом. Именно такая процедура совершалась по преданию апостолов.

После Соборование в обязательном порядке идет процедура причастия. Следует также помнить, что таинство не направлено на отпускания всех грехов. А нужно это для того, чтобы человек осознал все свои деяния и при необходимости покаялся. Поэтому после Елеосвящения, согрешив, нужно не забывать о покаянии и исповедаться. Но лучше всего не допускать грехи в своей жизни.

Это таинство известно не многим верующим, но от этого его значимость не уменьшается. Обряд способен не только излечить душу, но и тело. Главное подходить к Елеосвящению осознанно и с глубокой верой. И исцеление наступит обязательно. Собороваться нужно не только тяжело болеющим, но и здоровым людям, для исцеления ран душевных.

Господь всегда с Вами!

Смотрите видео из которого Вы узнаете о Таинстве Соборования:

  • Традиции православия
  • Это необходимо знать каждому

Заблуждения о соборовании

Елеосвящение (более привычно для слуха слово «соборование») — это одно из семи таинств Церкви. Это древнее таинство со временем приобрело в на­роде оттенок мистичности, возникло множество заблуждений, граничащих порой с суеверием.

1. Если человека соборовать, то он вскоре умрёт

Болеем мы сами или родственник, и на вопрос в храме: «Чем можно по­мочь?»

священник отвечает:«Соборо­вать». Многие в этот момент пугаются, отказываются, а порой и уточняют.

«Нет, умирать ещё рано!».

Такое пред­ставление о соборовании связано часто с тем, что сведения об этом таинстве люди получают от некомпетентного че­ловека, вспоминая суеверия и истории о том, как после совершения елеосвя­щения тяжелобольные люди умирают.

— Соборование не «призывает» к больному человеку смерть — наоборот, мы молимся об исцелении

, — поясняет священник Павел Коньков, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Всецарица». —Поэтому в случае бо­лезни соборование может быть только во благо. Но на практике, если человек давно и тяжело болеет и находится при смерти, после совершения соборования Господь может послать ему облегчение страданий и скорую кончину как избав­ление от мук. В этом случае лучше все­го, если есть возможность, сочетать со­борование с двумя другими таинства­ми — исповедью и причастием, чтобы в любой момент человек был готовк встрече с Небесным Отцом.2. После соборования обязательно исцелишься

Другое, прямо противоположное мне­ние: после соборования болезнь обяза­тельно пройдёт, будь то насморк или рак. Оно также ошибочно.

— Все мы хотим быть здоровыми, и в первую очередь телесно,

— говорит протоиерей Владимир Игнатов, ключарь Христорождественского собора. —Можно вспомнить, как после соборова­ния в человека буквально вливались си­лы, — это, конечно, особая милость Бо­жия. Но молимся мы в первую очередь об исцелении души и о помощи в борь­бе с грехами, поэтому не стоит каждый раз ждать именно чуда телесного исце­ления. Если будет на то воля Божия, Он обязательно пошлёт нам и выздоровле­ние, но в первую очередь стоит думать о душе.3. Во время соборования проща­ются все грехи

Мы действительно молимся о проще­нии грехов во время таинства елеосвя­щения, но не тех, о которых постесня­лись сказать на исповеди или специ­ально умолчали. Церковь учит, что прощаются лишь забытые грехи — те, о ко­торых человек не знал или не думал, что это грех, а после уже забыл о них и не исповедался. Это тоже одна из при­чин, почему христиане перед смертью стремятся не только исповедаться, но и пособороваться, — чтобы как можно лучше «очистить» свою душу перед кон­чиной.

4. Собороваться можно только во время Великого поста

Во время Великого поста во всех хра­мах действительно совершается собо­рование, и многие именно в этот пери­од прибегают к таинству. Но соборо­ваться можно (и даже нужно) и в любое другое время, если человек болен. Кстати, во время Великого поста собо­руются не только те, кто болеет. Это таинство необходимо и здоровым лю­дям, ведь болеть можно не только те­лесно, но и духовно, при этом ошибоч­но полагая, что наша душа полностью здорова.

— Церковь рекомендует прибегать к этому таинству здоровому человеку не чаще одного раза в год, а больному — не чаще одного раза во время болезни (это общие рекомендации). Иначе мы искушаем Бога, как бы заставляя Его нас исцелить,

— поясняет протоиерей Владимир Игнатов.

5. Соборование должны совершать семь священников, иначе таинство не подействует

По уставу, соборование совершается несколькими священниками (т. е. собо­ром — отсюда и появилось это второе название таинства), традиционно — се­мью. Но не запрещено и меньшее коли­чество человек. Более того, на дому больных людей соборует один священ­ник, и для этого был даже составлен более короткий чин, чтобы успеть со­вершить его над умирающими.

— Через таинства действует сам Гос­подь, и «не помочь» они могут лишь по одной причине —

нашей недостаточной вере, — говорит священник Павел Конь­ков.— Именно вера — самое главное, что приближает нас Богу. И видя наше искреннее стремление к Нему, Господь обязательно нас примет.Светлана Исаева

Исторические сведения

В Великий пост во все времена верующие спешили в храмы, чтобы пройти Таинство Елееосвящения. Но в настоящее время православные богословы не пришли к однозначному мнению, можно ли собороваться здоровым людям.

Совершение Соборования при большом скоплении народа появилось в Русской Церкви только в последние годы. Скорее всего причиной стало материальное соображение: ни для кого не секрет, что массовый приход верующих приносит хорошую материальную добавку для церкви.

О помазании здоровых людей нашли записи в рукописях Х века. Но там написано, что помазание принимали как сильно болящие люди, так и домочадцы. В греческой рукописи XI века также говорилось о том, что Елееосвящение проводится для больного и всех живущих в этом доме. Елеем помазывали также дом, двери, стены комнат, считалось, что болезнь человека влияет на окружающих, а также на все вокруг. Таинство совершалось в благоговении и молитве, направленной на болящего. Все присутствующие со всей душой просили о его исцелении.

Цель Таинства…

Целью Таинства было помазание тяжело больных людей, которые сами не могли посещать церковь. К больному в дом приходили семь священников, которые благоговейно произносили молитвы. Считалось недопустимым, чтобы один священник читал все семь молитв. Должен быть один больной и 7 священнослужителей, а не 700 больных и 1 священник.

Нередко серьезное, таинственное Соборование на дому давало чудесное исцеление, ведь собиралось 7 священников, которые усердно молились над болящим.

Сегодня это потерялось в погоне за «охватом» и материальной составляющей. В настоящее время число 7 считается только библейским элементом, а не обязательным символом чинопоследования.

Можно ли помазать умирающего?

На Западе чинопоследование воспринималось как «последнее помазание», совершали его только над лежащими на смертном одре. Для этого нет оснований, ведь целью помазания является исцеление болящего, а не напутственные молитвы перед смертью.

Часто священник, вызванный к лежащему на смертном одре, совершал сразу три таинства — одно за другим, ведь нередко умирающий уже не мог исповедоваться. Такое Елееосвящение освобождало его от тяжести тех грехов, в которых он очень хотел, но не успел покаяться.

Веществом для чинопоследования было только оливковое масло, но оно было слишком дорогим, да и в отдаленных деревнях России его было не найти. Тогда его стали заменять растительным маслом. Но эта замена считается искажением церковной традиции.

Еще одна сложность при стечении большого количества людей: священник не успевает прочесть имена всех пришедших, поэтому многие века запрещалось помазать здоровых людей.

До революции диаконам выдавались грамоты, где говорилось, что «священник да не дерзнет помазать здорового человека». Здоровый человек должен сам прийти на исповедь, а потом причаститься.

Да и молитва, которая произносится при возложении Евангелия на голову больного в который раз подтверждает, что Соборование – это способ воссоединения с Церковью отпавших от нее не по своей воле, а из-за болезни.

Известно, что с IV века Елеосвящение стали проводить не только в доме у больного, но и в храме.

Тяжелобольного человека приносили в храм на носилках. Многие люди получали исцеление, ведь за него молились сразу много людей.

Распространенные вопросы

Ответы на распространенные вопросы о соборовании:

Что может означать, если во время соборования вдруг стало плохо? Причин, на самом деле, может быть очень много. Например, сказаться может ваше физическое состояние, которое никак не связано с посещением Церкви, а также какие-либо переживания по поводу предстоящего соборования. Однако порой случается так, что данное таинство несет человеку не облегчение, а, наоборот, страдание. Это может произойти, если вы не раскаялись в своих грехах;

Можно ли собороваться при месячных? В период менструации женщинам запрещается даже входить в храм, а потому участвовать в любых таинствах (не только соборование, но и покаяние, причащение и даже бракосочетание) также нельзя;

Сколько стоит соборование? Если таинство проводится в церкви, то там имеются свои собственные цены, о которых вы можете спросить непосредственно в самом храме или же в церковной свечной лавке рядом с ним. Если же соборование планируется на дому у тяжелобольного, то о расценках стоит спросить у священника. Однако порой бывают случаи, когда таинство проводится бесплатно – например, если умирающий очень хочет собороваться, но денег у его семьи нет, тогда священник может войти в положение;

Может ли соборование приблизить смерть человека? Нет, не может, потому что сроки жизни любого человека зависят исключительно от воли Небесного Отца, который порой может послать телесную болезнь, чтобы вразумить вас и направить в нужном направлении. Поэтому, если вы все еще были подвержены суевериям и боялись, что соборование является только лишь последним таинством, которое может ускорить кончину, то будьте спокойны – это всего лишь предрассудки, которым не стоит верить;

Что делать, если по состоянию здоровья человек не может прийти в храм? Если больной не может явиться в церковь, то можно пригласить священнослужителя на дом;

Что делать с маслом и свечами, которые остаются после соборования? Как правило, все это остается в храме и людям на руки не отдается, однако, если человек очень хочет забрать что-либо, то такая возможность у него есть

В данном случае очень важно понимать, что просто выбрасывать свечи и оставшееся масло нельзя ни в коем случае и, если вы не знаете, что с ними сделать, просто оставьте все в церкви. А так масло можно добавлять в пищу или же мазать им больные части тела.

Нужно ли поститься, причащаться и исповедоваться перед соборованием?

Абсолютно здоровых людей почти не существует. А болезни, как мы знаем, это результат нашей греховной жизни. И перед тем как собраться совершить Соборование, в первую очередь надо озаботиться не столько тем, можно ли перед ним кушать, сколько всерьез задуматься о том, чем нагрешили в жизни, и очиститься от грехов.

А очищение происходит через Таинство Покаяния, в ходе которого вспоминаются и называются совершённые греховные деяния, в которых необходимо с сокрушением сердца покаяться. Поэтому в первую очередь рекомендуется побывать на исповеди.

Есть еще и такая рекомендация — получить благословение священнослужителя на Таинство Елеосвящения.

Известно, что Елеосвящение способно простить человеку некоторые грехи, но не те, которые он, надеясь именно на это, просто-напросто утаил, скажем, из-за стыда. Прощаются лишь грехи, начисто забытые или совершенные несознательно.

Это же относится и к Таинству Причащения: если есть возможность, хорошо причаститься перед Соборованием. Но чаще всего это происходит после него, на ближайшей Божественной литургии.

Несколько слов о духовной подготовке

Большая часть болезней признается в христианстве последствием греха.Чем более осознанно и серьезно, со вниманием и усердием человек отнесется к предстоящему событию, чем правильнее внутренне настроится, тем лучшего результата достигнет. Что нужно делать, чтобы совершаемое таинство принесло максимальную пользу?

Что нужно делать, чтобы совершаемое таинство принесло максимальную пользу?

Кроме раскаяния в грехах, отягчающих душу, надо еще и примириться с людьми — и с теми, которых вы обидели, и с теми, кто обидел вас.

Даже если человек тяжело болен, надо изыскать для него возможность примирения — по словам молитвы, читаемой перед Причащением: «…первее примирися тя опечалившим», которые весьма уместны и в случае Соборования.

Потому если мы ждем от Елеосвящения отпущения наших грехов, то стоит простить и ближнего в его заблуждениях.

Перед таким важным событием душа просит молитвы. Как готовиться в этом смысле? Специального молитвенного правила перед Соборованием не существует. Но это вовсе не мешает помолиться-подготовиться по своему усмотрению. Существуют такие общие рекомендации:

  • накануне таинства или в день его совершения можно почитать Покаянный канон;
  • вполне уместно выбрать и почитать акафисты Иисусу Сладчайшему, или Пресвятой Богородице, или святым, стяжавшим дар исцеления болящих (например, великомученику и целителю Пантелеимону, Луке Крымскому или любому другому, к кому особо «душа лежит»);
  • создать необходимый покаянный настрой могут и просто искренние молитвы.

Можно ли кушать перед таинством?

Специально поститься перед Таинством не обязательно.Люди, которые часто причащаются Святых Христовых Тайн, знают, что это таинство совершается сугубо натощак.

Касается ли подобное Соборования? Здесь все зависит от самого человека, его самочувствия. Иногда Елеосвящение может быть назначено на вторую половину дня или вечер: сможете вытерпеть и не кушать — никто не запрещает. Как никто и не запрещает подкрепиться.

И «пищевой» пост накануне Соборования тоже не предусмотрен: специально поститься нет необходимости. Достаточно того, что таинство для желающих совершается в храмах в период многодневных постов — Великого или Рождественского. А раз пост, который касается любого христианина, то и пищу нужно есть соответствующую, исключающую мясные, молочные, яичные продукты.

К больным же людям, находящимся дома или на излечении в больнице, священник приезжает по мере необходимости в любой оговоренный день года.

Соборование на дому или в больнице

Священника можно вызвать на дом или в больницу. Совершенно таким же образом, как и в храме, можно ориентироваться на расчет со священником, специально вызванным к больному на дом или в больницу. Сами священнослужители называют этот вопрос хоть и распространенным, но не совсем корректным. В этой ситуации та же история с возможностями «клиента».

Избегая прямого ответа на подобный вопрос, некоторые иереи уклончиво отвечают: сколько, мол, дадите. Тогда надо понастойчивее попросить сориентировать хотя бы приблизительно, спросив, сколько дают обычно. «Неграмотным» ответом будет нечто типа «сколько не жалко». Этим можно поставить людей в неловкое положение: может, теоретически им не жалко и большую сумму выделить, а вот практически…

Жертва, пожертвование… Хорошо, если люди, вызвавшие батюшку к болящему, вполне понимают значение этих слов, относятся уважительно и жертвуют от чистого сердца, не рассчитывая на то, что, как мы знаем, Господь за все воздает сторицей.

Из глубины веков

Таинство Елеосвящения, как и прочие таинства, имеет евангельское происхождение, оно было установлено Самим Христом. Как мы узнаём из Евангелия от Марка (6-я глава), “призвав двенадцать, начал Христос посылать их по два, дав им власть над нечистыми духами. Они пошли и проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли”. Согласно этому свидетельству, еще до голгофских страданий Спасителя существовало такое священнодействие, оно подавало помощь больным и телесно, и духовно. Затем мы находим сведения о Таинстве Елеосвящения в послании святого апостола Иакова (5-я глава, стихи 14-15). “Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему”.

Богослужебный чин таинства Соборования известен в нынешнем виде только с XV века. Чин (то есть порядок совершения таинства) видоизменялся на протяжении веков, становясь более пространным, более фиксированным.

Какие же тут были этапы? Сразу скажу, что известно нам далеко не всё. О первых веках мы знаем очень мало. В самых ранних памятниках, которые имеют отношение к этому чину (III-IV века), существуют такие чины, как “благодарение воды и елея” и молитва о приносимом елее. Молитва о елее включала в себя просьбу благословения у Бога на этот елей для помазания болящих и для потребления его ими в пищу. В IV веке освящение елея иногда совершал епископ – впрочем, в то время и другие таинства совершались преимущественно епископами.

Затем, в византийских богослужебных книгах VIII века, мы видим уже более детализированную последовательность молитв, первая из которых – та, что начинается словами: “Отче Святый, врачу душ и телес…” Эта древняя молитва и в наше время произносится при совершении Соборования, и более того – является, говоря богословским языком, тайносовершительной формулой.

Иногда спрашивают – а когда Соборование начали воспринимать именно как таинство, когда его включили в число семи церковных таинств? Кстати, представление о том, что таинств ровно семь, не догматизировано в Православии, это западная богословская традиция, которая вошла и в наши учебники. Но некоторые святые отцы считали таинствами и другие священнодействия, например, Великое освящение воды в праздник Богоявления, монашеский постриг… Как бы там ни было, Елеосвящение достаточно рано стало восприниматься как таинство и на Востоке, и на Западе.

Впрочем, в Католицизме понимание этого таинства до недавнего времени отличалось от православного. В средневековой западной традиции Елеосвящение принято было совершать только над умирающими людьми, отсюда и его католическое название, “extrema unctio” – “последнее помазание”. Надо сказать, что такое название таинства, вместе с соответствующим пониманием, проникло в XVII-XVIII веках и в нашу Церковь, утвердилось в официальных церковных документах. И только в XIX веке святитель Московский Филарет (Дроздов) настоял на том, чтобы это название таинства как несоответствующее православному пониманию было изъято из употребления – что и произошло в Русской Церкви. Но и на Западе не сохранилось средневекового понимания этого таинства. В последние десятилетия, после II Ватиканского собора, католики изменили отношение к Соборованию, и теперь уже называют его как-то иначе – например, “таинством больных”.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector