Таинства церкви

Что такое церковные таинства? Какие таинства бывают в православии?

По учению христианской церкви, пройти обряд таинств нужно каждому верующему, ведь человеческая природа постоянно нуждается в видимых символических действиях, которые помогают ощутить незримую силу Господа.

Таинства дарят благодать и оказывают глубокое влияние на духовность, поэтому способны кардинально изменить внутреннюю жизнь человека. Но что же такое таинства и какие они бывают в православных церквях?

Что такое церковные таинства?

Если заглянуть в Священное Писание, можно увидеть, что в Библии под таинством понимают всякие сокровенные мысли и действия. В храмах их внешние признаки представлены церковными обрядами, которые дают благодать при соблюдении двух условий: они должны быть правильно совершены священнодействующим лицом, а человек, над которым совершается таинство, должен иметь расположение к этому действию.

Таинства, совершаемые без искренней веры в Господа и пламенного желания, ведут к осуждению и не оказывают никакого влияния на духовную жизнь человека.

История происхождения таинств

В отличие от традиционных церковных обрядов (например, погребения или освящения воды), таинства были установлены самим Иисусом Христом.

Непосредственно в храмах они вводились постепенно – по мере образования и укрепления христианской религии. Первоначально в церквях совершали всего два обряда – Причастие и Крещение, поскольку только они были описаны в Новом завете.

Впоследствии стали проводить еще пять таинств, которые упоминаются в Деяниях апостолов и свидетельствах служителей церкви раннего христианства.

Таинства в православии

Если у католиков семь таинств являются догмой еще со времен Второго Лионского собора 1274 года, то в православии всё не так однозначно. Византийская церковь никогда не признавала какого-либо определенного списка обрядов, а вот в греческой церкви перечень из семи таинств стал общепринятым еще в XVII веке.

Сегодня многие православные богословы утверждают, что для догматизации таинств нет никаких предпосылок, поскольку их строгой фиксации не существовало ни в Библии, ни в трудах святых отцов. Тем не менее, их совершают повсеместно во всех православных храмах и условно делят на повторяемые и непомторяемые.

Какие неповторяемые таинства бывают в православии?

К неповторяемым таинствам относят те обряды, которые верующий человек должен пройти только один раз в своей жизни. Первое из них – это Крещение, совершаемое над младенцем в знак его приобщения к Богу и очищения от грехов.

Становлению этого таинства предшествовало крещение Спасителя в водах реки Иордан, совершенное при помощи Иоанна Крестителя. С тех пор важную роль в обряде отводят воде и совершают таинство троекратным погружением ребенка в купель с чтением молитвы.

Таинство Миропомазания проводится сразу же после Крещения и связано с дарами Святого Духа, позволяющими людям стать твердыми в своей православной вере.

Обряд состоит в ритуальном помазании отдельных частей тела младенца ароматическими маслами, которые, по христианским преданиям, передают ему божественную благодать. Третье неповторяемое таинство – это Священство, которое совершается только над теми людьми, что посвящаются в священнослужители.

Повторяемые таинства в церквях

К повторяемым относятся четыре обряда – Брак, Исповедь, Евхаристия и Елеосвящение. Таинство Брака подразумевает свободу выбора и являет собой супружеский союз женщины и мужчины, который заключается в храме путем священнодействия.

Православная церковь вполне допускает второй или третий брак, но в этом случае обряд проводится уже не по торжественному, а по покаянному чину. Таинство Исповеди помогает человеку раскрыть перед священнослужителем свои грехи и получить их отпущение от имени Господа.

Евхаристия, или причащение, совершается на божественных литургиях путем вкушения вина и хлеба, предварительно освященных в храме. Согласно Писанию, благодаря причащению верующие могут приобщиться к крови и телу Иисуса Христа и таким образом символично соединиться с Богом.

Елеосвящение заключается в помазании верующего освященным елеем и помогает ему получить отпущение тех грехов, которые он не успел (или забыл) раскрыть во время Исповеди. Обычно таинство проводится над больным человеком, которому уже исполнилось 7 лет, и сопровождается молитвами об исцелении.

Крещение

Церковные Таинства Крещения становятся в буквальном смысле воротами, через которые человек входит в Церковь и становится ее членом. Для совершения таинства всегда необходима вода, ведь сам Иисус Христос принял крещение в Иордане, чтобы подать пример всем своим последователям и показать им кратчайший путь к искуплению грехов.

Крещение проводится священнослужителем и требует некоторой подготовки. Если мы говорим про церковное таинство для взрослого человека, который сознательно пришел к Богу, то ему необходимо почитать Евангелие, а также получить наставления от священнослужителя. Иногда перед крещением люди посещают специальные занятия, во время которых получают базовые знания о христианской религии, церковных обрядах и Боге.

Крещение проводится в храме (когда речь идет о тяжелобольном человеке, обряд можно совершать дома или в больнице) священником. Человек ставится лицом на восток и слушает очистительные молитвы, а затем, повернувшись на запад, отрекается от греха, Сатаны и прежней жизни. Затем он трижды погружается в купель под молитвы священника. После этого крещенный считается рожденным в Боге и в качестве подтверждения своей принадлежности к христианству получает крестик, который необходимо носить постоянно. Крестильную рубашку принято хранить всю жизнь, она является неким оберегом для человека.

Когда таинство проводится над младенцем, то за него на все вопросы отвечают родители и восприемники (крестные). В некоторых храмах допускается участие в обряде одного крестного, но он обязательно должен быть одного пола с крестником. Имейте в виду, что стать крестным — это очень ответственная миссия. Ведь с этого момента вы перед Богом отвечаете за душу ребенка. Именно крестные должны вести его по пути христианства, наставлять и вразумлять. Можно сказать, что восприемники — это духовные учителя для нового члена христианской общины. Выполнение данных обязанностей ненадлежащим образом является тяжелым грехом.

Таинство Причащения (Евхаристии):

Тайная Вечеря. Икона, конец XIV в. Иконописец Андрей Рублёв

Об участии верных в Евхаристии — правила, регламентирующие причастие в Русской Православной Церкви — одобрены на Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви, прошедшем 2 — 3 февраля 2015 года

Таинство Евхаристии — протоиерей Михаил Помазанский

«Таинство Причастия». Листовка — Миссионерский отдел Московской епархии

«Памятка христианину, желающему подойти к Святой Чаше для причащения животворящего Тела и Крови Спасителя». Листовка — Николо-Берлюковский монастырь Московской епархии

«Желающим приступить к Таинству Причастия». Листовка — Храм Новомучеников и исповедников Российских в Строгино

«Желающим приступить к Таинству Причастия» (в цвете). Листовка — Храм Новомучеников и исповедников Российских в Строгино

«Как подготовиться к Исповеди и Причастию». Листовка — Храм Новомучеников и исповедников Российских в Строгино

«О Таинствах Исповеди и Причастия»

Листовка — Храм Новомучеников и исповедников Российских в Строгино

Заключение Синодальной богословской комиссии по Совместному заявлению Православно-лютеранской комиссии по богословскому диалогу «Тайна Церкви: Святая Евхаристия в жизни Церкви» — Theolcom.Ru

О частоте Причащения — епископ Венский и Австрийский Илларион Алфеев

Причастие — это благодатное приобщение души к к вечной жизни протоиерей — протоиерей Михаил Шполянский

Причастие – радостная весть для плоти — диакон Андрей Кураев

Магия вместо Причастия? — иерей Андрей Дудченко

О том, как мы должны причащаться, и о плодах этого великого Таинства, когда мы причащаемся в любви ко Христу — архиепископ Серафим Соболев

Важно разделять подготовку к причащению прихожан и «захожан» — протоиерей Павел Великанов

Причастие младенцев превращается в профанирование Таинства — митрополит Саратовский и Вольский Лонгин

Пустите детей приходить ко Мне… Часть первая: причащение детей до семи лет — протоиерей Георгий Крылов

Пустите детей приходить ко Мне..

Часть вторая: от 7 до 17 лет (исповедь и причащение)  — протоиерей Георгий Крылов

Подготовка детей к причастию. Часть I — Анна Гальперина

Подготовка детей к причастию. Часть II — Анна Гальперина

Подготовка детей к причастию. Часть III — Анна Гальперина

«Родителям о Таинстве Причастия». Листовка — Храм Новомучеников и исповедников Российских в Строгино

После Причастия — протоиерей Андрей Ткачев

Почему не допускают к Причастию? — протоиерей Константин Островский

Святоотеческое учение о Евхаристии и возникновение конфессиональных расхождений — Николай Успенский

Защита термина «пресуществление» патриархом Сергием Страгородским — Богослов.Ru

Тело Христово в таинстве Евхаристии — Алексей Зайцев

Выдумали ли православные Таинство Причащения? — Андрей Десницкий

Литургия и подвиг — митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий Радович

О причащении тяжелобольных или когда Бог не цель жизни, а средство — протоиерей Александр Стрижак

Новая практика Причащения? — протоиерей Константин Буфеев

Покаяние

Фото: Pravmir.ru

Если Таинство Крещения проходил взрослый человек, то после завершения священнодействия он чувствует себя особенным образом. В душе радость, небывалый прилив сил. Однако человек устроен так, что со времени божественное воодушевление проходит, верующий впадает в грех.

Если не исправлять допущенных ошибок, такому человеку будет уготована прямая дорога в ад. Христос, чтобы не допустить гибели грешника, его низвержения в Преисподнюю, спустился на землю, искупив грехи человечества, приняв смерть на кресте. С тех пор у человека существует возможность покаяться в совершенных грехах, чтобы вернуться на истинный и праведный путь. Таинство Покаяния (или Исповедь) называют «вторым крещением», так как после завершения священнодействия человеку отпускаются все совершенные им грехи. Душа снова чистая и обновленная.

В этом Таинстве обязательно участвуют только двое – верующий, который кается, и священник. Человек честно и откровенно рассказывает обо всех прегрешениях и проступках, совершенных им. Если священник понимает, что раскаяние искреннее, он прощает грехи силой, полученной от Всевышнего.

Важно, чтобы верующий после Исповеди больше не совершал допущенных ранее грехов. Ведь главная цель Покаяния – исправление человека

Если же он согрешит точно также снова, значит, в действительности никакого исправления не было.

Классификация таинств

Церковные таинства в православии имеют свою классификацию, об этом должен знать каждый христианин, который делает первые шаги на пути к Богу. Таинства могут быть:

  • обязательными;
  • необязательными.

К первой категории относятся следующие обряды:

  • крещение;
  • миропомазание;
  • причастие;
  • покаяние;
  • елеосвящение.

Таинство Брака и Священства являются свободным волеизъявлением человека и относятся ко второй категории. Но стоит иметь в виду, что в христианстве признается только тот брак, который освящен церковью.

Также все таинства можно разделить на:

  • однократные;
  • повторяемые.

Однократное церковное таинство можно совершить только единожды в жизни. Под эту категорию подходят:

  • крещение;
  • миропомазание;
  • таинство Священства.

Остальные обряды можно повторять многократно в зависимости от духовных потребностей человека. Некоторые богословы к однократным обрядам еще причисляют Таинство Брака, ведь венчание в церкви можно совершить единожды в жизни. Несмотря на то что многие сейчас говорят о таком обряде как развенчание, официальная позиция Церкви по данному вопросу не меняется уже многие годы — брак, заключенный перед Богом, невозможно отменить.

Зачем нам Таинства Православной Церкви?

Нельзя подходить к Таинствам как к  формальным ритуалам. «Покрещусь по традиции», «повенчаюсь, чтобы не развестись», «причащу ребенка, чтобы не болел» и так далее. Таинства Православной Церкви — это не наше одолжение Богу. Это средства нашего спасения. Главное в Таинствах — не внешние действия, а духовное содержание.

Принятие Крещения и Миропомазания необходимы для начала новой жизни. Они свидетельствует о стремлении человека служить не греху, а Всемогущему Богу. Чтобы достигнуть Небесного Царства, нужно спасти свою душу, приблизиться к Богу. Принимая крещение, люди усыновляются Богу, восстанавливают связь с Ним, потерянную человечеством через грехопадение. Только после Крещения можно принимать участие в других Таинствах. 

Исповедь — это не просто регулярное перечисление совершенных поступков, а работа по изменению образа жизни. На исповеди христианин высказывает свою решимость больше не грешить.  

Особо важным для христиан является участие в Таинстве Причащения. Не причащающийся Святых Таин отрывает себя от источника жизни — Христа. И наоборот, с благоговением и с должной подготовкой регулярно приступающие — по слову Господа «пребывают в Нем».

Во время Таинства Евхаристии человек встречается с Самим Богом, поэтому очень важно подготовиться постом и молитвой к достойному принятию Святых Даров. Венчание должно восприниматься не как механизм для счастливой семейной жизни

Это необходимая помощь для совершения сложного служения семье, преодоления своего эгоизма. Венчание — это только начало совместного пути супругов, на которое призывается Божье благословение

Венчание должно восприниматься не как механизм для счастливой семейной жизни. Это необходимая помощь для совершения сложного служения семье, преодоления своего эгоизма. Венчание — это только начало совместного пути супругов, на которое призывается Божье благословение.

Соборование не является магическим средством получения исцеления от телесных болезней. В этом Таинстве прежде всего совершается моление о прощении грехов и исцелении душевных недугов, которые зачастую приводят к телесным проблемам.

Таинство брака

Таинство брака

Таинство брака (венчание) — христианский супружеский союз мужчины и женщины, заключённый через священнодействие в храме. Состоит из трёх основных обрядовых форм: обручения, венчания (основная часть) и общей чаши.

«Распитие» общей чаши — напоминание о том, что в древности всё в жизни христианина, в том числе и брачный союз, освящалось причащением Телу и Крови Христовым.

В Русской православной церкви существует три чина совершения чинопоследования брака:

  1. Последование великого венчания, когда оба или один из брачующихся лиц вступают в брак в первый раз.
  2. Последование о второбрачном — когда оба венчающиеся вступают в повторный брак.
  3. Последование церковного освящения союза супругов, проживших вместе много лет.

С 1775 года в Русской церкви обручение совершается в одно время с венчанием. Исключение делалось для лиц императорской фамилии. Тайносовершительное значение в чинопоследовании венчания имеют слова священника: «Господи Боже наш, славою и честию венчай я». Этими словами и положением венцов на головы венчающихся человек прославляет царя творения, так как семья, по христианским воззрениям, является образом малой церкви, и на всю последующую жизнь новобрачные становятся друг для друга царём и царицей. Кроме того, венчание символически выражает чествование мучеников, так как путь к Богу — это путь Христа, а значит, распятие в себе «ветхого человека», преисполненного греха, эгоизма и похоти. Новобрачные обязуются перед Богом блюсти целомудрие супружества, прежде всего отсутствие прелюбодейных помыслов, потому как грех прелюбодейства рождается в сердце.

Муж и жена в браке, по мнению христиан, навечно становятся одной плотью (если не разрушат таинство единения грехом прелюбодеяния), а также несут обоюдную ответственность за сохранность брачного союза, потому как по словам Иисуса Христа «… и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает».

Очевидно уже из самого определения Таинства, что «невидимая благодать Божья» может подаваться только Господом. Поэтому, говоря обо всех Таинствах, необходимо признать, что Совершителем их является Бог. Но соработниками Господа, людьми, которым Им Самим даровано право совершать Таинства, являются правильно поставленные епископы и священники Православной Церкви. Основание для этого можно найти в послании апостола Павла: «Итак, каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих«.

Священство

Священство

Священство (рукоположение, хиротония) — посвящение в священнослужители, совершаемое епископом. Есть три степени священства:

  1. При посвящении во диакона ставленник (то есть посвящаемый в сан) получает благодать лишь служить при совершении таинств — только помогать предстоятелю (пресвитеру, епископу) при совершении таинств, но не стоять во главе собрания при совершении таинства.
  2. Посвящаемый во пресвитера человек получает благодать самому совершать большинство таинств, но только от лица правящего епископа. 
  3. При посвящении в епископа, ставленник получает благодать не только совершать все таинства, но и посвящать других для совершения таинств — то есть получает всю полноту апостольской власти.

Рукоположение во диакона или во пресвитера может совершать один епископ. Перед рукоположением ставленник совершает «ставленническую» исповедь, принимаемую епархиальным духовником за всю свою жизнь, и священническую присягу. После этой исповеди духовник говорит правящему епископу, достоин ли ставленник принять священный сан. Следует заметить, что «протопресвитеры», «протодиаконы» и другие являются просто наградными титулами и их получение не проходит через хиротонию.

Любая хиротония совершается только во время Литургии. Конкретное время совершения хиротонии зависит от ступени священства, в которую посвящается ставленник.

Понятие о таинствах

Внутренняя жизнь Церкви таинственна, будучи содействием Христа, как Главы и Мужа, с Церковью, как Его телом и Женой (Еф. 5, 32), в Духе Святом посредством «всяких взаимно скрепляющих связей.» По словам преподобного Иустина (Поповича):

«Все в Церкви есть святое таинство. Всякое священнодействие есть святое таинство… каждое из них глубоко и спасительно, как и сама тайна Церкви, ибо и самое «незначительное» священнодействие в Богочеловеческом организме Церкви находится в органической, живой связи со всей тайной Церкви и самим Богочеловеком Господом Иисусом Христом » .

По воплощении, Сам Господь Иисус Христос положил начало видимому образу преподания Божией благодати в Своей Церкви. Его слова о важнейших и непостижимейших таинствах причащения, крещения и покаяния сохранили Евангелия. Указания на Божественное происхождение других таинственных священнодействий находятся в посланиях апостольских и в книге Деяний апостолов, а также в свидетельствах апостольского предания, сохраненных творениями отцов и учителей Церкви первых веков Христианства, таких как святой Иустин Мученик, святой Ириней Лионский, Климент Александрийский, Ориген, Тертуллиан, святой Киприан Карфагенский.

«Домостроителями тайн Божиих» (1 Кор. 4, 1) в Церкви первых веков являлись апостолы. Таинственные элементы пронизывали всё их служение – их призывную проповедь, крещение уверовавших, низведение на них Духа Святого через возложение рук, укрепление единения верующих с Христом через таинство Тела и Крови Его, дальнейшее укрепление сердец верующих в тайны Царствия Божия, углубление более совершенных из них в «премудрость Божию тайную, сокровенную» (1 Кор. 2, 6-7). Диаконы при апостолах, по словам святого Игнатия Богоносца, были «служители тайн Иисуса Христа».

Во внутренней жизни Церкви важнейшими моментами являются священнодействия, и наиболее важные из них постепенно стали называться «таинствами» по преимуществу перед остальными. В таинствах молитвы, благословения и внешние священнодействия являются как бы сосудами, которыми черпается и подается членам Церкви, нелицемерно верующим, благодать Святого Духа. Внешние знаки в таинствах имеют значение не сами по себе, а для человека, который по устройству своей природы нуждается в видимых средствах для усвоения невидимой силы Божией. Таинства признаются «орудиями, которые необходимо действуют благодатию на приступающих к оным,» как сказано в Послании Восточных патриархов 1723 года. По определению святителя Филарета Московского в Пространном Христианском Кетехизисе

, таинство это: «священное действие, через которое тайным образом действует на человека благодать, или спасительная сила Божия», в таинствах «скрыта и присутствует сила спасительных страданий и смерти Иисуса Христа», они соединяют и являют единство Церкви.

Таинства являются частью Священного Предания Церкви. Вера в них обязательна для православных, что исповедуется в десятом члене Никео-Цареградского Символа Веры, где говодится о крещении, но подразумеваются и другие таинства. Совершение и принятие таинств продолжится до самого второго пришествия Христова (1 Кор. 11, 26).

Между обрядовостью и тайной

Важно понимать, что священник выступает только посредником во время совершения семи Таинств Церкви. На самом деле через него невидимо действует сам Христос

Если вы замечаете только действия служителя, но не ощущаете присутствия Владыки, то пока видите поверхность, но боитесь отплывать от берега.

Между видимым и тайным во всех этих действиях — огромная глубина. 

Можно увидеть только обрядовость, то, что обычно выглядит красиво и непонятно: ребеночка окунают, с одной чаши причащают, на мужа и жену царские венцы возлагают…

А можно попробовать нырнуть и увидеть-почувствовать всю красоту смысла. Пока ты на поверхности — просто наслаждаешься процессом. А когда ныряешь — пытаешься увидеть морское дно, рассмотреть, как оно удивительно устроено…

В Таинствах Церкви есть нечто похожее. Вот только вряд ли удастся достать до самого дна. Каждый раз кажется, что дошел до предела. Но нет, в следующий раз понимаешь что-то новое и удивляешься. Завеса над тайной открывается постепенно, но всегда не до конца.

Тот, кто имеет опыт, не станет крутить у виска, а прекрасно поймет меня. А те, кто пока только плавает на поверхности, может попробовать нырнуть. Рискнуть точно стоит.

Таинство Миропомазания

Суть:

Крестившемуся человеку через помазание священным миром даются силы для преодоления греха и жизни по заповедям.

Библейские основания:

Таинство Миропомазания имеет основание в Евангелии:В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен (Ин7 :37-39), а также в апостольских посланиях:Впрочем, вы имеете помазание от Святаго и знаете все (1 Ин2 :20),Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог (2 Кор1 :21).

История:

Совершать это таинство сразу после Креще-ния постановил Лаодикийский Собор в 343 году по Р. Х.

О Таинстве Миропозания на сайте «Фомы»

Что такое причастие?

Таинство церковное, которое считается одним из наиболее важных, называется «причастие». Этот обряд соединяет человека с Богом на энергетическом уровне, он очищает и исцеляет христианина духовно и материально.

Церковная служба, на которой совершается Таинство Причастия, проходит по определенным дням. К тому же на нее допускаются далеко не все христиане, а только те, кто прошел специальную подготовку. Предварительно необходимо переговорить со священнослужителем и заявить о своем желании принять причастие. Обычно служитель церкви назначает пост, после которого обязательно необходимо пройти покаяние. Только тому, кто выполнил все условия, становится доступна церковная служба, на которой совершается Таинство Причастия.

В процессе таинства человек получает хлеб и вино, трансформирующиеся в Тело и Кровь Христа. Это дает возможность христианину приобщиться к божественной энергии и очиститься от всего греховного. Служители церкви утверждают, что причастие исцеляет человека на самом глубоком уровне. Он перерождается духовно, что всегда благоприятно сказывается на здоровье человека.

***

«…Таинство есть видимое священное действие,
которое при помощи известного обряда сообщает верующему
невидимую, но действенную благодать Божию. Название
«таинств» утвердилось в Церкви за семью чинопоследованиями:
Крещение, Миропомазание, Причащение-Евхаристия, Покаяние,
Священство, Брак и Елеосвящение
… В Крещении человек таинственно рождается в
духовную жизнь; в Миропомазании получает благодать
возвращающую и укрепляющую; в Причащении питается духовно; в
покаянии врачуется от духовных болезней (от грехов); в
Священстве получает благодать духовно возрождать и
воспитывать других посредством учения, молитвы и таинств; в
Браке получает благодать, освящающую супружество,
естественное рождение и воспитание детей; в
Елеосвящении врачуется от болезней телесных посредством исцеления от духовных

Михаил Помазанский, протопресвитер

Догматическое богословие. – Клин:

Фонд «Христианская жизнь», 2001

  • Диалоги. Диалог пятый. О Таинствах  — протоиерей Валентин Свенцицкий
  • «О таинствах» — святитель Амвросий Медиоланский
  • Святоотеческие основания православного учения о Таинствах — митрополит Диоклийский Каллист
  • Богослужение. Требы и Таинства — протоиерей Михаил Шполянский
  • Новозаветные корни православного учения о Таинствах — архимандрит Ианнуарий Ивлиев
  • Канонические основания сакраментологии — протоиерей, профессор Московской духовной академии Владислав Цыпин
  • Понятие «таинство» в православном богословии — Михаил Иванов

  • Азбука веры

    — Основы православной веры. Символы, основополагающие
    понятия, Таинства, богослужения, все это детально
    показано и доходчиво прокомментировано в этом
    просветительском фильме. «Азбука» будет незаменима для
    тех, кто делает свои первые шаги в храме и ищет ответа
    на вопросы: как ставить свечи, креститься, писать
    записки; как устроен храм и что происходит во время служб и Таинств…
  • Таинства в инославии: благодать вне церкви или форма без благодати? — Андрей Горбачев
  • Богословское обоснование «икономической теории» — Андрей Горбачев
  • О действительности Таинств, совершаемых тяжко и нераскаянно согрешающими священнослужителями — Валерий Синильников

Церковное таинство: соборование

Это таинство еще часто называют елеосвящением, так как в процессе обряда на тело человека наносится елей — масло (чаще всего используется оливковое). Свое название таинство получило от слова «собор», означающее, что обряд должен проводиться несколькими священнослужителями. В идеале их должно быть семь.

Таинство Елеосвящение проводится над тяжелобольными людьми, которые нуждаются в исцелении. В первую очередь обряд направлен на исцеление души, которое напрямую влияет на нашу телесную оболочку. В процессе таинства священнослужители читают по семь текстов из различных священных источников. Затем елей наносится на лицо, глаза, уши, губы, грудь и конечности человека. В заключение обряда на голову христианина возлагается Евангелие, и священник начинает молиться об отпущении грехов.

Считается, что лучше всего проводить данное таинство после покаяния, а после пройти причащение.

Крещение

Фото: Ocapodvorie.org

Таинство Крещения — первое священнодействие, в котором человек участвует вскоре после появления на свет. С его помощью он принимает веру, становясь частью православного мира.

В России принято крестить детей в младенчестве. Обычай уходит своими корнями в Древнюю Русь, когда младенцев стремились крестить как можно быстрее из-за высокой детской смертности. Отцы и матери опасались, что малютка не выживет, умерев некрещеным (в этом случае он лишался Благодати и возможности попасть в Царство Небесное). Поэтому обращали его в православную веру при первой же возможности. Если младенец изначально рождался больным, его могли крестить в первые дни после появления на свет.

В православии не содержится никаких требований к тому, чтобы человек крестился именно в младенчестве. Это Таинство рассчитано и на взрослого человека. В этом случае верующий обязан заявить, что категорически отрекается от дьявола, готов соединиться со Спасителем телом и духом.

Взрослый человек самостоятельно произносит эти слова отречения и верности Христу. Если крестят младенца, за него это делают крестные, так как данный момент важен во время священнодействия, его нельзя пропустить.

Во время совершения Таинства Крещения в обязанности крестных родителей младенца входит:

  • забрать из рук священника ребенка из купели;
  • произнести фразу об отречении от сатаны и соединении со Спасителем;
  • прочесть Символ веры;
  • надеть на ребенка специальный крещальную рубаху и крестик.

В будущем они должны при первой возможности молиться за своего крестника, во всем его поддерживать по жизни. Взрослому человеку крестные не нужны. Все, что требуется от верующего во время священнодействия, он делает самостоятельно.

После завершения Таинства на человека изливается Божья Благодать, которая должна заставить его отказаться от греховной жизни, если раньше он ее вел.

Таинство Крещения

Суть:

Человек вступает в Церковь, получает новое, духовное рождение. Пока человек не крестился, он полностью остается под властью первородного греха, но в крещении меняется способ бытия человека. Он соединяется со Христом и преодолевает зависимость от первородного греха. Не приняв таинство Крещения, человек не может принимать других церковных таинств. Совершаться оно может лишь один раз, в Символе веры об этом сказано: «Верую во едино крещение во оставление грехов».

Библейские основания:

Таинство установлено Иисусом Христом. В Евангелии от Иоанна сказано:Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин3 :5). Он Сам крестился от Иоанна Крестителя (Мф3 :15-16) и после Своего воскресения послал учеников проповедовать и крестить:Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа (Мф28 :19).

История:

В апостольские времена людей крестили сразу, практически без подготовки. Затем, со II века, установилась практика катехизации, подготовки взрослых людей к крещению (которое совершалось дважды в год, на Рождество и на Пасху). Как отдельное богослужение обряд Крещения сложился позднее.

О Таинстве Крещения на сайте «Фомы»

Богословское объяснение

Ex opere operato (или opus operato) — принцип, которым Римская церковь объясняет действие благодати через совершаемые таинства вне зависимости от личных достоинств тайносовершителя, однако в зависимости от его интенции (намерения). При этом в католическом и православном богословии считается, что действие дара благодати зависит от состояния принимающего этот дар; при «недостойном участии» соединение со Христом не происходит, возможно и «причастие в осуждение» (1Кор. , см. тж. преп. Симеон Новый Богослов, слово 33 и 41). Примером такого осуждения является причастие Иуды Искариота: «И после сего куска вошел в него сатана» (Ин. ). По мнению некоторых православных богословов православное понимание преложения Святых даров в Евхаристии не тождественно католическому пресуществлению.

В протестантизме считается, что таинства действуют не объективно, а субъективно — «силой веры». Поэтому человек должен участвовать в них сознательно.[нет в источнике] В лютеранском, реформатском и пресвитерианском, методистском и ряде других вероучений таинства определяются как средства благодати (англ.)русск. (лат. Media gratiae), в которых Слово Божье соединяется с физическим элементом (водой, хлебом и вином) и вместе передаются верующему (поэтому в некоторых протестантских традициях понятие «средства благодати» делится на Слово и Таинства в узком смысле). При этом концепция пресуществления в Евхаристии протестантами, как правило, не разделяется, а между лютеранской и реформатской трактовкой такого соединения существуют значительные богословские различия, исторически ставшие одной из основных причин разделения этих традиций.

Согласно руководителю отдела богословия и катехизации РС ЕХБ М. В. Иванову, обряды и церемонии евангельских христиан-баптистов «трудно назвать таинствами», в то время как М. Я. Жидков в реферате, зачитанном на 41-м съезде ЕХБ, называет Вечерю Господню «таинством воспоминания», а президент ЕАА С. В. Санников настаивает на богословской легитимности этого термина, «символическое» же истолкование, также присутствующее в среде ЕХБ, называет следствием духоборско-молоканского бэкграунда в её традиции. По мнению баптистского богослова К. А. Прохорова, под влиянием православия «символические истолкования „церковных установлений“», отражённые в современном официальном вероисповедании ЕХБ, «негласно подчиняются идее таинства, что делает общую картину экклезиологических взглядов отечественных баптистов более глубокой и нетривиальной». Такое сосуществование разных точек зрения на природу таинств характерно также для англиканства, объединённых церквей (лютеранско-реформатских) и некоторых других протестантских деноминаций.

Понятие об «автоматическом» действии таинств, которые «сами по себе передают благодать и могут даже обеспечить личное спасение», иногда обозначаемое термином «сакраментализм» (в широком смысле, без негативной коннотации, этот термин употребляется для обозначения самого учения о таинствах), может присутствовать в «народном благочестии», но не подтверждается официальными вероучениями основных христианских конфессий, которые подчёркивают, что само по себе механическое участие в таинствах без личной веры и сознательного («достойного») участия не только не приносит плодов, но может вести к осуждению. В связи с этим чинопоследования таинств, как правило, включают напутствия участникам о необходимости достойного участия и молитвы о том, чтобы оно послужило им не в осуждение, а во благо.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector