Провожая близкого человека в последний путь, не делайте этого, пожалуйста

Содержание:

Закрытие лица

Если на лоб умершего мирянина кладут венчик с изображением Христа, Богоматери и Иоанна Предтечи, то лицо священника целиком закрывают воздýхом – специальным богослужебным платом. Его накладывают в конце омовения. С ним же умершего священника и предают земле. Эта традиция описана в «Большом Требнике» епископа Константинопольской церкви Петра Могилы, а восходит она ко времени погребения Иисуса Христа. Его тело было полностью укутано в плащаницу, а лицо закрыто сударём – платом для утирания пота. Закрывать лицо принято и монахам.

Подобная традиция объясняется еще и тем, что в процессе похорон душа умершего обращается к Господу. И ничто не должно отвлекать ее. Поэтому плат, скрывающий лицо почившего священнослужителя от присутствующих на похоронах, становится своеобразной преградой для общения с миром живых.

Виды обряда отпевания. Правила поведения

Богослужебные книги содержат несколько вариантов богослужений. Они делятся на 2 типа: для мирян разных социальных статусов, возрастов, а также для духовных лиц. Второй из видов богослужений отличается более существенной длительностью.

Отпевание в церкви

Младенцев

Не проводится отпевание по всем традициям. Григорий Богослов писал о таких младенцах: «Они не прославятся и не накажутся праведным Судией». Это означает отсутствие возможности попасть в рай, но и в аду такие души не оказываются. Всегда считалось, что некрещеные до 7 лет, а также мертворожденные и умершие в утробе, нерожденные вследствие аборта не отпеваются. Но некоторое время назад правила изменились.

Мирянина

Если человек при жизни был верующим, принял крещение, посещал храм, исповедался, причащался, то он будет принят к Господу через отпевание в церкви. Обряд длится обычно полчаса.

Отпевание усопшего

Монашеское

До XVI века чин отпевания мирянина и монаха мало чем отличался. Сегодня разница между богослужениями более существенная:

  • имеет место разделение кафизмы 17 не на 3, а на 2 статии, при этом произносятся другие припевы;
  • не поется канон за усопших, а читаются антифоны степенны из 8 гласов (из Октоиха);
  • когда поется «Блажен», читаются тропари, которые напоминают монашеские обеты почившего;
  • перед последним целованием 5-10 стихиры не читаются, их заменяют особыми словами;
  • другие молитвы произносятся, когда выносят тело;
  • при бросании земли на гроб читают тропари.

Иерейское

Отпевание проводят по особым правилам. Иерейский Чин погребения предназначается для священников. Главные отличия: еще более существенная длительность, торжественность. Священнослужители полагают, что тот, кто получил благодать освящать других, при последнем прощании почитается особым образом.

Иерейская хиротония

Арахиерейское

Не является обязательным. Проводится такой Чин отпевания по указанию Первоосвященных. Он имеет несколько отличий от иерейского: исполнение «Непорочных» на 2 статии, а не на 3, произносят припевы, как при монашеском чине Погребения. Кроме того, добавляют новые тропари, седальны.

На первую седмицу Пасхи

Отпевание покойника допустимо проводить и в преддверии светлого религиозного праздника Пасхи. Но есть ограничения при этом – непосредственно в седмицу пасхальную Чин погребения не совершается. Отпевание же в преддверии великого праздника отличается большей радостью. Печальные песнопения такое богослужение исключает.

Отпевание усопшего

Первые действия после смерти близкого человека

Всевозможные ритуальные традиции существовали еще в язычестве. После Крещения Руси обряды погребения приобрели христианскую символику. Тело покойного старались предать земле, а не сжигали на костре и не отправляли плыть по реке. Именно тогда стали использоваться гробы – деревянные ящики, в которые помещались тела людей по окончанию земной жизни.

Сегодня существует масса ритуалов, связанных с погребением. Часть из них не несет никакого смысла и не имеет религиозной основы, но некоторые ритуальные обряды помогут упорядочить процедуру похорон.

Если христианин долго болеет и предчувствует скорую кончину, ему нужно собороваться. Для соборования, исповеди и причастия приглашают священника, который может произвести все необходимые Таинства вне стен церкви.

Если православный христианин умер дома, его тело омывают водой с чтением молитвы «Трисвятое». Сделать это может любой человек, но лучше доверить омовение близкому родственнику. Желательно, чтобы женщину омывала женщина, а мужчину – мужчина, но это не является обязательным условием. Вода для омовения тела может быть любой, т.е. идти в храм за святой водой не нужно.

После омовения тело облачают в чистую одежду, надевают нательный крест (если умерший христианин не носил крестик), кладут на стол или другую твердую поверхность и накрывают саваном. При выборе последней одежды нужно ориентироваться на пожелания христианина при жизни. Некоторые заранее готовят свой погребальный наряд, и покойного лучше облачить именно в него.

Если такой возможности нет, покойного омоют в морге. Если человек умер в больнице, на улице или в любом другом общественном месте, и его тело сразу отвезли в морг (по законам РФ и других стран труп отвозят именно в морг, а не домой), можно читать молитвы дома. Порядок похорон у православных христиан, которые умерли дома или вне его стен, один и тот же. Сразу после смерти человека дома можно зажечь лампадку или свечку и провести этот день (или вечер) в тишине и молитвах.

Как проходят похороны: дома или в храме?

В советское время многие верующие вынуждены были заочно совершать чин отпевания. После него в храме священником выдавалась освященная земля. Так родственники могли самостоятельно выполнить этот обряд. Но со временем в народном сознании действие с землёй было отделено от Чина погребения. Многие перестали видеть в этом назидательный характер. А освященной земле стали приписывать волшебные свойства вроде «пропуска» в Царствие Небесное.

По окончании Чина погребения близкие и родственники гасят свечи и в последний раз совершают прощание с новопреставленных. Но как правильно прощаться с покойником у гроба? Для этого совершают целование иконы, лежащей в а груди почившего, или венчика на голове умершего.

После этого гроб закрывают и предают земле. При погребении православного христианина на могиле водружается крест. Это свидетельствует об исповедании веры в Иисуса Христа, Претерпевшего крестную смерть для спасения всех людей. В Православии традиционно крест ставится в ноги на могиле. Так покойный лицом обращен к кресту на восток. У других христианских конфессий, наоборот, его помещают у изголовья.

Особенности отпевания

Над телом умершего мирянина поется «Господи, помилуй» и «Трисвятая песнь», а также читается канон «Последование по исходу души от тела». При отпевании иерея выбирают другой канон.

Первая молитва, начинающаяся со слов «Боже духов и всякие плоти», является общей для всех почивших, поэтому ее произносят и над мирянами, и над скончавшимися православными священниками. На похоронах служителей Господа после первого, второго и третьего чтения Евангелия дополнительно читаются еще три молитвы об упокоении. В первой – живые обращаются к Богу Отцу с просьбой даровать покой умершему. Вторая молитва – благодарность Иисусу Христу. Третья – обращена к Святой Троице и содержит моление упокоить душу почившего и даровать утешение всем живым.

Над телом священника также читаются четыре Апостола (богослужебная книга) и четыре Евангелия, которые прерываются пением антифонов, напоминающих о благодати, которой удостоится усопший в Царстве Божием. В завершении звучит разрешительная молитва, свиток с ее текстом вкладывается в руку умершего.

Если по пути от храма до кладбища над телом мирянина поют «Святый Боже», то над телом священника – ирмосы великого канона «Помощник и Покровитель».

История чинов погребения

Любопытно, что известное нам сегодня чинопоследование появилось относительно недавно. Идея особого порядка похорон священнослужителей возникла в Византии в XIV веке. До того византийская церковь имела общий для всех обряд погребения, который больше всего напоминал то, как сегодня хоронят православных монахов. Итак, особое чинопоследование было изобретено в Византии и распространилось к концу XIV века. В XV веке то же чинопоследование было перенято Русским царством. Примечательно в этой истории то, что исторически не священнический чин погребения возник из усложнения «обычного», мирского обряда, но наоборот: обряд похорон мирян возник в результате упрощения изначального обряда, который поныне применяется только к священнослужителям. На Руси новую систему чинопоследования распространил митрополит Киприан: конкретно это выразилось в тех исправлениях, которые он внес в «Служебник» и «Требник».

В итоге, чинопоследование, каким Русская Православная Церковь знает его ныне, впервые было полностью сформулировано в Требнике Киевского митрополита Петра Могилы в XVII веке – и с тех пор оно не менялось. В требниках современного образца чин погребения над членом белого духовенства значится как «Последование мертвенное над скончавшимся священником». Примечательно, что тот же чин погребения полагается также и епископам – они формально принадлежат к черному духовенству, однако для них делается исключение ввиду исторических причин.

Любопытно также и то, как на протяжение веков русская православная церковь пыталась урегулировать вопрос погребения священников, подвергнутых дисциплинарным взысканиям. Например, как следует хоронить священника, который был отстранен от служения – а вскоре умер, так и не получив восстановления в полномочиях? В конечном итоге было решено, что если священнику грозило временное отстранение и перед смертью он покаялся, то хоронят его как священника. Если же он был низведен до мирянина и лишен сана насовсем, то тогда его хоронили как мирянина.

Храмы на кладбищах Москвы

Что можно и что нельзя класть в гроб некрещенному?

В данному случае правила для крещенных и некрещенных одинаковы. Запрещается помещать в гроб покойнику:

  • Фотографии живых людей.
  • Личные вещи знакомых и родственников.
  • Нельзя облачать покойника в одежду живых родственников. Если нет возможности купить одежду для покойника, Вы можете заказать погребальный наряд в ритуальном агентстве.
  • Не рекомендуется хоронить покойника с живыми цветами внутри гроба.
  • Укладывать иконы, кресты и прочую православную атрибутику.

В гроб покойнику можно положить только его личные вещи, и те предметы, которые ему были дороги. К таким относятся: расческа, часы, носовой платок, любимая книга. Если предстоит кремация, класть в гроб металлические предметы запрещено.

Отпевание – важная часть похоронного процесса. Что такое заочное отпевание

Чин отпевания (погребения) – это обряд, сопровождаемый произнесением молитвенных слов при последнем прощании с умершим. Богослужение чаще всего проводится в храме. Допустимы и другие варианты: дома, где находится тело покойного, на кладбище. Выполняется чин отпевания единожды. При этом есть ряд внешних атрибутов, без которых сложно представить обряд:

  • чело покойника покрывает венец – символ победы, имеется в виду превосходство над искушениями, страданиями;
  • присутствующие держат свечи, также их зажигают и в помещении – это означает свет, а также вестник спасения, любовь близких.

Есть еще одна важная особенность – необходимость читать молитвы. Родственники таким образом помогают умершему преодолеть переход от земного к загробному миру. Когда проводится заочное отпевание усопшего, физически нет возможности использовать специальные атрибуты (свечи, венец), т. е. по разным причинам тело отсутствует. Однако есть возможность прочесть молитву. Это намного важнее, чем внешние проявления. При проведении такой формы отпевания происходят те же процессы с душой – отрыв от земного, путешествие по местам обитания душ и т. д. Такой эффект обеспечивает сила молитвы, человеческая вера.

Отпевание усопшего

Подготовка тела к погребению

В настоящее время священнослужителей готовят к упокоению следующим образом. Сперва их тела омывают и одевают. Делают это специфическим образом: сперва с помощью влажной губки три священнослужителя трут покойного крестообразными движениями, а затем его тело закутывают в полотно. После этого тело священнослужителя должно быть обмазано елеем с помощью губки и облачено в его богослужебное одеяние. Покойного укладывают в гроб, его лицо покрывают специальным платком (т.н. «воздухом»), в его правую руку вкладывается крест, а в левую — Евангелие.

Сама по себе традиция покрытия лица при похоронах ведет свою историю еще со времен самого Христа: его лицо было закрыто сударем – специальным платком, которым вытирали пот с лица. Существует версия, согласно которой лица священнослужителей при погребении закрывают, потому что их взор в этот момент должен быть обращен к Господу, а не к миру, однако это, скорее всего, является более поздней рационализацией давнего подражательного обычая. И обычай этот, слегка видоизменившись, дошел до современности: разница в том, что сегодня лица священников укрывают литургическим платом (потому что они были совершителями Тайн Божиих), а на лица послушников кладут особый укрой – все эти детали были изложены уже в Требнике Петра Могилы.

Как известно большинству верующих православных, при похоронах мирян поются святые гимны, в частности «Господи помилуй», «Трисвятое», а также читается канон «Последование по исходу души от тела». Когда хоронят православного священника, читаются немного другие литургические тексты и в ином порядке. В том числе их читается и попросту больше. В частности, молитвы и каноны поются при омовении тела священнослужителя, затем – после того, как его облачают в его богослужебное одеяние, затем – перед началом похоронной процессии, а затем еще раз – когда гроб выносится из храма.

Длительность

Существует два вида заупокойных служб. Каждая из них длится по-разному:

  1. Упрощенный, краткий вид панихиды называется литией. Она предполагает прочтение завершающего отрывка одной большой заупокойной панихиды. Длительность литии составляет 6 минут. Ее разрешено читать любому православному верующему человеку самостоятельно дома или на кладбище.
  2. Если же имеется необходимость в длительной молитве, то в церкви проводят полную версию панихиды. По времени она занимает приблизительно 22 минуты. Начинается с песнопения «Трисвятое». Подобную панихиду чаще всего люди просят прослужить в храме или на кладбище.

Закрытие лица

Если на лоб умершего мирянина кладут венчик с изображением Христа, Богоматери и Иоанна Предтечи, то лицо священника целиком закрывают воздýхом – специальным богослужебным платом. Его накладывают в конце омовения. С ним же умершего священника и предают земле. Эта традиция описана в «Большом Требнике» епископа Константинопольской церкви Петра Могилы, а восходит она ко времени погребения Иисуса Христа. Его тело было полностью укутано в плащаницу, а лицо закрыто сударём – платом для утирания пота. Закрывать лицо принято и монахам.

Подобная традиция объясняется еще и тем, что в процессе похорон душа умершего обращается к Господу. И ничто не должно отвлекать ее. Поэтому плат, скрывающий лицо почившего священнослужителя от присутствующих на похоронах, становится своеобразной преградой для общения с миром живых.

Завершение чтений и песен

В финальной части чина священники поют стихиры — гимнографические песнопения, приуроченные к определенному церковному событию или празднеству. Тексты стихир на стиховне состоят из восьми частей, называемый гласами, каждая из которых делится на отрывки из псалмов. Каждый отрывок гласа предваряется определенным стихом: например, перед первым отрывком гласа всегда идет Псалом 141:8: «Изведи из темницы душу мою, исповедатися Имене Твоему.» На похоронах священника читают по три отрывка из каждого гласа. В конце читают разрешительную молитву, после чего свернутый свиток с ее текстом вкладывают в руку усопшего.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОХОРОН

ПО ПРАВОСЛАВНОМУ ОБРЯДУ

Подробнее

Как отпевают христиан

Перед процедурой следует обратиться в храм и договориться со священником. При оформлении заказа родственники умершего должны предоставить в церковь справку о смерти и свидетельство о бальзамации из морга. В лавке при церкви можно заранее узнать, сколько длится отпевание православных умерших, чтобы договориться об организации похорон на кладбище.

Отпевание умершего (покойника) в церкви проходит на третьи сутки. Во время процедуры тело усопшего должно находиться в гробу. Перед заносом в храм покойный должен быть полностью подготовлен: на его лбу должен лежать венец, на груди должен находиться нательный крестик, а тело умершего должно быть накрыто погребальным покрывалом.

После внесения гроба с телом покойного в храм его устанавливают таким образом, чтобы лицо усопшего было направлено к алтарю. По периметру гроба ставят 4 восковых свечи. Схематично они напоминают крест. Во время процедуры родственники и близкие покойного должны стоять рядом. Лучше купить в церковной лавке свечи и держать их зажженными. Когда будет читаться специальный чин, стоит также молиться вместе с батюшкой.

Что нужно для отпевания

Перед проведением процедуры родственникам или друзьям покойного надо приобрести:

  • нательный крестик, если умерший его не носил;
  • икону Спасителя;
  • листок с разрешительной молитвой (продается в церковной лавке любого храма);
  • погребальное покрывало;
  • венчик для погребения;
  • свечи.

Все эти предметы (кроме свечей) кладутся в гроб вместе с покойником.

Как и когда проходит церковное отпевание православного умершего

Усопшего отпевают на третий день после смерти, если для этого нет каких-либо препятствий. Именно на третий день после смерти на кресте произошло Воскресение Христа. Также некоторые святые, к примеру Симеон Солунский, писали о том, что третий день символизирует веру православных в Святую Троицу, их стремление к трем христианским добродетелям (вере, надежде и любви), а также из-за того, что человек проявляет себя в делах, словах и мыслях. Т.е. три – это сакральное число в православии, означающее благую весть.

Как совершается чин отпевания покойника

Во время процедуры священнослужителем совершается специальный чин над гробом с телом. Этот чин упрощенно включает в себя пение стихир и канона и чтение Апостола и Евангелия.

Сначала читаются начальные молитвы, которыми начинаются любые богослужения. Затем читаются или поются:

  • 90-й псалом из Псалтири «Живый в помощи»;
  • 118 псалом из Псалтири (17 кафизма);
  • тропари 5 и 4 гласа;
  • заупокойная ектенья;
  • седален за упокой;
  • 50-й псалом;
  • заупокойный канон 6 гласа;
  • богородичен седальна (песнопение в честь Богородицы);
  • заупокойный кондак;
  • 8 заупокойных стихир Иоанна Дамаскина;
  • Блаженны – заповеди блаженства;
  • прокимен «Блаже́н путь, во́ньже и́деши днесь, душе́, яко угото́вася тебе́ ме́сто упокое́ния»;
  • Апостол, 270 зачало;
  • Евангелие от Иоанна, зачало 16;
  • стихиры второго класса;
  • Трисвятое;
  • Отче наш;
  • Вечная память.

Все молитвенные песнопения произносятся священником и церковным хором. Родственники и друзья усопшего могут молчать во время церемонии, но лучше будет, если они станут молиться за покойного. Если неизвестна ни одна из вышеуказанных молитв, можно молиться своими словами за душу покойного, но лучше взять тексты чинопоследования заранее.

Если близкие покойного будут понимать, о чем поет хор, и для чего отпевают умершего, это усилит молитву и поможет душе усопшего. Плачи крики во время прощания не приветствуются, т.к. душа усопшего попадает к Господу, Его святым и к своим ушедшим родным и близким, окончив свой земной путь, и нужно радоваться этой благой вести, а не печалиться.

После завершения процедуры отпевания с усопшим в последний раз подходят проститься. Если у родственников нет сил подойти к гробу, это не является нарушением. Если человека хоронят в закрытом гробу, нужно прикладываться к кресту на крышке. Прощание обычно происходит достаточно быстро и длится не более 10 минут.

История возникновения

Войны сопровождали человечество всю многовековую историю. Одни государства захватывают территории других государств, проводят экспансию, насаждают своё учение, навязывают свой политический строй. Или сами граждане внутри страны решают кардинально изменить ход вещей. А в итоге гибнут люди. Их останки в лучшем случае отправляются домой в цинковом гробу или хоронятся здесь же, на месте проведения боевых действий. В худшем тела не обнаруживаются или закидываются в братские могилы как неопознанные трупы. И если ранее, во времена Царской России, при каждом войске находился капеллан, усердно справлявший последнюю службу над телами ведомыми и неведомыми перед погребением, то в годы СССР таковой отсутствовал.

Для верующих людей лишение чина отпевания было равносильно приравниванию умершего к святотатцам или разбойникам. Дабы воспрепятствовать подобной хуле батюшки стали проводить чин погребения заочно над горстью земли. Вдова, получившая похоронку на мужа, могла пойти в Церковь, заказать службу и подзахоронить отпетую землю на родственной могиле, условно считая, что и её супруг нашёл там упокоение.

При каких обстоятельствах священник может отказать в отпевании?

Он может отказать тогда, когда доподлинно знает, что новопреставленный при жизни хулил Бога или попросил в завещании не отпевать его. В этом случае священник, конечно, не будет этого делать.

Ничего не меняется после отпевания у человека, который при жизни не исповедовал Бога. А, тем более, если он позиционировал себя атеистом или агностиком, смеялся над верой и верующими, а, может, даже был их гонителем. Что может измениться для такого человека? Он же никогда не каялся, не исповедовался, не стремился к Богу, не желал Его.

Или, еще пример: покойный выражал при жизни желание, чтобы его, в соответствии с его воинствующими антихристианскими убеждениями, не отпевали, не вызывали священника и т.д. Но вот близкие и родственники, желая сделать лучше, по ложному «благочестию», могут прийти к собственному выводу о том, что заблуждавшегося при жизни покойного все-таки надо отпеть. Они считают, что душа этого бедного человека потом оценит эту «заботу» о ней.

Эту дикую медвежью услугу душе усопшего оказывают не только т.н. «полуверующие», которые ходят в храм только свечки ставить, да на Пасху куличи святить, но иногда даже и те, которые сами участвуют в таинствах, и вроде бы должны понимать внутреннюю сущность религии.

Не стоит навязывать душе близкого общение, которого он не хотел при жизни. Не следует делать себя вершителем, равным Богу.

Погребение священников

При подготовке, священников омывают и одевают

Омовение умерших архиереев и священников проводят три священнослужителя, отирая крестообразно, губкой пропитанной водой, после этого их отирают елеем.

Елей
церковнославянское название любого растительного масла которым отирают усопших

Елеем из губки принято возливать на тело усопшего священника, после окутывания его полотном.

В первую очередь одев усопшего в его обыденное одеяние без рясы. Покойному вкладывается в руку кадило.

После укладывания тела священника на уготованный стол, лик покрывают воздухом, затем в правую руку кладут крест, и после, во время служения панихид, над покойным читают Евангелие до начала отпевания.

Одеяния для погребения должны быть новыми.

Обязательным требованием является то, что священные одеяния и сапоги, используемые для облачения церковнослужителей, не должны были использоваться ранее.

При погребении покров, который положили на лицо священнослужителя, не снимают. В руки священника, непосредственно перед погребением, вкладывается Евангелие, которое читали над ним, и опускается в землю вместе с усопшим.

Провожая покойного, читают молитвы, а храмы звонят в колокола

Во время переноса тела священника в церковь и к могиле, обычно перед гробом идут люди, несущие Священное писание, крест, хоругви и всё сопровождается заупокойным звоном, ведь шествие само по себе представляет крестный ход.

Каждый храм начинает бить в колокола, когда рядом с ним проходит шествие. Сам гроб принято останавливать перед храмом и проводить заупокойную литию.

Во время переноса мертвеца, помимо литии, звучат вступительные стихи канона «Помощник и покровитель». В самой церкви около гроба по четырём сторонам обязательно расставляют четыре подсвечника.

Принято, что тело усопшего священника несут именно священнослужители, если их будет достаточно.

Похороны священника отца Сергия

При погребении произносят заупокойную ектению и придают тело земле

Когда несут тело усопшего священника к месту упокоения, поётся «Помощник и покровитель», а как только поднесут к могиле, читают «Трисвятое», поют литии и произносят заупокойную ектению, позднее идёт завершение богослужения.

После этого придают тело земле, как и при погребении мирян.

Может ли попасть душа в рай без отпевания

Отпевание не влияет на попадание души в рай, но любая молитва облегчает прохождение души мытарств. Согласно церковным учениям после смерти душа в течение 40 дней проходит 20 мытарств – испытаний смертными грехами. Если душа не пройдет эти испытания, она не сможет попасть в рай. Отпевание – это очень сильный молитвенный чин, который помогает душе успешно пройти все мытарства. Т.е. отпевание – это лишь помощь душе усопшего, но купить билет в Царство Божие нельзя. После смерти принято расплачиваться по-другому.

Также за любого крещенного покойного после погребения можно подавать записки в храме. Это можно делать даже в том случае, если он не был отпет.

Как православное учение относится к смерти

В православии могила считается символом воскрешения. Церковная догматика гласит, что Бог создал человека по своему подобию, и он словно сосуд, в котором находится Святой Дух. В связи с этим человеку необходимо заботиться о своем теле – это одно из важнейших христианских мировоззрений.

Когда в церкви отпевают умершего, происходит воспевание почестей, поскольку это Божий сосуд. А затем хоронят в землю с символической надеждой, что человек когда-нибудь воскреснет. Согласно церковным проповедям, христиан подобает хоронить как Иисуса Христа, в гробницах, так как в день Воскресения Бог сможет даровать им новую жизнь.

Однако, не стоит забывать, что речь идет не о воскрешении тела в прямом смысле, а о душе. И церковью также признается тот факт, что, если тело по каким-либо причинам было разрушено ввиду стихийного бедствия или пострадало от злого умысла, то и его душа также воскреснет при Страшном Суде.

Мнение Церкви и священнослужителей

Заочное отпевание, не завещанное современникам основателями христианской церкви, всегда было больным вопросом. В прошлом десятилетии Русская Православная Церковь дала в рамках своей юрисдикции официальный ответ на него: заочное отпевание допустимо в исключительных случаях. Священнослужители, как следует из сообщений СМИ, единодушны в главном: заочное отпевание — суровая необходимость, меньшее зло в сравнении с тем, чтобы ежегодно хоронить тысячи христиан неотпетыми вовсе без всякой их в том вины. Тем не менее, священники предупреждают о злоупотреблениях заочным отпеванием.

Во-первых, заочное отпевание – это действительно крайняя мера. Чтобы прибегнуть к ней, необходимо убедиться, что доставить тело в храм именно что невозможно, а не просто «неудобно», «долго» или «не хочется». Во-вторых, отпевание является заочным для покойного, но не для его семьи: все чаще происходит так, что родственники приходят в храм, чтобы попросить о заочном отпевании, передают батюшке контейнер с землей и спрашивают, когда «всё будет готово» и можно будет этот контейнер забрать, – священнослужители РПЦ предупреждают, что так поступать не следует. Наконец, иногда люди просят о повторном отпевании после уже свершившихся похорон, потому что им показалось, что отпевание, данное при похоронах, было «недостаточным» или «неправильным» – в этом случае священник имеет право отказать в проведении ритуала, поскольку отпевание по правилам совершается лишь единожды. Исключение может быть сделано в том случае, если проситель убедительно объяснит, что в первый раз ритуал был проведен категорически неверно, например, за десять минут прямо в морге человеком в священнической рясе, который, быть может, и не был священником вовсе (такое, увы, бывает).

Также следует помнить, что священник может отказать в заочном отпевании в том случае, когда точно не установлена смерть человека – даже если суд признал пропавшего без вести юридически мертвым.

28 Января 2020

Дополнительная информация, связанная с данным материалом:

Что делать с иконой из гроба после похорон

Что такое эпитафия

Что делать с вещами умершего

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector